Автор: Лебедева Людмила Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1"
Населённый пункт: Удмуртская Республика, г. Можга
Наименование материала: Самая большая роскошь на свете – умение общаться. Антуан де Сент Экзюпери.
Тема: Эссе
Раздел: дошкольное образование
Самая большая роскошь на свете – умение общаться.
Антуан де Сент Экзюпери.
Давайте вспомним наиболее близкие родственные слова к слову ОБЩЕНИЕ:
общеньице, общага, общество, общественный, общительный, сообщество. Вслушайся
в слова и поймёшь смысл и значение слова общаться.
Это что – то общее, объединяющее нас, как сообщество, умеющих общаться между
собой. Через общение мы понимаем друг друга или наоборот, не понимаем и не
воспринимаем человека.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как история планет.
У каждой есть особое, своё,
И нет планет похожих на неё.
Е. Евтушенко.
Поэтому, наверное, нам интересно общаться с разными людьми, получать новые
впечатления и новые знания. Мы ищем единомышленников, друзей. И как прав А.
Экзюпери, чьи слова стали темой размышления. Роскошь человеческого общения
ничто не может заменить. Человек воспринимает другого человека через общение с
ним, через поступки, через совместные дела. Общение – это такое естественное, что
так необходимо нам, людям. И нужно научиться самим и научить наших детей
строить своё общение правильно, развить те качества, которые необходимы.
Общению необходимо учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость. С
чего же строится общение? Многие психологи и люди с большим жизненным опытом
предложат начать общение с улыбки. И они правы. Помните мультфильм про того,
кто сидит в пруду? Какой страх испытал герой ленты, когда отражение отвечало ему
тем же, что он показывал ему. И какая радость от улыбки и приветливого
помахивания лапой. Так и наше общение лучше сложится от доброго отношения к
собеседнику. Успех в жизни достигается от нашего умения, наших знаний и умения
общаться. И несомненно, общение с людьми – это радость, которая существенно
облегчает жизнь. «Самая главная формула успеха - знание, как общаться с людьми».
Теодор Рузвельт. Но есть общение без слов. Возможно такое? Да, когда ты без слов
общаешься с дорогим тебе человеком, понимаешь его так, что слов уже и не надо,
только взглядом, прикосновением, улыбкой. И такое общение дорогого стоит. А как
же с теми людьми, кто оказался в силу каких – либо обстоятельств без общения? Ведь
общение подразумевает взаимоотношения между людьми. По – моему мнению,
«общение» у них происходит, но это диалог внутренний, сам с собой, или диалог с
Богом через молитвы, или с книгой, или с воображаемым другом или противником. И
это тоже общение? К примеру, иноки, взявшие обет молчания, Агафья Карповна
Лыкова – отшельница из Алтайского края, которой жить с людьми тяжело в силу
своего нелёгкого характера и устоявшихся взглядов. С одной стороны, жаль этих
людей, оставшихся без роскоши человеческого общения, а с другой – это их
сознательный выбор. Я же не представляю себе ни одного дня без бесед, общения с
друзьями, с родственниками, с воспитанниками, с интересными людьми. Одним
словом, я «купаюсь» в роскоши наших общений и это просто замечательно!
Эссе по теме
Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно
становится могучим и неотразимым, сказанное умело искренно и вовремя.
А.Ф Кони.
«Слово – одно из величайших орудий человека, - так писал А.Ф.Кони, один из самых
блестящих, выдающихся судебных ораторов своего времени, писатель и
общественный деятель. «Бессильно само по себе, оно становится могучим и
неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя». С чем я не могу не
согласиться, что подтверждается жизнью и тому есть примеры. И далее свою мысль
А.Ф. продолжил так, … «наш нравственный долг обращаться осторожно и умеренно
этим оружием и делать своё слово лишь слугою глубокого убеждения, не поддаваясь
соблазну красивой формы…». Иными словами, слово не ради слова, а слово для
дела. Порой только одним грубым словом можно глубоко ранить человека. И потом
ваши запоздалые слова извинений уже ничего для него не значат. И всё это слово.
Словами мы выражаем любое состояние нашей жизни: любовь и ненависть, радость
и печаль, обиду и горе. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно
полки за собой повести». И кто с этим будет спорить! Мы все в то или иной степени
сталкиваемся в жизни с ситуациями удачного или неудачного применения слов, или
ситуациями, когда слово вело на свершение важных дел, и наоборот, когда слово
подавляло инициативу, отталкивало от дела. Не потому ли наш народ придумал
много пословиц о слове и одна из них звучит в унисон с высказыванием оратора –
юриста «Слово – не стрела, а пуще стрелы разит». И потому так важно правильное,
осторожное, умелое употребление слова в речи любого человека, особенно педагога.
