Напоминание

Разнообразие звуков окружающего мира


Автор: Киселёва Галина Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ" имени Героя Советского Союза П. Шимск
Населённый пункт: п. Шимск Новгородская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Разнообразие звуков окружающего мира
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Конспект

индивидуального

коррекционно-развивающего

занятия

по

теме:

«Разнообразие звуков окружающего мира»

Автор: Киселёва Галина Евгеньевна, учитель

МАОУ»СОШ» п. Шимск

Новгородской области

Описание

материала:

предлагаю

вам

конспект

индивидуального

коррекционно-развивающего

занятия

по

теме:

«Разнообразие

звуков

окружающего мира» для обучащихся с ТМНР.

Данный материал будет полезен педагогам, работающим с детьми с ТМНР,

ОВЗ. Это конспект коррекционного занятия, направленного на формирование

у

обучащихся

с

ТМНР

способности

выделять

и

различать

звуки

окружающего мира.

Интеграция

познавательных

областей:

«Познание»,

«Коммуникация»,

«Социализация»

Цель: организация творческой работы учащегося и социализация умственно

отсталого ребенка в мире звуков.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить ребенка с понятиями: “звук”, “неречевые и речевые звуки”;

-

научить

узнавать

природные,

технические,

музыкальные

звуки,

голоса

животных и людей, различать и сравнивать их;

- научить анализировать звуки только на слух (без опоры на зрение).

Коррекционные:

-

развивать

познавательные

возможности

учащихся

на

основе

научного

системного изложения материала, путем привлечения учащихся к активной

мыслительной

деятельности

на

всех

этапах

урока

с

применением

инновационных технологий;

- развивать общую и мелкую моторику;

- формировать продолжительность выдоха;

- тренировать мимическую мускулатуру лица;

-

развивать

слуховое

внимание,

слуховую

память

и

фонематическое

восприятие;

- формировать навыки самоконтроля за речью через оральный, тактильно-

вибрационный, акустический контроль;

- развивать зрительное восприятие.

Воспитательные:

- обучить коммуникативным навыкам работы.

Демонстрационный материал:

- карта планеты “Чудо звуки”;

- игрушка – Ёжик;

- «сундучок со звуками»;

- дерево с нарисованными яблоками;

- компьютер, записи звуков природы;

-

ширма

с

предметами

для

демонстрации

звуков

(вода,

музыкальные

инструменты, карандаш, колокольчик, погремушка).

Раздаточный материал:

- трубочки для коктейля;

- цветные карандаши;

-инструменты

для

извлечения

звуков:

деревянных,

металлических,

стеклянных, шуршащих;

- музыкальные инструменты.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,

релаксация, валеологическая пауза.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться – доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

(педагог предлагает улыбнуться друг другу.)

– Молодец! Начинаем наше занятие.

2.

Упражнения

на

развитие

мелкой

моторики

пальцев

рук,

дыхательные и мимические:

Педагог. Сегодня к нам в гости пришел Ёжик и привёз с собой сундучок,

в котором спрятались звуки. Стоит только произнести волшебные слова

и

открыть

сундучок,

как

звуки

выпорхнут

наружу.

Ты

хочешь

отправиться на планету звуков? Давай произнесём волшебные слова.

(Звучит музыка.)

Ребенок вместе с педагогом

Чок-чок-чок –

Открываем сундучок.

Ди-ди-ди –

Звуки в гости приходи.

Педагог. С помощью волшебных слов мы попали на планету звуков,

давай отправимся в путешествие по этой планете.

– А вот и пруд рядом. Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобрази

цветы с помощью своих пальчиков.

(Ребенок выполняет задание.)

– Понюхай их.

(ребенок

делает

глубокий

вдох

носом,

медленный

выдох

через

“трубочку”).

– А вот мимо пролетели бабочки, проползли божьи коровки, паучки,

пробежал зайчишка.

(ребенок выполняет упражнения пальчиковой гимнастики).

– Ты удивилась? Покажи, как ты удивилась. А теперь улыбнись.

(Ребенок выполняет задание).

– Молодец! С хорошим настроением отправляемся дальше.

3. Педагог. Продолжаем путешествие по планете звуков. Оказывается

жители планеты Чудо звуки – не видимые! Для того чтобы их услышать,

поиграем в “Молчанку”: сейчас ты положишь ручки на парту, на ручки

головку, закроешь глазки и будешь слушать.

“Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы молчать и спокойно слушать”.

Через одну-две минуты после молчания ребенку задаётся вопрос: “Что

ты успела услышать?”.

(ребенок

перечисляет

звуки

услышанные

в

кабинете,

за

дверью,

за

окном).

Педагог. Давай сыграем ещё в одну игру “Угадай, что я делаю?”

Ребенок слушает и отгадывает производимое педагогом действия за

ширмой: стук карандашом, деревянными ложками, звук погремушки,

хлопки в ладоши, переливание воды, игра на барабане, в бубен.

