Автор: Зданович Мария Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ N691 с углублённым изучением иностранных языков Невского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПЛОЧЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ
СПЛОЧЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Зданович
М
.
А
.
В
современном
обществе
сформировался
запрос
на
личность
,
способную
творчески
и
самостоятельно
решать
возникающие
проблемы
;
все
более
востребованными
становятся
интеллектуалы
,
творцы
,
организаторы
,
предприимчивые
люди
,
лидеры
,
способные
объединять
людей
,
вести
за
собой
.
Еще
А
.
С
.
Макаренко
показал
,
что
эти
качества
личности
формируются
только
в
коллективе
и
через
коллектив
.
Воспитание
таких
лидеров
малоэффективно
без
опоры
самих
ребят
на
команду
,
коллектив
,
на
общественное
мнение
,
на
принятые
в
социальной
среде
нормы
поведения
и
ценностные
ориентиры
.
Поэтому
проблема
формирования
сплочённости
детского
школьного
коллектива
и
самоуправления
в
нём
актуальна
на
данном
этапе
развития
системы
школьного
образования
.
Проблемы
,
раскрывающие
общие
закономерности
и
противоречия
развития
коллектива
и
личности
,
формирования
коллектива
рассматривали
такие
известные
философы
как
Л
.
Б
.
Буева
,
В
.
Г
.
Иванов
,
Н
.
И
.
Лапин
.
Психологи
А
.
Г
.
Асмолов
,
А
.
А
.
Реан
,
А
.
Н
.
Лутошкин
,
М
.
Ю
.
Кондратьев
,
Я
.
Л
.
Коломинский
,
А
.
В
.
Петровский
и
другие
освещали
вопросы
коллективного
общения
и
межличностных
отношений
в
детском
коллективе
.
Но
педагоги
еще
раньше
обратили
свое
внимание
на
эту
проблему
.
Так
,
П
.
Ф
.
Каптерев
,
Н
.
И
.
Пирогов
,
Л
.
Н
.
Толстой
,
К
.
Д
.
Ушинский
исследовали
условия
поддержки
среди
детей
атмосферы
товарищества
и
взаимопомощи
.
Б
.
Ленский
проанализировал
роль
товарищеской
среды
в
приучении
школьников
к
«
ограничению
своих
прав
»
и
в
«
удовлетворении
самобытной
натуры
ребёнка
».
А
.
С
.
Макаренко
разработал
основы
методики
сплочения
и
воспитания
детского
коллектива
,
к
которым
он
отнёс
:
теорию
перспектив
,
включение
детей
в
совместную
деятельность
,
развитие
самоуправления
и
традиции
,
закрепляющие
коллективные
достижения
и
многое
другое
.
Он
показал
,
что
школьный
(
или
классный
)
ученический
коллектив
является
не
просто
организованной
формой
объединения
учащихся
,
направленного
на
совместную
учебу
и
внеклассную
работу
,
но
он
одновременно
является
и
важнейшим
средством
воспитания
коллективизма
.
Чтобы
стать
коллективом
,
группа
должна
пройти
нелегкий
путь
качественных
преобразований
.
Первой
стадией
коллектива
образования
является
стадия
становление
коллектива
(
стадия
первоначального
сплочения
по
А
.
С
.
Макаренко
).
В
это
время
коллектив
выступает
прежде
всего
как
цель
воспитательных
усилий
педагога
,
стремящегося
организационно
оформленную
группу
(
класс
,
кружок
и
т
.
д
.)
превратить
в
коллектив
,
т
.
е
.
такую
социально
-
психологическую
общность
,
где
отношения
учеников
определяются
содержанием
их
совместной
деятельности
,
ее
целями
,
задачами
,
ценностями
.
Организатор
коллектива
–
педагог
,
от
него
исходят
все
требования
.
Первая
стадия
считается
завершенной
,
когда
в
коллективе
выделился
и
заработал
актив
,
воспитанники
сплотились
на
основе
общей
цели
,
общей
деятельности
и
общей
организации
.
