Напоминание

Проблема человеческих отношений в современной образовательной среде дошкольного образования


Автор: Сыркашева Маргарита Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №3"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Проблема человеческих отношений в современной образовательной среде дошкольного образования
Раздел: дошкольное образование





Назад




М.И. Сыркашева,

г. Новокузнецк

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE PROBLEM OF HUMAN RELATIONS IN MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF

PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация: данная статья посвящена перспективам использования культурно-исторической

концепции развития психики ребенка по Л.С. Выготскому в современном образовании, в частности,

рассмотрены уровни психического развития, социальная ситуация развития и оптимальные методы

обучения и воспитания.

Ключевые слова: культурно-историческая концепция, закон развития высших психических

функций, социальная ситуация развития, оптимальные методы обучения и воспитания.

Annotation: This article is devoted to the prospects of the use of cultural and historical concept

development of the mind of the child by L.S. Vygotsky in modern education, in particular, examined the

levels of mental development, social situation of development and best practices for training and education.

Keywords: cultural and historical concept, the law of development of higher mental functions, social

situation of development, the best methods of training and education.

Л.С. Выготский является основателем Отечественной психологии, он дал толчок для развития

многих направлений в этой науки. В частности, ученый отмечает одну из своих важных идей в

культурно-исторической концепции о том, что человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении

общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания, а источник психического

развития ребенка находится в его отношениях со взрослым, а не внутри него самого. Взрослый

сначала действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать, затем ребенок перенимает способ

общения и воздействует словом на взрослого, и, наконец, ребенок воздействует словом на самого

себя. Так общение

и отношения с окружающими людьми способствуют присвоению ребенком

социокультурного опыта, накопленного человечеством [3. с. 115]. Взрослым необходимо всю жизнь

учиться любить детей, учиться проявлять свою любовь наиболее полезным для ребенка образом.

Любовь к ребенку созидает не только личность маленького человечка, она способна преобразовать и

совершенствовать взрослых, обогащать их духовный мир. Сознание невозможно вне общества.

Одной из ключевых идей Л.С. Выготского в его концепции является мысль о социальной

ситуации развития: «Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому,

ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности,

как

из

основного

источника

развития,

тот

путь,

по

которому

социальное

становится

индивидуальным». [2. с. 12] Л.С. Выготский, описывая водимое им понятие, указывает на его

многоплановость и обозначает в нем ряд значимых характеристик. В частности, автор отмечает, что

«социальная ситуация развития … определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка, или его

социальное бытие» [6. с.40], соответственно значимым элементом является тип (характер) отношений

ребенка с социальной средой. Вот что писал про это Л.С. Выготский: «…самым начальным и

существенным моментом при общем определении динамики возраста является понимание отношений

между личностью ребенка и окружающей его социальной средой на каждой возрастной ступени..." [6.

с.39]. Помимо отношений с социумом, развитие психики на отдельном возрастном этапе, в передах

конкретной

социальной

ситуации

развития,

определяется

еще

и

некоторым

содержанием

деятельности ребенка, которое становится важным для него. И, наконец, весь ход развития в рамках

социальной ситуации развития знаменуется появлением ряда новообразований, которые, по мнению

Л.С. Выготского, представляют собой, прежде всего новый тип строения личности и ее деятельности,

отношения ребенка к среде, его внешнюю и внутреннюю жизнь, а также те психически и социальные

изменения, которые возникают впервые и которые определяют сознание ребенка в целом. [6. с.28] Эти

новые элементы «… приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка и тем самым изменяют

всю систему его отношений к внешней действительности и к самому себе».[6. с.41]

Идея о социальной ситуации развития и ее составляющих оказалась смыслообразующей для

всей теории возрастной и педагогической психологии Советского Союза и России. Вместе с тем, она

получила свое дальнейшее развитие и как теоретический конструкт, и как прикладной элемент. В

современной науке идеи Выготского о социальной ситуации развития получили свое дальнейшее

толкование

в

работе

В.В.

