Напоминание

Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде


Автор: Мозгова Галина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №629
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде
Раздел: дошкольное образование





Назад




Требования ФГОС ДО к развивающей

предметно-пространственной среде

Образовательная

среда

в

детском

саду

предполагает

специально

созданные

условия,

такие,

которые

необходимы

для

полноценного

проживания

ребенком

дошкольного

детства.

Под

предметно-развивающей

средой понимают определенное пространство, организационно оформленное

и

предметно

насыщенное,

приспособленное

для

удовлетворения

потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном

развитии

в

целом.

Современное

понимание

предметно-пространственной

среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка,

становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми

доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

1.

Требования

ФГО С

Д О

к

раз вивающей

п р е д м е т н о -

пространственной среде.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

обеспечивает

максимальную

реализацию

образовательного

потенциала

пространства

Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или

находящейся

на

небольшом

удалении,

приспособленной

для

реализации

Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для

развития

детей

дошкольного

возраста

в

соответствии

с

особенностями

каждого

возрастного

этапа,

охраны

и

укрепления

их

здоровья,

учета

особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать

возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей

разного

возраста)

и

взрослых,

двигательной

активности

детей,

а

также

возможности для уединения.

Развивающая

предметно-про ст ранственная

среда

д ол ж н а

обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для

него условия;

учет

национально-культурных,

климатических

условий,

в

которых

осуществляется

образовательная

деятельность;

учет

возрастных

особенностей детей.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

должна

быть

содержательно-насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной,

вариативной, доступной и безопасной.

1)

Насыщенность

среды

должна

соответствовать

возрастным

возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное

пространство

должно

быть

оснащено

средствами

обучения

и

воспитания

том

числе

техническими),

соответствующими

материалами,

в

том

числе

расходным

игровым,

спортивным ,

оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой

Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,

оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность

всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами

(в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой

моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-

пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для

детей

младенческого

и

раннего

возраста

образовательное

пространство

должно

предоставлять

необходимые

и

достаточные

возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными

материалами.

2)

Трансформируемость

пространства

предполагает

возможность

изменений

предметно-пространственной

среды

в

зависимости

от

образовательной

ситуации,

в

том

числе

от

меняющихся

интересов

и

возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих

предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм

и т.д.;

наличие

в

Организации

или

Группе

полифункциональных

(не

обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том

числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах

детской

активности

том

числе

в

качестве

предметов-заместителей

в

детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры,

конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,

игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую

сменяемость

игрового

материала,

появление

новых

предметов,

стимулирующих

игровую,

двигательную,

познавательную

и

исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными

возможностями

здоровья

и

детей-инвалидов,

всех

помещений,

где

осуществляется образовательная деятельность;

свободный

доступ

детей,

в

том

числе

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

к

играм,

игрушкам,

материалам,

пособиям,

обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6)

Безопасность

предметно-пространственной

среды

предполагает

соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и

безопасности их использования.

Организация

самостоятельно определяет

средства

обучения,

в

том

числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные),

игровое,

спортивное,

оздоровительное

оборудование,

инвентарь,

необходимые для реализации Программы.

2.Особенности организации предметно-развивающей среды.

2.1. Основные требования к организации среды

Программа «От рождения до школы» не предъявляет каких-то особых

специальных

требований

к

оснащению

развивающей

предметно-

пространственной среды (как, например, в программе Монтессори), помимо

требований, обозначенных в ФГОС ДО. При недостатке или отсутствии

финансирования, программа может быть реализована с использованием

оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное,

соблюдать

требования

ФГОС

ДО

и

принципы

организации

пространства, обозначенные в программе.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

дошкольной

организации должна быть:

• содержательно-насыщенной, развивающей;

• трансформируемой;

• полифункциональной;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной;

• здоровьесберегающей;

• эстетически-привлекательной.

2.2 Основные принципы организации среды.

Оборудование

помещений

дошкольного

учреждения

должно

быть

безопасным,

здоровьесберегающим,

эстетически

привлекательным

и

развивающим.

