Автор: Шестакова Ирина Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Целевые ориентиры освоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями
Раздел: дошкольное образование
Шестакова Ирина Владимировна,
учитель-дефектолог
МБДОУ «Аленький цветочек»
муниципального
образования
город
Ноябрьск.
Целевые ориентиры освоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей дошкольного возраста с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Раздел программы
Дети могут научиться:
1-й год обучения
2-й год обучения
3-й год обучения
4-й год обучения
Сенсорное
воспитание
воспринимать отдельные предметы из
общего
фона,
выделяя
их
по
просьбе
взрослого:
«Возьми
чашку»,
«Дай
пирамидку», «Покажи, где стульчик»;
различать свойства и качества предметов:
мокрый – сухой, большой – маленький,
сладкий – горький, горячий – холодный;
воспринимать
в
отраженной
речи
некоторые знакомые свойства и качества
предметов (большой – маленький, горячий –
холодный, кубик – шарик);
сличать два основных цвета (красный,
желтый): «Покажи, где такой кубик»;
дифференцированно
реагировать
на
звучание
определенных
музыкальных
инструментов (выбор из трех);
складывать разрезную картинку из двух
частей;
учитывать знакомые свойства предметов в
предметно-практической
и
игровой
деятельности (шарик катится; кубик стоит, не
катится;
большой
домик
для
большой
матрешки, маленький – для маленькой);
дифференцировать
звукоподражания
(«Кто тебя позвал?»: выбор из двух – трех
предметов или картинок).
различать свойства и качества предметов:
маленький - большой — самый большой;
сладкий — горький — соленый;
доставать
знакомые
предметы
из
«волшебного
мешочка»
по
тактильному
образцу (выбор из двух);
учитывать
свойства
предметов
в
разнообразной
деятельности:
в
игре
с
сюжетными игрушками, в строительных играх,
в
п р о д у к т и в н о й
д е я т е л ь н о с т и
(конструирование, лепка, рисование);
складывать
разрезную
предметную
картинку из трех частей;
выполнять
группировку
предметов
по
заданному признаку (форма, величина, вкус,
цвет);
пользоваться методом проб при решении
практических или игровых задач;
выполнять задания по речевой инструкции,
включающей пространственные отношения
между предметами: внизу, наверху, на, под
(«Поставь матрешку под стол»);
называть в собственной активной речи
знакомые
свойства
и
качества предметов
(«Лимон какой?» - «Лимон кислый и желтый».
«Яблоко
какое?»
-
«Яблоко
круглое
и
сладкое»);
соотносить
действия,
изображенные
на
картинке, с реальными действиями; изображать
действия по картинкам;
складывать разрезные предметные картинки
из четырех различных частей;
выделять
основные
свойства
знакомых
предметов, отвлекаясь от второстепенных свойств;
соотносить плоскостную и объемную формы:
выбирать
объемные
формы
по
плоскостному
образцу,
плоскостные
формы
по
объемному
образцу;
передавать форму предмета после зрительно
двигательного обведения (круг, квадрат, овал);
производить сравнение предметов по форме и
величине с использованием образца из двух-трех
объектов, проверяя правильность выбора способом
практического примеривания;
вычленять цвет как признак, отвлекаясь от
назначения предмета, его формы и величины;
выбирать заданные объекты с дифференциацией
соотношений высокий - низкий;
опознавать знакомый предмет по словесному
описанию его признаков и качеств («Возьми желтое,
круглое, сладкое, сочное»);
обследовать
предметы
с
использованием
зрительно-тактильного и зрительно-двигательного
анализа;
узнавать бытовые шумы (по аудиозаписи):
сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок;
шум ветра, шум дождя, шум водопада;
находить заданное слово в предложенной
фразе
дифференцировать слова, близкие по слоговой
структуре и звучанию: подушка – катушка, детки –
ветки;
дифференцировать и группировать пищевые
продукты на основе вкусовой чувствительности
соотносить
действия,
изображенные
на
картинке, с реальными действиями (выбор из
трех – четырех);
дорисовывать недостающие части рисунка;
воссоздавать
целостное
изображение
предмета по его частям;
с о о т н о с и т ь
ф о р м у
п р е д м е т а
с
геометрической формой – эталоном;
ориентироваться в пространстве, опираясь
на схему собственного тела;
дифференцировать цвета и их оттенки и
использовать
представления
о
цвете
в
продуктивной и игровой деятельности;
использовать
разнообразную
цветовую
гамму в деятельности;
описывать различные свойства предметов:
цвет, форму, величину, качества поверхности,
вкус;
воспроизводить
по
памяти
наборы
предложенных слов и словосочетаний (2 -3);
дифференцировать
звуки
окружающей
действительности на бытовые шумы и звуки
явлений природы;
группировать предметы по образцу и по
речевой инструкции, выделяя существенный
признак, отвлекаясь от других признаков;
использовать обобщенные представления о
некоторых свойствах и качествах предметов и
деятельности;
ориентироваться по стрелке в знакомом
помещении;
пользоваться простой схемой – планом.
