Исследовательская деятельность учащихся - основа творческого подхода к изучению биологии
Автор: Данченко Татьяна Николаевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: Гайворонский филиал МБОУ "СОШ № 8" Населённый пункт: с. Спасское, Спасский район, Приморский край Наименование материала: статья Тема: Исследовательская деятельность учащихся - основа творческого подхода к изучению биологии Раздел: среднее образование
Исследовательская деятельность учащихся - основа творческого подхода к
изучению биологии
Информация об опыте
Сегодня, в условиях модернизации современного образования, введения
профильной школы возникает необходимость внедрения новых педагогических
технологий , одним из направлений является построение содержания
образования на основе исследовательской деятельности. в этом и заключается
актуальность опыта.
Таким образом, важнейшей задачей современной школы является создание
таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени
психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного
развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями.
Под руководством учителя происходит чудо самосовершенствования,
самопознания и самовоспитания учащегося.
Технология опыта
Исследовательская деятельность в образовании используется с целью
приобщить учеников к конкретике науки как профессиональной деятельности.
Однако кроме этого мной исследование понимается как один из универсальных
способов познания действительности, способствующий развитию и бытию
личности в современном динамично изменяющемся мире. В этом случае оно
выступает как учебная практика, использующая опыт, наработанный наукой в
сфере организации исследования в конкретных предметных областях.
Учебно-исследовательскую деятельность я определяю как творческий процесс
взаимодействия учителя и учащихся по поиску решения (или понимания)
неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними
культурных ценностей, результатом которой становится развитие
исследовательской позиции к миру, другим и самому себе, а также
формирование (или расширение) мировоззрения.
Я понимаю исследовательскую деятельность не только в конкретно-
организационных рамках работы над заданной проблемой и написании
учащимся исследовательской работы, а шире, придерживаясь теории, что
учение вообще есть совместное исследование, проводимое учителем и
учеником.
Исследовательская деятельность в своей организации основывается на
принципах проектирования, где исследовательский проект — движущая форма
построения межличностного взаимодействия исследователя и научного
руководителя, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей
научного сообщества.
Организация исследовательской деятельности
Цели исследовательской деятельности:
—- в начальной школе — сохранение исследовательского поведения учащихся
как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к
учебной деятельности;
— в основной школе развитие дидактического и методического обеспечения
учебной деятельности средствами реализации исследова-тельских проектов как
способа обновления содержания образования;
— в старшей школе — развитие исследовательской компетенции и
предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения в старшей
школе;
Основные формы внеурочной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность
Метод проектов - это пример использования современных педагогических
технологий. Особенно он популярен среди преподавателей предметов
естественных наук для этого есть ряд причин.
1. Ни в одной науке нет такого наплыва фактических знаний о мире, как в
физике, химии, биологии.
2. Эти знания быстро растут в объеме, изменяются содержательно, появляются
новые разделы, такие как сенергетика, нанотехнологии и так далее. Их
распространению способствует развитие глобальной сети Интернет.
Вследствие этого свою потребность создания качественно нового, стремление
делать открытия ребенок принес в школу.
Но при внедрении этого метода возникают проблемы:
• учитель не владеет методикой его применения, его не учили этому в
институте, да и сама технология проектов еще до конца не определена;
• сам учитель не обучался по этой системе в школе;
• метод проектов требует применения новых информационных технологий, в
том числе и компьютерных;
А если добавить к этому нехватку кадров и, как следствие, перегрузку, то
становится понятным, с одной стороны, желание учителя овладеть методом
(исследования показали, что 78% учителей желают овладеть методикой
применении проекта), с другой — нежелание преодолевать эти трудности.
Проектно-исследовательская деятельность проходит через три этапа:
1-й — организационно-подготовительный (возникновение идеи, определение
темы, планирование предстоящей деятельности);
2-й — технологический (сбор и анализ информации, проведение необходимых
экспериментов, оформление результатов);
3-й — презентативный (мини-маркетинг, публичная защита проекта).
Особенно важное направление, — исследовательская деятельность школьников.
Проектные технологии я использую как при изучении обязательной учебной
программы, так и дополнительных дисциплин, а также и внеурочной
воспитательной работы.
— командные соревнования ;
— культурные мероприятия.
Научно – практическая конференции проводится ежегодно , начиная с 2012
года.
Таким образом, важнейшей задачей современной школы является создание
таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени
психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного
развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями.