Напоминание

Эссе


Автор: Лебедева Людмила Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1"
Населённый пункт: Удмуртская Республика, г. Можга
Наименование материала: Самая большая роскошь на свете – умение общаться. Антуан де Сент Экзюпери.
Тема: Эссе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Самая большая роскошь на свете – умение общаться.

Антуан де Сент Экзюпери.

Давайте вспомним наиболее близкие родственные слова к слову ОБЩЕНИЕ:

общеньице, общага, общество, общественный, общительный, сообщество. Вслушайся

в слова и поймёшь смысл и значение слова общаться.

Это что – то общее, объединяющее нас, как сообщество, умеющих общаться между

собой. Через общение мы понимаем друг друга или наоборот, не понимаем и не

воспринимаем человека.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как история планет.

У каждой есть особое, своё,

И нет планет похожих на неё.

Е. Евтушенко.

Поэтому, наверное, нам интересно общаться с разными людьми, получать новые

впечатления и новые знания. Мы ищем единомышленников, друзей. И как прав А.

Экзюпери, чьи слова стали темой размышления. Роскошь человеческого общения

ничто не может заменить. Человек воспринимает другого человека через общение с

ним, через поступки, через совместные дела. Общение – это такое естественное, что

так необходимо нам, людям. И нужно научиться самим и научить наших детей

строить своё общение правильно, развить те качества, которые необходимы.

Общению необходимо учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость. С

чего же строится общение? Многие психологи и люди с большим жизненным опытом

предложат начать общение с улыбки. И они правы. Помните мультфильм про того,

кто сидит в пруду? Какой страх испытал герой ленты, когда отражение отвечало ему

тем же, что он показывал ему. И какая радость от улыбки и приветливого

помахивания лапой. Так и наше общение лучше сложится от доброго отношения к

собеседнику. Успех в жизни достигается от нашего умения, наших знаний и умения

общаться. И несомненно, общение с людьми – это радость, которая существенно

облегчает жизнь. «Самая главная формула успеха - знание, как общаться с людьми».

Теодор Рузвельт. Но есть общение без слов. Возможно такое? Да, когда ты без слов

общаешься с дорогим тебе человеком, понимаешь его так, что слов уже и не надо,

только взглядом, прикосновением, улыбкой. И такое общение дорогого стоит. А как

же с теми людьми, кто оказался в силу каких – либо обстоятельств без общения? Ведь

общение подразумевает взаимоотношения между людьми. По – моему мнению,

«общение» у них происходит, но это диалог внутренний, сам с собой, или диалог с

Богом через молитвы, или с книгой, или с воображаемым другом или противником. И

это тоже общение? К примеру, иноки, взявшие обет молчания, Агафья Карповна

Лыкова – отшельница из Алтайского края, которой жить с людьми тяжело в силу

своего нелёгкого характера и устоявшихся взглядов. С одной стороны, жаль этих

людей, оставшихся без роскоши человеческого общения, а с другой – это их

сознательный выбор. Я же не представляю себе ни одного дня без бесед, общения с

друзьями, с родственниками, с воспитанниками, с интересными людьми. Одним

словом, я «купаюсь» в роскоши наших общений и это просто замечательно!

Эссе по теме

Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно

становится могучим и неотразимым, сказанное умело искренно и вовремя.

А.Ф Кони.

«Слово – одно из величайших орудий человека, - так писал А.Ф.Кони, один из самых

блестящих, выдающихся судебных ораторов своего времени, писатель и

общественный деятель. «Бессильно само по себе, оно становится могучим и

неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя». С чем я не могу не

согласиться, что подтверждается жизнью и тому есть примеры. И далее свою мысль

А.Ф. продолжил так, … «наш нравственный долг обращаться осторожно и умеренно

этим оружием и делать своё слово лишь слугою глубокого убеждения, не поддаваясь

соблазну красивой формы…». Иными словами, слово не ради слова, а слово для

дела. Порой только одним грубым словом можно глубоко ранить человека. И потом

ваши запоздалые слова извинений уже ничего для него не значат. И всё это слово.

Словами мы выражаем любое состояние нашей жизни: любовь и ненависть, радость

и печаль, обиду и горе. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно

полки за собой повести». И кто с этим будет спорить! Мы все в то или иной степени

сталкиваемся в жизни с ситуациями удачного или неудачного применения слов, или

ситуациями, когда слово вело на свершение важных дел, и наоборот, когда слово

подавляло инициативу, отталкивало от дела. Не потому ли наш народ придумал

много пословиц о слове и одна из них звучит в унисон с высказыванием оратора –

юриста «Слово – не стрела, а пуще стрелы разит». И потому так важно правильное,

осторожное, умелое употребление слова в речи любого человека, особенно педагога.

