Автор: Вишняков Руслан Николаевич
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 156
Населённый пункт: город Лесозаводск, Приморский край
Наименование материала: Методическое пособие для учителей биологии
Тема: "СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"
Раздел: полное образование
Вишняков Руслан Николаевич, МОБУ СОШ № 156 ЛГО г. Лесозаводск, учитель биологии.
СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Введение.
О необходимости формирования у школьников умения учиться говорится давно. Однако
традиции
классно-урочной
системы,
существующие
представления
об
учителе
—
ретрансляторе знаний, а об ученике — губке, обязанной эти знания впитывать, плюс
содержание учебников и учебной литературы, ориентированной на усвоение готовой
информации,
тормозят
реализацию
поставленных
задач.
Проблема
действительно
серьезная.
Дело в том, что в современной школе многие дети не мотивированы на обучение
вообще и на конкретный предмет в частности. Они не понимают, зачем им нужно изучать
простейших или членистоногих по предлагаемому им шаблону. Может быть, им было бы
и интересно что-то узнать о них, но именно то, что нужно лично им, полезное лично для
них и т.д. Понятно, что такой подход к обучению кажется совершенно неприемлемым в
условиях
жесткого
стандарта
и
жестких
программ.
Однако
в
новых
условиях
такое
обучение становится возможным. и оно должно основываться на возможности выбора
школьником своей образовательной программы.
Учащийся не должен получать отрицательного образовательного опыта в отсутствии
интереса к учебе. Учение должно быть важным, но не скучным занятием. Что же можно
сделать учителям в реально существующих условиях в современной школе в соответствии
с требованиями стандарта нового поколения?
-Первое — внимательно прочитать требования стандарта, касающиеся формирования
общеучебных умений или УУД и отобрать для начала те из них, которые лично вам
кажутся наиболее доступными для их формирования и развития у школьников. Также
необходимо понимать, что в этой работе огромную роль играют ваш личный опыт,
здравый смысл и имеющиеся в вашем распоряжении средства обучения
-Второе
—
нужно
обстоятельно
познакомиться
с
психологической
концепцией
универсальных учебных действий, созданной коллективом под руководством проф. А.Г.
Асмолова.
-Третье — постепенно отбирать то учебное содержание и те дидактические методы и
методические
приемы,
которые
позволят
целенаправленно
формировать
требуемые
и
действительно необходимые умения.
Приведем некоторые из положений концепции формирования универсальных учебных
действий и требований стандарта образования: (цитируется по А.Г. Асмолову и Стандарту
образования РФ нового поколения в изложении Г.И. Лернер и др. 2010г.)
Задача современного образования
Освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках
отдельных
дисциплин,
но
и
совокупности
«универсальных
учебных
действий»,
обеспечивающих
умение
учиться,
т.е.
способность
ученика
к
саморазвитию
и
са
мосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального
опыта.
Базовый тезис
Развитие личности в системе образования обеспечивается формированием УУД
(универсальных
учебных
действий),
выступающих
в
качестве
образовательного
и
воспитательного
процесса.
ЗУНы
рассматриваются
как
производные
от
соответствующих видов действий.
Функции УУД
Научить ученика:
•
осуществлять деятельность учения; ставить учебные цели;
искать и использовать необходимые средства и способы дости-
жения; контролировать и оценивать процесс и результаты дея
тельности.
Что
такое
УМЕНИЕ
УЧИТЬСЯ? Умение
учиться
включает:
•
мотивацию; учебную цель; учебную задачу; учебные действия
и
операции (ориентировка, преобразование материала, контроль
и
оценка).
Общие учебные умения (Виды умений):
организационные; интеллектуальные; коммуникативные; практические; рефлексивные;
В отличие от предметных умений общеучебные умения инвариантны (устойчивы).
