Автор: Малышева Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 43
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра дошкольного образования
Сказкотерапия в работе с детьми
дошкольного возраста.
Исполнитель:
Малышева Елена Сергеевна,
воспитатель МБДОУ № 43, г. Белово
Белово 2019
2
Содержание
Введение…………………………………………………………..............
3
1
Исторические аспекты сказкотерапии………………………………
5
2
Использование сказкотерапии в работе с дошкольниками……….
1
0
3
Значение сказок в развитии личности детей…………………………
1
4
Заключение…………………………………………………………………
1
9
Список литературы………………………………………………………… 2
1
Приложения
Приложение 1
2
2
Сборник сказок ……………………………………………………………..
2
2
Приложение 2
Рекомендации для родителей ……………………………………………… 28
3
Введение
Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными — читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были еще умнее — читайте им больше сказок»
Альберт Эйнштейн
.
Сказочная терапия для детей – это способ, в результате которого вы без
всяких истерик, порой ругани и каждодневных нотаций поможете своему
ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие
качества,
сформировать
у
ребенка
умение
и
желание
быть
добрым,
отзывчивым,
вежливым,
порядочным,
у
ребенка
сформируется
желание
прийти на помощь в трудную минуту.
Цели и задачи сказкотерапии:
- активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин
собственного внутреннего мира, развитие его самосознания;
- создание условий для развития творческого воображения, оригинальности
мышления;
- стимулирование творческого самовыражения;
- формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;
- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
выражения эмоций.
- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной
коммуникации.
Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка.
Сказки
способствуют
развитию в
ребенке
творческого
мышления
и
воображения. Обучение детей дошкольного возраста посредством сказки –
является,
на
мой
взгляд,
интересным
и
актуальным.
В
формировании
и
развитии личности дошкольника я стала использовать метод Сказкотерапии.
Сказкотерапия
-
метод,
и с п ол ь зу ющ и й сказочную форму
для
интеграции
личности, развития творческих
способностей,
расширения
сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Я
поставила
перед
собой
цель: Развитие
личности
дошкольника
посредством сказкотерапии.
4
Для достижения цели я наметила следующие задачи:
-
разработать содержание различных форм организации работы с детьми с
использованием сказкотерапии;
-применять в работе с детьми приёмы, используемые в Сказкотерапии;
-изготовить атрибуты для использования в Сказкотерапии;
- развивать коммуникативные навыки;
-развивать воображение, мышление;
-воспитывать чувство доброты;
-укрепление психического здоровья ребёнка
Выраженный
интерес
ученых
к
проблематике,
связанной
со
сказкотерапией и увеличивающееся с каждым годом количество научных
публикаций
по
указанной
тематике
говорят
об актуальности выбранной
темы.
5
1.
Исторические аспекты сказкотерапии.
Сказкотерапия в ДОУ — пожалуй, самый детский метод психологии, и
один из самых древних. Ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не
спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из
которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и
нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.
Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно многим помочь ребёнку.
Первоначальные
научные
концепции,
посвященные
вопросу
сказок,
принадлежат
к
XVIII
веку.
Речь
идет
не
только
лишь
о
собирательстве
фольклорных сказок, инициированном братьями Гримм, но и о попытках
интерпретаций их содержания (И. И. Винкельман, И. Г. Гаман, И. Г. Гердер,
К. Ф. Моритц и др.). Сказку, равно как отображение глубокой психики
человека, изучали такие специалисты по психологии как Э. Фромм, К. Г. Юнг
и
др.
Это
направление
разрабатывалось
российскими
педагогами
и
специалистами
по
психологии
Л.
С.
Выгодским,
Д.
Б.
Элькониным,
М.
Осориной, А. С. Гнездиловым и др. Свое окончательное формирование в виде
психолого-педагогической
технологии «Комплексная
сказкотерапия»
получила в работе Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой – доктора психологических
наук, ректора Института сказкотерапии.
Э т о т метод
предполагает
использование
сказочной
формы
для
интеграции
личности, развития
творческих
способностей,
расширение
сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром.
На данном этапе развития психологии и педагогики пришли к мнению,
что сказкотерапия - это не только процесс активизации ресурсов, потенциала
личности. Занятия сказкотерапией также направлены на преодоление страхов,
барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы
самооценки, самоконтроля и многое другое.
Сказкотерапия
для дошкольников имеет свои определенные цели и
задачи:
-Развитие речи ребенка;
-Развитие и формирование творческих способностей;
6
-Адаптация в коллективе;
-Умение преодолевать трудности;
-Добиваться поставленной цели;
-Расширение знаний об окружающем мире;
-Укрепление взаимосвязи родителей с детьми.
Э т о т метод
предполагает
работу
на
ценностном
уровне.
Именно
обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах,
заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу
добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.
Исходя
из
этих
рассуждений
психологи
выделяют
следующие
Полезные
свойства сказкотерапии:
1. Формирование положительных черт характера, следуя примеру сказочных
персонажей.
2. Обучение в игровой форме, без принудительных методов.
3 . Развитие
умения
различать
и
переживать
эмоции,
когда
малыш
«проживает» историю вместе с персонажами.
4. Формирование способности различать хорошие поступки от плохих.
5. Возможность осознать, что ребенок живет в большом и интересном мире,
где много всего нового, что еще предстоит изучить.
6.
