Автор: Иванова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 239 "Город Мастеров"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Кемерово
Наименование материала: Картотека
Тема: "Опыты и эксперименты"
Раздел: дошкольное образование
Картотека по
экспериментированию
Использование
экспериментов
в
процессе
ознакомления
детей
дошкольного
возраста с природой.
Основные
понятия:
опыт,
эксперимент,
виды
эксперимента,
требования
к
проведению экспериментов, содержание природоведческих экспериментов.
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных
условиях. Эксперимент – исследование каких – либо явлений или объектов природы
путем
активного
воздействия
на
них
при
помощи
создания
новых
условий,
соответствующих
целям
исследования
или
через
изменение
течения
процесса
в
нужном направлении.
Природоведческие
опыты
и
эксперименты
в
работе
с
детьми
дошкольного
возраста
используются
для
того,
чтобы
знания
детей
о
природе
были
более
осознанными: для формирования познавательного отношения к природе; развития
наблюдательности, формирования представлений о скрытых свойствах и качествах
объектов природы; для формирования
представлений о причинно – следственных,
пространственно – временных связях, существующих в природе.
Проводят опыты и эксперименты чаще всего с детьми старшего дошкольного
возраста. В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста педагог
использует лишь отдельные поисковые действия.
Эксперименты можно классифицировать в соответствии с разными критериями:
характером
объектов,
используемых
в
эксперименте,
-
растения,
животные,
объекты неживой природы, направленные на познание организма человека;
причиной их поведения – случайные, запланированные, поставленные в ответ на
вопрос ребенка;
характером
включения
в
педагогический
процесс
–
эпизодические,
систематические;
продолжительностью – кратковременные, длительные;
характером
мыслительных
операций
–
констатирующие,
т.е.
позволяющие
увидеть одно состояние объекта или одно явление;
сравнительные, т.е. позволяющие увидеть
динамику процесса
или отметить
изменения
в
состоянии
объекта;
обобщающие,
в
которых
прослеживаются
общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам;
характером познавательной деятельности детей – иллюстративные, поисковые,
решение экспериментальных задач;
способом применения - демонстрационные, фронтальные;
по характеру действий, осуществляемых в эксперименте, - реальный, модельный
или мыслительный эксперимент.
Требования к проведению экспериментов.
1.
Поскольку
в
подавляющем
большинстве
природоведческих
экспериментов
в
качестве
объектов
наблюдений
выступают
живые
организмы,
ведущим
требованием
является
принцип
«не
навреди».
Категорически
запрещаются
эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку. В процессе
экспериментов не стоит пытаться заставить животное делать то, что для него не
свойственно. В экспериментах с растениями тоже следует избегать воздействий,
наносящих вред растению, а именно: не поливать длительное время, выносить
на мороз, вызывать солнечные ожоги. Воздействие данных экспериментальных
факторов лучше рассматривать в процессе наблюдений в естественной среде, а
не в специально организованном наблюдении.
2.
Эксперименты должны быть безопасными для детей. Во время опытов любые,
на первый взгляд самые безобидные, процедуры могут являться причиной травм
детей.
В
связи
с
этим
необходимо
уделять
большое
внимание
соблюдению
правил безопасности, усилить контроль за поведением детей. Если возникает
хотя бы минимальная опасность (например, при работе со свечой или горячей
водой), лучше проводить демонстрационные опыты
3.
Эксперименты
всегда
должны
строиться
на
основе
изменяющихся
представлений,
которые
дети
получили
в
процессе
наблюдений
или
труда.
Воспитанникам должны быть ясны их цели и задачи, поэтому педагог должен
просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу, что хотим узнать.
Например, тепло траве под снегом или холодно?
4.
Объект,
выбранный
для
эксперимента
должен
максимально
соответствовать
целям и задачам, решаемым входе эксперимента. Выбирая объект, надо отдать
предпочтение такому, у которого данный признак выражен ярче. Например,
нахохливание птиц зимой во время мороза лучше всего показать на примере
воробьев, снегирей, а не ворон.
Объект,
выбранный
для
экспериментирования,
должен
быть
типичным
для
данной
группы
объектов
и
содержать
все
необходимые
части.
Так,
для
запланированного наблюдения
неправильно приносить котенка без хвоста,
щенка с разорванным ухом или растение, выросшее в условиях недостатка света.
При знакомстве с дефектными объектами у детей складывается неправильные
представления
об
их
строении
и
функциях.
Кроме
того,
дефект
отвлекает
внимание детей, вызывает не относящиеся к делу вопросы и нежелательные
эмоции.
5.
Важно, чтобы в постановке и проведении экспериментов дети были активными
участниками (подбирали вазы для веток, наливали воду, определяли куда лучше
поставить и т.д.).
6.
Необходимо осуществлять руководство экспериментом: продумывать вопросы,
обращать внимание на существительное, учить рассуждать, сравнивать факты.
7.
Для проведения сравнительных экспериментов, чтобы заметить происходящие
изменения, следует брать два объекта: один – опытный, другой – контрольный.
Например, одни посевы поливаем, а другие нет.
8.
Во
время
экспериментов
необходимо
уравнять
все
условия,
кроме
одного,
значение которого следует определить. Например, проводя опыт по выявлению
необходимости света для роста растений, педагог выбирает два одинаковых
растения, организует одинаковый уход за ними, но одно растение стоит в темном
месте, а другое остается на свету.
9.
При
обсуждении
результатов
эксперимента
педагог
должен
подводить
воспитанников к самостоятельным выводам и суждениям.
10. Один и тот же эксперимент необходимо проводить дважды, чтобы все дети
осознали до конца и убедились в правильности выводов, а также чтобы в
повторном опыте могли поучаствовать все воспитанники, которые в первый раз
не проявили к нему интерес.
11.В процессе длительных опытов необходимо фиксировать наиболее характерные
этапы в дневнике наблюдений (в виде рисунков, моделей). Это, с одной стороны,
помогает
детям
отмечать
состояние,
условия
и
устанавливать
причины
изменений, а с другой – поддерживает интерес детей к происходящему.
12.
При
проведении
природоведческих
экспериментов
всегда
есть
некоторая
вероятность
несовпадения реальных результатов с ожидаемыми. Иногда это
связано с тем, что не были соблюдены некоторые нюансы методики проведения
эксперимента,
но
чаще
всего
обусловлено
непредсказуемостью
поведения
живого объекта. Например, нельзя узнать за
ранее, станет ли брать пищу
котенок, взойдут ли посеянные семена, приживется ли пересаженное растение,
поэтому педагог должен быть постоянно готов к незапланированным явлениям.
Всегда надо помнить: непредусмотренный результат не является неправильным.
Отличительная особенность природоведческих экспериментов заключается в то,
что их результат всегда бывает правильным, то есть таким, каким должен быть в
сложившихся
условиях.
Если
он
не
соответствует
ожидаемому,
значит,
не
соблюдены
какие
–
то
условия,
неудачно
подобран
объект,
не
учтено
его
физическое состояние и т.п. Например, ветки деревьев, срезанные в декабре,
скорее всего, не распустятся, потому что растения находятся в это время в
состоянии физического покоя. Педагог должен обсуждать с дошкольниками тот
результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться подогнать его под
представления, которые кажутся правильными. Нужно приучить себя и детей
видеть природу такой, какова она есть. Зачастую увиденный результат бывает
более интересным, чем запланированный. Важно помнить, что природа никогда
не обманывает, никогда не ошибается.
13.Важно уделять внимание вопросам гигиены. Детей следует приучать после
окончания работы мыть руки и приводить в порядок свое рабочее место и
оборудование.
Содержание природоведческих экспериментов.
Содержание знаний о природе, представленное в учебной программе, позволяет
педагогу отобрать материал, который можно дать детям, организуя эксперименты.
В дошкольных учреждениях проводят опыты и эксперименты:
с предметами неживой природы, направленные на изучение изменения свойств и
качеств песка, глины, почвы, воды, льда, снега, воздуха; изучение свойств света,
звука, теплоты;
с растениями, направленные на изучение основных потребностей
растений в
свете, влаге, тепле, почвенном питании); изучение функций частей растения
(дыхание, питание); познание дифференцированных потребностей растений;
с животными, направленные на изучение приспособлений животных к условиям
окружающей
среды
(их
движения,
защита
от
врагов);
познание
дифференцированных потребностей животных;
направленные на познание организма человека, изучение назначения его органов
чувств, функционирование носа, языка, уха, глаз, рук.
В методике
организации
экспериментов
можно
четко
выделить
четыре
этапа:
1.
осознание проблемной ситуации и постановка познавательной задачи;
2.
поиск путей решения проблемы;
3.
выполнения работы и проведения наблюдения;
4.
обсуждение итогов и формулирование выводов.
Осознание
проблемной
ситуации
и
постановка
познавательной
задачи
используются как способ решения познавательной задачи. Эта задача может быть
выдвинута самими детьми, постоянно задающие взрослые вопросы: «Поему?»,
«Отчего?» Например, при запрете взрослого есть снег, дети спрашивают: «А почему
нельзя есть снег?» Бесполезно утверждать, что снег грязный: он такой чистый,
искристый,
сверкающий…
Убедительно
эту
проблему
можно
решить
путем
постановки эксперимента. Для этого надо растопить снег и посмотреть на мутную
воду, которая образовалась. Для убедительности эту воду можно профильтровать с
последующим рассматриванием грязного фильтра.