Абраменковой

«Социальная

психология

детства:

развитие

отношений

ребенка в детской субкультуре». Она, опираясь на идею Л.С. Выготского, пишет, что «социальная

ситуация развития характеризуется, с одной стороны, объективным положением ребенка в системе

отношений,

а

с

другой

субъективным

отражением

этих

отношений

в

его

переживаниях.

Социальная ситуация развития — это исток и движущие силы всякого изменения в жизни, поведении

ребенка».[5. с.57]. Автор уточняет и расширяет идеи Выготского, делая объектом анализа детское

сообщество, выделяя, соответственно, в социальной ситуации развития объективный аспект, который

включает

в

себя:

социальный

статус,

социальную

роли

и

включенность

ребенка

в

детское

сообщество, и, субъективный аспект, включающий: социальную позицию, отношения ребенка к

социальным условиям, в которых он существует. [5. с.59]. Так, одно из базовых положений культурно-

исторической

концепции

социальная

ситуация

развития

получило

новое

звучание

и

новые

психологические характеристики в современной науке.

Культурное развитие психики в социальных условиях, по Л.С. Выготскому, предполагает

приобретение

человеком

некоторых

качественно

иных

характеристик,

названных

им

высшими

психическими функциями. Сознательные и опосредованные культурным знаком, они не возникают

спонтанно,

а

имеют

в

своем

становлении

определенную

закономерность,

названную

законом

параллелограмма развития. Экспериментальные исследования Л.С. Выготского и

А.Н. Леонтьева

были посвящены сравнительному изучению развития способов запоминания в детском возрасте, а

именно: простого, естественного способа удержания и мнемотехнического способа. [3. с. 693-694]

Высказанное в ранних работах Л.С. Выготского предположение о происхождении (природе) высших

психических

функций

гласило,

что

«всякая

высшая

функция

была

внешней

потому,

что

была

социальной раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией; она была прежде

социальным отношением двух людей» [4. с. 110]. Результаты экспериментов позволяют ученому

сформулировать

закон

развития

высших

психических

функций:

«всякая

функция

в

культурном

развитии

ребенка

выходит

на

сцену

дважды,

в

двух

планах,

сперва

-

социальном,

потом

психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как

категория

интрапсихическая»

[4.

с.145].

В

этой

формулировке

закона

содержится

идея

интериоризации как процесса перехода внешних, социально представленных, знаковых процессов во

внутренние психические процессы опосредования. Идея интериоризации нашла дальнейшее свое

воплощение

в

связи

обсуждением

проблемы

отношений

развития

и

обучения.

В

своей

работе

«Социальная

психология

детства:

развитие

отношений

ребенка

в

детской

субкультуре»

В.В.

Абраменкова

пишет,

что

«всякая

высшая

форма

поведения

подчиняется

закону

перехода

от

непосредственных способов поведения сначала к внешним, а затем к внутренне опосредствованным,

возникающим в процессе культурного развития психическим функциям». Автор также отмечает:

«параллелограмм

генезиса

опосредствования

представляет

собой

единую

закономерность

происхождения

и

развития

высших

форм

поведения

человека,

суть,

которой

в

переходе

непосредственных способов поведения сначала к внешне опосредствованным с помощью символов-

знаков, а затем к внутренне опосредствованным, возникающим в процессе культурного развития

формам на примере психологии запоминания» [1. с.154-155]. В.В. Абраменкова, говоря о гуманных

отношениях в детском сообществе, отмечает, что «чрезвычайно продуктивные и эвристические идеи

Л.С.

Выготского

об

опосредствовании,

интериоризации,

о

сотрудничестве

со

взрослыми

как

обязательном

моменте

развития

личности

ребенка

были

экспериментально

проверены

в

его

собственных работах преимущественно на материале познавательных процессов, что же касается

судьбы отношений, в том числе и межличностных, без изучения которых вряд ли может быть

достаточно всесторонне развита теория сознания и личности, то она лишь едва намечается Л.С.

Выготским».

[1.

с.19-20].

