Автор: Савельева Валентина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Липицкая СОШ"
Населённый пункт: село Липицы
Наименование материала: конспект занятия по внеурочной деятельности "Мы - твои друзья!"
Тема: Про наши праздники и будни. Собачья и кошачья работа
Раздел: начальное образование
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Мы – твои друзья!»
Тема: «Про наши праздники и будни. Собачья и кошачья работа»
Цели: Обобщение и систематизация знаний детей о домашних животных, их приспособленности к
среде обитания, пользе для человека и развитие в детях гуманного отношения к «братьям нашим
меньшим».
Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие личной
ответственности за свои поступки, самостоятельности; способность к самооценке на основе
критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные: Р: уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; работать по
предложенному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения; высказывать своё предположение. К: уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения. П:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя тетрадь, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход занятия
Оргмомент
Прозвенел звонок веселый.
Заниматься мы готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы
- Сегодня к на занятие к нам должны прийти гости. Хотите узнать кто? Отгадайте загадку:
Мордочка усатая, Шубка полосатая,
Часто умывается, Но с водой не знается. (Кошка)
- Правильно.
Стук в дверь. В класс входит Вероника в костюме котёнка.
Вероника: - Здравствуйте! Это 1"Б"класс? Узнали меня? Я котёнок, мы с вами вместе учимся
заботиться о домашних животных и бережно к ним относиться.
Как тут много ребятишек, девчонок и мальчишек!
А у них есть бантики на верёвочке? Или мячик? Очень я с бантиками играть люблю и за мячиком
бегать.
Учитель. – Конечно, у наших девочек много бантиков.
В: - А мальчики ваши за хвост меня дёргать не будут? Этого я очень не люблю!
У: - Мальчики, что скажем? Не будем обижать нашу гостью?
В: - И последний вопрос. Не спрятался ли здесь мой друг? Никак не могу его найти.
У. - А кто это?
В: - Отгадайте:
В день, наверно, раз по десять, Раз по триста каждый месяц,
Больше тыщи раз в году В переулке и саду, На вокзале,
Во дворе, На мосту, На пустыре, На бульваре, На проспекте
Вам встречались звери эти.
Может, даже вы видали На ошейниках медали?
А скажите, вам известны Их отвага, ум и честь?
Угадали, кто же это есть?
У.– Правильно, собака.
Стук в дверь. В класс входит Саша в костюме щенка.
С: - Здравствуйте! Это 1"Б" класс? А я щенок. Здравствуй, котёнок, вот ты где. Я уже потерял тебя,
решил у ребят спросить, не видели ли они тебя.
Как много ребятишек, девчонок и мальчишек! А может быть, вы поможете решить наш спор?
У: - Конечно поможем, а что у вас случилось?
С: - Котёнок никак не может согласиться, что именно мы, собаки, человеку и нужнее и полезнее.
В: - Нет, мы, кошки, нужнее и полезнее!
У: - Не ссорьтесь! Мы с ребятами, конечно же, поможем решить ваш спор. Ребята, поможем?
Хотя мне кажется, что вы все нужны и полезны людям. Кошки и собаки – наши любимцы. Об этом
даже стихотворение есть. Никита, расскажи, порадуй наших гостей.
Домашних животных я очень люблю, Кормлю, берегу и ласкаю,
Собаку Трезора, котёнка Пушка Друзьями своими считаю
Нам кошка Мурлыка Подарит уют и всех переловит мышей
А пёс- друг мой верный Он службу несёт и дом от беды стережёт.
Ребята, вам понравилось стихотворение?
Что в этом стихотворении самое важное сказано о собаке и кошке?
— Правильно, они приносят пользу человеку. Вот об этом мы сегодня и поговорим, а также
постараемся убедить котёнка и щенка, что они оба нужны, важны и полезны людям.
Тема нашего занятия «Про наши праздники и будни. Собачья и кошачья работа»
Знакомство с «профессиями» кошек
У: Предлагаю начать с кошек. До сих пор главные их «профессии» – охотник и охранник (на доске
карточки с названиями профессий). По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки
предугадывают землетрясение, извержение вулкана. Можно сказать, что они метеорологи
(Объяснить)
Кошки хорошие лекари. Как вы это понимаете?
Они проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как
правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого
люди быстрее идут на поправку.
Также кошки могут состоять на государственной службе. Так, в штат Британского музея
зачислена «кошачья рота» из 6 кошек, которые охраняют бесценные коллекции от мышей.
Послушайте случаи из жизни кошек, которые приготовила Арина.
