Напоминание

Развитие связной речи у дошкольников с использованием методов моделирования и мнемотехники


Автор: Бобылева Лариса Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"ДС№455 г.Челябинск"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Презентация
Тема: Развитие связной речи у дошкольников с использованием методов моделирования и мнемотехники
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие связной речи у

«Развитие связной речи у

дошкольников

дошкольников

с использованием методов

с использованием методов

моделирования и

моделирования и

мнемотехники»

мнемотехники»

Подготовил:

Подготовил:

Бобылева Лариса Михайловна,

Бобылева Лариса Михайловна,

воспитатель высшей категории МБДОУ № 455

воспитатель высшей категории МБДОУ № 455

Связная речь

Связная речь

Развитие связной речи – центральная задача

Развитие связной речи – центральная задача

речевого воспитания детей.

речевого воспитания детей.

В связной речи реализуется основная,

В связной речи реализуется основная,

коммуникативная, функция языка и речи.

коммуникативная, функция языка и речи.

Связная речь – высшая форма мыслительной

Связная речь – высшая форма мыслительной

деятельности, определяющей уровень речевого и

деятельности, определяющей уровень речевого и

умственного развития ребенка.

умственного развития ребенка.

Овладение связной устной речью составляет

Овладение связной устной речью составляет

важнейшее условие подготовки к обучению в

важнейшее условие подготовки к обучению в

школе.

школе.

Какие

Какие

проблемы

проблемы

развития связной речи

развития связной речи

Скудный словарный запас

Неумение согласовывать слова в

предложении

Нарушение звукопроизношения

Неумение давать развернутые ответы

на вопросы

Самостоятельно излагать свои

суждения

В дошкольном возрасте преобладает

В дошкольном возрасте преобладает

наглядно-образная память и

наглядно-образная память и

запоминание носит – непроизвольный

запоминание носит – непроизвольный

характер: дети лучше запоминают

характер: дети лучше запоминают

события, предметы ,факты, явления,

события, предметы ,факты, явления,

близкие к их жизненному опыту.

близкие к их жизненному опыту.

Приемы мнемотехники и

Приемы мнемотехники и

моделирования облегчают запоминание

моделирования облегчают запоминание

у детей и увеличивают объем памяти

у детей и увеличивают объем памяти

путем образования дополнительных

путем образования дополнительных

ассоциаций.

ассоциаций.

Мнемотехника

Мнемотехника

Мнемотехника-техника запоминания

Мнемотехника-техника запоминания

Греческое- «

Греческое- «

mnemonikon

mnemonikon

»

»

Термин ввел Пифагор Самосский(6 в. до

Термин ввел Пифагор Самосский(6 в. до

н. э.)

н. э.)

Название произошло от имени

Название произошло от имени

древнегреческой богини Мнемозины –

древнегреческой богини Мнемозины –

матери 9 муз.

матери 9 муз.

Первые работы по мнемотехнике

Первые работы по мнемотехнике

-Цицерон,Квинтилиан (86-82 гг. до н. э.)

-Цицерон,Квинтилиан (86-82 гг. до н. э.)

Мнемотехника

Мнемотехника

Система методов и приемов,

Система методов и приемов,

обеспечивающих успешное освоение

обеспечивающих успешное освоение

детьми знаний об особенностях

детьми знаний об особенностях

объектов природы об окружающем

объектов природы об окружающем

мире, эффективное запоминание

мире, эффективное запоминание

структуры рассказа, сохранение и

структуры рассказа, сохранение и

воспроизведение информации и

воспроизведение информации и

развития речи

развития речи

МНЕМОТЕХНИКА

МНЕМОКВАДРАТ

МНЕМОДОРОЖКА

МНЕМОТАБЛИЦА

К.Д.Ушинский писал:

К.Д.Ушинский писал:

«Учите ребенка каким-нибудь

«Учите ребенка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам- он

неизвестным ему пяти словам- он

будет долго и напрасно мучиться,

будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с

но свяжите двадцать таких слов с

картинками, и он их усвоит на

картинками, и он их усвоит на

лету»

лету»

Особенность методики-

Особенность методики-

применение не изображения

применение не изображения

предметов ,а символов.

предметов ,а символов.