Формирование
мышления
пользоваться предметами – орудиями с
ф и к с и р о в а н н ы м
н а з н а ч е н и е м
в
практических ситуациях;
использовать предметы-орудия в игровых и
бытовых ситуациях;
использовать
предметы-заместители
в
анализировать
проблемно-практические
задачи; иметь представления о предметах-
орудиях, их свойствах и качествах, роли в
Производить
анализ
п р о бл е м н о -
практической и наглядно-образных задач;
устанавливать связи между персонажами и
использовать
в
знакомой
обстановке
вспомогательные средства или предметы-
орудия (сачок, тесьму, молоточек, стул для
приближения к себе высоко или далеко
лежащих предметов).
проблемно-практических ситуациях;
пользоваться методом проб как основным
способом решения проблемно-практических
задач;
фиксировать
в
речи
результаты
своей
практической деятельности.
деятельности людей;
воспринимать
целостные
сюжеты
(ситуацию), изображенные на картинках, с
опорой на свой реальный опыт, устанавливая
причинно-следственные связи и зависимости
между объектами и явлениями.
объектами, изображенными на картинках;
соотносить
текст
с
соответствующей
иллюстрацией;
выполнять задание на классификацию
картинок;
выполнять упражнения на исключение
«четвертой лишней» картинки.
Формирование
элементарных
математических
представлений
выделять 1, 2 и много предметов из
группы;
соотносить
количество
1
и
2
с
количеством пальцев;
различать дискретные и непрерывные
множества по количеству: 1, 2, много, мало,
пустой, полный, употребляя в речи названия
количеств;
находить
1,
2
и
много
однородных
предметов в окружающей обстановке;
составлять равные по количеству группы
предметов;
понимать
выражение
СТОЛЬКО…,
СКОЛЬКО…
сравнивать множества по количеству,
используя практические способы сравнения
(приложение и наложение) и счет, обозначая
словами больше, меньше, поровну;
осуществлять преобразования множеств,
изменяющие количество, использовать один
из способов преобразования;
выделить 3 предмета из группы по слову;
пересчитывать предметы в пределах трех;
осуществлять счет в прямом и обратном
порядке в пределах пяти;
определять
количество
предметов
и
предметных
изображений
на
картинках,
расположенных
в
ряд
и
при
различном
расположении, в пределах пяти;
сравнивать
две
группы
предметов
по
количеству на основе пересчета элементов
каждого множества;
решать задачи с открытым и закрытым
результатами
на
наглядном
материале
в
пределах
пяти,
по
представлению
и
отвлеченно, в пределах четырех;
измерять,
отмеривать
и
сравнивать
непрерывные множества с помощью условной
мерки.
Дети
должны
усвоить
представления
о
сохранении количества.
Осуществлять количественный счет в прямом
и обратном порядке, счет от средних членов
ряда, порядковый счет в пределах семи;
пересчитывать предметы и изображения
предметов на картинках, расположенных в ряд,
при разном их расположении; предметы и
изображения предметов, имеющих различную
величину, цвет, форму;
осуществлять преобразование множеств,
предварительно проговаривая действие;
определять место числа в числовом ряду и
отношения между смежными числами; решать
задачи
по
представлению
и
отвлеченно
в
пределах пяти;
измерять,
отмеривать
непрерывные
множества, используя условную мерку; уметь
использовать составные мерки;
должны
усвоить
представление
о
сохранении количества;
знать цифры от нуля до пяти, соотносить их
с числом предметов.
