Напоминание

Программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста детей


Авторы: Чиркова Людмила Ивановна, Пунёва Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель,заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
Учебное заведение: МКДОУ ДС №7 "Колосок"
Населённый пункт: село Благодатное, Ставропольский край, Петровский ГО
Наименование материала: Программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста.
Тема: Программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с

приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей

№7 «Колосок» с.Благодатное Петровского городского округа Ставропольского края

Программа психолого-педагогического

сопровождения одаренных детей дошкольного возраста

Авторы программы:

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ ДС №7 «Колосок» с.Благодатное

Чиркова Людмила Ивановна;

заместитель заведующего

по воспитательной и методической работе

Пунева Татьяна Ивановна.

с.Благодатное

2018г.

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Нормативно – правовая база программы.

3. Принципы

педагогической

деятельности

в

работе

с

одаренными

и

талантливыми детьми.

4. Методы диагностики в ходе реализации программы.

5. Планируемые результаты.

6. Основные направления реализации программы.

7. Основные этапы реализации программы.

8. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы.

9. Список литературы.

10. Приложения.

Приложение 1. Диагностические материалы.

Приложение 2. Карта одаренного ребенка.

Приложение 3. План работы с талантливыми и одаренными детьми.

1.

Пояснительная записка.

Актуальность темы. Одаренность – это системное, развивающееся в

течение

жизни

качество

психики,

которое

определяет

возможность

достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или

нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный

ребенок

выделяется

яркими,

очевидными,

иногда

выдающимися

достижениями в том или ином виде деятельности.

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для

современного российского общества. Огромные возможности открываются

перед

человеком

в

случае

максимального

использования

и

развития

заложенных

в

нем

природных

данных.

Именно

поэтому

так

важно

определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.

Сегодня

разработана

и

действует

президентская

программа

«Дети

России», где есть раздел «Одаренные дети». На государственном уровне

выдвигаются

задачи

выявления

и

развития

одаренных

детей.

Работа

с

одаренными детьми должна сложиться в концепцию, охватывающую все

виды одаренности, в непрерывные педагогические процессы.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является

дошкольный

возраст.

Для

ребенка

этого

возраста

характерна

высокая

познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в

умственной нагрузке. Основными чертами дошкольного возраста является

фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого,

проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя

из

этого,

для

развития

творческих

способностей

в

образовательных

учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками

одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему

развитию

их

способностей,

опираясь

на

собственную

активность

детей,

объединяя усилия специалистов. Одним из направлений работы дошкольного

учреждения,

является

работа

с

одаренными

детьми,

которая

является

неотъемлемой

частью

более

широкой

проблемы

реализации

творческого

потенциала личности.

Наиболее

часто

исследователи

при

определении

одаренности

дошкольников

обращаются

к

концепции

творческой

одаренности

А.М.

Матюшкина.

Согласно

данной

концепции

одаренность

«творческий

потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности

в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода

проблем: научных, технических, духовных». Творческий потенциал заложен

в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей

творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий

потенциал.

Наиболее

общей

характеристикой

одаренности

является

ярко

выраженная

познавательная

потребность

(стремление

к

новому

знанию,

способу

или

условию

действия),

составляющая

основу

познавательной

мотивации.

Познавательная

мотивация

ребенка

находит

выражение

в

форме

поисковой,

исследовательской

активности,

направленной

на

обнаружение

нового.

С

другой

стороны,

согласно

«Рабочей

концепции

одаренности»

разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети»,

одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни

качество психики, которое определяет возможность достижения человеком

более

высоких,

незаурядных

результатов

в

одном

или

нескольких

видах

деятельности по сравнению с другими людьми.

Современное

состояние

системы

образования

характеризуется

всё

большим

вниманием

к

поддержке

и

развитию

внутреннего

потенциала

развития

личности

одаренного

ребёнка.

Это

объясняется,

во-первых,

значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей

потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением,

способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных

детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи,

памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать

одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных

учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками

одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему

развитию

их

способностей,

опираясь

на

собственную

активность

детей,

объединяя

усилия

воспитателей,

узких

специалистов

(логопеда,

музыкального руководителя), родителей.

Программа рассчитана на 2018 - 2021 учебные года.

Цель

программы:

создание

условий

для

построения

воспитательно-

образовательного

процесса,

направленного

на

продуктивное

психическое,

интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и

совершенствование их способностей

Задачи программы: создать систему целенаправленного выявления и отбора

одаренных

детей,

поиск

и

систематизация

методов

диагностики;

создать

максимально

благоприятные

условия

для

интеллектуального

развития

одаренных детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности;

внедрение

инновационных

педагогических

технологий

воспитания

и

обучения одаренных детей; создать условия, способствующие организации

работы

педагогов

с

одаренными

детьми

в

соответствии

с

целями

опережающего

развития

и

реализации

образовательных

и

творческих

возможностей;

совершенствовать

научно-методическое

и

психолого-

педагогическое

сопровождение

одаренных

детей;

просветительская

и

партнерская работа с родителями, детскими общественными организациями,

учреждениями дополнительного образования; обмен опытом педагогов по

работе с одаренными детьми на муниципальном и региональном уровне;

создание банка данных одаренных воспитанников детского сада.

2.

Нормативно – правовая база программы.

Программа

психолого-педагогического

сопровождения

одаренных

детей

дошкольного возраста разработана в соответствии с нормативно-правовыми

документами:

конвенция ООН о правах ребенка;

конституция Российской Федерации;

семейный кодекс Российской Федерации;

федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.

№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта

дошкольного

образования»

(зарегистрировано

в Минюсте

РФ

14 ноября 2013 г., № 30384);

национальная

образовательная

инициатива

«Наша

новая

школа»,

утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года №

Пр-271;

федеральная

целевая

подпрограмма

«Одаренные

дети»,

в

рамках

Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством

РФ от 03.10.2002г.;

постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию

и

организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

программа развития МКДОУ ДС №7 «Колосок» с.Благодатное;

устав МКДОУ ДС №7 «Колосок» с.Благодатное.

