Напоминание

Обитатели воды- рыбы


Автор: Шестакова Ирина Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по "Формированию целостной картины мира, расширению кругозора" в группе кратковременного пребывания компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата"
Тема: Обитатели воды- рыбы
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

индивидуального

коррекционно-развивающего

занятия

по

«Формированию

целостной

картины

мира,

расширению

кругозора»

в

группе

кратковременного

пребывания

компенсирующей

направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Ребёнок:

нарушение

опорно-двигательного

аппарата

(неврологический

характер

двигательных

расстройств

тяжелой

степени),

осложненное

общим

недоразвитием

речи

(II

уровень

речевого

развития), старший дошкольный возраст)

Учитель-дефектолог МБДОУ «Аленький цветочек» муниципального образования город Ноябрьск

Шестакова Ирина Владимировна

Тема: Обитатели воды- рыбы.

Задачи:

уточнить и расширить представления ребенка о рыбах;

познакомить с внешним видом рыб, их отличительными признаками, условиями обитания;

учить устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и

функциональными

свойствами

рыб

на

основе

наблюдений

и

практиче ского

экспериментирования;

развивать умение анализировать, делать выводы, выражать их в речи;

развивать ручную моторику, зрительно-моторную координацию;

воспитывать учебное поведение;

воспитывать бережное отношение к природе.

Этапы и

задачи

занятия

Методы и приемы коррекционной

работы, задания

Оборудование

Помощь

1.

Вводная

часть

Какие время года изображено на

картине? – Зима.

Что происходит зимой с реками и

озерами? – Они замерзают.

Кто сидит на озере? Что он делает?

– Рыбак. Ловит рыбу.

Еще этого человека можно назвать

« Р ы б о л о в »

-

с л о в о ,

ко т о р о е

получилось из двух слов «рыба» и

«лов» (ловит).

Если

ты

правильно

ответишь

на

вопрос игры, то узнаешь, о ком мы

сегодня будем говорить.

иллюстрация

с

изображением

зимы,

зимней

рыбалки.

В

соответ ствии

с

речевыми

возможностями

ребенка

оказывается

п о м о щ ь

в

в и д е

о б р а з ц а

р е ч и

-

проговаривания

слова-ответа

2. Основная

часть

Дидактическая

игра

«Четвертый

лишний»:

Перед

тобой

4

картинки

(щука,

сорока,

снегирь,

воробей),

как

ты

думаешь,

кто

лишний?

-

Рыба,

потому что остальные птицы.

Почему ты так решил? – Рыба не

летает, у рыбы нет лапок, у рыбы нет

крыльев, клюва.

А

теперь,

кто

лишний?

(лиса,

карась, заяц, волк) – Рыба, потому

что остальные дикие животные.

Ч е м

р ы б ы

о тл и ч а ю т с я

о т

иллюстрации

с

изображением

р ы б ,

п т и ц ,

диких

животных;

В

соответ ствии

с

двигательными

возможностями

ребенка

оказывается

помощь

в

удержании

рук,

предупреждении

гиперкинезов

(движение

руки

в

нужном

направлении

ребенок осуществляет

сам)

животных? - у рыб нет лап, они не

могут

бегать,

у

животных

тело

покрыто шерстью.

О

ко м

м ы

с е г од н я

б уд е м

говорить? – О рыбах.

2.

Беседа

о

рыбах.

Знакомство

с

названиями рыб.

Все

рыбы

разные!

Что

же

их

объединяет? - Они живут в воде.

А еще их тело покрыто чешуей.

Рыба – живое существо? – Да.

Как всякое живое существо она

дышит, ест, растет, у нее появляются

дети. А чем дышит рыба?

Давайте

рассмотрим

кусочек

пластилина,

который

находится

в

воде. Что мы видим? Он покрылся

пузырьками! Это пузырьки воздуха.

Зимой,

когда

реки

покрываются

льдом,

воздуха

в

воде

становится

мало,

и

рыбы

могут

погибнуть.

Поэтому

люди

специально

делают

проруби,

чтобы

воздух

попадал

в

воду.

Как называется человек, ловящий

рыбу? - Рыболов.

Чем

люди

ловят

рыбу?

На

удочку.

3.

Физминутка.

4.

Экспериментирование.

Давайте рассмотрим форму рыб.

Ч то

у

н и х

о б щ е го ?

И х

т е л о

н ап оми н а е т

ф орму

к а п е л ь к и .

Попробуем

узнать,

почему

же

природа создала их такими! Давайте

п о п р о бу е м

п р о в е с т и

р у к о й ,

поставленной на ребро с сомкнутыми

пальцами,

в

воде.

А

теперь

открытой ладошкой. В каком случае

рука

легче

идет

сквозь

воду?

В

первом, ребром.

Человек

учится

у

природы.

Самолет человек построил похожим

на птицу. А чему он научился у рыб?

Водный

транспорт

создан

по

их

подобию.

Предлагается

пустить

в

воду лодочку и кубик.

прозрачный

сосуд с водой с

кусочком

пластилина;

большой

сосуд

с водой, кубик,

лодочка;

Если

ребенок

не

м о ж е т

п о д о б р а т ь

слово

для

о т в е т а ,

педагог его дает сам.

В

зависимости

от

двигательных

возможностей

р е б е н к а ,

п е д а г о г

может

уд е р ж и ват ь

р у к у

р е б е н к а

и

выполнять

действия

методом «рука в руке»

3.

Заключитель

ная часть

Отгадай загадку

Блещет в реке чистой

Спинкой серебристой. (рыба)

В воде –жива,

На суше – мертва. (рыба)

Итог.

При

зат руднениях,

загадка

повторяется,

голосом

акцентируется

в н и м а н и е

н а

определенных словах



В раздел образования