Напоминание

"Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта в дошкольном учреждении".


Автор: Чорная Людмила Станиславовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №65 "Фестивальный"
Населённый пункт: г.Сургут, Тюменская обл, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта в дошкольном учреждении".
Раздел: дошкольное образование





Назад





"Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового

педагогического опыта в дошкольном учреждении".
Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы МБДОУ. Оно предполагает осознание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, у б е д и т е л ь н о свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными. Как правило, в большинстве дошкольных учреждений это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами. Будучи старшим воспитателем дошкольного учреждения, я выделила ряд задач, решение которых необходимо в условиях внедрения ФГОС: 1. Выявление педагогического опыта. Для выявления степени эффективности педагогического опыта и его оценки необходимо иметь критерий, при котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или другой признак у данного объекта, и точка отсчета (чтобы измерять что-то, необходимо иметь такую точку). Без этих компонентов нет надежного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта. По степени обобщенности можно выделить две группы критериев: первая группа — это те критерии, которые относятся к общепедагогическим критериям (например, критерии проблемного обучения), вторая — критерии, которые касаются передового опыта как частицы случая общепедагогических критериев (например, критерии проблемного обучения относительно разных видов деятельности). Признаками передового педагогического опыта являются: - Высокие количественные и главным образом качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам: - социальная адаптивность дошкольников; - образованность детей (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знание в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков); - познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельности в приобретении знаний; - уровень воспитанности.
- Оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей экономной затрате сил и времени педагогов и детей и притом так, чтобы данный опыт не стал препятствием для решения других, не менее важных образовательных и воспитательных задач). - Стойкость, стабильность опыта, его продолжительное функционирование. Даже значительные успехи педагога в учебно-воспитательной работе, которые существовали на протяжении короткого срока и во времени не повторялись, тяжело отнести к передовому опыту. - Возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового опыта. - Перспективность опыта. Передовой опыт всегда имеет будущее, перспектива его развития очевидна. - Научная обоснованность опыта. Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе попыток и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения передового педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать ему научное толкование. На данном этапе мои педагоги столкнулись с типичными ошибками: Некоторые воспитатели не отличают педагогическую проблему от педагогической задачи. Так, педагог, желая добиться высоких результатов в своей работе, проводит дополнительные занятия, увеличивает их длительность. Эта работа может принести мгновенный хороший результат (т.е. будет решена текущая педагогическая задача), но при этом упускается более важная педагогическая проблема: нервно-психическое здоровье детей. Непонимание воспитателей, что новое — это не гарантия передового опыта. Массовое применение каких-то форм, методов и приемов — также ненадежный показатель передового опыта. Иногда за передовой опыт выдается псевдоноваторские и псевдо-педагогические приемы. Например, попытка замены педагога техническими средствами там, где такая замена не оправдана; стремление любой ценой добиться хороших результатов в учебно- воспитательной работе; диктаторские приемы влияния на детей; завышение реальных показателей успешности и т.п. Другие воспитатели добиваются высокого уровня знаний за счет дополнительных занятий. Отмечая добросовестность такого педагога как его достоинство, в то же время нельзя не видеть, что это не единый и не главный признак мастерства и тем более не передовой опыт. 2. Изучение педагогического опыта.
Приступив к изучению передового педагогического опыта руководителю необходимо в первую очередь выявить компоненты, подлежащие обобщению. Это может быть: • целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года); • система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может быть изучена в течение года); • использование одного эффективного приема (время изучения определит сам педагог); • опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод). Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определенной системе, прино сящие положительный результат и отвечающие требованию «Не навреди»: метод, технология, отдельный прием, способ, средство и др. В дальнейшей работе по обобщению опыта педагоги нашего ДОУ придерживались следующей формулы: •Постановка цели (для чего?). •Определение содержания (что). •Выявление методов, средств (как?) •Диагностирование результатов (какой?). Длительность изучения опыта находится в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Работа может быть завершена описанием в течение квартала, а может планироваться на год или более. 3.Обобщение педагогического опыта. Его описание, уровни (практический, научный, методический) Описание – это один из самых сложных и трудоемких этапов в обобщении опыта, поэтому старший воспитатель, как более опытный педагог, должен представить педагогам ряд требований, которых следует придерживаться в описании педагогического опыта: •Целесообразность: возможность для воспроизведения данного опыта другими воспитателями. •Конкретность: краткое и вместе с тем краткое раскрытие компонентов опыта (метода, приема, способа и др.) на основе примеров педагогической деятельности автора опыта.