Ознакомление
с
окружающим
называть свое имя;
отвечать на вопрос: «Ты мальчик или
девочка?»»
показывать части тела и лица, отвечая на
вопросы:
«Покажи,
чем
ты
ходишь».
«Покажи,
чем
ты
слушаешь»,
«Чем
ты
смотришь?»;
показывать на фотографии (выделив из
трех) себя, маму, папу;
показывать
или
называть
отдельные
предметы одежды, посуды и игрушки;
узнавать реальных и изображенных на
картинках знакомых животных и птиц;
отвечать на вопрос, указывая жестом или
словом, где солнышко, дом, машина, вода,
дерево.
называть
свое
имя,
фамилию,
возраст;
показывать и называть основные части
тела и лица;
знать,
что
делает
человек
данной
профессии (воспитатель, врач);
выделять
по
обобщающему
слову,
названному взрослым, некоторые продукты,
игрушки, предметы посуды, одежды;
называть некоторые предметы и объекты
живой и неживой природы;
определять по изображениям два времени
года: лето и зиму;
определять
на
элементарном
уровне
особенности деятельности детей и специфику
их одежды в зависимости от времени года;
адекватно вести себя в знакомых ситуациях
на
прогулке,
в
группе,
Юма,
используя
н а ко п л е н н ы й
п р а к т и ч е с к и й
о п ы т
взаимодействия
с
1юдьми
и
предметами
окружающего мира.
называть всех членов своей семьи, знать
их имена;
находить
на
фотографии
близкого
человека (выбор из пяти);
называть имя друга или подруги;
рассказывать о содержании деятельности
людей следующих профессий: врач, повар,
шофер, продавец;
иметь представления о повседневном
труде взрослых;
адекватно
вести
себя
в
процессе
выполнения режимных моментов;
выделять
отдельные
предметы
и
их
группы: посуда, мебель, овощи, фрукты;
называть функциональные назначения
предметов,
окружающих
реб е н к а
в
повседневной жизни;
называть изученные группы животных,
показывать основные части тела животного;
называть или определять по картинке
основные признаки заданного времени года:
зима, лето, осень;
определять
текущее
состояние
погоды:
холодная,
теплая,
ветреная,
солнечная,
называть свое имя, фамилию, возраст;
называть
город
(населенный
пункт),
в
котором они проживают;
называть страну;
узнавать и показывать на картинках людей
следующих профессий: врач, учитель, повар,
парикмахер, продавец, почтальон, шофер;
выделять
на
картинках
изображения
предметов мебели, транспорта, продуктов,
инструментов, школьных принадлежностей и
называть их;
различать деревья, траву, цветы, ягоды и
называть их;
называть отдельных представителей диких и
домашних животных, диких и домашних птиц,
их детенышей4
определять признаки четырех времен года;
различать время суток: день и ночь.
дождливая
Развитие
речи
и
формирование
коммуникативных
способностей
пользоваться невербальными формами
коммуникации.
использовать
руку
для
решения
коммуникативных задач.
пользоваться указательным жестом,
согласуя движения глаза и руки.
проявлять интерес к окружающему
(людям,
действиям
с
игрушками
и
п р е д м е т а м и )
и
р а с с ка з ы в ат ь
о б
окружающем.
слушать и проявлять интерес к речевым
высказываниям взрослых, рассказам, стихам,
потешкам, песенкам.
в о с п р о и з в о д и т ь
з н а к о м ы е
звукоподражания,
лепетные
слова
и
усеченные фразы.
выполнять
действия
по
простым
речевым инструкциям, отвечать на простые
вопросы о себе и ближайшем окружении.