Вспоминается такой случай, когда в одном медицинском учебном заведении провели

эксперимент. Несколько молодых людей сообщали поочерёдно одному из студентов

о его болезненном виде и состоянии. И что получилось? Студент почувствовал себя

плохо и заболел. И это было слово. Мне ещё раз хочется обратиться к автору

высказывания. Отметить его мастерство, которое он применял во многих судебных

процессах. Не обошлось без его активного участия и помощи в одном из громких,

резонансных процессов, так называемом «мултанском» деле (1892 -1896г.). Вместе с

писателем В.Г. Короленко и всей прогрессивной общественностью подняли вопрос о

невиновности удмуртов в жертвоприношении. И смогли доказать это. Тем самым

спасли не только участников процесса, но и защитили удмуртскую народность как

таковую. Так вспоминают свидетели реакцию всех участников событий после

оглашения приговора: «Пронесся вздох облегчения, как будто камень свалился с

груди…. Кто –то слабо вскрикнул. Напряженные нервы не выдержали: многие из

публики – и мужчины, и женщины – плакали». И это было слово, «слово – орудие в

умелых руках». Думаю, а не появилась ли эта мысль у А.Ф. Кони именно после этого

громкого дела?

Поражает и порой удивляет умение людей пользоваться словом. Эта история

заинтересовала меня. Ещё один реальный пример из жизни. Произошло это в годы

Великой Отечественной войны с обычным русским доктором хирургом из

Челябинской области Егором Фёдоровичем Синяковым. История эта не на слуху. Об

этом человеке многие не знали и не слышали, до определённой поры и я в том

числе. В нечеловеческих условиях плена он сумел спасти тысячи жизней не только

своими профессиональными умениями. Но и словом смог спасти последних узников

концлагеря. Как, спросите Вы? Немного о ситуации. Советская армия вела бои на

территории Германии. Комендант лагеря «Кюстринг» получил приказ: часть здоровых

военнопленных отправить в глубь страны для работ, а больных и слабых уничтожить.

Это каким даром убеждения нужно обладать и так умело пользоваться словом, что

суметь убедить врага – фашиста, сохранить жизнь оставшимся узникам! И это было

слово.

Да и кто из нас не хотел бы научиться говорить красиво, убедительно, умело,

особенно в нашей профессии, в профессии педагога. Известно, что от культуры речи

педагога зависит культура речи детей. Помня об этом, педагоги должны

совершенствовать свою речь и считать это своим профессиональным долгом. А чтобы

состояться в профессии сколькому нужно научиться, сколько надо знать, какой

эрудицией обладать и так владеть словом, чтобы было интересно, чтобы ребёнок

захотел получить знания, взять книгу, узнать новое самому. А в заключении хочу

привести высказывание известного русского писателя А.П. Чехова - «Слово

сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая

интеллектуальная профессия (особенно наша) - речевая, поэтому «цветами

красноречия усыпан путь в любой карьере».

Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом

в практике жизни. Д.И. Писарев.

Неправильные, смешные ошибки в словах часто звучат в речи наших детей. И мы

весело на них реагируем. Знаю, что многие найдут свои примеры словесных

ошибок. Мы с интересом к ним прислушиваемся и адекватно на них реагируем.

Например, « Квасится, класится, кьясится» или «А мы мылом лицо мыли», «Кто, кто в

тюримочке живёт?» Но это – дети, они ещё не знают норм и правил русского языка. А

вот, когда случаются ошибки в использовании слов в речи взрослого, то это уже

проблема. Но я не согласна со словами Д.И. Писарева, «что неправильное

употребление слов ведёт к ошибкам в мыслях и в практике жизни». Я не знаю, с

какой статьей или проблемой связано это высказывание, может в том контексте или

той ситуации оно правильное. Но… актуальность и спорность для меня данного

высказывания очевидны. Мы все привыкли считать, что великие всегда правы и не

могут ошибаться. Возможно ли такое?

Давайте вернёмся к ошибкам, а конкретно к ошибкам в речи. Неправильное

произношение, постановка ударения, небольшой словарный запас, тавтология, слова

– паразиты, заимствованные слова из других языков, применяемые к месту и не к

месту, и многое другое - всё это обедняет нашу речь, приводит к косноязычию.

Как часто в повседневной жизни с экранов телевизора, из уст политиков и

общественных деятелей слышим речь с нарушением норм литературного языка.

