Автор: Троицкая Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №3 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: город Руза, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию
Раздел: дошкольное образование
Педагогические технологии в работе с детьми
младшего дошкольного возраста по
художественно-эстетическому развитию
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО – ЭТО ПЕРИОД,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ САМОЙ ПРИРОДОЙ, ДЛЯ
ТВОРЧЕСТВА И АКТИВНОГО ПОЗНАНИЯ МИРА.
Л.С. ВЫГОДСКИЙ
Художественно- т в о р ч е с к и е
с п о с о б н о с т и ,
у м е н и я
и
навыки детей необходимо
начинать развивать
как
можно
раньше,
поскольку занятия изобразительной деятельности способствуют развитию не
т о л ь к о
т в о р ч е с к и х
с п о с о б н о с т е й ,
н о
и
в о о б р а ж е н и я ,
наблюдательности, художественного мышления, памяти, мелкой моторики
и речи ребенка.
Мне нравится заниматься с детьми лепкой, рисованием и аппликацией. На
своих
занятиях
я
внимательно
отношусь
к
естественным
проявлениям
ребенка
и
не
ограничиваю
его;
обеспечиваю
условия
для
творческой
самореализации детей;
у в а ж а ю
п о з и ц и ю
р е б е н к а
в
решении художественных задач
и
даю
свободу
выбора;
удовлетворяю
потребность ребенка в новых знаниях, умениях, навыках.
Опираясь на программу И. А. Лыковой "Цветные ладошки" я создала
свою программу "Волшебные ладошки". В своей программе я использую не
только
традиционные
методики,
но
и
методические разработки,
где
предлагаются
разнообразные
формы,
методы
и
приемы
организации
продуктивной
деятельности детей
раннего
возраста в
современных
условиях.
Целью
мо ей работы является
создание
условий
для развития
художественно-творческих
способностей детей
раннего
возраста в
процессе продуктивной деятельности, раскрытие творческого потенциала и
личностных качеств дошкольников. Для решения поставленной цели мною
были определены следующие задачи:
- Внимательно относиться к естественным проявлениям ребенка и не
ограничивать его;
- Обеспечивать условия для их творческой самореализации;
- Уважать позицию ребенка в решении художественных задач и давать
свободу выбора;
- Удовлетворять потребность ребенка в новых знаниях, умениях, навыках,
т. е. использовать различные техники и материалы.
Дети ясельной группы очень любят рисовать, лепить, мастерить, но у них
не
хватает
творческих
навыков
и
способностей
для
выражения
своего
замысла. Чтобы вызвать у детей интерес к изобразительной деятельности и
способствовать развитию творческого потенциала у ребенка, рекомендуется
использовать нетрадиционные изобразительные техники.
Познакомившись с нетрадиционными методиками рисования, я решила
использовать их в своей работе, так как опыт работы показывает, что занятий
по
разработанным
Т.
С.
Комаровой
и
Т.
Г.
Казаковой
методикам
явно
недостаточно
для
выработки
у
детей
необходимых
навыков
и
умений
свободного
рисования.
Ведь
не
всем
детям
дано
владеть
кистью
или
карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой
отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и
ведёт
к
детской
неуверенности.
Решить
данную
проблему
помогают
нетрадиционные способы рисования.
Я остановила свой выбор на таких нетрадиционных техниках рисования,
как
пальчиком,
ладошкой,
тычком
(ватная
палочка,
прижми
и
отпечатай
(поролон,
крышки,
пробки,
монотипия
и
фотокопия.
Составила
перспективное
планирование,
это
мне
позволило
учитывать
взаимосвязь
между различными разделами работы с детьми, обеспечить систематичность
и
последовательность
в
работе.
Поэтому
работу
начала
от
простого
к
сложному, а методики рисования, которые я использую, являются наиболее
доступными для детей младшего возраста. Сейчас детям нашей группы от2-3
лет.
Пробовала
технику
рисования
пальчиком.
Занятия
проводила
индивидуально – для получения наилучшего результата, затем объединяла по
2-3 ребёнка. Рисование пальчиком вызывало у детей особое удовольствие,
когда обмакнув пальчик в краску, он оставлял свой след на листе бумаги.
Учились рисовать кончиком пальчика сверху вниз травку для зайчика, божьей
коровке
рисовали
пальчиком
пятнышки
на
крыльях
чёрной
краской,
украшали крылья бабочки.
Очень понравилась детям техника рисования ладошкой. Казалось бы, что
мы можем нарисовать ладошкой? Да всё, что угодно! Если смазать ладошку
краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно
увидеть различные удивительные образы. Например, золотую рыбку можно
нарисовать ладошкой. Чем же она удивительна? А тем, что рыбка рисуется не
с помощью кисточки, а при помощи детских ладошек. Для получения этого
рисунка потребуется всего одна краска, желтая. Рисование ладошкой птичку
на
веточке.
Новогодней
елочке
ватной
палочкой
рисовали
новогоднее
украшение.
