Автор: Липухина Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ДСОВ № 34
Населённый пункт: село Вольно-Надеждинское Приморский край
Наименование материала: консультация
Тема: "Формирование положительного образа родного дома"
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА РОДНОГО ДОМА
Родной дом- это сложное многогранное понятие. Оно включает в себя
семью,
где
ребенок
родился
и
растёт;
атмосферу
домашнего
очага.
определяемую
прежде
всего
семейными
традициями;
дом
где
он
живет;
близких
друзей,
родственников.
Постепенно
понятие
«родной
дом»
расширяется:
родными становятся улица, город, край, страна, а потом и
планета
Земля.
Поэтому
формирование
любви
к
родному
дому
по
сути
является первой ступенью гражданского воспитания человека. Воспитывать
любовь и уважение к родному дому следует с дошкольного детства.
Понятие
родной
дом
для
ребенка
складывается
из
нескольких
важнейших составляющих к которым относятся следующие:
-Само здание стены и крыша над головой
-Семья,
населяющая
дом,
родители,
сестры
и
братья.
бабушки
и
дедушки, и другие близкие родственники;
-Определенное постоянство окружения (люди, вещи, внешняя среда,
пейзаж, природа);
-Неизменный распорядок дня, жизненный стиль, система ценностей;
-Семейный
микроклимат
(эмоциональный
покой,
ч увс т во
безопасности, домашнее тепло);
-Своё личное пространство.
Под
положительно
насыщенным
образом
родного
дома,
мы
понимаем
положительно эмоциональное отражение в сознание внешнего
облика
здания,
в
котором
ребенок
родился
и
вырос;
убранства
дома;
окружающих его предметов и объектов; людей часто встречающихся дома
или около него, и тех ощущений, которые возникают при этом; домашних
животных; временной последовательности событий, происшедших в родном
доме.
Необходимо:
-Создавать
условия
для
формирования
у
старших
дошкольников
положительно
насыщенного
образа
родного
дома,
для
выработки
ценностного отношения к дому и своей семье.
-Организовывать
мероприятия,
побуждающие
ребенка
и
родителей
к
творческому самовыражению, поддержанию традиций семьи, вызывающие
желание оказывать влияние на устройство и быт родного дома.
-Сформировать знания о семье, её родословной, об истории появление дома,
быте, семейных традициях и праздниках.
И только совместная работа ДОУ и родителей поможет сформировать у
дошкольников
трепетные
чувства
к
родному
дому,
создать
условия
для
становления основ патриотического сознания.
Семья родословная
Необходимо
закреплять
знания
своей
фамилии,
имени
и
отчества
родителей.
Углублять
представление
о
семье,
её
составе,
близких
родственниках,
способах
поддержания
родственных
связей.
Составить
родословную семьи. Формировать интерес к истории семьи и дома.
Для этого можно организовать рассматривание и обсуждение семейных
фотографий, рисование на темы: «Моя семья», «Портрет мамы», «Портрет
папы»; беседы:
«Мои близкие», «Самые дорогие люди», «Как росли мои
родители,
бабушка,
дедушка»;
составление
семейного
альбома
из
нарисованных детьми портретов членов их семей; обсуждение ситуаций «На
кого я похож?», «У меня большая семья», «Мой детский альбом»; углублять
понимание
того,
как
поддерживаются
родственные
связи
(переписка,
разговоры по телефону, посещения).
Дом
Расширять и углублять представление детей о родном доме, адресе;
формировать интерес к истории дома (переезда в дом), где живет семья;
воспитывать
привычку
у
детей,
в
том
числе
на
собственном
примере,
выражать в поступках и действиях любовь и бережное отношение к родному
дому
и
предметам
быта;
знакомить
с
поговорками
о
доме
и
семье;
воспитывать
любовь
и
интерес
к
игровому
уголку;
желание
творчески
преобразовывать его, привычку содержать в порядке.
