Автор: Шестакова Ирина Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Система работы по формированию речи у детей при ее недоразвитии работа с неговорящими детьми.
Раздел: дошкольное образование
Шестакова Ирина Владимировна, учитель-дефектолог МБДОУ «Аленький цветочек» муниципального образования город Ноябрьск.
Система работы по формированию речи у детей при ее недоразвитии (работа с неговорящими детьми).
1-й этап работы
Основные задачи
логопедического
воздействия
Накопление пассивного словарного запаса
Активизация речевого подражания
Характеристика речевого
развития детей
Активная речь детей состоит из отдельных слов: названий близких ребенку лиц, звукоподражаний, обрывков слов («ма» или «мама», «па» или «папа», «ав» - собака, «би-би» -
машина и т.д.);
Еще нет потребности подражать речи взрослых;
Если есть речевая подражательная деятельность, то она реализуется в слоговых звукокомплексах, состоящих из двух – трех плохо артикулируемых звуков: согласный +гласный или
гласный + согласный;
В активном словаре насчитывается от 5-10 до 25 – 27 словесных единиц
Ребенок пользуется однословными предложениями (слово- предложение);
Уровни понимания речи:
Самый низкий – ребенок с трудом понимает обращенные к нему элементарные просьбы;
Понимание значения простых предложных конструкций, выражающих пространственные отношения двух предметов (на коробке, в коробке, под коробкой);
Понимание значений отдельных грамматических форм слов (единственного и множественного числа существительных)
Основные направления работы:
1. Развитие понимания речи
Методические
рекомендации
1. Детям предлагается запомнить, как называются: их игрушки;
части тела (ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос);
предметы одежды (пальто, шапка, рубашка, платье и т.д.);
предметы туалета (мыло, зубная щетка, гребешок, полотенце);
предметы домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается (стол, стул, чашка, ложка);
отдельные названия предметов и явлений окружающей его жизни (вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины, самолет);
названия животных, которых ребенок часто видит.
2. Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам (спит, ест, сидит, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит,
умывается, купается, одевается, раздевается, причесывается, катается, подметает, поливает, едет, кричит, говорит, строит, зовет, рисует, несет, везет, подает).
- Ребенок должен знать названия действий, которые совершают близкие ему люди (папа, мама, братья, сестры и т.д.), но этот словарь может ограничиваться названиями только тех
действий, которые ребенок неоднократно наблюдал (читает, пишет, рисует, стирает, чинит, варит, моет, шьет, подметает, гладит, рубит, пилит и т.д.), или действий, совершающихся дома,
на улице (машина едет, гудит; самолет летит; телефон звонит; листья падают).
3. Если дети знают названия предметов, некоторых животных и т.д., то необходимо как можно скорее начать обучать их понимать названия действий, а также понимать вопросы,
задаваемые по поводу происходящих действий : ГДЕ? КУДА? ЧТО? КОМУ? ОТКУДА? ДЛЯ КОГО?
4. На данном этапе не ставится задача различать такие слова, как ТАМ – ТУТ, ЗДЕСЬ – ТАМ, ОТКРОЙ – ЗАКРОЙ, КУДА – ОТКУДА, ЧЕМ – С ЧЕМ и т.д.
5. При обучении пониманию вопросов ГДЕ? КОМУ? КУДА? ОТКУДА? дети опираются на широкий языковой контекст вопроса – в вопросах педагога должны быть «подсказывающие
слова», хорошо знакомые детям, т.е. дети ориентируются на понимание целостных словосочетаний, подкрепленных наглядным предметным действием, а не на звуковые различия слов.
6. С неговорящими детьми, плохо понимающими обращенную к ним речь (при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте) логопедическая работа начинается с многократного
проговаривания ситуации.
7. Взрослый, используя ситуативные моменты режимных процессов, прогулки и т.д., называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или
взрослый с этим предметов, называет те ощущения, которые испытывает ребенок (холодно, тепло, вкусно и т.д.).
Взрослый говорит короткими предложениями из 2 - 4 слов, делая паузы, одни и те же словосочетания он повторяет по 2 - 3 раза, одни и те же слова употребляет в разных
грамматических
формах,
которые
отражают
различные
взаимоотношения
называемых
предметов.
Все
слова
проговариваются
естественными
интонациями,
без
скандирования слов по слогам, но с обязательным, несколько нарочитым выделением ударного гласного звука (немного растягивая его). Вся речь взрослого насыщена вопросами,
обращенными к ребенку.
Если ребенок не понимает то, о чем его просят, взрослому надо самому взять этот предмет и еще раз его назвать, а затем назвать совершающееся с этим предметом действие.
8. Не рекомендуется перегружать пассивный лексикон словами с отвлеченным значением или обобщающими словами.
9. Материалом для занятий могут быть игрушки, предметы домашнего обихода, одежда, посуда, пища и т.д.
Примеры
заданий
1.
Назвать предметы, действия той ситуации, в которой ребенок находится:
«Сборы на прогулку» (Где у нас шапка? Вот она, шапка. Принеси сюда шапку, давай наденем шапку на голову. Посмотри в зеркало, какая у тебя красивая
шапка. А где ленточки у шапки? Вот какие ленточки у шапки! Мы завяжем ленты, чтобы шапка на улице не соскочила с головки, чтобы ушки были закрыты.
Смотри, как тепло! Тебе тепло?» и т.д.
«Умывание» («Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыль руки как следует. Давай я тебе
помогу намылить руки. Вот так. Вот как хорошо! А теперь давай смоем мыло. Сам смой мыло. Три , три ручки. Смыл? А теперь давай вымоем лицо». И т.д.
«Кормление зверей» («Давай кормить твоих зверей. Они проголодались. Ух, какие они голодные! Кого мы будем кормить? Неси сюда кошку, собачку и
козлика. Посмотри, как они просят кушать! Как козлик просит кушать? Бе-бе. А как собачка просит кушать? Ам-ам! А как киска просит кушать? Мяу0мяу! Ой, а
про мишку мы забыли. Зови его скорей! Вот мишка идет: топ-топ-топ. Как мишка ходит? Топ-топ-топ. А теперь ставь стол. Поставил? Гостей поставили вокруг
стола. Собачку сюда, киску сюда. А козлика куда? Вот сюда» и т.д.
