Напоминание

" Загадки и их роль в жизни ребенка"


Автор: Корнилова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа № 1"
Населённый пункт: город Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: Консультация для педагогов.
Тема: " Загадки и их роль в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов детского сада

« Загадки и их роль в жизни ребенка»

Самое

поэтическое

явление,

созданное

человеком

с

помощью

слова

это

загадки.

Но,

к

сожалению, мы так плохо знаем, и так невелико то время, которое мы отводим на знакомство с

загадками в д/с.

Что же такое загадки? Если дать им традиционное краткое определение, то оно может быть

таким. Загадки – это иносказательное изображение действительности, которое предлагается отгадать.

Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В

древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела

познавательную ценность. С помощью загадок народные знания, народная мудрость передавались

поколениям. Понятие «загадка» давнего происхождения, происходит от слова «думать». Загадки имеют

свою специфику: сущность их заключается в том, что в загадках предметы или явления прямо не

называются. О них говорится в скрытой, завуалированной, аллегорической форме и нужно отыскать их

первобытное значение.

Жизнь полна загадок и секретов, и мы с раннего детства пытаемся разгадать их. Необходимо

воспитывать

в

ребенке

чувство

восприятия

красоты,

учить

постигать

мир,

понимать

все

его

многообразие. Но загадка - не просто забава, не просто игра, она помогает с самых малых лет развить

у

человека

логическое

и

нестандартное

мышление,

остроту

ума

и

сообразительность,

умение

рассуждать и доказывать, учит видеть прекрасное.

Загадка заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и

познанию окружающей действительности. Сама форма загадки привлекает внимание детей и делает

учение

интересным,

ненавязчивым.

По

содержанию

и

структуре

загадки

таковы,

что

позволяют

развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-

доказательства и речи-описания.

Таким образом, загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития

детей. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.

Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.

Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно

сложную

мыслительную

операцию.

Само

разгадывание

загадок

-

увлекательнейшее

занятие,

рассчитанное на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа, и если

смотреть на мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство, то всякий мудрый

вопрос, любое иносказание в загадках будет разгаданы.

Развивая

мышление,

загадка

стремилась

через

свое

«поэтическое»

окошечко

познакомить

человека с окружающим его миром, причем привлечь его внимание к таким сторонам предметов и

явлений, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние их признаки.

О чем загадки? Обо всем, что окружает человека, и о нем самом. Безвестных народных авторов

интересовал физический мир в его конкретности, деталях.

В загадках, например, изображается не

вообще лес, а лес хвойный или лиственный, береза, елка, сосна; не вообще дом, а бревна и мох, пол и

потолок, крыша и окна и пр. Одним словом, загадки представляют собой свод знаний и сведений

народа, как считают ученые, о внешнем мире, это своеобразный курс народного мироведения.

Мир загадок удивителен и своеобразен, в нем много неожиданностей, парадоксов. Загадка

состоит из текстовой части и отгадки, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В этом проявляется

своеобразная жанровая закономерность; отгадка в тексте никогда не называется прямо, она заменена

метафорой. Метафоры строятся так, чтобы заманить отгадывающего в ловушку, заставить идти по

ложному

пути,

посмеяться

над

его

недогадливостью.

Как

правило,

если

загадывается

неодушевленный

предмет,

то

в

качестве

метафоры

чаще

выбирается

одушевленный

предмет,

и

наоборот. Одушевлять неодушевленные предметы - излюбленный прием загадок. Если внимательно

присмотреться к загадкам, кажущимся на первый взгляд парадоксальными, мы найдем в них какие- то

детали, подробности, которые выступают не в переносном, а в прямом смысле по отношению к

отгадке. Они как бы уточняют, дополняют, конкретизируют, подсказывают отгадку и этим помогают ее

разгадать. Об одном предмете можно загадывать несколько различных загадок, используя разные

свойства и качества предмета: материал, цвет, форму, размеры, функцию, способ изготовления, его

количественные отношения. Читая загадки, над одним из них вы весело посмеетесь, над другими

задумаетесь, а третьи, может быть, и не сумеете разгадать. Тогда вам поможет подсказка- отгадка.

