Напоминание

Учебный предмет "Эстрадное пение" 3 года обучения


Автор: Починова Ирина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАУ ДО "Областная детская школа искусств
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Музыкальное исполнительство"
Тема: Учебный предмет "Эстрадное пение" 3 года обучения
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»

(ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ /ЭСТРАДНОЕ ПЕНИЕ/)

по учебному предмету

«ЭСТРАДНОЕ ПЕНИЕ»

Срок реализации: 3 года

Возраст поступающих: 10-15 лет

Ульяновск 2018

РАССМОТРЕНО И

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

ГАУ ДО «ОДШИ»

Протокол №__1_

От « 27 » __08__2018__г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГАУ ДО «ОДШИ»

______________Ю.Ю. Гаврилова

Приказ № 567/П

от «__»__08__» 2018 г.

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

ГАУ ДО «ОДШИ»

Протокол №__1_

От « 29 » __08__2018__г.

РАЗРАБОТЧИК: преподаватель по классу вокала эстрадно-джазового

отделения высшей квалификационной категории ГАУ ДО «ОДШИ»

И.А.Починова.

РЕЦЕНЗЕНТ: преподаватель по классу вокала эстрадно-джазового отделения

высшей квалификационной категории ГАУ ДО «ОДШИ» И.Н.Краснова.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка

- Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

II.

Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список учебной и методической литературы

- Список рекомендуемой учебной литературы

- Список рекомендуемой методической литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного процесса, его место

и роль в образовательном процессе

Программа

учебного

предмета

«Эстрадное

пение»

разработана

на

основе

«Рекомендаций по организации образовательной и методической

деятельности

при

реализации

общеразвивающих

программ

в

области

искусств»,

направленных

письмом

Министерства

культуры

Российской

Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, учебной программы «Эстрадное

пение»

от

2002

года

для

ДМШ

и

музыкальных

отделений

ДШИ,

составленной преподавателем ДШИ им. М.А. Балакирева Г.В. Палашкиной,

а

также с учётом многолетнего личного педагогического опыта в области

вокального исполнительства в детских школах искусств.

В современной музыке эстрадное пение занимает особое место. В

отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное

пение

возникло

из

бытового

фольклора

разных

культур

и

отличается

многообразием форм и направлений. Несмотря на существенные различия с

классическим

вокалом,

эстрадный

вокал

базируется

на

тех

же

физиологических

принципах

в

работе

голосового

аппарата

и

является

предметом вокальной педагогики.

Эстрадное пение является наиболее популярным и доступным видом

музыкального искусства. Певческий голос ребенка обладает неповторимым

тембром и красотой звучания. Владение им, как уникальным природным

живым

музыкальным

инструментом,

требует

длительного

изучения

под

руководством педагога. Дети учатся петь, держаться на сцене, развивают свои

артистические навыки как в сольном исполнении так и в дуэтах и трио.

Обучение

детей

и

подростков

эстрадному

пению

способствует

приобщению

их

к

основам

мировой

музыкальной

культуры,

развитию

музыкально-эстетического

вкуса,

формированию

исполнительских

вокальных умений и навыков.

К обучению по данной программе приступают дети, освоившие курс

обучения по дополнительной общеразвивающей образовательной программе

«Основы

музыкального

исполнительства»

(эстрадно-джазовое

отделение

/эстрадное пение/) и имеющие желание продолжить музыкальное развитие в

области эстрадно-джазового вокального исполнительства.

Данная

программа

предполагает

достаточную

свободу

в

выборе

репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не

ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих

получить исполнительские навыки.

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на

принципе

вариативности

для

различных

возрастных

категорий

детей,

обеспечивает

развитие

творческих

способностей,

формирует

устойчивый

интерес к творческой деятельности.

Предлагаемая

программа

рассчитана

на

трехлетний

срок

обучения,

возраст учащихся по программе – 10-18 лет. Возраст поступающих – 10-15

лет.

В

целях

получения

учащимися

дополнительных

знаний,

умений

и

навыков,

расширения

музыкального

кругозора,

закрепления

интереса

к

музыкальным занятиям, развития исполнительских навыков рекомендуется

реализовывать

программу

«Эстрадное

пение»

в

тесной

взаимосвязи

с

учебным

предметом

«Ансамбль».

Занятия

ансамблевым

исполнением

развивают

музыкальное

мышление,

расширяют

музыкальный

кругозор

учащихся,

готовят

их

к

восприятию

музыкальных

произведений

в

концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Эстрадное пение» со

сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по

третий годы обучения составляет 34(35) недель в год.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной

работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество

недель

16

18(19

)

16

18(19

)

16

18(19

)

Аудиторные

занятия

32

36(38

)

32

36(38

)

32

36(38

)

204(210)

Самостоятельна

я работа

32

36(38

)

32

36(38

)

32

36(38

)

204(210)

Максимальная

учебная нагрузка

64

72(76

)

64

72(76

)

64

72(76

)

408(420)

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Эстрадное пение» при 3-

летнем сроке обучения составляет 408(420) часов. Из них: 204(210) часов –

аудиторные занятия, 204(210) часов – самостоятельная работа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

1

- 3 классы – по 2 часа в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

1-3 классы – по 2 часа в неделю.