Готовность
строить
взаимоотношения
между
людьми,
изучая
модели
поведения сказочных героев.
7. Легкое исправление трудностей в поведении ребенка. Существует даже
специальный вид сказок, написанный специалистами, учителями или самими
же родителями, специально для мягкой коррекции поведения малыша.
8. Помощь в решении жизненных проблем, пусть еще таких маленьких. У
детей тоже есть свои проблемы, такие же важные, как и у взрослых. И когда
дитя
не
может
найти
правильный
выход
из
той
или
иной
ситуации
–
7
пригодятся сказки с терапевтическим эффектом, которые помогут залечить
ранки на детской душе и посмотреть на происходящее с другой стороны.
9. Успокоение и приобретение положительного жизненного опыта. Для этого
используются сказки только с положительными героями, в которых царят
мир,
добро
и
спокойствие.
Такие
истории
помогают
расслабиться,
настроиться на хорошее. [2]
Сказками можно также лечить капризы и прихоти ребенка, его лень,
неаккуратность, недовольство, нежелание ходить в детский сад или кушать.
Прочувствовав сказку, малыш начинает легко корректировать свое поведение
и делать соответствующие выводы. Можно сотню раз повторить ребенку, что
он ленивый и не хочет убирать свои игрушки, и это не будет иметь никакого
результата. А можно рассказать сказку, где ленивый герой попадал в разные
неприятные ситуации из-за своей лени. И, наверняка, ребенок изменит свое
поведение.
Почему?
Да
просто
потому,
что
его
не
заставляют
и
не
принуждают, а он просто слушает историю. Сказка учит, а не ругает. И ничто
не мешает ему думать, сравнивать, соотносить себя с неким персонажем
По
мнению
Т.
Зинкевич-Евстигнеевой метод
сказкотерапии,
это
«сокровенное, глубинное знание о мире и системе взаимоотношений в нем!»
Значит, прикасаясь к истокам сказки, дети открывают в себе и в окружающем
их мире то, что, может быть, в глубине души уже давно известно, и то, что
сказка помогает им интуитивно понять.
Какие же сказки подходят для сказкотерапии? Истории, используемые
в сказках, должны полностью разграничивать добро и зло, в них не может
быть персонажей с двойственными качествами. Если герои сказок и ребенок
– одногодки, это упростит задачу, ему будет близок этот рассказ. Можно
использовать народные сказки, можно и авторские.
Выделяют
следующие
Виды
сказок,
применяемых
в
работе
с
дошкольниками при сказкотерапии:
Народные сказки – вырабатывают нравственные и эстетические чувства.
Обучающие и развивающие сказки – увеличивают знания об окружающем
мире, показывают как вести себя во всяких житейских обстоятельствах.
8
Диагностические
сказки
–
позволяют
оценить
характер
малыша.
Если
ребенок предпочитает сказки, где главным героем выступает злой персонаж,
стоит задуматься о склонности ребенка к агрессии и жестокости.
Психологические
сказки
–
они
позволяют дошкольнику
вместе
с
героем сказки переживать и преодолевать все невзгоды и неудачи, обретая
уверенность и надежду на лучшее.
Медиативные
сказки
–
отличаются
отсутствием
отрицательных
персонажей и конфликтных ситуаций. Этот вид сказок создает позитивный
настрой и положительный взгляд на жизнь. Формирует у ребенка оптимизм,
спокойствие, жизнелюбие, позволяет снять напряжение и возбуждение.
Также
можно
сочинить
сказку
для
сказкотерапии.
Сюжет
должен
следовать определенному алгоритму:
Жили-были… Это предисловие, знакомство с персонажами в самом
начале. Для самых маленьких – это зверьки, игрушки, фрукты, овощи. После
пяти лет – это волшебные сказочные герои. Для более старших ребят – это
притчи, легенды, поучительные истории.
И вдруг однажды… В этом месте персонаж встречается с трудностями,
схожими с проблемой ребенка.
Из-за этого… Здесь таится способ решения проблемы и описывается,
как герои с этим справляются.
Кульминация. Добро побеждает зло, и персонажи успешно преодолевают все
преграды.
Развязка. Концовка сказки всегда должна носить положительный характер.
Мораль сказки… Герои сказки делают выводы о произошедших событиях,
после чего их жизни меняются в лучшую сторону.
Проводить занятия с использованием метода сказкотерапии очень просто.
Подходит этот метод для всех возрастных групп.
В
своей
работе
с
детьми дошкольного
возраста
чаще
всего использую
методику Грабенко Т.,
Зинкевич-Евстигнеева
Т.,
Фролов
Д. «Волшебная
страна внутри нас!».
9
Виды сказок:
Художественные
сказки –
это
народные
и
авторские
истории.
Народные сказки несут в себе мудрость веков, и зачастую содержат в
себе множество смыслов. Авторские же истории могут более тонко,
бережно и образно передавать смысл и показывать частные стороны
жизни
человека.
Чтобы
помочь
детям
осознать
свои
внутренние
переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку.
В работе с особыми детьми подойдет авторская сказка Мамин-Сибиряк
Д. Н. «Серая шейка».
Народные - мудрые древние сказки (с идеями добра и зла, мира,
терпения,
стремления
к
лучшему)
Сказки
о
животных,
природе,
растениях, явлениях.
Бытовые сказки.
Волшебные и фантастические.
