Напоминание

"СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"


Автор: Вишняков Руслан Николаевич
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 156
Населённый пункт: город Лесозаводск, Приморский край
Наименование материала: Методическое пособие для учителей биологии
Тема: "СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"
Раздел: полное образование





Назад




Вишняков Руслан Николаевич, МОБУ СОШ № 156 ЛГО г. Лесозаводск, учитель биологии.

СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Введение.

О необходимости формирования у школьников умения учиться говорится давно. Однако

традиции

классно-урочной

системы,

существующие

представления

об

учителе

ретрансляторе знаний, а об ученике — губке, обязанной эти знания впитывать, плюс

содержание учебников и учебной литературы, ориентированной на усвоение готовой

информации,

тормозят

реализацию

поставленных

задач.

Проблема

действительно

серьезная.

Дело в том, что в современной школе многие дети не мотивированы на обучение

вообще и на конкретный предмет в частности. Они не понимают, зачем им нужно изучать

простейших или членистоногих по предлагаемому им шаблону. Может быть, им было бы

и интересно что-то узнать о них, но именно то, что нужно лично им, полезное лично для

них и т.д. Понятно, что такой подход к обучению кажется совершенно неприемлемым в

условиях

жесткого

стандарта

и

жестких

программ.

Однако

в

новых

условиях

такое

обучение становится возможным. и оно должно основываться на возможности выбора

школьником своей образовательной программы.

Учащийся не должен получать отрицательного образовательного опыта в отсутствии

интереса к учебе. Учение должно быть важным, но не скучным занятием. Что же можно

сделать учителям в реально существующих условиях в современной школе в соответствии

с требованиями стандарта нового поколения?

-Первое — внимательно прочитать требования стандарта, касающиеся формирования

общеучебных умений или УУД и отобрать для начала те из них, которые лично вам

кажутся наиболее доступными для их формирования и развития у школьников. Также

необходимо понимать, что в этой работе огромную роль играют ваш личный опыт,

здравый смысл и имеющиеся в вашем распоряжении средства обучения

-Второе

нужно

обстоятельно

познакомиться

с

психологической

концепцией

универсальных учебных действий, созданной коллективом под руководством проф. А.Г.

Асмолова.

-Третье — постепенно отбирать то учебное содержание и те дидактические методы и

методические

приемы,

которые

позволят

целенаправленно

формировать

требуемые

и

действительно необходимые умения.

Приведем некоторые из положений концепции формирования универсальных учебных

действий и требований стандарта образования: (цитируется по А.Г. Асмолову и Стандарту

образования РФ нового поколения в изложении Г.И. Лернер и др. 2010г.)

Задача современного образования

Освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках

отдельных

дисциплин,

но

и

совокупности

«универсальных

учебных

действий»,

обеспечивающих

умение

учиться,

т.е.

способность

ученика

к

саморазвитию

и

са

мосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального

опыта.

Базовый тезис

Развитие личности в системе образования обеспечивается формированием УУД

(универсальных

учебных

действий),

выступающих

в

качестве

образовательного

и

воспитательного

процесса.

ЗУНы

рассматриваются

как

производные

от

соответствующих видов действий.

Функции УУД

Научить ученика:

осуществлять деятельность учения; ставить учебные цели;

искать и использовать необходимые средства и способы дости-

жения; контролировать и оценивать процесс и результаты дея

тельности.

Что

такое

УМЕНИЕ

УЧИТЬСЯ? Умение

учиться

включает:

мотивацию; учебную цель; учебную задачу; учебные действия

и

операции (ориентировка, преобразование материала, контроль

и

оценка).

Общие учебные умения (Виды умений):

организационные; интеллектуальные; коммуникативные; практические; рефлексивные;

В отличие от предметных умений общеучебные умения инвариантны (устойчивы).