Форма проведения учебных занятий

Занятия

проводятся

в

индивидуальной

форме,

которая

позволяет

преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами

дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является создание условий для развития и

реализации

творческого

потенциала

обучающихся

в

области

эстрадного

вокального пения и музыкальной культуры, обучение вокально-техническим

и музыкальным навыкам.

Задачи учебного предмета

обучение певческим навыкам (устойчивое певческое дыхание на опоре,

ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокая

эстрадная

позиция,

точное

интонирование,

певучесть,

напевность

голоса, четкая и ясная дикция, правильная артикуляция);

обучение правилам охраны и гигиены детского голоса;

обучение основам музыкальной грамоты;

формирование навыков работы с фонограммой, микрофоном, вокально-

усилительной аппаратурой;

обучение выразительному исполнению произведения;

развитие музыкального слуха и музыкальной памяти;

развитие чувства метра, темпа, ритма;

овладение

исполнительскими

навыками

в

вокально-музыкальном

ансамбле;

формирование

бережного

отношения

к

слову,

навыков

работы

с

текстом;

воспитание художественного и музыкального вкуса;

воспитание творческой, духовной и культурно развитой личности;

развитие

умения

использовать

полученные

знания

и

навыки

в

организации своего досуга.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

сведения

о

затратах

учебного

времени,

предусмотренного

на

освоение учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки учащихся;

формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

методическое обеспечение учебного процесса.

В

соответствии

с

данными

направлениями

строится

основной

раздел

программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов в овладении мастерством пения);

-

эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественные

впечатления).

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Реализация

программы

учебного

предмета

«Эстрадное

пение»

обеспечивается:

доступом

каждого

учащегося

к

библиотечным

фондам

и

фондам

фонотеки, аудио и видеозаписей;

учебными аудиториями для индивидуальных занятий, оснащенными

пианино или синтезатором, звукоусилительной аппаратурой, микрофоном,

зеркалом.

В образовательной организации должны быть созданы условия для

содержания,

своевременного

обслуживания

и

ремонта

музыкальных

инструментов.

Библиотечный

фонд

укомплектовывается

печатными,

электронными

изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

учебного предмета

«Эстрадное пение»

Содержание и виды работы

классы

I

II

III

1. Певческая установка. Изучение нотной

грамоты. Работа с микрофоном.

8

8

8

2 .Пение учебно-тренировочного

материала. Распевание

8

8

8

3. Формирование певческого дыхания

4

4

4

4. Формирование вокально-фонационных

навыков

4

4

4

5.Формирование певческой артикуляции

4

4

4

6. Формирование звуковысотного

интонирования

6

6

6

7. Пение произведений:

вокализы

песни отечественных и зарубежных

авторов

джазовые стандарты

34

(36)

34

(36)

34

(36)

народные песни

романсы, арии из мюзиклов

Итого:

68

(70)

68

(70)

68

(70)

Годовые требования

Учебная программа по предмету «Эстрадное пение» рассчитана на

детей,

прошедших

обучение

по

ДООП

«Основы

музыкального

исполнительства»

и

имеющих

начальные

вокально-технические

и

исполнительские

навыки

эстрадного

пения.

В

распределении

учебного

материала

по

годам

обучения

учтен

принцип

систематического

и

последовательного

обучения.

Данная

программа

поможет

учащимся

закрепить и развить полученные ранее знания и умения при изучении нового

более

сложного

вокального

репертуара.

Обучение

по

данной

программе

станет новой, более высокой ступенью в вокальном развитии учащихся.

Содержание

учебного

предмета

«Эстрадное

пение»

соответствует

направленности общеразвивающей программы на приобщение учащихся к

любительскому исполнению эстрадного вокального репертуара.

Годовые требования содержат репертуарные списки, разработанные с

учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся.

Для

продвинутых

учащихся,

а

также

с

учетом

их

возрастных

возможностей

может

разрабатываться

и

использоваться

более

высокий

уровень сложности программных требований.

Первый год обучения

Осуществляется анализ состояния данных учащихся, их развитие, и, с

учётом

вступления

в

переходный

возрастной

период,

определяются

индивидуальные задачи. При благоприятном состоянии голоса у учащихся с

хорошими данными возможно некоторое расширение диапазона звучания, без

форсировки и напряжения.

Осуществляется

работа

над

закреплением

вокально-технических

навыков

и

освоением

эстрадного

вокального

репертуара.

Прежде

всего

имеются

в

виду:

навык

красивого

и

выразительного

пения,

дикции

и

артикуляции, «опёртого» дыхания, развития тембра, певучести голоса; навык

работы с микрофоном и навык работы с фонограммой «минус», а также

умение самостоятельно работать над изучением вокального произведения.

Осуществляется работа по разбору и исполнению произведений a capella

(петь

и

играть).

Следует

приобщать

учащихся

к

работе

с

иностранным

репертуаром, по возможности включать и джазовые произведения, знакомить

учащихся с особенностями данного вида музыки.

