Напоминание

Целевые ориентиры освоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями


Автор: Шестакова Ирина Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Целевые ориентиры освоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями
Раздел: дошкольное образование





Назад




Шестакова Ирина Владимировна,

учитель-дефектолог

МБДОУ «Аленький цветочек»

муниципального

образования

город

Ноябрьск.

Целевые ориентиры освоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей дошкольного возраста с

легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Раздел программы

Дети могут научиться:

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

4-й год обучения

Сенсорное

воспитание

воспринимать отдельные предметы из

общего

фона,

выделяя

их

по

просьбе

взрослого:

«Возьми

чашку»,

«Дай

пирамидку», «Покажи, где стульчик»;

различать свойства и качества предметов:

мокрый – сухой, большой – маленький,

сладкий – горький, горячий – холодный;

воспринимать

в

отраженной

речи

некоторые знакомые свойства и качества

предметов (большой – маленький, горячий –

холодный, кубик – шарик);

сличать два основных цвета (красный,

желтый): «Покажи, где такой кубик»;

дифференцированно

реагировать

на

звучание

определенных

музыкальных

инструментов (выбор из трех);

складывать разрезную картинку из двух

частей;

учитывать знакомые свойства предметов в

предметно-практической

и

игровой

деятельности (шарик катится; кубик стоит, не

катится;

большой

домик

для

большой

матрешки, маленький – для маленькой);

дифференцировать

звукоподражания

(«Кто тебя позвал?»: выбор из двух – трех

предметов или картинок).

различать свойства и качества предметов:

маленький - большой — самый большой;

сладкий — горький — соленый;

доставать

знакомые

предметы

из

«волшебного

мешочка»

по

тактильному

образцу (выбор из двух);

учитывать

свойства

предметов

в

разнообразной

деятельности:

в

игре

с

сюжетными игрушками, в строительных играх,

в

п р о д у к т и в н о й

д е я т е л ь н о с т и

(конструирование, лепка, рисование);

складывать

разрезную

предметную

картинку из трех частей;

выполнять

группировку

предметов

по

заданному признаку (форма, величина, вкус,

цвет);

пользоваться методом проб при решении

практических или игровых задач;

выполнять задания по речевой инструкции,

включающей пространственные отношения

между предметами: внизу, наверху, на, под

(«Поставь матрешку под стол»);

называть в собственной активной речи

знакомые

свойства

и

качества предметов

(«Лимон какой?» - «Лимон кислый и желтый».

«Яблоко

какое?»

-

«Яблоко

круглое

и

сладкое»);

соотносить

действия,

изображенные

на

картинке, с реальными действиями; изображать

действия по картинкам;

складывать разрезные предметные картинки

из четырех различных частей;

выделять

основные

свойства

знакомых

предметов, отвлекаясь от второстепенных свойств;

соотносить плоскостную и объемную формы:

выбирать

объемные

формы

по

плоскостному

образцу,

плоскостные

формы

по

объемному

образцу;

передавать форму предмета после зрительно

двигательного обведения (круг, квадрат, овал);

производить сравнение предметов по форме и

величине с использованием образца из двух-трех

объектов, проверяя правильность выбора способом

практического примеривания;

вычленять цвет как признак, отвлекаясь от

назначения предмета, его формы и величины;

выбирать заданные объекты с дифференциацией

соотношений высокий - низкий;

опознавать знакомый предмет по словесному

описанию его признаков и качеств («Возьми желтое,

круглое, сладкое, сочное»);

обследовать

предметы

с

использованием

зрительно-тактильного и зрительно-двигательного

анализа;

узнавать бытовые шумы (по аудиозаписи):

сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок;

шум ветра, шум дождя, шум водопада;

находить заданное слово в предложенной

фразе

дифференцировать слова, близкие по слоговой

структуре и звучанию: подушка – катушка, детки –

ветки;

дифференцировать и группировать пищевые

продукты на основе вкусовой чувствительности

соотносить

действия,

изображенные

на

картинке, с реальными действиями (выбор из

трех – четырех);

дорисовывать недостающие части рисунка;

воссоздавать

целостное

изображение

предмета по его частям;

с о о т н о с и т ь

ф о р м у

п р е д м е т а

с

геометрической формой – эталоном;

ориентироваться в пространстве, опираясь

на схему собственного тела;

дифференцировать цвета и их оттенки и

использовать

представления

о

цвете

в

продуктивной и игровой деятельности;

использовать

разнообразную

цветовую

гамму в деятельности;

описывать различные свойства предметов:

цвет, форму, величину, качества поверхности,

вкус;

воспроизводить

по

памяти

наборы

предложенных слов и словосочетаний (2 -3);

дифференцировать

звуки

окружающей

действительности на бытовые шумы и звуки

явлений природы;

группировать предметы по образцу и по

речевой инструкции, выделяя существенный

признак, отвлекаясь от других признаков;

использовать обобщенные представления о

некоторых свойствах и качествах предметов и

деятельности;

ориентироваться по стрелке в знакомом

помещении;

пользоваться простой схемой – планом.