3.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и

талантливыми детьми.

Принцип развивающей и воспитывающей среды.

Принцип обучения и воспитания на диагностичной основе.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается

различие воспитанников; применяется как внутренняя, так и внешняя

дифференциация;

используются

адаптивные

разноуровневые

формы

обучения и контроля).

Принцип создания условий для совместной работы воспитанников при

минимальном участии педагога.

Принцип

интеграции

интеллектуального,

морального,

эстетического

и

физического развития.

Принцип научности.

Принцип

гуманизации

(ориентация

воспитательно

-

образовательного

процесса на личность ребёнка как центра образовательного процесса, что

проявляется

в

выборе

содержания,

методов,

средств

обучения

и

воспитания).

Принцип

индивидуализации

(гибкое

приспособление воспитательно-

образовательной

системы к

уровню

развития

каждого

воспитанника;

психолого-педагогическая

поддержка,

разработка

индивидуальных

образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария).

Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей

для развития личности.

Принцип вариативности реализации

содержания,

форм,

методов

образовательного процесса.

Принцип

доступности

услуг,

направленных

на

выявление

и

развитие

способностей

и

одарённостей

для

всех

детей

независимо

от

их

социального положения и состояния здоровья.

Принцип открытости и информированности образовательного сообщества

о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях.

Принцип оптимальности – учёта реальных возможностей детского сада и

семьи в работе с одарёнными детьми.

4.

Методы диагностики в ходе реализации программы.

Наблюдение и регистрация данных о продвижениях ребенка.

Интервью, беседы.

Тестовые

задания,

проективные

методы,

анкетирование

родителей,

педагогов.

Коллекции детских работ - достижения ребенка в проектной деятельности,

практической деятельности).

Р е г у л я р н о е

о т с л е ж и в а н и е

р е з у л ь т а т о в

д е я т е л ь н о с т и

педагогов (промежуточный, итоговый контроль).

Творческие отчеты, презентации детско-родительских проектов.

Конкурсы, фестивали, выставки.

5.

Планируемые результаты.

Создание

банка

данных,

включающих

в

себе

сведения

о

детях

с

различными типами одаренности.

Разработка

и

реализация

специализированных,

индивидуальных

и

дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей,

создание

системы

взаимодействия

с

дошкольными

учреждениями,

начальной

и

средней

школой,

учреждениями

дополнительного

образования, родителями воспитанников.

Использование

системы

диагностики

для

выявления

и

отслеживания

различных типов одаренности.

Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с

детьми,

склонными

к

творческой,

интеллектуальной,

художественно-

эстетической и исследовательской деятельности.

Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

Повышение ответственности воспитателей детского сада при организации

работы с одаренными детьми.

Активизация

участия

родителей

и

окружающего

социума

в

работе

с

одаренными детьми.

Повышение качественных показателей учебно-воспитательного процесса

воспитанников.

Создание

атмосферы

заинтересованности

и

доброжелательного

отношения к одаренным детям.

6.

Основные направления реализации программы.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей дошкольного

возраста включает в себя следующие направления работы:

работа с одаренными и талантливыми детьми.

работа с педагогами.

работа с родителями.

1. Работа с одаренными и талантливыми детьми:

- групповые и индивидуальные занятия;

- работа по индивидуальным планам.

- проектная деятельность;

- организация выставок;

- организация праздников и развлечений;

- создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности;

- организация конкурсов, соревнований;

- организация кружков.

2. Работа с педагогами:

- педагогические советы;

- взаимопросмотры;

- выступления из опыта работы;

- презентации;

- семинары – практикумы;

- консультации, рекомендации.

3. Работа с родителями:

- анкетирование;

- родительское собрание;

- памятки – рекомендации, папки – передвижки, консультации, рекомендации;

- совместные детско – родительские проекты;

- презентации;

- совместные развлечения, праздники, соревнования, конкурсы;

- помощь в создании развивающей среды.

7.

Основные этапы реализации программы.

I этап - организационный.

Цель:

подготовить

условия

для

формирования

системы

работы

с

талантливыми и одаренными детьми в ДОУ.

Задачи: изучение нормативной базы; анализ материально - технических,

педагогических

условий

реализации

программы;

разработка

программы

работы с талантливыми и одаренными детьми.

II этап - практический.

Цель: апробация системы работы с талантливыми и одаренными детьми.

Задачи: диагностика способностей воспитанников; разработка методических

разработок по работе с талантливыми и одаренными детьми, материалов для

проведения различных мероприятий, праздников с детьми и родителями;

формирование

методической

библиотеки

детского

сада

по

работе

с

талантливыми

и

одаренными

детьми;

повышение

педагогической

компетентности педагогов и родителей в области работы с талантливыми и

одаренными и детьми.

III этап - аналитический.

Цель: переход системы работы с талантливыми и одаренными и детьми в

режим функционирования.

З а д а ч и : анализ

итогов

реализации

программы;

осуществление

преемственности в воспитании и развитии талантливых и одаренных детей

на всех этапах воспитания и обучения в ДОУ; обобщение результатов работы

детского сада в реализации программ.

8.

Мероприятия, проводимые в рамках реализации

программы.

Этапы

реализации

программы

п\п

Наименование

мероприятия

Сроки

проведения

Ответственные

Организационный

1

Создание

т в о рч е с ко й

группы

воспитателей

по

составлению «

Программы

психолого-педагогического

сопровождения

одаренных

д е т е й

д о ш к о л ь н о г о

возраста

».

Сентябрь,

2018г.

Заместитель

заведующего

по

ВМР

2

Разработка

программы

«

Программы

психолого-

педагогического

сопровождения

одаренных

д е т е й

д о ш к о л ь н о г о

возраста

».

Сентябрь

2018г.

Творческая

группа

3

Рассмотреть и изучить на

заседании

педагогичес-

кого

совета

«

Программу

психолого-педагогического

сопровождения

одаренных

д е т е й

д о ш к о л ь н о г о

возраста

»».

Октябрь

2018г.

Педагоги ДОУ

4

Работа

по

определению

способностей

талантли-

вых

и

одаренных

детей.

Изучение

интересов

и

наклонностей детей.

Октябрь

2018г.