Большое место отводиться пению упражнений, содержащих мажорные

и минорные гаммы вверх и вниз, движение по аккордовым звукам, опевания,

прилегающие звуки, скачки на кварту, квинту, октаву вверх и вниз, арпеджио.

Полезны упражнения, построенные на пунктирном

и синкопированном

ритме. Наряду с упражнениями рекомендуется пение песен отечественных и

современных

авторов,

песен

военных

лет,

исполнение

произведений

на

иностранном языке.

Произведения зарубежных авторов и исполнять их на языке оригинала

(английском, французском, итальянском и т. д.) Это развивает фонетический

слух, знакомит с иной стилистикой, помогает освоить ту или иную манеру

исполнения. Методика разучивания вокального произведения сохраняет свои

этапы – слушание песни, еѐ анализ, разучивание и осмысливание текста

песни,

отработка

мелодии

песни

(отдельных

мотивов,

ритмических

сложностей,

нюансов).

Способ

исполнения

манера

пения.

Доведение

исполнения

песни

до

уровня,

пригодного

для

публичного

исполнения,

отрабатываем

навыки

актѐрского

мастерства.

Осуществляем

работу

над

эстрадным номером: раскрыть индивидуальность исполнителя, выстроить

драматургию

номера,

определить

его

идею,

знать

и

учитывать

природу

специфических

выразительных

средств

жанра.

Актѐрское

решение

исполняемых песен. Уметь сочетать пение с различными танцевальными

движениями.

«Мелочи»

сценического

поведения

и

концертного

костюма

исполнителя.

Основные

принципы

поведения

на

сцене.

Творческая

мобилизованность. Умение действовать и это действие выразить пением,

словом,

мимикой,

жестом,

звуком,

пластикой.

Учащийся

должен

уметь

работать с микрофоном: отводить подальше от себя микрофон при высокой,

громкой кульминационной ноте и приближать при исполнении речитатива

или

низких

нотах,

смело

двигаться

с

микрофоном

в

руках,

сохраняя

правильное его положение.

В течении учебного года учащийся обязан разучить 1-2 вокализа или

песни напевного характера, 4-5 вокально-эстрадных произведений.

Текущий и промежуточный контроль

Осуществляется в виде академического концерта, контрольного урока,

или

участия

в

концертном

выступлении

или

конкурсе

в

зависимости

от

исполнительского уровня учащихся.

В

конце

первого

полугодия

учащийся

должен

исполнить

два

разнохарактерных произведения:

отечественную или зарубежную популярную песню

вокализ или песню напевного характера

В

конце

второго

полугодия

учащийся

должен

исполнить

два

разнохарактерных произведения.

За

год

учащийся

может

выступать

на

классных

и

академических

вечерах. Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных

выступлений могут выставляться педагогом по четвертям.

Примерные репертуарные списки

Н. Ваккаи «Вокализы»

Ф. Абт «Вокализы»

А. Бабаджанян «Лучший город земли»

М Дунаевский «Колыбельная» из к/ф «Цирк»

А. Зацепин «Песенка про медведей»

И.Зубков «За розовым морем»

А.Лепин «Песенка о хорошем настроении»

Р.н.п. «Валенки»

Ю. Началов «Ах, школа, школа»; «Дюймовочка».

М. Дунаевский «Леди совершенство»; «Цветные сны»

В. Цветков «Снова вместе»; «Может это не любовь».

Ж. Колмагорова «Это весна»; «Музыка моя»; «Святая Россия».

А. Ермолов «Осенний блюз»; «Ты так красиво,

Подмосковье»; «Музыка рисует дождь»; «Сегодня дождь».

И.Черник «Алые паруса»; «Улетают сны».

В.Дашкевич (Ю.Ким) – «Пэппи».

Н. и В. Осошник «За окнами дождь»; «Васильковая страна»;

«Бибика»; «Школьный блюз».

С.Аувстрецкий (С.Минаков) «Я попрошу тебя, Господи».

И.Крутой «Я пою»; «Музыка».

А. Вербицкий «Идѐт девчонка».

Дм.Пилов «Детство»; «Праздник-король».

Заволокины «Русский перепляс».

В. Купревич (М. Хотимский) «Пряники русские».

В. Алексеев «Что такое счастье»; «В небе облака»;

«Песня о школе».

Г.Струве «Спасибо вам, учителя».

Е.Крылатов «Ваши глаза»;

Н. Богословский «Тѐмная ночь».

М. Фрадкин «Случайный вальс».

М. Блантер «В лесу прифронтовом».

И. Дунаевский «Как много девушек хороших».

А. Владимирцов «О любви не говори».

П.Маккартни «Об-ла-ди, об-ла-да»

Дж. Херман «Хеллоу, Долли!»

Дж. Ширинг «Колыбельная»

Дж.Гершвин «Летняя пора»

Второй год обучения

В

течение

учебного

года

следует

обратить

внимание

на

устранение

имеющихся

недостатков

в

организации

процесса

певческого

дыхания

и

органичного

звуковедения.

Кроме

того

следует

продолжить

работу

по

выравниванию звучания по всему диапазону, развитию подвижности голоса,

над

исполнительскими

задачами,

включая

музыкальное

и

смысловое

интонирование, эмоциональность исполнения произведений, а так же над

развитием

навыков

публичных

выступлений.

