Автор: Бардусова Светлана Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ №41
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Принципы, методы и формы обучения русскому языку
Раздел: среднее образование
Принципы, методы и формы обучения русскому языку
Деятельностный подход в обучении русскому языку
Разработанную последовательность деятельностных шагов называют технологией
деятельностного метода, которая включает в себя следующую последовательность:
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
3.Постановка учебной задачи.
4.Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7.Включение в систему знаний и повторение.
8.Рефлексия деятельности (итог урока).
Интегративный характер технологии деятельностного метода обосновывается реализацией
в ней как традиционного подхода к обучению (этапы 1,2,5−8), так и введением в практику
идей развивающего образования В.В.Давыдова (этапы 3,4,6,8).
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании
обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) принцип деятельности,
2) принцип непрерывности,
3) принцип целостности,
4) принцип минимакса,
5) принцип психологической комфортности,
6) принцип вариативности,
7) принцип творчества.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям знаний в
соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы
(принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного
усвоения знаний, научности и др.) и не отвергает традиционную дидактику, а продолжает
и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Анализ
показывает, что перечисленные дидактические принципы являются необходимыми и
достаточными для организации процесса обучения в школе. Так, принцип деятельности
устанавливает требования к развивающим и воспитательным целям обучения; принцип
непрерывности обеспечивает инвариантность реализуемой нормы; принцип целостного
представления о мире устанавливает требования к содержательным целям обучения;
принцип вариативности предусматривает возможности различных уровней достижения
целей в соответствии с самоопределением обучающихся; принцип минимакса
регламентирует процедуру контроля достижения образовательных целей; принцип
творчества определяет границы высокого уровня подготовки по предмету; принцип
психологической комфортности устанавливает требования к организации взаимодействия
между учителем и учеником.
Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность, на мой
взгляд, необходимо:
-связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
-планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы,
и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-
исследовательских методов;
-привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
-оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной
характеристикой.
Как показывает мой педагогический опыт, уровень коммуникативной культуры
школьников повышает использование таких методов организации урока, как:
1.решение коммуникативно-ситуативных задач, которые позволяют приблизить обучение к
естественным условиям общения и повысить уровень культуры речевого общения,
позволяют соблюдать нормы русского литературного языка, этические нормы и правила
речевого поведения;
2.участие в диалоге, дискуссиях, диспутах, выступлениях в роли докладчика, оппонента,
выступающего при обсуждении вопроса, задающего вопрос или отвечающего на него;
3.выполнение творческих работ на основе личных, читательских, жизненных,
фантазийных и музыкальных впечатлений;
4.использование разнообразных упражнений по интерпретации и созданию текстов
(составление писем, объявлений, афиш, редактирование текста, различные виды
перестройки текстов, создание текстов по опорным словам);
5. создание лингвистических газет, проектов и мультимедийных презентаций.
Широко использую активные формы обучения для формирования компетентной личности:
1)групповая работа, работа в парах
2)семинары.
3) ролевые и деловые игры («Корректор», «Точка зрения», «Вертушка», «Компакт-опрос»)
4)языковые игры («Перевёртыши», «Буриме»).