Напоминание

"Формирование положительного образа родного дома"


Автор: Липухина Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ДСОВ № 34
Населённый пункт: село Вольно-Надеждинское Приморский край
Наименование материала: консультация
Тема: "Формирование положительного образа родного дома"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА РОДНОГО ДОМА

Родной дом- это сложное многогранное понятие. Оно включает в себя

семью,

где

ребенок

родился

и

растёт;

атмосферу

домашнего

очага.

определяемую

прежде

всего

семейными

традициями;

дом

где

он

живет;

близких

друзей,

родственников.

Постепенно

понятие

«родной

дом»

расширяется:

родными становятся улица, город, край, страна, а потом и

планета

Земля.

Поэтому

формирование

любви

к

родному

дому

по

сути

является первой ступенью гражданского воспитания человека. Воспитывать

любовь и уважение к родному дому следует с дошкольного детства.

Понятие

родной

дом

для

ребенка

складывается

из

нескольких

важнейших составляющих к которым относятся следующие:

-Само здание стены и крыша над головой

-Семья,

населяющая

дом,

родители,

сестры

и

братья.

бабушки

и

дедушки, и другие близкие родственники;

-Определенное постоянство окружения (люди, вещи, внешняя среда,

пейзаж, природа);

-Неизменный распорядок дня, жизненный стиль, система ценностей;

-Семейный

микроклимат

(эмоциональный

покой,

ч увс т во

безопасности, домашнее тепло);

-Своё личное пространство.

Под

положительно

насыщенным

образом

родного

дома,

мы

понимаем

положительно эмоциональное отражение в сознание внешнего

облика

здания,

в

котором

ребенок

родился

и

вырос;

убранства

дома;

окружающих его предметов и объектов; людей часто встречающихся дома

или около него, и тех ощущений, которые возникают при этом; домашних

животных; временной последовательности событий, происшедших в родном

доме.

Необходимо:

-Создавать

условия

для

формирования

у

старших

дошкольников

положительно

насыщенного

образа

родного

дома,

для

выработки

ценностного отношения к дому и своей семье.

-Организовывать

мероприятия,

побуждающие

ребенка

и

родителей

к

творческому самовыражению, поддержанию традиций семьи, вызывающие

желание оказывать влияние на устройство и быт родного дома.

-Сформировать знания о семье, её родословной, об истории появление дома,

быте, семейных традициях и праздниках.

И только совместная работа ДОУ и родителей поможет сформировать у

дошкольников

трепетные

чувства

к

родному

дому,

создать

условия

для

становления основ патриотического сознания.

Семья родословная

Необходимо

закреплять

знания

своей

фамилии,

имени

и

отчества

родителей.

Углублять

представление

о

семье,

её

составе,

близких

родственниках,

способах

поддержания

родственных

связей.

Составить

родословную семьи. Формировать интерес к истории семьи и дома.

Для этого можно организовать рассматривание и обсуждение семейных

фотографий, рисование на темы: «Моя семья», «Портрет мамы», «Портрет

папы»; беседы:

«Мои близкие», «Самые дорогие люди», «Как росли мои

родители,

бабушка,

дедушка»;

составление

семейного

альбома

из

нарисованных детьми портретов членов их семей; обсуждение ситуаций «На

кого я похож?», «У меня большая семья», «Мой детский альбом»; углублять

понимание

того,

как

поддерживаются

родственные

связи

(переписка,

разговоры по телефону, посещения).

Дом

Расширять и углублять представление детей о родном доме, адресе;

формировать интерес к истории дома (переезда в дом), где живет семья;

воспитывать

привычку

у

детей,

в

том

числе

на

собственном

примере,

выражать в поступках и действиях любовь и бережное отношение к родному

дому

и

предметам

быта;

знакомить

с

поговорками

о

доме

и

семье;

воспитывать

любовь

и

интерес

к

игровому

уголку;

желание

творчески

преобразовывать его, привычку содержать в порядке.

