Автор: Ямцун Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №10" имени преподобного Сергия Радонежского
Населённый пункт: г. Березовский
Наименование материала: Проект
Тема: "Праздник Светлой Пасхи"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “
Детский сад №10” имени преподобного Сергия Радонежского.
Проект по теме:
“Праздник Светлой Пасхи”
( 2 младшая группа)
Подготовила:
воспитатель Ямцун Е.В.
2019, г. Березовский.
Введение
В
настоящее
время
проектная
деятельность
дошкольников
является
основой
технологического
образования,
так
как
многие
учёные
и
практики
считают,
что
в
таком
виде
деятельности
происходит активное усвоение знаний, умений и навыков детей.
Актуальность проекта заключается в том, что почти все семьи
активно участвуют в Пасхальном празднике : пекут куличи, делают
пасхи, красят яйца, но мало кто знает об истории и традициях этого
праздника. Я
считаю,
что
в
рамках
проекта
«Праздник Светлой
Пасхи» решается широкий круг задач нравственного, художественно
- эстетического воспитания. Работа в проекте объединяет и сближает
педагога,
детей,
а
так
же
их
родителей.
Что
положительно
сказывается
на
взаимоотношениях
всех
сторон,
а
это
тоже
немаловажный фактор в развитии ребёнка дошкольного возраста.
Главное,
что
проектная
деятельность
не
кажется
ребёнку
скучной,
назидательной,
а
наполняет
мировоззрение
ребёнка
естественно
и
гармонично.
Важно,
что
с
дошкольного
возраста
воспитывается желние познавать культуру своего народа.
Полное название проекта: «ПРАЗДНИК СВЕТЛОЙ ПАСХИ».
Автор проекта: Ямцун Елена Викторовна.
Продолжительность проекта: 1 неделя (краткосрочный).
Тип проекта: информационно – творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Возраст детей: 3-4 лет.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен
проект: дети недостаточно знают об обычаях и обрядах, связанных с
праздником Пасхи.
Цель
проекта:
знакомство
детей
с
христианским
праздником
СВЕТЛОЙ ПАСХИ и его обычаями.
Задачи, решаемые в рамках проекта:
Для детей:
1. Знакомство детей с православным праздником, расширение их
представления о народных обычаях и традициях.
2.
Развитие
эмоциональной
сферы,
чувства
сопричастности
к
всенародным торжествам.
3.
Развитие
творческих
способностей
(конструктивных
и
изобразительных) в процессе росписи и украшения пасхальных яиц,
применяя разные материалы.
4.
Развитие
навыка
рассказывания
стихотворений
о
Пасхе
с
соблюдением интонаций, приобщение к словесному искусству.
5. Развитие свободного общения детей со взрослыми.
Для педагогов:
1. Познакомить детей с православным праздником Пасхи.
2. Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных
видах деятельности.
3. Подбор методической и художественной литературы.
4. Изготовление дидактических пособий по теме, подбор наглядного
материала.
5.Закреплять умение отражать полученные впечатления в творческих
работах.
6. Привлечь внимание родителей к участию в проекте.
7. Прививать детям любовь и уважение к народным традициям.
Для родителей:
1.Принять участие в создании поделок вместе с детьми дома.
2. Принять участие в выставке работ.
3. Принимать участие в реализации проекта.
4. Поиск информации в литературе и в интернете.
5.Посещение храма для освящения пасхальных куличей и яиц.
.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Выставка
поделок
“Пасхальные
мотивы”.
Выставка
аппликаций
“Яичко к пасхе”. НОД “Праздник Светлой Пасхи”.
Название итогового мероприятия проекта:
Выставка поделок “ Пасхальные мотвы”.
Продукты проекта:
Для детей:
1.Аппликация “Яичко к пасхе”;
2.Поделки на тему «Пасхальные мотивы».
Для педагогов:
1. Организация выставки детских работ;
1.
Проведение НОД.
2.
Организация выставки поделок.
Для родителей:
1.Изготовление поделок совместно с детьми на тему «Пасха».
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
1.Умение применять полученные знания и умения на практике;
2.Развитие
творче ского
воображения
и
эм оциона льной
отзывчивости;
3.Общее представление детей о празднике «Пасха».
