Автор: Пуртова Елена Александровна
Должность: преподаватель специального фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Зареченская детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование исполнительской культуры в процессе занятий фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Статья на тему:
«Формирование исполнительской культуры в процессе занятий
фортепиано»
Преподавателя специального фортепиано МБУДО «ЗДШИ»
Пуртовой Елены Александровны
Исполнительская культура музыканта профессионала является важным
аспектом подготовки грамотного специалиста на уровне современных задач
музыкального воспитания и образования.
Исполнительская
культура
формируется
через
деятельность.
Человеческая
деятельность
протекает
в
двух
сферах:
материальной
и
духовной.
Художественная
деятельность
может
быть
творческой
(продуктивной)
и
нетворческой
(репродуктивный).
Мастер,
создающий
произведение искусства, является творцом, а его деятельность – творческой
деятельностью
При
этом
копия
оригинального
произведения
является
примером нетворческой деятельности.
Музыкальное
сочинение,
будучи
запечатленным
в
партитуре
или
клавире, является законченным художественным продуктом. Но для того,
чтобы стать произведение искусства, этот продукт должен исполнительски
материализовываться – в этом и заключается специфика музыки. Из этого
следует, что исполнительская деятельность – это проявление творческого
начала по отношению к авторскому образцу.
Интерпретация музыкального произведения.
Очевидно, что весь художественный опыт исполнителя мобилизуется
для
решения
творческой
задачи
–
исполнительского
воплощения
музыкального
произведения
(интерпретация).
Художественная
интерпретация
–
это
и
исполнительская
деятельность,
и
ее
конечный
результат. Это в совокупности представляет собой своеобразный процесс, не
имеющий прямых аналогий с другими видами искусства.
В
процессе
интерпретации
музыкального
произведения
можно
выделить четыре основных этапа:
1.
Возникновение художественного замысла;
2.
Формирование;
3.
Реализация;
4.
Проверка и оценка.
Подобное
деление
носит
условный
характер,
т.к.
невозможно
определить
грань,
отделяющую
окончание
предыдущего
этапа
от
начала
последующего.
Остановимся
на
характеристике
каждого
этапа.
Возникновению
замысла предшествует выбор произведения, предварительное знакомство с
ним, поиск идей осуществления интерпретации.
На этом начальном этапе преподаватель дает определенные ориентиры
художественного истолкования данного сочинения (эпоха создания, основные
черты
стиля
композитора
и
художественного
направления,
особенности
содержания и формы в самом общем плане). Пробудив интерес учащихся к
поискам
путей
самостоятельного
творческого
осмысления
главных
художественных
задач,
следует
перейти
к
технологическим
приемам
и
средствам воплощения, обусловленным пониманием этих задач. Одно и тоже
произведение
у
разных
исполнителей
отличается
не
только
по
художественному
замыслу,
но
и
по
всей
совокупности
художественно-
технологических возможностей (степень одаренности, музыкальный вкус,
исполнительский
темперамент
и
т.д.).
Данный
этап
интерпретации
предусматривает непосредственную работу за инструментом. Формирование
художе ственного
замысла
требует
от
учащихся
з н ач и т е л ь н о й
интеллектуальной активности, стимулированной педагогом.
Однако
стимуляция
интеллектуальной
деятельности
на
начальных
этапах
работы
над
произведением
не
должна
включать
готовые
исполнительские образцы – интерпретацию данного сочинения педагогом
или прослушивание записей других исполнителей. Обращение учащегося к
готовой интерпретации при не сформированном собственном отношении к
данному произведению приводит к серьезному исполнительскому просчету –
бездумному
копированию
отдельных
элементов
вне
связи
с
общим
художественным замыслом.
Понимание
конечных
задач,
связанных
с
исполнительским
воплощением
конкретного
произведения,
мысленное
представление
этих
задач, реализованных в рамках воображаемой интерпретации – это и есть
художественный
замысел.
Его
формированию
способствует
следующее:
представление об эпохе создания сочинения, стилистические особенности,
основные идеи, характер, аутентичность, образное содержание, принципы
формообразования и т.д. На этом этапе большая часть работы над сочинением
проводится
без
фортепиано.
Значение
мысленного
проигрывания
музыкального произведения трудно переоценить. Большую роль при этом
приобретает
творческое
воображение:
образные
ассоциации,
метафора,
гипербола, аналогии со смешанными видами искусств и т.д. Мысленное
исполнение является сознательной работой.
Воплощение или реализация художественного замысла – это перевод
мысленных символов на язык звуков. Данный этап характеризуется работой
за
инструментом,
в
ходе
которой
ученик
решает
задачи
воплощения
художественных идей. Это традиционный этап самостоятельной и классной
работы над произведением.