«Будем строить башни»(«давай строить башни – одну красную, другую – синюю. В этом углу будем строить красную башню, а в этом – синюю. Башни
построим большие – пребольшие. Кубики будем возить на машине. В этот угол будем возить красные кубики, а в этот … синие кубики. А белые кубики оставим
здесь...
2.
Расширить пассивный предметный словарь детей с помощью предметных картинок (например: «Варежки»).
3.
Расширить пассивный глагольный словарь с помощью сюжетных картинок, на которых люди или животные совершают разные действия.
4.
Научить понимать названия действий, которые совершаются одним и тем же лицом (мальчик ест, спит, пьет, прыгает и т.д.)
5.
Научить детей быстро ориентироваться в названии действий, когда они даны без обозначения объектов или субъектов действий. (кто катается, кто поливает, кто
сидит, кто стоит)
6.
Научить понимать вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? НА ЧЕМ?, выясняющие местонахождение предметов («Покажи, где лежат книги?. Куда Вова поставил
матрешку? Куда Маша положила куклу?»
7.
Научить понимать вопросы, которые помогают выяснить, в интересах кого совершается то или иное действие (Кому мама надевает шапку? Кому девочка дает
сено? Кому мальчик протягивает яблоко?)
8.
Научить понимать вопросы ЧТО? КОГО? (У КОГО?), которые помогают выяснить объект действия (Что рисует девочка? Что кушает мальчик? Что стирает мама?
Кого везет Таня? У кого в руках цветы?)
9.
Научить понимать вопрос ЧЕМ? (Чем мама режет хлеб? Чем мальчик вытирает лицо и руки? Чем мы кушаем суп? Чем девочка расчесывает волосы? Чем папа
забивает гвозди?)
10.
Научить понимать вопросы, поставленные к сюжетам картинок (например: «Зимние забавы»)
11.
Предложить разложить картинки или игрушки в названной педагогом последовательности (три картинки или три игрушки, последовательность меняется)
12.
Предложить выполнить в определенной последовательности действия без предмета (сядь – встань – попрыгай на одной ноге и т.п.)
13.
Предложить совершить действия с отобранными предметами (или предметными картинками) в определенной последовательности (Платочек убери в карман,
собачку отдай Тане, цветок поставь на окно).
2. Создание потребности подражать слову взрослого
Методические
рекомендации
Необходимо создать условия, в которых бы у ребенка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно: «ам», «ав», «му»,
«ко-ко» и т.д.; цепочка звукоподражаний удлиняется до 3- 4 слогов: «ав-ав-ав» (подражает лаю собаки) или «ко-ко-ко» (подражает кудахтанью курицы).
Дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, совершаемые ими или их близкими, а также выражать свои желания или нежелания в доступной
им звуковой форме.
Нельзя начинать логопедическую работу с неговорящими детьми с разучивания правильно произносимых слов или, что еще хуже, с постановки звуков.
Не
следует
расширять
автономную
речь
ребенка.
Необходимо
переходить
к
обучению
словесным
комбинациям
при
первой
же
возникшей
у
ребенка
возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов.
Активизация речи детей, или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с игрой, с наглядной
ситуацией, что достигается при различных, но обязательных условиях:
Эмоциональности контакта с ребенком;
Определенного уровня понимания речи;
Устойчивости внимания;
Наличия подражательной мотивации, насколько глубоко затронуты положительные эмоции неговорящего ребенка.
Активизация подражательной речевой деятельности начинается с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю» (игра в мяч, подражания действиям рук, ног,
головы). Действия взрослого и действия детей сопровождаются словами, желательно в стихотворной форме. Особенно обращается внимание развитию подражания
движениям кистей рук (развитие подражания движению рук, а не развитие мелкой моторики рук)
Примеры
заданий
14.
Научить ребенка класть кисти рук на стол таким образом, как кладет их взрослый («Ладошки вверх, ладошки вниз, а теперь их на бочок и зажали в
кулачок» - вначале отрабатывается одно движение кистями рук, ему предлагается соединить два движения, затем серию движений).
15.
Провести дыхательно-голосовые упражнения для удлинения речевого выдоха ( понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь и т.д.; потянуть
звуки «а-а-а-а» (девочка плачет), «у-у-у» (труба гудит), «ау» (заблудились дети), «и-и-и» (плачет мышонок), «уа» (плачет Ляля), «ой-ой, ай-ай» (укусила оса).
16.
Провести упражнения для губ (сделать трубочку; остановить лошадку («тпру»); попеременно вытягивать губы в трубочку, а затем показывать зубы).
17.
Провести упражнения
для языка (облизывать губы; показать, как кошка лакает молоко; сделать «уколы» в каждую щеку; «почистить» зубы языком;
пощелкать языком)
Задания 14 – 17 имеют одну общую цель – развитие подражания телесным движениям, мимическим, дыхательным, артикуляционным, голосовым)
18.
Вызвать аморфные слова (в скобках приведено возможное звукопроизношение слов. Допустимы любые ответы )
Название близких ребенку лиц: мама («мА»), папа («па»), баба («ба»), дядя («дя»), тетя («те»).
Имена близких лиц или игрушек, кукол: Оля («О», «Оя»), Нина («ни»), Вова («ова», «ва»),
Просьбы: дай, на («дя», «ня»), где? («де»), там («тя»), здесь («де»). Выражение желания что-либо повторить еще раз еще («исе», «се»).
Выражение своего состояния междометиями «ай», «ой» (больно), «ишь» (тише).
Подражание крикам животных: собаки – ав-ав, ам-ам («аф»), коровы – му-му («у»), ослика – иа-иа («а»), кошки – мяу-мяу («ау», «мияу»), козлика – бе-бе
(«пи-пи»).
