Автор: Корнилова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа № 1"
Населённый пункт: город Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: Консультация для педагогов.
Тема: " Загадки и их роль в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов детского сада
« Загадки и их роль в жизни ребенка»
Самое
поэтическое
явление,
созданное
человеком
с
помощью
слова
–
это
загадки.
Но,
к
сожалению, мы так плохо знаем, и так невелико то время, которое мы отводим на знакомство с
загадками в д/с.
Что же такое загадки? Если дать им традиционное краткое определение, то оно может быть
таким. Загадки – это иносказательное изображение действительности, которое предлагается отгадать.
Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В
древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела
познавательную ценность. С помощью загадок народные знания, народная мудрость передавались
поколениям. Понятие «загадка» давнего происхождения, происходит от слова «думать». Загадки имеют
свою специфику: сущность их заключается в том, что в загадках предметы или явления прямо не
называются. О них говорится в скрытой, завуалированной, аллегорической форме и нужно отыскать их
первобытное значение.
Жизнь полна загадок и секретов, и мы с раннего детства пытаемся разгадать их. Необходимо
воспитывать
в
ребенке
чувство
восприятия
красоты,
учить
постигать
мир,
понимать
все
его
многообразие. Но загадка - не просто забава, не просто игра, она помогает с самых малых лет развить
у
человека
логическое
и
нестандартное
мышление,
остроту
ума
и
сообразительность,
умение
рассуждать и доказывать, учит видеть прекрасное.
Загадка заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и
познанию окружающей действительности. Сама форма загадки привлекает внимание детей и делает
учение
интересным,
ненавязчивым.
По
содержанию
и
структуре
загадки
таковы,
что
позволяют
развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-
доказательства и речи-описания.
Таким образом, загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития
детей. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.
Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.
Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно
сложную
мыслительную
операцию.
Само
разгадывание
загадок
-
увлекательнейшее
занятие,
рассчитанное на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа, и если
смотреть на мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство, то всякий мудрый
вопрос, любое иносказание в загадках будет разгаданы.
Развивая
мышление,
загадка
стремилась
через
свое
«поэтическое»
окошечко
познакомить
человека с окружающим его миром, причем привлечь его внимание к таким сторонам предметов и
явлений, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние их признаки.
О чем загадки? Обо всем, что окружает человека, и о нем самом. Безвестных народных авторов
интересовал физический мир в его конкретности, деталях.
В загадках, например, изображается не
вообще лес, а лес хвойный или лиственный, береза, елка, сосна; не вообще дом, а бревна и мох, пол и
потолок, крыша и окна и пр. Одним словом, загадки представляют собой свод знаний и сведений
народа, как считают ученые, о внешнем мире, это своеобразный курс народного мироведения.
Мир загадок удивителен и своеобразен, в нем много неожиданностей, парадоксов. Загадка
состоит из текстовой части и отгадки, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В этом проявляется
своеобразная жанровая закономерность; отгадка в тексте никогда не называется прямо, она заменена
метафорой. Метафоры строятся так, чтобы заманить отгадывающего в ловушку, заставить идти по
ложному
пути,
посмеяться
над
его
недогадливостью.
Как
правило,
если
загадывается
неодушевленный
предмет,
то
в
качестве
метафоры
чаще
выбирается
одушевленный
предмет,
и
наоборот. Одушевлять неодушевленные предметы - излюбленный прием загадок. Если внимательно
присмотреться к загадкам, кажущимся на первый взгляд парадоксальными, мы найдем в них какие- то
детали, подробности, которые выступают не в переносном, а в прямом смысле по отношению к
отгадке. Они как бы уточняют, дополняют, конкретизируют, подсказывают отгадку и этим помогают ее
разгадать. Об одном предмете можно загадывать несколько различных загадок, используя разные
свойства и качества предмета: материал, цвет, форму, размеры, функцию, способ изготовления, его
количественные отношения. Читая загадки, над одним из них вы весело посмеетесь, над другими
задумаетесь, а третьи, может быть, и не сумеете разгадать. Тогда вам поможет подсказка- отгадка.