Педагог. (уточняет): “Ты не видела, что я делаю, но узнавала это по

звучанию. Ты слышала “звуки”. Обрати внимание, как образуется звук –

происходит

движение

предметов:

“карандаши,

молоток,

деревянные

ложки, палочки лежат – звуков нет, когда они стучат, движутся, мы

слышим звуки. Предметов много, и звуков тоже очень много, и все они

разные. Мы живем среди звуков, только не всегда их слушаем. А их

интересно слушать и различать”.

Звуки бывают речевые, которые мы с тобой не только слышим, но можем

сами

произносить

это

человеческие

звуки.

И

неречевые,

которые

образуются вокруг нас с помощью движения предметов.

– Ответь на вопрос: как называется то, что мы слышим? (Звуки.)

4. Педагог. Давай пойдём к ним в гости. Посмотри, наши звуки живут в

разных домиках. (На доске карта планеты “Чудо звуки”.)

– Отгадай, кто живёт в первом домике?

(Звучат звуки неживой природы)

Педагог. Как

ты

думаешь,

где

образуются

эти

звуки? (В

неживой

природе.) Попробуем подружиться с жителями этого домика. Для этого

ты должна сама с помощью своего голоса изобразить звуки неживой

природы.

Педагог. А теперь познакомимся с жителями второго домика. Слушай

внимательно.

(Звучат звуки живой природы)

Педагог. Догадалась, кто в этом домике живёт? Идём с ними на контакт.

Попробуем как можно больше произнести звуков живой природы. Я

думаю, у тебяс это хорошо получится!

– Отправляемся дальше. Кто же поселился в третьем домике?

(Звучат звуки техники)

педагог. Угадала?

Молодец!

Это

звуки

техники.

Попробуй

сама

произнести какие-нибудь технические звуки.

Педагог. А кто же у нас спрятался в последнем домике?

(Звучат звуки людей)

педагог. Кто

там

живёт?

Правильно,

человеческие

звуки.

Попробуй

изобразить детей, стариков, строгих людей, добрых, весёлых, грустных.

Очень хорошо! Мы познакомились со звуками, которые живут в этих

домиках, но планета звуков очень большая, и жителей в ней очень много.

Со

всеми

за

одно

путешествие

не

познакомишься.

Послушай

внимательно, как разнообразны звуки окружающего мира.

Физкультминутка

Одновременно под звуки природы проведём физкультминутку, которая

называется “Танец собственного тела”.

Сначала

танцуют

только

отдельные

части

тела

(руки,

ноги,

голова,

плечи), затем все вместе по инструкции педагога. Движения должны

быть

плавными,

мелодичными. (Физкультминутка

направлена

на

развитие

мышечного

чувства,

координации

мелкой

и

крупной

моторики).

5. Педагог. Но это ещё не всё!

– Обрати внимание, рядом с домиками на полянке растёт волшебное

дерево с необычными яблоками. А кто в яблочках живет, мы сейчас

узнаем.

(На

обратной

стороне

яблок

нарисованы:

ракета,

машина,

мышка,

утёнок, муха, девочка.)

Педагог. Покажи, какие звуки издают эти существа и предметы?

Посмотри, у нас такие же картинки, что и на волшебных яблочках. Но

они чёрно-белые. Сделай их мир ярче, красочнее, порадуйте жителей

планеты.

– Возьми цветные карандаши и раскрась рисунки.

6. Педагог. Звукам очень понравилась твоя работа. Молодец!

П.,

заметь,

побывав

в

домиках

звуков,

как

мы

с

тобой

пробовали

повторить

различные

звуки,

кто

был

нашим

помощником? (Наш

ротик.) Но в начале нашего путешествия мы говорили, что звуки могут

образовывать вокруг нас с помощью движения предметов без помощи

ротика.

Самые

обычные

предметы

могут

зазвучать,

запеть,

если

аккуратно

постучать

о

них.

Попробуйте

сама

сыграть

мелодию

с

помощью предметов, которые лежат у тебя на парте.

Ребенок

по

очереди

извлекает

звуки:

деревянные,

стеклянные,

металлические, шуршащие. А педагог: музыкальные.

Необходимо с помощью наводящих вопросов подвести ребенка к тому,

что звуки, извлекаемые с помощью предметов из дерева – деревянные, из

стекла – стеклянные, из металлических предметов – металлические, из

бумаги

шуршащие,

с

помощью

музыкальных

предметов

музыкальные.

7. Вывод:

– Мы живём в мире разнообразных звуков: природных, технических,

человеческих,

музыкальных.

Наибольшее

разнообразие

звуков

в

природе.

Итог занятия:

Педагог. Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Пора

закрывать сундучок.

С

к е м

м ы

п о з н а к о м и л и с ь

в

н а ш е м

п у т е ш е с т в и и ?

– Что мы делали во время занятия?

Ребенок отвечает.

Педагог. Какое было сегодня занятие?

Ребенок. Интересное,

веселое,

забавное,

необычное,

увлекательное,

классное, смешное.



В раздел образования