Педагоги ДОУ

5

Уточнение

к р и т е р и е в

одаренности.

Октябрь

2018г.

Творческая

группа

6

П о д б о р

к о м п л е к с а

диагностических методик.

Ноябрь

2018г.

Педагоги

ДОУ

7

Познакомить родителей с

основными

н ап р а вле -

ниями в работе с детьми,

имеющими

предпосылки

к одаренности.

Ноябрь

2018г.

Педагоги

ДОУ

8

Первичная диагностика с

целью выявления талант-

ливых и одаренных детей.

Ноябрь

2018г.

Педагоги

ДОУ

9

С о с т а в л е н и е

б а н к а

данных

детей,

имеющих

я р к о

в ы р а ж е н н ы е

Ноябрь

2018г.

Педагоги

ДОУ

способности.

10

С о с т а в л е н и е

п л а н а

работы с талантливыми и

одарен-ными

д е т ь м и ,

планов

-

программ

по

дополнительному

обра-

зованию (кружки).

ежегодно

Педагоги ДОУ

11

Со ставление

и н д и в и -

д уа л ь н о го

м а р ш р у т а

развития

талантливых

и одаренных детей.

Ноябрь

2018г.

Педагоги ДОУ

12

Разработка

методических

рекомендаций,

материа-

л о в

п о

р а б о т е

с

т а л а н т л и в ы м и

и

одаренными детьми.

В

т е ч е н и е

года

Педагоги ДОУ

Практический

1

Внедрение

современных

педагогических

техноло-

гий

развития

детской

одаренности.

В

т е ч е н и е

года

Педагоги ДОУ

2

Проведение

мероприятий

с

т а л а н т л и в ы м и

и

од а р е н н ы м и

д е т ь м и ,

используя

разнообразные

формы и методы.

В

т е ч е н и е

года

Педагоги ДОУ

3

Использование элементов

дифференцированного

обучения,

направленных

на

творческий

поиск,

самостоятельную

деятельность.

В

т е ч е н и е

года

Педагоги ДОУ

4

Функционирование

кружков.

Организация

и

проведение

спортивных

соревнований,

эстафет,

праздников,

выст авок

среди

талантливых

и

одаренных детей.

В

т е ч е н и е

года

Педагоги ДОУ

5

Участие

в

районных,

всероссийских

и

между-

народных

ко н к у р с а х .

Поощрение

талантливых

и

одаренных детей.

В

т е ч е н и е

года

Педагоги ДОУ

6

Анкетирование

родите-

лей:

определение

и х

к о м п е т е н ц и и

п о

в о с п и т а н и ю

д е т е й

с

п р е д п о с ы л к а м и

к

одаренности.

В

т е ч е н и е

года

Педагоги

ДОУ

7

Проведение

различных

форм работы с педагогами

и родителями по работе с

т а л а н т л и в ы м и

и

В

т е ч е н и е

года

Педагоги ДОУ

одаренными детьми.

8

Организация совместного

творчества

родителей

и

детей.

Выставки

детских

работ.

В

т е ч е н и е

года

Педагоги ДОУ

Аналитический

1

Итоговая

диагно стика

воспитанников.

Апрель

2021 г.

Педагоги ДОУ

2

О б с у ж д е н и е

и т о г о в

развивающей

работы

с

талантливыми

и

одарен-

ными

детьми,

выявление

проблем.

Апрель

2021г.

Педагоги ДОУ

3

Корректировка

данной

п р о г р а м м ы

в

с о о т в е т с т в и и

с

выявленными

проблемами.

Май 2021г.

Педагоги ДОУ

4

Создание

методической

базы

ДОУ

по

работе

с

т а л а н т л и в ы м и

и

одаренными детьми.

Май 2021г.

Педагоги ДОУ

5

Обобщение

материалов

по

работе с талантливыми и

одаренными

детьми

на

педагогическом

совете,

размещение

материалов

на сайте ДОУ.

Май 2021г.

Зам. зав. по ВМР

9. Список литературы.

1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко

Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В.,

Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г.

Ростов-на-Дону, 2004.

2. Козырева.

Е.

А. Одаренные

дети:

проблемы

полноценного развития:

Сборник научных статей и тезисов научных докладов – М., 2000.

3. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса.

2000. М.

4. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.

5. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.

заведений / Авт. — сост. М. В. Мардахаев. — М., 2002. — 368 с.

6. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для

студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,

2000.

Приложения.

Приложение 1. Диагностические материалы.

Методики, используемые педагогами ДОУ для выявления одаренности

детей дошкольного возраста.

1.

Для

выявления

литературных

дарований ребенка

используется

методика экспертных оценок Лосева А.А. (Методика проводится на основе

наблюдений за ребенком).

Критерии оценки

ФИ детей

1.Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки

сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

2.Придумывает что-то новое и необычное, когда расска-

зывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

3.Придерживается только необходимых деталей в расска-

зах

о

событиях,

все

несущественное

отбрасывает,

ос -

тавляет главное, наиболее характерное.

4.Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не

теряет основную мысль.

5.Умеет передать эмоциональное состояние героев, их пе-

реживания и чувства.

6.Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны

для понимания события, о котором идет речь, и в то же

время не упускает основной сюжетной линии.

7.Любит сочинять рассказы или сказки.

8.Изображает в своих рассказах героев живыми, передает

их чувства и настроения.

Средний бал

Если какая-то характеристика присуща ребенку:

в наивысшей степени – 5 баллов;

выше средней — 4 балла;

средней – 3 балла;

низкой – 2 балла.

Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри данной «области»

таланта.

Общее

количество

набранных

баллов разделите

на

количество

вопросов и полученное число запишите в бланк.

2.

Для

выявления

интеллектуальной

одаренности

р е б е н к а

используется

методика экспертных

оценок Лосева

А.А.

(Методика

проводится на основе наблюдений за ребенком).

Критерии оценки

ФИ детей

1.Высокая познавательная активность, мобильность.

2.Быстрота и точность выполнения умственных операций.

3.Устойчивость внимания.

4.Оперативная память — быстро запоминает услышанное

или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит

много времени на повторение того, что нужно запомнить.