Вспоминается такой случай, когда в одном медицинском учебном заведении провели
эксперимент. Несколько молодых людей сообщали поочерёдно одному из студентов
о его болезненном виде и состоянии. И что получилось? Студент почувствовал себя
плохо и заболел. И это было слово. Мне ещё раз хочется обратиться к автору
высказывания. Отметить его мастерство, которое он применял во многих судебных
процессах. Не обошлось без его активного участия и помощи в одном из громких,
резонансных процессов, так называемом «мултанском» деле (1892 -1896г.). Вместе с
писателем В.Г. Короленко и всей прогрессивной общественностью подняли вопрос о
невиновности удмуртов в жертвоприношении. И смогли доказать это. Тем самым
спасли не только участников процесса, но и защитили удмуртскую народность как
таковую. Так вспоминают свидетели реакцию всех участников событий после
оглашения приговора: «Пронесся вздох облегчения, как будто камень свалился с
груди…. Кто –то слабо вскрикнул. Напряженные нервы не выдержали: многие из
публики – и мужчины, и женщины – плакали». И это было слово, «слово – орудие в
умелых руках». Думаю, а не появилась ли эта мысль у А.Ф. Кони именно после этого
громкого дела?
Поражает и порой удивляет умение людей пользоваться словом. Эта история
заинтересовала меня. Ещё один реальный пример из жизни. Произошло это в годы
Великой Отечественной войны с обычным русским доктором хирургом из
Челябинской области Егором Фёдоровичем Синяковым. История эта не на слуху. Об
этом человеке многие не знали и не слышали, до определённой поры и я в том
числе. В нечеловеческих условиях плена он сумел спасти тысячи жизней не только
своими профессиональными умениями. Но и словом смог спасти последних узников
концлагеря. Как, спросите Вы? Немного о ситуации. Советская армия вела бои на
территории Германии. Комендант лагеря «Кюстринг» получил приказ: часть здоровых
военнопленных отправить в глубь страны для работ, а больных и слабых уничтожить.
Это каким даром убеждения нужно обладать и так умело пользоваться словом, что
суметь убедить врага – фашиста, сохранить жизнь оставшимся узникам! И это было
слово.
Да и кто из нас не хотел бы научиться говорить красиво, убедительно, умело,
особенно в нашей профессии, в профессии педагога. Известно, что от культуры речи
педагога зависит культура речи детей. Помня об этом, педагоги должны
совершенствовать свою речь и считать это своим профессиональным долгом. А чтобы
состояться в профессии сколькому нужно научиться, сколько надо знать, какой
эрудицией обладать и так владеть словом, чтобы было интересно, чтобы ребёнок
захотел получить знания, взять книгу, узнать новое самому. А в заключении хочу
привести высказывание известного русского писателя А.П. Чехова - «Слово
сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая
интеллектуальная профессия (особенно наша) - речевая, поэтому «цветами
красноречия усыпан путь в любой карьере».
Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом
в практике жизни. Д.И. Писарев.
Неправильные, смешные ошибки в словах часто звучат в речи наших детей. И мы
весело на них реагируем. Знаю, что многие найдут свои примеры словесных
ошибок. Мы с интересом к ним прислушиваемся и адекватно на них реагируем.
Например, « Квасится, класится, кьясится» или «А мы мылом лицо мыли», «Кто, кто в
тюримочке живёт?» Но это – дети, они ещё не знают норм и правил русского языка. А
вот, когда случаются ошибки в использовании слов в речи взрослого, то это уже
проблема. Но я не согласна со словами Д.И. Писарева, «что неправильное
употребление слов ведёт к ошибкам в мыслях и в практике жизни». Я не знаю, с
какой статьей или проблемой связано это высказывание, может в том контексте или
той ситуации оно правильное. Но… актуальность и спорность для меня данного
высказывания очевидны. Мы все привыкли считать, что великие всегда правы и не
могут ошибаться. Возможно ли такое?
Давайте вернёмся к ошибкам, а конкретно к ошибкам в речи. Неправильное
произношение, постановка ударения, небольшой словарный запас, тавтология, слова
– паразиты, заимствованные слова из других языков, применяемые к месту и не к
месту, и многое другое - всё это обедняет нашу речь, приводит к косноязычию.
Как часто в повседневной жизни с экранов телевизора, из уст политиков и
общественных деятелей слышим речь с нарушением норм литературного языка.