Подражание крикам, пискам: комара – и-и-и; птички – пи-пи-пи или ти-ти-ти («и», «ти»); кукушки – ку-ку-ку («уку»); курочки – ко-ко-ко-ко («око»);
лягушки – ква-ква-ква («ва-ва»), тяп-тяп («яп»).
Подзывы животных и упраление животными: кошкой – кс-к с-кс или кис-кис-кис, брысь («бить»); упраление лошадкой – но (поехали), пру (остановились);
позвать цыплят – тип-тип-тип или цып-цып-цып.
Подражание музыкальным игрушкам: дудочке – ду-ду-ду («дю»); балалайке – ля-ля-ля («я»); колокольчику – бом-бом-бом («Ом-ом»).
Подражание транспортным шумам: машине – би-би, ди-ди; самолету – у-у-у (низким голосом); паровозу – ту-ту.
Подражание шумам, производимым предметом при падении, - бух или бах («ах», «вах»); звукам шагов – топ-топ («оп», «оп»); стуку молотка – тук-тук («ту-
ту»); каплям воды – кап-кап.
Эмоциональные восклицания: ай, ой, ох – ух («хь»).
19.
Предложить назвать свои игрушки, знакомые предметы (или предметные картинки); допустимы искажения и замещения звуков (мяч или мячик –«аги»,
гриб или грибок -«ги», дом или домик – «оми», кубик – «ку», машина – «сина», самолет – «Але», пароход – «охот.
20.
Предложить повторить за взрослым названия предметных картинок (можно организовать игру в лото)- при этом необходимо утрированно произносить
ударные гласные звуки в словах. Дети произносит слова как могут (произношение гласных желательно отработать):
21.
А: Аня, Алик, Катя, Тата, шарик, сани, тапки, шапка, палка, мак, зайка, рак, мальчик, пальчик, чашка.
22.
О: Оля, Коля, Зоя, ослик, домик, боты, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка, лодка.
23.
У: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.
24.
И: Дима , киса, Инна, гриб, липа, Зина, Нина.
25.
Вызвать у детей двухсловные предложения с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут и произносимых слов из заданий 19, .20 (Где мячик? («де мя?»)
- Вот мячик («оть ати»). Где машина? («де сина?») – Вот машина («оть сина»). Дай машину («дя сина», «дя си»). Дай кису («дя Ки», «дай кс», «дя кс»). – игра в лото,
прятки с игрушками.
26.
научить ребенка выражать свои желания словесно: дай пить («дя пи»), дай еще («дя исе»), мама, идем («мама дем»), идем домой («де амо»), хочу пить
(«атю пи»), хочу гулять («атю гуя»), идем гулять («де гуя»).
Итог
логопедическ
ой работы
Дети должны научиться:
в пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;
пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему
лица; некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко);
должна появиться потребность подражать слову взрослого;
словесная подражательная деятельность может проявиться в любых рече-звуковых выражениях, без коррекции их со стороны взрослых.
2-й этап работы
Основные задачи
логопедического
воздействия
1.
научить детей правильно строить:
двухсловные предложения типа: обращение + повеление (выраженное глаголом в повелительном наклонении);
двухсловные предложения типа: повеление + название предмета (существительное в форме винительного падежа);
2.
заучить отдельные обиходные словосочетания;
3.
произносить отдельный ударный слог слова;
4.
расширить объем понимания чужой речи
Характеристика речевого
развития детей
появляется возможность соединить безо всяких грамматических связей в одном высказывании (предложении) 2 -3, даже 4 аморфных слова (аморфные слова состоят из 1 -2, редко трех слогов, слов –
звукоподражаний)
количественный запас слов и объем аморфных слов может быть разным, но общее – полное отсутствие способности к словоизменению (используют в речи слова в той форме, которую заимствовали из
речи окружающих)
речь характеризуется полным отсутствием синтаксических конструкций, в которых бы имел место глагол изъявительного наклонения настоящего времени 3-го лица с окончанием–ет, -ит и др.(названия
действий или отсутствуют, или выражены нфинитивно-императивными формами и их фрагментами или «недостроенным» изъявительным наклонением: «баба куся» (бабушка кушает).
Чем больше в речи слов – названий действий, тем выше уровень его речевого развития;
Могут иметь место отдельные случаи грамматически правильно оформленных словосочетаний («ибуду пакать» - не буду плакать)
Речь пестрит сокращениями количества слогов в словах (слоговая элизия)
Ребенок с трудом овладевает ритмико-мелодической стороной слова
Способность детей воспроизводить слова различной слоговой структуры тесно связана с возможностью объединять слова в предложения (как только появляется 2-х, 3-х словная фраза даже их
аморфных слов – корней, возникает возможность воспроизводить по подражанию 2-х, затем 3-х сложные слова типа машина, собака, лопата)
Фонетический состав употребляемых слов ограничен звуками раннего онтогенеза речи, но набор их беднее, чем в норме.
Основные направления работы
1. Развитие понимания речи
Методические
рекомендации
Предлагаемые задания предназначены для детей, которые владеют некоторым пассивным предметным и глагольным словарем.
Желательно,
чтобы
дети
научились
различать
количество
предметов
(много
–
мало
–
один),
величину
(большой
–
маленький),
вкус
(сладкий
–
соленый),
а
также
их
пространственное расположение.
Если ребенок не соотносит цвет или величину с их словесным обозначением, то надо ограничиться сличением предметов по их цвету или величине, отложив работу по
запоминанию названий цвета на более поздние сроки.
Особое внимание обращается на обучение детей различению грамматических форм единственного и множественного числа некоторых существительных и глаголов (данные
задания доступны в том случае, если сформированы представления о количестве предметов: один – много)
Примеры
заданий
1. Научить детей узнавать предметы по их назначению («Покажи, чем ты будешь кушать», «…, чем ты будешь чистить зубы», «…что наденешь на голову, когда пойдешь гулять» и т.д.)
2. Научить детей узнавать демонстрируемые игрушки (предметы или животных) по их описанию (на столе стоят игрушки, предлагается угадать «У нее пушистый хвост, мягкая шерсть
и длинные усы» и т.п.)
3. Научить детей соотносить слова один – мало – много с соответствующим количеством предметов.
