Напоминание

Про наши праздники и будни. Собачья и кошачья работа


Автор: Савельева Валентина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Липицкая СОШ"
Населённый пункт: село Липицы
Наименование материала: конспект занятия по внеурочной деятельности "Мы - твои друзья!"
Тема: Про наши праздники и будни. Собачья и кошачья работа
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект занятия по внеурочной деятельности «Мы – твои друзья!»

Тема: «Про наши праздники и будни. Собачья и кошачья работа»

Цели: Обобщение и систематизация знаний детей о домашних животных, их приспособленности к

среде обитания, пользе для человека и развитие в детях гуманного отношения к «братьям нашим

меньшим».

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие личной

ответственности за свои поступки, самостоятельности; способность к самооценке на основе

критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные: Р: уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; работать по

предложенному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в

соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его

завершения; высказывать своё предположение. К: уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения. П:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью

учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя тетрадь, свой жизненный

опыт и информацию, полученную на уроке.

Ход занятия

Оргмомент

Прозвенел звонок веселый.

Заниматься мы готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы

- Сегодня к на занятие к нам должны прийти гости. Хотите узнать кто? Отгадайте загадку:

Мордочка усатая, Шубка полосатая,

Часто умывается, Но с водой не знается. (Кошка)

- Правильно.

Стук в дверь. В класс входит Вероника в костюме котёнка.

Вероника: - Здравствуйте! Это 1"Б"класс? Узнали меня? Я котёнок, мы с вами вместе учимся

заботиться о домашних животных и бережно к ним относиться.

Как тут много ребятишек, девчонок и мальчишек!

А у них есть бантики на верёвочке? Или мячик? Очень я с бантиками играть люблю и за мячиком

бегать.

Учитель. – Конечно, у наших девочек много бантиков.

В: - А мальчики ваши за хвост меня дёргать не будут? Этого я очень не люблю!

У: - Мальчики, что скажем? Не будем обижать нашу гостью?

В: - И последний вопрос. Не спрятался ли здесь мой друг? Никак не могу его найти.

У. - А кто это?

В: - Отгадайте:

В день, наверно, раз по десять, Раз по триста каждый месяц,

Больше тыщи раз в году В переулке и саду, На вокзале,

Во дворе, На мосту, На пустыре, На бульваре, На проспекте

Вам встречались звери эти.

Может, даже вы видали На ошейниках медали?

А скажите, вам известны Их отвага, ум и честь?

Угадали, кто же это есть?

У.– Правильно, собака.

Стук в дверь. В класс входит Саша в костюме щенка.

С: - Здравствуйте! Это 1"Б" класс? А я щенок. Здравствуй, котёнок, вот ты где. Я уже потерял тебя,

решил у ребят спросить, не видели ли они тебя.

Как много ребятишек, девчонок и мальчишек! А может быть, вы поможете решить наш спор?

У: - Конечно поможем, а что у вас случилось?

С: - Котёнок никак не может согласиться, что именно мы, собаки, человеку и нужнее и полезнее.

В: - Нет, мы, кошки, нужнее и полезнее!

У: - Не ссорьтесь! Мы с ребятами, конечно же, поможем решить ваш спор. Ребята, поможем?

Хотя мне кажется, что вы все нужны и полезны людям. Кошки и собаки – наши любимцы. Об этом

даже стихотворение есть. Никита, расскажи, порадуй наших гостей.

Домашних животных я очень люблю, Кормлю, берегу и ласкаю,

Собаку Трезора, котёнка Пушка Друзьями своими считаю

Нам кошка Мурлыка Подарит уют и всех переловит мышей

А пёс- друг мой верный Он службу несёт и дом от беды стережёт.

Ребята, вам понравилось стихотворение?

Что в этом стихотворении самое важное сказано о собаке и кошке?

— Правильно, они приносят пользу человеку. Вот об этом мы сегодня и поговорим, а также

постараемся убедить котёнка и щенка, что они оба нужны, важны и полезны людям.

Тема нашего занятия «Про наши праздники и будни. Собачья и кошачья работа»

Знакомство с «профессиями» кошек

У: Предлагаю начать с кошек. До сих пор главные их «профессии» – охотник и охранник (на доске

карточки с названиями профессий). По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки

предугадывают землетрясение, извержение вулкана. Можно сказать, что они метеорологи

(Объяснить)

Кошки хорошие лекари. Как вы это понимаете?

Они проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как

правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого

люди быстрее идут на поправку.

Также кошки могут состоять на государственной службе. Так, в штат Британского музея

зачислена «кошачья рота» из 6 кошек, которые охраняют бесценные коллекции от мышей.

Послушайте случаи из жизни кошек, которые приготовила Арина.

