Напоминание

"Формирование исполнительской культуры в процессе занятий фортепиано"


Автор: Пуртова Елена Александровна
Должность: преподаватель специального фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Зареченская детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование исполнительской культуры в процессе занятий фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья на тему:

«Формирование исполнительской культуры в процессе занятий

фортепиано»

Преподавателя специального фортепиано МБУДО «ЗДШИ»

Пуртовой Елены Александровны

Исполнительская культура музыканта профессионала является важным

аспектом подготовки грамотного специалиста на уровне современных задач

музыкального воспитания и образования.

Исполнительская

культура

формируется

через

деятельность.

Человеческая

деятельность

протекает

в

двух

сферах:

материальной

и

духовной.

Художественная

деятельность

может

быть

творческой

(продуктивной)

и

нетворческой

(репродуктивный).

Мастер,

создающий

произведение искусства, является творцом, а его деятельность – творческой

деятельностью

При

этом

копия

оригинального

произведения

является

примером нетворческой деятельности.

Музыкальное

сочинение,

будучи

запечатленным

в

партитуре

или

клавире, является законченным художественным продуктом. Но для того,

чтобы стать произведение искусства, этот продукт должен исполнительски

материализовываться – в этом и заключается специфика музыки. Из этого

следует, что исполнительская деятельность – это проявление творческого

начала по отношению к авторскому образцу.

Интерпретация музыкального произведения.

Очевидно, что весь художественный опыт исполнителя мобилизуется

для

решения

творческой

задачи

исполнительского

воплощения

музыкального

произведения

(интерпретация).

Художественная

интерпретация

это

и

исполнительская

деятельность,

и

ее

конечный

результат. Это в совокупности представляет собой своеобразный процесс, не

имеющий прямых аналогий с другими видами искусства.

В

процессе

интерпретации

музыкального

произведения

можно

выделить четыре основных этапа:

1.

Возникновение художественного замысла;

2.

Формирование;

3.

Реализация;

4.

Проверка и оценка.

Подобное

деление

носит

условный

характер,

т.к.

невозможно

определить

грань,

отделяющую

окончание

предыдущего

этапа

от

начала

последующего.

Остановимся

на

характеристике

каждого

этапа.

Возникновению

замысла предшествует выбор произведения, предварительное знакомство с

ним, поиск идей осуществления интерпретации.

На этом начальном этапе преподаватель дает определенные ориентиры

художественного истолкования данного сочинения (эпоха создания, основные

черты

стиля

композитора

и

художественного

направления,

особенности

содержания и формы в самом общем плане). Пробудив интерес учащихся к

поискам

путей

самостоятельного

творческого

осмысления

главных

художественных

задач,

следует

перейти

к

технологическим

приемам

и

средствам воплощения, обусловленным пониманием этих задач. Одно и тоже

произведение

у

разных

исполнителей

отличается

не

только

по

художественному

замыслу,

но

и

по

всей

совокупности

художественно-

технологических возможностей (степень одаренности, музыкальный вкус,

исполнительский

темперамент

и

т.д.).

Данный

этап

интерпретации

предусматривает непосредственную работу за инструментом. Формирование

художе ственного

замысла

требует

от

учащихся

з н ач и т е л ь н о й

интеллектуальной активности, стимулированной педагогом.

Однако

стимуляция

интеллектуальной

деятельности

на

начальных

этапах

работы

над

произведением

не

должна

включать

готовые

исполнительские образцы – интерпретацию данного сочинения педагогом

или прослушивание записей других исполнителей. Обращение учащегося к

готовой интерпретации при не сформированном собственном отношении к

данному произведению приводит к серьезному исполнительскому просчету –

бездумному

копированию

отдельных

элементов

вне

связи

с

общим

художественным замыслом.

Понимание

конечных

задач,

связанных

с

исполнительским

воплощением

конкретного

произведения,

мысленное

представление

этих

задач, реализованных в рамках воображаемой интерпретации – это и есть

художественный

замысел.

Его

формированию

способствует

следующее:

представление об эпохе создания сочинения, стилистические особенности,

основные идеи, характер, аутентичность, образное содержание, принципы

формообразования и т.д. На этом этапе большая часть работы над сочинением

проводится

без

фортепиано.

Значение

мысленного

проигрывания

музыкального произведения трудно переоценить. Большую роль при этом

приобретает

творческое

воображение:

образные

ассоциации,

метафора,

гипербола, аналогии со смешанными видами искусств и т.д. Мысленное

исполнение является сознательной работой.

