Напоминание

"Система работы по формированию трудовых навыков у детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ"


Автор: Рыбалко Нина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №20 "Веснушки"
Населённый пункт: Московская область, г.о. Подольск, поселок Железнодорожный
Наименование материала: Сообщение из опыта работы:
Тема: "Система работы по формированию трудовых навыков у детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сообщение из опыта работы на

тему:

"Система работы по формированию трудовых

навыков у детей среднего дошкольного возраста в

условиях ДОУ"

МДОУ Д/с №20"Веснушки"

Воспитатель:

Рыбалко Нина Васильевна

Апрель 2019год.

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших

воспитанников,

дает

радость

дружбы

и

товарищества,

развивает

пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем

мире,

пробуждает

первое

гражданское

чувство

чувство

созидателя

материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

В. А. Сухомлинский

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы

нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Как известно,

интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются

в детстве.

Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный

возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для

себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия,

радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в

жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Целью

трудового

воспитания

дошкольников

является

формирование

положительного отношения к труду, желание и умение трудиться, уважение к труду

взрослых.

В

детском

саду

эта

цель

решается

в

соответствии

с

возрастными

возможностями детей, а так же особенностями их трудовой деятельности.

Важнейшая задача педагога помогать ребенку в активном приобретении трудовых

умений.

Участие детей в трудовой деятельности позволит им проявить свои возможности,

почувствовать радость от результатов труда их общим эмоциональным переживаниям.

Система

работы

по

воспитанию

трудовых

навыков

включает

в

себя

задачи

и

содержание

работы

различных

видов

детского

труда,

формы

и

требования

к

его

организации, руководство трудовой деятельности.

В

младших

группах

основной

задачей

педагога

является

воспитание

самостоятельности, положительного отношения к труду.

В средней группе расширяется содержание труда детей, большое внимание

уделяется

умению

доводить

начатое

дело

до

конца,

ставить

перед

собой

отдельные реальные цели и добиваться их, формированию навыков совместного

труда, чувства ответственности за порученное дело.

У детей продолжают развивать интерес к деятельности взрослых, постепенно

расширяя круг их представлений.

Важное

условие

осуществления

трудового

воспитания

детей

-

эстетически

организованная среда, поэтому

в своей группе мы организовали уголок по труду.

Большое внимание уделили подбору необходимого оборудования и инвентаря, учли

его

соответствие

размеру,

легкость,

удобство

в

использовании,

безопасность,

эстетичность

оформления.

Приобрели

фартуки,

клеенки,

тазики,

подносы,

ведра,

лейки, оформили уголок дежурства, пошили новые фартуки для дежурных по столовой

и шапочки.

Существуют следующие виды детского труда:

• самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных

потребностей);

• общественно – полезный труд (уборка групповой комнаты, участка);

• труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);

В младшей группе основной задачей является воспитание самостоятельности,

положительного отношения к труду.

Ребенку младшего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я

сам!» – заявляет он, часто не осознавая свои возможности. Важное место в его

трудовой деятельности занимает самообслуживание. Организуя труд детей, обучая их

навыкам

самообслуживания,

важно

не

подавлять

стремление

малышей

к

самостоятельности – важный фактор в формировании трудолюбия.

Определяющим

направлением

в

организации

труда

детей

является

его

взаимодействие с игрой. В своей работе мы часто использовали игровые приемы,

чтобы более активно воздействовать на малыша.

Например, мы вносили

в группу большую куклу и говорили, что кукла Катя

приехала к малышам, и будет жить вместе с ними. Дети знакомились с куклой, учили

ее навыкам самообслуживания: как правильно умываться, раздеваться, пользоваться

столовыми приборами, поддерживать порядок в группе, а вместе с куклой учились

сами дети.

Обучая

детей

самообслуживанию,

проводили

такие

д/игры,

как

«Кукла

Катя

умывается», «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать».

Эффективным

приемом

может

стать

положительный

пример

сверстников

(«Посмотрите, как Дима быстро и правильно одевается!»).

В

педагогической

работе

мы

используем

такие

приемы,

как

рассматривание

иллюстраций, чтение литературных произведений, использование песенок, потешек,

пословиц, поговорок. Например: «Водичка, водичка, умой мое личико…», или: «Буль-

буль-буль – журчит водица. Все ребята любят мыться», – приговаривали мы, показывая

малышам приемы умывания.

Действенным

приемом

является

показ

инсценировок

с

помощью

игрушек

настольного театра, кукол бибабо и т. п. Брали такие сюжеты: «Как Зайка умывается»,

«Зайка в гостях у Мишки» и т. д..

