Автор: Леднева Евгения Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Парус"
Населённый пункт: город Урень
Наименование материала: экологический проект в старшей группе
Тема: Подводный мир
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребёнка – детский сад "Парус"
г. Урень, Нижегородской области
ПРОЕКТ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«ТАЙНЫ ПОДВОДНОГО МИРА»
Авторы: Леднева Е.В
воспитатель первой квалификационной категории
2019г
Урень
Экологический проект для старшей группы «Тайны подводного мира»
Вид проекта: познавательно-исследовательский проект с элементами
творчества для детей 5-6 лет.
Продолжительность проекта: «краткосрочный» 2 недели.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и
творческих способностей детей в процессе реализации
образовательного проекта.
Задачи:
• расширить представление детей о жизни обитателей глубин;
• познакомить детей с обитателями подводного мира, пополнять знания
детей о подводном мире, его обитателях;
• формировать у детей элементарные представления об обитателях морей
и океанов, способах передвижения, чем они питаются, как живут и
защищаются;
• воспитывать бережное отношение ко всему живому, развивать
эмоциональную отзывчивость;
• способствовать развитию познавательной активности в процессе
реализации проекта, развивать воображение и творческие способности детей;
• развивать коммуникативные навыки, формировать навыки
исследовательской деятельности;
• развивать эмоционально-чувствительное восприятие мира;
• продолжать пополнять словарный запас детей.
Предполагаемый результат:
Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде,
расширение кругозора и экологических представлений во время
реализации проекта. Проявление у детей ярко выраженного интереса к
объектам природы, обитателям морей и океанов.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,
социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие,
речевое развитие, физическое развитие.
Актуальность проблемы: Дошкольный возраст – очень важный этап в
развитии экологической культуры личности ребенка. В этом возрасте ребёнок
начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-
ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-
экологических позиций личности. В наше время
проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую
остроту и актуальность. Огромную роль в экологическом образовании детей
дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность.
Изучать обитателей морей и океанов можно в процессе проектно-
исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования
ребенок получает конкретные навыки: учится наблюдать, рассуждать,
планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать,
сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает
познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется
дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к
ведущему способу познания окружающего мира. Дошкольный возраст – это
наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с
природой. В этом возрасте формируется ответственное отношение к природе.
Чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию детей, тем
лучше будет результат этой работы. При этом в тесной взаимосвязи должны
выступать все формы и виды деятельности детей. В ходе беседы с детьми
выяснилось, что у детей 5-6 лет недостаточно знаний об обитателях морей и
океанов. Поэтому объектом исследования в нашем экологическом
проекте будут обитатели морских глубин.
Первый этап - подготовительный.
Предварительная работа поисковая работа по подбору материала по теме:
• создание предметно - развивающей среды на морскую тематику ;
• подбор литературы по данной теме;
• чтение литературы о подводном мире;
• разучивание стихов о морских животных;
• разгадывание загадок;
• просмотр презентации «Тайны подводного мира»;
- просмотр презентации «Опасные жители подводного мира»
• подбор экологических игр: «Найди животное», «Какой вред и какая
польза от морских хищников»;
• подвижные игры «Море волнуется раз», «И вот перед нами море!»;
• просмотр мультфильма «В поисках капитана Немо»;
• создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности;
Второй этап – реализация проекта.
• рисование на тему «Дельфины – наши друзья»;
• рисование красками «Морские обитатели»
• коллективная работа. Аппликация с элементами рисования «На дне
морском»
• рисование «Золотая рыбка»
- конструирование из бумаги «Осьминожки»
• оформление альбома о морских обитателях;
• путешествие по картинкам с изображением обитателей морских глубин;
Рассказ воспитателя о вреде и пользе морских обитателей.
• выставка детских работ.
• задание для родителей книжка-малышка «Подводный мир»
• сбор экспонатов для создания мини-музея к проекту и создание мини –
музея.
- Открытие мини-музея.
-коллекция камней
- коллекция ракушек
Третий этап – презентация экологического проекта «Тайны
подводного мира».
Загадки к проекту.
Загадки про морских обитателей с ответами
Ты уже, дружок, конечно,
Что-то слышал обо мне:
Я всегда пятиконечна
И живу на самом дне.
(Морская звезда)
Короткое тело покрыто шипами!
Шипами умело сразится с врагами.
Раздуется важно, как шарик. И всё ж
Порою хоть страшно, плывёт
(Рыба-ёж)
Над морской звездой победу,
Соревнуясь, одержал:
За минуту я два метра
На иголках пробежал.
(Морской ёж)
По всем морям оставил след,
И лишь в Балтийском море – нет,
Имеет панцирь как футляр,
Десятиногий рак
(Омар)
Головоногий то моллюск —
Десяток рук, присоски плюс.
Довольно крупный экземпляр.
А как зовут его?
(Кальмар)
Кит-гигант! Зубастый кит!
Своенравен и сердит.
Прирождённый эхолот.
Ест моллюсков.
(Кашалот)
Беспозвоночный, мягкотелый —
сидит в ракушке ли без дела,
Или плывёт как осьминог,
в своём роду не одинок.
(Моллюск)
Как у рака, много ножек,
На него чуть-чуть похожа.