высказывать свои потребности в активной
фразовой речи;
узнавать
и
описывать
д е й с т в и я
персонажей по картинкам;
строить фразу, состоящую из двух-трех
слов;
рассказывать разученные детские стихи,
поговорки, считалочки;
понимать значение предлогов и выполнять
инструкцию, включающую предлоги на, под, в;
отвечать на вопросы, касающиеся жизни в
группе, наблюдений в ' природе, и задавать
свои собственные;
отвечать на вопросы, характеризующие
действия главных персонажей сказок «Три
медведя», «Кто сказал «мяу»?»;
узнавать среди других книгу со знакомыми
сказками, стихами.
выражать
свои
мысли,
наблюдения
и
эмоциональные
переживания
в
речевых
высказываниях;
пользоваться
в
повседневном
общении
фразами из трех-четырех слов;
употреблять в речи названия детенышей
животных с использованием уменьшительно-
ласкательных суффиксов;
понимать и использовать в активной речи
предлоги в, на, под, за, перед;
и с п о л ь з о в а т ь
в
р е ч и
и м е н а
существительные и глаголы в единственном и
множественном числе;
строить фразы по картинке, состоящие из
трех-четырех слов;
понимать прочитанный текст, устанавливая
явные причинно-следственные отношения, и
отвечать на поставленные вопросы;
понимать
и
передавать
ха ра кт е р,
особенности и повадки знакомых персонажей
сказок, рассказов и мультфильмов;
рассказывать наизусть 2-3 стихотворения,
петь
песенку,
поддерживать
беседу
по
знакомой сказке;
проявлять элементы планирующей речи в
игровой деятельности.
выражать свои мысли, наблюдения и
эмоциональные
переживания
в
речевых
высказываниях;
пользоваться в повседневном общении
фразовой речью;
употреблять в речи названия предметов и
детенышей
животных
с
использованием
уменьшительно-ласкательных суффиксов;
понимать и использовать в активной речи
предлоги в, на, под, за, перед, около, у, из,
между;
и с п о л ь з о в а т ь
в
р е ч и
и м е н а
существительные и глаголы в единственном и
множественном числе;
использовать в речи глаголы настоящего и
прошедшего времени;
строить фразы и рассказы по картинке,
состоящие из трех-четырех предложений;
читать
наизусть
2-3
разученных
стихотворения;
отвечать
на
вопросы
по
содержанию
знакомой сказки, перечислять ее основных
персонажей;
знать
1-2
считалки,
уметь
завершить
потешку или поговорку;
планировать
в
речи
свои
ближайшие
действия.
Развитие
ручной
м о т о р и к и
и
подготовка руки к
письму
выполнять
движения
кистями
и
пальцами рук по подражанию и образцу;
соотносить свои движения с речевым
сопровождением взрослых (выполнять по
просьбе взрослого 2-3 знакомые игры);
показывать
по
просьбе
взрослого
указательный и большой пальцы;
выделять отдельно каждый палец на
своей
руке
по
просьбе
взрослого
по
подражанию (поиграй на пианино»;
захватывать мелкие предметы щепотью
и опускать их в сосуд;
брать мелкие предметы указательным типом
хватания;
выполнять знакомые движения руками и
пальцами по подражанию, образцу, слову;
показывать по просьбе взрослого и называть
указательный и большой пальцы, остальные
показывать (мизинец, средний, безымянный);
проводить пальцем и карандашом плавную
непрерывную
линию
от
начала
до
конца
дорожек разной ширины;
проводить прямые непрерывные линии до
определенной точки слева направо, сверху
вниз.
застегивать и расстегивать пуговицы на
своей одежде;
показывать
по
просьбе
взрослого
и
называть все пальцы на обеих руках;
выполнять
игровые
упражнения
с
пальцами с речевым сопровождением;
проводить непрерывную плавную линию
пальцем
и
карандашом
между
двумя
ломаными линиями, повторяя изгиб;
проводить волнистые линии по контуру,
не отрывая карандаша от бумаги;
Застегивать и расстегивать пуговицы;
Владеть навыками шнуровки;
Штриховать простые предметы в разном
направлении;
Обводить предметы по контуру карандашом
плавным непрерывным движением;
Ориентироваться
на
листе
бумаги,
правильно располагать рисунок на листе;
Ориентироваться
в
тетради
в
клетку,
обводить
клетки,
считать
их,
проводить
горизонтальные и вертикальные линии;
Раскрашивать сюжетный рисунок разными
карандашами, не выходя за контур;
проводить плавную непрерывную линию,
не отрывая карандаша от бумаги.