Соотношение между собственно загадкой и ее отгадкой более разнообразно, чем это обычно

представляется. Во – первых, один предмет загадывания чаще всего сопоставляется также с каким –

нибудь одним предметом – иносказанием (гриб сравнивают со старичком: «Стоит старичок – красный

колпачок»). Во – вторых, предмет загадывания сопоставляется с несколькими предметами – заменами

(в загадке о корове: «Среди двора стоит копна: спереди – вилы, сзади – метла»).

В – третьих, есть

загадки, в которых несколько предметов загадывания выражаются через один (загадка о солнце, туче,

реке и сердце: «Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит». И, наконец,

в –

четвертых, в загадках могут загадываться несколько предметов через их сопоставление с несколькими

же предметами – иносказаниями (как в загадке о косе, траве и копнах: «Щука двинет, лес вянет, на том

месте город встанет»).

Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в обычном необычное, в быте – поэзию.

Сами загадки являются непревзойденными образцами фольклора как искусства слова.

Небольшие по объему, они могут быть простыми и сложными. Простыми, когда рисуют всего

лишь один образ, картину. Например, камыш сравнивается с бородатым стариком: «Стоит старик над

водой, качает бородой» Но могут быть и сложными, изображать какое – либо действие, событие.

Отгадывание загадок влияет на разностороннее развитие языка детей. Создание в загадке

метафорического образа разных средств художественной выразительности (приёму олицетворения,

использования

многозначности

слова,

определений,

эпитетов,

сравнений,

особенной

ритмичной

организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки

развивают процесс мышления – анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, приучают к

самостоятельности мышления, развивают такие качества ума, как толковость и смекалка. Много

возможностей

даёт

загадка

для

умственного

развития

детей,

для

приобщения

их

к

словесному

художественному творчеству. Дошкольники ещё не владеют достаточным опытом восприятия объекта,

потому

целесообразно

обращать

их

внимание

на

отдельные,

самые

выразительные,

самые

существенные признаки определенного предмета или явления. Загадки тем и полезные, что во время

их проработки ребёнок учится рассматривать предмет, обнаруживать его признаки. Отгадывая загадку,

дошкольники включают процесс мышления, памяти, внимания и все свои мнения выражают в речи.

Дети охотно составляют собственные загадки, отгадывают предложенные взрослыми, подбирают

другие высказывания к отгадкам, разыгрывают отгадки с помощью жестов и мимики.

Загадки

обогащают

словарь

детей,

помогают

увидеть

вторичные

значения

слов.

Загадки

расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова.

Таким образом, под влиянием загадок у ребёнка складывается привычка рассматривать слово как

живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только речевую подготовку ребёнка,

но и развивает его мыслительные способности.

С первых дней жизни ребенка необходимо воспитывать в нем чувства восприятия красоты,

постигать мир, учиться видеть, чувствовать, понимать. Опыт подсказывает, что дети намного лучше

усваивают знания и приобретают навыки, когда задания преподносят в виде игры.

С целью усиления внимания детей используются разные способы, которые активизируют их

умственную

деятельность,

развивают

умение

сосредотачиваться

на

выполнении

задания.

Использование загадок на занятиях стимулирует интерес ребенка к обучению. Ведь именно интерес

является связующим звеном между обучением, развитием и воспитанием. Загадки не только оживят

занятия с детьми, но и помогут их сделать более интересными и глубокими, а также развить у детей

наблюдательность, способность формирования образной речи и поэтического взгляда на мир. Загадки

помогут детям самим ответить на многие вопросы из жизни человека и природы, пополнить свой

арсенал новой информацией о животных и растениях. Загадка, несмотря на миниатюрность жанра,

обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной

работе

с

детьми.

Обращаясь

к

ней,

нужно

уметь

видеть

ее

мудрую

педагогическую

глубину

и

эстетическую привлекательность. Хочется пожелать, чтобы каждое занятие стало для наших детей

праздником, чтобы они узнавали как можно больше нового и интересного. И надо помнить, что загадок

для детей никогда не бывает много!

Используемая литература:

1. Русские народные загадки, пословицы и поговорки./Сост.,авт.вступ.ст., и слова Ю.Г.Круглов. – М.:

Просвещение, 1990. (Б-ка словесника)

2.Интернет сайты



В раздел образования