4. Научить детей соотносить слова большой – маленький с величиной предлагаемых предметов.
5. научить детей быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое?
1)
без предмета:
Иди – стой Иди – прыгай
Садись – встань Беги – стой
Ложись – садись беги - иди
Сиди –лети Прыгай - беги
2)
с предметом или предметами:
возьми мяч, подними его вверх, опусти вниз, отдай Вове;
возьми обруч, подними его над головой, пролезь в него, положи обруч к ногам.
6. научить детей различать утвердительные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей НЕ:
1)
без предмета:
иди – не ходи ложись – не ложись прыгай – не прыгай
садись – не садись вставай – не вставай дыши – не дыши
беги – не беги пей – не пей улыбнись – не улыбайся
закрой глаза – не закрывай глаза катайся – не катайся пой – не пой
2)
с предметом (мяч, обруч, кубик или любой другой предмет)
возьми – не бери кубик подними – не поднимай мяч дай – не давай обруч
неси – не неси обруч убери – не убирай кубики спрячь – не прячь мяч
7. (только для группы детей) научить различать, к кому обращена команда – просьба:
«Вова, сядь. Дети, садитесь.» «Таня, прыгай. – Дети, прыгайте»
«Вова, встань. – дети, встаньте. «Таня, подними руки. – Дети, поднимите руки»
«Нина, беги. – Дети, бегите.» «Вова, закрой глаза. – Дети, закройте глаза».
8. (только после закрепления задания 7). Научить детей по форме глаголов повелительного наклонения различать к кому обращены просьбы – к одному лицу или нескольким лицам:
Иди – идите ложись – ложитесь
Сядь – садитесь прыгай – прыгайте
Беги – бегите закрой глаза – закройте глаза
Подними руки вверх – поднимите руки вверх
9. научить детей различать грамматическую форму единственного и множественного числа существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на –ы (-
и) (II склонение):
возьми шар – возьми шары возьми мяч – возьми мячи
возьми гриб – возьми грибы возьми цветок – возьми цветы
возьми (дай): кубик – кубики, карандаш – карандаши, лопату – лопаты, книгу – книги, картинку – картинки; подай тетрадь – тетради.
10.
научить различать единственное и множественное число существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на –а (-я) ( II склонение):
Покажи где нарисован (ы) дом (а)
Дом – дома перо - перья стул – стулья лист – листья глаз – глаза дерево – деревья окно – окна крыло – крылья.
2. Формирование первых форм слов
Методические
рекомендации
не рекомендуется исправлять звукопроизношение
желательно, чтобы дети произносили все гласные, кроме звука Ы.
желательно (но не обязательно), чтобы согласные М,П (Б), Т (Д) не замещались согласными звуками другого места образования (например, звуком К)
все согласные звуки могут оставаться недифференцированными на мягкие и твердые, звонкие и глухие
все согласные язычно-передненебные (Ш, Ж, Ч, Щ), требующие поднятия передней части языка к верхним альвеолам, могут замещаться одним общим фрикативным звуком
(например мягким С)
допустимы грубые замещения свистящих и шипящих призубным звуком
закономерным является отсутствие соноров (Р, Л)
следует обратить особое внимание на наличие звука Й.
если звуковые нарушения сложные и ребенок совершенно не владеет хотя бы приближенными артикуляциями звуков, логопедическая работа строится на базе интонационно-
ритмического воспроизведения слов.
Только после того как дети овладеют короткой фразовой речью с некоторым запасом необходимых слов (сохраняющих интонационно-мелодический рисунок), начинается работа по
коррекции звукопроизношения
С 3-х летними детьми работу по коррекции звукопроизношения целесообразно начинать на материале лепетных слов
Примеры
заданий
11
научить детей называть знакомые лица, предметы или предметные картинки:
1)
имена близких людей, состоящих из двух слогов:
1)
одинаковых: мама, папа, баба, Тата, ляля, дядя, няня;
2)
из разных слогов с ударением на первом слоге: Вова, Нина, Валя, Ната, Толя, Оля, Коля, Таня, Митя, Витя, Капа, Лена, Поля, Галя, Тома, Катя,.
2)
Односложные слова: мак, суп, гусь, кот, лук, дом, ком, сок, лоб, нос, сад, пол, мяч, стул, хлеб, таз, рот, лес.
3)
Двухсложные слова:
1)
с ударением на первом слоге: вата, ноги, руки, киса, муха, зубы, ухо, боты, мыло, рыба, каша, шуба, бусы, осы, яма, сани;
2)
с ударением на втором слоге: пила, нога, рука, вода, лиса, коза, лицо, яйцо.
4)
Трехсложные слова:
1)
с ударением на втором (среднем) слоге: машина, малина, собака, лопата, ворона, корова, панама;
2)
с ударением на первом слоге: ягода, кубики, дерево;
3)
с ударением на последнем слоге: молоко, голова, сапоги, самолет.
12
.Научить детей «наращивать» слоги к концу слов:
му-ка баб-ка лап-ка ут-ка внуч-ка
ру-ка дуд-ка зай-ка щет-ка книж-ка
по-ка кош-ка лей-ка мой-ка сказ-ка
щука мыш-ка гал-ка двер-ка
шуб-ка пал-ка клет-ка
юб-ка вил-ка птич-ка
шап-ка сум-ка
бул-ка бан-ка
гай-ка пуш-ка
нож-ка реч-ка
лож-ка пап-ка
вет-ка тер-ка
мош-ка гор-ка
ел-ка нит-ка
пол-ка доч-ка
туч-ка
13
.Научить детей объединять условные слова в двухсловные предложения типа: вопросительное слово (где) + именительный падеж существительного; указательные слова (это, вот,
здесь, там, тут) +именительный падеж существительного:
где зайка? – вот зайка это ножка тут пушка
где майка? – вот майка это мошка тут кружка
где галка? – вот галка это ложка тут мушка
где палка? – вот палка это кошка тут булка
это малина, это машина, это лопата, это самолет и т.д. (ребенок должен воспроизвести ритмический рисунок слова)
14
Научить детей отдавать команды (куклам, игрушкам, своему товарищу), употребляя глаголы единственного числа повелительного наклонения:
иди спи неси лови дай встань – сядь снимай
сиди пусти ищи зови мой прыгай вставай
ходи лепи туши звони стой копай одевай
веди руби лежи пили пой сажай помоги
гуди пиши коли лей стирай
буди пляши беги пей катай
кати бей открой
уйди ешь закрой
Примечание: логопед добивается, чтобы ребенок сохранил ударный слог с ясным произношением конечного И, а затем дифтонгов ОЙ, ЕЙ. Остальные звуки слов могут быть приближенными или
замещаемыми.
