Напоминание

Проектно-исследовательская работа "Дербент в числах и величинах"


Автор: Исмаилова Бесханум Шамсутдиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ 20 им.Расула Гамзатова
Населённый пункт: г. Дербент
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проектно-исследовательская работа "Дербент в числах и величинах"
Раздел: начальное образование





Назад




Министерство образования и науки Республики Дагестан

Республиканский конкурс исследовательских проектов младших

школьников «Первоцвет»

Дербент в числах и величинах

Направление: математическое

Секция «Математика – царица наук».

Выполнили: Нурмагомедова Лияна

и Эвсетова Амина

ученицы 4 класса МБОУ СОШ №20

Руководитель:

Исмаилова Бесханум Шамсутдиновна

учитель начальных классов

Дербент 2017

Введение

Среди чисел существует такое совершенство и согласие, что нам надо

размышлять дни и ночи над их удивительной закономерностью… (Стевин)

Как-то раз на одном уроке наша учительница сказала, что если вы хотите

участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока

есть к тому возможность: она окажет вам огромную помощь во всей вашей

жизни. И ещё она добавила, что тот развивает внимание, тренирует свой мозг,

свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели, кто с

детских лет занимается математикой.

Актуальность нашей работы состоит в том, что на уроках математики

нам дают разные творческие задания: придумать свои примеры, задачи и

уравнения, и есть много задач о разных городах, но мы, почему-то, не

сталкивались с задачами о древнем Дербенте.

Вот тогда мы и решили любить математику в гармонии с любовью к

родному городу.

Пусть мне твердят, что есть края иные,

Что в мире есть иная красота.

А я люблю свои места родные,

Свои родные милые места!

Так родилась тема нашего проекта: «Дербент в числах и величинах»

Цели исследования:

Собрать и изучить информацию о том, чем уникален и богат Дербент и

составить текстовые задачи, содержащие достоверную информацию о нашем

городе.

Задачи исследования:

1.Подбор литературных источников и их проработка.

2.Знакомство с объектами исследования.

3.Поиск и сбор материалов о нашем городе.

4.Составление банка текстовых задач.

5.Решение задач.

6.Оформление результата своей работы.

7.Подготовка сообщения для выступления.

Методы исследования:

1.Работа с ресурсами сети Интернет.

2.Опрос специалистов посредством интервью.

3.Сбор научных фактов и информации.

4.Анализ собранной информации и продуктов деятельности.

Гипотеза исследования:

У

нас

назрел

проблемный

вопрос:

как

связать

изучение

математики

с

числовыми

данными

достопримечательностей

нашего

города?

Мы

предполагаем, что природа и архитектура Дербента настолько интересны и

необычны, что могут являться источником самых плодотворных открытий

математики.

Этапы исследования:

1.Изучение объектов исследования.

2.Поиск оптимальных способов достижения целей и задач.

3.Составление плана пошаговой реализации проекта.

4.Подготовка презентационных материалов.

5.Защита проекта.

Объект наблюдения:

Мой родной и любимый город Дербент в числах.

Основная часть

Нам выпало счастье родиться в одном из древнейших живущих

городов мира, в старейшем городе РФ с необыкновенно богатой культурой и

традициями. Нас поразил объём интересного и увлекательного материала,

который может дать нам даже самый малый кусочек камня.

Исследование

В ходе исследовательской работы мы взяли интервью у респондентов: Ирины

Петровны, Вели Мирзоевича, Гюльпери Шабановны, Наваи Агагусейновича,

Наили Феликсовны, Абулферза Панаховича, Ильяса Загирбеговича, Садира

Алиевича, Динары Фатулаховны, Алиева Мехти Надировича, Кулиева Вадима

Джафаровича,

Гаджибековой

Соны

Абдуллаевны.

(Вопросы,

заданные

респондентам, указаны в приложении №1).

В нашем городе есть дивное детище древней архитектуры- «Цитадель

Нарын –Кала». Достоверную информацию о ней нам дали: Ирина Петровна-

начальник

отдела

науки

и

Вели

Мирзоевич-заведующий

комплексом

«Цитадель Нарын- Кала». (Приложение №2) По результатам собеседования

мы

узнали,

что

в

Дербенте

8

музеев,

7

из

которых

входят

в

состав

государственного

историко-архитектурного

и

художественного

музея-

заповедника. Его площадь 430га, а площадь охранных зон 2044 га. В городе

449 объектов культурного наследия, а памятников федерального значения

228. Также Вели Мирзоевич сообщил нам, что к крепости ведут 211 ступенек

и на её строительство ушло 2миллиона кубов камней. Блоки были длиной в

1м, шириной- 60см и толщиной 25см. Длина горной стены 42км, ширина 3м,

а высота 15м. На северной стене 46 башен, на южной 17. Эпиграфических

памятников на северной стене 405штук, а на южной стене 560. В нашем

городе 8 мечетей: из них 5 федерального значения и 3 регионального.