Я вам расскажу историю о том, как кошки спасли лётчика. В годы Великой Отечественной войны
советский лётчик был сбит в воздушном бою с врагами. Самолёт загорелся, лётчик был ранен, но ему
удалось выброситься из горящего самолёта на парашюте. Однако приземлился он на территорию,
захваченную фашистами. Кое-как, из последних сил добрался лётчик до старой мельницы, по старым
ступеням забрался внутрь и потерял сознание. А когда очнулся, увидел в темноте какие-то зелёные
передвигающиеся точки. Сначала подумал, что это от слабости, а, приглядевшись, понял – кошки.
Двое суток провёл лётчик на мельнице среди кошек, периодически теряя сознание. И вдруг услышал
голоса. Обрадовался, думал, что это жители села. Однако когда голоса приблизились, понял: идут
немцы. Холодный пот выступил на лбу раненого. Затаившись, сквозь щель между досками лётчик
наблюдал за врагами. Бравый немецкий солдат ступил на скрипучие ступеньки, кулаком ударил по
двери…. И тут дикий кошачий вопль потряс воздух, заставив фашиста попятиться назад. Но это было
ещё не всё. Вожак кошек – чёрный кот в одно мгновение прыгнул на голову немца и стал раздирать
когтями его лицо. Немцы ушли. А на следующий день наши партизаны забрали раненого. А когда
собирались уходить, по просьбе лётчика, оставили кошкам маленькие кусочки сала: ведь они, как и
партизаны, были спасителями.
В Лондоне кошки работали на почте, спасая газеты и письма от грызунов. За это им платили
зарплату в виде вкусного обеда. Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в
цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино.
У: Спасибо большое Арине за интересный рассказ.
А теперь отдохнем, вас – котёнок и щенок тоже приглашаем с нами отдохнуть.
Вокруг себя все повернитесь, в собачек и кошечек превратитесь!
Дети: (выполняют движения в соответствии с текстом).
Собачки, кошечки проснулись (дети сидят на корточках, спят),
Сладко потянулись (встают на ножки, руки в стороны),
На носочках встали (встают на носочки),
Лапки вверх подняли (поднимают руки вверх).
Мышку увидали, За мышкой побежали – 2 раза (дети бегут по кругу),
Прыг, прыг, прыг (прыгают) Да не поймали! (разводят руки в стороны).
Давайте откроем ваши тетради на стр 72-73 и прочитаем информацию о кошках.
Что нового вы узнали?
В завершении разговора о кошках предлагаю посмотреть видео «За что мы любим кошек»
Щенок, что ты скажешь? По-прежнему думаешь, что собаки важнее кошек?
С: Вы знаете, я очень многое понял о кошках. Извини меня, котёнок, что я так думал о вас, вы
действительно приносите много пользы.
У: Вот и хорошо. Теперь осталось объяснить котёнку, что собаки тоже очень нужны человеку.
Знакомство с «профессиями» собак.
1 ученик Всех собак можно разделить на три большие группы: охотничьи; служебные;
декоративные.
К охотничьим собакам относятся лайки, афганская борзая и таксы.
( Картинки с собаками данных пород на доске).
– Где использует человек охотничьих собак, как вы думаете?
Лайки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника. А таксы
могут долгое время находится под землёй, так как охотятся в норах.
2 ученик – Ребята, а что значит служебные собаки?
Это ищейки, поводыри, сторож, пограничники, водолазы, спасатели.
По ходу беседы на доске появляются карточки с названиями «профессий» собак.
Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии и в
полиции. Большинство служебных собак должны быть здоровыми и выносливыми, обладать острым
слухом и чутьем. Сторожевых собак применяют для защиты от нападения или для преследования и
задержания людей, проникших на чужую территорию. Их используют при проведении поисковых и
спасательных работ по устранению последствий катастроф, землетрясений, стихийных бедствий. К
ним относятся немецкая, кавказская, среднеазиатская овчарки, ротвейлер, лабрадор, сенбернар,
ньюфаундленд, черный терьер. Картинки с собаками данных пород на доске.
3 ученик А декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека, декор -
украшение. Эти собаки - просто прелесть! Чаще всего они маленькие. Всегда с хозяином рядом, на
руках или даже в кармане. С ними весело, они забавные. Бесконечно преданные, они приносят
радость одиноким людям. Рядом с собакой ребёнок никогда не вырастет жестоким, но научится быть
в ответе за другое существо. Сколько весёлых минут доставит пёс своими играми и проказами. А
если возникает опасность, даже самая маленькая и слабая собака бросится на защиту хозяина.
Декоративные собаки также выступают в цирке. Это пудели, шпицы, йоркширский терьер, чихуахуа,
болонка, пекинес. Картинки с собаками данных пород на доске.
С: Ребята, а давайте отдохнём, а то что то я уже устал сидеть. Послушайте, что предлагает вам мой
друг!