Воплощение или реализация художественного замысла – это перевод

мысленных символов на язык звуков. Данный этап характеризуется работой

за

инструментом,

в

ходе

которой

ученик

решает

задачи

воплощения

художественных идей. Это традиционный этап самостоятельной и классной

работы над произведением.

На этом этапе большое значение приобретает педагогический показ,

прослушивание записей данного произведения – впервые с момента начала

работы, т.к. художественный замысел исполнителя уже сформулирован, что

исключает опасность подмены творческой задачи копированием известных

образцов

интерпретации.

На

первый

план

выступает

система

отбора

выразительных средств, шлифовки звуковых деталей – техническая работа

ученика по реализации художественного замысла.

Проверку

и

оценку

замысла

следует

считать

завершающим

этапом

работы – на суд педагога и экзаменационной комиссии учащиеся выносят

конечный художественный результат, который зависит от многих факторов:

интеллектуального уровня, физического состояния учащегося, акустики зала,

качества

инструмента,

от

психологической

устойчивости

учащегося.

Особенно сильное влияние на конечный результат оказывает сценическая

выдержка либо ее отсутствие. В тех видах музицирования, где не требуется

исполнения

наизусть

(ансамбль

или

концертмейстерство),

боязнь

выступления проявляется в значительно меньшей степени. Следовательно,

учащиеся не столько опасаются маловыразительной интерпретации, сколько

боятся забыть нотный текст. Чтобы избежать неуверенности, произведение

должно быть выучено в совершенстве. Однако и это не исключает случаев

забывания текста, особенно когда ученик в процессе игры постоянно думает

о

том,

какие

звукосочетания

предстоят

ему

в

каждом

из

последующих

мгновений. Единственное средство борьбы с этим явлением – переключить

сознание

ученика

и

заставить

его

вести

динамическую

линию,

контролировать

фразировку.

Очень

важно

тренировать

музыкальную

находчивость: не бояться начать с того места, где споткнулись, а стараться

«проскочить»

его,

не

теряя

главных

нитей

музыкального

повествования.

Необходимо

вырабатывать

психологическую

устойчивость

в

понимании

тактических и стратегических задач искусства интерпретации.

Заключение

Подведем

некоторые

итоги.

Помимо

грамотного

разбора

и

общего

проникновения в художественный замысел сочинения, самым сложным для

учащихся

оказывается

овладение

стилем

данного

автора

постижение

стилистических особенностей, составляющих специфику творчества того или

иного композитора. Наиболее распространенным и серьезным замечаниям к

учащимся

является

исполнение

«не

в

стиле».

Проблема

исполнения

для

учащихся в конечном счете оказывается проблемой стиля.

Выявление

художественных

особенностей

содержания

и

формы

произведения

посредством

глубоко

индивидуальных

выразительных

и

технических

приемов

и

средств.

Присущих

данному

ученику,

несет

все

неисчислимое

богатство

и

многообразие

трактовок

и

стилей

исполнения

применительно к тому, что задумано автором-творцом. Решение проблемы

интерпретации

является

одним

из

главных

компонентов,

составляющих

специфику

исполнительской

культуры

учащихся

в

свете

требований

сегодняшнего дня – подготовки высокообразования творчески мыслящего

выпуска школы искусств.

В

связи

с

выше

изложенным,

остановимся

на

некоторых

задачах

педагога:

Постоянно

стимулировать

интеллектуальную

активность

учащихся;

Помогать возникновению художественного замысла;

Активно влиять на реализацию (воплощение) художественного

замысла;

Воспитывать

психологическую

устойчивость

учащегося

на

заключительном этапе исполнения.

Способствовать формированию творческого мышления ученика

посредством

анализа

особенностей

композиторского

стиля

применительного к разучиваемому сочинению

Список литературы

1.

А. Алексеев. «Методика обучения игре на фортепиано» М., 1977

2.

Вицинский

А.

Процесс

работы

пианиста-исполнителя

над

музыкальным произведением. Психологический анализ. М., 2003

3.

Корто А.О. О фортепианном искусстве. – М., 1965

4.

Либерман К. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.,

1988.

5.

Малинковская

А.

Класс

основного

музыкального

инструмента.

Искусство фортепианного интонирования М., 2005

6.

Р а х м а н и н о в

С .

И н т е р п р е т а ц и я

з а в и с и т

о т

т а л а н т а

и

индивидуальности

//

Рахманинов

С.

Литературное

наследие.

Т.

1.

М„ 1978.

7.

Савшинский С. Пианист и его работа. Л, 1961, 2-е изд. — М„ 2002.

8.

Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947; 4-е изд.

— М„ 2003.

9.

Фейнберг С. Пианизм как искусство. М . 1965; 3-е изд — М., 2001.



В раздел образования