Познавательную задачу может поставить перед детьми и педагог. В дошкольном
учреждении
эксперименты
незаметно
вплетаются
во
все
виды
деятельности
и
составляют с ними единое целое. Например, готовясь к посеву семян на огороде,
педагог спрашивает детей: «Как нужно подготовить землю?», «Обязательно ли ее
вскапывать?», «А нельзя ли посадить семена в не вскопанную землю?» Во время
прогулки на участке педагог обращает внимание воспитанников, что на тропинке
трава не растет. Пробует копнуть палочкой и убеждается, что на дорожках земля
твердая, а рядом – на обочине рыхлая. Подводит детей к выводу: раз такую почву не
может вскопать сильный
человек, значит, и слабому растению трудно через нее
пробиться.
Иногда проблемная ситуация может быть обнаружена совместно. Например,
прочитав сказку «Мороз Иванович», педагог спрашивает: «Почему Маша пожалела
травку?», а Мороз Иванович хитро улыбнулся и сказал, что травке под снегом не
холодно, а тепло. Поему он так сказал? Ведь у Маши руки от снег закоченели. Так
холодно под снегом или тепло? Дети вовлекаются в проблемную ситуацию: «Мороз
Иванович
укрывает
травку
снегом,
а
у
Маши
–
руки
закоченели.
Постепенно
удивление перерастает в любопытство, а любопытство в познавательный интерес. И
тут наступает время спросить детей: «А как мы узнаем, тепло под снегом или
холодно?»
Это
уже
следующий
этап
постановки
эксперимента
–
поиск
путей
решения
проблемы.
В
результате
анализа
жизненной
ситуации
и
осознания
познавательной задачи под руководством педагога выдвигаются предположения о
возможных способах решения проблемы. Предложения, высказанные детьми, часто
бывают противоречивыми и самыми невероятными. Например, ребенок предлагает
«Закопайте меня в снег, я посижу там и скажу, тепло под снегом или холодно». Из
всех способов может быть
выбран или самый подходящий, причем его может
предложить и педагог. Иногда целесообразно специально закладывать в методику
эксперимента
возможность
совершения
ошибки.
На
таком
приеме
базируется
рекомендация известного немецкого педагога, теоретика дошкольного воспитания
Ф.
Фребеля
не
заставлять
детей
поливать
свои
индивидуальные
грядки,
а
разрешить
им
работать,
как
захочется.
Когда
разница
между
растениями,
получающими разный уход, станет достаточно заметной, то педагог обсуждает с
воспитанниками,
почему
одни
растения
растут
лучше,
другие
–
хуже.
Проанализировав причины, дети сообща приходят к выводу, что это зависит от
качества
ухода,
и
далее
определяют,
какие
условия
необходимы
для
жизни
растения.
Следующий этап – выполнение работы и наблюдения. Одним из методических
требований
проведения
экспериментов
является
организация
максимальной
активности детей. Но иногда педагогу приходится решать задачу: как сделать,
чтобы
детям,
у
которых
в
силу
возрастных
особенностей
не
сформированы
необходимые
навыки,
оказалось,
что
они
работают
самостоятельно.
Система
дошкольного
воспитания
накопила
много
таких
приемов:
выполнение
работы
самими
детьми,
дробление
одной
процедуры
на
несколько
мелких
действий;
поручаемых разным детям; совместная работа педагога и детей; помощь педагога
воспитанникам; работа педагога по указанию детей; допуск педагога неточностей в
работе.
Специфика этапа обсуждения итогов и формирования выводов заключается в
том,
что,
несмотря
на
имеющуюся
у
детей
потребность
проговаривать
свои
действия, у дошкольников слово еще не стало сигналом сигналов» (И.П. Павлов).
Дети пока мыслят образами, поэтому зачастую не могут выразить словами то, что,
в
общем,
понимают
неплохо.
Например,
знакомясь
с
магнитом,
они
быстро
сообразят,
как
вытащить
скрепку
из
стакана
с
водой,
но
наверняка
будут
испытывать
затруднения
при
необходимости
дать
словесное
описание
соответствующих свойств магнита. Отказаться от формулировки выводов, как и от
постановки цели, невозможно, так как это лишает эксперимент его познавательной
ценности.
В связи с этим в дошкольном учреждении словесный отчет об увиденном и
формулирование выводов не должны копировать опрос воспитанников. Независимо
от выбранной формы педагог должен:
побуждать детей к самостоятельным выводам; лучше всего сделать так,
чтобы дети в непринужденной форме поделились с педагогом радостью
открытия или решили какую – то экспериментальную задачу;
выслушать
все
высказывания
детей,
задавая
дополнительные
вопросы,
которые могут дать правильное направление мысли, и постоянно оказывая
помощь детям в подборе слов и построении предложений;
не
торопиться
формулировать
выводы
самостоятельно,
если
дети
ошибаются;
помочь осознать возникшее противоречие, если дети делают неправильные
или
недостаточно
четкие
выводы;
в
таком
случае
можно
использовать
дополнительные
наблюдения,
опыты
или
эвристические
рассуждения.
Важно, чтобы каждое ошибочное предположение о причинах наблюдаемых
явлений
природы
было
опровергнуто,
чтобы
дети
были
подведены
к
правильному пониманию сущности того или иного явления.
Опыты и эксперименты.
1.«ВУЛКАН»
Сделайте из картона конус, отрежьте макушку, облепите конус пластилином так,
чтобы было похоже на гору. Вставьте внутрь небольшую пластиковую баночку или
бутылочку, предварительно заполнив ее следующей «начинкой»: сода (2ч.л.), вода
(100мл.),
красная
краска
(не
жалейте!).
Размешайте.
На
всякий
случай
поставьте
конструкцию на поднос. Дайте ребенку долить в получившийся вулкан столового
уксуса из бутылочки (100мл). Дети
делают это очень аккуратно. Наслаждайтесь
зрелищем.
2.«ВОДОВОРОТ»
Возьмите две пластиковые бутылки (оптимально – на 0,5л). Лучше смыть с них
этикетки – будет лучше видно.
Наполните одну бутылку водой, сверху – горлышком к горлышку – приставьте
вторую. Место соединения замотайте скотчем. Получится конструкция, похожая на
песочные
часы.
Резко
переверните
ее
вверх
ногами
(лучше
держать
в
области
горлышек) и крутите, как будто вы пытаетесь размешать то – то в стакане без ложки.
Крутить долго не нужно, достаточно нескольких круговых движений. Вы увидите
настоящий водоворот!
3. «ХРОМАТОГРАФИЯ»
Из
одноразовых
кухонных
полотенец
нарежьте
полоски
бумаги.
Можно
использовать
бумажные
салфетки
или
даже
туалетную
бумагу
(белую,
мягкую).
Прикрепите все полоски одним концом к палочке или карандашу. На каждую полоску
в нижней части нанесите краску своего цвета. Опустите полоски в емкость с водой
(небольшую миску или пластиковый контейнер), держа палочку так, чтобы нижние
кончики полосок едва касались воды.
Вода, поднимаясь вверх «тащит» за собой краску. Разные краски поднимают с
разной скоростью. Краски, состоящие
из нескольких цветов, разделяются на свои
составляющие по высоте. Фломастеры тоже дают неплохой результат. Из фиолетового
цвета отделяется розовая краска, а зеленая расщепляется на желтую – сверху и зелено
– синеватую – внизу. Синий цвет делится на голубой и темно – синий.
4.«КАК ПРОТКНУТЬ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК БЕЗ ВРЕДА ДЛЯ НЕГО?»
Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух
сторон по кусочку скотча. Через скот вы спокойно проткнете шарик без всякого вреда
для него.
5. «ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ИЗ ВИНОГРАДА»
Возьмите стакан со свежей газированной водой (или лимонадом) и бросьте в нее
виноградинку. Она чуть тяжелее воды, поэтому опуститься на дно. На ягодку тут же
начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их
станет так много, что виноградинка всплывет.
На поверхности пузырьки лопнут. И газ улетит. Отяжелевшая виноградинка
вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет.
Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
По этому принципу всплывает и поднимается настоящая подводная лодка. А у
рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются,
сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо
подняться –
мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
6. «ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ИЗ ЯЙЦА»
Возьмите 3 банки: две пол – литровые и одну литровую. Одну банку наполните
чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.
Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки
на 0,5л воды). Опустите туда второе яйцо – оно будет плавать. Это объясняется тем,
что соленая вода тяжелее, потому и плавать в море легче, чем в реке.
А
теперь
положите
яйцо
на
дно
литровой
банки.
Постепенно
подливая
по
очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором
яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное,
посреди раствора.
Когда
опыт
проведен,
можно
показать
фокус.
Подливая
соленой
воды,
вы
добьетесь того, что яйцо будет всплывать.
Подольете пресную воду – яйцо будет
тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет
выглядеть удивительно.
7.«КАК ДОСТАТЬ МОНЕТКУ ИЗ ВОДЫ, НЕ ЗАМОЧИВ РУК?»
Положите монетку на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив
рук? Тарелку нельзя наклонять.
