Напоминание

Принципы, методы и формы обучения русскому языку


Автор: Бардусова Светлана Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ №41
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Принципы, методы и формы обучения русскому языку
Раздел: среднее образование





Назад




Принципы, методы и формы обучения русскому языку

Деятельностный подход в обучении русскому языку

Разработанную последовательность деятельностных шагов называют технологией

деятельностного метода, которая включает в себя следующую последовательность:

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

3.Постановка учебной задачи.

4.Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7.Включение в систему знаний и повторение.

8.Рефлексия деятельности (итог урока).

Интегративный характер технологии деятельностного метода обосновывается реализацией

в ней как традиционного подхода к обучению (этапы 1,2,5−8), так и введением в практику

идей развивающего образования В.В.Давыдова (этапы 3,4,6,8).

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании

обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) принцип деятельности,

2) принцип непрерывности,

3) принцип целостности,

4) принцип минимакса,

5) принцип психологической комфортности,

6) принцип вариативности,

7) принцип творчества.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям знаний в

соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы

(принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного

усвоения знаний, научности и др.) и не отвергает традиционную дидактику, а продолжает

и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Анализ

показывает, что перечисленные дидактические принципы являются необходимыми и

достаточными для организации процесса обучения в школе. Так, принцип деятельности

устанавливает требования к развивающим и воспитательным целям обучения; принцип

непрерывности обеспечивает инвариантность реализуемой нормы; принцип целостного

представления о мире устанавливает требования к содержательным целям обучения;

принцип вариативности предусматривает возможности различных уровней достижения

целей в соответствии с самоопределением обучающихся; принцип минимакса

регламентирует процедуру контроля достижения образовательных целей; принцип

творчества определяет границы высокого уровня подготовки по предмету; принцип

психологической комфортности устанавливает требования к организации взаимодействия

между учителем и учеником.

Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность, на мой

взгляд, необходимо:

-связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

-планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы,

и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-

исследовательских методов;

-привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

-оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной

характеристикой.

Как показывает мой педагогический опыт, уровень коммуникативной культуры

школьников повышает использование таких методов организации урока, как:

1.решение коммуникативно-ситуативных задач, которые позволяют приблизить обучение к

естественным условиям общения и повысить уровень культуры речевого общения,

позволяют соблюдать нормы русского литературного языка, этические нормы и правила

речевого поведения;

2.участие в диалоге, дискуссиях, диспутах, выступлениях в роли докладчика, оппонента,

выступающего при обсуждении вопроса, задающего вопрос или отвечающего на него;

3.выполнение творческих работ на основе личных, читательских, жизненных,

фантазийных и музыкальных впечатлений;

4.использование разнообразных упражнений по интерпретации и созданию текстов

(составление писем, объявлений, афиш, редактирование текста, различные виды

перестройки текстов, создание текстов по опорным словам);

5. создание лингвистических газет, проектов и мультимедийных презентаций.

Широко использую активные формы обучения для формирования компетентной личности:

1)групповая работа, работа в парах

2)семинары.

3) ролевые и деловые игры («Корректор», «Точка зрения», «Вертушка», «Компакт-опрос»)

4)языковые игры («Перевёртыши», «Буриме»).



В раздел образования