обводить пальцем по контуру простые
нарисованные предметы, следить за тем, чтобы
линия была плавной;
штриховать простые предметы сверху
вниз.
Составлять предложения из двух и более
слов (длинные и короткие предложения) по
действиям детей с игрушками и сюжетным
картинкам;
Определять количество слов в предложении
и место слов в предложении;
Делить слова на слоги (части), определять
количество слогов в слове;
Определять первый звук (а, у, и, о, м, ш, р, к,
с) в слогах и словах;
Соотносить звуки (а, у, и, о, м, ш, р, к, с) с
буквой.
Обучение игре
проявлять эмоциональный интерес к
игрушкам и действиям с ними;
выполнять
предметно-игровые
действия, играя рядом со сверстниками, не
мешая другим;
не совершать неадекватных действий с
куклой и машиной;
в ы р а ж а т ь
п о л о ж и т е л ь н о е
эмоциональное отношение к кукле;
по просьбе взрослого производить с
игрушками
знакомые
игровые
действия
(кормить куклу, катать в коляске; нагружать в
машинку игрушки, перевозить их).
эмоционально включаться в ту или иную
игровую
ситуацию,
принимая
на
себя
определенную роль в знакомой игре;
играть небольшими группами, подчиняясь
сюжету игры;
по предложению педагога и воспитателя
выполнять знакомые роли;
воспроизводить
усвоенные
цепочки
действий по всем указанным в программе
темам;
вводить в игру постройки и обыгрывать,
разворачивая сюжет;
участвовать под руководством взрослого в
драматизации знакомых сказок.
Играть вместе, объединяясь небольшими
группами для решения игровой задачи;
Отражать
в
играх
взаимоотношения
между людьми;
И с п ол ь з о ват ь
в
и г р е
п р е д м е т -
заместитель;
Осуществлять перенос усвоенных способов
игровых действий из ситуации обучения в
свободную игровую деятельность;
Самостоятельно
выбирать
игру
для
совместной деятельности;
Участвовать в драматизации знакомых
сказок.
Играть в коллективе сверстников;
Передавать
эмоциональное
состояние
персонажей (горе, радость, удивление);
Отражать в игре события реальной жизни,
переносить
в
игру
увиденное
во
время
экскурсий и в процессе наблюдений;
Участвовать в знакомых сюжетно-ролевых
играх
(«Семья»,
«Магазин»,
«Больница»,
«Парикмахерская»,
«Почта»,
«Аптека»,
«Цирк», «Школа», «Театр»);
П е р е д а в ат ь
в
и г р е
с
п о м о щ ь ю
специфических движений характер персонажа,
повадки
животного,
особенности
его
поведения;
Использовать в игре знаки и символы,
ориентироваться по ним в процессе игры;
Самостоятельно
выбирать
игру
для
совместной деятельности;
Участвовать в коллективной драматизации
знакомых сказок или рассказов.