Сложите в комок небольшой клочок бумаги, подожгите его, бросьте в пол-
литровую банку и сразу же поставь ее в воду рядом с монеткой вниз отверстием. Огонь
потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного
давления внутри банки вода втянется внутрь. Теперь можно взять монетку, не замочив
рук.
8. «ЦВЕТЫ ЛОТОСА»
Вырежьте
из
цветной
бумаги
цветы
с
длинными
лепестками.
При
помощи
карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на
воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки начнут распускаться. Это
происходит потому, что бумага намокает, постепенно становится тяжелее – лепестки
раскрываются.
9. «ЕСТЕСТВЕННАЯ ЛУПА»
Если вам понадобилось разглядеть какое – либо маленькое существо, например
паука, комара или муху, сделать это очень просто.
Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой
пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась
небольшая
емкость.
Теперь
завяжите
пленку
веревочкой
или
резиночкой,
а
в
углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно
можно рассмотреть мельчайшие детали.
Тот же эффект получится, если
смотреть на предмет сквозь банку с водой,
закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
10. «ВОДЯНОЙ ПОДСВЕЧНИК»
Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи
утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится). Над
поверхностью воды должны оставаться только фитиль и самый краешек свечи.
Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите
фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот – вот догорит до
воды и погаснет. Но этого не произойдет – свеча догорит почти до самого конца. Кроме
того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет
погашен водой.
11. «КАК ДОБЫТЬ ВОДУ ДЛЯ ПИТЬЯ?»
Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте
в центр ямы пустой пластиковый контейнер (или широкую миску), вокруг
него
положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте яму чистой полиэтиленовой
пленкой и засыпьте ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки
положите камешек и слегка придавите пленку над пустой емкостью. Приспособление
для сбора воды готово.
Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с
пленки, чтобы она не попала в контейнер, и посмотрите: в контейнере находится
чистая вода.
Откуда же она взялась? Объясните детям, что под действием солнечного тепла
трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается
вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и остается на ней в виде
капелек воды. Это вода и стекала в емкость (помните, вы ведь слегка продавили пленку
и положили туда камень).
Теперь
вам
осталось
придумать
интересную
историю
о
путешественниках,
которые отправились в далекие страны и забыли взять с собой воду.
12. «ЧУДЕСНЫЕ СПИЧКИ»
Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посередине, согните под прямым
углом и положите на блюдце.
Капните
несколько
капель
воды
на
сгибы
спичек.
Наблюдайте.
Постепенно
спички начнут расправляться и образуют звезду.
Причиной
этого
явления,
которое
называется
капиллярностью,
в
том,
что
волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево
набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и
начинают расправляться.
13. «УМЫВАЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНИК»
Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть
хоть
малейшая
возможность.
И
целый
день
водить
ребенка
в
группу
умываться
довольно хлопотно. Решить этот вопрос очень просто: сделайте
вместе с детьми
простой умывальник.
Возьмите
пластиковую
бутылку,
на
ее
боковой
поверхности,
на
расстоянии
примерно на 5 см от донышка, сделайте шилом или гвоздем отверстие. Заткните
отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая ее,
вы получите струйку воды, завинчивая – «закроете кран» своего умывальника. Такие
умывальники можно прикрепить к деревьям на удобной для детей высоте. И проблема
с умыванием ребят будет решена.
14. «КУДА ДЕЛИСЬ ЧЕРНИЛА?»
В пузырек с водой капните чернил
или туши, чтобы
раствор был бледно –
голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте
горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она
посветлеет на глазах. Дело в том, что
уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.
15. «ДЕЛАЕМ ОБЛАКО»
Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5см). Положите на
противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки,
поднимаясь
вверх,
станет
охлаждаться.
Содержащиеся
в
нем
водяной
пар
будет
конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении
теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на
земле. Поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу,
образуя облака. Встречая с вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают
на землю в виде дождя.
16. «РУКАМ СВОИМ НЕ ВЕРЮ»
Приготовьте три миски с водой: № 1 – с холодной, № 2 – с горячей, № 3 – с
водой комнатной температуры. Попросите ребенка опустить одну руку в миску № 1 с
холодной водой, вторую - в миску № 2 с горячей. Через несколько минут пусть он
погрузит обе руки в миску № 3 с водой комнатной температуры. Спросите, горячей
или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук?
Это происходит из-за разницы температуры воды: температура воды в миске № 1
ниже температуры воды в миске № 3 – будет казаться, что вода теплая; температура
воды в миске № 2 выше температуры воды в миске № 3 – рука будет ощущать холод.
17. «ВСАСЫВАНИЕ ВОДЫ»
Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как
изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по
которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды
называется осмосом.
«СВОДЫ И ТОННЕЛИ»
Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш.
Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом песком –
так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш. Вы увидите, что
трубочка
осталась
несмятой.
Песчинки
образуют
предохранительные
своды.
Насекомые,
попавшие
в
песок,
выбираются
из-под
толстого
слоя
целыми
и
невредимыми.
18.«ВАРЕНОЕ И СЫРОЕ?»
На
столе
лежит
два
яйца
–
одно
сырое,
а
другое
вареное.
Как
можно
их
различить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите это опыт
детям
–
им
будет
интересно.
Объясните
им,
то
в
вареном
яйце
центр
тяжести
постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является
как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.
19. «РАКЕТА»
Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т.п.
налейте
в
нее
немного
воды,
положите
любую
шипучую
таблетку
вернув
вверх
ногами,
и
ждите.
Газ,
выделенный
при
химической
реакции
таблетки
и
воды,
вытолкнет бутылочку, раздастся «грохот», и бутылочку подбросит вверх.
20. «ВОЛШЕБНЫЕ ЗЕРКАЛА»
Спросите
у
детей,
можно
ли
из
одного
яблока
сделать
3,5,7,
не
используя
режущие предметы. Что они вам ответят? А теперь предложите им провести опыт.
Поставьте два зеркала под углом больше 90°. В углу положите одно яблоко.
Вот тут и начинается настоящее чудо. Яблок стало три. А если постепенно
уменьшать
угол
между
зеркалами,
то
количество
яблок
начинает
увеличиваться.
Другими
словами,
чем
меньше
угол
сближения
зеркал,
тем
больше
отразится
предметов.
21.«КУДА ДЕЛСЯ ЗАПАХ?»
Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее был
капнут одеколон или духи, закройте ее плотной крышкой. Через 10 минут, открыв
крышку, вы запаха не почувствуете – его поглотило пористое вещество кукурузных
палочек. Такое поглощение запаха называют адсорбцией.
22. «ЧТО ТАКОЕ УПРУГОСТЬ?»
Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую – такой же по
размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты. Как вели себя
мячик
и
шарик,
какие
изменения
с
ними
произошли
после
падения?
Почему
пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает? Может быть, потому, что он
круглый, или потому, что он красный, или потому что он резиновый?
Предложите детям побыть мячиками. Прикоснитесь к голове каждого малыша
рукой, а они пусть немного присядут, согнув ноги в коленях. Когда уберете руку, пусть
каждый ребенок распрямит ноги и подпрыгнет. Предложите
детям попрыгать, как
мячики. Затем объясните, что с мячиком происходит то же, что с вами: они сгибают
колени, а мячик немного вдавливается, когда падают на пол, они выпрямляют колени и
подпрыгивают, а в мячике выпрямляется то, то вдавилось. Мячи упругие.
А пластилиновые или деревянные шарики не упругие. Скажите детям: «Я буду
прикасаться рукой к вашим головкам, а вы коленки не сгибайте, будьте неупругими».
Прикасайтесь к головам детей, а они пусть не подпрыгивают (как деревянные шарики),
если колени не сгибать, то и подпрыгнуть невозможно. Нельзя же разогнуть колени,
которые не были согнуты. Деревянные шарики, когда падают на пол, не вдавливаются,
а значит, не распрямляются, поэтому они и не подпрыгивают. Они не упругие.
23. «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЗАРЯДЫ»
Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть ли мех, а еще лучше
–
о
свои
волосы,
и
вы
увидите,
как
шар
начнет
прилипать
буквально
ко
всем
предметам.
Объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В
результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение
электрических разрядов.
24. «ТАНЦУЮЩАЯ ФОЛЬГА»
Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет)
очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем
поднесите ее вплотную к полоскам. Полоски начнут «танцевать». Это притягиваются
друг к другу положительные («+») и отрицательные («-») электрические заряды.
25.«МОЖНОЛИ ВИСЕТЬ НА ГОЛОВЕ»
Насадите круг из картона на тонкую палочку. Нижний коней палочки заострите,
а в верхний воткните портновскую булавку (с металлической, а не пластмассовой
головкой) поглубже, чтобы была видна только головка. Пустите волчок «танцевать» на
столе, а сверху поднесите к нему магнит. Волчок подпрыгнет, и булавочная головка
пристанет к магниту. Но интересно: он не остановится, а будет вращаться , «вися на
голове».
26. «СЕКРЕТНОЕ ПИСЬМО»
Пусть дети на чистом листе белой
бумаги сделают рисунок или надпись
молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше
над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в
видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют,
и «секретное
письмо» можно будет прочесть.