На этом этапе большое значение приобретает педагогический показ,
прослушивание записей данного произведения – впервые с момента начала
работы, т.к. художественный замысел исполнителя уже сформулирован, что
исключает опасность подмены творческой задачи копированием известных
образцов
интерпретации.
На
первый
план
выступает
система
отбора
выразительных средств, шлифовки звуковых деталей – техническая работа
ученика по реализации художественного замысла.
Проверку
и
оценку
замысла
следует
считать
завершающим
этапом
работы – на суд педагога и экзаменационной комиссии учащиеся выносят
конечный художественный результат, который зависит от многих факторов:
интеллектуального уровня, физического состояния учащегося, акустики зала,
качества
инструмента,
от
психологической
устойчивости
учащегося.
Особенно сильное влияние на конечный результат оказывает сценическая
выдержка либо ее отсутствие. В тех видах музицирования, где не требуется
исполнения
наизусть
(ансамбль
или
концертмейстерство),
боязнь
выступления проявляется в значительно меньшей степени. Следовательно,
учащиеся не столько опасаются маловыразительной интерпретации, сколько
боятся забыть нотный текст. Чтобы избежать неуверенности, произведение
должно быть выучено в совершенстве. Однако и это не исключает случаев
забывания текста, особенно когда ученик в процессе игры постоянно думает
о
том,
какие
звукосочетания
предстоят
ему
в
каждом
из
последующих
мгновений. Единственное средство борьбы с этим явлением – переключить
сознание
ученика
и
заставить
его
вести
динамическую
линию,
контролировать
фразировку.
Очень
важно
тренировать
музыкальную
находчивость: не бояться начать с того места, где споткнулись, а стараться
«проскочить»
его,
не
теряя
главных
нитей
музыкального
повествования.
Необходимо
вырабатывать
психологическую
устойчивость
в
понимании
тактических и стратегических задач искусства интерпретации.
Заключение
Подведем
некоторые
итоги.
Помимо
грамотного
разбора
и
общего
проникновения в художественный замысел сочинения, самым сложным для
учащихся
оказывается
овладение
стилем
данного
автора
–
постижение
стилистических особенностей, составляющих специфику творчества того или
иного композитора. Наиболее распространенным и серьезным замечаниям к
учащимся
является
исполнение
«не
в
стиле».
Проблема
исполнения
для
учащихся в конечном счете оказывается проблемой стиля.
Выявление
художественных
особенностей
содержания
и
формы
произведения
посредством
глубоко
индивидуальных
выразительных
и
технических
приемов
и
средств.
Присущих
данному
ученику,
несет
все
неисчислимое
богатство
и
многообразие
трактовок
и
стилей
исполнения
применительно к тому, что задумано автором-творцом. Решение проблемы
интерпретации
является
одним
из
главных
компонентов,
составляющих
специфику
исполнительской
культуры
учащихся
в
свете
требований
сегодняшнего дня – подготовки высокообразования творчески мыслящего
выпуска школы искусств.
В
связи
с
выше
изложенным,
остановимся
на
некоторых
задачах
педагога:
Постоянно
стимулировать
интеллектуальную
активность
учащихся;
Помогать возникновению художественного замысла;
Активно влиять на реализацию (воплощение) художественного
замысла;
Воспитывать
психологическую
устойчивость
учащегося
на
заключительном этапе исполнения.
Способствовать формированию творческого мышления ученика
посредством
анализа
особенностей
композиторского
стиля
применительного к разучиваемому сочинению
Список литературы
1.
А. Алексеев. «Методика обучения игре на фортепиано» М., 1977
2.
Вицинский
А.
Процесс
работы
пианиста-исполнителя
над
музыкальным произведением. Психологический анализ. М., 2003
3.
Корто А.О. О фортепианном искусстве. – М., 1965
4.
Либерман К. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.,
1988.
5.
Малинковская
А.
Класс
основного
музыкального
инструмента.
Искусство фортепианного интонирования М., 2005
6.
Р а х м а н и н о в
С .
И н т е р п р е т а ц и я
з а в и с и т
о т
т а л а н т а
и
индивидуальности
//
Рахманинов
С.
Литературное
наследие.
Т.
1.
М„ 1978.
7.
Савшинский С. Пианист и его работа. Л, 1961, 2-е изд. — М„ 2002.
8.
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947; 4-е изд.
— М„ 2003.
9.
Фейнберг С. Пианизм как искусство. М . 1965; 3-е изд — М., 2001.