Социальное
развитие
Демонстрировать
эмоциональную,
мимическую
реакцию
на
ласково е
обращение знакомого взрослого;
Давать
позитивное
двигательное
подкрепление эмоциональной реакции;
Давать положительный эмоциональный
отклик
на
появление
близких
взрослых
(матери, отца, бабушки, дедушки);
Понимать
указательный
жест
руки
и
указ ательного
па льца
в з р о с л о г о ,
поворачивать
голову
в
ука за нном
направлении;
Демонстрировать готовность к совместным
действиям со взрослым: принимать помощь
эмоционально-положительно реагировать
на общение с близки ми родственниками,
знакомыми детьми и взрослыми;
здороваться при встрече и прощаться при
расставании, благодарить за услугу;
называть свое имя и фамилию;
называть имена некоторых сверстников по
группе и друзей по месту жительства;
называть
воспитателей
по
имени
и
отчеству;
идентифицировать себя по полу (девочка,
мальчик);
выражать
словом
свои
основные
потребности и желания;
проявлять
доброжелательность
и
внимание к близким взрослым и сверстникам;
выражать
свое
сочувствие
(пожалеть,
помочь);
называть свое
имя, фамилию, имена
близких взрослых и сверстников, участвующих
в повседневном общении;
называть
свой
возраст,
половую
принадлежность,
время
рождения,
место
жительства (город, поселок);
заниматься
любимыми
игрушками
и
занятиями;
обращаться к сверстнику с элементарными
предложениями, просьбами. Пожеланиями;
Здороваться при встрече со знакомыми
взрослыми и сверстниками, прощаться при
расставании;
Благодарить за услугу, подарок, угощение;
Адекватно
вести
себя
в
знакомой
и
незнакомой ситуациях;
Проявлять доброжелательное отношение к
знакомым и незнакомым людям;
Выражать
свои
чувства
–
радость,
удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие, в
соответствии
с
жизненной
ситуацией,
в
социально приемлемых границах;
Устанавливать элементарную связь между
выраженным эмоциональным состоянием и
взрослого, разрешать дотрагиваться до своих
рук, принимать поглаживание по голове,
выполнять со взрослым совместные действия
(мытье рук, пользование ложкой, рисование
мелом, карандашом, раскатывание теста и
т.д.);
Фиксировать взгляд на яркой звучащей
игрушке
и
во
время
действий
с
ней,
прослеживать
ее
перемещение
по
горизонтали в вертикали на расстоянии до 30
см;
Откликаться на свое имя;
Называть свое имя;
Уз н а в а т ь
с е б я
в
з е р к а л е ,
н а
индивидуальной фотографии;
Положительно реагировать на приход в
группу воспитателя и взаимодействовать с
ним;
Положительно реагировать на одного из
сверстников (друга, подругу), выделять его
среди других детей, находиться рядом, не
причиняя друг другу вреда и не создавая
дискомфорта;
Выполнять предметно-игровые действия с
игрушками и предметами из ближайшего
окружения;
Выполнять по речевой инструкции 3-4
элементарных действия с игрушками
выполнять
предметно-игровые
и
предметно-орудийные действия: держать ложку,
пить
из
чашки,
действовать
совком
или
лопаткой, возит машину, нагружать в машину
кубики, кормить куклу, переносить стул, ставить
его на определенное место, проводить линии
карандашом, мелом, краской, фломастером;
адекватно
вести
себя
в
привычных
ситуациях
приветливо
здороваться
и
прощаться,
вежливо обращаться по имени друг к другу;
участвовать в коллективной деятельности
со сверстниками (игровой, изобразительной,
музыкальной, театральной);
уважительно
относиться
к
труду
взрослых.
причиной, вызвавшей его, отражая это в речи и
пантомимике;
Проявлять элементарную самооценку своих
поступков и действий;
Адекватно реагировать на доброжелательное
и недоброжелательное отношение к себе со
стороны окружающих;
Замечать настроения близкого взрослого
или сверстника;
Начинать и продолжать диалог со своими
сверстниками и близкими взрослыми;
Владеть
одним
–
двумя
приемами
разрешения возникших конфликтных ситуаций
(пригласить взрослого, уступить сверстнику);
Быть партнером в игре и в совместной
деятельности со сверстниками, обращаться к
ним
с
просьбами
и
предложениями
о
совместной
игре
или
пр а кт иче с ко й
деятельности;
Положительно
реагировать
на
просьбу
взрослого
убрать
игрушки,
покормить
животных в живом уголке, полить растения,
убрать мусор, сервировать стол, помыть посуду,
протереть пыль;
Уважать труд взрослых и положительно
относиться к его результатам.
Лепка
активно
реагировать
на
предложение
взрослого полепить;
соотносить лепные поделки с реальными
предметами;
лепить по просьбе взрослого знакомые
предметы,
раскатывая
пластилин
между
ладонями
круговыми
и
п р я м ы м и
движениями (колбаску, баранку, колобок);
положительно
относиться
к
результатам
своей работы.