Логопед подбирает речевой материал на свое усмотрение, а глаголы по сходству последнего слога. На начальных этапах речевого развития достаточно, чтобы у детей в запасе было 8-10 названий
действий. В трехсложных словах может опускаться один слог, стечения согласных могут опускаться во всех словах.
15
Научить детей объединять в одном предложении два слова: обращение + глагол повелительного наклонения 2-го лица единственного числа:
Миша, лежи. Лежи, Миша. Прыгай, зайка.
Нина, лови. Спи, Ляля. Вставай, Оля.
Тата, спи. Пиши, папа. Ешь, Петя.
Катя, иди. Стой, Ляля. Пей, Оля.
Вова, пили. Сиди, мишка.
Мама, неси. Лежи, мишка.
Папа, руби. Иди, Оля.
Миша, дыши. Беги, Катя.
16
Научить детей объединять слова: обращение + глагол повелительного наклонения единственного числа + винительный падеж существительного:
1)
Винительный падеж существительного совпадает с формой именительного падежа:
Дай мяч шарик грибок
Неси
На кубики
Бери суп
Ищи чулки носки платок
Лови мяч
Открой шкаф
Закрой дверь
2)
Винительный падеж существительного имеет окончание –У-:
Возьми вату лопату собаку
Куклу пирамиду мишку
Игрушку зайку
Дай палку чашку утку
ложку корову
вилку
Игровые приемы:
«Выбери игрушку» - один ребенок бросает мяч другому и просит: «Вова, дай шар» и т.п. ребенок отвечает: «Оля, на (возьми) шар».
«Подскажи нужное слово» - логопед обращается к ребенку «Вова, вымой….» Ребенок открывает одну из картинок и называет ее (руки, уши, лицо), имитирует это действие .
«Раздай правильно»- на столе стоят чашки с водой, соком, чаем, молоком, компотом, кофе. На тарелочках – сыр, хлеб, колбаса, печенье и т.д. дети разносят продукты и ставят их на
соответствующий поднос рядом с ребенком и говорят: «Вова, ешь хлеб». «Таня, пей сок». И т.д.
17
научить детей грамматически раздельно употреблять форму именительного и винительного (с окончанием –У-) падежей одних и тех же слов:
это утка – дай утку это машина – дай машину
это собака – дай собаку это лопата – дай лопату
это киса – дай кису
18
научить
детей
употреблять
инфинитив
глаголов спать, гулять, играть, кушать, есть, пить, мыть, рисовать, петь, лепить, прыгать, убирать,
а затем соединять их в
словосочетания со словами хочу, иди, надо, не надо, можно.
19
проследить, чтобы в общении дети использовали имеющиеся в их активной речи словосочетания, например выражали желание (дай + существительное, хочу + инфинитив),
спрашивали разрешение (можно + инфинитив или существительное), выражали повеление и т.д.:
дай (хлеба, воды, игрушку и т.д.); налей (супу, киселя, воды, молока); хочу (есть,
пить, спать, гулять, играть); можно спать? Можно идти? Можно гулять? можно кушать? можно встать?; Идем (играть, гулять, строить, лепить и т.д.); мой (лицо, уши,
руки, шею).
И т о г II
этапа
логопедической
работы
Дети должны научиться:
строить синтаксически и грамматически правильно двухсловные предложения типа: повелительное наклонение глагола единственного числа + винительный падеж существительного;
разграничено употреблять именительный и винительный падежи некоторых слов;
выражать свои желания, употребляя наречия модальности МОЖНО (надо, не надо) + инфинитив отдельных глаголов (пить, спать, гулять, есть и т.д.).
Дети должны усвоить:
место ударения в заученных словах
воспроизводить ритмико-интонационную структуру 2-х и желательно 3-хсложных слов.
При работе над звукопроизношением можно ограничиться следующими согласными звуками: П (Б), М, Т (Д), Н, (Г) К, Х, без их дифференциации на мягкие и твердые, звонкие и
глухие, и звуком И.
можно ограничиться интонационно-ритмической структурой слов ( при грубых нарушениях звукопроизношения)
В понимании речи дети должны:
соотносить предметы с их функцией, названной взрослым;
узнавать знакомые предметы по описанию главных его признаков;
уметь показом или в доступной словесной форме ответь на вопросы косвенных падежей, поставленных логопедом к деталям сюжетных картин.
3-й этап работы
Основная задача
логопедического
воздействия
1. научить
детей
грамматически
правильно
строить
предложения
типа
именительный
падеж
существительного
+
согласованный
глагол
3-го
лица
настоящего времени;
2. воспроизводить ритмико-слоговую структуру трехсложных слов с правильным произношением ударных и безударных гласных(кроме звука Ы);
3. в понимании речи продолжить работу по различению грамматических форм слов.
Характеристика речевого развития детей
объем предложений увеличился до 2-3 слов
активный словарь пополняется новыми обиходно-разговорными словами, но эти слова часто не имеют точной понятийной соотнесенности и употребляются в неточном их значении
1)
путают названия предметов с названиями действий и наоборот;
2)
одни названия предметов могут заменяться другими по сходству ситуаций, в которых ребенок встречал эти предметы;
3)
одним и тем же словом могут называться разные предметы, имеющие сходство частных признаков, и наоборот, один и тот же предмет в разных ситуациях может называться по-разному.