Важно помнить и обращать внимание на то, как ребенок выполняет действие, чтобы

у него развивались необходимые навыки, чтобы не формировались отрицательные

привычки: небрежность, неряшливость. Мы учили детей, заворачивать рукава перед

умыванием,

намыливать

мылом

руки,

не

разбрызгивать

воду

на

пол,

снимать

полотенце с крючка и расправлять его перед вытиранием рук, правильно раскладывать

вещи в шкафчике, убирать после игры за собой игрушки.

В воспитании детей среднего возраста большое значение имеет организация их

самостоятельного труда, самообслуживание. Основным его видом остается труд по

самообслуживанию. Мы всячески стараемся поддерживать у детей интерес к этому

виду

труда,

продолжаем

формировать

и

совершенствовать

трудовые

навыки,

воспитывать привычку к трудовому усилию. Эти задачи решаем при использовании

игровых приемов, систематическом напоминании и контролем за действиями детей.

Например, перед мытьем рук мы говорим: «Сегодня Мишка будет проверять, как вы

моете руки, посмотрит, у кого влажные рукава, кто плохо их завернул».

Во время раздевания предлагаем

детям вспомнить, в каком порядке снимается

одежда, на какие полки что положить.

Продолжаем

использовать

в

работе

с

детьми

произведения

художественной

литературы: «Федорино горе» К. Чуковского, «Девочка чумазая» А. Барто, «Кукушка»

ненецкая сказка.

Хорошим

стимулом

к

выполнению

трудовых

действий

по

самообслуживанию

является оценка деятельности ребенка, поощрение его успехов. В этом возрасте у

детей начинает проявляться стремление научить товарища тому, что он умеет сам, и

мы

используем

эту

особенность

для

воспитания

доброжелательности,

навыков

взаимопомощи:

«Молодец,

Степа!

Помог

Кире

завязать

шарф.

Теперь

она

не

простудится»,

или:

«Как

хорошо

поступил

Сема

помог

Диме

убрать

на

место

игрушки», или: «Сегодня мы быстро собрались на прогулку потому, что вы помогали

друг другу одеваться». Вместе с тем мы следим, чтобы дети не злоупотребляли

добротой товарищей, постоянно ожидая от них помощи. Мы терпеливо и настойчиво

воспитываем навыки по самообслуживанию у каждого ребенка.

В

средней

группе

мы

стали

использовать

такие

методические

приемы,

как

привлечение детей к анализу результатов труда, к объективной оценке деятельности

каждого ребенка: «Сейчас мы с Ксюшей и Ваней проверим, как ребята развесили свою

одежду на стульчики» или: »Посмотрите, как быстро и аккуратно оделась Варя».

Мы

стараемся

предоставлять

детям

больше

самостоятельности

в

самообслуживании, но в то же время помним, что приемы объяснения и показа

способа действий по-прежнему должен занимать большое место в работе.

На конкретных примерах учим детей делать простейшие выводы, устанавливать

причинные связи: забыл убрать в свой шкаф сменную обувь – будешь долго искать ее

после прогулки; не повесила аккуратно свое платье – будешь после сна ходить в мятом

и т. д.

В младшем дошкольном возрасте общественно – полезный труд в основном

сводится к выполнению детьми простейших индивидуальных поручений. Содержание

труда несложно – это отдельные действия, которые ребенок производит на первых

порах совместно со взрослым.

Например, мы вместе с детьми убирали на участке листья, подгребали граблями

скошенную траву. И пусть их труд совсем незначителен, мы всячески старались

поощрять, похвалить детей, поскольку он содержит зачатки коллективного труда и

способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых.

Мы привлекали внимание детей к трудовым операциям, совершаемыми взрослыми

(пом.

воспитателя

смочила

тряпку

в

воде,

отжала,

протерла

полку,

прополоскала

тряпку,

опять

отжала

и

т. д.),

рассматривали

с

ними

материалы

и

оборудование,

которыми

пользуются взрослые в работе и обязательно подчеркивали конечный

результат труда – полка стала чистой.

На

основе

таких

конкретных

впечатлений

у

ребенка

начинают

формироваться

желание принимать посильное участие в труде.

Труд должен быть посильным для детей, но уже в этом возрасте ребенок должен

почувствовать, что всякий труд связан с преодолением определенных трудностей.

Только

прилагая

какие-то

усилия

малыш

ощутит

радость

от

своего

труда.

Мы

обращали внимание детей на результат труда, на его значимость. «Хорошо, что Вова

счистил снег со скамейки, мы теперь можем на ней посидеть», «Ирочка протерла стол,

на нем теперь можно рисовать» и т. п..