5.Навыки

логического

мышления,

хорошо

рассуждает,

ясно мыслит, не путается в мыслях.

6.Богатство активного словаря.

7.Быстрота

и

оригинальность

вербальных

(словесных)

ассоциаций.

Хорошо

улавливает

связь

между

одним

событием

и

другим,

между

причиной

и

следствием.

Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что

часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в

виду.

Улавливает

причины

поступков

других

людей,

мотивы их поведения

8.Выраженная

установка

на

творческое

выполнение

заданий

9.Развитость творческого мышления и воображения.

10.Владение основными компонентами умения учиться.

11.Способность контролировать собственную творческую

деятельность, повышенный темп умственного развития.

1 2 . В о зм ож н о с т ь

п р ед в о сх и щ е н и я

р е з ул ь т а т а

деятельности.

Если какая-то характеристика присуща ребенку:

в наивысшей степени – 5 баллов;

выше средней — 4 балла;

средней – 3 балла;

низкой – 2 балла.

Общее

количество

набранных

баллов

разделите

на

количество

вопросов (12) и полученное число запишите.

3. Выявление креативно - одаренных детей (построено на основе методики

Савенкова А.И. «Интеллектуальный портрет»).

Критерии одаренности

Методика диагностирования

1. Оригинальность мышления -

способность

выдвигать

новые,

неожиданные идеи, отличающиеся

о т

ш и р о к о

и з в е с т н ы х ,

о б щ е п р и н я т ы х ,

б а н а л ь н ы х .

Проявляется

в

мышлении

и

Игра «Теремок».

Каждый ребенок получает свой рисунок и играет

за

нарисованный

объект.

Ведущий,

выбирает

одного из детей хозяином теремка, а остальные по

очереди подходят к теремку. Диалог: Тук, тук, кто

в теремочке живет? - Я, (называет себя, например,

поведении ребенка, в общении со

сверстниками и взрослыми, во всех

видах

его

деятельности

(ярко

выражена в характере и тематике

с а м о с тоя т е л ь н ы х

р и с у н ко в ,

с о ч и н е н и и

и с т о р и й ,

конструировании и др.).

гитара).

А

ты

кто?

-

А

я

-

(называет

себя,

например, - яблоко). Пустишь меня в теремок? -

Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость

должен

сравнить

оба

рисунка,

выявить

общие

признаки

и

назвать

их.

Например,

и

у

гитары, и у яблока есть палочка. После этого гость

заходит

в

теремок,

а

к

хозяину

обращается

следующий участник игры. И так, пока все не

зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить

хозяину, остальные дети могут помочь.

Игра «Дразнилка».

На

столе

разложены

картинки

с

отгадками.

Не

произнося

настоящих

названий

картинок,

дать

шуточные имена-дразнилки: Смотрелки, плакалки,

моргалки, подмигивалки и др.- … глаза Каталка,

возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.

Забивалка,

ударялка,

стучалка

-

молоток.

Разгадав

загадку,

игроки

стараются

как

можно

скорее поставить пальчики на соответствующую

картинку. Можно поменяться ролями, дети сами

придумывают и загадывают загадки, а родители

должны угадать, о чём идёт речь.

2 .

Г и б к о с т ь

м ы ш л е н и я -

способность

быстро

и

легко

н а ход и т ь

н о в ы е

с т р а т е г и и

р е ш е н и я ,

у с т а н а в л и в а т ь

ассоциативные связи и переходить

мышлении

и

поведении)

от

явлений

одного

класса

к

другим,

часто

далеким

по

содержанию.

Проявляется

в

умении

находить

альтернативные стратегии решения

проблем,

оперативно

менять

направление

поиска

решения

проблемы.

Сказочная

задача

«Как

перенести

воду

в

решете?».

Воспитатель

формирует

противоречие;

вода

должна быть в решете, чтобы ее перенести и воды

не должно быть, так как в решете ее не перенести

– вытечет. Разрешается противоречие изменением

агрегатного

состояния

вещества

воды.

Вода

будет в решете в измененном виде (лед) и ее не

будет, так как лед это не вода. Решение задачи –

перенести в решете воду в виде льда.

Игра: «Предложи выход из ситуации».

Маше

на

день

рождение

друзья

подарили

энциклопедию «Животный мир», мама подарила

такую же энциклопедию, бабушка подарила такую

же энциклопедию. Предложи Маше, что с ними.

3. Продуктивность, или беглость,

м ы ш л е н и я

о б ы ч н о

рассматривается как способность к

генерированию

большого

числа

идей.

Проявляется и может оцениваться

по количеству вариантов решения

р а з н о о б р а з н ы х

п р о б л е м

и

продуктов деятельности (проекты,

рисунки, сочинения и др.).

Игра «Как использовать предмет?».

Перечислить

как

можно

больше

необычных

способов

использования

предмета.

Ход

игры:

газета используется для чтения. Ты же можешь

придумать другие способы ее использования. Что

из

нее

можно

сделать?

Как

ее

можно

еще

использовать?

4.

Способность

к

анализу

и

синтезу.

Ана лиз

-

л и н е й н а я ,

последовательная,

лог и ч е с к и

точная

обработка

информации,

предполагающая ее разложение на

составляющие. Синтез, напротив, -

ее

синхронизация,

объединение

в

е д и н у ю

с т р у к т у р у .

Наиболее

ярко

эта

способность

п р о я в л я е т с я

п р и

р е ш е н и и

логических

задач

и

проблем

и

может быть выявлена практически

в

любом

виде

д е я т е л ь н о с т и

ребенка.

Игра «Внутри – снаружи».

Решение

задач,

развивающих

логическое

и

пространственное

мышление.

Ход

и г р ы :

предлагается

ребенку

рассмотреть

задания

с

карточками и ответить на вопросы. Внутри каждой

предложенной

фигуры

располагается

какой-

нибудь

предмет.

Необходимо

определить

его

местонахождение, правильно ответив на вопросы.

5 .

К л а с с и ф и к а ц и я

и

категоризация

-

п с и х и ч е с к и е

процессы,

имеющие

решающее

значение

при

структурировании

н о в о й

и н ф о р м а ц и и ,

предполагающие

объединение

единичных

объектов

в

классы,

г р у п п ы ,

к а т е г о р и и .

