Напоминание

Исследовательская деятельность учащихся - основа творческого подхода к изучению биологии


Автор: Данченко Татьяна Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: Гайворонский филиал МБОУ "СОШ № 8"
Населённый пункт: с. Спасское, Спасский район, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность учащихся - основа творческого подхода к изучению биологии
Раздел: среднее образование





Назад





Исследовательская деятельность учащихся - основа творческого подхода к

изучению биологии

Информация об опыте
Сегодня, в условиях модернизации современного образования, введения профильной школы возникает необходимость внедрения новых педагогических технологий , одним из направлений является построение содержания образования на основе исследовательской деятельности. в этом и заключается актуальность опыта. Таким образом, важнейшей задачей современной школы является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Под руководством учителя происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания учащегося.
Технология опыта
Исследовательская деятельность в образовании используется с целью приобщить учеников к конкретике науки как профессиональной деятельности. Однако кроме этого мной исследование понимается как один из универсальных способов познания действительности, способствующий развитию и бытию личности в современном динамично изменяющемся мире. В этом случае оно выступает как учебная практика, использующая опыт, наработанный наукой в сфере организации исследования в конкретных предметных областях. Учебно-исследовательскую деятельность я определяю как творческий процесс взаимодействия учителя и учащихся по поиску решения (или понимания) неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой становится развитие исследовательской позиции к миру, другим и самому себе, а также формирование (или расширение) мировоззрения. Я понимаю исследовательскую деятельность не только в конкретно- организационных рамках работы над заданной проблемой и написании учащимся исследовательской работы, а шире, придерживаясь теории, что учение вообще есть совместное исследование, проводимое учителем и учеником. Исследовательская деятельность в своей организации основывается на принципах проектирования, где исследовательский проект — движущая форма построения межличностного взаимодействия исследователя и научного руководителя, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества.
Организация исследовательской деятельности
Цели исследовательской деятельности: —- в начальной школе — сохранение исследовательского поведения учащихся
как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности; — в основной школе развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности средствами реализации исследова-тельских проектов как способа обновления содержания образования; — в старшей школе — развитие исследовательской компетенции и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения в старшей школе;
Основные формы внеурочной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность
Метод проектов - это пример использования современных педагогических технологий. Особенно он популярен среди преподавателей предметов естественных наук для этого есть ряд причин. 1. Ни в одной науке нет такого наплыва фактических знаний о мире, как в физике, химии, биологии. 2. Эти знания быстро растут в объеме, изменяются содержательно, появляются новые разделы, такие как сенергетика, нанотехнологии и так далее. Их распространению способствует развитие глобальной сети Интернет. Вследствие этого свою потребность создания качественно нового, стремление делать открытия ребенок принес в школу. Но при внедрении этого метода возникают проблемы: • учитель не владеет методикой его применения, его не учили этому в институте, да и сама технология проектов еще до конца не определена; • сам учитель не обучался по этой системе в школе; • метод проектов требует применения новых информационных технологий, в том числе и компьютерных; А если добавить к этому нехватку кадров и, как следствие, перегрузку, то становится понятным, с одной стороны, желание учителя овладеть методом (исследования показали, что 78% учителей желают овладеть методикой применении проекта), с другой — нежелание преодолевать эти трудности.
Проектно-исследовательская деятельность проходит через три этапа:
1-й — организационно-подготовительный (возникновение идеи, определение темы, планирование предстоящей деятельности); 2-й — технологический (сбор и анализ информации, проведение необходимых экспериментов, оформление результатов); 3-й — презентативный (мини-маркетинг, публичная защита проекта). Особенно важное направление, — исследовательская деятельность школьников. Проектные технологии я использую как при изучении обязательной учебной программы, так и дополнительных дисциплин, а также и внеурочной воспитательной работы. — командные соревнования ; — культурные мероприятия. Научно – практическая конференции проводится ежегодно , начиная с 2012 года. Таким образом, важнейшей задачей современной школы является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного
развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями.


В раздел образования