лепить знакомые предметы круглой и
овальной
формы
по
просьбе
взрослого,
и с п о л ь з у я
п р и е м ы
в д а в л и в а н и я ,
сплющивания,
прищипывания
(овощи,
фрукты, пирамидка из шаров);
давать оценку результатам своей работы
по наводящим вопросам взрослого, сравнивая
ее с образцом, при этом пользоваться словами
верно, неверно, такой, не такой;
обыгрывать лепные поделки в свободной
деятельности.
Готовить рабочее место к выполнению
лепных поделок;
Пользоваться
доской
для
пластилина,
нарукавниками, фартуками;
Соотносить изображения и постройки с
реальными предметами;
Создавать по просьбе взрослого лепные
поделки, выполняемые детьми в течение года,
пользуясь
приемами
р а с кат ы ва н и я ,
вдавливания,
сплющивания,
защипывания,
оттягивания;
Лепить по предварительному замыслу;
Участвовать в выполнении коллективных
лепных поделок;
Рассказывать
о
последовательности
выполнения работы;
Давать оценку своим работам и работам
сверстников.
Обследовать
предмет
перед
лепкой
-ощупывать форму предмета;
Создавать
лепные
поделки
отдельных
предметов по образцу и играть с ними;
Передавать в лепных поделках основные
свойства и отношения предметов (форма –
круглый, овальный; цвет – белый, серый,
красный, желтый, зеленый, оранжевый, черный,
коричневый;
размер
–
большой,
средний,
м а л е н ь к и й ,
д л и н н ы й ,
к о р о т к и й ;
пространственные отношения – вверху, внизу,
слева, справа);
Лепить предметы по образцу, словесной
инструкции;
давать
элементарную
оценку
своей работе и работам сверстников;
Участвовать
в
создании
коллективных
лепных поделок
Аппликация
адекватно реагировать на предложение
выполнить
аппликацию,
состоящую
из
одного предмета, наклеивать заготовку;
соотносить аппликацию с реальными
объектами;
положительно относиться к результатам
наклеивать
предмет
по
образцу,
соотносить его с реальным объектом (фрукты
или овощи);
наклеивать аппликацию на контурный
силуэт изображенного предмета;
составлять
и
наклеивать
по
образцу
Готовить рабочее место к выполнению
аппликации;
Самостоятельно работать с материалами,
инструментами
и
приспособлениями
для
аппликации;
Выполнять
знакомые
аппликации
по
Ориентироваться
в
пространстве
листа
бумаги, работая по образцу: вверху, внизу,
посередине, слева, справа;
Правильно располагать рисунок на листе
бумаги,
ориентируясь
на
слове сную
инструкцию взрослого;
своей работы.
предмет из двух частей, называть его;
по наводящим вопросам давать оценку
результатам своей работы, сравнивая ее с
образцом, пользуясь словами верно, неверно,
такой, не такой.
образцу, по речевой инструкции;
Участвовать в выполнении коллективных
аппликаций;
Рассказывать
о
последовательности
выполнения работы;
Давать оценку своим работам и работам
сверстников.
Выполнять
аппликации
по
образцу
–
конструкции, по представлению и речевой
инструкции взрослого;
Рассказывать
о
последовательности
действий при выполнении работы;
Давать оценку своим работам и работам
сверстников,
сравнивая
их
с
образцом,
с
наблюдаемым предметом или явлением.
Рисование
адекватно реагировать на предложение
взрослого порисовать, изображать знакомые
предметы;
обследовать предмет перед рисованием,
обводить по контуру;
проводить
прямые,
прерывистые,
волнистые, закругленные линии различными
изобразительными средствами;
соотносить
рисунки
с
реальными
объектами, называть их;
положительно
относиться
к
результатам
своей работы.
проявлять
интерес
к
изобразительной
деятельности, передавать в рисунках круглую и
овальную форму, разную величину предметов;
закрашивать
изображение
предмета
с
определенным контуром;
создавать
рисунки
со
знакомыми
сюжетами;
давать оценку своим работам и работам
сверстников.
