Автор: Казеева Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального дошкольного образовательного учреждения Дружбинский детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: Судиславского муниципального района Костромской области
Наименование материала: статья
Тема: Применение современных технологий обучения дошкольников в ДОО
Раздел: дошкольное образование
«Применение современных технологий обучения
дошкольников в ДОО».
Использование
инноваций
в
детской
образовательной
организации
предполагает
введение
в
образовательный
процесс
обновлённых,
улучшенных
и
уникальных
идей,
полученных
творческими
усилиями
воспитателя.
Поэтому,
в
своей
практике
часто
применяю
технологии
проектной
деятельности,
детское
исследование,
как
метод
обучения
и
игровую
инновационную технологию «Лэпбук»,
из
которых
вытекают
следующие
результаты деятельности: распространение и обобщение опыта работы среди
педагогов,
обогащение
представлений
детей
об
окружающем
мире,
социально-личностное развитие каждого ребенка, повышение педагогической
культуры родителей (законных представителей) воспитанников.
При
реализации
современных
образовательных
технологий
воспитатель
выполняет функции собеседника, исследователя, фасилитатора, эксперта. Для
эффективной
деятельности
воспитателя,
я
стараюсь
выполнять
все
эти
функции, без которых реализация любой из технологий невозможна.
В данной статье кратко излагаю формы и методы современных технологий,
применяемых мною и моими коллегами ДОО.
Одной из технологий является детское исследование, как метод обучения.
Главная особенность исследовательского обучения - активизировать учебную
деятельность детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и
таким образом передать воспитанникам инициативу в организации своей
познавательной деятельности.
Детализированная последовательность исследовательского обучения в моей
практике проходит следующим образом:
1.Актуализация
проблемы
(выявить
проблему
и
определить
направления
будущего исследования).
2.
«Инкубационный
период».
Определение
сферы
исследования
(сформировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).
3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить
границы исследования)
4.Выработка
гипотезы
(разработать
гипотезу
или
гипотезы,
в
том
числе
должны быть высказаны и нереальные – провокационные – идеи)
5.Выявление
и
систематизация
подходов
к
решению
(выбрать
методы
исследования)
6.Разработка методики исследования
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания)
8.Анализ
и
обобщение
полученных
материалов
(структурировать
полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить
сообщение по результатам исследования и др.)
10.
Доклад
(защитить
его
публично
перед
сверстниками,
ответить
на
вопросы).
11. Обсуждение итогов завершённой работы. Рефлексия
Включение метода исследовательского обучения в образовательный процесс,
систематическое
проведение
разработанных
мероприятий,
а
также
согласованная
совместная
образовательная
деятельность
воспитателей,
родителей
(законных
представителей)
воспитанников
способствует
качественной подготовке детей к обучению в школе.
Нравится детям такая форма работы, как клубы по интересам: «Почемучка»,
«Любознайка».
Во
время
встречи
в
клубе
воспитанники
учатся
решать
проблемные
ситуации, приобщаются
к
поисково
-
исследовательской
деятельности.
Создание
для
них
условий,
способствуют
развитию
их
исследовательских умений. Воспитанники старшего дошкольного возраста
стараются описывать характерные особенности предложенного объекта или
материала
и
оценивают
их
с
точки
зрения
практического
применения
человеком в настоящем времени и в будущем.
Наибольшей
результативности
поисковая
исследовательская
деятельность
дошкольников достигает во время реализации проектов.
Включение
метода
проектов
в
реализацию
педагогического
процесса
позволяет
активизировать
самостоятельную
поисково-познавательную
деятельность детей, развивать такие исследовательские навыки как:
видеть проблемы;
задавать вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определения понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
умения и навыки проведения экспериментов;
структурировать полученный в ходе исследования материал;
делать выводы и умозаключения;
доказывать и защищать свои идеи
В
исследовательских
проектах
осуществляется
исследовательский
поиск,
результаты которого оформлены в виде какого-либо творческого продукта:
• газеты,
• драматизации,
• картотеки опытов,
• детского дизайна,
• кулинарной книги и пр.
