Автор: Петракова Эльвира Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 19"
Населённый пункт: пгт Краснозатонский. г. Сыктывкар
Наименование материала: статья о разработке среды
Тема: Предметно-развивающая среда в старшей группе ДОУ своими руками
Раздел: дошкольное образование
Предметно-развивающая среда в старшей группе ДОУ своими руками
Петракова Эльвира Андреевна,
Воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 19»
г. Сыктывкара (Республика Коми)
Для
реализации
образовательных
задач,
которые
связаны
с
воспитанием
положительного, эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающему миру,
с
развитием
эмоциональных
переживаний,
чувств,
социального
опыта,
с
формированием духовно-нравственных ценностей, мы создаем развивающую среду в
группе.
Предметно-пространственную
среду
мы
организовали
так,
чтобы
каждый
ребенок
имел
возможность свободно заниматься любимым делом.
Пространство
для
активности
детей
перенесли
в
вертикальную
плоскость.
В
проеме
дверей
(при
переходе из групповой комнаты в спальную) сделали
занавес для кукольного театра. Сшит он из материала
с
отверстием
в
виде
окна
со
шторками.
Сверху
занавеса
и
в
нижней
части
окна
вставлена
деревянная
палочка,
чтобы
материал
был
натянут,
зафиксирован. Данная конструкция крепится на двух
крючках
и
сворачивается
наверх,
если
не
используется
детьми.
Ее
можно
переносить
в
другой проем дверей при наличии на нем таких же
креплений.
Разработали
и
изготовили
с
помощью
родителей
бизиборд
(стенд,
модуль).
Бизиборд
–
уникальное
пособие,
которое
успешно
используется для игр и развития детей. Известный
педагог
и
психолог
Мария
Монтессори
первая
доказала
значимость
игр
в
развитии
детей
с
различными
бытовыми
приспособлениями,
которые
размещены
на
специальном
стенде.
Сегодня
такой
стенд
носит
название
«доска
бизиборд».
Дети у нас группе старшего возраста. Мы стали думать, что подойдет для наших
ребят.
Доска
Бизиборд
не
имеет
возрастных
ограничений,
нам
захотелось,
чтобы
модуль
был
интересен,
доступен,
безопасен
и
эстетически-привлекателен,
чтобы
ребенок не просто включал-выключал, открывал-закрывал, снимал-одевал, но и думал,
общался и при этом чтобы у него развивались психологические процессы. Тут мы
вспомнили, что сюда можно сделать развивающие кубики по принципу Никитина,
использовать
геоконт
Воскобовича,
сделать
лабиринт
для
ориентировки
в
пространстве.
На нашем бизиборде все игры для развития у детей памяти, внимания,
воображения,
пространственного
мышления.
Дети
могут
с
помощью
резинок
и
карточек, которые мы сделали сами, выложить картинку на геоконте, подобрать к числу
цифру, сложить с помощью кубиков определенный узор, помочь матрешкам добраться
до назначенного места.
Здесь же ребята могут посчитать с помощью счет,
на циферблате часов поставить стрелки, как указано на
каточках,
использовать
весы
для
измерения
веса.
Бизиборд
мы
сделали
в
виде
столика,
который
закрывается и тогда может использоваться его в других
целях.
Бизиборды
можно
делать
для
детей,
исходя
из
проведенной
диагностики
-
для
обучения
или
закрепления тех или иных навыков, которые у ребенка
еще
не
сформированы.
Тогда
ребята
совместно
со
взрослым, а потом и самостоятельно будут развиваться.
Во время игры на бизиборде одновременно может находиться и при этом не
мешать друг другу 7-8 детей.
Дидактическое пособие находится в свободном и
доступном пользовании.
Также в нашей группе есть 2 стула для взрослых, мы
решили,
что
их
тоже
можно
использовать.
Так
у
нас
появилась накидка для именинника, которую мы одеваем на
стул,
и
он
становится
«троном».
Вместе
с
детьми
мы
поднимаем
именинника
на
этом
сиденье
столько
раз,
сколько
ему
исполнилось
лет,
ребенок
сидит
на
нем
в
течение целого дня, если захочет. А когда в группе нет
именинников – данная накидка не используется. Она является и ожиданием сюрприза,
и хорошим настроением ребенка.
Другая накидка – это «плита» для использования в игре «Дочки-матери». Ребята
самостоятельно одевают ее на стул и расставляют на ней посуду так, как пожелают
сами. На ней сшиты кармашки для кухонных приборов, а на кружочках, которые
изображают конфорки, можно ставить кастрюльки, сковородки. После игры накидку
снимают и убирают в коробочку вместе с посудой.
Все
пространство
в
группе
довольно
открыто,
и
мы сделали уголок уединения
в
виде
палатки,
где
дети
мо г у т
п о б ы т ь
н а е д и н е ,
посмотреть книжку, посидеть
с
л ю б и м о й
и г р у ш к о й ,
о т д о х н у т ь
о т
д е т с к о г о
коллектива
или
поиграть
с
другом.
Эту
же
палатк у
можно использовать как часть любой деятельности с детьми в группе или для любой
игры, которую придумают ребята.
Наблюдая за играми девочек, мы заметили, что они чаще играют в "Дочки-матери". И
мы подумали, что было бы здорово сделать для них большой кукольный домик.
Картонные коробки, немного фантазии и родители обеспечили
наших
детей
интересным
занятием.
Дети
любят
играть
этим
домиком. Кукольную мебель мы использовали уже готовую, купив
в магазине, но можно сделать своими руками, используя картон,
цветную бумагу, пенопласт и даже спичечные коробки. Большой
плюс
такого
домика
-
это
транспортируемость,
ребята
могут
перемещать его в любое место группы по своему желанию.
В ожидании Нового года мы изготовили Адвент-календарь
(приближение, пришествие), который придумала немка фрау
Ланг для своего сына, чтобы сделать ожидание Рождества
более
"интересным".
Эта
традиция
пришла
и
в
Россию,
календарь адаптирован для наших праздников. Календарь мы
сделали
с
помощью
маленьких
бумажных
подарочных
пакетов,
где
для
детей
предлагались
задания
на
каждый
день.
.
Такой
календарь
помогает
почувствовать
течение
времени, научиться его понимать и осознавать. И, конечно же,
он создает ту неповторимую атмосферу волшебства, которая бывает только в Новый
год. Дети каждое утро заглядывали в пакеты, с большим удовольствием выполняли
ежедневные
задания,
такие
как
"Напишите
письмо
Деду
Морозу",
"Выучите
стихотворение о зиме", "Сделайте 3 добрых дела", "Украсьте группу к празднику",
"Раскрасьте большую елку" и тому подобные.
Опыт работы нашей группы свидетельствует о том, что многое можно сделать
своими
руками.
Надо
только
захотеть!
Когда
мы
видим
в
глазах
детей
радость,
благодарность,
то
получаем
такой
энергетический
заряд,
что
просто
не
можем
остановить полет творчества и продолжаем радовать своих детей новыми сюрпризами.
Развивающая
среда
не
может
быть
построена
окончательно.
При
организации
предметно-пространственной
среды
в
детском
саду
необходима
сложная
многоплановая деятельность всех участников образовательного процесса.