Для педагогов:
1.Расширение знаний детей о празднике СВЕТЛОЙ ПАСХИ;
2.Развитие познавательного интереса и любознательности;
3.Улучшение
ПРС
(литература,
иллюстрации,
стихотворения,
сказки).
Для родителей:
1.Увидеть продукт деятельности детей;
2.Осознание родителями необходимости заниматься с детьми;
3.Принятие активного участия в проекте.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Автор проекта:
Ямцун Елена Викторовна
Этапы проекта.
Подготовительный:
Проведение
бесед
с
детьми
на
тему:
«Что
такое
Пасха?»,
«
Почему
мы
красим
яйца?».
Подготовка
материала
для
изобразительной
деятельности.
Подборка
художественной
и
познавательной
литературы
для
чтения
детям.
Организация
пасхальных игр по теме. Планирование НОД.
Рекомендации
родителям по участию в выставке поделок. Беседуют о празднике
Пасхи, рассматривают книги, открытки, иллюстрации в книжном
уголке. Устраивают домашний просмотр русских народных сказок:
«Курочка
Ряба»,
«Колобок»
и
т.д.
Посещают
храм
во
время
освещения яиц и куличей.
Деятельный :
Организация деятельности с детьми. Просмотр мультфильмов по
теме.
Помощь
детям
в
выполнении
и
оформлении
рисунков,
аппликации. Уточнение и обогащение словаря по теме.Проведение
традициооных игр. Составление загадок, заучивание стихотворений.
Рекомендации
родителям
о
совместном
с
детьми
изготовлении
поделок по теме, оформление выставки работ вместе с детьми.
Дети
задают
вопросы
взрослым
по
теме,
заучивают
стихотворения, разгадывают загадки, рисуют, раскращивают, лепят,
делают
аппликации
по
теме.
Дома
дети
вместе
с
родителями
изготавливают поделки, затем в группе каждый ребенок показывает
и
рассказывает
о
поделке.
Дети
принимают
активное
участие
в
подвижных играх.
По рекомендации педагога родители проводят дома беседы с
детьми
о
празднике
Пасхи,
обычаях
и
традициях
празднования,
совместно
с
детьми
планируют
деятельность
и
изготавливают
поделки по теме.
Завершающий:
Организуется выставка детских работ и совместных поделок с
родителями
по
теме:
«Пасхальные
мотивы»
для
всех
родителей
группы
и
других
гостей
детского
сада.
Анализ
полученных
результатов
и
обобщение
опыта. Проведение
НОД
“Праздник
Светлой Пасхи”.
Во время проведения выставки каждый ребенок рассказывает о
своем рисунке, поделке и отвечает на вопросы по теме.
Посещают выставку детских работ.
Выводы.
В процессе бесед с детьми, были выявлены слабые знания о
празднике Пасха. Детям были предложены следующие вопросы:
-Какие праздники отмечают в вашей семье?
-Кто из вас знает праздник светлой Пасхи?
-Что мы празднуем в этот день?
-Как мы его отмечаем?
Беседа показала, что основная масса ребят не могут ответить на
вопросы, касающиеся праздника. В связи с этим и было решено
создать данный проект.
Были
выявлены
дополнительные
интересы
детей,
дополнены
задачи
проекта,
так
как
для
педагога
главным
является
формирование у детей активной жизненной позиции и определение
интересных вещей в мире вокруг.
В
ходе
повторной
беседы
ни
один
ребёнок
не
остался
безучастным
к
теме
беседы.
Большинство детей
с
интересом
рассказывали об особенностях праздника. Практически все дети с
удовольствием играют в игры, с которыми познакомились.
Это даёт право говорить о том, что цель проекта достигнута.
Результаты и социальная значимость проекта:
Необходимо
отметить,
что
в
результате
реализации
данного
проекта был собран разнообразный развивающий материал, который
активизировал интерес детей и взрослых по данной теме.
Весь материал, собранный в ходе проекта, обогатил предметную
развивающую среду группы.
Участие
детей
в
проектной
деятельности
способствовало
развитию
интеллектуальных
возможностей
дошкольников,
их
творческих
способностей,
детской
любознательности,
а
так
же
активизации интереса к народным праздникам.
Работа в проекте позволила привлечь родителей к совместной
деятельности со своими детьми. Это положительно сказалось на
эмоциональном фоне семьи и познавательной активности.