Работа
над
исследовательским
проектом
имеет
большое
значение
для
развития ребенка. В этот период происходит интеграция между общими
способами
решения
учебных
и
творческих
задач,
общими
способами
мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
Детям предоставляются возможности самостоятельного приобретения знаний
при
решении
практических
задач
или
проблем,
требующих
интеграции
знаний
из
различных
образовательных
областей,
тем
самым
достигнуть,
обозначенных в ФГОС ДО целевых ориентиров, которые в свою очередь
направлены на познавательное развитие ребенка, на развитие мотивационной
готовности к обучению, на появление желания учиться.
Педагоги
создают
ситуации
успеха
для
каждого
ребёнка
благодаря
дифференцированному подходу к проведению поисково-исследовательской
деятельности.
Для
самоутверждения
детей
взрослые
поддерживают
инициативу
и
активность
каждого
воспитанника,
наполняют
его
жизнь
яркими
впечатлениями и открытиями.
Так,
например,
в
процессе
реализации
исследовательского
проекта
«Каменная
сказка»
в
средней
группе
с
помощью
интересных
опытов,
наблюдений дети знакомились с особенностями определенных камней, их
свойствами, совместно с родителями вели поиск информации на тему «Какие
разные
камни», демонстрировали
предпосылки
поисковой
деятельности,
интеллектуальной инициативы, воплощали идеи в творческой деятельности,
учились
практически
использовать
приобретенные
знания.
Во
время
презентации результатов проекта каждый ребенок представил изготовленный
вместе с родителями природный камень, превращённый в сказку.
Используя
метод
проектов
в
работе
со
старшими
дошкольниками,
воспитатели помнят, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества
педагогов и детей, родителей. Поэтому, тему проекта, его форму и подробный
план действия разрабатывают коллективно.
На этапе разработки педагогами содержания образовательной деятельности,
игр,
прогулок,
наблюдений,
экскурсий
и
других
видов
деятельности,
связанных
с
темой
проекта,
воспитатели
тщательно
продумывают
и
организовывают предметно пространственную образовательную среду таким
образом,
чтобы
она
являлась
«фоном»
к
эвристической
и
поисковой
деятельности.
К
организации
поисковой
деятельности
детей
педагоги
подключают
родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не
справится.
В
ходе
поисково-исследовательской
деятельности
во спит атели,
взаимодействуя с детьми, всегда опираются на их непосредственный опыт,
обогащают его, побуждают детей к активному познанию мира.
Педагоги
не
сообщают
детям
готовые
знания
и
не
предлагают
способы
действия,
а
создают
проблемные
ситуации,
в
ходе
которых,
дети
активизируют свой предыдущий опыт и обогащают его новыми знаниями и
умениями.
Полученные во время поисково-исследовательской деятельности знания дети
закрепляют
в
течение
года
в
игровой,
театральной,
изобразительной
деятельности.
Опыт работы подтверждает, что исследовательская и проектная деятельность
с
детьми
дошкольного
возраста
позволяет
поддерживать
и
развивать
интеллектуальные и творческие способности, представления, понятия, что
является залогом успешного обучения в дальнейшем.
При
использовании
игровой
инновационной технологии «Лэпбук»,
происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его
индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь
способствует
личностному
развитию
ребёнка.
Это
соответствует
социальному заказу на современном этапе. Что же такое «Лепбук?».
Дидактическое
пособие
Лэпбук
представляет
собой
картонную
папку
–
раскладушку, копилку. В основе Лепбука – разные составляющие макета. На
страницах папки -сокровищницы имеются различные фигурные кармашки,
вращающие круги, книжка-малышка, книжки -гармошки, развивающая игра,
макеты,
необычные
конверты,
в
которых
собран
дидактический
и
практический
материал для
проведения
образовательной
деятельности
с
одним
ребёнком,
подгруппой
воспитанников,
детей
с
ОВЗ,
родителями
(законными представителями) воспитанников.
Сделанное
пособие
является
средством
развивающего
обучения,
предполагает
использование
современных
технологий:
технологии
организации
коллективной
творческой
деятельности,
коммуникативных
технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Использование
инновационной
игровой
технологи
«Лэпбук»
является
успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам
использовать
инновационные
методы
и
формы
работы,
и
реализовывать
основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями
в воспитании детей, создавать единую развивающую образовательную среду,
обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском
саду.
Таким
образом,
применение
на
практике
современных
технологий
даёт
хорошие
результаты
воспитанников
во
время
мониторинга
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования
дошкольной
образовательной организации и при взаимодействии с родителями (законных
представителей) воспитанников.