Классификация сказок:
1. Дидактические (в форме учебного задания, т. е. ребенку повествуют о
новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе)
2.
Медитативные
(для
снятия
психоэмоционального
напряжения,
дети
рисуют,
сочиняют,
играют,
слушают
звуки
природы,
лежат
на
ковре
и
мечтают – воображают – “колдуют”.
3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”,
доброго
волшебника,
дети
рисуют
иллюстрации,
изготавливают
кукол
и
ставят спектакли.
4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка, читаем
проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине
с самим собой и подумать.
5.
Художественные
(авторские
истории,
мудрые
древние сказки,
т.
е.
знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества)
10
6. Диагностические (в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и
героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка,
каким бы он хотел быть)
2.
Использование сказкотерапии в работе с дошкольниками.
В работе со сказкой я использую следующие формы организации:
• Игровые занятия;
• Комплексные занятия;
• Интегрированные занятия;
• Тематические недели.
В своей работе я использую не только традиционные методы и приемы.
Методы и приемы работы со сказкой:
• Элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры -
экспериментирования с предметами и материалами.
• Элементы театрализации.
• Творческие задания.
• Кейс – технологию (кейс- иллюстрация)
Использование
данных
методов
и
приемов
с п о с о б с т вуе т
развитию познавательной
активности,
формированию
креативности
как
качества
личности
у дошкольников; учит действиям, с помощью которых
осуществляется
творчество. Работу с использованием сказкотерапии начала
проводить со средней группы.
11
Занятия по сказкам провожу один-два раза в две недели. Длительность
их может быть разной: 20 минут и более. Следует учитывать возраст детей и
их
психические
возможности,
при
необходимости
любое
занятие
можно
сократить до минимума. В случае непредвиденного утомления детей занятие
можно мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла и нет
возможности
сегодня
продолжать
путешествие
по сказке, что следующая
встреча с героями сказки состоится в другой раз.
Прежде
чем
приступить
к
проведению
полноценных
занятий
по
сказкам,
необходимо
потренировать
детей
в
умении
правильно
сидеть,
расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.
Для этого предлагаются три техники расслабления:
а) расслабление по контрасту с напряжением;
б) расслабление с фиксацией внимания на дыхание;
в) расслабление — медитация.
При работе со сказкой разработала алгоритм:
1. чтение сказки;
2. упражнения на ритмизацию «Движение героев сказки»;
3. понтомимические этюды;
4. упражнения на активизацию лексики;
5.
упражнения
на
произвольное
напряжение
и
расслабление
мышц
(с
использованием музыкотерапии);
6. игры и игры-драматизации.
В занятия включаю распространенные методы и подходы психотерапии
(психогимнастика,
этюды,
АРТ-терапия
(рисунок,
театр,
которые
способствуют развитию
внимания,
памяти
и
воображения,
что
является
необходимым условием для подготовки ребенка к школ.
Так, например в игре «Сказочники» использую различные виды театра,
вместе с детьми сочиняем новые сказки, используя игровые упражнения:
12
«Анализ ситуации и ресурсов» (как заяц сам прогонит лису; как колобок
может спрятаться от зверей и т. д.). Помочь главному герою найти решение
проблемных ситуаций.
«Новое
свойство» (прием
в
отношении
к
знакомым сказкам,
например
колобок не из теста, а из соломы). «Введение в названии сказки нового
объекта» (волк, семеро козлят и компьютер).
«Изменение сказочной развязки» (в сказке «Два жадных медвежонка» вместо
сыра, таблетки от жадности).
Использую нетрадиционные формы работы «Клубок сказок» Сколько сказок
свернулось в клубок?
Творческое рассказывание по картинкам
— «Ты картинку рассмотри и нам что-нибудь (сказку или рассказ) расскажи».
Прием
помогает проработать
развитие
фантазии,
воображения
Ребенок
самостоятельно придумывает содержание, опираясь на тему и свой прошлый
опыт, нужно было придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку.
Творческая работа по мотивам сказки: Ребенку предлагаю ответить на
ряд вопросов. О чем эта сказка? Кто из героев больше нравится и почему?
Почему герой совершил те или иные поступки и т. д.
Сочинение сказки. Главный герой появляется в доме (семье, растет, при
определенных обстоятельствах, покидает дом, отправляясь в путешествие.
Так же я планирую разработать картотеку дидактических игр по русским
народным сказкам, картотеку физкультминуток по сказкам.
В
нашей
группе
организован
уголок сказки:
здесь
дети
играют
в
настольно-печатные,
сюжетно-ролевые,
дидактические
и
другие
развивающие
игры.
Имеется
библиотека,
в
которой
н а ход и т с я
художественная
детская
литература.
Здесь
дети
читают,
рассматривают
иллюстрации к сказкам, проводят беседы, обсуждают прочитанное.
Особую
роль
в
своей
педагогической работе я отвожу просвещению
родителей,
консультациям
по
использованию сказок
в
воспитании,
стараюсь разъяснить им большую значимость семейного чтения. Родители с
великим удовольствием смотрят на выступления детей, принимают участие в
13
изготовлении
костюмов,
иногда
сами
выступают
на
театральных
представлениях.
Уверена,
что
только
при
соблюдении
активности
и
заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие в
обеспечении успешности организуемой работы
Результатом моей работы со сказкой является:
• Установление психологического комфорта в коллективе.