Проявляется,

кроме

специальных

логических задач, в самых разных

видах

деятельности

р ебенка,

н а п р и м е р ,

в

с т р е м л е н и и

к

коллекционированию,

систематизации

д о б ы ваем ы х

материалов.

Игра «Круглые предметы».

Предлагается

найти

предметы

определенной

формы в окружающих предметах.

Игра «Случайные предметы» (находить лишний

предмет в однородной группе).

Предложить

ребенку

рассмотреть

предметы,

изображенные на карточке и сказать, что из них

лишнее.

6 .

В ы с о ка я

к о н ц е н т р а ц и я

внимания

выражается

обычно

в

двух

основных

о собенно стях

п с и х и к и :

в ы с о ко й

с т е п е н и

п о г р у ж е н н о с т и

в

з а д ач у

и

в о з м о ж н о с т и

у с п е ш н о й

«настройки»

(даже

при

наличии

помех) на восприятие информации,

относящейся

к

выбранной

цели.

Проявляется

в

склонности

к

с л о ж н ы м

и

с р а в н и т е л ь н о

долговременным занятиям (другой

полюс

характеризуется

«низким

п о р о го м

о т к л юч е н и я » ,

ч т о

в ы р а ж а е т с я

в

б ы с т р о й

утомляемости,

в

неспособности

долго заниматься одним делом).

Упражнение «Отдели цифры, буквы».

( ум е н и е

ко н ц е н т р и р о ват ь

в н и ма н и е

н а

выполнении поставленной задачи).

Предлагается

ребенку

внимательно

рассмотреть

таблицу. В ней изображены буквы и абстрактные

значки. Ребенок должен вычеркнуть из таблицы

все, что не является буквами.

7. Память - способность ребенка

запоминать

факты,

с о б ы ти я ,

абстрактные

символы,

различные

знаки

-

важнейший

индикатор

одаренности. Однако следует иметь

в

виду,

что

преимущество

в

Игра «Посмотри и запомни» (запоминать пары

«Предмет – символ»).

Ребенок рассматривает иллюстрацию и старается

обнаружить

сходство

между

предметами

и

животными

на

левой

стороне

карточек

и

символами справа.

творчестве

имеет

не

тот,

у

кого

больше объем памяти, а тот, кто

способен

оперативно

извлечь

из

памяти

нужную

информацию.

Проявление

различных

видов

п а м я т и

( д о л го в р е м е н н а я

и

кратковременная,

смысловая

и

м е х а н и ч е с к а я ,

о б р а з н а я

и

символическая

и

др.)

несложно

обнаружить в процессе общения с

ребенком.

Дается время (20 – 30 сек.) на запоминание. Затем

картинки перемешиваются, нужно вернуть каждой

карточке

потерявшуюся

половинку

т.е.

найти

изображение

предмета

и

соответствующий

символ.

Шкала

оценки

результатов

исследования

креативного

мышления

у

ребенка:

-

оцениваемое

свойство

личности

развито

хорошо,

четко

выражено,

проявляется часто в различных видах деятельности и поведения – 5 баллов;

-

свойство

заметно

выражено,

но

проявляется

непостоянно,

при

этом

противоположное ему свойство проявляется очень редко – 4 балла;

-

оцениваемое

и

противоположное

свойства

личности

в

поведении

и

деятельности уравновешивают друг друга – 3 балла;

-

более

ярко

выражено

и

чаще

проявляется

свойство

личности,

противоположное оцениваемому – 2 балла;

- четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное

оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности –

1 балл;

- сведений для оценки данного качества нет (не имею) – 0 баллов.

4.

Для

выявления

художественно

-

одаренных

детей

используется

методика Лосева (для детей младшего возраста).

Критерии оценки

ФИ детей

1.

Рисунки

и

картины

отличаются

разнообразием

сюжетов.

2.

Серьезно

относится

к

произведениям

искусства.

Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит

хорошую

картину,

слышит

музыку,

видит

необычную

скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунках, сочинении,

описании какого-либо события), составляет оригинальные

композиции

(из

цветов,

рисунков,

камней,

марок,

открыток, и т.д.).

4. Всегда готов использовать какой-либо материал для

изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в

строительстве детских домиков на игровой площадке, в

работе с ножницами, клеем.

5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит,

создает композиции, имеющие художественное значение

(украшение для дома, одежды и т.д.).

6.

Прибегает

к

рисунку

или

лепке

для

того,

чтобы

выразить свои чувства и настроение.

7. Интересуется произведениями искусства, созданными

другими людьми. Может дать свою собственную оценку и

пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем

собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того

чтобы изображать события или вещи в трех измерениях и

пространственно.

Средний бал

Если какая-то характеристика присуща ребенку:

в наивысшей степени – 5 баллов;

выше средней — 4 балла;

средней – 3 балла;

низкой – 2 балла.

Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри данной «области»

таланта.

Общее

количество

набранных

баллов разделите

на

количество

вопросов и полученное число запишите в бланк.

5. Для выявления художественно - одаренных детей используется тест

Е.Торранса (для детей от 5 лет).

Фигурный тест Е. Торренса. Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы

на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

Примечание:

общая

инструкция

для

детей

может

выглядеть

так

«Сейчас вы немного порисуете. Рисовать — приятное занятие и постарайтесь

делать

это

так

чтобы

ваш

рисунок

был

интересным,

необычным,

особенным.» Объясняя, как выполнять задания, нельзя приводить примеры

возможных ответов, показывать рисунки, выполненные кем-то другим. Перед

выполнением

каждого

субтеста

психологу

или

педагогу

следует

проговаривать содержание задания, уточнять что именно следует сделать.

На выполнение каждого субтеста дается 10 мин., но по мнению многих

психологов,

время

выполнения

задания

можно

не ограничивать,

так

как

креативный

процесс

предполагает

свободную

организацию

временного

компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения

в рисунках не учитывается.

Субтест

1. «Нарисуйте

картинку».

Испытуемому

предлагается

нарисовать

картинку,

при

этом

в качестве

основы

рисунка

используется

цветное

овальное

пятно,

вырезаемое

из цветной

бумаги.