Красный панцирь, любит в море
Порезвиться на просторе.
(Креветка)
В толщах вод легко шныряя,
Не свожу с добычи глаз.
Миг — и тут же расширяю
Я свой рот в тринадцать раз.
(Рыба Морской черт)
Проплываем не тревожась,
Хоть и рядом рыбаки.
Рты свои закрыть не можем,
Слишком зубы велики.
(Мурена)
Пронеслась о нем молва:
Восемь ног да голова.
Чтобы всем страшнее было,
Выпускает он чернила.
(Осьминог)
Эта рыбка, словно птица,
Над волной морскою мчится.
То летает, то плывет,
В теплых тропиках живет.
(Летучая рыба)
Через море-океан
Плывёт чудо-великан.
На спине его есть кран:
Из него бежит фонтан.
(Кит)
На дне отдыхает, зарывшись в песок.
Его защитит электрический ток
От всех, кто дремать помешает,
Кто рыбий покой нарушает.
(Электрический скат)
В Черном море знаменит я
Тем, что возле дна хожу
И с собою ядовитый
Костяной кинжал ношу.
(Скат)
Я без моря — никуда,
В море — вся моя еда.
Сам живу на берегу,
Круг полярный стерегу.
Лапы — что-то вроде ласт.
Я как морж, но не клыкаст.
(Тюлень)
Быстра, прожорлива, сильна,
Для рыбок всех страшней она.
И нам с ней лучше не встречаться,
Когда отправимся купаться.
(Акула)
Стая птиц, красивых, белых,
Очень шумных, слишком смелых.
Провожают наш баркас,
Угощенья ждут от нас.
(Чайки)
И на суше, и в воде —
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме…
(черепаха)
Он по дну морскому бродит,
Пищу там себе находит.
С виду он похож слегка
На простого паука.
Повнимательней взгляни —
Берегись его клешни.
(Краб)
На лошадку так похожа,
А живет -то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок-
Прыгает морской…
(Конек)
Этот зверь клыкастый,
Вместо ног — ласты,
Хвост по льду волочится,
Мороза зверь не боится.
(Морж)
Каждый, кто бывал на море,
С ярким зонтиком знаком.
Из водички и из соли
Состоит он целиком.
Ты в воде его не тронь,
Обжигает, как огонь.
( Медуза)
Умеет с нами ладить,
Дает себя погладить.
Когда руки касается,
Он словно улыбается.
Совсем не любит быть один,
Со стаей плавает …
(Дельфин)
Что за звери это все же?
Средь дельфинов и китов
Впрямь похожи-препохожи
На кусты густых цветов.
(Анемоны)
От врагов спасаясь сильных,
Пятясь головой назад,
Маскируюсь я в чернильный
Разлохмаченный халат.
Под водой она плывёт
Вечно задом наперёд,
Постоянно убегает,
Всех чернилами пугает.
(Каракатица)
Мы — животные морские,
Для китов — опасней гроз:
Плавники у нас такие,
Что острее острых кос.
(Касатки)
Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза спине,
И живет на самом дне.
Очень странные дела.
Это рыба …
(Камбала)
Мы пугливы иногда,
Можем быть и храбрыми.
Окружает нас вода,
В ней мы дышим жабрами.
С чешуей и плавниками
Проплываем тут и там
И гуляем косяками
Мы по рекам и морям.
(Рыбы)
Стихи к проекту.
Древней акулы рыбы нет.
Она живет здесь много лет.
Но у старушки грозный вид
И превосходный аппетит!
***
Неведомо куда, неведомо откуда
Плыла по морю злая-презлая барракуда,
И встречных презирая, глотала наугад.
Испуганные стаи рыбёшек и рыбят.
***
А поутру на море
Такая тишина,
Что песенка прибоя —
И та едва слышна.
А в лодках рыболовы
Не вздрогнут, не вздохнут.
Давай, бычок,
Хватай крючок,
А то они уснут.
***
О дельфинах всем известно —
Нет животных интересней:
Острый ум, движенья ловки
И легки для дрессировки.
***
Друг за другом мчится стая,
Волны телом разрезая,
То хвосты, то снова спины,
Кто вперёд, плывут дельфины.
В океане я плыву
Славным я пловцом слыву.
Океан - солёный.
Я дельфин весёлый
Прыгнул, из воды взлетел,
Над волною пролетел,
В воду- бух, поплыл опять,
Очень я люблю играть.
Плавал в море апельсин,
Но не съел его дельфин.
-Рыбу очень есть люблю.
Рыбу ловко я ловлю.
В океане я живу
На волне верхом плыву.
Океан - солёный
Я дельфин весёлый.
***
В океанской толще вод –
Жил веселый кашалот.
Если с кем-нибудь встречался,
Непременно, улыбался.
Но держись подальше, рыбка, У кита – хитра улыбка!
***
Под водой мелькают спины, -
Мчатся быстрые дельфины,
Вновь играя и шаля
Перед носом корабля.
***
Я – дельфин, живу на море.
Никогда ни с кем не спорю.
Просто по волнам лечу,
С кем хочу и как хочу!
***
Где-то в море без дорог
Ходит, бродит осьминог,
И кипящая волна
Осьминогу не страшна!