•Научность: соответствие описываемых компонентов их определением в теории педагогики. •Целостность, логичность: описание компонентов последовательно, в четкой взаимосвязи их значимости для конкретного передового опыта. Жанр документа по обобщению опыта и форма распространения опыта зависят от уровня обобщения, который бывает практическим, методическим и научным. Практический - (наиболее часто применяемый) уровень обобщения включает в себя описание и (или) показ приемов и методов работы или отдельных приемов и методов работы, показ результативности работы, показ системы работы. Методический - (наиболее продуктивный!) уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, характеристики условий развития опыта, анализа результативности работы, подготовки методических разработок и рекомендаций. Научный - способствующий мотивации обобщения включает разделы: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики. 4. Распространение педагогического опыта. Распространение педагогического опыта осуществляется на различных уровнях: внутри МДОУ, муниципальный, областной, всероссийский и т.д. Педагоги нашего ДОУ наиболее часто и с большим успехом используют следующие методы распространения своего педагогического опыта: - Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.); - Коллективный просмотр; - Школа передового опыта (ШПО), которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу. - Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей; - Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых
последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей; - Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала; - Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы; - Творческий отчёт, в процессе которого проходит: • Демонстрация фрагментов опыта – занятия разных типов, работа в повседневной жизни; • Показ элементов педагогической технологии (последовательности действий); • Уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта; • Коллективный анализ просмотренного под руководством старшего воспитателя; • Изучение методических материалов и деловой документации; • Тематические и персональные выставки автора опыта; • Встречи с детьми, с которыми работал автор опыта; • Ознакомление с условиями, в которых проводилась работа; • Дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой необходимо выделить элементы опыта, которые могут быть использованы другими педагогами, определить, в каких условиях опыт может быть эффективным; определить, какие материалы из просмотренного будут интересны педагогам и могут быть опубликованы, представлены в методкабинете, и т.д. • Показ фрагментов работы педагога-мастера – отдельных занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций, разработанных педагогом-новатором. Список литературы: 1. Сиденко А. «Как стать автором педагогической разработки программы, доклада на педсовете». Сельская школа, 2005 г.
2. Мкртчан М.А. и др. «Теория и технология коллективных учебных занятий». Начальный курс: дистанционное учебное пособие. Под редакцией В.Б. Лебединцевой. Красноярск , 2005 г 3.Запятая О.В. «Коммуникативные умения как компонент содержания образования". Сельская школа, 2006 г., № 6 4. Сайт «Коллективный способ обучения» WWW.kco-kras 5. Тимошенко М.Т. «Образование учителей в аспектах формирования общих умений и универсальных способов мыследеятельности». Коллективный способ обучения, 2005 г. 6. Т.И.Шамова «Исследовательский подход в управлении школой», Москва, 1992 г. 7. Справочник администрации школы по организации учебного процесса (часть III), Москва.«Педагогический поиск», 2001г. 8. Н.Зубов «Как руководить педагогами. Пособие для руководителей образовательных учреждений», Москва, 2003 г. 9. В.М.Лизинский "О методической работе в школе», Москва, Педагогический поиск, 2001 г. 10. О.В. Запятая. «Технология описания педагогического опыта", Методист, №7 2007 г. 11. Е.М. Пахомова. «Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы». Методист, № 2, 2005 г. 12. Кухарев Н.В., Решетько B.C. "Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества". 4, 2. Моэырь, 1998. 13. Т.И.Шамова «Исследовательский подход в управлении школой», Москва, 1992 г 14.Н.Зубов «Как руководить педагогами". Пособие для руководителей образовательныхучреждений», Москва, 2003 г. 15. В.И.Зверева «Как сделать управление школой успешным», Москва, «Педагогический поиск 2004 г. 16. Скаткин М.Н. "Методология и методика педагогических исследований". Москва, 1986. 17. Полонский В.М. "Оценка качества научно-педагогических исследований". Москва, 1996.
18. Кузьмина В.Ф. «Передовой педагогический опыт (рекомендации учителю)». Завуч. «Управление современной школой», №4,2006.С. 103-104; №6,2006 г. С.113-114 19. Запятая О., Илларионова Т., Карпович Д., Лебединцев В. »Педагогическая техника» №6, 2006 г. 20. В.М.Лизинский “О методической работе в школе», Москва, «Педагогический поиск, 2001 г. 21.Образовательные сайты Интернета.


В раздел образования