Цвет

овала

испытуемых

выбирает

самостоятельно

из предложенных

вариантов.

Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так

же необходимо дать название своему рисунку.

Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим показателям:

Оригинальность: 0 б. - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.

1 б. - жук, человек, черепаха, лицо, шар.

2 б. - нос, остров.

3 б. - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин,

ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба.

4 б. - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.

5 б. - остальные рисунки.

Разработанность: один балл за каждую значимую деталь.

Название: 0 - обычное название.

1 - простое описание.

2 - описательное название.

3 - релевантное название.

Субтест 2. «Завершение фигуры». Испытуемому предлагается дорисовать

десять

незаконченных

стимульных

фигур,

а также придумать

название

к каждому рисунку.

Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются

30 пар параллельных вертикальных линий — картинку не привожу, так как

это нарисовать сможет каждый. На основе каждой пары линий необходимо

создать какой-либо (неповторяющийся) рисунок.

Ответы

на

задания

этих

тестов

испытуемые

должны

дать

в

виде

рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень

медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать

рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.

6.

Выявления

артистических

способностей

-

строится

на

основе

экспертных оценок Лосева А.А. (для детей 4-7 лет).

Методы диагностирования:

1.

Наблюдения

за

ребенком

в

процессе

игровой,

театрализованной

деятельности, во время выступлений на утренниках, праздниках.

2. Беседа с ребенком. Беседа с родителями. Беседа с воспитателями.

3. Анкетирование родителей.

4. Обработка полученных данных.

Анкета на выявление артистически способных детей.

Критерии

Баллы

Легко входит в роль другого человека, персонажа.

Может

разыграть

драматическую

ситуацию

,

изобразив

какой-

нибудь конфликт.

Может легко рассмешить, придумывает шутки, фокусы.

Хорошо передает чувства через мимику, пантомимику, жесты.

Меняет

тональность

и

силу

голоса,

когда

изображает

другого

человека, персонажа.

Интересуется актерской игрой, пытается понять её правила.

Создает выразительные образы с помощью атрибутов, элементов

костюмов.

Создает оригинальные образы.

Выразительно декламирует.

Пластичен.

Итого

Каждому утверждению необходимо дать оценку по 5-бальной системе.

в наивысшей степени – 5 баллов;

выше средней — 4 балла;

средней – 3 балла;

низкой – 2 балла.

Количество баллов суммируется и делится на количество вопросов.

7. Выявление музыкально одаренных детей (наблюдение за деятельностью

детей, тестирование).

Критерии

Методика диагностирования

Развитие

звуковысотного слуха

Игра «Кого встретил колобок».

Рассказывая

сказку

«Колобок»,

музыкальный

руководитель

иллюстрирует

героев

сказки

музыкой,

звучащей

в

разных

высотных регистрах: зайчик (высокий регистр), волк, медведь

(нижний),

лиса

(средний

регистр).

Слушая

музыкальные

иллюстрации,

дети узнают героев сказки и характеризуют

звук, высоту музыки.

Р а з в и т и е

л а д о в о г о

слуха

Музыкально-

слуховая

игра

«Определи

настроение

матрёшек».

Музыкальный руководитель рассказывает сказку о том, что в

одном сказочном музыкальном царстве, жили две матрешки.

Одну звали Веселинка потому, что она всегда была весёлой и

пела весёлые песни. Вторую матрёшку называли Грустинкой.

Она была всегда грустной и пела грустные песни. Затем детям

предлагается отгадать: какая матрёщка поёт песенку (звучат

две контрастные по ладу мелодии: грустная и весёлая). Дети

определяют на слух лад, отвечают.

Развитие

метроритмического

слуха

Игра «Ритмическое эхо».

Музыкальный

руководитель

прохлопывает

определённый

ритмический рисунок, ребёнок должен его повторить разными

вариантами: хлопками, отстукиванием карандашом по столу.

Ещё

вариант:

попросить

прохлопать

ребёнка

ритмический

рисунок знакомой песни или её метрическую пульсацию.

Развитие

тембрового

слуха

Игра «Отгадай, на чём играю».

Музыкальный руководитель, находясь за ширмой, играет на

разных

инструментах:

барабан,

металлофон,

ложки,

музыкальный треугольник, маракасы, бубен, дудочка гармонь,

колокольчики, трещотка, гитара. Дети слушают, определяют

на слух тембр инструмента, затем отвечают.

Гармонический слух

Игра «сколько ноток поют песенку».

Музыкальный

руководитель

нажимает

на

клавишах

поочередно аккорд и одну ноту. Ребёнок отвечает: «Хор ноток

или одна нотка».

Данные по результатам обследования заносятся в таблицу:

Если какая-то характеристика присуща ребенку:

в наивысшей степени – 5 баллов;

выше средней — 4 балла;

средней – 3 балла;

низкой – 2 балла.

Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри данной «области»

таланта.

Общее

количество

набранных

баллов разделите

на

количество

вопросов и полученное число записывается в бланк.

7. Выявление спортивно одаренных детей (наблюдение за деятельностью

детей, тестирование).

Критерии оценки

ФИ детей

Энергичен,

все

время

хочет

двигаться,

спит

меньше

обычного

Проявляет большой интерес к движениям, требующим

тонкой моторики

Обладает хорошей зрительно-моторной координацией.

Обладает широким диапазоном движений ( от медленного

к быстрому, от плавного к резкому).

Прекрасно

удерживает

равновесие

при

выполнении

двигательных упражнений.

Отлично управляет телом при маневрировании.

Обладает

исключительной

для

своего

возраст а

физической

силой,

гибкостью,

выносливостью,

имеет

хороший

уровень

развития

основных

двигательных

навыков.

Смел, не боится синяков и шишек, любит спортивные

игры и всегда в них выигрывает.

Ловко

управляется

с

коньками,

лыжами,

ракетками,

мячами и клюшками

Практически

никогда

всерьез

не

устает,

если

занят

любимым дело

Измерить

уровень

двигательной

активно сть

можно

п у т е м

хронометрирования. За определенный временной период фиксируется время

пассивного

состояния

ребенка

(сидит,

стоит,

лежит)

и

время

активного

состояния ребенка (идет, бежит, прыгает и т.д.). Наблюдение ведется за одним

ребенком

или

несколькими

детьми

одновременно.