• Формирование у детей познавательного интереса.
• Развитие связной монологической, диалогической речи.
•
Использование
детьми сказочных ситуаций
в
свободной
игровой
деятельности.
• Развитие творческого воображения, мышления.
• Формирование позиции бережного отношения к окружающему миру.
• Овладение навыками взаимоотношения с миром.
14
3.
Значение сказки в развитии личности детей.
Воспитание сказкой способствует воспитанию уверенности в себе и
своих силах. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и
внимание,
и
мышление,
и
речь,
усиливается
конкуренция
мотивов,
совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения». Роль
сказки очень велика и доступна восприятию детей дошкольного возраста.
В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, воображение,
это
о собая
ре а льно сть,
ре а льно сть
мира
чувств
и
э м о ц и й .
Сказка
раздвигает
для
ребенка
рамки
обычной
жизни,
делает
порой
н е к о т о р ы е
с и т у а ц и и
р е а л ь н ы м и .
Только
в
сказках
дети
сталкиваются
с
такими
сложными
явлениями
и
чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание.
Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, именно эта форма
доступная пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным.
В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?
Встреча и знакомство со сказкой - это всегда праздник для детей.
Сказка
настраивает
ребенка
на
доброжелательность,
спокойствие,
веру
в
добро и зло, и любовь к себе и ко всем окружающим, на добрые, теплые,
д р у ж е с к и е
в з а и м о о т н о ш е н и я .
Сказки оказывают огромное влияние на формирование мышления,
воображение,
творчество
ребенка,
на
его
поведение,
отношение
к
окружающей его действительности, на протяжении всего детского возраста,
н а ч и н а я
с
с а м о г о
р а н н е г о
д е т с т в а
с
п е л е н о к .
Сначала дети впитывают информацию о простейших ценностях и понятиях
15
вместе
с
материнскими
песнями,
стишками,
потешками,
прибаутками,
присказками.
Чуть позже, после двух лет, начинается настоящее воспитание сказкой.
Дети
разного
возраста
по-разному
воспринимают
сказку.
Дошкольный
возраст
(от
3
до
7)
–
это
период
активного
становления
х у д о ж е с т в е н н о г о
в о с п р и я т и я
р е б е н к а .
В
младшем
дошкольном
возрасте
(от
3
до
4
лет)
понимание
сказки
напрямую зависит от личного опыта ребенка, а какой у ребенка опыт, он у
него
ограничен.
При
восприятии
в
центре
внимания
ребенка
находится
главный
герой.
Детей
интересует
его
внешность,
действия,
поступки,
о т н о ш е н и е
к
о к р у ж а ю щ и м .
В
среднем
дошкольном
возрасте
(от
4
до
5
лет)
-
расширяется
круг
представлений
ребенка,
обогащается
жизненный
опыт,
знания.
В
этом
возрасте
интенсивно
развивается
воображение
и
речь.
Это
способствует
формированию умения правильно оценивать героев и события, их поступки и
д
е
й
с
т
в
и
я
.
С к а з к а
–
э т о
и н с т р у м е н т
н е н а в я з ч и в о г о
о б у ч е н и я .
Не секрет, что ребенку в дошкольном возрасте легче запомнить и
воспроизвести информацию в игровой форме. Нравоучения взрослых быстро
утомляют
детей,
не
принося
абсолютно
никакого
р е зул ьт ат а .
А вот с помощью сказочных героев можно объяснить и донести им все
те
же
прописные
истины,
но
в
игровой
форме,
сделать
это
в
легкой,
д о с т у п н о й
д л я
д е т с к о г о
п о н и м а н и я
ф о р м е .
На примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная
информация
(например,
сложно
объяснить
ребенку,
почему
он
должен
делиться игрушками с другими детьми, а вот сказать, что он жадина из какой-
нибудь сказки, сразу сделает свой результат, так как быть плохим антигероем
р е б е н к у
н е
з а х о ч е т с я ) .
С к а з к и
з а к а л я ю т
х а р а к т е р .
В сказках очень ярко и доступно для детского понимания даются
разные
противопоставления:
храбрость
и
трусость,
богатство
и
нищета,
т р у д о л ю б и е
и
л е н ь ,
с м е к а л к а
и
г л у п о с т ь .
Дети на основе сказочных героев учатся отличать добро и зло,
сопереживать положительным героям, оценивать поступки отрицательных
героев, делать свои детские выводы, и умозаключения, мысленно проходить
в м е с т е
с
н и м и
ч е р е з
р а з н ы е
т р у д н о с т и
и
и с п ы т а н и я .
Читая сказку детям родители отвлекаются от своих мыслей, от суеты,
от каких-то переживаний, постепенно вместе с ребенком попадая в мир
16
с к а з к и ,
с к а з о ч н ы х
г е р о е в .
После того когда вы прочитаете сказку ребенку, хорошо бы поговорить
с
р е б е н к о м ,
з а д а т ь
е м у
в о п р о с ы
п о
с к а з к е .
-
К а к
т ы
д у м а е ш ь ,
о
ч е м
э т а
с к а з к а ?
-
На
кого
похожи
герои
сказки,
какими
качествами
они
обладают?
- А почему вот этот герой так поступил, а ты бы как поступил, если был бы
н а
е г о
м е с т е ?