Я вам расскажу историю о том, как кошки спасли лётчика. В годы Великой Отечественной войны

советский лётчик был сбит в воздушном бою с врагами. Самолёт загорелся, лётчик был ранен, но ему

удалось выброситься из горящего самолёта на парашюте. Однако приземлился он на территорию,

захваченную фашистами. Кое-как, из последних сил добрался лётчик до старой мельницы, по старым

ступеням забрался внутрь и потерял сознание. А когда очнулся, увидел в темноте какие-то зелёные

передвигающиеся точки. Сначала подумал, что это от слабости, а, приглядевшись, понял – кошки.

Двое суток провёл лётчик на мельнице среди кошек, периодически теряя сознание. И вдруг услышал

голоса. Обрадовался, думал, что это жители села. Однако когда голоса приблизились, понял: идут

немцы. Холодный пот выступил на лбу раненого. Затаившись, сквозь щель между досками лётчик

наблюдал за врагами. Бравый немецкий солдат ступил на скрипучие ступеньки, кулаком ударил по

двери…. И тут дикий кошачий вопль потряс воздух, заставив фашиста попятиться назад. Но это было

ещё не всё. Вожак кошек – чёрный кот в одно мгновение прыгнул на голову немца и стал раздирать

когтями его лицо. Немцы ушли. А на следующий день наши партизаны забрали раненого. А когда

собирались уходить, по просьбе лётчика, оставили кошкам маленькие кусочки сала: ведь они, как и

партизаны, были спасителями.

В Лондоне кошки работали на почте, спасая газеты и письма от грызунов. За это им платили

зарплату в виде вкусного обеда. Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в

цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино.

У: Спасибо большое Арине за интересный рассказ.

А теперь отдохнем, вас – котёнок и щенок тоже приглашаем с нами отдохнуть.

Вокруг себя все повернитесь, в собачек и кошечек превратитесь!

Дети: (выполняют движения в соответствии с текстом).

Собачки, кошечки проснулись (дети сидят на корточках, спят),

Сладко потянулись (встают на ножки, руки в стороны),

На носочках встали (встают на носочки),

Лапки вверх подняли (поднимают руки вверх).

Мышку увидали, За мышкой побежали – 2 раза (дети бегут по кругу),

Прыг, прыг, прыг (прыгают) Да не поймали! (разводят руки в стороны).

Давайте откроем ваши тетради на стр 72-73 и прочитаем информацию о кошках.

Что нового вы узнали?

В завершении разговора о кошках предлагаю посмотреть видео «За что мы любим кошек»

Щенок, что ты скажешь? По-прежнему думаешь, что собаки важнее кошек?

С: Вы знаете, я очень многое понял о кошках. Извини меня, котёнок, что я так думал о вас, вы

действительно приносите много пользы.

У: Вот и хорошо. Теперь осталось объяснить котёнку, что собаки тоже очень нужны человеку.

Знакомство с «профессиями» собак.

1 ученик Всех собак можно разделить на три большие группы: охотничьи; служебные;

декоративные.

К охотничьим собакам относятся лайки, афганская борзая и таксы.

( Картинки с собаками данных пород на доске).

– Где использует человек охотничьих собак, как вы думаете?

Лайки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника. А таксы

могут долгое время находится под землёй, так как охотятся в норах.

2 ученик – Ребята, а что значит служебные собаки?

Это ищейки, поводыри, сторож, пограничники, водолазы, спасатели.

По ходу беседы на доске появляются карточки с названиями «профессий» собак.

Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии и в

полиции. Большинство служебных собак должны быть здоровыми и выносливыми, обладать острым

слухом и чутьем. Сторожевых собак применяют для защиты от нападения или для преследования и

задержания людей, проникших на чужую территорию. Их используют при проведении поисковых и

спасательных работ по устранению последствий катастроф, землетрясений, стихийных бедствий. К

ним относятся немецкая, кавказская, среднеазиатская овчарки, ротвейлер, лабрадор, сенбернар,

ньюфаундленд, черный терьер. Картинки с собаками данных пород на доске.

3 ученик А декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека, декор -

украшение. Эти собаки - просто прелесть! Чаще всего они маленькие. Всегда с хозяином рядом, на

руках или даже в кармане. С ними весело, они забавные. Бесконечно преданные, они приносят

радость одиноким людям. Рядом с собакой ребёнок никогда не вырастет жестоким, но научится быть

в ответе за другое существо. Сколько весёлых минут доставит пёс своими играми и проказами. А

если возникает опасность, даже самая маленькая и слабая собака бросится на защиту хозяина.

Декоративные собаки также выступают в цирке. Это пудели, шпицы, йоркширский терьер, чихуахуа,

болонка, пекинес. Картинки с собаками данных пород на доске.

С: Ребята, а давайте отдохнём, а то что то я уже устал сидеть. Послушайте, что предлагает вам мой

друг!