Часто их можно было слышать в выступлениях наших политиков: Ельцина Бориса
Николаевича, Жириновского Владимира Вольфовича, Черномырдина Виктора
Степановича и Михаила Сергеевича Горбачёва других. Но у кого количество их
зашкаливает, так у мэра города Киева – Виталия Кличко. Был даже выпущен сборник
с его словесными «перлами». Вспомнилась известное высказывание, возможно и не
к месту. Н. Бердяев «За ошибки государственных деятелей расплачивается народ». В
этом высказывании речь идёт уже не о речевых, а о других ошибках. И они, к
сожалению, в истории нашей страны имели место быть. И были эти ошибки для
народа и страны нелёгким и испытанием. Это ещё раз напоминает нам о бережном,
умелом и осторожном обращении со словом и делом. Особенно сильных мира сего.
Вы скажете, кто из нас не ошибался в жизни, у кого их не было в письменной и
устной речи? С каждым это может произойти. Но иногда ошибки стоят жизни,
здоровья и свободы. Так пропуски букв искажали смысл слов. К примеру,
главнокомандующий. Пропуск одно буквы «л» и статья 58, без права переписки, или
слово Сталинград, пропуск буквы «р» и та же самая ситуация. Вы скажете, время
было суровое, шла война. Она и сейчас идёт за нашу молодёжь посредством СМИ,
Интернета, насаждения молодёжи ценностей западной культуры. Искажаются
исторические факты, переписывается история, сносятся памятники нашим воинам в
Европе. Особенно ярко это проявилось в Польше, Прибалтике, на Украине. Зачем?
Ответив на эти вопросы вы сами поймёте, в какое время мы живём. Конечно, когда
речь красива и соблюдаются все нормы речи, кажется всё верно. Верным кажется и
высказывание автора о неправильном употреблении и понимании слов, которые
ведут к ошибкам в речи, и приводят к ошибкам в поступках и действиях. Согласна с
автором и не согласна. Почему? В моей жизни я не встречалась с такими случаями, о
которых пишет Д.И.Писарев. Но они могут быть, нельзя этого исключать. Если их не
было в моей жизни, это не значит, что их не было и не может быть. Но в жизни чаще
слышу и вижу обратное. Допускают неправильное применение слов, ошибки в речи,
а мысли и дела правильные. И наоборот, если мы посмотрим ряд передач на
каналах нашего телевидения, посмотрим словесные «баталии», то убедимся в этом.
Многие из выступающих говорят правильно, смысл слов и их трактовку понимают,
речь поставлена, отсутствуют речевые ошибки, а вот мысль их ошибочная и порой
несёт много негативного по отношению к нашей стране и людям. Особенно это
звучит из уст представителей Украины, Польши и США, да и среди наших либералов
их много. Поэтому их слова вызывают бурю негодования у нас, жителей России. Или
такое нашумевшее выступление Коли с Уренгоя. Мы все жалостливые люди, можем
пожалеть и посочувствовать, но извиняться за варварские «подвиги фашистов» в
нашей стране - это верх цинизма. Снова несоответствие: нет неправильного
употребления слов, речь грамотная, с соблюдением норм немецкого языка, а мысль
вредная, а само выступление отвратительное. Чаще сталкиваюсь с примерами, когда
нет ошибок в речи, есть правильное понимание слов, а вот мысли и дела –
неправильные. Так прав ли Писарев Д.И.? Я отвечу, что нет. Снова повторяюсь.
Возможно кто – то сталкивался с такими ситуациями, о которых знал автор
высказывания. У меня другой опыт. Если посмотреть в Интернете, какие предлагают
темы для обсуждения в Думе о пенсионерах, о здравоохранении, образовании,
культуре и о многом ещё, то кажется, что там упражняются в красноречии, но не
думают о жизни народа. Написано и сказано грамотно, вид внешний соответствует
высокопоставленному лицу, нет неправильного понимания слов, а вот законы порой
принимаются во вред обычным людям. Могут быть ошибки речевые, иногда и смысл
слов бывает неправильно понят автором, но главное для меня то, чтобы были
поступки и дела были правильные! Возможно я не права, возможно ошибаюсь, но я
так думаю.
Профсоюз помог
Профсоюз поможет и поддержит.
Разъяснит законы и права.
Защитить всегда готов нас
Вплоть до забастовок и суда.
(слова из песни московских учителей).
Всю свою сознательную жизнь состояла в Профсоюзах разных по профилю
и отраслевому признаку учреждениях. И во всех Профсоюзах
объединяющим было одно: защита и помощь её членам. Сейчас бытует
мнение, что профсоюзы изжили себя и не нужны, и помощи от них
никакой. Это не совсем так. Попробую это опровергнуть.
А начну с первых профессиональных союзов и их значением.
Создавались эти союзы в конце ХVIII века во многих странах Западной
Европы и Америке. Почему стало необходимостью их появление?