Физминутка
Дружок – собачка цирковая. Зарядку сделать предлагает,
Это лёгкая забава — Повороты влево, вправо.
Нам известно всем давно — Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Вот и кончилась зарядка, все садимся мы на место.
У: Давайте прочитаем информацию о собаках в тетради на стр 74-75..
Что нового вы узнали?
Вот видишь, котёнок, у собак тоже очень много профессий. Одни используются как ищейки, а
другие как охотничьи. Собаки работают в вооруженных силах, помогают охранять границу, находить
по следу преступников, разыскивать взрывчатку и другие запрещённые вещества. Есть породы,
которые помогают сопровождать слепых, есть собаки - спасатели, которые разыскивают человека под
снежной лавиной или вытаскивают из воды. До сих пор собаки помогают людям пасти стада. А на
Крайнем Севере и сейчас ездят и перевозят грузы на собачьих упряжках. Есть собаки – пожарные,
которые помогают найти и вынести пострадавших из задымлённого помещения. Во время войны
собаки доставляли важные сведения, выносили раненых с поля боя. Первыми в космосе побывали
собаки – Белка и Стрелка.
Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг,
который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо
неприятностей в школе, на работе.
К. Сколько нового и интересного я узнал про вас, щенок! У собак оказывается даже больше
профессий, чем у котов и кошек. Спасибо вам, ребята, и тебе, щенок, что помогли понять, как важны
и нужны собаки людям.
Закрепление
С: Я рад, что ты это понял!
А теперь мне хочется проверить ваши знания. Разделитесь на 3 группы и выберите из предложенных
пород: 1 группа – служебных собак; 2 группа – декоративных собак; 3 группа – охотничьих собак.
(у детей на столах картинки с породами собак, они выбирают нужные и прикрепляют на доску под
соответствующее слово)
Проверка – 1 человек от группы называет выбранные породы, если другие группы заметят ошибку,
сигналят красным цветом).
Какие вы молодцы! Быстро справились с этой работой.
В: Ребята, я тоже хочу предложить вам своё задание, которое вы будете выполнять в парах.
У вас лежат листочки, на которых нарисованы кошка и собака, и написаны «профессии» этих
животных. Соедините «профессию» с нужным животным. Это можно сделать по-разному: один
человек из пары ищет «профессии» котов, второй – собак. А можете по очереди читать названия
«профессий» и соединять с нужной картинкой. Проверка (спросить 2 пары)
Вы всё правильно сделали, какие вы умные ребята!
Итог. Рефлексия
У:- Дети, давайте спросим у котёнка и щенка, кто нужнее человеку?
Скажите нам, наши гости дорогие, кто нужнее человеку?
Вот видите, ваш спор и решился, мы рады, что вы поняли, что человеку нужны и кошки, и собаки,
без вас нам никак нельзя.
Собака и кошка – это украшение и хранители наших семей, лечат человека, причём не только тело,
но и душу, спасают от одиночества. Кошка и собака во времена компьютеров и сотовых
телефонов являются той ниточкой, которая связывает нас с живой природой. Никакая техника не
заменит нам общения с этими милыми питомцами. Они будут существовать, пока существуем мы –
люди.
- Чему нам можно научиться у своих домашних питомцев? Что они дают людям?
( К солнышку прикрепляем лучики, на которых написано, что мы получаем от животных: добро,
любовь, преданность, верность, дружбу, заботу, терпение, чуткость, спокойствие, надежность и т.д. )
- Я думаю, что вы никогда не отступите от уже известных вам правил, и ваши кошки и собаки будут
жить, окруженные заботой и любовью.
- Что нового для себя вы сегодня открыли?
- Хотелось бы вам ещё что-то узнать о кошках и собаках?
- Давайте вспомним, какие вопросы мы с вами поднимали на уроке?
Как бы вы ответили на главный вопрос урока? Ваше мнение.
(Дети высказывают свои мнения и приходят к выводу, что люди любят кошек и собак за то, что
они приносят людям пользу, удовольствие и радость, важны и нужны людям и кошки и собаки.)
Ну и напоследок я предлагаю оживить мордочки котёнка и щенка.
Если вам понравилось занятие, вам было интересно, нарисуйте весёлую мордочку.
Если вам было что то непонятно, не очень интересно и не всё понравилось, сделайте, как мы
говорим, нейтральную мордочку, ну а если вам не понравилось и было скучно и не интересно,
рисуем грустную мордочку. Подойдите к котёнку за мордочкой кошки, если хотите оживить собаку,
возьмите мордочку у щенка. По окончании работы поднимают мордочки вверх.
Давайте поблагодарим друг друга и наших гостей за хорошую работу аплодисментами.
Я вас прошу, придя сегодня домой, обязательно поделитесь своими впечатлениями об уроке со
своими родителями