27. «ВДВОЕМ ВЕСЕЛЕЕ»
Вырежьте из плотного картона круг. На одной половинке круга
нарисуйте
фигурку мальчика, а на другой стороне – фигурку девочки, которая должна быть
расположена по отношению к мальчику вверх ногами. По бокам картонки сделайте
небольшие отверстия и вставьте в них петельки из резинок. А теперь растяните
резинки
в
разные
стороны.
Картонный
круг
будет
быстро
крутиться,
картинки
совместятся, а вы увидите две фигурки, стоящие рядом.
28. «ТАЙНЫЙ ПОХИТИТЕЛЬ ВАРЕНЬЯ»
Измельчите
карандашный
грифель
ножом.
Пусть
ребенок
натрет
готовым
порошком
себе
палец.
Теперь
нужно
прижать
палец
к
кусочку
скотча,
а
скотч
приклеить к белому листу бумаги – на нем будет виден отпечаток узора пальца. Теперь
– то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья! Или может, это прилетал
Карлсон?
29. «НЕОБЫЧНОЕ РИСОВАНИЕ»
Дайте детям кусочки чистой светлой однотонной ткани (белой, голубой, розовой,
светло – зеленой). Нарвите лепестков от разных цветов: желтых, оранжевых, красных,
синих, голубых, а также зеленых листьев разного оттенка. Помните, что некоторые
растения ядовиты! Набросайте эту смесь на ткань, положенную на разделочную доску.
Вы можете произвольно насыпать лепестки и листья или выстроить какую либо
композицию. Накройте ее полиэтиленовой пленкой, закрепите по бокам кнопками и
раскатайте
все
это
скалкой
либо
постучите
по
ткани
молотком.
Стряхните
использованные «краски», натяните ткань на тонкую фанеру и вставьте в рамку.
Шедевр готов.
30. «КАК УВИДЕТЬ ВОЗДУХ НЕВИДИМКУ»?
Вам потребуется: глубокая тарелка с подкрашенной водой, пустой стакан.
Покажите ребенку перевернутый вверх дном стакан. Обратите внимание на то,
что
он
кажется
пустым.
Опустите
стакан
вертикально
в
воду.
Посмотрите,
что
произошло? В стакан вода не налилась. Ее не пустил воздух - невидимка. Почему так
произошло? Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Но он есть. Воздух не
пускает в стакан воду. Давай приподнимем край стакана и выпустим воздух. Видишь:
он выходит пузырьками, а вода занимает его место. Можно попробовать подуть через
соломинку
в
стакан
с
соком.
Он
забурлит
–
это
выходят
пузырьки
с
воздухом.
Воздухом дышат все: люди, звери, птицы и даже цветы и другие растения. Воздухом
надуваем воздушные шары. Движущийся воздух – это ветер.
31. «ЗАЧЕМ НУЖЕН ПАРАШЮТ?»
Вам понадобятся: два одинаковых листа бумаги формата А.
Возьмите два листа и скомкайте один из них в тугой комок, а другой оставьте как
есть.
Одновременно
отпустите
оба
листа
с
одинаковой
высоты.
Посмотрите,
что
произошло? Скомканный лист – упал сразу, а нескомканный – плавно опустился на
пол.
Запомните,
сопротивление
воздуха
зависит
от
формы
падающего
предмета.
Почему так произошло, спросите вы? Нескомканный лист бумаги имеет такую форму,
то воздух может его «поддержать», оказывая сопротивление падению. Если бы воздух
не оказывал сопротивления, то все предметы на Земле, независимо от их формы
падали бы, падая, приземлялись бы одновременно. Семена одуванчика похожи на
маленькие парашюты. Благодаря этому, семечко не падает сразу возле цветка, а ветер
успевает его отнести на некоторое расстояние.
32. «ПОЧЕМУ МОСТ КРЕПКИЙ?»
Вам понадобятся: четыре кубика, альбомный лист.
Поставьте два кубика на расстоянии 15-20 см, на них поместите альбомный лист.
Третий кубик положите на получившийся «мост». Обратите внимание малыша, что
лист не может выдержать даже легкой игрушки.
теперь сложите лист гармошкой
(интервал в 1 см) и повторите эксперимент, поставив третий и четвертый кубик.
Сколько еще кубиков выдержит ваш мост? Посмотрите, что произошло? Свернутый в
гармошку лист выдержал достаточно большой груз.
Почему так произошло? Сложив лист гармошкой, мы изменили его форму. А
изменив
форму
предмета,
можно
изменить
его
жесткость.
Чем
выше
жесткость
предмета,
тем
большую
нагрузку
он
может
выдержать.
Это
учитывают
при
строительстве мостов, зданий и других конструкций. Так, куполообразные крыши
способны выдержать большую нагрузку и требуют
дополнительных опор. Итак,
жесткость – это способность предмета не прогибаться под нагрузкой.
33. «ПОЧЕМУ ИДЕТ ДОЖДЬ?»
Вам
понадобятся:
металлическая
крышка,
кастрюля
с
водой,
плита,
холодильник.
Поместите
крышку
в
холодильник.
Доведите
до
кипения
воду
в
кастрюле. В момент начала образования клубов пара обратите внимание малыша:
«Смотрите – это облака». Когда вода закипит, подержите над паром уже охлажденную
крышку (пока закипает вода, крышка успеет достаточно охладиться; для усиления
эффекта можно положить на крышку лед). Посмотрите, что произошло? Крышка
покрылась
множеством
капелек,
они
начали
падать.
Пошел
дождь.
Почему
так
произошло? Невидимые частики пара поднялись вверх, охладились и превратились
снова
в
жидкость
–
конденсировались.
Когда
капельки
становятся
большими
и
тяжелыми, они не могут больше удерживаться
в воздухе и падают в виде дождя.
Капельки дождя могут образовываться вокруг пылинок или вокруг более мелких
капель. После дождя воздух очищается от грязи, а на землю падают капли, в которых
есть пылинки. Запомним, конденсация – это переход пара в жидкое состояние.
34. «ПОЧЕМУ МОКРЫЙ ПЕСОК НЕ РАССЫПАЕТСЯ?»
Вам понадобятся: песок, вода. Попробуйте сделать горку и башню из сухого
песка.
Затем
увлажните
песок
и
попробуйте
снова.
Посмотрите,
что
произошло?
Сухому песку сложно придать форму. Поделки из него рассыпаются. Из влажного
песка можно смастерить горку, построить башню и другие фигуры. Между частичками
воды
есть
притяжение.
Почему
так
происходит?
Смоченный
водой
песок
не
рассыпается, т.к. вокруг каждой песчинки образуется некая пленка. В ней есть сила,
которая удерживает песчинки вместе. Мокрые песчинки крепко «держатся» друг за
друга,
поскольку
между
частицами
воды
есть
притяжение.
Утрамбовка
песка
сближает песчинки, и притяжение усиливается. Мокрый песок на вид темнее сухого.
Его песчинки тяжелее.
35. «ЗАЧЕМ ЗАЙЦУ ДЛИННЫЕ УШИ?»
Вам понадобятся:
два
плотных
листа
бумаги
(А3-А4).
Послушайте
разные
звуки: пение птиц, гудение пчел, писк комаров. А теперь сверните из бумаги два
рупора и поднесите их к ушам. Еще раз послушайте те же звуки. Посмотрите, что
произошло? Звуки стали громче. Почему так произошло? Для того, чтобы в узкое
горлышко
бутылки
попало
больше
воды,
используют
воронку.
Так
же,
как
воду,
воронка может собирать звуки и делать их громче. У животных часто встречаются
большие уши – воронки, которые хорошо собирают и усиливают звук. Так, врачи
слушают сердце и дыхание больного с помощью специальной воронки. Она соединена
с
двумя
трубками,
которые
вставляют
в
уши
доктора.
Такой
прибор
называют
фонендоскопом.
35. «ПОЧЕМУ ИСЧЕЗАЮТ ЛУЖИ?»
Вам понадобится: увлажненная водой салфетка. Протрите влажной салфеткой
стол. Подуйте на небольшой участок стола. Посмотрите, что произошло? В том месте,
где мы подули, стол высох быстрее. Поему так произошло? Вода – это уникальное
вещество. В нашей жизни она встречается в трех состояниях: жидком, твердом и
газообразном. Частички воды покидают капельки, превращаясь в невидимый пар, т.е.
испаряются. Ветер отгоняет уже «сбежавшиеся» частицы в сторону, и новым легче
покинуть каплю. Скорость испарения зависит тот многих факторов. В жару и при
сильном ветре лужи высыхают быстрее.
36. «ПОЧЕМУ ЖУРЧИТ РУЕЙ?»
Вам потребуется: душ, ванная, вода. Положите лейку душа на дно ванны так,
чтобы
при
включении
воды
побежал
ручеек
через
всю
ванну.
Включите
воду.
Прислушайтесь.
Обратите
внимание
малыша
на
то,
что
шума
практически
нет.
Приподнимите лейку на высоту 10-15 см. снова прислушайтесь.
Посмотрите, что
произошло? Ваш ручеек начал журчать. Приподнимите лейку еще выше. Звук стал
громче. Поставьте под душ руку. Звук вновь изменился.
Почему так произошло?