В

результате

второго

года

обучения

учащийся

должен

закрепить

полученные

ранее

вокально-

технические навыки; должен обладать красивым тембром голоса, овладеть

различными динамическими оттенками. Должен уметь применять эстрадно-

джазовые форшлаги, группетто, пассажи; уметь работать с фонограммой и

микрофоном, иностранным текстом, самостоятельно разбирать произведение

для

исполнения a

capella;

уметь

включать

сценическую

образность

в

исполнение музыкального материала.

Программа

второго

года

обучения

включает

пение

упражнений

с

различными приёмами: non legato, legato, staccato, опевания, субтон, вибрато,

пря мой

звук,

фруллато,

с

д ина мич е с кой

ат а кой

звука

( д р а

йв).Отрабатываются

мажорные

и

минорные

гаммы,

интервалы

в

пределах октавы, арпеджио.

Наряду с упражнениями рекомендуется пение песен отечественных и

современных авторов, песен военных лет, классической вокальной музыки

(романсов), исполнение произведений на иностранном языке.

В течении учебного года учащийся должен разучить 1 – 2 вокализа, 5 – 6

вокальных произведений различного характера и содержания.

Текущий и промежуточный контроль

Осуществляется в виде академического концерта, контрольного урока,

или

участия

в

концертном

выступлении

или

конкурсе

в

зависимости

от

исполнительского уровня учащихся.

В конце первого полугодия учащийся должен исполнить два произведения:

отечественную или зарубежную популярную песню

вокализ или песню напевного характера

В

конце

третьей

четверти проводиться технический зачёт на котором

исполняются:

Гаммы мажорные и минорные

2 вокализа

Проверяется знание терминов и обозначений

В

конце

второго

полугодия

учащийся

должен

исполнить

два

разнохарактерных произведения.

В течение учебного года учащийся может выступать на классных и

академических

вечерах.

Оценки

за

работу

в

классе

и

дома,

а

также

по

результатам

публичных

выступлений

могут

выставляться

педагогом

по

четвертям.

Примерные репертуарные списки

Н. Ваккаи Вокализы

Ф. Абт

Вокализы

Ю. Саульский «Осенняя мелодия»

Б. Бычков «Все могут короли»

А. Зацепин «До свидания, лето»

А. Пахмутова «Надежда»

Ж. Колмагорова «Это весна»

«Музыка моя»

«Святая Россия»

Е.Крылатов «Ваши глаза»

Н. Богословский «Тёмная ночь»

М. Фрадкин «Случайный вальс»

«В лесу прифронтовом»

И. Дунаевский «Как много девушек хороших»

А. Владимирцов «О любви не говори»

М. Минков «Старый рояль»

Б. Серкебаев «Белая река»

М. Фадеев «Я просто влюбилась»

Р.Паулс «Чарли»

А.Макаревич «Осень»

Дж.Гершвин «Хлопай в ладоши»

Ит.н.п. «Голубка»

Т. Кехлер «Сквозной ветер»

Ю,Михальчик «Лебедь белая»

Ю.Мартынов «Лебединая верность»

В.Началов «Герой не моего романа»

Третий год обучения

Продолжается работа над закреплением всех полученных ранее знаний,

вокально-технических

навыков.

Произведения

выпускной

программы

должны

быть

подобраны

так,

чтобы

учащийся

смог

показать

свои

исполнительские возможности: диапазон голоса, тембр, динамику, умение

двигаться и держаться на сцене. Желательно показать умение выпускника

ориентироваться в различных жанрах популярной и джазовой музыки.

В

программу

третьего

года

обучения

входит

пение

вокальных

упражнений, включающих мажорные и минорные трезвучия, арпеджио в

медленном темпе, мажорные и минорные гаммы в более быстром темпе,

тесситурные скачки.

В течении учебного года учащийся должен разучить и исполнить 6-7

произведений различного характера и содержания по плану программы.

Текущий и промежуточный контроль

Осуществляется в виде академического концерта, контрольного урока,

или

участия

в

концертном

выступлении

или

конкурсе

в

зависимости

от

исполнительского уровня учащихся.

В

конце

первого

полугодия

учащийся

должен

исполнить

д ва

разнохарактерных произведения.

В

конце

третьей

четверти проводиться технический зачёт на котором

исполняются:

Гаммы мажорные и минорные

2 вокализа

Проверяется знание терминов и обозначений

В конце второго полугодия на академическом концерте завершающем курс

обучения

учащийся

должен

исполнить

четыре

произведения:

2

разнохарактерные песни отечественных композиторов, песню зарубежного

автора, джазовый стандарт.