Расширение

смысла

законов

культурного

человека

со

становления

познавательных процессов до возникновения социально значимых личностных черт уравновешивает

два основных педагогических процесса – обучение и воспитание, и задает сходные механизмы их

осуществления.

Вместе

с

тем,

культурно-историческая

концепция

Л.С.

Выготского,

дает

нам

еще

одно

ключевое понятие, важное для педагогики – понятие об уровнях психического развития (уровень

актуального развития и зона ближайшего развития). При этом автор описывает уровень актуального

развития как «…тот уровень развития психических функций ребенка, который сложился в результате

определенных, уже завершившихся циклов его развития, характеризующий успехи развития, итоги

развития на вчерашний день». Соответственно, при анализе данного понятия мы можем говорить об

уже

сформированных

новообразованиях

(во

внутреннем

плане)

и

возникновении

возможности

действовать

самостоятельно

(во

внешнем

плане).

Другой

уровень

развития

предполагает

зона

ближайшего

развития,

которая

«…определяет

функции,

не

созревшие

еще,

но

находящиеся

в

процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития,

цветами развития, зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний

день», то есть эта зона, где организуется совместная деятельность взрослого и детей (внешний план)

и качественные сдвиги развития еще только формируются (внутренний план) [5. с. 387]. Отталкиваясь

от идеи Л.С. Выготского Абраменкова предлагает выделить «зону вариативного развития», которую

можно описать как зону «открытости ребенка к восприятию других культурных традиций и в этой

связи

может

быть

расширена

посредством

«вариативного

образования»,

направленного

на

предоставление личности возможностей выбора жизненных целей, активизирующих ее поисковую

активность, апробирующего «необщие пути» выхода из неопределенной ситуации в культуре». Такое

расширенное толкование уровней психического развития ребенка позволяет не только обозначать

общевозрастные закономерности развития, но и уточнять момент возникновения индивидуальных

вариантов становления личности [5. с. 138]. «В отличии от зоны ближайшего развития, определяемой

в контексте сотрудничества ребенка со взрослым в процессе обучения, зона вариативного развития

задается группой сверстников в процессе игрового взаимодействия и общения, при этом знаковыми

становятся

не

только

слово,

а

действие,

движение,

жест…

Вариативность,

«инаковость»,

самобытность содержания детской субкультуры обеспечивает, с одной стороны, ориентацию на

утраченные, забытые формы человеческой культуры, а с другой – прогнозирование новых путей ее

развития». [5. с.135].

Таким образом,

культурно-историческая теория Л.С. Выготского задает ряд положений,

которые

должны

быть

реализованы

в

современной

образовательной

среде

ДО.

Опираясь

на

психологические признаки социальной ситуации развития, закономерности формирования высших

психических функций, и содержание понятия зоны ближайшего развития, педагогический процесс в

детском саду может обеспечить полноценное проживание ребенком дошкольного возраста и привести

к возникновению значимых новообразований. Эти установки стали исходным пунктом в проведенном

нами эмпирическом исследовании на базе НФИ КемГУ в марте 2016 года среди студентов заочного

отделения,

обучающихся

по

направлению

Психология

и

педагогика

дошкольного

образования.

Основным методом сбора данных был опрос, включающий в себя оценку степени значимости

элементов

социальной

ситуации

развития

для

психического

развития

ребенка,

установление

соответствия между возрастным периодом и оптимальным методом воспитания и обучения, и выбор

характеристик

отдельных

уровней

развития

(зона

ближайшего

развития,

уровень

актуального

развития, зона вариативного развития). При формулировании содержания опроса мы отталкивались, с

одной стороны, от классических идей Л.С. Выготского, а с другой – от развития этих положений в

концепции В.В. Абраменковой.

Первый блок опроса был посвящен социальной ситуации развития и таким элементам как

характер отношений со взрослыми, включенность в детское сообщество, степень сформированности

новообразований и другое (полный перечень смотреть в приложении). Данные опроса показали, что

37% респондентов считает, что характер отношений ребенка со взрослым является самым значимым.