-
Ч т о
т е б е
п о н р а в и л о с ь
в
с к а з к е ,
а
ч т о
н е т ?
- А чтобы было, если бы герой поступил иначе, по-другому?
В
детских
садах
и
в
специализированных
ДОУ
часто
применяется
сказкотерапия. При этом, детям читают сказку в группе, применяя разные
методики.
Методики сказкотерапии в ДОУ:
•
Чтение сказки воспитателем группе с дальнейшим обсуждением темы и
персонажей;
• Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание ее;
• Разбор сказки, ее чтение группе и постановка заданий (нарисовать, о чем
была сказка, нарисовать понравившегося героя, рассказать суть сказки и ее
мораль, найти героя или действие в сказке, которое требует исправления и
прокомментировать его);
•
Переигрывание сказки (чтение
оригинала сказки, а затем сочинение ее
альтернативного содержания с исправленными недостатками героев).
Такие занятия по сказкотерапии очень полезны для детского восприятия и
здоровой психики, ребенок учится, каким следует быть и как поступать
правильно.
Ребенок
берет
примеры
из сказок
и
проецирует
это
на
собственную жизнь.
4. Примеры сказкотерапии для родителей и их детей
Кроме занятий в садике или у детского психолога, сказкотерапия
прекрасно используется в повседневной жизни родителями. Нужно почаще
читать
детям сказки
или
просто
рассказывать
их.
Также
существуют
17
специальные сказки для сказкотерапии в аудиоформате, которые можно
скачать и слушать на компьютере перед сном.
Сказки могут делиться на:
• Бытовые (Колобок, Курочка Ряба);
• Волшебные (Приключения Аладдина, Кот в сапогах);
• Поучительные (Снежная королева, Золотая рыбка);
• Героические (сказка о Змее Горыныче и богатырях, Сивка-Бурка).
Родители могут читать или пересказывать ребенку поучительные
авторские сказки
специалистов
по
детской
психологии,
например,
специальные сказки для воспитания характера компании «Умница» (о них
подробнее можно почитать здесь, а также придумывать свои собственные.
Остальные виды сказок можно найти в сказках народов мира, всем
нам известных сказочников, и, конечно же, используйте русские народные
сказки.
Аудиосказки современных авторов для сказкотерапии можно найти в
Интернете. Печатные издания сказок для терапии можно найти у авторов
издательства Речь, Эксмо-пресс, Златоуст и т. д.
Воспитательные и поучительные сказки можно «примерять» на своего
ребенка.
То
есть
главный
герой
должен
отражать
проблему
ребенка (в
поучительной сказке)
или
развиват ь
в
нем
хорошие
к ач е с т в а
(воспитательная сказка).
5. Алгоритм сказкотерапии
Родители должны придерживаться такого алгоритма, рассказывая
ребенку поучительную сказку:
1. Определить проблему ребенка, причину, по которой он плохо себя ведет.
2.
Выбрать сказку с главным героем, который похож на вашего ребенка:
внешностью,
характером,
местом
проживания.
При
этом,
отрицательный
герой не должен прямо ассоциироваться с ребенком, а только косвенно.
18
3. Рассказать историю, в которой этот герой совершает нехороший поступок
(или чего-то боится).
4. Описать реакцию на это окружения героя, их обиду (или отсутствие
причины страха).
5.
Повернуть
сюжет сказки
так,
чтобы
герой
понял,
что
вел
себя
не
правильно и обидел этим других (понял, что его страхи были беспочвенны).
6. Придумать положительный финал.
7. Обсудить с ребенком сказку, пусть прокомментирует действия героя и то,
как надо все исправить.
Рассказывая сказку в воспитательных целях, можно использовать такие
примеры:
• Как нужно помогать старшим;
• Вежливые слова;
• Правила поведения;
• Как добро всегда побеждает зло, а злые герои получают по заслугам.
19
Заключение
Сказкотерапия
-
это
не
просто
направление,
а
синтез
многих
достижений
психологии,
педагогики,
психотерапии
и
философии
разных
культур.
Сказкотерапия
-
это
живой,
творческий
процесс,
который
обогащается
детскими
находками
и
озарениями.
Слово
сказки
живет
в
детском сознании.
В
процессе
разнообразных
сказкотерапевтических
занятий
воспитанники
черпают
множество
познаний:
первые
представления
о
времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром;
благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не
только познает, но откликается на события и явления окружающего мира,
выражает
свое
отношение
к
добру
и
злу,
таким
образом
происходит
коррекция личности, расширение эмоционально - поведенческих реакций. В
сказке
черпаются
первые
представления
о
справедливо сти
и
несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и
стойкость.
Таким образом, занятия, построенные сказкотерапевтическим образом,
очень широко влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно
решать
задачи
обучения
и
воспитания, развивать врожденные таланты. А
также
воспитывать
важное
личное
качество,
которое
несет
в
себе
и
национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.
20
Древняя мудрость гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек». Получается,
по
большому
счету,
сюжет
сказки
–
вымысел.
Но
при
этом
в
ней
в
метафорической форме заложены извечные истины и человеческие ценности,
на которые сказка ненавязчиво намекает ребенку. Не говоря в лоб: «Сделай
так!», а показывая на примерах, чем оборачиваются для героев те или иные
действия. Конечно же, никто не заставляет тебя поступать так же. Но ребенок
сам непременно сделает правильные выводы. Особенно, если обсуждать с
ним сказки, задавать вопросы по ним, побуждать к размышлению.