Соотношение между собственно загадкой и ее отгадкой более разнообразно, чем это обычно
представляется. Во – первых, один предмет загадывания чаще всего сопоставляется также с каким –
нибудь одним предметом – иносказанием (гриб сравнивают со старичком: «Стоит старичок – красный
колпачок»). Во – вторых, предмет загадывания сопоставляется с несколькими предметами – заменами
(в загадке о корове: «Среди двора стоит копна: спереди – вилы, сзади – метла»).
В – третьих, есть
загадки, в которых несколько предметов загадывания выражаются через один (загадка о солнце, туче,
реке и сердце: «Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит». И, наконец,
в –
четвертых, в загадках могут загадываться несколько предметов через их сопоставление с несколькими
же предметами – иносказаниями (как в загадке о косе, траве и копнах: «Щука двинет, лес вянет, на том
месте город встанет»).
Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в обычном необычное, в быте – поэзию.
Сами загадки являются непревзойденными образцами фольклора как искусства слова.
Небольшие по объему, они могут быть простыми и сложными. Простыми, когда рисуют всего
лишь один образ, картину. Например, камыш сравнивается с бородатым стариком: «Стоит старик над
водой, качает бородой» Но могут быть и сложными, изображать какое – либо действие, событие.
Отгадывание загадок влияет на разностороннее развитие языка детей. Создание в загадке
метафорического образа разных средств художественной выразительности (приёму олицетворения,
использования
многозначности
слова,
определений,
эпитетов,
сравнений,
особенной
ритмичной
организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки
развивают процесс мышления – анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, приучают к
самостоятельности мышления, развивают такие качества ума, как толковость и смекалка. Много
возможностей
даёт
загадка
для
умственного
развития
детей,
для
приобщения
их
к
словесному
художественному творчеству. Дошкольники ещё не владеют достаточным опытом восприятия объекта,
потому
целесообразно
обращать
их
внимание
на
отдельные,
самые
выразительные,
самые
существенные признаки определенного предмета или явления. Загадки тем и полезные, что во время
их проработки ребёнок учится рассматривать предмет, обнаруживать его признаки. Отгадывая загадку,
дошкольники включают процесс мышления, памяти, внимания и все свои мнения выражают в речи.
Дети охотно составляют собственные загадки, отгадывают предложенные взрослыми, подбирают
другие высказывания к отгадкам, разыгрывают отгадки с помощью жестов и мимики.
Загадки
обогащают
словарь
детей,
помогают
увидеть
вторичные
значения
слов.
Загадки
расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова.
Таким образом, под влиянием загадок у ребёнка складывается привычка рассматривать слово как
живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только речевую подготовку ребёнка,
но и развивает его мыслительные способности.
С первых дней жизни ребенка необходимо воспитывать в нем чувства восприятия красоты,
постигать мир, учиться видеть, чувствовать, понимать. Опыт подсказывает, что дети намного лучше
усваивают знания и приобретают навыки, когда задания преподносят в виде игры.
С целью усиления внимания детей используются разные способы, которые активизируют их
умственную
деятельность,
развивают
умение
сосредотачиваться
на
выполнении
задания.
Использование загадок на занятиях стимулирует интерес ребенка к обучению. Ведь именно интерес
является связующим звеном между обучением, развитием и воспитанием. Загадки не только оживят
занятия с детьми, но и помогут их сделать более интересными и глубокими, а также развить у детей
наблюдательность, способность формирования образной речи и поэтического взгляда на мир. Загадки
помогут детям самим ответить на многие вопросы из жизни человека и природы, пополнить свой
арсенал новой информацией о животных и растениях. Загадка, несмотря на миниатюрность жанра,
обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной
работе
с
детьми.
Обращаясь
к
ней,
нужно
уметь
видеть
ее
мудрую
педагогическую
глубину
и
эстетическую привлекательность. Хочется пожелать, чтобы каждое занятие стало для наших детей
праздником, чтобы они узнавали как можно больше нового и интересного. И надо помнить, что загадок
для детей никогда не бывает много!
Используемая литература:
1. Русские народные загадки, пословицы и поговорки./Сост.,авт.вступ.ст., и слова Ю.Г.Круглов. – М.:
Просвещение, 1990. (Б-ка словесника)
2.Интернет сайты