Теперь
уже
актив
не
только
поддерживает
требования
педагога
,
но
и
сам
предъявляет
их
к
членам
коллектива
,
руководствуясь
своими
понятиями
о
том
,
что
приносит
пользу
,
а
что
–
ущерб
интересам
коллектива
.
Именно
на
этой
стадии
проблема
формирования
групповой
сплоченности
является
центральной
Под
сплоченностью
современная
психология
понимает
показатель
прочности
,
устойчивости
и
слаженности
работы
коллектива
,
основанный
на
положительных
межличностных
взаимоотношениях
между
людьми
,
которые
характеризуются
взаимной
всесторонней
симпатией
членов
группы
и
удовлетворенностью
членством
в
ней
.
Группы
,
отличающиеся
высоким
уровнем
сплочённости
,
имеют
меньше
проблем
в
межличностном
общении
,
меньше
недопонимания
,
недоверия
,
они
быстрее
достигают
целей
,
отличаются
взаимоподдержкой
и
взаимопомощью
.
Когда
в
группе
создан
эмоционально
положительный
микроклимат
,
его
участники
обретают
уверенность
,
стремятся
работать
и
творить
.
Но
,
несмотря
на
явную
значимость
,
непосредственно
проблема
группообразования
в
начальной
школе
,
пути
развития
сплоченности
учеников
в
классе
,
как
основы
для
формирования
коллектива
,
изучены
недостаточно
.
На
наш
взгляд
,
актуально
решать
проблему
сплочения
детского
коллектива
младших
школьников
методом
проведения
групповых
игр
.
Ролевая
игра
выступает
важным
механизмом
активного
приобретения
социального
опыта
человеком
и
поэтому
,
сегодня
все
шире
используется
в
социально
-
педагогической
практике
.
Игровая
деятельность
,
являясь
ведущей
в
дошкольном
возрасте
,
и
в
младшем
школьном
продолжает
сохранять
большое
значение
.
Игра
,
выступая
комфортным
видом
деятельности
,
не
требует
формальной
мотивации
,
организуется
на
добровольной
основе
,
сопровождается
сильными
позитивными
эмоциями
и
не
предъявляет
к
участникам
жестких
требований
.
Игра
позволяет
сделать
интересным
общение
младших
школьников
,
улучшить
взаимодействие
в
коллективе
и
установить
эмоциональный
контакт
между
всеми
участниками
.
Мы
предположили
,
что
формирование
сплочённости
ученических
коллективов
1-2
классов
можно
добиться
методом
групповой
игры
за
счёт
целенаправленной
и
комплексной
работы
с
младшими
школьниками
.
При
этом
необходимо
соблюдать
следующие
психолого
-
педагогические
условия
:
1.
создание
атмосферы
доверия
между
учениками
,
а
также
педагогом
и
учащимися
;
2.
использовать
в
комплексе
подготовительные
групповые
упражнения
и
групповые
игры
,
направленные
на
развитие
взаимодействия
младших
школьников
друг
с
другом
;
3.
развивающая
работа
должна
носить
целенаправленный
характер
и
охватывать
всех
учеников
класса
.
Исследовательская
экспериментальная
работа
проводилась
на
базе
двух
2-
х
классов
общеобразовательной
школы
Центрального
района
г
.
Санкт
-
Петербурга
Всего
было
охвачено
47
учащихся
(
из
них
мальчиков
- 27,
девочек
- 20).
Нами
была
разработана
и
реализована
краткосрочная
развивающая
программа
«
Дружный
класс
»
для
сплочения
учащихся
2
класса
начальной
школы
,
стимулирования
процесса
превращения
их
в
целостного
группового
субъекта
.
Конкретными
задачами
программы
стало
:
создание
атмосферы
доверия
и
условий
для
развития
симпатии
,
поддержки
членов
группы
друг
к
другу
;
развитие
коммуникативных
умений
;
совершенствование
навыков
межличностного
взаимодействия
;
повышение
самооценки
детей
.
