Автор: Колышева Татьяна Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МОУ Центр развития ребёнка №10 Населённый пункт: г. Волгоград Наименование материала: конспект образовательной деятельности Тема: "Путешествие в русскую народную сказку" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка №10 Ворошиловского района Волгограда»
Конспект образовательной деятельности
с детьми старшей группы
«Путешествие в русскую народную сказку»
Автор:
воспитатель высшей квалификационной категории
Колышева Татьяна Борисовна
ВОЛГОГРАД - 2016
Образовательная область : познавательная
Интеграция
образовательных
областей :
социально-коммуникативная,
речевая, художественно-эстетическая
Возраст детей : 5-6 лет
Формы занятия : занятие
Формы организации : групповая.
Словарь новых слов : докучная сказка, бытовая сказка
Оборудование: медио-аппаратура
Задачи:
Обучающие:
Продолжать знакомить детей с жанром детской литературы – сказкой,
видами русских народных сказок (бытовые, волшебные, о животных и т.д.);
Развивающие:
Развивать связную речь, речевое творчество, образность речи;
Обогащать словарный запас детей;
Воспитывающие:
Воспитывать познавательный интерес, интерес к истории и культуре
родной страны, устному творчеству русского народа;
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, вы любите русские народные сказки?
- Чем они вам нравятся? (приблизительные ответы детей: они интересные,
там есть волшебники, там звери разговаривают, там всё как в сказке…)
- Давайте назовём их (Царевна-лягушка, Теремок, Гуси-лебеди, Крошечка-
Хаврошечка…)
- А почему сказка называется - «сказка»? (приблизительные ответы детей: от
слова сказать…)
Воспитатель: Верно. Сказка, сказывать, рассказывать. Получается сказка -
это устный рассказ о чем-либо. Это рассказ о таких событиях, которые в
жизни произойти не могут.
Русская народная сказка рассказывает нам об истории нашей страны, её
культуре,
жизни
людей
на
протяжении
большого
периода
времени;
рассказывает
о
чрезвычайно
важном
в
жизни,
учит
быть
добрыми
и
справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов
и льстецов. Вспомним пословицу “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам урок”.
- Почему же сказка называется – «народная»? (приблизительные ответы
детей: наверно их придумал народ; их люди придумали; не один человек, а
много…)
Воспитатель: На протяжении столетий сказки передавались устным путем.
Один
человек
придумал
сказку,
рассказал
другому,
тот
человек
что-то
добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка
становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не
один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть -
“народная”.
1. Слайд. Русские народные сказки.
Мир сказок удивителен и нашу с вами жизнь невозможно представить без
русской народной сказки!
2. Слайд. Виды сказок.
Русские народные сказки бывают:
Волшебные.
О животных.
Бытовые.
Докучные.
Воспитатель: Давайте немного остановимся на каждом из видов. И первый
вид – это волшебные сказки.
- Как выдумаете, почему они так называются? (приблиз. ответы детей: там
есть волшебство, там кто-нибудь колдует, кто-нибудь в кого-то превращается,
превращаются в животных… )
4. Слайд. Сказочные существа
Воспитатель: В волшебной сказке человек общается с существами, которых
в жизни не встретишь: Кощей бессмертный, Баба Яга, великаны, водяной и
т.д.
Тут
и
звери
невиданные:
Олень
Золотые
рога,
Сивка-
Бурка,
Змей
Горыныч, Жар-птица...
5. Слайд. Волшебные предметы
Воспитатель: Часто героям в руки попадают чудесные предметы: клубочек,
который укажет дорогу, кошелёк- самотряс, скатерть самобранка, сапоги -
скороходы, гуси - самогуды...
6. Слайд. Просмотр отрывка из мультфильма “Волшебное кольцо”
7. Слайд. Герои сказок - петух, заяц, лиса, волк и др.
Воспитатель: Следующие сказки – это сказки о животных.
Народ наделил животных, встречающихся в сказках всем тем, что присуще
человеку: заяц - трусоват, волк - жаден, лиса-Патрикеевна - хитрее хитрых,
обманет кого, хочешь. Баран всегда - упрям, козел – драчлив, а петух смел и
бесшабашен.
Какие вы знаете сказки о животных? (приблизит. ответы детей: “Зимовье
зверей”, “Кот и лиса”, “Терем-теремок”, “Кот петух и лиса”...)
8. Слайд. Просмотр отрывка из мультфильма “Лисичка сестричка и
серый волк”.
9. Слайд. Героями сказок являются обыкновенные люди.
Воспитатель: Очень интересны сказки - бытовые.
- Почему они так называются? (ответы детей)
Потому, что в них рассказывается о жизни русского крестьянина. Сказка
передаёт б ы т народной жизни: как люди жили, чем питались, во что
одевались и т.д. Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной
жизни. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, бедный
и богатый, жадный и щедрый, умный и глупый.
10. Слайд. Солдат - любимый герой народных сказок.
Солдат - любимый герой народных сказок. Ловкий, находчивый, смелый,
веселый, неунывающий, всё знающий и всё умеющий. В огне не сгорит и в
воде не утонет. Обычно, по сюжету сказок, солдат возвращается домой после
25-летней службы, а по дороге с ним и приключаются удивительные истории.
11. Слайд. Сказки бабушки Матрёны.
Воспитатель: - А как вы думаете, что это за сказки – «докучные»?(приблиз.
ответы детей: целая куча, их что ли много… )
Воспитатель: давайте
сначала
послушаем
докучные
сказки,
которые
расскажет нам бабушка Матрёна и потом ответим на этот вопрос.
Прослушивание аудиозаписи докучных сказок
“В одном болоте жила лягушка по имени, по отчеству Квакушка. Вздумала
лягушка вспрыгнуть на мост, присела, да и завязила в тину хвост! Дергала,
дергала,
дергала,
дергала
-
выдернула
хвост,
да
завязила
нос.
Дергала,
дергала, дергала, дергала - выдернула нос, да завязила хвост...”
“Жил-был, был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не
начать ли нам сначала?..
Воспитатель: Докучные сказки - значит бесконечные, от слова докучать,
надоедать . Докучная сказка - сказка, в которой несколько раз повторяется
один и тот же фрагмент текста.
А теперь я предлагаю вам проверить, хорошо ли вы запомнили то, о чём
сегодня узнали
17 - 18 Слайды. Викторина .
Вопросы викторины:
1.
Почему русские народные сказки называются народными?
(Сказку придумал народ).
2.
К какому виду сказок относится сказка “Царевна лягушка”? (К
волшебным сказкам).
3.
Каких сказочных существ вы можете назвать? (леший, баба Яга,
Кащей и т.д.)
4.
Какие волшебные предметы вы знаете? (скатерть-самобранка,
меч-кладенец, блюдечко и наливное яблочко и др.)
5.
К какому виду сказок относится сказка “Колобок”? (К сказкам о
животных).
6.
В каких сказках рассказывается о бедном крестьянине, царе? (В
сбытовых сказках).
7.
В каких сказках есть начало , но нет конца? (В докучных)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и закончилось наше путешествие в
русскую народную сказку. Я думаю, что вы теперь ещё больше полюбите
сказки, потому, что сказка – это дверка в мир, который рассказывает о жизни
нашей любимой страны, наших предков – славян. Давайте почаще читать
русские народные сказки