Физминутка

Дружок – собачка цирковая. Зарядку сделать предлагает,

Это лёгкая забава — Повороты влево, вправо.

Нам известно всем давно — Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Вот и кончилась зарядка, все садимся мы на место.

У: Давайте прочитаем информацию о собаках в тетради на стр 74-75..

Что нового вы узнали?

Вот видишь, котёнок, у собак тоже очень много профессий. Одни используются как ищейки, а

другие как охотничьи. Собаки работают в вооруженных силах, помогают охранять границу, находить

по следу преступников, разыскивать взрывчатку и другие запрещённые вещества. Есть породы,

которые помогают сопровождать слепых, есть собаки - спасатели, которые разыскивают человека под

снежной лавиной или вытаскивают из воды. До сих пор собаки помогают людям пасти стада. А на

Крайнем Севере и сейчас ездят и перевозят грузы на собачьих упряжках. Есть собаки – пожарные,

которые помогают найти и вынести пострадавших из задымлённого помещения. Во время войны

собаки доставляли важные сведения, выносили раненых с поля боя. Первыми в космосе побывали

собаки – Белка и Стрелка.

Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг,

который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо

неприятностей в школе, на работе.

К. Сколько нового и интересного я узнал про вас, щенок! У собак оказывается даже больше

профессий, чем у котов и кошек. Спасибо вам, ребята, и тебе, щенок, что помогли понять, как важны

и нужны собаки людям.

Закрепление

С: Я рад, что ты это понял!

А теперь мне хочется проверить ваши знания. Разделитесь на 3 группы и выберите из предложенных

пород: 1 группа – служебных собак; 2 группа – декоративных собак; 3 группа – охотничьих собак.

(у детей на столах картинки с породами собак, они выбирают нужные и прикрепляют на доску под

соответствующее слово)

Проверка – 1 человек от группы называет выбранные породы, если другие группы заметят ошибку,

сигналят красным цветом).

Какие вы молодцы! Быстро справились с этой работой.

В: Ребята, я тоже хочу предложить вам своё задание, которое вы будете выполнять в парах.

У вас лежат листочки, на которых нарисованы кошка и собака, и написаны «профессии» этих

животных. Соедините «профессию» с нужным животным. Это можно сделать по-разному: один

человек из пары ищет «профессии» котов, второй – собак. А можете по очереди читать названия

«профессий» и соединять с нужной картинкой. Проверка (спросить 2 пары)

Вы всё правильно сделали, какие вы умные ребята!

Итог. Рефлексия

У:- Дети, давайте спросим у котёнка и щенка, кто нужнее человеку?

Скажите нам, наши гости дорогие, кто нужнее человеку?

Вот видите, ваш спор и решился, мы рады, что вы поняли, что человеку нужны и кошки, и собаки,

без вас нам никак нельзя.

Собака и кошка – это украшение и хранители наших семей, лечат человека, причём не только тело,

но и душу, спасают от одиночества. Кошка и собака во времена компьютеров и сотовых

телефонов являются той ниточкой, которая связывает нас с живой природой. Никакая техника не

заменит нам общения с этими милыми питомцами. Они будут существовать, пока существуем мы –

люди.

- Чему нам можно научиться у своих домашних питомцев? Что они дают людям?

( К солнышку прикрепляем лучики, на которых написано, что мы получаем от животных: добро,

любовь, преданность, верность, дружбу, заботу, терпение, чуткость, спокойствие, надежность и т.д. )

- Я думаю, что вы никогда не отступите от уже известных вам правил, и ваши кошки и собаки будут

жить, окруженные заботой и любовью.

- Что нового для себя вы сегодня открыли?

- Хотелось бы вам ещё что-то узнать о кошках и собаках?

- Давайте вспомним, какие вопросы мы с вами поднимали на уроке?

Как бы вы ответили на главный вопрос урока? Ваше мнение.

(Дети высказывают свои мнения и приходят к выводу, что люди любят кошек и собак за то, что

они приносят людям пользу, удовольствие и радость, важны и нужны людям и кошки и собаки.)

Ну и напоследок я предлагаю оживить мордочки котёнка и щенка.

Если вам понравилось занятие, вам было интересно, нарисуйте весёлую мордочку.

Если вам было что то непонятно, не очень интересно и не всё понравилось, сделайте, как мы

говорим, нейтральную мордочку, ну а если вам не понравилось и было скучно и не интересно,

рисуем грустную мордочку. Подойдите к котёнку за мордочкой кошки, если хотите оживить собаку,

возьмите мордочку у щенка. По окончании работы поднимают мордочки вверх.

Давайте поблагодарим друг друга и наших гостей за хорошую работу аплодисментами.

Я вас прошу, придя сегодня домой, обязательно поделитесь своими впечатлениями об уроке со

своими родителями



В раздел образования