Напоминание

"Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС ДО"


Автор: Кабыш Кристина Витальевна
Должность: воспитатель, первой квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ Детского сада № 7 "Золотой ключик"
Населённый пункт: г. Гуково Ростовской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Кабыш Кристина Витальевна

Воспитатель, первой

квалификационной категории

МБДОУ Детского сада № 7

«Золотой ключик»

«ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Введение

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования

придает

направлению

работы

с

родителями

принципиально

новую

значимость.

Признание

приоритета

семейного

воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения.

Новизна

этих

отношений

определяется

понятиями

«сотрудничество»

и

«взаимодействие».

Именно в семье происходит первичная социализация, формируется первичное

мировоззрение ребенка.

Основной целью взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с

семьей является создание единого пространства или алгоритма «родители –

дети – педагоги». Для достижения данной цели нами определены следующие

задачи:

- создание условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;

- установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между

педагогами и родителями;

- оказание

психолого-педагогической

поддержки

родителям

в

воспитании

ребенка

и

повышении

компетентности

в

вопросах

развития

и

воспитания,

охраны и укрепления здоровья детей;

- непрерывное

повышение

компетентности

педагогов

в

вопро с ах

взаимодействия с семьей воспитанников.

Признание

приоритета

семейного

воспитания

требует

новых

взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений

о п р е д е л я е т с я

п о н я т и я м и

« с о т р у д н и ч е с т в о »

и

«взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не

п р и н а д л е ж и т

п р и в и л е г и я

у к а з ы в а т ь ,

к о н т р о л и р о в а т ь ,

оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной

деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с

помощью общения.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов возможно

только при становлении ДОУ открытой системой. Открытость дошкольного

учреждения, включает «открытость внутрь» и «открытость наружу».

«Открытость

внутрь» –

это

вовлечение

родителей

в

образовательный

процесс

детского

сада.

Родители,

члены

семьи

могут

значительно

разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в

образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое

по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию,

«поход» в ближайший лес,

выход в музей, другие помогут в оснащении

педагогического процесса, третьи – чему-то научат детей. Таким образом, от

участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты

педагогического

процесса.

Прежде

всего –

дети. Педагоги,

в

свою

очередь,

имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны

домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда

просто поучиться.

«Открытость

наружу» -

означает,

что

детский

сад

открыт

влияниям

микросоциума,

готов

сотрудничать

с

расположенными

на

его

территории

социальными

институтами,

вовлекать

родителей

к

участию

в

конкурсах

(«Новогодняя

игрушка

на

елку»

в

4

микрорайон,

организуемая

депутатом

Деминым Э.Ю.).

В

практике

работы

нашего

дошкольного

учреждения

мы

используем

инновационные

формы

и

методы

взаимодействия

с

семьей,

что

является

немаловажным для реализации ФГОС. Мы используем в своей работе:

Социальный анализ состава семьи (что помогает правильно выстроить

работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы

взаимодействия с семьей);

Информационные

стенгазеты (представление

интересных

моментов

жизнедеятельности ребенка в детском саду); «Как я провел этот день», дневник

событий нашей группы.

Совместная

работа

родителей

с

детьми

по

придумыванию

сказок

и

историй;

«День открытых дверей» Это уже стало традицией в нашем ДОУ: показ

педагогических мероприятий по математике, аппликации (родители знакомятся

с задачами, правилами и традициями ДОУ); не только средство удовлетворения

естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего

способ

познакомить

родителей

с

условиями,

содержанием,

методами

и

приемами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда

очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в

жизни

и

воспитании

ребенка.

Знакомство

с

организацией

педагогического

процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми

может многому научить.

«Круглый

стол» (обсуждение

с

родителями

актуальных

проблем

во спитания

«Агре ссивное

поведение

ребенка»

и

др.); Расширяет

воспитательный кругозор не только родителей, но и нас, педагогов. Можно

предложить

для

обсуждения

различные

ситуации

из

семейной

жизни,

проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что

еще больше активизирует участников встреч.

Интерактивные – досуговые мероприятия. (всевозможные акции «Книжке

вторая

жизнь»,

праздники,

мероприятия

как

на

уровне

ДОУ,

так

и

муниципальном «Олимпиада по ПДД», «Два голоса», участниками, которых

являются дети, родители, педагоги, участвовали в конкурсе «Сибирь мой край

родной», «Яркие краски весны», ДТДиМ «Кукла – колокольчик, «Пасхальная

корзинка» и т.д.

Детско-родительские проекты (где дети не только открывают что-то новое

совместно

с

педагогом

в

ДОУ,

но

закрепляют

свои

знания

благодаря

экспериментированию

вместе

с

родителями

вне

детского

сада); проект

«История пуговицы», «Огород на окне».

Мастер-классы (где

руководителем является не только педагог, но и ребенок,

родитель «Книжкина больница »); Детские мастер классы («Как нарисовать

Снегурочку», «Фенечки»).

«Гость группы» - родителей привлекаем рассказать о своей профессии,

научить играть в игру, рассказать о своем увлечении и семейных традициях.

Семейная художественная студия «Умельцы» – это своего рода мастерская,

объединяющая семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении

педагога. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей в студии

может быть разнообразным по форме: совместные мастер-классы для родителей

по рисунку, живописи, рукоделию «Волшебный крючок», «Мода из косичек»,

«Превращения из синельной проволоки», «Бисероплетение».

Выставки,

вернисажи

детских

работ («Чудо

с

грядки»,

«Парад

снеговиков», «Символ года», «Как я провел лето» и др.);

Субботники «Лучший участок», «Даешь, горку!», «Наши куклы краше

всех!» (приглашаем в стихотворной форме).

Таким образом, использование инновационных форм работы с семьями

воспитанников дает положительный результат: родители становятся активными

участниками

образовательных

отношений

и

создается

атмосфера

взаимоуважения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен,

или, по крайней мере, неполноценен.

Литература:

1.Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4

2.Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья:

методика

работы

с

родителями:

Пособие

для

педагогов

и

родителей.

М:

Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.



В раздел образования