Часто их можно было слышать в выступлениях наших политиков: Ельцина Бориса

Николаевича, Жириновского Владимира Вольфовича, Черномырдина Виктора

Степановича и Михаила Сергеевича Горбачёва других. Но у кого количество их

зашкаливает, так у мэра города Киева – Виталия Кличко. Был даже выпущен сборник

с его словесными «перлами». Вспомнилась известное высказывание, возможно и не

к месту. Н. Бердяев «За ошибки государственных деятелей расплачивается народ». В

этом высказывании речь идёт уже не о речевых, а о других ошибках. И они, к

сожалению, в истории нашей страны имели место быть. И были эти ошибки для

народа и страны нелёгким и испытанием. Это ещё раз напоминает нам о бережном,

умелом и осторожном обращении со словом и делом. Особенно сильных мира сего.

Вы скажете, кто из нас не ошибался в жизни, у кого их не было в письменной и

устной речи? С каждым это может произойти. Но иногда ошибки стоят жизни,

здоровья и свободы. Так пропуски букв искажали смысл слов. К примеру,

главнокомандующий. Пропуск одно буквы «л» и статья 58, без права переписки, или

слово Сталинград, пропуск буквы «р» и та же самая ситуация. Вы скажете, время

было суровое, шла война. Она и сейчас идёт за нашу молодёжь посредством СМИ,

Интернета, насаждения молодёжи ценностей западной культуры. Искажаются

исторические факты, переписывается история, сносятся памятники нашим воинам в

Европе. Особенно ярко это проявилось в Польше, Прибалтике, на Украине. Зачем?

Ответив на эти вопросы вы сами поймёте, в какое время мы живём. Конечно, когда

речь красива и соблюдаются все нормы речи, кажется всё верно. Верным кажется и

высказывание автора о неправильном употреблении и понимании слов, которые

ведут к ошибкам в речи, и приводят к ошибкам в поступках и действиях. Согласна с

автором и не согласна. Почему? В моей жизни я не встречалась с такими случаями, о

которых пишет Д.И.Писарев. Но они могут быть, нельзя этого исключать. Если их не

было в моей жизни, это не значит, что их не было и не может быть. Но в жизни чаще

слышу и вижу обратное. Допускают неправильное применение слов, ошибки в речи,

а мысли и дела правильные. И наоборот, если мы посмотрим ряд передач на

каналах нашего телевидения, посмотрим словесные «баталии», то убедимся в этом.

Многие из выступающих говорят правильно, смысл слов и их трактовку понимают,

речь поставлена, отсутствуют речевые ошибки, а вот мысль их ошибочная и порой

несёт много негативного по отношению к нашей стране и людям. Особенно это

звучит из уст представителей Украины, Польши и США, да и среди наших либералов

их много. Поэтому их слова вызывают бурю негодования у нас, жителей России. Или

такое нашумевшее выступление Коли с Уренгоя. Мы все жалостливые люди, можем

пожалеть и посочувствовать, но извиняться за варварские «подвиги фашистов» в

нашей стране - это верх цинизма. Снова несоответствие: нет неправильного

употребления слов, речь грамотная, с соблюдением норм немецкого языка, а мысль

вредная, а само выступление отвратительное. Чаще сталкиваюсь с примерами, когда

нет ошибок в речи, есть правильное понимание слов, а вот мысли и дела –

неправильные. Так прав ли Писарев Д.И.? Я отвечу, что нет. Снова повторяюсь.

Возможно кто – то сталкивался с такими ситуациями, о которых знал автор

высказывания. У меня другой опыт. Если посмотреть в Интернете, какие предлагают

темы для обсуждения в Думе о пенсионерах, о здравоохранении, образовании,

культуре и о многом ещё, то кажется, что там упражняются в красноречии, но не

думают о жизни народа. Написано и сказано грамотно, вид внешний соответствует

высокопоставленному лицу, нет неправильного понимания слов, а вот законы порой

принимаются во вред обычным людям. Могут быть ошибки речевые, иногда и смысл

слов бывает неправильно понят автором, но главное для меня то, чтобы были

поступки и дела были правильные! Возможно я не права, возможно ошибаюсь, но я

так думаю.

Профсоюз помог

Профсоюз поможет и поддержит.

Разъяснит законы и права.

Защитить всегда готов нас

Вплоть до забастовок и суда.

(слова из песни московских учителей).

Всю свою сознательную жизнь состояла в Профсоюзах разных по профилю

и отраслевому признаку учреждениях. И во всех Профсоюзах

объединяющим было одно: защита и помощь её членам. Сейчас бытует

мнение, что профсоюзы изжили себя и не нужны, и помощи от них

никакой. Это не совсем так. Попробую это опровергнуть.

А начну с первых профессиональных союзов и их значением.

Создавались эти союзы в конце ХVIII века во многих странах Западной

Европы и Америке. Почему стало необходимостью их появление?