Есть такая присказка: народ скажет, как завяжет. А ведь и правда,
житейская
мудрость,
познанные
истины,
меткие
характеристики,
наблюдения,
что
переходят
из
поколения
в
поколение
в
виде
сказаний,
стихотворных
строк,
сказок,
пословиц,
присказок
и
поговорок,
имеют
величайшую силу и смысл. Например, вот такие выражения: «слово может
больно ударить, а может и спасти», или «сказка ложь, да в ней – намек –
добрым молодцам урок».
Подводя
итоги,
можно
сказать,
что
сказкотерапия
для
детей
–
интересный
и
занимательный
способ
избежать
возрастных
проблем
у
ребенка. Попробуйте подобрать золотой ключик к этой сказочной дверце, и
она обязательно откроется вам.
21
Список использованной литературы
1.Бретт
Д.
Жила-была
девочка,
похожая
на
тебя:
Психотерапевтические
истории для детей. Пер. с английского Г.А. Павлова. - М., 1996.
2.Грабенко
Т.М.,
Зинкевич-Евстигнеева
Т.Д.,
Практикум
по
креативной
терапии. - СПб.: Речь, 2003. - 400с.
.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб.,
2006.
.Зинкевич-Евстигнеева
Т.Д.
Путь
к
волшебству.
Теория
и
практика
сказкотерапии. - СПб., 1998.
.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2002.
.Короткова
Л.Д.
Сказкотерапия
для
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста. - М., 2003.
.Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - М.: Эксмо-пресс, 2001; 2005. - 224с.
22
Приложение 1
Сказки для сказкотерапии для детей дошкольного возраста:
«Кто не хочет чистить зубы»
В одной волшебной стране жили-были зубки. Да-да, обычные зубки. Среди
них был один маленький зубик по имени Зубастик. Зубастик очень любил
грызть орешки, яблоки и конфетки.
В этой волшебной стране у всех зубов были свои домики, где они ели, спали
и чистились. Наш зубик очень любил поспать и поесть, а вот чиститься
щеткой ему совсем не нравилось ... лениво ему было.
«Удовольствие от этого дела никакого, пользы тоже не вижу, - рассуждал так
Зубастик - только время зря трачу, лучше пожевать в это время конфету ...»
И однажды решил зубик совсем перестать чиститься.
Целыми
днями
напролет
Зубастик
грыз
орешки
и
ел
разные
вкусности.
Весело ему жилось и не приходилось дважды в день тратить время на чистку.
Однажды Зубастик пошел в гости на день рождения к другу. Когда он пришел
домой к нему, то почему то никто не захотел с ним разговаривать и играть.
«Что это с ними? Раньше же им нравилось со мной играть», - расстроился
Зубастик.
Там был огромный вкусный торт с шоколадом и орехами. Зубастику тоже
достался кусочек торта, но к всеобщему удивлению, как только Зубастик
попытался съесть тортик, то сразу закричал от боли, заплакал и убежал.
23
«Что
это
с
Зубастиком?
Раньше
же
ему
нравилось
есть
сладости»,
-
удивились все.
А у Зубастика так разболелось все-все от этого шоколадно-орехового торта.
Ой, как было больно, даже плакать и шевелиться было ужасно больно.
«Наверное, я умираю»,-решил Зубастик и побежал быстрее в больницу.
В больнице его встретил добрый доктор Чистозуб, осмотрел он Зубастика,
покачал головой и сказал: «Да, это очень тяжелый случай, я ничем не могу
здесь помочь».
«Неужели это все? Неужели я больше никогда не смогу грызть?! »- испугался
зубик и горько-горько заплакал.
Врач Чистозуб спокойно ответил: «Будешь ты грызть еще или нет, зависит
только от тебя. Каждый сам должен следить за своим здоровьем. Ты, дорогой
Зубастик, когда в последний раз чистился, например? »
Зубастик задумался ... и не смог вспомнить, когда это было в последний раз:
«Давным-давно, наверное».
«Ммммм, и ты удивляешься, что тебе так больно есть? - удивился врач, - ты
что не знаешь для чего зубы чистятся? »
«Нет ...» - неуверенно простонал Зубастик.
«Зубы чистятся для того, чтобы на них не накапливались грязь и остатки
пищи. Ведь все это остается на зубках, и если не чистить зубки специальной
щеткой, то вся эта грязь начинает разрушать зубки, поэтому у тебя все так
болит, Зубастик, - ответил доктор Чистозуб. - Решай сам: если ты хочешь
выздороветь, то нужно чиститься утром и вечером, и не жалей на это время».
Зубастик кивнул и бегом побежал домой, нашел там свою зубную
щетку и долго-долго оттирал с себя всю грязь. Затем зубик посмотрел на себя
в зеркало и увидел, что он весь покрыт маленькими дырочками, которые под
грязью было не видно.
«Что же я с собой сделал ...» - горько вздохнул Зубастик.
С тех пор прошло много времени. Зубастик тщательно каждый день
чистился утром и вечером, он снова стал белым и крепким, он снова смог
есть орешки и сладости. Только вот маленькие дырочки так и остались, как
напоминание о его ленивом поступке.
Ребята, а вы чистите зубки?