У нас всего 5 водохранилищ: 3 вод-ща в крепости, 2 в городе. Крепость

удавалось

захватить

лишь

четыре

раза:

в

651году-арабам,

в

1075г-

сельджукам, в 1578г-османам, в 1668-казакам Степана Разина.

В переводе со всех языков слово «Дербент» означает «ворота». Всего в

Дербенте 9 ворот. 7 (семеро) ворот в городе: на южной стене 4 ворот, а на

северной 3 ворот.

Чтобы узнать, сколько в городе театров, фонтанов, библиотек, кинотеатров,

парков, вузов, больниц, архивов мы обратились в отдел культуры, в частности

к Гюльпери Шабановне-главному специалисту управления культуры, спорта

и

молодёжной

культуры

и

Наиле

Феликсовне-

специалисту

отдела

молодёжной политики. По результатам этого собеседования мы узнали, что в

Дербенте всего 4 театра, 2 фонтана,4 библиотеки, 4 кинотеатра, 5 парков, 9

вузов, 6 больниц,1 архив, 2 музыкальные школы, 9 спортивных школ. Нам

было

очень

приятно

узнать

то,

что

в

нашем

городе

функционирует

1хореографический государственный ансамбль «Каспий», который выступил

с программой на Сочинской зимней олимпиаде. Также имеются 1 детский

ансамбль «Гюнеш» при ДДЮТ и центр эстетического воспитания «Пируэт»

(Жасмин). Также мы взяли интервью у начальника отдела спорта Наваи

Агагусейновича, в результате чего мы узнали, что в городе есть 1 стадион

«Нарын-Кала». В нём размещено футбольное поле размерами 100мх64м,

беговая дорожка на 400м и баскетбольная площадка. Спортом занимается

более 40000 населения по 20 видам спорта. Более 15 спортсменов имеют

спортивные звания и достижения. В нашем городе 3 заслуженных тренера

России,

12

заслуженных

работников

РД.

Есть

более

100

спортивных

сооружений,

из

120000-ого

населения

более

40000

человек

занимаются

физкультурой и спортом

Наше исследование довело нас и в отдел архитектуры. Мы провели

собеседование с главным архитектором города Абулферзом Панаховичем и

его

заместителем

Ильясом

Загирбеговичем.

Они

сообщили

нам,

что

на

2016год

планировалось

сдать12

объектов.

В

настоящее

время

сдано

7

объектов ветхого жилья и строится одна набережная на улице Хандадаша

Тагиева.

С

их

помощью

мы

ознакомились

с

проектами

двух

домов

(Приложение №3): дома на улице Гагарина 20 и дома на улице Кобякова 24.

До этого собеседования мы считали, что самым высоким и многоквартимным

домом у нас являлась двенадцатиэтажка, но в результате мы узнали, что в

Дербенте уже идёт строительство 16-этажного дома на улице Буйнакского и

планируется в скором времени строительство 20-этажного дома, что очень

радует. Оказывается, в городе есть 30 улиц, не имеющие наименования. Они

ра с пола га ют с я

на

«С а д овод ч е с ких

това рище с т ва х»

( д ач н ы е

участки)-«Волна», «Речка», «Заря», «Каспий». А всего в Дербенте 280 улиц.

Нам было интересно узнать расстояние от Махачкалы до Дербента, а

также

длину

Дербентского

тоннеля.

Для

нас

было

удивительно

то,

что

расстояние

между

городами

определяется

расстоянием

между

главными

городскими отделениями почты. Посредством интернета, мы узнали, что оно

составляет 130 км. В нашем буклете задач есть несколько видов задач на

движение, которые мы составили, пользуясь интерактивной картой трассы с

Махачкалы до Дербента (Приложение №4).

Длина Дербентского тоннеля

(построенного в 1972 году — к 50-летию образования СССР) составляет 318

м.

Смело можем отметить и тот факт, насколько тяжело нам было ответить на

вопрос:

«Какова

общая

численность

населения

города

Дербента?»

Мы

обратились в «Дербентский отдел статистики» Оказывается, эта информация

в готовом виде не подаётся. Специалист этого отдела Динара Фатулаховна

посоветовала позвонить в Росстат, что мы и сделали. Оказывается, перепись

населения

проводится

через

каждые

10

лет.

На

прямой

связи

с

линией

Росстата наш замдиректора по ИКТ Гаджи Ханпулатович составил таблицу,

где указал количество жителей Дербента по данным переписи населения за

2010год (Приложение №5). Через каждые десять лет количество горожан

увеличивается

примерно

на

20000.

Ежегодно

рождаемость

в

два

раза

превышает смертность.