Чем ниже уровень интеллектуального развития, тем больше и грубее смешения основных значений слов
этот период развития речи носит еще черты предшествующего речевого развития:
1)
полисемия слов,
2)
отсутствие грамматических связей слов между собой,
3)
элизия слогов в трехсложных словах,
4)
несформированностъ звукопроизношения
качественно новым является:
1)
наличие единичных случаев правильного использования флексий 3-го лица –ЕТ, -ИТ (реже множественного числа) у глаголов изъявительного наклонения («мама дит» - мама сидит, «папа дот» -
папа идет);
2)
появление умения употреблять 3-е лицо глаголов настоящего времени по аналогии с вопросом взрослого(логопеда) ЧТО ДЕЛАЕТ?
3)
дети начинают употреблять разные флексии с одной и той же лексической основой. Часто оформление конца слова не соответствует нормам родного языка («ложк-а, ложк-у», но «ложк-ом»)
в большинстве употребляемых детьми предложений слова остаются еще грамматически никак не связанными между собой;
многие названия действий дети заменяют глаголом ДЕЛАЕТ, ДЕЛАТЬ;
появившиеся названия действий чаще употребляются в форме инфинитива или повелительного наклонения;
часто названия действий употребляются без флективного оформления;
названия действий вообще опускаются детьми и в их спонтанной речи господствуют такие конструкции предложений:
1)
предложения с пропуском глагола : субъект + объект действия; субъект + место действия ;
2)
предложения, в которых вместо глагола настоящего времени употребляется инфинитив («ати катики» - смотрит картинки, «он иать» - он играет)
аграмматичные конструкции не вытесняются появившимися правильно построенными грамматическими стереотипами, и предложения из вновь усваиваемых слов продолжают строиться по старым
образцам;
употребляемые детьми слова остаются несформированными в звуковом отношении:
1)
нет звуков речи, требующих верхнего подъема кончика языка;
2)
нет стечения согласных;
3)
у многих детей не установилась локализация места звука, отчего происходит смешение далеких звуков («папата» - лопата, «бабака» - собака);
4)
многие дети могут воспроизвести трехсложную структуру слов с правильным распределением ударных и безударных слогов («титяит» - читает, «папатка» - лопатка);
5)
в четырехсложных слогах опускают слоги: «виваит» - поливает;
несформированностъ звукопроизношения:
1)
стойкое отсутствие фрикации, когда вся группа щелевых звуков замещается звуком Т, т.к. кончик языка упирается в передние резцы и преграждает путь выдыхаемой струе воздуха, отчего
отсутствует такой необходимый элемент, как направленная струя воздуха;
2)
отсутствие генетически ранних мягких звуков в сочетаниях МЯ, ДЯ, НЯ, ТЕ, ДЕ, МЕ и т.д.;
3)
смешение «далеких» звуков и смешение звуков по месту артикуляции (П-Т-К)
Чем лучше формируется звукопроизношение, тем меньше слов, в которых бы гласные одного ряда замещались гласными другого ряда образования («баниту» - бабочку).
Время появления в детской речи первых признаков морфологически расчлененных форм одного и того же слова (мама, маму, маме, мамы; спать, спит, спят) можно характеризовать как «речевой
криз» с разной динамикой речевого развития
Основные направления работы
1. Развитие понимания речи
Методические
рекомендации
Предлагаемые задания направлены на обучение детей различать некоторые грамматические формы слов, а также различать слова, близкие по звучанию или имеющие сходство с
предметной ситуацией..
Как только дети научатся без затруднений понимать и выполнять все задания, логопед постепенно может начать убирать все подсказывающие слова и дать возможность ребенку
ориентироваться на различное звучание отдельных частей слова;
В такой поэтапности нет необходимости, если логопед обнаружит способность детей различать грамматические формы слов.
Примеры
заданий
1. Научить детей различать слова (существительные) сходные по звучанию (затем различающиеся одним звуком):
Вагон – газон козел – осел мыло – Мила
Земля – змея бочка – почка крыша – крыса
Горшок – порошок полено- колено нос - воз
2. научить различать слова (глаголы), близкие по звучанию:
Кого несут, а кого везут. Кто купается, а кто катается.
Что висит, а что стоит. кто копает, а кто покупает.
3. Научить детей не смешивать названия действий, которые обозначают похожие ситуации:
Моет – умывается – стирает несет – везет
Бежит – прыгает подметает – чистит
Лежит – спит шьет – вяжет
строит – чинит
игровой прием: «Покажи, что мы будем стирать, а что мы будем мыть?», «Покажи, кто везет, а кто несет».
4. Научить детей различать названия действий, противоположных по значению:
Застегни пальто – расстегни пальто, сними шапку – надень шапку;
Отнеси – принеси, намочи – отожми, завяжи – развяжи, открой – закрой, найди – спрячь, войди – выйди, вымой – вытри, включи – выключи.
5. научить детей понимать действия, изображенные на сюжетных картинках:
вытирается – вытирают, одевается – одевают, купается – купают, катается – катают, умывается – умывают, обувается – обувают, качается – качают, причесывается –
причесывают.
Фрагмент занятия: познакомить детей с парными сюжетными картинками, предложить сравнить эти картинки и показать, где девочка сама одевается, а где ее одевает мама. Затем
убрать из вопроса подсказывающие слова мама, папа. На следующем этапе из контекста убираются все подсказывающие слова.
6. научить детей различать значения приставок в страдательных причастиях:
завернут (-а, -ы) – развернут(-а, -ы) кукла, конфета;
завязан (-а, -ы) – развязан (-а, -ы) узел, бант, шнурки;
застегнут (-ы, -о) – расстегнут (-ы,- о) пальто, воротник;
одет (-а) – раздет (-а) кукла, девочка, мальчик;
открыт (-а, -о) – закрыт (-а, -о) окно, шкаф, форточка.
7. повторение пройденного (см.задания 9, 10 второго этапа обучения):
возьми шар – возьми шары, возьми конфету – возьми конфеты.