Такие элементы социальной ситуации развития как характер и содержание деятельности, степень

сформированности

новообразований,

включенность

в

детское

сообщество

и

эмоциональное

переживание положения в детской группе находятся примерно в равной степени (11%-20%), и лишь

6% студентов выделяют социальный статус в детской группе. Полученные материалы подтверждают

с одной стороны значимость культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, а с другой –

согласованность ее классических позиций и положений современной науки.

Что касается второго блока опроса, то он был направлен на установление соответствия между

возрастным периодом и оптимальным методом воспитания и обучения. Полученные материалы

показывают, что имеется некоторое расхождение в осознании механизмов осуществления основных

педагогических процессов и методов их осуществления. Так, респонденты проводят достаточно

четкую и однозначную связь между психологией возраста и оптимальными методами обучения.

Педагоги, получающие высшее образование в большей степени осознают методы обучения для

раннего и дошкольного возраста (75% - 80%), то есть наблюдение и имитацию, и элементы внешних

знаков. Особенно заметна эта тенденция в выборе методов для обучения детей раннего и дошкольного

возрастов,

однако

при

сопоставлении

более

старших

периодов

и

методов

работы

45%

-

50%

респондентов делает ошибочный выбор, что объясняется содержанием подготовки в университете.

Что касается методов воспитания, то студенты больше понимают самовоспитание подростков (100%),

то есть, все, что касается гуманных отношений у них лежит в сознании.

Третий блок опроса позволил нам получить информацию о выборе характеристики отдельных

уровней

развития,

выбирая

значимый

элемент

при

организации

обучения

дошкольников,

респонденты в 35% случаях обращаются к содержанию зоны ближайшего развития, представленному

совместной деятельностью взрослого и детей, тогда как дополнительным выступает организация

совместной деятельности дошкольника со сверстниками (реализующая зону вариативного развития),

а затем уже предоставление самостоятельности ребенку, отражающее уровень актуального развития

дошкольника.

Респонденты

выбирают

опорными

пунктами

содержание

как

зоны

ближайшего

развития, так и на зоны вариативного развития (формирующиеся психические функции, расширение

жизненного

опыта

ребенка,

поиск

новых

путей

развития

ребенка).

В

связи

с

этим

мы

можем

утверждать,

что

представители

выборки

верно

ориентируются

в

выборе

места

обучения

в

психическом развитии ребенка.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что современные педагоги, получающие высшее

образование, считаю важным использование культурно-исторической концепции Л.С. Выготского в

развития психики детей, они отмечают, что характер отношений ребенка с социальной средой, а

особенно со взрослым является значимым элементом в социальной ситуации развития. Говоря о

законе

параллелограмма

развития,

отметим,

что

педагоги

в

большей

степени

осознают

методы

обучения для раннего и дошкольного возраста лучше, чем для более старших возрастных периодов,

это объясняется содержанием подготовки в университете. Что касается методов воспитания, то

студенты больше понимают самовоспитание подростков, а дошкольный и школьный возраст нередко

путают,

считая,

что

для

дошкольников

лучшим

методом

воспитания

выступает

совместная

деятельность,

а

для

школьников

наблюдение

и

имитация.

Педагоги,

получающие

высшее

образование при организации обучения детей дошкольного возраста правильно распределяют уровни

психического развития ребенка, ставя на первое место зону ближайшего развития, а затем уже зону

вариативного развития и уровень актуально развития. Проблема человеческих отношений занимает

важное

место

в

современной

образовательной

среде

ДОО,

педагоги

стараются

организовать

деятельность детей так, чтобы в процессе обучения и воспитания у ребенка развивались гуманные

чувства

и

отношения,

формировались

этические

представления,

чтобы

дети

могли

справедливо

оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Литература и примечания:

37,14%

14,29%

20,00%

11,43%

5,71%

11,43%

%

Характер отношенйи со

взрослым

Характер ои содер-

жание деятельности

Степень сформирован-

ности новообразований

Включенность в

детское сообщество

Социальный статус в

детской группе

Эмоциональное

переживание поло-

жения в детской

группе

Рис.1

-

Результаты

опроса

оценки

значимости

компонентов

социальной

ситуации

развития

в

психическом развитии ребенка.