Ручеек на своем пути встречает много препятствий. Вода ударяется о них, меняет
направление. При этом она забирает с собой частицы воздуха. Образуются пузырьки.
Лопнет пузырек – получится звук. Лопнет другой – еще звук. Лопнет множество
пузырьков – получится журчание.
37. «ПОЧЕМУ ВОДА ДЕЛАЕТ ПЕСОК РОВНЫМ?»
Вам понадобятся: песок, вода, противень, стакан, наполовину наполненный
водой. Поднесите стакан с водой к ровной поверхности стола и обратите внимание на
то, что вода параллельна его поверхности. Покажите ребенку, что, когда вы наклоняете
стакан, вода все равно параллельна поверхности стола. Слегка увлажните песок на
противне и нарисуйте то –нибудь на нем. По краю противня тонкой струйкой налейте
воду. Посмотрите, то произошло? Вода покрыла рисунок, и исчез. Наклоните слегка
противень,
чтобы
вода
стекла
в
сторону.
Поверхность
песка
ровная.
Почему
так
произошло? Поверхность воды всегда горизонтальна. Песчинки легко подвижны в
воде, смешиваются в ней и располагаются ровно. Поверхность озер и морей тоже
горизонтальна.
Спокойная
поверхность
воды
всегда
горизонтальна.
Именно
это
свойство жидкости используют в приборах, которые определяют горизонтальность
линий.
38. «ПОЧЕМУ МОРОЖЕННОЕ ТАЕТ?»
Вам понадобится:3 кубика льда, сосульки, замороженные ягоды, стаканы с
холодной (ледяной) водой и теплой водой. Поместите один кубик льда на стол, другой
опустите в стакан с холодной водой, третий – в стакан с теплой. Понаблюдайте.
Проделайте
тоже самое с сосульками, ягодами и т.п. Посмотрите, что произошло
первым растаял кусочек льда в теплой воде, затем – лед на столе (осталась только
лужица), а в ледяной воде кусочек до сих пор плавает. Плавление – это превращение
твердого вещества в жидкость. Почему так произошло? Лед и снег – твердая вода. В
таком виде она может быть только при температуре не выше 0°С, лед начинает
плавиться – превращаться в жидкое состояние. В теплой воде процесс идет быстрее,
поскольку тепла в ней больше. Мороженое содержит лед, поэтому тает, если поместить
его в тепло. Весной солнце светит ярко. Его лучи несут много тепла, поэтому снег
нагревается и начинает таять. При нагревании жидким можно сделать не только лед,
но и масло, шоколад и даже железо!
39. «ПОЧЕМУ БРЕВНО НЕ ТОНЕТ?»
Вам
понадобятся:
прозрачная
чашка
с
водой
(стакан),
спички,
монетка,
небольшой камень, скрепка. Опустите в воду по очереди монетку, камень, скрепку и
спички. Посмотрите, что произошло. Монетка, камень и скрепка утонули, а спички
продолжают плавать. Почему так произошло? Спички не тонут в воде, потому что они
деревянные. Почти любое дерево имеет плотность меньшую плотности воды. Если
взять кубик из дерева и такой же кубик воды и взвесить их, то кубик воды будет
тяжелее. Поэтому вода удерживает дерево на плаву. В дереве есть много крохотных
отверстий, заполненных пузырьками воздуха, но чем дольше дерево находится
в
воздухе, тем меньше пузырьков остается, и со временем дерево может утонуть.
40. «ПОЧЕМУ БЫВАЮТ ВОДОПАДЫ?»
Вам понадобится: сосуд с водой (или водопроводный кран, душ), ванночка,
тарелка, трехлитровая банка. Поставьте тарелку на трехлитровую банку - это место
для «озера». Налейте в тарелку немного воды – это само озеро. Затем постепенно
добавляйте воду. Посмотрите, что произошло. Сначала вода находилась в тарелке.
Потом переполнила тарелку и стала падать вниз. Получился водопад! Почему так
произошло? Все предметы падают на Землю, потому что она их к себе притягивает.
На воду тоже действует притяжение Земли – сила тяжести. Именно эта сила заставляет
воду двигаться. В горах вода стекает по склонам. С крутых склонов она
падает,
образуя водопад. У падающей воды огромная сила. Поэтому на водопадах строят
электростанции. Норвегия считается страной Водопадов.
41. «КАК ПОДНЯТЬ ВОДУ?»
Вам понадобятся: камни (игрушки, которые тонут в воде); ведерко, наполовину
наполненное водой. По одному опускайте камни в ведерко с водой. Посмотрите, что
произошло? Чем больше камней оказывается в ведерке, тем выше, поднимается вода.
Наступает момент, когда она начинает выливаться из ведерка. Почему так произошло?
При опускании в ведерко камней вода уступает им место и поднимается выше. Если
опустить в воду стаканчик с тонкими стенками, то воды вытеснится столько, сколько
понадобится для того, чтобы наполнить этот стакан. Большие предметы вытесняют
много жидкости, маленькие
- мало. Как узнать, какой из двух похожих камней
больше? Поместите по очереди их в банку с водой и отметьте уровень воды в каждом
случае. Большой камень заставил воду подняться выше!
42. «ПОЧЕМУ ВОДА ОХЛАЖДАЕТ?»
Вам понадобится: свеча, тарелка с водой, лист бумаги. Капните парафин на лист
бумаги и в воду. Посмотрите, что произошло. В воде парафин мгновенно охладился и
стал твердым, а на листе бумаги еще
какое – то время был мягким. Теплоемкость
показывает, как много тепла может вместить в себя материал. Почему так происходит?
Вода – уникальное вещество. Она способна забирать себе много тепла, больше, чем
все
другие материалы: дерево, масло, железо и пр. Возможность принимать тепло
называется теплоемкостью – «емкость для тепла». Горячие материалы, попавшие в
холодную воду, остынут очень быстро. Так происходит и с парафином от свечи. Он
охлаждается и становится твердым. Можно сделать парафиновые пятна, капая свечкой
в воду, а потом приклеить их на бумагу. Получается «острова», «облака» и т.д.
43. «ПОЧЕМУ МНУТСЯ ВЕЩИ?»
Вам понадобятся: лоскуты разной материи (или вещи) – хлопок, лен, синтетика,
шерсть, шелк (шарфик, полотенце, носок, варежка и т.д.) Поему так произошло? У
каждой ткани есть своя структура нитей и плетения. Некоторые ниточки, подобно
пружинкам, расправляются после сжатия, другие гнутся, как проволока. Это означает,
что у них разное стремление вернуть свою форму, т.е. разная упругость. Современные
технологии позволяют сделать ткани немнущимися.
44. «КТО СЛОМАЛ КАРАНДАШ?»
Вам
понадобятся:
стакан,
наполовину
наполненный
водой;
фломастер.
Опустите фломастер в стакан. Посмотрите, что произошло. Фломастер на выходе из
воды выглядит сломанным. Почему так произошло? Такой эффект возникает благодаря
преломлению лучей света. Свет распространяется по прямой, но, когда луч света
переходит из одного прозрачного вещества в другое, то его направление меняется. Это
и есть преломление.
Когда свет переходит из более плотного вещества, например,
воды, в менее плотное, например, воздух, происходит
видимое изменение угла
падения
луча.
Свет
в
веществах
разной
плотности
распространяется
с
разной
скоростью.
Свет,
отраженный
от
фломастера,
проходя
сквозь
воздух,
кажется
находящимся в одном месте, а сквозь воду – в другом. Так рыбки под водой нам
кажутся ближе, а поймать их сложно.
45. «ЧТО ПОМОГАЕТ ОЦЕНИТЬВКУС ЕДЫ?»
Вам понадобится: шарфик, пюре: яблочное, картофельное, морковное ( без
добавок, отварить и измельчить блендером), чайная ложка, вата.
Завяжите глаза ребенку шарфиком и вставьте в ноздри ватные тампоны. Дайте
папе по очереди попробовать разное пюре. Когда у папы в ноздрях ватные тампоны, он
с трудом различает вкус того, что ему дают пробовать. Освободите папин нос от
тампонов
и
повторите
дегустацию.
Папа
смог
различить
вкус
еды.
Почему
так
произошло? Через нос к нам попадают запахи. Именно запахи пищи помогают нам
почувствовать вкус. Языком мы сможем отличить только сладкое от соленого, кислое
от
горького.
В
остальных
случаях
нужна
способность
воспринимать
запахи
–
обоняние, или нюх. Такая способность теряется во времени болезни, когда заложен
нос. Поэтому вся еда кажется невкусной. У горячей еды вкус ярче. Смоченное чаем
печенье кажется вкусней. Так частицы еды сильно действуют на язык. Мы определяем
вкус языком и носом, бабочки – лапками, а некоторые рыбы – телом. Дегустация – это
оценка продуктов с помощью зрения, обоняния и вкуса.
46. «КАК ПЕРЕНАПРАВИТЬ СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ?»
Вам понадобится: небольшое зеркальце, солнечный луч.
Поверните зеркальце так, чтобы на него падал солнечный луч. Посмотрите, что
произошло? На противоположной стене появился солнечный «зайчик». Он движется,
если пошевелить зеркало. Поему так произошло? Свет отражается от зеркала, т.е.
возвращается обратно. Если повернуть зеркальце, свет тоже повернется.