24
«О ВИРУСАХ И ПРИВИВКАХ»
Случилось это очень давно. В большом теплом болоте поселилось
Чудовище. Не было от него людям покоя. Пошли люди к Ивану-богатырю
просить помощи. И пошел Иван-богатырь, и сражался с чудовищем. Три дня
и три ночи они дрались. Наконец Иван-богатырь победил.
Чтобы
отомстить
людям,
Чудовище,
умирая,
выплюнуло
целые
полчища маленьких, сгорбленных, агрессивных пришельцев – вирусов. Они
расползлись
по
всему
миру,
проникли
в
организмы
взрослых,
детей,
животных и вызвали очень тяжелое и опасное заболевание - грипп.
Многие люди и животные тяжело болели от гриппа, поскольку не знали, как
себя защитить, как уберечься. Это случилось в древности, но, к сожалению,
эти злые вирусы очень устойчивы и живучи.
Живут они и сейчас - в организме больных людей, на книгах, игрушках,
посуде и других вещах, которыми пользовался больной.
Со
слюной
микробы
попадают
на
тротуар
или
на
землю.
Когда
слюна
высыхает, вирусы становятся легкими как перышки, поднимаются с пылью в
воздух и проникают в организм человека при дыхании.
Поселяются
вирусы
чаще
всего
в
легких,
там
им
тепло
и
уютно.
Они
начинают усиленно питаться и размножаться. Эти злые вирусы желают,
чтобы все заболели.
Но хочу тебя успокоить, болеют не все! Те, кто заботится о своем здоровье и
всегда соблюдает правила гигиены, а в особенности, всегда моет руки, могут
не бояться - грипп им не страшен.
- Почему? Что придумали люди? (Предположения детей).
А люди придумали для лечения этих страшных вирусов лекарство-прививку,
которую делают врачи. Эта прививка убивает все эти полчища злых вирусов
и люди перестают болеть от гриппа.
«ОБЕЩАНИЕ»
В соседнем дворе живет Артем. Он хороший и приветливый мальчик,
ежедневно ходит в детский сад. Любит есть леденцы, качаться на качелях,
25
съезжать
с
горок,
ездить
на
самокате,
велосипеде
и
еще
много
чего
интересного, одним словом, все, что любишь делать и ты.
Случилось так, что Артем заболел и остался с папой дома. Очень
кашлял, у него была высокая температура. За несколько дней, принимая
лекарства, парень почти выздоровел. Папа оставался с сынишкой все время,
потому что работал дома за компьютером. Маме приходилось каждый день
ходить на работу.
Дома у Артема было много разных игрушек, в трех мешках. Когда
наступало время играть, или наведывались друзья, Артем доставал из мешков
игрушки и играл. Но после игры нужно было все складывать на места. Так
учили мальчика мама и папа. И Артемке не всегда хотелось складывать
игрушки, пожалуй, так же, как и тебе ...
В
последний
день
своей
болезни
Артем
с
самого
утра
играл
игрушками. Прежде чем идти на работу и оставить дома сына с папой, мама
напомнила ему не забыть перед обеденным сном спрятать игрушки в мешки.
Сын пообещал выполнить просьбу. Но когда наступил обед, папа был очень
занят работой, поэтому Артем поел сам и, забыв об обещании, лег спать,
игрушки остались лежать разбросанными по полу.
Проснувшись, мальчик побежал к игрушкам. И как же он удивился, как
разочаровался, когда не нашел ни одной. Артем даже начал плакать. Побежал
к отцу и рассказал, что произошло. Папа успокоил сына, предложил подумать
над этим. Они долго думали, разговаривали и пришли к выводу (К какому?) -
игрушки ушли от Артема, ведь тот не выполнил своего обещания.
Надо
вернуть
игрушки!
Но
как
это
сделать?
Папа
предложил
в
интернете найти сайт «потерянные вещи» и пересмотреть перечень, чтобы
отыскать игрушки. Так и сделали. Нашли игрушки, которые убежали от
мальчика.
Артем
одновременно
обрадовался,
что
игрушки
нашлись,
и
загрустил из-за того, что не сдержал своего слова ... Возник вопрос: «Как же
их теперь вернуть домой?». (Предположения детей).
- Давай напишем письмо «потерянным вещам». В нем надо извиниться перед
игрушками и пообещать выполнять свои обещания, - предложил папа. - Ты
готов?
- Да! - ответил Артем.
- В тот же день папа с сыном отправили электронное письмо. И уже вечером
раздался звонок в двери. Когда папа открыл, то увидели, что на пороге
лежали все игрушки. Как обрадовался Артем!
- А ты бы обрадовался?
26
- С тех пор Артем без напоминания собирал игрушки на место и помнил, что
обещания надо соблюдать.
- И вы, дети, тоже помните это правило!
«О ВЕЖЛИВОСТИ»
Ваня проснулся очень рано, вышел на крыльцо, протянул руки к солнцу
и произнес:
«Здравствуй, солнышко! Тебя сегодня так много. Ты такое ласковое, нежное.
Я тебя очень, очень люблю».
Вдруг
солнце
протянуло
к
Ване
яркий
луч,
который
неожиданно
превратился в радужную волшебную палочку - Лучик.
Ваня испугался и чуть не выронил его.
Лучик весело и радужно сверкал, вдруг на нём появились слова:
«Загадай
желание».