8. научить детей определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие- одному лицу или нескольким лицам:
спит – спят летит – летят
бежит – бегут лежит – лежат
идет – идут везет – везут
сидит – сидят едет – едут
стоит – стоят несет - несут
9. научить детей по глаголу прошедшего времени определять лицо, которому принадлежит совершаемое действие, например:
Женя упал. – Женя упала.
Женя встал. – Женя встала.
Женя вымыл руки. – Женя вымыла руки.
Женя вытер руки. – Женя вытерла руки.
Женя подмел пол. – Женя подмела пол.
Женя убрал свои игрушки. – женя убрала свои игрушки.
10.
Научить различать, кому из них надо совершать действие:
Вова, лови Нину. Нина, лови Вову.
Катя, возьми за руку Олю. Оля, возьми за руку Катю.
Катя, дай мяч Вове. Вова, дай мяч Кате.
11.
Научить детей определять взаимоотношения действующих лиц. Спросить о реальности изображенной ситуации.
Примеры сюжетных картинок и вопросов к ним:
Где заяц убегает от волка, а где от зайца убегает волк?
Где лиса поймала курицу, а где курица поймала лису?
Где мальчик скачет на коне, а где конь скачет на мальчике?
Где кошка ловит мышку, а где мышка ловит кошку?
Где девочка везет на санках мишку, а где мишка везет девочку?
Где девочка дает сено козе, а где коза дает девочке сено?
Где девочка завязывает бантик зайчику, а где зайчик завязывает бантик девочке?
Где мальчик причесывает гриву своему коню, а где конь причесывает мальчика?
Где девочка кормит своих зверей, а где звери кормят девочку?
12.
Предложить детям показать на сюжетных картинках, кто совершает действие совместно с каким-то лицом или предметом, а кто совершает это же действие один.
«Покажи, кто идет с мамой (папой, Вовой и т.д.), а кто идет без мамы (папы и т.д.). покажи, кто везет коляску с куклой, а кто без куклы. Покажи, кто гуляет СС мишкой, а
кто без мишки. Покажи, кто везет машину с песком, а кто без песка.
13.
Научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженных предлогами НА, ПОД, В, ОКОЛО, ИЗ, ИЗ-ПОД
1)
сначала отрабатывается понимание предлогов, связанных со знакомой для ребенка ситуацией: поставь на стол, в шкаф, достань игрушку из шкафа, из-под шкафа.
2)
Затем производится дифференциация предлогов: В-НА, ПОД – ИЗ-ПОД, ИЗ - ОТ, ОКОЛО – ЗА.
14.
научить детей объединять демонстрируемые предметы (или их изображения0 по их общему назначению:
«Из предметных картинок отобрать все то, что тебе понадобится, если ты будешь рисовать, если пойдешь гулять, если захочешь есть» и т.д.
15.
Предложить детям совершить действия с двумя предметами с целью научить их различать падежные значения:
«Покажи карандаш авторучкой; покажи авторучку карандашом; покажи карандашом тетрадь» и т.д.
16.
Научить детей различать множественное и единственное число предложного падежа существительных:
«Покажи, кто катается на велосипеде, а кто катается на велосипедах. Покажи, кто скачет на лошади, а кто скачет на лошадях. Покажи, где девочка сидит на стуле, а где они
сидят на стульях». «Покажи вазы, стоящие на (одном) столе, покажи вазы, стоящие на столах».
17.
Научить понимать значения прилагательных, противоположных по значению:
Большой – маленький (-ая) низкий – высокий (-ая)
Узкий – широкий (-ая) толстый – тонкий (-ая)
Длинный – короткий (-ая)
18.
научить понимать значения слов, выражающих следующие пространственные отношения:
вниз (внизу) – вверх (вверху) вперед (впереди)
далеко (близко) назад (сзади)
2. Формирование двусоставного предложения
Методические
рекомендации
необходимо научить детей составлять предложения из двух слов: сущ. – подлежащие в И.п. ед.числа + глагол – сказуемое в 3-м лице ед.числа изъявительного наклонения настоящего
времени;
рекомендуется предварительно повторить глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа;
к основам глагола «наращивается» звук Т (спи – спит);
сначала даются глаголы, которые при образовании форм 3-го лица ед.числа изъявительного наклонения не изменяют своей основы или эти изменения незначительны и доступны
ребенку (допустимо, чтобы звук Т произносился как ТЬ);
из прорабатываемых предложений преднамеренно исключается объект действия, чтобы сосредоточить основное внимание на глаголе, который ребенок то опускает, то не согласует с
подлежащим (целесообразно сначала сосредоточить внимание на грамматической связи подлежащего и сказуемого, а затем расширять объем предложения);
работу по формированию простого нераспространенного предложения можно сочетать с элементами работы по формированию слоговой структуры слов и звукопроизношения в
плане дифференциации уже имеющихся у ребенка фонем;
отсутствие
в
данном
разделе
работы,
направленной
на
формирование
звукопроизношения,
объясняется
тем,
что
преждевременная
логопедическая
работа
по
исправлению
звукопроизношения может вызвать у детей речевой негативизм, т.к. на этом уровне развития речи они не в состоянии овладеть точными артикуляционными укладами;
желательно, но не обязательно, чтобы в словах сохранялся интонационно-ритмический рисунок;
если трехсложная структура слов недоступна ребенку, можно ограничиться двухсложной;
допустимы различные нарушения звукопроизношения.
Примеры
заданий
19.
Научить детей отвечать на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинкам: «Кто (что) это? что (он, она) делает?»
Примерные лексический материла: Папа - сидит, идет, стоит. Девочка – шьет, прыгает, плачет, читает. Мама – шьет, варит, гладит, пишет, читает. Бабушка – шьет,
вяжет, ест. Дедушка – спит, лежит, читает. Мальчик – пишет, читает, рисует, бежит, плывет. Собака – спит, сидит, лежит, бежит, лает, кусает, прыгает. Кошка – ест, спит.
Птичка – прыгает, летает. самолет – летит, гудит.
Игровой прием: «Кто быстрее принесет картинку»
20.