Иногда давали одно и то же поручение нескольким детям одновременно, например,

протереть стулья (каждый ребенок протирает свой стул) или протереть машины от

пыли.

Это самая первая ступень к коллективному труду—труд рядом.

Со второго полугодия начали прививать малышам умения и навыки дежурства по

столовой. Готовили

их к этому постепенно. Давали детям поручения выполнять

несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например: сначала

учили ставить на стол салфетницы и хлебницы, затем раскладывать ложки. После того

как малыш осваивал эти действия, учили расставлять тарелки. Все эти поручения

делали с помощью помощника воспитателя или воспитателя.

Мы использовали дидактические игры: "Накроем стол для кукол", "День рожденья

Мишки". Давали детям поручения сервировать столы там, где они сами сидят.

Оценивали

работу каждого дежурного. Учитывая возраст детей, в оценке работы

использовали игровой прием. Например, зайчик наблюдал за работой дежурных, и

потом говорил, что ему понравилось, а что надо поправить.

Мы воспитываем у детей умение замечать непорядок в окружающей обстановке.

Групповая комната всегда должна быть чистой, аккуратно прибранной. Видя, что дети

разбросали

игрушки,

мы

говорили:

«Ну,

теперь

за

дело

дружно

У б и р а т ь

и г р у ш к и

н у ж н о ! »

В средней

группе

значительное

место

в

жизни

детей

начинает

занимать

общественно – полезный труд. Как и прежде, основной формой организации этого

вида труда являются поручения. Дети 4–5 лет еще слабо владеют необходимыми

навыками и нуждаются в обучении, поручения давали одному ребенку или небольшой

группе (2–3 ребенка). Позже стали давать и коллективные поручения, объединяющие

нескольких ребят в общем труде.

В этой группе усложняется и содержание общественно – полезного труда. Если

раньше дети постигали отдельные трудовые действия, то теперь они стали осваивать

целостные трудовые процессы (мыть игрушки, стирать кукольную одежду, тряпочки

для аппликации и рисования, подклеивать коробки и книги и т. д.).

Общественно – полезный труд дошкольников мы организовывали в утренние и

вечерние часы, а также на прогулке, приучали их поддерживать порядок в групповой

комнате и на участке. Мы постоянно доводили до сознания ребенка, что сделанная им

работа нужна не только для него, но и для его сверстников, для взрослых. Это дает

возможность еще раз подчеркнуть общественную значимость труда.

Дошкольники

любят трудиться

со

взрослыми. В

с р ед н е й

г ру п п е

м ы

организовывали труд детей совместно с родителями, с воспитателями. Например, мы

производили обрезку кустов, а дети подбирали и относили веточки в определенное

место; Взрослые сгребали

сухие листья, а дети переносили

их в кучу и т. п. На

прогулке мы обращали внимание детей на то, как много выпало снега, как замело все

дорожки,

и

предлагали

очистить

от

снега

веранду,

скамейки.

Ребята

испытывали

радость и гордость, когда мы хвалили их за работу.

В процессе совместной деятельности мы старались

показывать детям пример

положительного отношения к труду, товарищеских взаимоотношений. Важно то, что

ребенок чувствует свою причастность к общему делу, лучше понимает общественную

значимость труда. Так постепенно мы учили детей ценить труд взрослых и свой труд,

планировать свою работу, рационально ее организовывать.

Мы приучаем детей относиться к работе ответственно, добросовестно, обязательно

доводить дело до конца; поощряем за проявленную инициативу, так как поощрение

остается одним из действенных приемов.

Мы оценивали не только трудовые действия, но и умение ребенка правильно,

аккуратно обращаться с оборудованием.

При организации труда мы также использовали игровые приемы. Например, к

ребятам приходила кукла Аня и просила

помочь ей убрать на место игрушки,

постирать кукольное белье, протереть мебель и т. д.

С начала года продолжили учить детей дежурить по столовой: напоминали,

что чашки следует брать за ручку, хлебницу нести двумя руками. Дети научились

правильно сервировать столы.

Они расставляют хлебницы, салфетницы, чашки с

блюдцами,

тарелки,

раскладывают

ложки,

вилки,

ножи.

При

этом

обязательно

контролируем качество выполненной работы, не нарушена ли последовательность

сервировки стола. Мы всегда говорим о пользе труда дежурных. Подчеркиваем его

значение для всей группы.