Для этого необходимо рассказать детям об истории переезда в дом, с

теплом отзываться о доме, в котором прошло детство самих родителей;

привлекать

ребенка

к

изменениям,

происходящим

в

доме

(перестановка

мебели, ремонт); интересоваться его отношением к переменам, особенно в

его

комнате.

Можно

организовать

рисование

на

темы:

«Моя

семья»,

«

Новоселье», «Моя комната»; обсуждение ситуаций: «Мой игровой уголок»,

«Чтобы в доме стало веселей»; беседы: «Дом, в котором мы живем», «Почему

я люблю свой дом», «Ремонт в квартире».

Семейные праздники и традиции

Познакомить

детей

с

традициями

семьи.

Воспитывать

интерес

и

желание продолжать семейные традиции, принимать посильное участие в

подготовке семейных праздников. Разъяснять ценность семейных реликвий,

альбомов с фотографиями, памятных наград, почетных грамот.

Для

этого

необходимо

ввести

в

досуговую

жизнь

семьи

новые,

нетрадиционные

празднично-игровые

виды

деятельности

с

постепенным

закреплением

их,

как

традиции

семьи.

Регулярно

привлекать

детей

к

посильном участию в подготовке домашних праздников, замечать и поощрять

их инициативу, знакомить детей и активно вовлекать в свои любимые занятия

хобби.

Можно

организовать

просмотр

мультипликационного

фильма

«Малыш и Карлсон» (день рождение Малыша), праздничного утренника в

детском саду «Мама, папа, я- дружная семья».

Большую роль сыграют

беседы:

«Выходной

день

в

нашей

семье»,

«Семейные

праздники»;

разучивание и исполнение песен на праздничные темы; «Уроки вежливости».

Можно

организовать

создание

семейной

газеты,

изготовление

семейного

герба, составление родословной.

Творческая деятельность ребенка, направленная на украшение родного

дома.

Развивать желание детей проявлять творчество при украшении своей

комнаты и родного дома собственными рисунками и поделками. Воспитывать

чувство гордости за членов своей семьи и их достижения.

Необходимо

сохранять

и

поощрять

творческие

работы

ребенка,

украшать ими комнаты дома, демонстрировать гостям гордость за инициативу

и

творческие

достижения

ребенка.

Можно

составить

альбом

из

детских

рисунков; провести беседы: «Моя комната красивая», «Как я украшаю свой

дом»; организовать рисование на тему: «Укрась свой дом». Совместно с ДОУ

можно

организовать

выставку

творческих

работ

родителей,

праздничный

вечер

«Добрых

рук

мастера»

(представление

семейной

газеты,

сладкого

блюда и т.д).

Трудовая деятельность на благо дома и семьи

Воспитывать

в

поступках

и

действиях

детей

доброе

отношение

к

членам

семьи

и

родному

дому,

формировать

привычку

выполнять

свои

домашние обязанности. Дать возможность почувствовать свою полезность и

значимость. Знакомить детей с пословицами, поговорками, стихотворениями,

в которых отражена любовь к близким, дому, семье, труду людей.

Дома необходимо закрепить за ребенком некоторые посильные

домашние обязанности (выносить мусор, убирать свою комнату, поливать

цветы).

Показывать

значимость

его

помощи,

благодарить,

поощрять.

Большую роль при этом сыграют беседы о пользе домашнего труда на темы:

«Если мама устала», «Мои домашние обязанности», «Как я помогал папе,

бабушке, дедушке». Большое значение придается и организации общественно

полезного труда в детском саду (полить цветы, протереть пыль, накрыть

столы к обеду и убрать после еды, навести порядок в игровом уголке). Можно

организовать

«Мастерскую

добрых

дел»,

обсуждение

результатов

мероприятий «Неделя добрых дел».

И если в дальнейшем в ответах детей станут звучать такие фразы,

как «уютный дом», «мы любим свою квартиру», «нам очень хорошо всем

вместе дома», значит наша работа не прошла напрасно.



В раздел образования