Данный проект – это ещё одна попытка расширить кругозор не
только детей, но и взрослых.
Приложение № 1
Беседа « Что такое Пасха?»
Начнем беседу, с того что когда-то давно Господь послал на Землю
своего сына- Иисуса, который должен был научить народ смирению
и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям
истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем
воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается
смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот
это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый
год ве Прочтем стихотворение.
Христос Воскрес!
Любуйтесь, детки,
Небесной яркой синевой.
Весна нарядит пышно ветки
Пушистой нежною листвой.
Христос Воскрес!
Забудьте санки,
Смотрите, как хлопочет грач.
Мы скоро будем на полянке
Бросать огромный звонкий мяч.
Христос Воскрес!
Сегодня нужно
На ручейке построить мост.
Мы жить со всеми будем дружно,
Мы разорять не будем гнезд.
Христос Воскрес!
Ликуйте, птички,
Мы не расставим вам сетей.
Кладите в гнездышки яички,
Чтоб деток вывести скорей.
Христос Воскрес!
Шумите травы.
Всем солнце светит с высоты,
Мы не сорвем вас для забавы,
Мы не нарушим красоты.
сной – и называется этот праздник Пасха.
Христос Воскрес!
На праздник Бога
Весь мир полюбим горячей.
Всем нужно счастья много, много.
Все просят солнечных лучей.
***П. Бунаков
Беседа «Почему мы красим яйца?»
Пасхальное
яйцо
-это
символ
плодородия
и
вечной
жизни.
К р а ш е н о е
я й ц о
с т а л о
с и м в о л о м
П а с х и .
Между собой в семье любят «чокаться» яйцами. Выигрывает тот,
ч ь е
я й ц о
н е
т р е с н у л о .
И
конечно
же,
в
традиции
Пасхи
входит
уже
всеми
нами
л ю б и м ы й
о б р я д
–
э т о
о б м е н
к р а ш е н ы м и
я й ц а м и .
Приложение№ 2.
Концпект НОД во 2 младшей группе “Праздник Светлой Пасхи.”
Цель: ознакомление детей с таинством Пасхи и народными
традициями.
Задачи:
- познакомить с особенностями празднования Пасхи в России;
- познакомить с православным преданием о пасхальном яичке как о
символе воскресения Христова;
- приобщать детей к истокам русской народной культуры;
- закрепить знания, изготовлением аппликации “Яичко на Пасху”.
Предварительная работа: знакомство детей с краткой историей
праздника Пасхи, с народными традициями. Рассматривание
иллюстраций по теме. Разучивание весенних хороводных игр,
закличек, считалок.
Оборудование и материалы: музыкальный центр, фонограммы,
муляжи яиц, веточки вербы, вареные яйца, пищевой краситель,
наклейки для украшения яиц, картинки на тему пасхи, пасхальная
выпечка,заготовки для аппликации.
Ход занятия. Под песню «Звучите песни до небес» воспитатель
выносит поднос с пасхальными атрибутами.
Воспитатель: Вот и пришла к нам долгожданная весна. И пусть на
дворе еще мороз, но светит солнце, и оно по-весеннему греет.
Природа обновляется, прилетели птицы, пробивается зелёная травка,
набухают почки на деревьях.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней.
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна.
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
А вместе с весной приходит Пасха - самый главный
христианский праздник Светлое Христово Воскресение. Начиная со
Светлого Воскресения, в течение сорока дней все верующие
приветствуют друг друга словами «Христос Воскрес», а в ответ
говорят «Воистину Воскрес». В этих словах заключается сущность
веры, радости. Давайте ребята попробуем попреветствовать другу
друга. (Проводим
приветствие).
В течение всей недели, когда отмечается православная Пасха
во всех храмах, разрешается любому, кто пожелает позвонить в
колокола. Давайте и мы с вами послушаем прекрасную музыку звона
колоколов.
Включить аудио запись «Пасхальный перезвон», после чего
дети читают стихи:
1 ребенок.
Колокол дремавший,
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
2ребенок. Вот и Пасха к нам пришла -
Праздник милый для меня!
Сколько радости принес,
И печали он унес.
3 ребенок.
Над лугами и полями,
Светит солнышко над нами.