Затем

определяется

процент пассивного и активного состояния ребенка за данный промежуток

времени. Нормальным соотношением покоя и движения для дошкольников

можно

считать

30%

покоя

и

70%

двигательной

а к т и в н о с т и .

Двигательная активность каждого ребенка индивидуальна. Двигательное

поведение

ребенка,

то

можно

отнести

его

к

одной

из

трех

групп

по

двигательной активности.

Первую группу составляют дети со средней, нормальной двигательной

активностью,

обеспечивающей

своевременное

и

целесообразное

развитие

ребенка в целом.

Ко

второй группе

следует

отнести

детей

малоподвижных,

т.е.

с

низкой двигательной активностью.

К третьей группе относятся дети с большой двигательной

а к т и в н о с т ь ю .

Т а к и х

д е т е й

н а з ы в а ю т

« м о т о р н ы м и » .

9.

Выявление

конструкторской

одаренности

ребенка

-

используется

методика Векслера «Кубики Коса».

В

этой

методике

используется

набор

постепенно

усложняющихся

образцов геометрических фигур (нарисованных на картонных карточках) и

набор из 9 кубиков, стороны которых разделены по диагонали на белый и

красный треугольники. Всем детям устно дается одинаковая инструкция:

«Перед

вами

кубики,

все

они

одинаковые.

Рассмотрите

их

внимательно.

Посмотрите, как окрашены их стороны: 2 стороны красных, 2 белых и 2

разделенных по диагонали на красный и белый треугольники. Сейчас вам

будут

даны

рисунки,

вы

должны

построить

из

кубиков

точно

такой

же

рисунок».

Испытуемым

поочередно

предъявляются

фигуры

для

самостоятельного

конструирования

по

образцу.

Экспериментатором

фиксируется

время

выполнения

задания

и

качественные

характеристики

деятельности испытуемых.

При исследовании конструкторской деятельности ребенку предлагают

следующие задания.

п/п

Задания

Шкала оценок

1

Конструирование

объемных

построек

из

цветных

кубиков одинаковой

величины

с

помощью

образца-рисунка

1 – Строит дорожку из трех кубиков, ориентируясь по

двум цветам (например, красный и желтый).

2 – Строит «двухэтажную башню» из трех кубиков

соответственно

двум

цветам

(например,

красный

и

желтый).

3 – Строит «трехэтажную башню» из семи цветных

кубиков.

4

Строит

«трехэтажную»

постройку

сложной

конфигурации из кубиков четырех цветов.

5 – Строит «четырехэтажную» постройку из восьми

четырехцветных кубиков.

2

В ы к л а д ы в а н и е

п о

рисунку

определенных

фигур

на

плоскости

из

1 – Складывает четыре двухцветных кубика так, что на

плоскости получается цветной квадрат, разделенный

по цвету на четыре части.

ц в е т н ы х

куб и ко в

с

выкрашенными в

разные цвета сторонами

2

Складывает

из

четырех

кубиков

квадрат,

разделенный по цвету на две части.

3

Складывает

из

девяти

кубиков

квадрат,

разделенный по цвету на три части.

4 – Складывает четыре кубика так, что получается

ромб.

3

Задания по

конструированию

по методике Косса

(используют ся

п я т ь

первых

вариантов

этой

методики:

двухцветные кубики)

1

Складывает

квадрат

из

четырех

кубиков

двух

цветов с вписанным в него треугольником.

2 – Складывает квадрат со вписанным треугольником,

основанием кверху.

3 – Складывает квадрат из четырех кубиков,

разделенный на два равнобедренных треугольника.

4 – Складывает квадрат из четырех кубиков, со

вписанным в него ромбом.

5 – Постройка сложного рисунка из девяти кубиков.

Задания:

- Конструирование «башни» из трех-пяти кубиков разного цвета.

- Конструирование «дорожки» из кирпичиков разного цвета.

- Конструирование «заборов» из разноцветных кирпичиков (вертикальное

расположение деталей).

-

Конструирование

«грибов»,

«воротиков»,

«гаража»,

«дивана»

из

одинаковых по величине блоков (расположение деталей в вертикальном и

горизонтальном направлениях с учетом общей конфигурации постройки).

Описание методики

Стимульный

материал

методики

представляет

собой

набор

цветных

квадратов – одноцветных (синий, желтый, зеленый, красный) и двухцветных,

разделенных по диагонали – по 16 штук каждого вида. Квадраты могут быть

сделаны из любого прочного материала: дерева, картона, пластика, металла.

Испытуемому

дается

три

серии

по

пять

заданий.

При

выполнении

каждого задания надо сложить из цветных квадратов узор по образцу (см.

рис.

1-3).

В

первой

серии,

для

того

чтобы

сложить

узор,

необходимо

использовать четыре квадрата, во второй – девять, в третьей – шестнадцать.

Внутри

каждой

серии

задания

постепенно

усложняются,

при

этом

происходит переход от симметричных узоров к несимметричным.

Рис. 1. Образцы для первой серии заданий из 4-х элементов (2 х 2).

Рис. 2. Образцы для второй серии заданий из 9-ти элементов (3 х 3).

Рис. 3. Образцы для третьей серии заданий из 16-ти элементов (4 х 4).

На некоторых образцах представлены такие знакомые детям предметы, как

дом, елочка, цветок и пр., на других помещены абстрактные изображения.

Для

выполнения

заданий

предусмотрены

два

вида

помощи

со

стороны

экспериментатора.

Первый

состоит

в

предъявлении

дополнительного

образца, в котором узор разбит на отдельные элементы-квадраты, а второй – в

наложении

нескольких

квадратов

на

этот

образец

так,

чтобы

получился

рисунок.

Оценка результатов.

При

оценке

результатов

важно

учитывать

такие

качественные

характеристики,

как

самостоятельность

(результативность)

выполнения

задания – R, скорость решения задачи – Т и рациональность при выполнении

задачи – D.

