Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПЛОЧЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Автор: Зданович Мария Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ N691 с углублённым изучением иностранных языков Невского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПЛОЧЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ

СПЛОЧЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Зданович

М

.

А

.

В

современном

обществе

сформировался

запрос

на

личность

,

способную

творчески

и

самостоятельно

решать

возникающие

проблемы

;

все

более

востребованными

становятся

интеллектуалы

,

творцы

,

организаторы

,

предприимчивые

люди

,

лидеры

,

способные

объединять

людей

,

вести

за

собой

.

Еще

А

.

С

.

Макаренко

показал

,

что

эти

качества

личности

формируются

только

в

коллективе

и

через

коллектив

.

Воспитание

таких

лидеров

малоэффективно

без

опоры

самих

ребят

на

команду

,

коллектив

,

на

общественное

мнение

,

на

принятые

в

социальной

среде

нормы

поведения

и

ценностные

ориентиры

.

Поэтому

проблема

формирования

сплочённости

детского

школьного

коллектива

и

самоуправления

в

нём

актуальна

на

данном

этапе

развития

системы

школьного

образования

.

Проблемы

,

раскрывающие

общие

закономерности

и

противоречия

развития

коллектива

и

личности

,

формирования

коллектива

рассматривали

такие

известные

философы

как

Л

.

Б

.

Буева

,

В

.

Г

.

Иванов

,

Н

.

И

.

Лапин

.

Психологи

А

.

Г

.

Асмолов

,

А

.

А

.

Реан

,

А

.

Н

.

Лутошкин

,

М

.

Ю

.

Кондратьев

,

Я

.

Л

.

Коломинский

,

А

.

В

.

Петровский

и

другие

освещали

вопросы

коллективного

общения

и

межличностных

отношений

в

детском

коллективе

.

Но

педагоги

еще

раньше

обратили

свое

внимание

на

эту

проблему

.

Так

,

П

.

Ф

.

Каптерев

,

Н

.

И

.

Пирогов

,

Л

.

Н

.

Толстой

,

К

.

Д

.

Ушинский

исследовали

условия

поддержки

среди

детей

атмосферы

товарищества

и

взаимопомощи

.

Б

.

Ленский

проанализировал

роль

товарищеской

среды

в

приучении

школьников

к

«

ограничению

своих

прав

»

и

в

«

удовлетворении

самобытной

натуры

ребёнка

».

А

.

С

.

Макаренко

разработал

основы

методики

сплочения

и

воспитания

детского

коллектива

,

к

которым

он

отнёс

:

теорию

перспектив

,

включение

детей

в

совместную

деятельность

,

развитие

самоуправления

и

традиции

,

закрепляющие

коллективные

достижения

и

многое

другое

.

Он

показал

,

что

школьный

(

или

классный

)

ученический

коллектив

является

не

просто

организованной

формой

объединения

учащихся

,

направленного

на

совместную

учебу

и

внеклассную

работу

,

но

он

одновременно

является

и

важнейшим

средством

воспитания

коллективизма

.

Чтобы

стать

коллективом

,

группа

должна

пройти

нелегкий

путь

качественных

преобразований

.

Первой

стадией

коллектива

образования

является

стадия

становление

коллектива

(

стадия

первоначального

сплочения

по

А

.

С

.

Макаренко

).

В

это

время

коллектив

выступает

прежде

всего

как

цель

воспитательных

усилий

педагога

,

стремящегося

организационно

оформленную

группу

(

класс

,

кружок

и

т

.

д

.)

превратить

в

коллектив

,

т

.

е

.

такую

социально

-

психологическую

общность

,

где

отношения

учеников

определяются

содержанием

их

совместной

деятельности

,

ее

целями

,

задачами

,

ценностями

.

Организатор

коллектива

педагог

,

от

него

исходят

все

требования

.

Первая

стадия

считается

завершенной

,

когда

в

коллективе

выделился

и

заработал

актив

,

воспитанники

сплотились

на

основе

общей

цели

,

общей

деятельности

и

общей

организации

.