Долгожданная весна
Нам день Пасхи принесла!
Воспитатель: Обычай красить на Пасху яйца по преданию
произошел от Марии Магдалины. Легенда гласит, что она после
воскрешения Господа и Вознесении Господнем пришла в Рим к
императору Тиверию, проповедуя Воскресение Господне, и
преподнесла в дар яйцо. На что император ответил, что он скорее
поверит, что яйцо станет красным, чем в воскрешение из мертвых. И
яйцо в этот момент в присутствии императора стало красным. И
следуя этому обычаю, мы дарим на Пасху раскрашенные яйца. С
Чистого Четверга начинается любимое занятие - раскрашивание и
роспись яиц. В простые узоры вложено много смысла.
Раскрашенные готовые яйца называют крашанки и писанки.
( Демонстрация муляжей яиц).
Совместная раскраска яиц пищевым красителем.
Воспитатель: Вся пасхальная неделя проходила в радостных
встречах и развлечениях. Люди ходили, друг другу в гости, дарили
подарки, водили хороводы, играли. Любимой пасхальной игрой на
Руси было «Найди яичко». Давайте и мы поиграем в эту игру.
Игра «Найди яичко». Все игроки отворачиваются. Ведущий прячет
яйцо под одной из шапок. Игроки по очереди пытаются отгадать, под
какой. Ведущий приподнимает ту шапку, на которую указывает
игрок; угадавший становится победителем.
Воспитатель: Другая пасхальная традиция – печь куличи. Пекут
куличи из сдобного дрожжевого теста и добавляют в него ванилин и
изюм, празднично и ярко украшая. Наши предки считали, что если
кулич удался, то в семье будет все благополучно. Ещё делают
творожные пасхи из массы творога, сливок, сливочного масла,
изюма, цукатов. (Демонстрация выпечки).
Словно яркая раскраска,
К нам домой, явилась пасха.
Принесла в своём лукошке,
Яйца, булочки, лепёшки,
Пироги, блины и чай.
Пасху весело встречай!
Игра «Расписное яичко».
А мы с яичком расписным поиграем и потанцуем. Кому в ладошку
яичко попадет, тот и плясать пойдет. Дети становятся в круг,
передают из рук в руки писанку. На ком мелодия заканчивается, тот
выходит в круг и танцует, а остальные хлопают.
Воспитатель: Дорогие ребята! А теперь давайте своими руками
изготовим аппликацию “Яичко на Пасху”. (Изготовление
аппликации)
Рефлексивно – корригирующий.
Ребята вам понравилось играть в народные игры?
А о каком празднике мы с вами говорили?
Как здоровались люди в этот день?
Что говорили в ответ?
Чем угощали друг друга?
А как готовились к празднику?
А у вас в семье отмечают Пасху?
Вам нравиться играть в пасхальные игры?
Молодцы!
Приложение №3.
ЗАГАДКИ
"Письмо от пасхального зайчика"
В праздник Пасхи дети получают письмо от зайки, вырезанное
тоже в форме зайца. В нем говорится, что если они отгадают все
загадки, то получат приз! К письму прилагалась первая загадка,
написанная на яйце из цветной бумаги.
К нам опять спешит весна,
Будет вновь веселье.
И несет с собой она Праздник …
(Воскресенья).
Как же дружно во дворе
Зазвенели птички.
Посмотрите – на столе
Красные ….
(яички)!
Что украсит праздник этот
Радостью особой?
Запах сладостного хлеба….
(Кулича Христова).
Светлый день глядит в оконце.
Радостно как в сказке.
И ласкает землю солнце.
Наступила ….
(Пасха).
Ангелы трубят о чуде
От земли и до небес.
Радуйтесь, ликуйте, люди,
Знайте же: Христос …
(Воскрес)
И звенят колокола:
«Пасха, Пасха к нам пришла!»
С радостью весенней Христова …
(Воскресенья).
Пришел к нам праздник самый лучший,
Любимый самый и самый певучий,
Празднуйте люди, все вместе!
Воскрес Христос- и это не сказка!
Вот и наступила долгожданная …
(Пасха)
А вот и чудо!
Христос Воскресе
(Воистину Воскресе)
Они бывают разные
Синие, зеленые, красные,
В природе часто встречаются,
А как они наз
ываются? …
(Яйца)