При нерешенном задании результативность составляет 0 баллов,

при использовании максимальной помощи (наложении элементов на образец)

– 10 баллов,

при

использовании

минимальной

помощи

(выполнение

задания

по

дополнительному образцу) – 100 баллов,

при самостоятельном решении задания – 1000 баллов.

Приложение 2. Карта одаренного ребенка.

1.

Фамилия, имя, отчество ребенка.

2.

Возраст ребенка (год, месяц).

3.

Медицинское заключение (последний профосмотр).

4.

Сведения о родителях.

5.

Состав семьи.

6.

Статус семьи.

7.

Результаты педагогической диагностики.

8.

Результаты социометрического исследования.

9.

Область одаренности.

10. Признаки одаренности.

11. Диагностика одаренности.

12. Выводы и рекомендации.

13. Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами

воспитательно - образовательного процесса).

Приложение 3. План работы с талантливыми и одаренными детьми.

План работы

с талантливыми и одарёнными и детьми

на 2018-2019 учебный год

п/п

Мероприятия

Сроки

проведения

Ответственные

1

И з у ч е н и е

и н т е р е с о в

и

наклонностей

детей.

Уточнение

к р и т е р и е в

од а р е н н о с т и

п о

с п о с о б н о с т я м

д е т е й ,

индивидуальные беседы.

май 2018г.

заместитель

заведующего по

воспитательной и

методической работе

2

Составление

плана

работы

с

одаренными детьми.

июнь 2018г.

заместитель

з а в е д у ю щ е г о

п о

в о с п и т а т е л ь н о й

и

методической работе

3

Кружковая работа

согласно плану

заместитель

заведующего по

воспитательной и

методической работе,

воспитатели групп

4

Ф и з к у л ьт у р н ы й

п р а з д н и к :

«Веселые старты»

10.09.2018г.

и н с т р у к т о р

п о

физической культуре

5

Ко н к у р с

д е т с к и х

п о д е л о к

«Мастерская бисера»

17.09.18г. -21.09.18г.

заместитель

з а в е д у ю щ е г о

п о

в о с п и т а т е л ь н о й

и

методической

работе,

воспитатели групп

6

С о в м е с т н ы й

к о н ц е р т

с

музыкальной школой «Музыкаль-

ная шкатулка»

24.10.18г.

музыкальный

руководитель

7

Семейный

творческий

конкурс

«Генеалогическое древо семьи»

08.10.18г. -24.10.18г.

заместитель

з а в е д у ю щ е г о

п о

в о с п и т а т е л ь н о й

и

методической

работе,

воспитатели групп

8

Конкурс рисунков «Вот мое село»

21.11.2018г.

заместитель

з а в е д у ю щ е г о

п о

в о с п и т а т е л ь н о й

и

методической

работе,

воспитатели групп

9

Конкурс

поделок

«Новогодняя

игрушка нашей семьи»

03.12.18г. -14.12.18г.

заместитель

з а в е д у ю щ е г о

п о

в о с п и т а т е л ь н о й

и

методической

работе,

воспитатели групп

10

Малые зимние Олимпийские игры

«

Делай с нами, делай как мы,

делай лучше нас

»

30.01.2019г.

и н с т р у к т о р

п о

физической культуре

11

Конкурс

семейных

рисунков

«Чудеса Нового года»

04.02.2019г.

заместитель

з а в е д у ю щ е г о

п о

в о с п и т а т е л ь н о й

и

методической

работе,

воспитатели групп

12

Ко н ку р с

д е т с к и х

р и с у н ко в

«Патриот России»

18.02.19г.-21.02.19г.

воспитатели групп

13

Конкурс

детских

песен

«Пусть

всегда будет солнце»»

27.03.2019г.

музыкальный

руководитель

14

Олимпиада

дошкольников

«По

дороге знаний!»

12.03.2019г.

заместитель

з а в е д у ю щ е г о

п о

в о с п и т а т е л ь н о й

и

методической

работе,

воспитатели групп

15

Конкурс

рисунков

«

Ах,

что

за

прелесть

эти

сказки!»

к

Дню

детской книги

03.04.2019г.

заместитель

з а в е д у ю щ е г о

п о

в о с п и т а т е л ь н о й

и

методической

работе,

воспитатели групп

16

Веселые

старты

«Спортивная

пирамидка» ко дню здоровья

05.04.2019г.

и н с т р у к т о р

п о

физической культуре

17

Конкурс

рисунков

на

асфальте

«Миру-мир!»

24.04.19г.

заместитель

з а в е д у ю щ е г о

п о

в о с п и т а т е л ь н о й

и

методической

работе,

воспитатели групп

18

Конкурс детского рисунка «Слава

тебе победитель солдат»

07.05.19г.

заместитель

з а в е д у ю щ е г о

п о

в о с п и т а т е л ь н о й

и

методической

работе,

воспитатели групп

19

С о в м е с т н ы й

к о н ц е р т

с

музыкальной

школой

«Звучат

голоса народных инструментов»

13.05.19г.

музыкальный

руководитель

20

Конкурс рисунков «Удивительный

м и р

Ст а в р о п ол ь я »

ко

Д н ю

Ставропольского края

15.05.2019г.

заместитель

з а в е д у ю щ е г о

п о

в о с п и т а т е л ь н о й

и

методической

работе,

воспитатели групп

21

Выставка

работ

художественно-

продуктивной

д е я т е л ь н о с т и

«Юные таланты - 2018»

28.05.2019г.

заместитель

з а в е д у ю щ е г о

п о

в о с п и т а т е л ь н о й

и

методической

работе,

воспитатели групп

22

Работа с родителями

в течение года

заместитель

з а в е д у ю щ е г о

п о

в о с п и т а т е л ь н о й

и

методической работе

23

Подведение

итогов

р а б о т ы .

Аналитическая справка

май 2019г.

заместитель

з а в е д у ю щ е г о

п о

в о с п и т а т е л ь н о й

и

методической работе

24

П л а н и р о в а н и е

р а б о т ы

н а

следующий учебный год

июнь 2019г.

заместитель

з а в е д у ю щ е г о

п о

в о с п и т а т е л ь н о й

и

методической работе



В раздел образования