Теперь

уже

актив

не

только

поддерживает

требования

педагога

,

но

и

сам

предъявляет

их

к

членам

коллектива

,

руководствуясь

своими

понятиями

о

том

,

что

приносит

пользу

,

а

что

ущерб

интересам

коллектива

.

Именно

на

этой

стадии

проблема

формирования

групповой

сплоченности

является

центральной

Под

сплоченностью

современная

психология

понимает

показатель

прочности

,

устойчивости

и

слаженности

работы

коллектива

,

основанный

на

положительных

межличностных

взаимоотношениях

между

людьми

,

которые

характеризуются

взаимной

всесторонней

симпатией

членов

группы

и

удовлетворенностью

членством

в

ней

.

Группы

,

отличающиеся

высоким

уровнем

сплочённости

,

имеют

меньше

проблем

в

межличностном

общении

,

меньше

недопонимания

,

недоверия

,

они

быстрее

достигают

целей

,

отличаются

взаимоподдержкой

и

взаимопомощью

.

Когда

в

группе

создан

эмоционально

положительный

микроклимат

,

его

участники

обретают

уверенность

,

стремятся

работать

и

творить

.

Но

,

несмотря

на

явную

значимость

,

непосредственно

проблема

группообразования

в

начальной

школе

,

пути

развития

сплоченности

учеников

в

классе

,

как

основы

для

формирования

коллектива

,

изучены

недостаточно

.

На

наш

взгляд

,

актуально

решать

проблему

сплочения

детского

коллектива

младших

школьников

методом

проведения

групповых

игр

.

Ролевая

игра

выступает

важным

механизмом

активного

приобретения

социального

опыта

человеком

и

поэтому

,

сегодня

все

шире

используется

в

социально

-

педагогической

практике

.

Игровая

деятельность

,

являясь

ведущей

в

дошкольном

возрасте

,

и

в

младшем

школьном

продолжает

сохранять

большое

значение

.

Игра

,

выступая

комфортным

видом

деятельности

,

не

требует

формальной

мотивации

,

организуется

на

добровольной

основе

,

сопровождается

сильными

позитивными

эмоциями

и

не

предъявляет

к

участникам

жестких

требований

.

Игра

позволяет

сделать

интересным

общение

младших

школьников

,

улучшить

взаимодействие

в

коллективе

и

установить

эмоциональный

контакт

между

всеми

участниками

.

Мы

предположили

,

что

формирование

сплочённости

ученических

коллективов

1-2

классов

можно

добиться

методом

групповой

игры

за

счёт

целенаправленной

и

комплексной

работы

с

младшими

школьниками

.

При

этом

необходимо

соблюдать

следующие

психолого

-

педагогические

условия

:

1.

создание

атмосферы

доверия

между

учениками

,

а

также

педагогом

и

учащимися

;

2.

использовать

в

комплексе

подготовительные

групповые

упражнения

и

групповые

игры

,

направленные

на

развитие

взаимодействия

младших

школьников

друг

с

другом

;

3.

развивающая

работа

должна

носить

целенаправленный

характер

и

охватывать

всех

учеников

класса

.

Исследовательская

экспериментальная

работа

проводилась

на

базе

двух

2-

х

классов

общеобразовательной

школы

Центрального

района

г

.

Санкт

-

Петербурга

Всего

было

охвачено

47

учащихся

(

из

них

мальчиков

- 27,

девочек

- 20).

Нами

была

разработана

и

реализована

краткосрочная

развивающая

программа

«

Дружный

класс

»

для

сплочения

учащихся

2

класса

начальной

школы

,

стимулирования

процесса

превращения

их

в

целостного

группового

субъекта

.

Конкретными

задачами

программы

стало

:

создание

атмосферы

доверия

и

условий

для

развития

симпатии

,

поддержки

членов

группы

друг

к

другу

;

развитие

коммуникативных

умений

;

совершенствование

навыков

межличностного

взаимодействия

;

повышение

самооценки

детей

.