Примерные репертуарные списки

Песнь земли М. Джексон

Deat future husbend M. Trainor

Ивушка муз. В. Дьяконова, сл. В. Лозового

Обещание муз. и сл. Джамалдиновой, Антонян

Piu che puoi Э. Рамазотти, Шер

Moon River Г. Манчини, Д. Мерсер

What if - G. Alates, И. Бьернберг

Ангел-хранитель – И.Крутой

Мечта – О.Газманов

Песня о надежде – Е.Крылатов

Спасибо, музыка! – М.Минков

Странники в ночи – Б.Кемпферт

Мама – О.Газманов

Половинка – В.Резников

Ах, этот вечер – М.Дунаевский

Ночью и днем – А.Портер

Карточный домик – В.Резников

Вдохновение – И.Крутой

Ночь в Тунисе – Д.Гиллеспи

A million voices - G. Alates, И. Бьернберг

Примерные вокализы и упражнения

А. Варламов. Школа пения.Избранные вокализы.

Г. Зейдлер. Избранные вокализы.

Г. Панофка. Избранные вокализы.

Г. Шарф. Вокализы для средних голосов.

Дж. Конконе. Избранные вокализы.

М. Глинка. Упражнения для усовершенствования голоса

Н. Ваккаи. Школа пения.

Ф. Абт. Школа пения.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате первого года обучения учащийся должен:

Знать:

- иметь элементарные представления о строении голосового аппарата,

о правильной постанове корпуса при пении,

- каким должно быть певческое дыхание: спокойный без напряжения

вдох,

задержание

выдоха

перед

началом

пения

(люфт-пауза),

выработка

равномерного выдоха,

- о чётком произношении согласных звуков,

- вокальные упражнения,

- правила охраны голоса,

- Уметь:

- правильно держать корпус во время пения,

- правильно открывать рот, свободно опускать челюсть,

- правильно брать дыхание,

- пытаться анализировать качество звука, чистоту интонации,

- распеваться,

- элементарно двигаться во время пения,

- уметь петь под аккомпанемент фортепиано,

- уметь петь под фонограмму.

В результате второго года обучения учащийся должен:

- расширить диапазон голоса, желательно до 1,5 октав,

- освоить разные способы звуковедения: legato, non legato, staccato,

- выровнять звучность гласных,

-

продолжать

работу

над

организацией

дыхания,

связанного

с

ощущением опоры,

-

совершенствовать

работу

с

учебной

фонограммой

«минус»

и

микрофоном.

Знать:

- овладеть теоретическими сведениями: звуковедение non legato и

staccato, атака звука (мягкая, твёрдая и придыхательная), высокая позиция,

резонаторы, певческое вибрато и др.

Уметь:

- правильно держать корпус во время пения,

- правильно открывать рот,

- правильно брать дыхание,

- распеваться,

- двигаться во время пения,

- уметь петь под аккомпанемент,

- уметь петь под фонограмму.

В результате третьего года обучения учащийся должен:

-

отработать

и

закрепить

полученные

ранее

вокально-технические

навыки, - в соответствии со способностями, овладеть подвижностью голоса,

- выявить тембр голоса,

- расширить диапазон.

Знать:

- штрихи в музыке,

- овладеть теоретическими сведениями (для детей старшего возраста):

певческое вибрато, микст, переходные ноты, фразировка, нюансы, глиссандо

и др.

Уметь:

- правильно брать дыхание,

- экономно распределять дыхание во время пения,

- правильно формировать гласные,

- петь разными штрихами,

- кратко характеризовать исполняемое произведение,

- анализировать собственное исполнение,

-работать

с

профессиональной,

без

мелодии

произведения,

фонограммой,

- уметь петь с микрофоном,

- двигаться и танцевать во время пения.

Результатом освоения программы по учебному предмету «Эстрадное

пение»

является приобретение учащимися следующих знаний, умений и

навыков:

навыков исполнения эстрадно-вокальных произведений;

умений

использовать

выразительные

средства

для

создания

художественного образа;

умений самостоятельно разучивать

эстрадно-вокальные произведения

различных жанров и стилей;

знаний основ музыкальной грамоты;

знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном

искусстве;

знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

навыков публичных выступлений;

навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-

просветительской деятельности образовательной организации.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Контроль

знаний,

умений,

навыков

учащихся

обеспечивает

оперативное

управление

учебным

процессом

и

выполняет

обучающую,

проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные

формы

контроля

успеваемости

учащихся

позволяют

объективно

оценить

успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету

«Эстрадное

пение» являются:

текущий контроль успеваемости учащихся,

промежуточная аттестация,

итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством

освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена

на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету,

на

ответственную

организацию

домашних

занятий

и

может

носить

стимулирующий характер.

Текущий

контроль

осуществляется

регулярно

преподавателем,

отметки

выставляются

в

журнал

и

дневник

учащегося.

В

них

учитываются:

отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

качество выполнения домашних заданий;

инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке,

так и во время домашней работы;

темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные

оценки.

Промежуточная

аттестация

определяет

успешность

развития

учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации

являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также

концерты,

тематические

вечера

и

прослушивания

к

ним.

Участие

в

концертах

приравнивается

к

выступлению

на

академическом

концерте.

Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную,

годовую и итоговую оценки.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация по программе «Эстрадное пение» осуществляется

в виде академического концерта, завершающего курс обучения.

Критерии оценки

Критерии

оценки

качества

подготовки

учащегося

позволяют

определить

уровень

освоения

материала,

предусмотренного

учебной

программой.

