Напоминание

Мир детства невозможно представить без сказки. Сказка выполняет важную роль в развитии ребенка. Сказки на занятиях по математике мы используем давно. Но, как правило, сказка, её сюжет или герои являлись частью занятия, сюрпризным моментом.


Автор: Павлова Лилия Исхаковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №70 комбинированного вида" Ново-Савиновского района г.Казани
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: "Использование сказки на занятиях по формированию элементарных математических представлений"
Тема: Мир детства невозможно представить без сказки. Сказка выполняет важную роль в развитии ребенка. Сказки на занятиях по математике мы используем давно. Но, как правило, сказка, её сюжет или герои являлись частью занятия, сюрпризным моментом.
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование сказки на занятиях по формированию

элементарных математических представлений»

Мир детства невозможно представить без сказки. Сказка выполняет

важную роль в развитии ребенка.

Сказки на занятиях по математике мы используем давно. Но, как правило,

сказка, её сюжет или герои являлись частью занятия, сюрпризным моментом.

Позже мы попробовали проводить занятия по математике, полностью

построенные по сюжету какой-либо сказки. Это оказалось очень интересным

и увлекательным, как нам, так и детям! А результат превзошёл все ожидания!

Мы начали свою работу по данной теме с того, что чётко определили

задачи, которые ставит программа перед детьми старшего дошкольного

возраста.

Затем отобрали несложные по содержанию, хорошо знакомые детям

сказки.

Проводили подготовительную работу с детьми. В ходе подготовки к

занятиям перечитывали сказки детям, слушали их в записи,

просматривали отрывки из фильмов и мультфильмов.

Когда у детей складывалось целостное представление о сказке, как о

литературном произведении, тогда мы наполняли её математическим

содержанием. Старались сделать так, чтобы задания, задачи, ребусы, стихи,

физкультминутки и весь занимательный материал соответствовал сюжету

сказки, логически следовал из неё.

Несмотря на то, что задания на занятиях достаточно сложные, справиться

с ними не легко, дети очень любят «сказочные занятия», ждут их. Почему же

детям это интересно?

По ходу сюжета русской народной или авторской сказки герои часто

попадают в сложные ситуации, но они сами находят выход и справляются с

ним.

На наших «сказочных» занятиях, герои как не стараются, не могут

справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. И дети,

в свою очередь становятся непосредственными участниками сказки. Да

какими? Самыми умными, самыми наблюдательными, самыми

сообразительными. Всегда дети, решив множество задач, пройдя по

лабиринтам, найдя сокровища и расколдовав героев, помогают им, и наконец

у сказки всегда счастливый конец!

При использовании сказок в процессе обучения математике основной

акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее

понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети

не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это

новое входит в них естественно.

Народные и авторские сказки, которые дети, уже наверное знают наизусть

– это бесценные помощники в обучении детей математики. В любой из них

целая уйма всевозможных математических ситуаций.

Давайте вместе с Вами вспомним названия сказок, в которых

присутствуют числа ( три медведя, волк и семеро козлят, сказка о

мертвой царевне и семи богатырях, цветик – семицветик, двенадцать

месяцев, белоснежка и семь гномов).

Сказка «Три медведя» - это вообще математическая суперсказка. Можно

посчитать и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто

больше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с

соответствующими стульями, тарелками, кроватями…

Очень интересна для детей сказка «Про козлёнка, который умел

считать до десяти» - пересчитывая вместе с козлёнком героев сказки,

малыши легко запомнят количественный счёт до 10.

Сказка «Теремок» - поможет запомнить малышу не только количественный и

порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй – лягушка…),

но

и

основы

арифметики

(присчитывание

по

единицы)

.

Дети

легко

усваивают, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по

единичке. Прискакал зайчик - и стало их трое. Прибежала лисичка – стало

четверо.

Сказки «Колобок» и «Репка» особенно хороши для освоения порядкового

счёта. Кто тянул репку первым? Кто повстречался Колобку третьим? А в

сказке «Репка» можно и о размере поговорить. Кто самый большой? (Дед.)

Кто самый маленький? (Мышка.) Можно спросить детей – кто стоит перед

кошкой? А кто за бабкой?

Сказка «Красная Шапочка» даст возможность поговорить о понятиях

«длинный», «короткий», можно нарисовать длинную и короткую дорожки

или выложить из кубиков или же из геометрических фигур на полу и

посмотреть, по какой из них можно быстрее пробежать.

Мама дала поручение Красной Шапочке отнести бабашке пирожков больше

чем 4, но меньше чем 6, а горшочек взять третий слева.

Сказка «Гуси – лебеди» дети прячутся от Бабы Яги под яблонькой, но ведь в

наших сказках все связано с математикой и значит яблонька тоже

необыкновенная – загадочная. Чтобы сорвать яблочко нужно ответить на

вопрос или решить задачку (пример).

Причем попутно и закрепляю знания цифр. Задаю вопросы: «Сорви яблоко с

цифрой 7» или «Сорви любое яблоко. Какая цифра на нем изображена?»

Сказка «Золушка» Для того чтобы попасть на бал, Золушка должна

справиться с заданиями, которые дала ей мачеха. Одной ей, конечно, не

справиться и ребята помогают Золушке. На протяжении 25 минут дети,

помогая сказочному персонажу, составляют задачи, считают, сравнивают

числа, решают разного рода логические головоломки.

Сказка «Белоснежка и семь гномов» Белоснежка заблудилась. Дать детям

задание описать местность, где она очутилась. Задать вопросы: что находится

в правом верхнем углу, в левом нижнем. Кто находится справа от

Белоснежки, слева и др. вопросы, которые помогают закрепить

пространственные отношения между объектами. Дети учатся отражать в

речи порядок расположения предметов.

Дети обычно с большим интересом включаются в работу и с

удовольствием помогают сказочным персонажам справиться с заданием.

В большинстве же случаев, дети сами участники. С помощью масок они

перевоплощаются в героев уже знакомой сказки. С помощью игрушек,

озвучивая их роли. Подойдет настольный театр с объемными и

плоскостными фигурками или так называемые стендовые

театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе или же магнитной

доске, с помощью картинок показывают сказку. В таких случаях от

воспитателя требуется придумать математические задания для детей, чтобы

они соответствовали задачам программы.



В раздел образования