Напоминание

Двигательная активность школьников как фактор личностного роста


Автор: Хмарук Светлана Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: КГКОУ ШИ 10
Населённый пункт: город Бикин Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: Двигательная активность школьников как фактор личностного роста
Раздел: среднее образование





Назад




Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат №10»

Выступление на общешкольном родительском собрании

« Двигательная активность школьников,

как фактор личностного роста»

Подготовила:

учитель математики Хмарук С.В.

2019 год

«

Двигательная активность школьников, как фактор

личностного роста»

Притча. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в

котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг

его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он

решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец на него не смог ответить.

И он пошёл на луг, поймал бабочку. Посадил её между сомкнутых ладоней и

подумал: «спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня

в руках: живая или мёртвая?»

Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет –

мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас

умнее.

Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к

мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший,

– живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал «Всё в твоих руках, человек!»

Недостаток движения – причина многих заболеваний. Большая

подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на

головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности . Движение –

обязательное условие здорового образа жизни.

Данная проблема возникла в середине 20 века. Некоторые ученые

утверждают, что физическая нагрузка уменьшилась в 100 раз по сравнению с

предыдущими столетиями. «…80% школьников ведут малоактивный образ

жизни»

Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье

говорят ребенку: «Будешь плохо кушать — заболеешь! Не будешь тепло

одеваться — простудишься!» и т. д. Но практически очень мало в семьях

говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку — не станешь сильным!

Не будешь заниматься спортом — трудно будет достигать успехов в учении!»

и т. д.

По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их

движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и

результат от такой активности большой пользы не дает.

Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уроков

физкультуры хватит, чтобы подвигаться». А хватит ли? Родители, видимо, не

догадываются о том, что уроки физической культуры восполняют дефицит

двигательной активности только на 11%. Два-три урока в школьном

расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий

физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к

сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать

гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое

тело, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы

собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик

начальной школы, который учится стабильно на«4» и «5», проводит за

письменным столом дома не менее 2,5—3 часов; ученик- шестиклассник —

3-4 часа, старшеклассник — 6 и более часов. А ведь нужно еще добавить к

этому и школьные уроки... . Для того чтобы ребенка заинтересовать хоть чем-

нибудь, родители находят выход в том, что, идя навстречу его просьбам и

пожеланиям, в квартире появляется чудо современной техники — компьютер,

за которым ребенок проводит еще дополнительно в день 2—3 часа, упиваясь

компьютерными играми. Свою тревогу родители успокоили: их сын или дочь

сидит дома, находится, как говорят, все время «на глазах», но он опять сидит

часами, уже у компьютера. Малоподвижный образ жизни становится нормой

существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает и

телевидение. Сегодняшний теледень среднестатистического ребенка это 2

—3 часа неподвижности у телеэкрана , усталость органов зрения и слуха,

головные боли, плохое настроение сонливость, апатия и т. д. А если ко всему

выше сказанному добавить уличный шум , громкую музыку на улице и в

доме, наушники, которые многие дети не снимают даже в школе, сотовые

телефоны — это приводит к различным опасным симптомам и отклонениям в

здоровье уже в школьном возрасте.

Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок, который

ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него и

появляются стойкие трудности в учении. В первую очередь, это проблемы

концентрации

внимания,

памяти,

запоминания

учебного

материала,

проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у

доски и многое другое.

У таких

детей

появляются

проблемы

личностного

плана.

Отсутствие

стойких

интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора,

апатия,

сменяющаяся

агрессивностью,

закрытость

это

те

немногие

симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

Отсутствие

необходимого минимума движений косвенно очень негативно сказывается на

умственном развитии детей. Это выражается в таких тенденциях: дыхание

становится поверхностным, снижается скорость обмена веществ в организме,

наблюдается застой крови в ногах, что приводит к снижению внимания,

ослаблению

памяти,

уменьшению

скорости

мыслительных

операций.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной,

интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе

вызывало

прилив

энергии,

а

обучение

было

в

радость,

развивало

р е ф л е к с и в н ы е

у м е н и я

у ч а щ и х с я ?

Многое для изменения описанной выше ситуации может сделать собственная

семья,

в

которой

растет

ребенок.

Ребенок-

школьник

чрезвычайно

подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей

физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам,

которые культивируются в его семье. Когда ребенок в такой семье подрастает,

его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это

делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое дело —

привычка. Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во

время каникул, выходные дни на природе — вот лекарство от тех болезней

души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей

привычки

быть

душевно

и

физически

здоровыми.