Мальчик вначале растерялся, а затем выпалил на одном дыхании:
«Я хочу компьютер, самой последней модели».
Ваня быстро вошел в свою комнату, смотрит, а на столе компьютера нет.
-Лучик, почему ты не выполнил моё желание, я давно мечтаю о компьютере,
но у родителей нет возможности купить его?
-Ваня,
я
бы
выполнил
просьбу,
но
ты
не
сказал
волшебное
слово
«пожалуйста», а без него я никакое желание не могу выполнить.
-Извини меня, Лучик. Пожалуйста, пожалуйста, сделай так, чтобы у меня
появился новый, классный компьютер.
И вдруг Ваня увидел на столе компьютер, однако, не успел обрадоваться, как
тот исчез.
Огорчился мальчик, опечалился. На глаза навернулись слёзы.
-Лучик, почему куда-то пропал компьютер? Я же извинился и сказал самое
волшебное слово «пожалуйста».
-
Ваня,
ты
забыл
поблагодарить
меня
и
солнышко
за
этот
волшебный
подарок.
27
-Лучик, пожалуйста, верни компьютер, я виноват, извини, больше никогда не
буду таким невежей.
И
тут
на
столе
появился
исчезнувший
подарок.
Перед
Ваней
стояла
сбывшаяся мечта.
От радости мальчик запрыгал и звонко закричал:
«Лучик,
спасибо
большое
тебе
и
солнышку.
Никогда
не
забуду
вашу
доброту».
На это Лучик ответил:
"Мы рады были сделать подарок за то, что ты так сильно любишь солнце.
Каждое утро с ним здороваешься, разговариваешь, играешь с солнечными
зайчиками, загораешь. Будь всегда воспитанным, вежливым мальчиком и тебя
жизнь будет часто одаривать, отвечать доброй взаимностью. "
Прошло много лет, Ваня стал папой, затем дедушкой.
Он всегда был вежливым, этому учил своих детей и внуков.
Золотые слова: здравствуйте, доброе утро, спасибо, пожалуйста, извините,
будьте добры, до свидания были всегда у него в копилке вежливых слов.
А вы,ребята, вежливые?.
Пусть история со Стасиком послужит вам хорошим уроком в жизни.
28
Приложение 2
Рекомендации для родителей, как строится работа со сказкой.
1) Чтение или рассказ самой сказки, стихотворения, басни. Ее обсуждение.
Обсуждая
сказку
ваш
ребенок
должен
быть,
уверен,
что
он
может
высказывать любое свое мнение, что он ни говорит, что не скажет, не должно
п о д в е р г а т ь с я
о с у ж д е н и ю .
2) Попросите нарисовать рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3 )
П р о и г р а й т е
с к а з к у
с
р е б е н к о м
в
р о л я х .
Ребенок
обязательно
выберет
для
себя
"исцеляющую"
р о л ь .
И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные
м о м е н т ы
т о ч н о
б у д у т
п р о и г р а н ы .
Ч т о
ж е
д а д у т
т а к и е
м е т о д ы ,
к а к о в
б уд е т
р е з у л ь т а т ?
Во-первых, ребенок поймет, что взрослых интересуют его проблемы,
ч т о
р о д и т е л и
н а
е г о
с т о р о н е ,
ч т о б ы
н е
с л у ч и л о с ь .
Во-вторых, он усвоит следующий подход к жизни: "что вочтобы то не
стало надо искать силы для разрешения конфликта в себе самом, что ты их
обязательно найдешь и победишь трудности", и преодолеешь все трудности,
и он обязательно поймет, что мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для
с е б я
с т р о и м .
У ребенка сформируется мнение, что выход из любой ситуации есть
в с е г д а ,
н а д о
т о л ь к о
е г о
п о и с к а т ь .
Воспитание сказкой – прочный фундамент успеха во взрослой жизни!
Таким образом, можно выделить такие виды сказок для сказкотерапии:
29
1.
Воспитательные (акцент на добром персонаже и сопоставление его с
ребенком);
2.
Поучительные
(акцент
на
негативном
персонаже
и
сопоставление
его
плохих действий с действиями ребенка).
Применение сказкотерапии особенно хорошо действует на детей
дошкольного возраста, когда их мозг еще мыслит только образами. Вообще,
дети
до
12
лет
лучше
воспринимают рассказы и сказки, обязательно с
картинками, так как они очень эмоциональны. Восприятие мира и его законов
намного лучше усваивается на зрительных примерах. Ребенок сопоставляет
себя
с
героем сказки
и
перенимает
его
поведение.
В
этом
возрасте
закладываются
стереотипы
поведения
и
мышления.
Поэтому
выбор
«правильных» сказок и их подача лежит полностью на родителях:
Важно контролировать увлечение ребенка сказками, который любит
их читать сам, чтобы в старшем школьном возрасте у него не смешались
понятия о сказочной и реальной жизни. Касательно дошкольников, им это
еще не грозит, так как понятие о реальности у них как раз берется еще из
примеров
в сказках. Не нужно лишать ребенка «чуда сказки», запрещая с
детства
верить
в
волшебство,
Деда
Мороза
или
эльфов.
Пусть
ребенок
насладится детством, слушает волшебные сказки, из которых также черпает
знания о мире и добре. Чересчур «реалистичные» рассказы, лишенные чуда
и волшебства не воспринимаются детьми и не научат их чувству прекрасного
и доброго.