В средней группе один ребенок полностью сервирует один стол, так как пока еще

ему трудно согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Со второй половины года ввели дежурство по подготовке учебного и игрового

материала к ООД. Сначала детей знакомили с местом хранения пособий. В первые

дни дежурные

расставляли пособия вместе с воспитателем, затем стали приучать

детей делать это самостоятельно.

Методы и приемы обучения детей дежурству несколько меняются по сравнению с

предыдущей

группой.

Ведущими

являются

показ,

объяснение

и

контроль

за

выполнением

ребенком

действий.

Мы

стараемся

довести

до

сознания

детей,

что

дежурство – это обязанность каждого перед всеми. Даем объективную оценку труда

детей: застенчивого ребенка подбадриваем, чтобы в следующий раз он постарался и

сделал лучше; ребенку, выполнявшему работу без старания, говорим : «Ты плохо

дежурил, не старался, отвлекался» и т. д.

Формируя у детей привычку, поддерживать порядок в группе и на участке, мы

проводим такие беседы: "Где живет порядок?", "Что такое хорошо и что такое плохо",

дидактические игры "Мамины (папины) помощники".

Труд в природе детей младшего возраста связан с расширением кругозора детей,

получением доступных знаний о почве, посадочном материале, трудовых процессах,

орудиях труда. Начиная с младшей группы, мы с

детьми наблюдали за трудом

взрослых, как они ухаживают за огородом, за комнатными растениями.

Воспитывая у детей любовь к труду, мы старались вызвать у них желание работать в

уголке природы и на участке.

Осенью

организовывали

наблюдения

за

сбором

урожая

овощей

на

огороде

старшими детьми. Давали малышам некоторые поручения (например, с помощью

воспитателя собрать на участке сухие листья, погрузить их в большие игрушечные

грузовики и отвезти в указанное место).

С наступлением весны проводили наблюдения за обрезкой деревьев и кустарников,

посадкой

на

участке

цветов,

перекапыванием

огорода.

В

присутствии

детей

вскапывали

грядки

на

огороде.

Малыши

наблюдали

за

тем,

как

воспитатель

перекапывает большой лопатой землю, делает ровные грядки. «Вот какая получилась

ровная грядка, на грядках будем выращивать овощи. По грядкам ходить нельзя». С

помощью воспитателя дети сажали на грядках лук.

«Вот теперь наши семена будут расти, мы их будем поливать, и у нас вырастет

крупный и полезный лук!» Привлекали детей к поливу посадок из маленьких леек.

Дети наблюдали за прополкой, рыхлением овощей, мы показывали и рассказывали

детям, что

делаем, с какой целью. Когда дети увидели первые плоды кабачков,

огурцов, лука, они радовались и удивлялись.

Ухаживая в утренние часы за растениями и животными уголка природы, показывали

и объясняли детям, что мы делаем и для чего, привлекали их к посильному участию.

Дети поливали растения (с помощью педагога), протирали листья влажной тряпочкой.

Мы напоминали, чтобы осторожно протираем листик, чтобы он не сломался. Вот

какой красивый, блестящий он стал!

Зимой вместе с детьми мы сажали лук в ящике, ухаживали за ним, поливали,

рыхлили, наблюдали, как лук растет. Когда лук вырос, мы его резали в суп, как

витамины. Весной дети наблюдали, как мы, воспитатели, сеяли семена цветов (из

маленьких семян вырастала рассада цветов). Детям мы объясняли, что для жизни и

роста

растений

нужно

создавать

благоприятные

условия:

определенная

почва,

солнечный свет, тепло, вода.

В воспитании у детей 4–5 лет заботливого отношения к животным и растениям

важен пример взрослых. В начале учебного года мы познакомили дошкольников с

некоторыми приемами по уходу за растениями в группе: сначала показывали сами, а

потом учили детей поливать растения, рыхлить землю, протирать листья растений,

давали детям отдельные поручения.

Осенью привлекали детей к сбору семян ноготков, бархатцев, космеи. Вместе с

ребятами мы раскладывали семена в заранее подготовленные пакеты.

Во время сбора овощей на огороде предлагали собрать ботву и отнести в

определенное место.

В начале октября, перед заморозками, мы вскопали грядку, сделали

бороздки, в

которые дети посадили зубчики чеснока под зиму.

В течение всей зимы мы вместе с детьми подкармливали

птиц на участке. Это

делали

не от случая к случаю, а ежедневно, чтобы ребята поняли важность и

необходимость данной работы в зимнее время года и учились бережно относиться к

пернатым друзьям. Вместе с детьми мы

делали кормушки, развешивали их на

деревьях.

В

течение

всего

года

дети,

выполняя

ежедневные

поручения

воспитателя,

участвовали

в уходе за комнатными растениями и животными уголка природы.