В
программу
были
включены
задания
,
которые
развивают
следующие
навыки
и
умения
:
Доброжелательность
,
интерес
и
умение
строить
доверительные
от
-
ношения
друг
с
другом
;
эмоционально
сопереживать
однокласснику
;
Сотрудничать
и
действовать
сообща
;
Согласовывать
свои
действия
с
другими
и
совместно
решать
постав
-
ленные
задачи
;
Разрешать
конфликтные
ситуации
.
В
основу
содержания
программы
«
Дружный
класс
»
положено
решение
проблем
,
которые
близки
и
понятны
младшим
школьникам
:
как
строить
отношения
в
коллективе
и
противостоять
давлению
;
как
понять
другого
человека
в
ходе
разговора
,
и
как
важно
уметь
донести
свои
мысли
и
чувства
до
собеседника
.
Таким
образом
,
через
формирующуюся
в
игре
коммуникативную
компетентность
учеников
мы
динамично
развивали
групповую
сплоченность
.
Программа
реализовывалась
в
рамках
воспитательных
классных
часов
.
Всего
проводилось
8
занятий
с
периодичностью
один
раз
в
неделю
и
продолжительностью
45
минут
.
Каждое
занятие
состояло
из
нескольких
частей
и
включало
в
себя
:
1.
Организационный
момент
.
2.
Разминка
.
3.
Основное
упражнение
.
4.
Обсуждение
.
5.
Завершающий
ритуал
.
Отработка
навыков
проходит
в
три
этапа
:
получение
информации
о
содержании
того
или
иного
навыка
применение
полученных
знаний
в
конкретных
игровых
ситуациях
(
отработка
навыка
);
обеспечение
переноса
навыков
,
освоенных
на
занятиях
,
в
повседневную
жизнь
ребёнка
и
класса
.
В
программу
вошли
упражнения
на
социальную
ориентировку
(«
Хорошие
и
плохие
поступки
»),
на
развитие
коммуникативных
способностей
(«
Найди
и
коснись
»),
на
командообразование
(«
Построимся
»),
и
на
сплочение
(«
Паровозик
»).
Выполнение
содержания
программы
способствовало
сближению
детей
и
развитию
чувства
«
Мы
»
в
ученическом
коллективе
.
Возросло
количество
контактов
(
в
целом
по
классу
и
у
детей
группы
риска
,
в
частности
)
в
учебной
и
внеучебной
деятельности
,
улучшился
психологический
климат
,
сократилось
число
пренебрегаемых
и
отчуждаемых
учеников
,
проявилась
взаимопомощь
,
снизилась
социальная
напряженность
.
Дети
класса
стали
лучше
контактировать
между
собой
,
в
том
числе
девочки
с
мальчиками
;
стали
самостоятельно
играть
на
переменах
в
общие
игры
,
чего
в
начале
занятий
не
отмечалось
;
научились
сопереживать
и
поддерживать
друг
друга
,
лучше
осознавать
и
выражать
свои
чувства
,
находить
пути
выхода
из
конфликтов
,
а
также
получили
положительный
опыт
сотрудничества
при
решении
поставленной
взрослым
(
педагогом
)
задачи
.
Проведенный
эксперимент
показал
,
что
именно
метод
групповой
игры
позволяет
эффективно
оптимизировать
характер
взаимодействия
между
учащимися
,
повысить
групповую
сплоченность
класса
,
улучшить
психологический
климат
.
Именно
применение
групповых
игр
как
значимого
,
интересного
и
привлекательного
метода
было
отмечено
и
самими
детьми
в
ходе
получения
обратной
связи
.
Важно
отметить
,
что
программа
по
развитию
сплоченности
может
реализовываться
классным
руководителем
,
социальным
педагогом
или
психологом
.
Широкое
поле
поставленных
задач
позволяет
учитывать
индивидуальные
особенности
каждого
ученика
и
мотивировать
его
к
дан
-
ному
делу
.
К
тому
же
данная
программа
может
быть
модифицирована
педагогом
и
в
более
простую
и
в
более
развернутую
форму
в
зависимости
от
уровня
подготовленности
класса
,
от
его
внутренних
потребностей
и
интересов
.