Проявлять положительное отношение к
занятиям по рисованию;
Располагать рисунок на листе бумаги,
правильно ориентируясь в пространстве листа
бумаги
(вверху,
внизу,
по с ередине);
фиксировать пространственные представления
в речи;
Создавать
декоративные
рисунки
по
образцу с элементами народной росписи;
Анализировать образец, создавая рисунок
по образцу – конструкции;
Закрашивать изображения предмета с
определенным контуром;
Создавать
рисунки
со
знакомыми
сюжетами;
Давать оценку своим работам и работам
сверстников
Готовить рабочее место к выполнению
задания в соответствии с определенным видом
изобразительной деятельности; пользоваться
и з о б р а з и т е л ь н ы м и
с р е д с т в а м и
и
приспособлениями – карандашами, красками,
фломастерами,
мелом,
губкой
для
доски,
подставками для кисточки, тряпочкой для
кисточки;
Создавать по просьбе взрослого предметные
и
сюжетные
изображения
знакомого
содержания;
Выполнять рисунки по предварительному
замыслу;
Участвовать в выполнении коллективных
изображений;
Эмоционально реагировать на красивые
сочетания
цветов,
подбор
предметов
в
композициях, оригинальных изображениях;
Рассказывать
о
последовательности
выполнения работы;
Давать оценку своим работам и работам
сверстников.
Конструирование
положительно относиться к процессу и
результатам конструирования;
узнавать и называть знакомые постройки
и конструкции;
создавать
простейшие
постройки
из
строительного материала и палочек;
проявлять
интерес
к
выполнению
коллективных построек и совместной игре с
ними;
создавать поделки конструкции в разных
условиях – на полу и на столе;
понимать слова, используемые педагогом
при
создании
конструкций,
-
возьми,
поставь. принеси, кубик, кирпичик, палочка,
дорожка, лесенка, ворота, гараж, заборчик;
играть, используя знакомые постройки.
создавать знакомые для них постройки,
состоящие
из
трех-четырех
элементов,
из
различного
строительного
материала
по
образцу, играть с ними;
н а з ы в а т ь
о с н о в н ы е
д е т а л и ,
использованные при создании конструкций;
позитивно
реагировать
на
участие
в
коллективном конструировании
и
игре
с
использованием построек;
узнавать и называть знакомые постройки
и конструкции;
передавать простейшие пространственные
отношения между двумя или несколькими
объемными объектами;
отвечать на вопросы взрослого о процессе
и результатах создания постройки.
Различать конструкторы разного вида и
назначения;
Создавать
по
просьбе
взро слого
конструкции, выполняемые детьми в течение
года;
Создавать
постройки
по
образцу,
по
представлению, по памяти (4 -5 элементов);
Называть
знакомые
предметные
и
сюжетные постройки, использовать их в игре;
Строить
дома,
гаражи,
ле сенки,
отдельные предметы мебели
(диван, стол,
стул);
Составлять простейшие игрушки из полос
бумаги ( под руководством педагога);
Давать оценку результатам своей работы,
сравнивая
ее
с
образцом
(по
наводящим
вопросам взрослого), пользуясь словами верно,
неверно, такой, не такой;
Использовать созданные конструкции в
свободной игровой деятельности.
Готовить рабочее место к выполнению того
или
иного
задания
в
соответствии
с
определенными условиями деятельности – на
столе или на ковре;
Различать конструкторы разного вида и
назначения;
Создавать
по
просьбе
в зро слого
предметные
и
сюжетные
конструкции,
выполняемые детьми в течение года;
Создавать
постройки
по
образцу,
по
представлению,
по
памяти,
речевой
инструкции (из 6-7 элементов);
В ы п о л н я т ь
п о с т р о й к и
п о
предварительному замыслу;
Участвовать в выполнении коллективных
построек;
Рассказывать
о
последовательности
выполнения работы;
Давать оценку своим работам и работам
сверстников.
Литература:
1.
Примерная
адаптированная
основная
образовательная
программа
дошкольного
образования
детей
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7
декабря 2017 г. Протокол № 6/17
2.
Екжанова
Е.А.,
Стребелева
Е.А.
Коррекционно-развивающее
обучение
и
воспитание.
Программа
дошкольных
образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –– М.: Просвещение, 2005.