Раньше
использовали
эту
способность
зеркала
для
освещения
мест,
куда
не
попадали
солнечные лучи. Есть прибор, который дважды перенаправляет свет и тем
самым
помогает ему обойти препятствие. Это перископ. С его помощью можно наблюдать за
происходящим из укрытия. Перископы очень важны для подводных лодок.
47. «КАК СТАТЬ ВОЛШЕБНИКОМ?»
Вам
понадобится:
воздушный
шарик,
нить,
шерстяной
лоскут.
Надуйте
воздушный шарик, прикрепите его длинной нитью к потолку, например, к люстре.
Потрите шарик шерстяной тряпочкой. Посмотрите, что произошло. Шарик начал
притягиваться к тряпочке и даже к вам. Поводите рядом с шариком, не касаясь его,
любыми предметами. Шарик послушно последует за ними. Почему так произошло?
При трении шарик приобрел способность притягивать к себе легкие предметы или
прилипать
к
тяжелым,
т.е.
наэлектризовался,
такой
шарик
последует
за
любым
предметом, который к нему поднести. Наэлектризовать можно пластиковую линейку,
потерев ее о газету. Такая волшебная палочка – линейка может заставить отклониться
струйку воды!
48. «ПОЧЕМУ ЧАЙ ЗАВАРИВАЮТ КИПЯТКОМ?»
Вам понадобятся: два стакана с водой (холодной и горячей), чернила, пипетка,
чайная
заварка,
заварной
чайник,
горячая
вода.
Капните
чернила
в
холодную
и
горячую
воду.
Посмотрите,
что
произошло?
В
горячей
воде
окрашивание
идет
быстрее. Задайте вопрос: какой водой лучше заварить чай – горячей или холодной?
Вместе
с
ребенком
сделайте
вывод,
что
горячей,
и
заварите
чай.
Почему
так
произошло?
Частицы
вещества
при
нагревании
движутся
быстрее.
Поэтому
смешивание, т.е. диффузия, ускоряется. В холодной воде чай тоже заваривается, но для
этого потребуется длительное время (может быть целый день). Если капать краску
разного цвета в банку с теплой водой, то краски быстро смешиваются. А если – в
банку
с
холодной
водой,
то
получается
очень
красивые
узоры.
Таким
образом,
диффузия – это проникновение частиц одного вещества между частицами другого.
49. «КАК ПОЛУЧАЕТСЯ ПЕНА?»
Вам
понадобятся:
ванночка
с
водой,
шампунь
(жидкое
мыло,
пена
для
ванн).Добавьте
мыльный
раствор
в
ванночку.
Немного
размешайте.
Обратите
внимание
малыша,
что
пены
пока
нет.
Начните
взбалтывать,
булькать
воду.
Посмотрите, что произошло. От взбалтывания на поверхности воды стала появляться
воздушная пена. Пена – это жидкость или твердое вещество с содержанием множества
пузырьков.
Почему
так
произошло?
Взбивание
помогает
воздуху
попасть
в
воду.
Вокруг
воздушных
пузырьков
сразу
начинает
образовываться
мыльная
пленка,
пузырек
всплывает
и
увеличивается
в
размерах.
Все
новые
и
новые
пузырьки
появляются в ванночке. Если прекратить взбивание, мыльные пленки со временем
порвутся и пена исчезнет. Можно взбить крем из яичных белков, сливок. Можно и
другие
вещества
вспенить,
т.е.
обогатить
воздушными
пузырьками.
Некоторые
вещества
способны
долго
сохранять
полученную
пенистую
структуру
и
даже
затвердевать, например, монтажная пена.
50 «ПОЧЕМУ В СОЛЕНОЙ ВОДЕ ЛЕГЧЕ ПЛАВАТЬ?»
Вам понадобятся: картофелина средних размеров, прозрачная литровая банка с
водой, в которую свободно входит картофелина. Опустите картофелину в банку –
картофелина
утонула.
Добавляйте
по
одной
столовой
ложке
соли
в
воду
и
размешивайте. Продолжайте добавлять соль до тех пор, пока картофелина не всплывет.
Посмотрите, что произошло. В соленой воде картофелина плавает. Выталкивающая
сила зависит от плотности жидкости. Почему так произошло? Соленая вода отличается
от
простой
воды.
Плотность
соленой
воды
больше,
ем
у
простой.
Поэтому
выталкивающая сила соленой воды тоже больше. В морской (соленой) воде можно
легче плавать, а в очень соленом Мертвом море невозможно утонуть.
51. «КАКОГО ЦВЕТА СВЕТ?»
Вам понадобятся: плоские зеркальце, стеклянный лоток с низкими краями
(блюдо для СВЧ), лист белой бумаги, вода, фонарик. В лоток налейте воды. К одной из
боковых стенок лотка поставьте в воду зеркальце.
Выключите свет и фонариком
посветите на ту часть зеркала, которая погружена в воду. Посмотрите, что произошло.
На стене появились признаки семицветной радуги. «Поймайте» ее листом бумаги
(поставьте лист бумаги перед зеркалом так, чтобы радуга была четкой). Белый цвет
состоит
из
семи
цветов.
Почему
так
произошло?
Свет
состоит
из
семи
цветов.
Смешиваясь, они дают белый свет. Попадая на зеркало, свет отражается и идет
обратно.
Выходя
из
воды,
он
преломляется.
Все
лучи,
из
которых
он
состоит,
преломляются по - разному. Меньше всего может преломляться красный цвет, больше
всего фиолетовый. В воздухе капельки воды могут разделить свет на семь цветов.
Тогда вам посчастливится наблюдать радугу на небе. Или даже несколько радуг.
52. «ПОЧЕМУ В ШУБЕ ТЕПЛО?»
Вам понадобятся: три литровые банки, нагретая вода (50°С), шуба, кофта.
Налейте
в
банки
одинаковое
количество
нагретой
воды.
Одну
банку
оставьте
открытой, на другую накиньте шубу, а на третью – кофту. Подождите 20 минут.
Посмотрите, что произошло. Быстрее всего остыла вода в открытой банке. А под
шубой тепло сохранилось дольше всего. Почему так произошло? Между волосками
меха содержится много воздуха. Он очень плохо проводит тепло, т.е. обладает низкой
теплопроводностью. Поэтому вода в банке, закрытой шубой, остывает медленнее.
Кофта тоже сохраняет тепло, но меньше. В жарких странах мех может спасти от
перегрева. Можно дома поместить под шубу лед. Он долго не растает, т.к. тепло к нему
будет
подходить
медленно.
Таким
образом,
теплопроводность
–
это
способность
предмета проводить тепло.
53. «ЧТО ТАКОЕ ТЕНЬ?»
Вам понадобятся: источник света (лампа на улице – солнце), разные предметы:
мяч,
книга,
фигуры,
стекло.
На
пути
от
источника
света
помещайте
поочередно
различные предметы: мяч, книгу, фигурку, стекло. Посмотрите, что произошло. От
непрозрачных предметов на стене (земле и т.п.) появляется тень. По форме она похожа
на сам предмет. Стекло не отбрасывает тени. Тень – это место, в которое не попадает
свет. Почему так произошло? Свет на своем пути встречает различные препятствия.
Прозрачные препятствия свет преодолевает легко и проходит сквозь них, почти не
теряя своей яркости. Непрозрачные предметы не пропускают свет. Поэтому возле
таких предметов образуется место, куда свет не может попасть. Это тень. Место, в
которое свет попадает частично, называется полутень. Луна может оказаться между
Солнцем и Землей, став препятствием для солнечного света. Такое явление называется
солнечным затмением.
54. «ЗАЧЕМ НУЖЕН ТЕРМОМЕТР?»
Вам понадобятся: три стакана: с горячей (примерно 38°С), холодной (примерно
18°С) и теплой (25°С) водой. Опустите один палец в холодную воду, другой – в
горячую
воду.
Немного
подождите
и
опустите
оба
пальца
в
теплую
воду.
Что
чувствуют
пальцы? Какому пальцу теплее? Палец, который был в горячей воде,
чувствует прохладу, а другой – тепло. Почему так произошло? Тепло передается от
более нагретого тела к более холодному. Для пальца, который побывал в холодной
воде, теплая вода более нагрета, и тепло переходит от нее к пальцу. Для другого пальца
вода имеет температуру ниже, следовательно, она забирает от пальца тепло, и мы
будем чувствовать охлаждение. После холодного мороженного чай покажется горячее.
55. «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО МЫЛО?»
Вам понадобятся: кусок мыла, вода, щепотка сушеной зелени, пара капель
растительного масла. Смешайте зелень с маслом. Намажьте руки малыша. Попросите
его
вымыть
руки
чистой
водой.
Затем
помойте
руки
с
мылом.
Посмотрите,
что
произошло. Вода одна не справилась с задачей: руки остались грязными. С помощью
мыла руки стали чистыми. Почему так произошло? Вода не может смочить жирные
поверхности и собирается на них в капельки. Мыло уменьшает стремление воды
собраться
в
шарик.
После
добавления
мыла
капельки
воды
растекаются
по
поверхности лучше, начинают ее смачивать, а значит, и собирать на себя частички
грязи. С мыльной пеной руки очистятся быстрее, т. к. каждый пузырек заберет на себя
кусочек грязи, а затем легко смоется. Мыло уменьшает поверхностное натяжение
воды, не давая ей собираться в шарик.