Для этого необходимо рассказать детям об истории переезда в дом, с
теплом отзываться о доме, в котором прошло детство самих родителей;
привлекать
ребенка
к
изменениям,
происходящим
в
доме
(перестановка
мебели, ремонт); интересоваться его отношением к переменам, особенно в
его
комнате.
Можно
организовать
рисование
на
темы:
«Моя
семья»,
«
Новоселье», «Моя комната»; обсуждение ситуаций: «Мой игровой уголок»,
«Чтобы в доме стало веселей»; беседы: «Дом, в котором мы живем», «Почему
я люблю свой дом», «Ремонт в квартире».
Семейные праздники и традиции
Познакомить
детей
с
традициями
семьи.
Воспитывать
интерес
и
желание продолжать семейные традиции, принимать посильное участие в
подготовке семейных праздников. Разъяснять ценность семейных реликвий,
альбомов с фотографиями, памятных наград, почетных грамот.
Для
этого
необходимо
ввести
в
досуговую
жизнь
семьи
новые,
нетрадиционные
празднично-игровые
виды
деятельности
с
постепенным
закреплением
их,
как
традиции
семьи.
Регулярно
привлекать
детей
к
посильном участию в подготовке домашних праздников, замечать и поощрять
их инициативу, знакомить детей и активно вовлекать в свои любимые занятия
хобби.
Можно
организовать
просмотр
мультипликационного
фильма
«Малыш и Карлсон» (день рождение Малыша), праздничного утренника в
детском саду «Мама, папа, я- дружная семья».
Большую роль сыграют
беседы:
«Выходной
день
в
нашей
семье»,
«Семейные
праздники»;
разучивание и исполнение песен на праздничные темы; «Уроки вежливости».
Можно
организовать
создание
семейной
газеты,
изготовление
семейного
герба, составление родословной.
Творческая деятельность ребенка, направленная на украшение родного
дома.
Развивать желание детей проявлять творчество при украшении своей
комнаты и родного дома собственными рисунками и поделками. Воспитывать
чувство гордости за членов своей семьи и их достижения.
Необходимо
сохранять
и
поощрять
творческие
работы
ребенка,
украшать ими комнаты дома, демонстрировать гостям гордость за инициативу
и
творческие
достижения
ребенка.
Можно
составить
альбом
из
детских
рисунков; провести беседы: «Моя комната красивая», «Как я украшаю свой
дом»; организовать рисование на тему: «Укрась свой дом». Совместно с ДОУ
можно
организовать
выставку
творческих
работ
родителей,
праздничный
вечер
«Добрых
рук
мастера»
(представление
семейной
газеты,
сладкого
блюда и т.д).
Трудовая деятельность на благо дома и семьи
Воспитывать
в
поступках
и
действиях
детей
доброе
отношение
к
членам
семьи
и
родному
дому,
формировать
привычку
выполнять
свои
домашние обязанности. Дать возможность почувствовать свою полезность и
значимость. Знакомить детей с пословицами, поговорками, стихотворениями,
в которых отражена любовь к близким, дому, семье, труду людей.
Дома необходимо закрепить за ребенком некоторые посильные
домашние обязанности (выносить мусор, убирать свою комнату, поливать
цветы).
Показывать
значимость
его
помощи,
благодарить,
поощрять.
Большую роль при этом сыграют беседы о пользе домашнего труда на темы:
«Если мама устала», «Мои домашние обязанности», «Как я помогал папе,
бабушке, дедушке». Большое значение придается и организации общественно
полезного труда в детском саду (полить цветы, протереть пыль, накрыть
столы к обеду и убрать после еды, навести порядок в игровом уголке). Можно
организовать
«Мастерскую
добрых
дел»,
обсуждение
результатов
мероприятий «Неделя добрых дел».
И если в дальнейшем в ответах детей станут звучать такие фразы,
как «уютный дом», «мы любим свою квартиру», «нам очень хорошо всем
вместе дома», значит наша работа не прошла напрасно.