В

программу

были

включены

задания

,

которые

развивают

следующие

навыки

и

умения

:

Доброжелательность

,

интерес

и

умение

строить

доверительные

от

-

ношения

друг

с

другом

;

эмоционально

сопереживать

однокласснику

;

Сотрудничать

и

действовать

сообща

;

Согласовывать

свои

действия

с

другими

и

совместно

решать

постав

-

ленные

задачи

;

Разрешать

конфликтные

ситуации

.

В

основу

содержания

программы

«

Дружный

класс

»

положено

решение

проблем

,

которые

близки

и

понятны

младшим

школьникам

:

как

строить

отношения

в

коллективе

и

противостоять

давлению

;

как

понять

другого

человека

в

ходе

разговора

,

и

как

важно

уметь

донести

свои

мысли

и

чувства

до

собеседника

.

Таким

образом

,

через

формирующуюся

в

игре

коммуникативную

компетентность

учеников

мы

динамично

развивали

групповую

сплоченность

.

Программа

реализовывалась

в

рамках

воспитательных

классных

часов

.

Всего

проводилось

8

занятий

с

периодичностью

один

раз

в

неделю

и

продолжительностью

45

минут

.

Каждое

занятие

состояло

из

нескольких

частей

и

включало

в

себя

:

1.

Организационный

момент

.

2.

Разминка

.

3.

Основное

упражнение

.

4.

Обсуждение

.

5.

Завершающий

ритуал

.

Отработка

навыков

проходит

в

три

этапа

:

получение

информации

о

содержании

того

или

иного

навыка

применение

полученных

знаний

в

конкретных

игровых

ситуациях

(

отработка

навыка

);

обеспечение

переноса

навыков

,

освоенных

на

занятиях

,

в

повседневную

жизнь

ребёнка

и

класса

.

В

программу

вошли

упражнения

на

социальную

ориентировку

Хорошие

и

плохие

поступки

»),

на

развитие

коммуникативных

способностей

Найди

и

коснись

»),

на

командообразование

Построимся

»),

и

на

сплочение

Паровозик

»).

Выполнение

содержания

программы

способствовало

сближению

детей

и

развитию

чувства

«

Мы

»

в

ученическом

коллективе

.

Возросло

количество

контактов

(

в

целом

по

классу

и

у

детей

группы

риска

,

в

частности

)

в

учебной

и

внеучебной

деятельности

,

улучшился

психологический

климат

,

сократилось

число

пренебрегаемых

и

отчуждаемых

учеников

,

проявилась

взаимопомощь

,

снизилась

социальная

напряженность

.

Дети

класса

стали

лучше

контактировать

между

собой

,

в

том

числе

девочки

с

мальчиками

;

стали

самостоятельно

играть

на

переменах

в

общие

игры

,

чего

в

начале

занятий

не

отмечалось

;

научились

сопереживать

и

поддерживать

друг

друга

,

лучше

осознавать

и

выражать

свои

чувства

,

находить

пути

выхода

из

конфликтов

,

а

также

получили

положительный

опыт

сотрудничества

при

решении

поставленной

взрослым

(

педагогом

)

задачи

.

Проведенный

эксперимент

показал

,

что

именно

метод

групповой

игры

позволяет

эффективно

оптимизировать

характер

взаимодействия

между

учащимися

,

повысить

групповую

сплоченность

класса

,

улучшить

психологический

климат

.

Именно

применение

групповых

игр

как

значимого

,

интересного

и

привлекательного

метода

было

отмечено

и

самими

детьми

в

ходе

получения

обратной

связи

.

Важно

отметить

,

что

программа

по

развитию

сплоченности

может

реализовываться

классным

руководителем

,

социальным

педагогом

или

психологом

.

Широкое

поле

поставленных

задач

позволяет

учитывать

индивидуальные

особенности

каждого

ученика

и

мотивировать

его

к

дан

-

ному

делу

.

К

тому

же

данная

программа

может

быть

модифицирована

педагогом

и

в

более

простую

и

в

более

развернутую

форму

в

зависимости

от

уровня

подготовленности

класса

,

от

его

внутренних

потребностей

и

интересов

.



В раздел образования