Основным

критерием

оценок

учащегося,

осваивающего

общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского

текста, художественная выразительность, владение вокально-техническими

приемами.

При

оценивании

учащегося,

осваивающегося

общеразвивающую

программу, следует учитывать:

формирование

устойчивого

интереса

к

музыкальному

искусству,

к

занятиям музыкой;

наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах

музыкально-исполнительской

деятельности:

сольном,

ансамблевом

исполнительстве;

степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

По

итогам

исполнения

программы

на

зачете,

академическом

прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает

исполнение

программы,

соответствующей

году

обучения,

наизусть,

выразительно; отличное знание текста, владение

необходимыми

вокально

-

техниче скими

навыками; хорошее звукообразование, понимание

стиля исполняемого произведения.

4 («хорошо»)

программа

соответствует

году

обучения,

грамотное

исполнение

с

наличием

мелких

вокально - технических недочетов, недостаточно

убедительное

донесение

образа

исполняемого

произведения

3 («удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при

исполнении обнаружено плохое знание

текста,

вокально

-

технические

ошибки,

характер

произведения не выявлен

2

(«неудовлетворительно»)

незнание

наизусть

текста,

слабое

владение

в о к а л ь н о

-

т е х н и ч е с к и м и

н а в ы к а м и ,

подразумевающее плохую посещаемость занятий

и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает

достаточный

уровень

подготовки

и

исполнения на данном этапе обучения.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Перед началом обучения педагог должен проверить:

- диапазон голоса;

- музыкально-вокальные данные;

-

прослушать

вокальное

произведение

(народная

песня,

детская

песня,

произведение современного композитора);

- прослушать стихотворение, басню, прозу.

На

первых

уроках

педагог

должен

внимательно

изучить

природные

данные, строение и особенности вокального аппарата учащегося, недостатки

и

дефекты

пения

(сип,

гнусавость,

крикливость,

заглубленность

звука,

вялость, тремоляция, перегрузка дыхания, зажим челюсти, скованность и

др.), наметить достоинства. Затем в процессе занятий и общения необходимо

выявить

особенности

психики,

уровень

интеллектуального

развития

и

воспитания учащегося. Только тогда можно точно поставить учебные задачи

и подобрать репертуар в каждом конкретном случае.

Начиная вырабатывать правильный певческий тон legato, рекомендуется

следить за тем, чтобы учащийся пел свободно, естественно, без напряжения,

сначала на небольшом диапазоне, затем постепенно расширяя диапазон с

учетом

возрастающих

возможностей

учащегося.

В

процессе

обучения

обязательно исполнение произведений под аккомпанемент концертмейстера.

В связи с этим, концертмейстеру важно уметь свободно транспонировать.

Затем постепенно можно вводить исполнение произведений под фонограмму,

при

этом

звучание

фонограмм

должно

отличаться

хорошим

качеством.

Тональность фонограммы необходимо подстраивать под певческий диапазон

и

индивидуальные

возможности

учащегося,

каждый

раз

опуская

или

поднимая

их

на

необходимое

количество

полутонов

с

помощью

компьютерных программ и других технических средств. На первых порах

желательно

дублирование

мелодической

линии

в

музыкальном

сопровождении.

Важно уделять внимание развитию техники, постепенно увеличивая

трудность упражнений и вокализов, совершенствуя технические возможности

и профессиональное звучание голоса. Вокализы также являются основой для

выявления тембральных особенностей и динамического звучания голоса. В

дальнейшем это подводит певца к художественно-выразительному пению

произведений с текстом. В качестве вокализов поначалу можно использовать

мелодии

детских

песен

или

небольшие

мелодии,

которые

пользуются

популярностью, а так же рабочий материал, используемый для пения на

уроках сольфеджио. Вокализы и другие исполняемые произведения полезно

петь как сольфеджируя, так и на личные гласные или слоги, формируя единое

звукообразование и кантиленное пение, вырабатывая чистоту интонации и

координацию между слухом и голосом. Немаловажное значение на уроке

имеет

знание

музыкально-вокальной

терминологии,

которая

способствует

наилучшему

пониманию

«музыкального

языка»

исполняемого

материала.

Однако вокально-техническая сторона не должна развиваться в отрыве от

художественной. Технику следует подчинять творческим задачам. Будущего

исполнителя

нужно

научить

разбираться

и

в

содержании

исполняемого

произведения, при этом уделяя большое внимание красивому произношению

слов, ясной дикции, помогающей донести до слушателя смысл произведения.

Оценив степень осваивания основных вокально-технических навыков,

педагог принимает решение о внедрении в дальнейшую вокальную работу

микрофона

и

обучает

его

правильному

использованию.

На

этом

этапе

педагогу необходимо использовать в равной степени как пение в микрофон,

так и без него. Постоянное пение в микрофон с использованием голосовых

эффектов (hall, reverb) может навредить слуховым представлениям учащегося

об истинном звучании собственного природного голоса, свести на ,,нет”

понятия о дыхании, атаке звука, звукообразовании, и, что очень важно, о

моменте смыкания голосовых связок. Стремиться к тому, чтобы микрофон и

другие

голосовые

эффекты

подчинялись

звучанию

голоса,

являлись

его

дополнением и украшением, а не наоборот!

