Автор: Мозгова Галина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №629
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде
Раздел: дошкольное образование
Требования ФГОС ДО к развивающей
предметно-пространственной среде
Образовательная
среда
в
детском
саду
предполагает
специально
созданные
условия,
такие,
которые
необходимы
для
полноценного
проживания
ребенком
дошкольного
детства.
Под
предметно-развивающей
средой понимают определенное пространство, организационно оформленное
и
предметно
насыщенное,
приспособленное
для
удовлетворения
потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном
развитии
в
целом.
Современное
понимание
предметно-пространственной
среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка,
становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми
доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
1.
Требования
ФГО С
Д О
к
раз вивающей
п р е д м е т н о -
пространственной среде.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
обеспечивает
максимальную
реализацию
образовательного
потенциала
пространства
Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или
находящейся
на
небольшом
удалении,
приспособленной
для
реализации
Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для
развития
детей
дошкольного
возраста
в
соответствии
с
особенностями
каждого
возрастного
этапа,
охраны
и
укрепления
их
здоровья,
учета
особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать
возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей
разного
возраста)
и
взрослых,
двигательной
активности
детей,
а
также
возможности для уединения.
Развивающая
предметно-про ст ранственная
среда
д ол ж н а
обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для
него условия;
учет
национально-культурных,
климатических
условий,
в
которых
осуществляется
образовательная
деятельность;
учет
возрастных
особенностей детей.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
должна
быть
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной.
1)
Насыщенность
среды
должна
соответствовать
возрастным
возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное
пространство
должно
быть
оснащено
средствами
обучения
и
воспитания
(в
том
числе
техническими),
соответствующими
материалами,
в
том
числе
расходным
игровым,
спортивным ,
оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой
Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами
(в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-
пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для
детей
младенческого
и
раннего
возраста
образовательное
пространство
должно
предоставлять
необходимые
и
достаточные
возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными
материалами.
2)
Трансформируемость
пространства
предполагает
возможность
изменений
предметно-пространственной
среды
в
зависимости
от
образовательной
ситуации,
в
том
числе
от
меняющихся
интересов
и
возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм
и т.д.;
наличие
в
Организации
или
Группе
полифункциональных
(не
обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том
числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах
детской
активности
(в
том
числе
в
качестве
предметов-заместителей
в
детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,
игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую
сменяемость
игрового
материала,
появление
новых
предметов,
стимулирующих
игровую,
двигательную,
познавательную
и
исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями
здоровья
и
детей-инвалидов,
всех
помещений,
где
осуществляется образовательная деятельность;
свободный
доступ
детей,
в
том
числе
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
к
играм,
игрушкам,
материалам,
пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6)
Безопасность
предметно-пространственной
среды
предполагает
соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования.
Организация
самостоятельно определяет
средства
обучения,
в
том
числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные),
игровое,
спортивное,
оздоровительное
оборудование,
инвентарь,
необходимые для реализации Программы.
2.Особенности организации предметно-развивающей среды.
2.1. Основные требования к организации среды
Программа «От рождения до школы» не предъявляет каких-то особых
специальных
требований
к
оснащению
развивающей
предметно-
пространственной среды (как, например, в программе Монтессори), помимо
требований, обозначенных в ФГОС ДО. При недостатке или отсутствии
финансирования, программа может быть реализована с использованием
оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное,
соблюдать
требования
ФГОС
ДО
и
принципы
организации
пространства, обозначенные в программе.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
дошкольной
организации должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной.
2.2 Основные принципы организации среды.
Оборудование
помещений
дошкольного
учреждения
должно
быть
безопасным,
здоровьесберегающим,
эстетически
привлекательным
и
развивающим.
Мебель
должна
соответствовать
росту
и
возрасту
детей,
игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий
эффект.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
должна
быть
насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и
самостоятельной
деятельности
детей,
отвечающей
потребностям
детского
возраста.
Пространство
группы
следует
организовывать
в
виде
хорошо
разграниченных
зон
(«центры»,
«уголки»,
«площадки»),
оснащенных
большим
количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для
творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть
доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать
интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает
возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом
индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим
планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития могут выступать:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок ряжения (для театрализованных игр);
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных
мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений за природой);
• спортивный уголок;
• уголок для игр с песком;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности де-тей
— конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,
тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как
д инамич но е
про ст ранст во,
под вижно е
и
легко
и з м е н я е м о е .
При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая»
(статичная)
предметная
среда
не
сможет
выполнять
своей
развивающей
функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом
принцип
динамичности
—
статичности
касается
степени
подвижности
игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской
деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды
— это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если
это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками,
ящик с полифункциональным материалом и т.п.).
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет,
поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки,
игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и
решать игровую задачу.
В
старших
группах
замысел
основывается
на
теме
игры,
поэтому
разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное
воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся
игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы,
стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку
взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность
в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать
доступ
к
объектам
природного
характера;
побуждать
к
наблюдениям
на
участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений,
участию
в
элементарном
труде,
проведению
опытов
и
экспериментов
с
природным материалом.
Развивающая
предметно-про ст ранственная
среда
д о л ж н а
организовываться
как
культурное
пространство,
которое
оказывает
воспитывающее
влияние
на
детей
(изделия
народного
искусства,
репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
Особенности организации предметно-пространственной среды для
обеспечения эмоционального благополучия ребенка.
Для
обеспечения
эмоционального
благополучия
детей
обстановка
в
детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае
дети
быстро
осваиваются
в
ней,
свободно
выражают
свои
эмоции.
Все
помещения
детского
сада,
предназначенные
для
детей,
должны
быть
оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и
свободно.
Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где
он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды
дополняется
ее
художественно-эстетическим
оформлением,
которое
положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые
ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию
напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком
возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.
Особенности организации предметно-пространственной среды для
развития самостоятельности.
Среда
должна
быть
вариативной,
состоять
из
различных
площадок
(мастерских,
исследовательских
площадок,
художественных
студий,
библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по
собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться
в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в
несколько недель.
Особенности организации предметно-пространственной среды для
развития игровой деятельности.
Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно
обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей.
Игровое
оборудование
должно
быть
разнообразным
и
л е г ко
трансформируемым.
Дети
должны
иметь
возможность
участвовать
в
создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее
усовершенствование должны иметь и родители.
Особенности организации предметно-пространственной среды для
развития познавательной деятельности.
Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность
для
активного
исследования
и
решения
задач,
содержать
современные
материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы
для экспериментирования и пр.)
Особенности организации предметно-пространственной среды для
развития проектной деятельности.
Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им
большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и
ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие
множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной
исследовательской деятельности воспитателей и детей
Особенности организации предметно-пространственной среды для
самовыражения средствами искусства.
Образовательная
среда
должна
обеспечивать
наличие
необходимых
материалов,
возможность
заниматься
разными
видами
деятельности:
живописью,
рисунком,
игрой
на
музыкальных
инструментах,
пением,
конструированием,
актерским
мастерством,
танцем,
различными
видами
ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.
Особенности организации предметно-пространственной среды для
физического развития.
Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее
им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе
подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность
использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна
предоставлять условия для развития крупной моторики.
Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно
быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять
достаточно места для двигательной активности).
Заключение
Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда
развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец),
ни
одна
из
которых
не
может
полноценно
развиваться
вне
предметной
организации. Современный детский сад — это место, где ребенок получает
опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства
уверенности
в
себе,
дает
возможность
дошкольнику
испытывать
и
использовать
свои
способности,
стимулировать
проявление
им
самостоятельности, инициативности, творчества.