56. «НА ЧТО СПОСОБЕН РИС?»
Вам понадобятся: литровая стеклянная банка с крышкой, рис, грецкие орехи в
скорлупе. Наполните банку наполовину рисом. Утопите в него орех. Потрясите банку
из
стороны
в
сторону
(только
в
горизонтальном
направлении!)
посмотрите,
что
произошло. Грецкий орех появился на поверхности. Его место занял рис. Почему так
произошло? Между рисовыми зернышками есть пустые места. Когда мы трясем банку,
зернышки
двигаются
и
сближаются.
Это
называется
утруской.
Орех
не
может
поместиться между зернышками. Они как бы «толкают» его вверх. Попробуй насыпь
полный стакан гречки. Слегка постучи по краю стакана пальцем. В стакане опять
появилось место! Попробуй насыпать полный стакан гречки. Слегка постучи по краю
стакана пальцем. В стакане опять появилось место! Утрясаются собранные ягоды,
грибы и др., а более крупные предметы поднимаются наверх, и их легко можно
отделить от мелких.
57. «КАК РАКЕТА ЛЕТИТ В КОСМОС?»
Вам
понадобятся:
воздушные
шарики.
Надуйте
шарики
и,
не
завязывая,
отпустите
его.
Посмотрите,
что
произошло.
Реактивное
движение
–
это
такое
движение, которое происходит за счет скоростного отделения от предмета какой –то
части. Почему так произошло? Если шарик надуть и не завязать, то из его отверстия
будет стремительно вырываться струя воздуха. Она создаст реактивную силу, которая
заставит
шарик
двигаться
в
противоположном
направлении.
Настоящая
ракета
выбрасывает струю горящих газов и взмывает вверх. В южных странах произрастает
«бешеный огурец». Стоит только слегка прикоснуться к созревшему плоду, похожему
на огурец, как он отрывается от стебля, а через получившееся отверстие из него
фонтаном
вылетает
жидкость
с
семенами.
Сами
огурцы
при
этом
отлетают
в
противоположном направлении.
58. «МОЖЕТ ЛИ МЕТАЛЛ ПЛАВАТЬ?»
Вам понадобятся: сосуд с водой, два одинаковых куска фольги. Один кусок
фольги скомкайте и опустите в воду. Сделайте из другого листа кораблик или лодочку.
Опустите в воду. Посмотрите, что произошло? Скомканный лист фольги сразу утонул,
а кораблик из фольги держится на плаву. Выталкивающая сила воды зависит от
размеров погруженной в нее части предмета. Поему так произошло? Форма предмета
влияет на его плавучесть.
Кораблик при погружении вытесняет воды больше, чем
комочек фольги. Чем больше воды вытесняется предметом во время погружения, тем с
большей силой предмет выталкивается вверх. Опустите в воду пустую закрытую
банку. Чем больше она уходит под воду, тем больше усилий стоит удержать ее под
водой.
59. «ГДЕ ВОДЫ БОЛЬШЕ?»
Вам понадобятся: вода, мерный стаканчик, емкости, разные по объему и по
форме (литровая банка, литровая (пластиковая) бутылка, ведерко от 1,5 л, песочные
формочки). Наливайте стаканом воду в разные емкости. Сосчитайте, сколько стаканов
войдет в каждую. Посмотрите, что произошло? В банку или бутылку поместилось
одинаковое количество стаканов, хотя кажется, что эти емкости разные по размеру. В
песочные формочки воды вошло меньше, а в ведерко наоборот
больше. И во всех
случаях вода принимает форму сосуда. Почему так произошло? Каждый сосуд имеет
свою вместимость – объем, который определяется количеством одинаковых кубиков,
умещающихся в предмете. Построив башню из кубиков, можно определить ее объем.
Чем больше кубиков, тем объем больше. Одно из свойств жидкости – принимать
форму сосуда, в котором она находится. А в невесомости, например, в космосе или при
падении, жидкость примет форму шара.
60. «ПОЧЕМУ ЗОНТ НЕ ПРОМОКАЕТ?»
Вам понадобятся : разные материалы (газета, целлофан, капрон, хлопок, клеенка
и др.), вода в распылители (душ) . Брызгайте на разные ткани водой из распылителя
или поливайте из душа. Газета и хлопок намокли, а на остальных материалах вода
собралась в отдельные капельки. Утки, лебеди выделяют водоотталкивающую смазку,
благодаря которой перья не намокают. Между перьями
много воздуха, и птицы
плавают.
А
водомерки
могут
преспокойно
бегать
по
воде.
Поверхность
воды
прогибается под их весом, но держит. Почему так произошло? Вода может смочить
разные поверхности, т.е. растекаться по ним. При этом, если поверхность пориста, она
впитает влагу, которая растекается по ней. Некоторые поверхности вода не может и
собирается в капельки – шарики. Ткани для зонтов, курток пропитывают специальным
составом,
который
не
смачивается
водой.
Так
получают
водоотталкивающие
поверхности.
Ботинки
чистят
специальным
кремом
для
защиты
от
влаги.
Несмачивание – это явление, когда жидкость собирается на поверхности в шарики.
61. «ЧЕМ ПОЮТ БУТЫЛКИ?»
Вам понадобятся: несколько пустых стеклянных бутылок, вода, пластмассовая
палочка.
Наполните
бутылки
разным
количеством
воды
и
расположите
их
по
нарастанию
уровней
воды.
Тихонько
ударяйте
палочкой
о
горлышко
каждой
из
бутылок.
Посмотрите,
что
произошло?
Каждая
бутылка
издает
свой
звук.
Это
настоящий «бутылкофон». Звук – это колебание воздуха. Звук лучше передают твердые
предметы. Почему так произошло? Когда палочка ударяется о бутылку, то воздух в
бутылке начинает содрогаться. А это и есть звук, т.е. определенные колебания воздуха.
Налитая в бутылку вода уменьшает количество воздуха, тем самым меняя звучание.
Звук будет издавать любой предмет, который начинает совершать колебания. Если на
стакан надеть резинку таким образом, чтобы она прошла через дно и верхнюю часть
стакана и образовала струну, а затем, придерживая резинку на стакане пальцами,
поиграть на «струне», вы услышите звук резинки.
62. «ПОЧЕМУ ОГУРЕЦ СОЛЕНЫЙ?»
Вам понадобятся: свежий огурец, банка с водой, соль (1 ст. ложка на литр).
Дайте малышу попробовать огурец. Обратите внимание, что он несоленый. Налейте в
банку
в
банку
воды,
добавьте
соль
и
размешайте.
Опустите
огурец
в
банку
с
полученным рассолом. Оставьте на день. Потом выньте огурец и попробуйте его на
вкус. Посмотрите, что произошло. Огурец стал соленым. Почему так произошло?
Огурец и раствор соли состоят из очень маленьких частичек, которые находятся в
постоянном движении. Частицы соленой воды сталкиваются с огурцом и проникают
между его частиками. Поэтому огурец становится соленым. Это явление называется
диффузией.
Диффузия
позволяет
окрашивать
разные
материалы.
Для
этого
их
помещают в раствор с краской. Если оставить на белой бумаге кусок пластилина, то
под ним появится цветное жирное пятно. Итак, диффузия – это проникновение частиц
одного вещества между частицами другого.
63. «ПОЧЕМУ ЧАЙ СЛАДКИЙ?»
Вам понадобятся: сахарный песок, промытое пшено, два стакана с водой (на
улице пшено можно заменить промытым песком). Когда вещество растворяется, оно
меняет состав воды, т.е. соединяется с ней. Опустите в один стакан кусок сахара.
Размешайте. В другой стакан опустите пшено и тоже размешайте. Посмотрите, что
произошло? сахар растворяется в воде, а пшено нет. Почему так произошло? Когда
вещество
растворяется,
оно
меняет
состав
воды,
т.е.
соединяется
с
ней.
Если
растворить сахар – вода станет сладкой, если соль – соленой, если краситель – вода
изменит цвет. Есть растворимые в воде вещества и нерастворимые. Пшено, речной
песок, камни и пр. в воде не растворяются, т.е. не соединяются с ней. Масляные краски
тоже водой не растворяются. Поэтому их трудно смыть.
64. «ПОЧЕМУ ПЛАВАЕТ МАНДАРИН?»
Вам
понадобятся:
трехлитровая
банка
с
водой,
мандаринка.
Опустите
мандаринку в воду, и вы увидите, как она плавает. Затем очистите мандаринку и
повторите
эксперимент.
Можно
взять
два
одинаковых
мандарина
,
один
из
них
очистить,
а
другой
–
нет.
Посмотрите,
что
произошло.
Очищенный
мандарин
опустился на дно – утонул. А неочищенный плавает! Почему так произошло? Кожура
мандарина содержит много пустот с
воздухом. Это делает ее более легкой, менее
плотной по сравнению с водой.
Поэтому мандаринка всплывает. Если очистить
мандаринку, то воздушная «подушка» исчезнет, и мандаринка утонет. Спасательные
круги, надувные лодки удерживают на плаву людей тоже за счет воздуха. Сдувшись,
круг теряет свою способность удерживать предметы на плаву. Вообще, тело плавает,
если его плотность меньше плотности жидкости.