Для развития навыков дыхания обучающимся необходимо использовать

дыхательные упражнения с физическими нагрузками (предмет «сценическое

движение»).

По

мере

приобретения

вокально-технических

навыков

рекомендуется участие в классном или вокальном ансамблях.

Для наилучшего достижения координации между слухом и голосом,

выработке

чистой

интонации,

а

так

же,

учитывая

особенности

периода

мутации для всех обучающихся, целесообразно предусмотреть совмещение

занятий

пением

с

обучением

игре

на

фортепиано

или

синтезаторе.

Для

проигрывания

песенного

материала

и

подготовки

домашних

заданий,

желательно наличие клавишного инструмента дома.

На протяжении всех лет обучения преподаватель должен следить за

формированием и

развитием

важнейших

вокальных

навыков

учащихся

(дыханием, звуковедением, интонацией, дикцией, пением a capella, актерской

работой

и

др.).

Большое

внимание

педагог

должен

уделять

развитию

мелодического и гармонического слуха ребенка и его музыкальной памяти. В

старших

классах

необходимо

развивать умение

импровизировать

внутри

музыкальной темы, используя звуковысотную импровизацию.

На занятиях эстрадным пением необходимо использовать знания по

эстрадному

и

джазовому

сольфеджио,

сценическому

движению,

жестикуляции,

актерскому

мастерству,

а

так

же

постоянно

работать

с

техническими средствами – микрофонами различных модификаций и др.

аппаратурой.

Большое значение в работе с детьми отводится активности самих

детей,

воспитанию

у

них

инициативы,

творческого

отношения

к

делу.

Контрольные уроки рекомендуется проводить в классе при других учащихся,

родителях, гостях, тем самым постепенно приобщая учащихся к публичным

выступлениям.

Поскольку

концертным

выступлениям

предшествует

кропотливая работа в классе, то слишком частых концертных выступлений

допускать

не

следует.

В

концерте

должны

выступать

только

хорошо

подготовленные, уверенные в себе учащиеся. Известно так же, что не все

дети легко переносят волнения, связанные с публичными выступлениями,

теряют форму, стабильность. Для них нужно менять условия, проводить

показ

работы

в

другой

обстановке.

Однако

для

большинства

детей

выступления стимулируют их интерес и продвижение.

Особенности воспитания детского голоса

Методы

вокального

воспитания

детей

имеют

свою

возрастную

специфику.

Педагог

встречается

с

еще

несложившимся

аппаратом

и

психикой, с изменяющимися возможностями молодого растущего организма.

1 . У детей мл. шк. возраста сила голоса невелика, инд. тембры почти не

проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы

октавы (,,ре” I октавы – ,,до” II октавы). С 7 лет в голосовых складках

начинается

форсирование

специальных

вокальных

мышц,

которое

полностью заканчивается к 12 годам. Гол. аппарат в этом возрасте может

работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции

охраны

голоса

обучение

должно

быть

щадящим.

Целесообразно

использовать

фальцет

и

легкий

микст.

Этому

голосообразованию

соответствует легкое серебристое, преимущественно головное, звучание.

Работу по организации звука нужно строить на игровой основе.

2. Голоса детей 11-13 лет становятся более сильными, расширяется диапазон,

проявляются

различия

в

тембровой

окраске.

Этот

период

считают

временем расцвета

детского

голоса. Основные

вокальные

навыки

дети

должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации.

Здесь должна идти кропотливая работа над воспитанием культуры звука,

развитием

вокального

слуха

и

музыкально-образного

мышления. К

13

годам диапазон расширяется до октавы и децимы (,,до” I октавы - ,,ми, фа”

II октавы).

3 . Необходимо учитывать периоды ростовых сдвигов у детей и подростков.

Это 6-8 и 13-15 лет, когда часто могут проявляться состояния дефицита

активного внимания, другие проявления нестабильности.

4. Мутация. (12-15

лет).

Обучающиеся

этого

периода

требуют

особенно

бережного

отношения

в

дозировке

пения

т.к.

их

голосовой

аппарат

чувствителен к перегрузке. Основной характер голоса, как правило не

меняется,

однако

в

звучании

может

появиться

осиплость

и

хрипы. У

девочек следует избегать форсированного пения, а так же употребления

твердой атаки, как постоянного приема звукообразования. Голоса девочек

обретают полноценное звучание женского голоса. Он становится более

сильным за счет укрепления медиума (медиум – средняя часть диапазона

женского

голоса).

Наиболее

целесообразным

с

точки

зрения

охраны

голоса, будет свободное, эмоциональное, не вялое, но в меру активное

пение, без форсировки звука.

5 . Известна

и

проблема голоса

мальчиков.

В

возрасте

12-14

лет

у

них

начинается период скрытой, а затем острой мутации. Диапазон их голосов

смещается

вниз

примерно

на

октаву,

приобретают

полутораоктавный

диапазон

натурального

грудного

звучания

и

сохраняет

фальцетные

возможности

для

верхнего

участка

диапазона

выше

переходных

нот.

Занятий

в

этот

период

можно

не

прекращать.