Таблица

1.-

Сводные

результаты

установления

соответствия

между

возрастным

периодом

и

оптимальным

методом

воспитания

и

обучения

студентами

заочного

отделения

направления

психология и педагогика дошкольного образования.

Обучение

Воспитание

ранний

дошкольный

школьный

подросток

р а н н и й

+

дошкольный

школьный

подросток

1

-

-

+

-

-

-

+

2

+

+

+

+

-

-

+

3

+

+

+

+

+

+

+

4

+

+

+

+

-

-

+

5

+

+

+

+

+

+

+

6

+

+

+

+

-

-

+

7

+

+

+

+

-

-

+

8

-

-

-

-

+

+

+

9

+

+

-

-

-

-

+

10

+

+

-

-

-

-

+

11

+

+

-

-

-

-

+

12

+

-

-

-

+

+

+

13

+

+

+

+

+

+

+

14

-

-

-

-

-

-

+

15

-

+

-

-

-

-

+

16

+

+

-

-

-

-

+

17

+

+

+

+

-

-

+

18

+

+

-

-

+

+

+

19

+

-

-

-

+

+

+

20

+

+

+

+

+

+

+

Сумма

16

15

10

9

8

8

20

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

Процент

Процент

Рис. 2 - Соответствия между возрастным периодом и оптимальным методом воспитания и обучения.

Таблица 2. – Сводные результаты выбора характеристики отдельных уровней развития на элементы

которых воспитатель детского сада должен уделять большее внимание при организации обучения и

входе обучения дошкольников.

Совмест

ная

дея-

ть

взрослог

о и детей

Самостоятельн

ость ребенка

Совместна

я дея-ть со

сверстника

ми

Формирующ

иеся

психические

ф-ии

Расшире

ние

жизненно

го опыта

Уже

сформирован

ные

психические

процессы

Поиск

новых

путей

развит

ия

ребенк

а

1

+

+

2

+

+

3

+

+

4

+

+

5

+

+

6

+

+

7

+

+

8

+

+

9

+

+

10

+

+

11

+

+

12

+

+

13

+

+

14

+

+

15

+

+

16

+

+

17

+

+

18

+

+

19

+

+

20

+

+

Сум

ма

14

1

5

5

6

2

7

35,00%

2,50%

12,50%

12,50%

15,00%

5,00%

17,50%

Процент

Совместная дея-ть

взрослого и детей

Самостоятельность

ребенка

Совместная дея-ть со

сверстниками

Формирующиеся

психические ф-ии

Расширение жизнен-

ного опыта

Уже сформированные

психические процессы

Поиск новых путей

развития ребенка

Рис. 3 – Соотношение характеристик отдельных уровней психического развития дошкольников.

[1]

Абраменкова

В.В.

Социальная

психология

детства:

развитие

отношений

ребенка

в

детской

субкультуре.

М.:

Московский

психолого-социальный

институт;

Воронеж:

Издательство

НПО

«МОДЭК», 2000. – с.19-20; с.154-155;

[2] Выготский Л.С. Собрание сочинений – М., Педагогика, 1984 (проблема возраста) – с.12.

[3]

Выготский

Л.

С.

Психология.

-

М.:

Издательство

ЭКСМО-Пресс,

2000.

-

1008

с.с.

115;

Выготский Л.С. Психология. М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. Стр 693-694;

[4] Выготский, Л.С. История развития высших психических функций Собрание сочинений: в 6-ти т.,

Т. 3. Проблемы развития психики [Текст] / Л.С.Выготский - М.: Педагогика, 1983, с. 110; с.145;

[5] Социальная психология детства В.В Абраменкова Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2008. с.57;

с.59; с.135; с.138;

[6] Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие / Ред.-сост. к.

психол. н. Г.В. Бурменская /Изд. 2-е, расш. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005, с

28; с 39; с 40; с 41.



В раздел образования