Самым запоминающимся событием в жизни каждого дербентца, мы

считаем яркое преображение Дербента в преддверии его 2000-летия. Была

развёрнута

масштабная

реконструкция

центра

города,

крепости

и

улиц.

Особый интерес у нас вызвала арка при въезде в город. Через замначальника

УЖКХ Заура Сумлитдиновича, мы познакомились с руководителем проекта

арки Садыром Алиевичем и в результате получили такие данные: длина арки-

20м, ширина- 3м, высота-11м. Строение двухпролётное арочное по 7м в

ширину.

Оказывается,

что

немало

интересно,

именно

Садыр

Алиевич

является руководителем проекта памятника «Белых журавлей»,

который

является генератором духовной энергии для школьников СОШ №20 имени

Расула Гамзатова.

В 2016-2017 учебном году наша школа успешно перешла на односменную

систему занятий. Такой неожиданный переход вызвал в нас желание узнать, а

сколько школ Дербента уже работает в одну смену? Ожидается ли открытие

школ

и

детсадов,

ведь

у

нас

в

Дербенте

высокая

рождаемость

и

идёт

масштабное

открытие

новых

микрорайонов.

За

ответами

мы

решили

обратиться к заместителю главы городского округа «город Дербент» Мехти

Надировичу. Он сказал, что наш город во всём преображается, уже 12 школ

из 27 перешли на односменную систему занятий, и это является хорошим

показателем.

И

всё

своё

рабочее

время

он

посвящает

развитию

и

совершенствованию образования в городе Дербенте, что мы и наблюдаем по

результатам каждого года.

Приятно радует и то, что в ближайшем времени ожидается открытие новых

школ и детсадов.

Работа с численностью породила в нас ещё одну идею - узнать сведения о

количестве

учащихся

1-11

классов

на

2016-2017

учебный

год

(Приложение№6),

а

также

узнать

сколько

отличников,

хорошистов

и

педагогов в нашем городе? (Приложение№7) С такими вопросами мы решили

обратиться к начальнику ГУО Вадиму Джафаровичу. Новым знанием для нас

было то, чем отличается гимназия от прогимназии. Его мы получили от Соны

Абдуллаевны. А также, в результате собеседования с Соной Абдуллаевной,

мы

узнали,

что

в

городе

функционируют

33

детских

садов,

16

школ,

4

гимназии,

2

интерната,

1

кадетская

школа,

1

коррекционная

школа

и

3

прогимназии.

В

ходе

исследовательской

работы

мы

провели

опрос

среди

учителей

математики

и

учащихся

четвёртых

классов

нашей

школы.

Предлагались

следующие вопросы:

1.Понравились ли вам задачи о нашем родном Дербенте?

2.Считаете ли вы, что сборник задач является источником для знакомства с

историей

и

достопримечательностями

Дербента,

через

математические

задачи.

3 Можно ли порекомендовать его для применения на уроках математики, для

внеклассных и факультативных занятий. Главным был вопрос «Понравились

ли

вам

задачи

о

нашем

родном

Дербенте?

Результаты

получились

удивительные.

Из

шести

учителей

математики

и

20

опрошенных

четвероклассников

24

человека

ответили:

«Да,

очень».

Это

безмерно

порадовало. (Приложение №8)

Заключение

Исследуя

родной

край,

мы

старались

не

упускать

ни

одной

возможности сделать это более занимательным и заметили, что никогда до

настоящего

времени

мы

не

жили

в

такой

геометрический

период.

И

результатом нашей работы стал сборник текстовых задач о родном крае.

Учащиеся нашей школы с большим удовольствием решали их, что повлекло

за собой желание продолжить работу по изучению родного края, связывая его

с

числами

и

величинами.

Таким

образом,

мы

считаем,

что

изучение

математики можно связать с числовыми данными достопримечательностей

нашего города, что природа и архитектура Дербента настолько интересны и

необычны, что могут являться источником самых плодотворных открытий

математики.

Выводы

1.В ходе исследовательской работы мы узнали, что в городе Дербенте есть

большое

количество

достопримечательностей,

по

которым

можно

составить задачи.

2.Мы очень рады, что наш сборник задач заинтересовал всех опрошенных в

ходе анкетирования.

3.Мы решили продолжить свою исследовательскую работу, потому что у нас

есть

ещё

множество

нераскрытых

и

неизученных

фактов

по

числам

и

величинам, и история Дербента так богата, что о ней можно писать тома.

1.

Перспективы дальнейшей деятельности:

а. Проект на тему: « Дербент в числах и величинах» использовать на уроках

математики

,

для внеклассных и факультативных занятий.

б. Продолжать работу по сбору материала для составления новых задач с

привлечением всех учащихся нашей школы.

в. Провести конкурс на лучшую авторскую задачу про родной край по всей

школе.

Список литературы:

1.Интернет-ресурсы.

2.Книга «Дербентоведение»



В раздел образования