Автор: Шестакова Ирина Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по "Формированию целостной картины мира, расширению кругозора" в группе кратковременного пребывания компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата"
Тема: Обитатели воды- рыбы
Раздел: дошкольное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
индивидуального
коррекционно-развивающего
занятия
по
«Формированию
целостной
картины
мира,
расширению
кругозора»
в
группе
кратковременного
пребывания
компенсирующей
направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Ребёнок:
нарушение
опорно-двигательного
аппарата
(неврологический
характер
двигательных
расстройств
тяжелой
степени),
осложненное
общим
недоразвитием
речи
(II
уровень
речевого
развития), старший дошкольный возраст)
Учитель-дефектолог МБДОУ «Аленький цветочек» муниципального образования город Ноябрьск
Шестакова Ирина Владимировна
Тема: Обитатели воды- рыбы.
Задачи:
уточнить и расширить представления ребенка о рыбах;
познакомить с внешним видом рыб, их отличительными признаками, условиями обитания;
учить устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и
функциональными
свойствами
рыб
на
основе
наблюдений
и
практиче ского
экспериментирования;
развивать умение анализировать, делать выводы, выражать их в речи;
развивать ручную моторику, зрительно-моторную координацию;
воспитывать учебное поведение;
воспитывать бережное отношение к природе.
Этапы и
задачи
занятия
Методы и приемы коррекционной
работы, задания
Оборудование
Помощь
1.
Вводная
часть
Какие время года изображено на
картине? – Зима.
Что происходит зимой с реками и
озерами? – Они замерзают.
Кто сидит на озере? Что он делает?
– Рыбак. Ловит рыбу.
Еще этого человека можно назвать
« Р ы б о л о в »
-
с л о в о ,
ко т о р о е
получилось из двух слов «рыба» и
«лов» (ловит).
Если
ты
правильно
ответишь
на
вопрос игры, то узнаешь, о ком мы
сегодня будем говорить.
иллюстрация
с
изображением
зимы,
зимней
рыбалки.
В
соответ ствии
с
речевыми
возможностями
ребенка
оказывается
п о м о щ ь
в
в и д е
о б р а з ц а
р е ч и
-
проговаривания
слова-ответа
2. Основная
часть
Дидактическая
игра
«Четвертый
лишний»:
Перед
тобой
4
картинки
(щука,
сорока,
снегирь,
воробей),
как
ты
думаешь,
кто
лишний?
-
Рыба,
потому что остальные птицы.
Почему ты так решил? – Рыба не
летает, у рыбы нет лапок, у рыбы нет
крыльев, клюва.
А
теперь,
кто
лишний?
(лиса,
карась, заяц, волк) – Рыба, потому
что остальные дикие животные.
Ч е м
р ы б ы
о тл и ч а ю т с я
о т
иллюстрации
с
изображением
р ы б ,
п т и ц ,
диких
животных;
В
соответ ствии
с
двигательными
возможностями
ребенка
оказывается
помощь
в
удержании
рук,
предупреждении
гиперкинезов
(движение
руки
в
нужном
направлении
ребенок осуществляет
сам)
животных? - у рыб нет лап, они не
могут
бегать,
у
животных
тело
покрыто шерстью.
О
ко м
м ы
с е г од н я
б уд е м
говорить? – О рыбах.
2.
Беседа
о
рыбах.
Знакомство
с
названиями рыб.
Все
рыбы
разные!
Что
же
их
объединяет? - Они живут в воде.
А еще их тело покрыто чешуей.
Рыба – живое существо? – Да.
Как всякое живое существо она
дышит, ест, растет, у нее появляются
дети. А чем дышит рыба?
Давайте
рассмотрим
кусочек
пластилина,
который
находится
в
воде. Что мы видим? Он покрылся
пузырьками! Это пузырьки воздуха.
Зимой,
когда
реки
покрываются
льдом,
воздуха
в
воде
становится
мало,
и
рыбы
могут
погибнуть.
Поэтому
люди
специально
делают
проруби,
чтобы
воздух
попадал
в
воду.
Как называется человек, ловящий
рыбу? - Рыболов.
Чем
люди
ловят
рыбу?
–
На
удочку.
3.
Физминутка.
4.
Экспериментирование.
Давайте рассмотрим форму рыб.
Ч то
у
н и х
о б щ е го ?
И х
т е л о
н ап оми н а е т
ф орму
к а п е л ь к и .
Попробуем
узнать,
почему
же
природа создала их такими! Давайте
п о п р о бу е м
п р о в е с т и
р у к о й ,
поставленной на ребро с сомкнутыми
пальцами,
в
воде.
А
теперь
–
открытой ладошкой. В каком случае
рука
легче
идет
сквозь
воду?
–
В
первом, ребром.
Человек
учится
у
природы.
Самолет человек построил похожим
на птицу. А чему он научился у рыб?
Водный
транспорт
создан
по
их
подобию.
Предлагается
пустить
в
воду лодочку и кубик.
прозрачный
сосуд с водой с
кусочком
пластилина;
большой
сосуд
с водой, кубик,
лодочка;
Если
ребенок
не
м о ж е т
п о д о б р а т ь
слово
для
о т в е т а ,
педагог его дает сам.
В
зависимости
от
двигательных
возможностей
р е б е н к а ,
п е д а г о г
может
уд е р ж и ват ь
р у к у
р е б е н к а
и
выполнять
действия
методом «рука в руке»
3.
Заключитель
ная часть
Отгадай загадку
Блещет в реке чистой
Спинкой серебристой. (рыба)
В воде –жива,
На суше – мертва. (рыба)
Итог.
При
зат руднениях,
загадка
повторяется,
голосом
акцентируется
в н и м а н и е
н а
определенных словах