Известно, что предпринимателям нужно получать больше доходов от
работы своих производств. А как их достичь, как сократить расходы на
продукт? И как правило, работодатель находили выход из этой ситуации за
счёт работающих: удешевление труда, увеличение рабочего времени и
отсутствия социальных гарантий. Кое - что из перечисленного и сейчас
можно видеть на предприятиях мелкого бизнеса, потому как там нет
профсоюзов и никто не встаёт на защиту прав работающих. Полагаться на
законы РФ нужно и должно, но они не всегда работают, потому как
бизнесмены имеют хороших юристов и адвокатов, которые находят
«лазейки» в нашем законодательстве. «Закон, что дышло, куда повернул,
туда и вышло» (пословица). А работающие, как правило, стараются
избежать прямых конфликтов и не связываются. Как в народе говорится «с
сильным не дерись, с богатым не судись». И эта народная мудрость
сформировалась на жизненном опыте. Современные профсоюзы не
только сохранили свои защитные функции, но и расширили свои
полномочия. Не потому ли Профсоюз нашей страны стал крупной,
общественной структурой и защищает права работающего населения
страны. Потому как, значение Профсоюза в том, что, объединившись мы
можем вести разговор не только с работодателем, но и органами власти.
Вносить свои предложения по реализации социально трудовых прав
работников. Выдвигать требования и добиваться их удовлетворения. Не
зря В.В. Путин говорил, что «сегодня без участия профсоюзов трудно себе
представить диалог между работниками и работодателями».
А сейчас непосредственно о том, как мне лично помог Профсоюз. В
профсоюз работников образования вступила, будучи ещё студенткой
педвуза. А потом, после «лихих» 90 -х, распада Союза и перемен в своей
жизни снова продолжила свою профсоюзную жизнь в сфере образования.
На сегодняшний день в данной организации уже около двадцати лет, чем
и горжусь. Наша работа творческая, эмоциональная, интересная. Просто
отсидеться здесь нельзя, надо работать. Да и не только в нашей
профессии, в любой другой тоже нужны инициативные, знающие люди.
Через каждые пять лет мы проходим аттестацию, повышаем свой
профессиональный уровень. Но, в отличии от не членов профсоюза у нас,
вступивших в профсоюз, есть преимущество в период прохождения
аттестации. При наличии грамот от Министерства образования России на
момент аттестации, мы можем подтвердить свою квалификацию
автоматически. Чем я и воспользовалась. Рада, что до сих пор состою в
профсоюзе. Он помог мне подтвердить свою квалификацию. Помощь?
Да ещё какая! Но это ещё не всё. На сайте «Одноклассники»
познакомилась с учителем начальных классов из Новосибирской области
села Венгерово. Она сетовала, на то, что её реферат исчез после неудачных
манипуляций с компьютером. Подробно расспросив её о стаже и наличии
грамот, выяснилось, что она тоже может пройти аттестацию в облегчённом
варианте. Была рада, что помогла коллеге. А сколько ещё было приятных
сюрпризов от нашего Профсоюза – это и небольшие денежные
вознаграждения ко многим государственным праздникам, посещение
концертов, поездки в цирк по более дешёвым билетам, нежели в продаже,
добавочные дни к отпуску за отсутствием больничных, путёвки детям в
лагеря и санатории. А в канун Нового года ещё один подарок от Совета
Можгинской городской организации профсоюза образования. С третьего
по шестое января были организованы профсоюзные каникулы для её
членов и их семей под весёлым и лозунгом «Чтобы снять забот житейский
груз, совместные каникулы проводит Профсоюз». Здесь и посещение
соляной комнаты, зимние забавы и игры в досуговых центрах,
аквааэробика, доставка еды. И всё это со скидкой. Ну и как было не
воспользоваться таким подарком от профсоюза. К своему
шестидесятилетию получила от Профсоюза Почётную грамоту за активное
участие в решении вопросов по защите законных прав и интересов
работников образования.
Конечно, многие скажут, «и только – то». Но наше поколение не привыкло
получать подарки просто так, «с неба». Всё, что мы имеем, всё заработано
своим трудом. И помощь от Профсоюза тоже бывает существенной, если
тому есть основания. В жизни иногда бывают ситуации, когда последней
надеждой в решении твоих проблем становится Профсоюз. Поэтому
нужно, чтобы молодёжь вступала в его ряды. Жизнь не стоит на месте,
меняется, выходят новые законы, жёстче становятся требования к
работающим. И только даже поэтому есть необходимость стать членом
профсоюза, который поможет тебе в решении проблем с работодателем и
улучшения твоей жизни и помощь семье.
С юбилеем, с большой датой и столетием тебя, Профсоюз работников
образования и науки Удмуртской республики!