Автор: Бобылева Лариса Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"ДС№455 г.Челябинск"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Конспект НОД в подготовительной группе
Тема: Рассматривание картины И.И.Левитана "Весна.Большая вода"
Раздел: дошкольное образование
Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе.
Тема: «Рассматривание пейзажной картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
Цель. Совершенствовать умение составлять повествовательный рассказ по картине.
Образовательные задачи: 1) Учить составлять описательный рассказ по картине;
2) Учить наблюдению по картине;
3) Продолжать учить работать по мнемотаблице.
Развивающие задачи: 1) Развивать связную речь;
2) Формировать умение правильно чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже и
передавать его словом;
3)Развивать память, внимание, воображение, словесно-логическое мышление.
4)Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на весеннее проявление природы.
Воспитательные задачи. 1) Воспитывать самостоятельность, инициативность, эстетические
чувства;
2) Воспитывать любовь к окружающему миру.
Словарная работа: «пейзаж», «половодье», «челнок»
Индивидуальная работа: наблюдение в природе , беседа о признаках весны, рассматривание
пейзажей, чтение стихов, рассказов, пословиц, поговорок, отгадывание загадок.
Материалы и оборудование: репродукция картины, портрет художника, опорные картинки по
картине, кроссворд, альбомный лист.
Приемы: ТРИЗ («подзорная труба»), мнемотехника.
Ход НОД.
Организационный момент: звучит музыка А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»
Мотивация (Письмо)
Воспитатель. Сегодня утром я обнаружила письмо, в котором был кроссворд. Когда мы его
разгадаем, то узнаем, о чем пойдет сегодня речь.
По горизонтали: 1.На земле появилась первая…(трава)
2. Первый весенний цветок (подснежник)
3. Растаял весь…(снег)
4. Светит ласковое…(солнце)
5. Первая птица, прилетевшая к нам (грач)
По вертикали: слово «весна», полученное в результате ответов.
Дети определили слово «Весна». Что это? (Время года после зимы)
Воспитатель. Давайте скажем о весне, какая она?
Дети. Долгожданная, ранняя, поздняя, теплая, цветущая, звонкая, веселая и т.д.
Ребенок читает отрывок из стихотворения И.С. Никитина
«Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят.
Воспитатель. Какое настроение хотел донести до нас поэт? Да, весна несет всем людям радость
жизни, творчества. Поэты пишут о весне стихи, композиторы, а художники картины.
Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Исаак Ильич Левитан (показ
портрета). Он любил Россию и писал картины, на которых изображал ее природу. Картины
Левитана любят и знают не только у нас, но и в других странах. Художник выбирал самые разные
уголки природы, писал стройные березки, реки, небо. Сегодня мы с вами рассмотрим его картину.
Попробуем дать ей название.
Что такое пейзаж?
Игра (ТРИЗ) с «подзорной трубой».
Цель: учить детей выделять объекты, изображенные на картине и давать им соответствующие
названия. Для игры предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации
подзорной трубы.
Правило игры: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто
перечислит больше объектов на картине. После ответов детям выдаются карточки для
мнемотаблицы.
Дети выделяют на картине разные объекты, называют их. Отметить, кто больше набрал объектов,
похвалить. Далее идет беседа по вопросам, ее анализ. Заполняется таблица. Составляется рассказ.
Вопросы для беседы:
1.Какое время года изобразил на картине художник? (карточка «Весна»)
2.Какое явление природы изображено на картине? (карточка «Половодье»- это разлив реки при
таянии снега и вскрытии ото льда весной, синонимы - паводок, полая вода )
3.Что можно сказать о воде? Какая она? (прозрачная, спокойная, холодная; карточка «Вода» )
4.В какой день И.И. Левитан писал этот пейзаж? (весенний, апрельский, яркий, солнечный; солнца
нет - тени есть; карточка «Солнце»; небо голубое )
5. Какие деревья в воде, в реке? (карточка «Березы, ель»)
6. Что находится на линии горизонта? (крестьянские избы, амбары; часть затоплена; карточка
«Изба»)
7. Что находится на первом плане? (карточка «Лодка - челнок»)
8. Какие цвета использовал художник чаще всего? ( оттенки синего, голубого, желтого,
коричневого, белого; карточка)
Таблица заполнена. Составлен рассказ.
Воспитатель. Ребята, какие чувства возникли у вас, когда вы смотрите на эту картину?
Ответы детей. Радость. Наступила весна. Светит солнце, скоро станет совсем тепло. Жаль деревья,
которые оказались в воде.
Задание для детей. Какие из народных примет, пословиц и поговорок можно использовать,
рассматривая картину? (На столе лежат пословицы, приметы, поговорки. Дети выбирают нужные,
читают их.)
- Как зима не злится, а зиме покорится.
-Апрель с водой - май с травой.
-Апрельские ручьи землю будят.
-Мокрый апрель - хорошая пашня.
-Синие облака в апреле к теплу и дождю.
-Из березы течет много сока – к дождливому лету.
-Щедра весна на тепло, да скупа на время.
-Если весной снег тает быстро, вода бежит дружно – к мокрому лету.
Воспитатель. Вокруг нашего города тоже много интересных и красивых мест, которые наполняют
картины И.И. Левитана. Многие из них видели, когда были с родителями на прогулках. (Что
наблюдали?)
Оценка детей. Чему учились? О чем узнали? Что почувствовали? Чем любовались? Что
понравилось?
Дети. Мы увидели картину родной природы, назвали много красивых слов, которые передают
характер весны. Она дарит нам много радости, но чтобы мы всегда могли любоваться красотой
леса, луга, пруда. Природу нужно беречь и любить!
Воспитатель. Молодцы! Дружно поработали! На память вам открытка с изображением картины
И.И. Левитана «Весна. Большая вода»