Напоминание

Предметно-развивающая среда в старшей группе ДОУ своими руками


Автор: Петракова Эльвира Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 19"
Населённый пункт: пгт Краснозатонский. г. Сыктывкар
Наименование материала: статья о разработке среды
Тема: Предметно-развивающая среда в старшей группе ДОУ своими руками
Раздел: дошкольное образование





Назад




Предметно-развивающая среда в старшей группе ДОУ своими руками

Петракова Эльвира Андреевна,

Воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 19»

г. Сыктывкара (Республика Коми)

Для

реализации

образовательных

задач,

которые

связаны

с

воспитанием

положительного, эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающему миру,

с

развитием

эмоциональных

переживаний,

чувств,

социального

опыта,

с

формированием духовно-нравственных ценностей, мы создаем развивающую среду в

группе.

Предметно-пространственную

среду

мы

организовали

так,

чтобы

каждый

ребенок

имел

возможность свободно заниматься любимым делом.

Пространство

для

активности

детей

перенесли

в

вертикальную

плоскость.

В

проеме

дверей

(при

переходе из групповой комнаты в спальную) сделали

занавес для кукольного театра. Сшит он из материала

с

отверстием

в

виде

окна

со

шторками.

Сверху

занавеса

и

в

нижней

части

окна

вставлена

деревянная

палочка,

чтобы

материал

был

натянут,

зафиксирован. Данная конструкция крепится на двух

крючках

и

сворачивается

наверх,

если

не

используется

детьми.

Ее

можно

переносить

в

другой проем дверей при наличии на нем таких же

креплений.

Разработали

и

изготовили

с

помощью

родителей

бизиборд

(стенд,

модуль).

Бизиборд

уникальное

пособие,

которое

успешно

используется для игр и развития детей. Известный

педагог

и

психолог

Мария

Монтессори

первая

доказала

значимость

игр

в

развитии

детей

с

различными

бытовыми

приспособлениями,

которые

размещены

на

специальном

стенде.

Сегодня

такой

стенд

носит

название

«доска

бизиборд».

Дети у нас группе старшего возраста. Мы стали думать, что подойдет для наших

ребят.

Доска

Бизиборд

не

имеет

возрастных

ограничений,

нам

захотелось,

чтобы

модуль

был

интересен,

доступен,

безопасен

и

эстетически-привлекателен,

чтобы

ребенок не просто включал-выключал, открывал-закрывал, снимал-одевал, но и думал,

общался и при этом чтобы у него развивались психологические процессы. Тут мы

вспомнили, что сюда можно сделать развивающие кубики по принципу Никитина,

использовать

геоконт

Воскобовича,

сделать

лабиринт

для

ориентировки

в

пространстве.

На нашем бизиборде все игры для развития у детей памяти, внимания,

воображения,

пространственного

мышления.

Дети

могут

с

помощью

резинок

и

карточек, которые мы сделали сами, выложить картинку на геоконте, подобрать к числу

цифру, сложить с помощью кубиков определенный узор, помочь матрешкам добраться

до назначенного места.

Здесь же ребята могут посчитать с помощью счет,

на циферблате часов поставить стрелки, как указано на

каточках,

использовать

весы

для

измерения

веса.

Бизиборд

мы

сделали

в

виде

столика,

который

закрывается и тогда может использоваться его в других

целях.

Бизиборды

можно

делать

для

детей,

исходя

из

проведенной

диагностики

-

для

обучения

или

закрепления тех или иных навыков, которые у ребенка

еще

не

сформированы.

Тогда

ребята

совместно

со

взрослым, а потом и самостоятельно будут развиваться.

Во время игры на бизиборде одновременно может находиться и при этом не

мешать друг другу 7-8 детей.

Дидактическое пособие находится в свободном и

доступном пользовании.

Также в нашей группе есть 2 стула для взрослых, мы

решили,

что

их

тоже

можно

использовать.

Так

у

нас

появилась накидка для именинника, которую мы одеваем на

стул,

и

он

становится

«троном».

Вместе

с

детьми

мы

поднимаем

именинника

на

этом

сиденье

столько

раз,

сколько

ему

исполнилось

лет,

ребенок

сидит

на

нем

в

течение целого дня, если захочет. А когда в группе нет

именинников – данная накидка не используется. Она является и ожиданием сюрприза,

и хорошим настроением ребенка.

Другая накидка – это «плита» для использования в игре «Дочки-матери». Ребята

самостоятельно одевают ее на стул и расставляют на ней посуду так, как пожелают

сами. На ней сшиты кармашки для кухонных приборов, а на кружочках, которые

изображают конфорки, можно ставить кастрюльки, сковородки. После игры накидку

снимают и убирают в коробочку вместе с посудой.

Все

пространство

в

группе

довольно

открыто,

и

мы сделали уголок уединения

в

виде

палатки,

где

дети

мо г у т

п о б ы т ь

н а е д и н е ,

посмотреть книжку, посидеть

с

л ю б и м о й

и г р у ш к о й ,

о т д о х н у т ь

о т

д е т с к о г о

коллектива

или

поиграть

с

другом.

Эту

же

палатк у

можно использовать как часть любой деятельности с детьми в группе или для любой

игры, которую придумают ребята.

Наблюдая за играми девочек, мы заметили, что они чаще играют в "Дочки-матери". И

мы подумали, что было бы здорово сделать для них большой кукольный домик.

Картонные коробки, немного фантазии и родители обеспечили

наших

детей

интересным

занятием.

Дети

любят

играть

этим

домиком. Кукольную мебель мы использовали уже готовую, купив

в магазине, но можно сделать своими руками, используя картон,

цветную бумагу, пенопласт и даже спичечные коробки. Большой

плюс

такого

домика

-

это

транспортируемость,

ребята

могут

перемещать его в любое место группы по своему желанию.

В ожидании Нового года мы изготовили Адвент-календарь

(приближение, пришествие), который придумала немка фрау

Ланг для своего сына, чтобы сделать ожидание Рождества

более

"интересным".

Эта

традиция

пришла

и

в

Россию,

календарь адаптирован для наших праздников. Календарь мы

сделали

с

помощью

маленьких

бумажных

подарочных

пакетов,

где

для

детей

предлагались

задания

на

каждый

день.

.

Такой

календарь

помогает

почувствовать

течение

времени, научиться его понимать и осознавать. И, конечно же,

он создает ту неповторимую атмосферу волшебства, которая бывает только в Новый

год. Дети каждое утро заглядывали в пакеты, с большим удовольствием выполняли

ежедневные

задания,

такие

как

"Напишите

письмо

Деду

Морозу",

"Выучите

стихотворение о зиме", "Сделайте 3 добрых дела", "Украсьте группу к празднику",

"Раскрасьте большую елку" и тому подобные.

Опыт работы нашей группы свидетельствует о том, что многое можно сделать

своими

руками.

Надо

только

захотеть!

Когда

мы

видим

в

глазах

детей

радость,

благодарность,

то

получаем

такой

энергетический

заряд,

что

просто

не

можем

остановить полет творчества и продолжаем радовать своих детей новыми сюрпризами.

Развивающая

среда

не

может

быть

построена

окончательно.

При

организации

предметно-пространственной

среды

в

детском

саду

необходима

сложная

многоплановая деятельность всех участников образовательного процесса.



В раздел образования