65. «ПОЧЕМУ МАСЛО НЕ ТОНЕТ?»
Вам понадобятся: стакан, растительное масло, вода, варенье или мед. Налейте
масло в стакан на 1/3 и столько же воды. Посмотрите, что произошло? Масло всплыло,
и стала видна четкая граница между жидкостями. Добавьте аккуратно несколько ложек
варенья.
Оно
опустится
на
дно.
Получится
трехслойная
жидкость.
Почему
так
произошло. Плотность масла меньше плотности воды, поэтому оно легче и всегда
находится
наверху.
Плотность
варенья
больше
плотности
воды,
поэтому
оно
опускается вниз. Если оставить этот стакан на несколько дней, то масло с водой не
смешается. Варенье может начать смешиваться с водой. Масло в супе или жир всегда
собирается на поверхности. Если его много, то оно покрывает поверхность супа
ровным слоем. Если мало, то собирается в отдельные пятна.
66. «МОЖНО ЛИ ОКРАСИТЬ СВЕТ?»
Вам понадобятся: белый лист бумаги, фломастеры или цветные карандаши,
прозрачная
красная
пленка,
например,
для
оформления
подарков.
Нарисуйте
несколько цветных пятен или фигур на белой бумаге. Посмотрите одновременно на
все пятна через красную пленку. Посмотрите, что произошло? Лист бумаги полностью
кажется
красным,
кроме
темных
пятен.
Цветные
стекла
пропускают
только
свой
собственный
цвет.
Почему
так
произошло?
Красная
пленка
пропускает
только
красный
свет,
другой
–
задерживает.
Если
покрыть
подобной
пленкой
стекло
настольной лампы, то свет от нее станет красным. Используя пленки или стекла
разных цветов, можно «окрасить» свет. В светофоре горят обычные лампы, но они
закрыты цветными стеклами – красным, желтым и зеленым. Солнечные очки плохо
пропускают свет, поэтому все вокруг становится темным.
67. «ПОЧЕМУ ПРИЛИП МОКРЫЙ ЛИСТ?»
Вам понадобятся: лист бумаги, вода. Попробуйте прилепить сухую бумагу к
холодильнику. Затем намочите ее и повторите попытку. Посмотрите, что произошло?
Сухой лист бумаги не держится на холодильнике, а мокрый лист приклеивается.
Между частицами вещества есть притяжение – стремление притянуться друг к другу.
Поему
так
произошло?
Тела
прилипнут
друг
к
другу,
если
сблизятся
на
такое
расстояние, при котором появится притяжение между их частицами. Вода им в этом
помогает. Благодаря своей текучести, она заполняет все неровности поверхности листа
и холодильника. Ровные влажные поверхности можно сблизить так, что между ними
возникает притяжение. При высыхании лист упадет, т.к. частицы холодильника и
бумаги снова окажутся далеко. Клей, в отличие от воды, не испарится. Он затвердеет и
продолжит удерживать детали вместе.
68. «ТАЙНЫ СУХОГО ЛЬДА -1»
Вам понадобятся: емкость
с водой
(подойдет любая от стакана до ведра),
немного
сухого
льда.
Этот
опыт
может
пригодиться
при
создании
сценических
эффектов любого масштаба. Бросьте в емкость с водой несколько гранул сухого льда
(в том случае, если объем емкости невелик) и вуаля: перед вами легкая дымка,
абсолютно безвредная для здоровья! Хотите напустить туман погуще? Нет проблем.
Наберите ведро воды и бросьте туда побольше сухого льда – задача выполнена.
Поскольку сухой лед используют в пищевой промышленности, его без опаски можно
добавлять в коктейли, охлаждая их, а заодно придавая напитку мистический вид.
69. «ТАЙНЫ СУХОГО ЛЬДА -2»
Вам понадобятся: мыльные пузыри или насыщенный мыльный раствор; сухой
лед. Налейте в емкость мыльные пузыри или раствор и аккуратно добавьте немного
сухого льда. В итоге у вас получится не что иное, как пузырьковый туман. Возникает
такое ощущение, будто туман пробрался в каждый мыльный пузырь, заполнив его до
предела. Вы наверняка захотите удивить подобным шоу всех своих знакомых.
70. «ТАЙНЫ СУХОГО ЛЬДА -3»
Вам
понадобятся:
густой
мыльный
раствор,
плотное
бумажное
полотенце,
сухой лед. В объемную кружку налейте мыльный раствор
(примерно до половины
емкости). Добавьте туда буквально пару гранул сухого льда и плотно накройте кружку
бумажным полотенцем.
Подождите несколько секунд образования густой мыльной
пленки,
а
затем
медленно
снимите
полотенце.
Мыльная
пленка
постепенно
превратится в огромный пузырь, поражающий своими размерами. В конечном счете
он, конечно, лопнет, а вам захочется снова повторить опыт.
71. «ЖИВЫЕ БУМАЖКИ»
Вам понадобятся: воздушные шары, небольшие кусочки бумаги. Энергично
потрите шарик о волосы или о шерстяную одежду. Потом быстро поднесите его у
бумажкам, и они притянутся к нему, словно магнит. Более простой вариант: потрите
конец шариковой ручки о волосы и поднесите к бумажкам. Эффект будет тот же.
72. «ВОЛШЕБНЫЙ ШАРИК»
Вам понадобятся: воздушный шарик из мягкого материала (проверьте заранее,
чтобы шарик надувался легко и без проблем); сода, вода, уксус; стеклянная бутылка,
скотч. Фокус основан на простейшем взаимодействии уксуса и соды. Подготовьте все
материалы заблаговременно, положите их рядом с местом проведения опыта.
1.
В бутылку всыпьте две ложки соды и влейте три столовые ложки воды.
2.
Теперь в бутылку добавьте четверть стакана уксуса.
3.
Быстро наденьте подготовленный шарик на горлышко бутылки и обмотайте его
скотчем (полоску скота отрежьте заранее). В процессе реакции между уксусом и
содой начнет выделяться газ, который постепенно надувает воздушный шарик.
Для опыта лучше всего взять небольшой шарик, чтобы он надулся быстрее.
73. «ЗЕЛЕНАЯ ЯЩЕРИЦА»
Вам
понадобится:
сок
краснокочанной
капусты
(его
можно
выжать
самостоятельно); яйцо, соль по вкусу. Приступаем к опыту.
1. Разбейте яйцо, аккуратно отделите желток от белка. В белок добавьте капустный
сок. При этом помните о закономерности: если перемешать ингредиенты тщательно и
интенсивно, то в результате белок станет ярко – зеленым (когда вы начнете его
жарить); если же перемешать их слегка, то при готовке белок получится бело –
зеленым.
2. Как только вы перемешаете ингредиенты, добавьте немного соли и вылейте белок
на разогретую сковороду.
3. Ровно по центру положите желток и жарьте яйцо до готовности. Оригинальное
блюдо
готово.
Теперь
вы
вместе
с
юным
кулинаром
можете
удивить
домашних
полезной для здоровья зеленой яичницей! Секрет заключается с в соке краснокочанной
капусты. Если смешать его с сильной кислотой, то получится ярко – розовый оттенок.
А
вот
в
щелочной
среде
сок
становится
зеленым,
придавая
такой
же
цвет
ингредиентам, с которыми его смешивают.
74. «САМОДЕЛЬНЫЙ ПЕРИСКОП»
Вам понадобится: коробка из – под цветных карандашей (оптимально подойдет
коробка на шесть цветов); два небольших зеркала, по форме напоминающих коробку;
скотч и ножницы; нож для картона или бумаги, линейка, карандаш.
Приступаем к сборке домашнего перископа.
1.
Отмерьте с каждой стороны коробки по 3 см и разрежьте ее с обеих сторон.
2.
Согните края под прямым углом и зафиксируйте их скотчем.
3.
Им же закрепите с обеих сторон зеркала так, чтобы отражающая поверхность
была
обращена
к
коробке.
Ваш
перископ
готов.
Испробуйте
его,
повернув
вертикально и посмотрев в нижнее окошко. Если все сделано правильно, вы
увидите предметы, находящиеся на верхнем уровне.
75. «НЕВИДИМЫЕ НИТИ»
Вам понадобятся: легкое колечко (вес колечка или другого предмета должен быть
совсем маленьким), нитки, ножницы, спички, насыщенный раствор соли. Что нужно
делать?
1.
Подготовив насыщенный раствор соли, смочите в нем нитку несколько раз.
Просушите нитку и еще раз окуните в соленый раствор. Как только она высохнет
и приобретет своеобразную упругость, можно приступать непосредственно к
опыту.
2.
Возьмите «соленую нитку» (на вид она ничем не отличается от обычной),
подвесьте на нее проволочное колечко и аккуратно подожгите нитку. Когда огонь
дойдет до конца нити, колечко останется висеть! Позаботьтесь о том, чтобы при
проведении опыта в помещении не было сквозняков, окна были закрыты и никто
не создавал активного движения. Секрет фокуса в том, что, после того как нитка
сгорает, остается тонкий едва заметный шнурок золы. Он образуется благодаря
осевшей на нити соли. Чем плотнее ее слой, тем крепче шнурок.