Автор: Дурманова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 229
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника.
С
принятием
ФГОС
игра
становится
содержанием
и
формой
организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во
все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то
есть,
мы
–педагоги
должны
максимально
насытить
жизнь
игрой
и
эмоциональными
событиями
и
направить
стратегию
педагогического
руководства
сюжетно-ролевой
игрой
к
стратегии
ее
педагогического
сопровождения.
Цель: повысить
значимость
организации
сюжетно-ролевой
игры
в
воспитательно - образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС
Задачи: Актуализировать
значение
сюжетно-ролевой
игры
для
успешной
социализации
ребенка.
Способствовать
использованию
в
практике
современных требований к организации сюжетно-ролевых игры.
По своему происхождению и содержанию игра является социальным
явлением, обусловленным развитием общества и его культуры. Это особые
формы
жизни
ребенка
в
обществе,
деятельность,
в
которой
ребенок
в
игровых условиях выполняет роли взрослых, воспроизводит их жизнь, труд,
отношения; форма познания мира, ведущая деятельность, в которой ребенок
удовлетворяет свои познавательные, социальные, нравственные, эстетические
потребности. В игре ребенок преодолевает противоречие между стремлением
к
большей
самостоятельности,
активного
участия
в
жизни
взрослых
с
реальными возможностями на этот счет.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности
не потому, что она занимает больше всего времени ребенка, а потому, что
приводит качественные изменения в его психике.
Игра дошкольников имеет ролевой характер, ее предпосылки формируются в
предметной деятельности ребенка раннего возраста, которой присущи:
- Отделение действий от предмета, обобщение их;
-
Использование
ребенком
неоформленных
предметов
как
заменителей
других;
- Отделение своих действий от действий взрослых и возникновения личных
действий ребенка;
- Сравнение своих действий с действиями взрослых и отождествление их;
- Воспроизведение ребенком в своих действиях действий взрослых, которые
отражают в определенной последовательности отрезки их жизни.
Важнейшей
предпосылкой
игровой
деятельности
ребенка
является
сравнение и отождествление ею своих действий с действиями взрослого,
личность и действия которого впервые становятся для нее образцом не только
объективно, но и субъективно. Если в раннем детстве центральным моментом
игры были предмет и способы действия с ним, то в дошкольном возрасте в
ней доминируют человек, его состояние, действия, отношения с другими
людьми.
По концепции Д. Эльконина об историческом характере возникновения
ролевой
игры,
игра
не
всегда
сопровождала
детство.
ее
возникновения
определяется историческим развитием общества и реальным местом ребенка
в системе общественных отношений.
Ролевая игра имеет социально обусловленный характер, поскольку в
ней ребенок действует под прямым или косвенным влиянием взрослого.
Мотивы игры содержатся в ее содержании. Ребенка интересует не столько
результат,
как
процесс
игры.
В
то
же
время
игра
воплощает
активное
стремление
ребенка
к
определенной
цели,
выражает
ее
способность
оперировать предметами, общаться, налаживать отношения со сверстниками
и тому подобное. Все это обуславливает результативность игры, которая
оказывается в познавательных, эмоциональных и других достижениях, что
ребенок накапливает, приобретает во время игровой деятельности.
Игра является средством отображения окружающей действительности,
способом освоения деятельности, взаимоотношений взрослых в доступной
для ребенка форме. Дошкольник воспроизводит точку зрения разных людей,
вступает
с
детьми
в
различные
отношения,
которые
отражают
реальное
взаимодействие взрослых. Поэтому вместо игрушек и других предметов они
используют объекты, которыми пользуются в своих практических действиях
взрослые.