Задача формирования (по мнению Г.И. Лернер и др. 2010 г.) всех перечисленных выше

видов умений реализуется в течение всех лет обучения в школе. Это означает, что из

школы

должен

выйти

достаточно

развитый

в

интеллектуальной,

психологической

и

физической сфере, самостоятельно думающий, свободно адаптирующийся к жизни в

обществе и способный к самообразованию человек. Достижение указанного результата —

это задача коллектива школы и родителей, а не одного учителя. Учитель-предметник

может

и

должен

сначала

выделить

приоритетные

направления

работы,

например

по

формированию

коммуникативных

и

интеллектуальных

умений

или

рефлексивных

и

интеллектуальных и т.д. Дело в том, что, определив для себя приоритетные умения, вы

неизбежно,

пусть

косвенно,

будете

способствовать

формированию

и

других

универсальных

умений,

в

самом

деле,

интеллектуальные

умения

не

могут

быть

по

настоящему

сформированы

в

отрыве

от

информационных,

организационных

и

коммуникативных умений. Так же как и рефлексивные умения не могут формироваться на

пустом месте. Практические умения не реализуются без навыка получения знаний и их

применения, и т.д.

Биология,

как

учебный

предмет,

всем

своим

содержанием

ориентирована

на

формирование

методологических,

интеллектуальных,

практических

и

рефлексивных

умений. Она базируется на логике и методах научного исследования, понимании взаимос-

вязей в окружающем мире и рефлексивном отношении к живому миру и к личности.

Следовательно,

приоритетными

умениями,

формируемыми

в

курсе

биологии,

будут

интеллектуальные (в том числе методологические), практические, рефлексивные (в том

числе эмоциональные).

Рассмотрим группу интеллектуальных умений и примеры некоторых типов заданий,

способствующих их формированию и развитию. к основным интеллектуальным умениям

относятся следующие:

выделять главную мысль в тексте;

ставить вопросы разного уровня к проработанному тексту; отбирать необходимую для

усвоения

информацию;

осуществлять

действия

по

анализу

и

синтезу;

описывать,

сравнивать объект по разным основаниям; обобщать; исключать лишнее; аргументировать

(доказывать

и

опровергать);

соотносить

изучаемый

материал

с

уже

изученным;

устанавливать

причинно-следственные

связи между

отдельными

фактами,

явлениями,

теориями; формулировать проблемы, гипотезы, выводы; давать определения понятиям;

Работа с учебными текстами (Г.И. Лернер и др.2010 г.)должна быть достаточно хорошо

освоена учителем. Только тогда она станет продуктивной. Поэтому при подготовке к

уроку сделайте следующее:

1. Прочитайте текст параграфа.

2. Ответьте на два основных вопроса: о чем говорится в тексте?

Что говорится в тексте об

этом?

3. Выделите основные мысли текста.

4. Выделите предложения, подтверждающие основные мысли.

5. Сформулируйте вопросы к тексту по следующей схеме: 1-й уровень (знание фактов,

терминов, хронологии и т.д.) вопросы типа кто, что, когда, сколько и т.д.

Учебный успех обучающегося

Методология преподавания предметов в классах претерпевает кардинальные изменения. в

классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие и социали-

зирующие цели. А само предметное содержание, уступив целевую функцию способам

действий,

получает

новую

роль

средства

запуска

и

поддержания

процессов

саморазвития и самопознания ученика.

По мнению Н.Л. Галеевой (2006 г.) учителя обладают

разнообразными и хорошо организованными ресурсами обучения биологии как предмету:

учебники,

рабочие

тетради,

другая

методическая

литература,

оснащение

кабинетов

для

практических

и

лабо

раторных

работ,

медиаоснащение:

видеофильмы,

компьютерные

программы, собственные авторские презентации. Однако, при ближайшем рассмотрении

это

оснащение

оказывается

«хорошо

организованным»

только

по

предметным

основаниям. Учителя, как правило, не обладают достаточными знаниями и навыками для

отбора

форм

и

средств

учебной

работы,

если

возникает

ситуация,

требующая

индивидуализации, или хотя бы дифференциации учебного процесса для обеспечения

учебного успеха кон-кретным учащимся или группам учащихся.

Литература

1.Галева

Н.Л.

100

приемов

для

учебного

успеха

ученика

на

уроке

биологии:

методическое пособие для учителя. — М.: «5 за знания»; 2006.-144с.

2. В.Н. Гришин, Е.А.Трофимова, А.С. Гришина. Методическое пособие по биологии для

повышения квалификации учителей-предметников / — М., 2012. — 140 с.

3. Лернер Г.И., Багоцкий С.В., Ивашкин А.Н. и др. О преподавании биологии в 2010-

2011 учебном году. М.: МИОО, 2010.- 80с.

4. Примерные программы по учебным предметам. Биология 10— 11 классы М.:

«Просвещение», 2010.-60с.



В раздел образования