Облегчено запоминание слов

Облегчено запоминание слов

Дидактический материал для связной

Дидактический материал для связной

речи -мнемоквадраты , мнемодорожки,

речи -мнемоквадраты , мнемодорожки,

мнемотаблицы

мнемотаблицы

Обогащение словарного запаса

Обогащение словарного запаса

Составление рассказов, пересказов,

Составление рассказов, пересказов,

заучивание стихов, отгадывание

заучивание стихов, отгадывание

загадок

загадок

Мнемотаблица

Мнемотаблица

- это графическое или частично

- это графическое или частично

графическое изображение персонажей сказки,

графическое изображение персонажей сказки,

явлений природы, некоторых действий и др. путем

явлений природы, некоторых действий и др. путем

выделения главных смысловых звеньев сюжета

выделения главных смысловых звеньев сюжета

рассказа. Главное нужно передать условно наглядную

рассказа. Главное нужно передать условно наглядную

схему, изобразить так, чтобы нарисованное было

схему, изобразить так, чтобы нарисованное было

понятно детям

понятно детям

ЗАДАЧИ:

ЗАДАЧИ:

Развитие связной речи

Развитие связной речи

Преобразование абстрактных символов в

Преобразование абстрактных символов в

образы(перекодирование информации)

образы(перекодирование информации)

Развитие мелкой моторики рук

Развитие мелкой моторики рук

Развитие основных психических процессов -памяти,

Развитие основных психических процессов -памяти,

внимания, образного мышления; помогает овладение

внимания, образного мышления; помогает овладение

приемам работы с мнемотаблицей и сокращает время

приемам работы с мнемотаблицей и сокращает время

обучения.

обучения.

1. Рассматривание таблицы и

разбор того, что изображено.

2. Перекодирование информации –

преобразование из абстрактных

символов в образы

3. Пересказ сказки, рассказа с

опорой на символы – отработка

метода запоминания

4. Графическая зарисовка

5. Воспроизведение ребенком

таблицы при ее показе ему.

Этапы работы с мнемотаблицей:

Составление описательного рассказа с элементами

мнемотехники

«Поздняя осень» (подготовительная группа)

1.

Какое время года нарисовано

на картинке?

2.

Осенью опадают листья

3.

Выпадает снег

4.

Река покрывается льдом

5.

Некоторые животные впадают

в спячку

6. Белки делают запасы на зиму

7. Заяц меняет шубку

8. Перелетные птицы улетают

на юг

9. День становится короче, а

ночь длиннее.

Этапы

Этапы

разучивание

разучивание

стихотворения

стихотворения

Эмоциональное прочтение стиха

Эмоциональное прочтение стиха

Словарная работа по активизации

Словарная работа по активизации

незнакомых слов

незнакомых слов

Беседа по смыслу прочитанного

Беседа по смыслу прочитанного

Работа с мнемотаблицей

Работа с мнемотаблицей

На солнышке

согрелась ель

Подтаяла сосна.

Идет апрель,

звенит капель.

В лесу у нас весна.

По снегу капельки

стучат:

«Подснежник,

хватит спать!»

А.ПЛЕЩЕЕВ «ЛАСТОЧКА»

А.ПЛЕЩЕЕВ «ЛАСТОЧКА»

Китайская мудрость

Китайская мудрость

«Услышал-забыл.

«Услышал-забыл.

Увидел - запомнил.

Увидел - запомнил.

Сделал-понял.»

Сделал-понял.»

Моделирование

Моделирование

В основе метода лежит принцип

В основе метода лежит принцип

замещения: реальный предмет

замещения: реальный предмет

ребенок замещает другим

ребенок замещает другим

предметом, его изображением,

предметом, его изображением,

каким-либо условным знаком.

каким-либо условным знаком.

Метод наглядного

Метод наглядного

моделирования

моделирования

Развивает пространственное воображение, позволяя

Развивает пространственное воображение, позволяя

воспринимать сложную информацию и зрительно

воспринимать сложную информацию и зрительно

представить абстрактные понятия (звук, слово,

представить абстрактные понятия (звук, слово,

предложение, текст), научиться работать с ними.

предложение, текст), научиться работать с ними.

Позволяет в наглядной и доступной для ребенка форме

Позволяет в наглядной и доступной для ребенка форме

познавать скрытые свойства и связи того или иного

познавать скрытые свойства и связи того или иного

объекта.

объекта.

Способствует развитию мышления ребенка.

Способствует развитию мышления ребенка.

Наглядность и создание внутреннего плана высказывания

Наглядность и создание внутреннего плана высказывания

облегчают процесс становления связной речи.

облегчают процесс становления связной речи.

Модель

Модель

Образ какого-либо объекта , созданный в

Образ какого-либо объекта , созданный в

виде схемы, физических конструкций,

виде схемы, физических конструкций,

знаковых форм или формы, отображающей

знаковых форм или формы, отображающей

структуру, свойства, взаимосвязи и

структуру, свойства, взаимосвязи и

отношения между элементами этого

отношения между элементами этого

объекта.

объекта.

Инструмент познания . Когда дети строят

Инструмент познания . Когда дети строят

различные модели изучаемых явлений ,

различные модели изучаемых явлений ,

моделирование выступает в роли средства и

моделирование выступает в роли средства и

способа обобщения учебного материала.

способа обобщения учебного материала.

СКАЗКА « ТЕРЕМОК»

СКАЗКА « ТЕРЕМОК»



В раздел образования