Мебель

должна

соответствовать

росту

и

возрасту

детей,

игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий

эффект.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

должна

быть

насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и

самостоятельной

деятельности

детей,

отвечающей

потребностям

детского

возраста.

Пространство

группы

следует

организовывать

в

виде

хорошо

разграниченных

зон

(«центры»,

«уголки»,

«площадки»),

оснащенных

большим

количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для

творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть

доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать

интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает

возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом

индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим

планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития могут выступать:

• уголок для сюжетно-ролевых игр;

• уголок ряжения (для театрализованных игр);

• книжный уголок;

• зона для настольно-печатных игр;

• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных

мастеров и т. д.);

• уголок природы (наблюдений за природой);

• спортивный уголок;

• уголок для игр с песком;

• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности де-тей

— конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,

тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как

д инамич но е

про ст ранст во,

под вижно е

и

легко

и з м е н я е м о е .

При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая»

(статичная)

предметная

среда

не

сможет

выполнять

своей

развивающей

функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом

принцип

динамичности

статичности

касается

степени

подвижности

игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской

деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды

— это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если

это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками,

ящик с полифункциональным материалом и т.п.).

В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет,

поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки,

игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и

решать игровую задачу.

В

старших

группах

замысел

основывается

на

теме

игры,

поэтому

разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное

воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся

игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы,

стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку

взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность

в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать

доступ

к

объектам

природного

характера;

побуждать

к

наблюдениям

на

участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений,

участию

в

элементарном

труде,

проведению

опытов

и

экспериментов

с

природным материалом.

Развивающая

предметно-про ст ранственная

среда

д о л ж н а

организовываться

как

культурное

пространство,

которое

оказывает

воспитывающее

влияние

на

детей

(изделия

народного

искусства,

репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).

Особенности организации предметно-пространственной среды для

обеспечения эмоционального благополучия ребенка.

Для

обеспечения

эмоционального

благополучия

детей

обстановка

в

детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае

дети

быстро

осваиваются

в

ней,

свободно

выражают

свои

эмоции.

Все

помещения

детского

сада,

предназначенные

для

детей,

должны

быть

оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и

свободно.

Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где

он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды

дополняется

ее

художественно-эстетическим

оформлением,

которое

положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые

ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию

напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком

возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.

Особенности организации предметно-пространственной среды для

развития самостоятельности.

Среда

должна

быть

вариативной,

состоять

из

различных

площадок

(мастерских,

исследовательских

площадок,

художественных

студий,

библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по

собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться

в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в

несколько недель.

Особенности организации предметно-пространственной среды для

развития игровой деятельности.

Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно

обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей.

Игровое

оборудование

должно

быть

разнообразным

и

л е г ко

трансформируемым.

Дети

должны

иметь

возможность

участвовать

в

создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее

усовершенствование должны иметь и родители.

Особенности организации предметно-пространственной среды для

развития познавательной деятельности.

Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность

для

активного

исследования

и

решения

задач,

содержать

современные

материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы

для экспериментирования и пр.)

Особенности организации предметно-пространственной среды для

развития проектной деятельности.

Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им

большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и

ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие

множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной

исследовательской деятельности воспитателей и детей

Особенности организации предметно-пространственной среды для

самовыражения средствами искусства.

Образовательная

среда

должна

обеспечивать

наличие

необходимых

материалов,

возможность

заниматься

разными

видами

деятельности:

живописью,

рисунком,

игрой

на

музыкальных

инструментах,

пением,

конструированием,

актерским

мастерством,

танцем,

различными

видами

ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.

Особенности организации предметно-пространственной среды для

физического развития.

Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее

им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе

подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность

использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна

предоставлять условия для развития крупной моторики.

Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно

быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять

достаточно места для двигательной активности).

Заключение

Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда

развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец),

ни

одна

из

которых

не

может

полноценно

развиваться

вне

предметной

организации. Современный детский сад — это место, где ребенок получает

опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и

сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства

уверенности

в

себе,

дает

возможность

дошкольнику

испытывать

и

использовать

свои

способности,

стимулировать

проявление

им

самостоятельности, инициативности, творчества.



В раздел образования