Автор: Кабыш Кристина Витальевна
Должность: воспитатель, первой квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ Детского сада № 7 "Золотой ключик"
Населённый пункт: г. Гуково Ростовской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Кабыш Кристина Витальевна
Воспитатель, первой
квалификационной категории
МБДОУ Детского сада № 7
«Золотой ключик»
«ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
Введение
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
придает
направлению
работы
с
родителями
принципиально
новую
значимость.
Признание
приоритета
семейного
воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения.
Новизна
этих
отношений
определяется
понятиями
«сотрудничество»
и
«взаимодействие».
Именно в семье происходит первичная социализация, формируется первичное
мировоззрение ребенка.
Основной целью взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с
семьей является создание единого пространства или алгоритма «родители –
дети – педагоги». Для достижения данной цели нами определены следующие
задачи:
- создание условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;
- установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между
педагогами и родителями;
- оказание
психолого-педагогической
поддержки
родителям
в
воспитании
ребенка
и
повышении
компетентности
в
вопросах
развития
и
воспитания,
охраны и укрепления здоровья детей;
- непрерывное
повышение
компетентности
педагогов
в
вопро с ах
взаимодействия с семьей воспитанников.
Признание
приоритета
семейного
воспитания
требует
новых
взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений
о п р е д е л я е т с я
п о н я т и я м и
« с о т р у д н и ч е с т в о »
и
«взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не
п р и н а д л е ж и т
п р и в и л е г и я
у к а з ы в а т ь ,
к о н т р о л и р о в а т ь ,
оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной
деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с
помощью общения.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов возможно
только при становлении ДОУ открытой системой. Открытость дошкольного
учреждения, включает «открытость внутрь» и «открытость наружу».
«Открытость
внутрь» –
это
вовлечение
родителей
в
образовательный
процесс
детского
сада.
Родители,
члены
семьи
могут
значительно
разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в
образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое
по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию,
«поход» в ближайший лес,
выход в музей, другие помогут в оснащении
педагогического процесса, третьи – чему-то научат детей. Таким образом, от
участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты
педагогического
процесса.
Прежде
всего –
дети. Педагоги,
в
свою
очередь,
имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны
домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда
просто поучиться.
«Открытость
наружу» -
означает,
что
детский
сад
открыт
влияниям
микросоциума,
готов
сотрудничать
с
расположенными
на
его
территории
социальными
институтами,
вовлекать
родителей
к
участию
в
конкурсах
(«Новогодняя
игрушка
на
елку»
в
4
микрорайон,
организуемая
депутатом
Деминым Э.Ю.).
В
практике
работы
нашего
дошкольного
учреждения
мы
используем
инновационные
формы
и
методы
взаимодействия
с
семьей,
что
является
немаловажным для реализации ФГОС. Мы используем в своей работе:
Социальный анализ состава семьи (что помогает правильно выстроить
работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы
взаимодействия с семьей);
Информационные
стенгазеты (представление
интересных
моментов
жизнедеятельности ребенка в детском саду); «Как я провел этот день», дневник
событий нашей группы.
Совместная
работа
родителей
с
детьми
по
придумыванию
сказок
и
историй;
«День открытых дверей» Это уже стало традицией в нашем ДОУ: показ
педагогических мероприятий по математике, аппликации (родители знакомятся
с задачами, правилами и традициями ДОУ); не только средство удовлетворения
естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего
способ
познакомить
родителей
с
условиями,
содержанием,
методами
и
приемами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда
очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в
жизни
и
воспитании
ребенка.
Знакомство
с
организацией
педагогического
процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми
может многому научить.
«Круглый
стол» (обсуждение
с
родителями
актуальных
проблем
во спитания
«Агре ссивное
поведение
ребенка»
и
др.); Расширяет
воспитательный кругозор не только родителей, но и нас, педагогов. Можно
предложить
для
обсуждения
различные
ситуации
из
семейной
жизни,
проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что
еще больше активизирует участников встреч.
Интерактивные – досуговые мероприятия. (всевозможные акции «Книжке
вторая
жизнь»,
праздники,
мероприятия
как
на
уровне
ДОУ,
так
и
муниципальном «Олимпиада по ПДД», «Два голоса», участниками, которых
являются дети, родители, педагоги, участвовали в конкурсе «Сибирь мой край
родной», «Яркие краски весны», ДТДиМ «Кукла – колокольчик, «Пасхальная
корзинка» и т.д.
Детско-родительские проекты (где дети не только открывают что-то новое
совместно
с
педагогом
в
ДОУ,
но
закрепляют
свои
знания
благодаря
экспериментированию
вместе
с
родителями
вне
детского
сада); проект
«История пуговицы», «Огород на окне».
Мастер-классы (где
руководителем является не только педагог, но и ребенок,
родитель «Книжкина больница »); Детские мастер классы («Как нарисовать
Снегурочку», «Фенечки»).
«Гость группы» - родителей привлекаем рассказать о своей профессии,
научить играть в игру, рассказать о своем увлечении и семейных традициях.
Семейная художественная студия «Умельцы» – это своего рода мастерская,
объединяющая семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении
педагога. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей в студии
может быть разнообразным по форме: совместные мастер-классы для родителей
по рисунку, живописи, рукоделию «Волшебный крючок», «Мода из косичек»,
«Превращения из синельной проволоки», «Бисероплетение».
Выставки,
вернисажи
детских
работ («Чудо
с
грядки»,
«Парад
снеговиков», «Символ года», «Как я провел лето» и др.);
Субботники «Лучший участок», «Даешь, горку!», «Наши куклы краше
всех!» (приглашаем в стихотворной форме).
Таким образом, использование инновационных форм работы с семьями
воспитанников дает положительный результат: родители становятся активными
участниками
образовательных
отношений
и
создается
атмосфера
взаимоуважения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен,
или, по крайней мере, неполноценен.
Литература:
1.Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4
2.Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья:
методика
работы
с
родителями:
Пособие
для
педагогов
и
родителей.
М:
Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.