Рисование
имеет
огромное
значение
в
формировании
интегративных
качеств ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением. Рисуя с
детьми, я развиваю у них интеллектуальные способности, память, внимание,
учу детей думать
и
анализировать,
соизмерять
и
сравнивать,
сочинять
и
воображать.
Во
время
занятия
рисованием
у детей
развивается
речь,
фантазия, творчество. Дети знакомятся с окружающим миром, развиваются
как
личности.
Занятия
рисованием
расширяют
активный
и
пассивный
словарь. На занятиях рисованием я использую не только кисти с красками и
карандаши. Я предлагаю детям рисовать ладошкой, пальчиками, ватными
палочками.
На
занятиях
лепкой
я
использую
мягкий
пластилин.
Лепка
содействует развитию
личности
ребенка.
Это
-
самое
динамичное,
жизнерадостное детское творчество. Всякая манипуляция с вылепленными
предметами,
использование
их
в
игровых
ситуациях
значительно
обогащают опыт
ребенка.
Чем
чаще
ребенок
занимается
лепкой,
тем
активнее у него развиваются изобразительные способности, формируются
навыки работы
двумя
руками,
скоординированность
движений,
очень
активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию
мышления, глазомера, пространственного мышления.
Аппликация
в
жизнь
малыша
входит
очень
рано,
маленький
ребенок
учится захватывать бумагу в кулачок, мнет ее, рвет и бросает. Она незаметно
влияет
на развитие,
укрепляет
его
пальчики,
обогащает
сенсорные
впечатления, ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги. Я люблю
заниматься аппликацией, так как она является одновременно и занятиями
по развитию
речи.
Под
моим
руководством
дети
создают
коллективные
поделки, в этом случае каждый ребенок выполняет свое задание, а результат
получается
общий.
Замечательный
результат
дает
сочетание
рисования
с
использованием аппликации. В этом случае мы с детьми сначала рисуем
сюжетную картинку, эмоционально комментируя ее сюжет, а потом вместе с
д е т ь м и
н а к л е и в а е м
в
н у ж н ы е
м е с т а
а п п л и к а ц и ю .
П р и
обучении детей аппликации
я
использую
простейшие приемы:
сминание,
разрывание бумаги, наклеивание готовых фигурок, вырезанных взрослым.
Учимся-
играя:
это
Дидактические
игры
по
ознакомлению
с
цветом,
формой, размером. Такие , как: Дорисуй картинку;
Фигурки; Собери картину;
Необыкновенные рисунки.
Дидактические
игры
по
изодеятельности
позволяют
детям
в
живой
непосредственной форме:
1. Накапливать сенсорный опыт, уточнять представление и знание о
свойства предметов, развивать умение выделять сходство и различие между
предметами.
2. Развивать глазомер, координацию движения рук и глаз, развитие мелкой
моторики, а это очень важно, особенно для детей с нарушением зрения.
3. Совершенствовать восприятие, внимание, память.
Все это дает нам возможность говорить о том, что дидактические игры
представляют
большие
возможности
для
умственного,
эстетического
и
нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Если дидактическая
игра включена в процесс изобразительного творчества то она: увеличивает
его
привлекательность
для
детей,
способствует
его
развитию
и
совершенствованию ( более глубокие представления о свойствах предметах
позволяют
детям
передавать
в
процессе
рисования,
лепки
изготовление
аппликаций их характерные черты и детали, а так же совершенствует детское
творчество),
знания
об
общих
свойствах
сходных
предметов
позволяют
обладать обобщенными способами изображения этих предметов, а значит
самостоятельно изображать больше предметов и явлений действительности
чем это предусмотрено программой.
Подвижные
игры
расширяют
общий
кругозор
детей,
стимулируют
использование
знаний
об
окружающем
мире,
человеческих
поступках;
поведении
животных;
пополняют
словарный
запас;
совершенствуют
психические процессы.
Подводя
итоги
проделанной работы
хочется
отметить:
что
только
творческий
поиск
в
конкретном
виде
деятельности
приводит
к
положительным результатам. И только средствами грамотно выстроенного
педагогического
процесса
эстетическое воспитание
позволяет
научить
детей
думать,
м ы с л и т ь
в
п р о ц е с с е
с л у ш а н и я ,
н а б л юд е н и я ,
визуального восприятия
и
грамотно,
доступно
выражать
свои
мысли,
представления
фантазии
-
не
хаотично,
а
в
определенной
органической
логике.
Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс
формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать,
оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Дети даже в
раннем
возрасте
способны
реагировать
на
красивое
в
окружающей
обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу;
сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать. Уже изначально от своей
природы они – творцы и наша задача – помочь каждому ребёнку раскрыть
имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие
способности.
Результатом
же
эстетического
воспитания
является
эстетическое развитие, которое, в свою очередь, влияет на нравственное,
физическое, психическое и даже умственное развитие ребёнка, способствует
обогащению эмоциональной сферы личности.