Часто

в

беседах

с

родителями слышишь сетования на то, что им некогда, что нужно кормить

семью, и нет времени на такие глупости, как занятия физкультурой и спортом

.Достаточно вместе с ребенком утром или вечером 10 минут подвигаться, но

ежедневно

и

не

зависимо

от

складывающихся

ситуаций

результат

успешности ребенка будет налицо. Ребенку важно, чтобы папа и мама делали

упражнения вместе с ним, помогая ему и одобряя его.

Чтобы ребёнку легче было выучить стих или теорему по математике,

необходимо предварительно выполнить с ним комплекс упражнений или

поиграть в подвижную игру, например, с мячом. Физическая нагрузка будет

способствовать не только развитию здорового организма, но и повысит

успеваемость в школе. Это происходит вот почему:

- Активный образ жизни усиливает капиллярное кровообращение, что

способствует притоку питательных элементов ко всем органам и системам

человека. Мозг здесь не исключение, активное кровообращение усиливает

мозговую деятельность.

- В головной мозг ребёнка поступают нервные сигналы от рецепторов,

расположенных по всему организму. Физические упражнения увеличивают

поток нервных импульсов в различные отделы головного мозга, что помогает

ему гармонично развиваться.

- Для успешной работы головного мозга необходимы питательные элементы,

которые могут быть получены только через пищеварительную систему,

работающую намного эффективней после лёгкой физической нагрузки.

Улучшаются аппетит, работа печени, почек.

Систематически высокая двигательная активность в режиме учебного дня

учащихся, непосредственно повышая функциональную деятельность

мышечного аппарата, положительно сказывается на их психической сфере,

что научно подтверждает эффективность направленного воздействия через

двигательную систему на центральный нервный аппарат и его умственные

функции. Вместе с тем, оптимальное использование двигательной

активности учащихся, содействует росту уровня умственной

работоспособности в учебном году.

Советы родителям:

- Уважайте спортивные интересы и пристрастия своего ребенка!

-Поддерживайте желание участвовать в спортивных мероприятиях класса и

школы.

- Воспитывайте в своих детях уважение к людям, занимающимся спортом!

- Дарите своим детям спортивный инвентарь и снаряжение!

- Совершайте со своим ребенком прогулки по свежему воздуху всей семьей,

походы и экскурсии!

- Радуйтесь успехам в спорте своего ребенка и его друзей!

- Поддерживайте своего ребенка в случае неудач, закаляйте его волю и

характер!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по организации двигательной деятельности детей.

1.

Регулярные ежедневные прогулки, независимо от погодных условий.

2.

Организация доступных походов пешком или на лыжах, катание на санках с

высоких горок, выход на каток, спортивные игры.

3.

Воспитывайте привычку самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику дома.

4.

Проверьте, достаточно ли дома спортивного инвентаря, как он применяется.

5.

Чередование в течение дня различных видов деятельности, игр и занятий

физическими упражнениями предупреждает переутомление центральной нервной

системы, воспитывает организованность.

6.

Доступные походы пешком или на лыжах, катание на санках с высоких горок,

выход на каток.

7.

После дневного сна - гимнастика для профилактики нарушения осанки,

плоскостопия, упражнения на дыхание (профилактика заболеваний верхних

дыхательных систем) и закаливающие процедуры для повышения устойчивости

организма к постоянно изменяющимся условиям среды.

8.

Во время прогулки проводить с ребенком подвижные игры и упражнения

спортивного характера. Необходима постепенная смена движений руками на

движения ногами и туловищем. Основные движения следует выполнять ежедневно

по 2 – 3 вида. Соблюдайте режим дня. Очень важно приучать ребёнка просыпаться

и засыпать, кушать, играть, трудиться в одно и то же время. Своевременное

засыпание – не позднее 21.00-22.00, минимальная длительность сна – 8-10 часов.

9.

Необходимо регламентировать просмотр телепередач по времени ( не более 40

минут – 1 часа) и по содержанию ( вечером следует избегать возбуждающей

тематики).

10. Дыхательная гимнастика.

11. Гимнастика для глаз.

12. Простые приёмы массажа рук, ступней, ушных раковин, лица и других

биологических активных точек тела.

13. Спортивные секции.

14. Водные процедуры. Обливание после сна или вечером перед сном тёплой водой,

контрастный душ, ванны для рук и ног, обтирание мокрым полотенцем.

Предварительно проконсультируйтесь с врачом – педиатром.

15. Тёплый, доброжелательный психологический климат в семье.

16. Занятие танцами.

17. Питание по режиму.

18. Помните! Детям присуща естественная потребность в движениях.



В раздел образования