Задача формирования (по мнению Г.И. Лернер и др. 2010 г.) всех перечисленных выше
видов умений реализуется в течение всех лет обучения в школе. Это означает, что из
школы
должен
выйти
достаточно
развитый
в
интеллектуальной,
психологической
и
физической сфере, самостоятельно думающий, свободно адаптирующийся к жизни в
обществе и способный к самообразованию человек. Достижение указанного результата —
это задача коллектива школы и родителей, а не одного учителя. Учитель-предметник
может
и
должен
сначала
выделить
приоритетные
направления
работы,
например
по
формированию
коммуникативных
и
интеллектуальных
умений
или
рефлексивных
и
интеллектуальных и т.д. Дело в том, что, определив для себя приоритетные умения, вы
неизбежно,
пусть
косвенно,
будете
способствовать
формированию
и
других
универсальных
умений,
в
самом
деле,
интеллектуальные
умения
не
могут
быть
по
настоящему
сформированы
в
отрыве
от
информационных,
организационных
и
коммуникативных умений. Так же как и рефлексивные умения не могут формироваться на
пустом месте. Практические умения не реализуются без навыка получения знаний и их
применения, и т.д.
Биология,
как
учебный
предмет,
всем
своим
содержанием
ориентирована
на
формирование
методологических,
интеллектуальных,
практических
и
рефлексивных
умений. Она базируется на логике и методах научного исследования, понимании взаимос-
вязей в окружающем мире и рефлексивном отношении к живому миру и к личности.
Следовательно,
приоритетными
умениями,
формируемыми
в
курсе
биологии,
будут
интеллектуальные (в том числе методологические), практические, рефлексивные (в том
числе эмоциональные).
Рассмотрим группу интеллектуальных умений и примеры некоторых типов заданий,
способствующих их формированию и развитию. к основным интеллектуальным умениям
относятся следующие:
выделять главную мысль в тексте;
ставить вопросы разного уровня к проработанному тексту; отбирать необходимую для
усвоения
информацию;
осуществлять
действия
по
анализу
и
синтезу;
описывать,
сравнивать объект по разным основаниям; обобщать; исключать лишнее; аргументировать
(доказывать
и
опровергать);
соотносить
изучаемый
материал
с
уже
изученным;
устанавливать
причинно-следственные
связи между
отдельными
фактами,
явлениями,
теориями; формулировать проблемы, гипотезы, выводы; давать определения понятиям;
Работа с учебными текстами (Г.И. Лернер и др.2010 г.)должна быть достаточно хорошо
освоена учителем. Только тогда она станет продуктивной. Поэтому при подготовке к
уроку сделайте следующее:
1. Прочитайте текст параграфа.
2. Ответьте на два основных вопроса: о чем говорится в тексте?
Что говорится в тексте об
этом?
3. Выделите основные мысли текста.
4. Выделите предложения, подтверждающие основные мысли.
5. Сформулируйте вопросы к тексту по следующей схеме: 1-й уровень (знание фактов,
терминов, хронологии и т.д.) вопросы типа кто, что, когда, сколько и т.д.
Учебный успех обучающегося
Методология преподавания предметов в классах претерпевает кардинальные изменения. в
классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие и социали-
зирующие цели. А само предметное содержание, уступив целевую функцию способам
действий,
получает
новую
роль
—
средства
запуска
и
поддержания
процессов
саморазвития и самопознания ученика.
По мнению Н.Л. Галеевой (2006 г.) учителя обладают
разнообразными и хорошо организованными ресурсами обучения биологии как предмету:
учебники,
рабочие
тетради,
другая
методическая
литература,
оснащение
кабинетов
для
практических
и
лабо
раторных
работ,
медиаоснащение:
видеофильмы,
компьютерные
программы, собственные авторские презентации. Однако, при ближайшем рассмотрении
это
оснащение
оказывается
«хорошо
организованным»
только
по
предметным
основаниям. Учителя, как правило, не обладают достаточными знаниями и навыками для
отбора
форм
и
средств
учебной
работы,
если
возникает
ситуация,
требующая
индивидуализации, или хотя бы дифференциации учебного процесса для обеспечения
учебного успеха кон-кретным учащимся или группам учащихся.
Литература
1.Галева
Н.Л.
100
приемов
для
учебного
успеха
ученика
на
уроке
биологии:
методическое пособие для учителя. — М.: «5 за знания»; 2006.-144с.
2. В.Н. Гришин, Е.А.Трофимова, А.С. Гришина. Методическое пособие по биологии для
повышения квалификации учителей-предметников / — М., 2012. — 140 с.
3. Лернер Г.И., Багоцкий С.В., Ивашкин А.Н. и др. О преподавании биологии в 2010-
2011 учебном году. М.: МИОО, 2010.- 80с.
4. Примерные программы по учебным предметам. Биология 10— 11 классы М.:
«Просвещение», 2010.-60с.