Начинать

впервые

заниматься пением в мутационный период нецелесообразно.

С

15-17

лет происходит

стабилизация

юношеского

голоса,

исчезают

болезненные

явления,

связанные

с

перестройкой

аппарата, постепенно

формируется тембр будущего взрослого голоса.

Подбор репертуара

Репертуар

для

учащегося

должен

подбираться

в

зависимости

от

учебной задачи и усложняться от класса к классу. При подборе репертуара

следует

избегать

высокой

или

слишком

низкой

тесситуры

песен,

тональностей,

не

соответствующих

конкретному

голосу

и

возможностям

учащегося, н е

д о п у с к а т ь

з а в ы ш е н и я

р е п е р т у а р а

п о

с т е п е н и

трудности. Литературно-поэтический

текст

и

содержание

произведений

должны соответствовать возрасту.

Огромное

влияние

на

развитие

качества

исполнения

учащимися

произведений

оказывает

работа

педагога

над

художественным

образом,

поэтому

выбранные

произведения

должны

быть

художественно

интересными,

убедительными,

структурно

ясными

и

способствовать

правильному развитию голоса учащегося.

При подборе репертуара педагог должен помнить о необходимости

расширения

музыкально-художественного

кругозора

детей.

Поэтому

в

репертуар каждого ученика должны входить лучшие произведения народной,

классической

и

современной

музыки не

только

российских

авторов

и

исполнителей, но и произведения «звезд» мировой культуры, в том числе и

джазовые

композиции.

При

использовании

произведений

зарубежных

авторов

не

следует

сразу

прибегать

к

пению

на

языке

оригинала,

т.к.

недостаточное

знание

и

понимание

иностранного

языка

сдерживает

формирование у них музыкально-образного мышления.

Исполнение

произведений

должно

отличаться

разнообразной

стилистикой.

В

равной

степени

должны

присутствовать

песни

с

аккомпанементом педагога и фонограммой, не бояться включать в репертуар

песни

a

capella.

Фонограммы

для

исполнения

должны

быть

хорошего

качества. Пение вокализов, начиная с простейших, следует вводить, когда

учащийся овладеет элементами звуковедения и культуры звука.

Формируя

выпускную

программу

в

начале

года,

целесообразно

предусмотреть

варианты

замены

песенного

материала.

С

наиболее

способными и перспективными детьми в конце учебного года возможно

подготовить

программу

сольного

выступления,

составленную

из

лучших

произведений за последние годы обучения.

Индивидуальное учебное планирование.

Концертные выступления.

П р и составлении индивидуального плана необходимо учитывать

начальные

вокальные

и

физические

данные

учащихся,

их

состояние,

изменения и перспективы развития. При проявлении характерных признаков,

связанных с мутацией голоса, необходимо корректировать и учебные задачи.

Учебные

задачи

формируются

на

основе принципа

постепенности

и

последовательности,

единства

художественного

и

технического

развития

певца, с учетом индивидуального подхода. В конце учебного года в плане

следует

отразить

уровень

освоения

педагогических

задач

и

степень

продвижения учащегося, его выступления.

Весь исполнительский репертуар, включая вокализы, планируется

по полугодиям в соответствии с программой и способностями учащегося.

Каждое

произведение

репертуарного

плана

сопровождается

записью

дат

начала и окончания работы над произведением. В индивидуальном плане

педагог

может

указать

произведения,

выбранные

(без

детальной

проработки) для

знакомства с

творчеством

какого-либо

композитора,

с

соответствующим стилем, эпохой, а так же для воспитания и поддержания

интереса учащегося.

В

течение

года

запланировать

1-3

публичных

выступления

(на

родительских собраниях, отчетных и тематических концертах, на конкурсах и

фестивалях). Концертный репертуар составляется только из произведений,

пройденных с педагогом в классе.

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

1) Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг» СПб.. 2007 г.

2) Менабени А.Г. « Методика обучения сольному пению» М.. 1987 г.

3) Морозов В.П. « Вокальный слух и голос» М.. 1965 г.

4) Морозов В.П. « Искусство резонансного пения» М.. 2002 г.

5) Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики» М… 2000 г.

6) Агарков О.И. «Интонирование и слуховой контроль в сольном пении»

Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных Вып. М..1975г.

7) Назайкинский Е.В. « О психологии музыкального восприятия» М..1972 г.

8) Пекерская Е.М. «Вокальный букварь» М..1996 г.

9) Хромушин О. «Джазовое сольфеджио» СПб.. 2002 г.

10) Карягина А. « Джазовый вокал» практическое пособие

для начинающих М..2008 г.

11) Белоброва Е.Ю. «Техника эстрадного вокала»

12) Сет Риггс «Как стать звездой» аудио школа для вокалистов М..2000 г.

13) Романова Л.В. «Школа эстрадного вокала» СПб..2007 г

Вокализы и упражнения:

1) Ваккаи Н. «Школа пения»

2) Абт Ф. «Школа пения»

3) Конконе Дж. «Избранные вокализы»

4) Зейдлер Г. «Избранные вокализы»

5) Варламов А. «Школа пения», «Избранные вокализы»



В раздел образования