Приобщая воспитанников к труду в уголке природы, мы объясняли

им трудовые

действия: «Сначала я вынимаю из клетки птичек кормушку и поилку, мою их, насыпаю

свежий корм, наливаю чистую воду. Затем вынимаю поддон, промываю его теплой

водой, протираю тряпкой, застилаю клеенкой. Вот мы и убрали в клетке. А теперь я

поставлю в клетку кормушку с кормом и поилку с водой. Все поставили, ничего не

забыли?».

Ребенка данного возраста больше интересует процесс труда, чем его результат. Мы

показывали и объясняли детям, сколько воды нужно растению, как рыхлить землю,

чтобы не повредить корни, сколько корма засыпать рыбке или птичке. Зимой мы

выращивали лук на подоконнике, дети сами поливали его

,

р ы х л и л и

з е м л ю .

срезанный зеленый лук ели с борщом.

С

наступлением

весны

мы

организовали

труд

детей

в

огороде:

сгребли

прошлогоднюю траву, отнесли ее в отведенное место, показали детям, как вскапывать

землю и рыхлить ее граблями. Позже будем учить детей приемам посадки крупных

семян

овощей.

Будем

привлекать

детей

к

поливу

огорода

и

цветника

(вместе

с

воспитателем), давать отдельные поручения: полить из лейки цветы или овощи на

грядках. Познакомим с приемом прополки сорняков на грядках.

Будем

учить

детей

беречь

оборудование:

очищать,

просушивать,

относить

в

специально отведенное место), доводить начатое дело до конца, помогать друг другу.

Наши дети с удовольствием помогают воспитателю ремонтировать книги, подклеивать

коробки; выполняют разные поручения: кто - то намазывает клеем полоски бумаги;

кто-то поддерживает коробку.

У

ребят

формируются

основные

навыки

работы

с

бумагой.

Они

учатся

пользоваться ножницами, линейкой, шаблонами. При организации совместного труда

со взрослым, дети уже могут оказать ему существенную помощь, проявляя при этом

активность и самостоятельность.

Дети способны не только осознавать значимость своего труда, но и бережно к нему

относиться. Например, если ребенок подклеил книжку, то он не только сам старается

бережно с ней обращаться, но и следит, чтобы и другие дети поступали также.

В процессе труда особое внимание мы уделяли воспитанию у детей навыков

культурного

поведения,

гуманных

чувств

и

положительных

взаимоотношений.

Используя поощрения, напоминания, мы приучали

их благодарить за оказанную

услугу («Молодец, Вова, не забыл сказать Насте спасибо»), выражать просьбу словами

(«Попроси, Оля, у Татьяны Александровны тряпочку»). Мы стараемся формировать

элементарные навыки организованного поведения (не мешать друг другу трудиться, не

шуметь, не отвлекаться, не толкаться; если нужно, посторониться, освободить место;

помогать

товарищу);

воспитываем

умение

трудиться

дружно.

Для

этого

мы

используем

показ

инсценировок.

Например,

после

просмотра

настольного

кукольного театра по сказке «Репка», спрашивали: «Кто посадил репку? Кто помогал

дедушке?» и подводили

детей к выводу: «Все старались! Вот и смогли все вместе

вытащить репку!»

Для воспитания доброжелательности, дружелюбия, отзывчивости используем такие

приемы,

как

личный

пример

взрослого,

рассказываем

и

проводим

беседы

на

этические темы.

Систематически

проводим

работу

с

родителями.

Оформили

ширму

для

родителей

«Труд

детей

в

детском

саду»,

провели

консультацию

«Формирование

трудовых навыков у детей», проводим индивидуальные консультации и беседы.

Наши

родители

принимают

участие

в

ежегодных

субботниках,

покраске

оборудования на участке, в благоустройстве территории д/сада.

Правильно и разнообразно организуемый труд детей в д/с и дома с родителями

чаще

всего

приводит

к

хорошим

результатам

и

направлен

на

удовлетворение

потребности ребенка и коллектива.

Наши дети подросли, многому научились, самостоятельно умываются, одеваются,

раздеваются, едят, дежурят по столовой и занятиям, следят за порядком в группе, за

чистотой

одежды,

порядком

в

своем

шкафчике,

учатся

трудиться

в

коллективе,

помогать друг другу, распределять обязанности во время труда, убирать за собой

инвентарь после труда, доводить начатое дело до конца.

Работу по формированию навыков трудовой деятельности обязательно будем

продолжать в последующих группах с учетом возрастных особенностей детей.



В раздел образования