Известно, что предпринимателям нужно получать больше доходов от

работы своих производств. А как их достичь, как сократить расходы на

продукт? И как правило, работодатель находили выход из этой ситуации за

счёт работающих: удешевление труда, увеличение рабочего времени и

отсутствия социальных гарантий. Кое - что из перечисленного и сейчас

можно видеть на предприятиях мелкого бизнеса, потому как там нет

профсоюзов и никто не встаёт на защиту прав работающих. Полагаться на

законы РФ нужно и должно, но они не всегда работают, потому как

бизнесмены имеют хороших юристов и адвокатов, которые находят

«лазейки» в нашем законодательстве. «Закон, что дышло, куда повернул,

туда и вышло» (пословица). А работающие, как правило, стараются

избежать прямых конфликтов и не связываются. Как в народе говорится «с

сильным не дерись, с богатым не судись». И эта народная мудрость

сформировалась на жизненном опыте. Современные профсоюзы не

только сохранили свои защитные функции, но и расширили свои

полномочия. Не потому ли Профсоюз нашей страны стал крупной,

общественной структурой и защищает права работающего населения

страны. Потому как, значение Профсоюза в том, что, объединившись мы

можем вести разговор не только с работодателем, но и органами власти.

Вносить свои предложения по реализации социально трудовых прав

работников. Выдвигать требования и добиваться их удовлетворения. Не

зря В.В. Путин говорил, что «сегодня без участия профсоюзов трудно себе

представить диалог между работниками и работодателями».

А сейчас непосредственно о том, как мне лично помог Профсоюз. В

профсоюз работников образования вступила, будучи ещё студенткой

педвуза. А потом, после «лихих» 90 -х, распада Союза и перемен в своей

жизни снова продолжила свою профсоюзную жизнь в сфере образования.

На сегодняшний день в данной организации уже около двадцати лет, чем

и горжусь. Наша работа творческая, эмоциональная, интересная. Просто

отсидеться здесь нельзя, надо работать. Да и не только в нашей

профессии, в любой другой тоже нужны инициативные, знающие люди.

Через каждые пять лет мы проходим аттестацию, повышаем свой

профессиональный уровень. Но, в отличии от не членов профсоюза у нас,

вступивших в профсоюз, есть преимущество в период прохождения

аттестации. При наличии грамот от Министерства образования России на

момент аттестации, мы можем подтвердить свою квалификацию

автоматически. Чем я и воспользовалась. Рада, что до сих пор состою в

профсоюзе. Он помог мне подтвердить свою квалификацию. Помощь?

Да ещё какая! Но это ещё не всё. На сайте «Одноклассники»

познакомилась с учителем начальных классов из Новосибирской области

села Венгерово. Она сетовала, на то, что её реферат исчез после неудачных

манипуляций с компьютером. Подробно расспросив её о стаже и наличии

грамот, выяснилось, что она тоже может пройти аттестацию в облегчённом

варианте. Была рада, что помогла коллеге. А сколько ещё было приятных

сюрпризов от нашего Профсоюза – это и небольшие денежные

вознаграждения ко многим государственным праздникам, посещение

концертов, поездки в цирк по более дешёвым билетам, нежели в продаже,

добавочные дни к отпуску за отсутствием больничных, путёвки детям в

лагеря и санатории. А в канун Нового года ещё один подарок от Совета

Можгинской городской организации профсоюза образования. С третьего

по шестое января были организованы профсоюзные каникулы для её

членов и их семей под весёлым и лозунгом «Чтобы снять забот житейский

груз, совместные каникулы проводит Профсоюз». Здесь и посещение

соляной комнаты, зимние забавы и игры в досуговых центрах,

аквааэробика, доставка еды. И всё это со скидкой. Ну и как было не

воспользоваться таким подарком от профсоюза. К своему

шестидесятилетию получила от Профсоюза Почётную грамоту за активное

участие в решении вопросов по защите законных прав и интересов

работников образования.

Конечно, многие скажут, «и только – то». Но наше поколение не привыкло

получать подарки просто так, «с неба». Всё, что мы имеем, всё заработано

своим трудом. И помощь от Профсоюза тоже бывает существенной, если

тому есть основания. В жизни иногда бывают ситуации, когда последней

надеждой в решении твоих проблем становится Профсоюз. Поэтому

нужно, чтобы молодёжь вступала в его ряды. Жизнь не стоит на месте,

меняется, выходят новые законы, жёстче становятся требования к

работающим. И только даже поэтому есть необходимость стать членом

профсоюза, который поможет тебе в решении проблем с работодателем и

улучшения твоей жизни и помощь семье.

С юбилеем, с большой датой и столетием тебя, Профсоюз работников

образования и науки Удмуртской республики!



В раздел образования