Научить детей подбирать названия предметов к названным действиям:
Идет кто? что?- мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, девочка, снег, дождь;
Стоит кто? что? – мама, девочка, бабушка, лошадь, корова, кошка, петух, стол, стул, шкаф, ваза, тарелка, чашка;
Сидит кто? –девочка, мальчик, мама, папа, Тата, кошка;
Бежит кто? – мальчик, девочка, собака, кошка, лошадь;
Спит кто? – мама, девочка, бабушка, собака, кошка;
Лежит кто? что? – мама, девочка, мальчик, лошадь, собака, кошка, книга, тетрадь, ложка, вилка;
Висит что? – картина, лампа, полотенце, пальто, платье;
Летит кто? что? – птица, голубь, муха, жук, бабочка, оса, самолет, ракета;
Читает кто? – мама, папа, бабушка, дедушка, девочка, мальчик
Игровые приемы: «Исправь ошибку»- собака рисует; «Найди в комнате, что висит, что стоит, а что летит»; «Посмотри на улицу скажи, кто идет, кто (что) едет, а
кто бежит».
21.
Научить детей употреблять возвратную форму глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени:
Примерный лексический материла: Мальчик (девочка) моется, купается, катается, качается, одевается, раздевается, обувается, умывается, вытирается, причесывается.
22.
Предложить детям назвать и сравнить пары сюжетных картинок, на которых одно и то же действие совершается одним или несколькими лицами:
Мальчик идет – мальчики идут.
Мальчик бежит – мальчики бегут.
Девочка стоит – девочки стоят. Мальчик спит – мальчики спят. Девочка поет – девочки поют. Человек стоит на мосту – люди стоят на мосту. И т.д.
23.
сопоставить грамматические формы одних и тех же глаголов: повелительного наклонения 2-го лица единственного числа и изъявительного наклонения 3-го лица единственного
числа настоящего времени:
«Отдай команду» - например: «Коля, дай команду Тане: Таня, спи». Вова спит. – Вова спит.
24.
научить детей договаривать слова, словосочетания в разучиваемых стихотворениях (примерные стихотворные тексты - «Преодоление ОНР у дошкольников» стр.123)
3. Формирование слоговой структуры слов
Методические
указания
вначале логопед не требует от ребенка никакого осознанного отношения к слогу как к части слова. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно, деление на слоги
основывается на четком послоговом проговаривании слова. Это проговаривание связывается:
с ритмичными движениями правой руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов, проговариваемых в слове;
дается зрительная опора слога в виде отдельных листков бумаги (карточек), разложенных друг за другом на столе. Ребенку объясняется, что слова бывают длинные (несколько
карточек) и короткие (одна карточка),и показывается как можно «простучать» слово по карточкам (каждый слог на отдельную карточку)
ребенку, который наблюдал за тем, как отхлопывает каждый слог слова логопед, ответить, длинное слово или короткое. Для сравнения даются односложные слова типа «дом, мак,
кот» и трех-, четырехсложные слова «машина, лопата, собака, пароход» и др.
логопед учит ребенка по слогам произносить слово и одновременно отстукивать слоги движениями руки (при выраженной леворукости не следует настаивать на том, чтобы ребенок
отхлопывал количество слогов правой рукой).
Примеры
заданий
25.
Научить детей делить на слоги слова, состоящие их двух одинаковых слогов: па-па, ма-ма, Та-та, ба-ба
26.
Научить детей делить на слоги слова, состоящие их двух открытых слогов:
Ка-тя Ма-ня му-ха у-ши зу-бы
О-ля Ни-на ры-ба но-ты о-сы
Ва-ля То-ля ли-са ко-зы
На-та Ко-ля Бо-ты ру-ки
27.
Уметь разделить на слоги слова, состоящие из трех открытых слогов:
ма-ши-на ло-па-та ма-ли-на ко-ле-но
со-ба-ка па-на-ма ка-ли-на по-ле-но
28.
научить детей правильно сочетать односложные слова с одним хлопком руки: мак, дом, кот, суп, рот, нос, зуб.
4. Формирование звукопроизношения
Методические
указания
Детям с низким уровнем развития речи недоступно выделение отдельных звуков речи и осознание их как отдельных смысловых единиц.
На данном уровне развития речи ребенку не предлагается выделять отдельные звуки из слова, анализировать на слух звуковой состав слова
Допустимо оглушение звонких согласных, смешение или замещение мягких согласных звуков на соответствующие им твердые звуки, замена звука Ы звуком И.
Давать слоговые упражнения надо осторожно, т.к. для детей 3-4 лет слог ничего не значит.
Слоговые упражнения надо проводить в игровой форме.
Примеры
заданий
29.
Научить детей четко произносить звуки И и Т в глаголах 3-го лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения: сп ит, лежит, ходит, кипит, шумит,
бежит, сидит, говорит, сушит и т.д. (допустимо смягченное произношение Т)
30.
Провести упражнения на дифференциацию звуков П, М, Т, Н, К в открытых слогах (если дифференциация звуков п-т-к трудна,
следует перенести это упражнение на следующий этап логопедической работы):
ма-па па-ма
мо-по по-мо
му-пу пу-му
На-та та-на
но-то то-но
ну-ту ту-ну
ма-на на-ма
мо-но но-мо
му-ну ну-му
па-та та-па
по-то то-по
пу-ту ту-пу
па-ка ка-па
по-ко ко-по
пу-ку ку-пу
та-ка ка-та
то-ко ко-то
ту-ку ку-ту
1.
2.
3.
4.
5.
6.
И то г III
этапа
логопедической
работы
Дети должны научиться:
Согласовывать подлежащие и сказуемое с 3-м лице единственного и множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения;
Запас обиходно-разговорных глаголов не велик, но дети должны некоторые из них правильно употреблять в нескольких формах: инфинитиве, повелительном наклонении и в
изъявительном наклонении настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа;
Работа над слоговой структурой слов завершается усвоением ритмико-слогового рисунка двухсложных и трехсложных слов;
Допустимы нарушения звукопроизношения;
Понимание речи включает понимание некоторых грамматических форм слов, несложных рассказов, коротких сказок.
Литература:
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников, М.: Просвещение, 1990.