Формирование

мышления

пользоваться предметами – орудиями с

ф и к с и р о в а н н ы м

н а з н а ч е н и е м

в

практических ситуациях;

использовать предметы-орудия в игровых и

бытовых ситуациях;

использовать

предметы-заместители

в

анализировать

проблемно-практические

задачи; иметь представления о предметах-

орудиях, их свойствах и качествах, роли в

Производить

анализ

п р о бл е м н о -

практической и наглядно-образных задач;

устанавливать связи между персонажами и

использовать

в

знакомой

обстановке

вспомогательные средства или предметы-

орудия (сачок, тесьму, молоточек, стул для

приближения к себе высоко или далеко

лежащих предметов).

проблемно-практических ситуациях;

пользоваться методом проб как основным

способом решения проблемно-практических

задач;

фиксировать

в

речи

результаты

своей

практической деятельности.

деятельности людей;

воспринимать

целостные

сюжеты

(ситуацию), изображенные на картинках, с

опорой на свой реальный опыт, устанавливая

причинно-следственные связи и зависимости

между объектами и явлениями.

объектами, изображенными на картинках;

соотносить

текст

с

соответствующей

иллюстрацией;

выполнять задание на классификацию

картинок;

выполнять упражнения на исключение

«четвертой лишней» картинки.

Формирование

элементарных

математических

представлений

выделять 1, 2 и много предметов из

группы;

соотносить

количество

1

и

2

с

количеством пальцев;

различать дискретные и непрерывные

множества по количеству: 1, 2, много, мало,

пустой, полный, употребляя в речи названия

количеств;

находить

1,

2

и

много

однородных

предметов в окружающей обстановке;

составлять равные по количеству группы

предметов;

понимать

выражение

СТОЛЬКО…,

СКОЛЬКО…

сравнивать множества по количеству,

используя практические способы сравнения

(приложение и наложение) и счет, обозначая

словами больше, меньше, поровну;

осуществлять преобразования множеств,

изменяющие количество, использовать один

из способов преобразования;

выделить 3 предмета из группы по слову;

пересчитывать предметы в пределах трех;

осуществлять счет в прямом и обратном

порядке в пределах пяти;

определять

количество

предметов

и

предметных

изображений

на

картинках,

расположенных

в

ряд

и

при

различном

расположении, в пределах пяти;

сравнивать

две

группы

предметов

по

количеству на основе пересчета элементов

каждого множества;

решать задачи с открытым и закрытым

результатами

на

наглядном

материале

в

пределах

пяти,

по

представлению

и

отвлеченно, в пределах четырех;

измерять,

отмеривать

и

сравнивать

непрерывные множества с помощью условной

мерки.

Дети

должны

усвоить

представления

о

сохранении количества.

Осуществлять количественный счет в прямом

и обратном порядке, счет от средних членов

ряда, порядковый счет в пределах семи;

пересчитывать предметы и изображения

предметов на картинках, расположенных в ряд,

при разном их расположении; предметы и

изображения предметов, имеющих различную

величину, цвет, форму;

осуществлять преобразование множеств,

предварительно проговаривая действие;

определять место числа в числовом ряду и

отношения между смежными числами; решать

задачи

по

представлению

и

отвлеченно

в

пределах пяти;

измерять,

отмеривать

непрерывные

множества, используя условную мерку; уметь

использовать составные мерки;

должны

усвоить

представление

о

сохранении количества;

знать цифры от нуля до пяти, соотносить их

с числом предметов.

Ознакомление

с

окружающим

называть свое имя;

отвечать на вопрос: «Ты мальчик или

девочка?»»

показывать части тела и лица, отвечая на

вопросы:

«Покажи,

чем

ты

ходишь».

«Покажи,

чем

ты

слушаешь»,

«Чем

ты

смотришь?»;

показывать на фотографии (выделив из

трех) себя, маму, папу;

показывать

или

называть

отдельные

предметы одежды, посуды и игрушки;

узнавать реальных и изображенных на

картинках знакомых животных и птиц;

отвечать на вопрос, указывая жестом или

словом, где солнышко, дом, машина, вода,

дерево.

называть

свое

имя,

фамилию,

возраст;

показывать и называть основные части

тела и лица;

знать,

что

делает

человек

данной

профессии (воспитатель, врач);

выделять

по

обобщающему

слову,

названному взрослым, некоторые продукты,

игрушки, предметы посуды, одежды;

называть некоторые предметы и объекты

живой и неживой природы;

определять по изображениям два времени

года: лето и зиму;

определять

на

элементарном

уровне

особенности деятельности детей и специфику

их одежды в зависимости от времени года;

адекватно вести себя в знакомых ситуациях

на

прогулке,

в

группе,

Юма,

используя

н а ко п л е н н ы й

п р а к т и ч е с к и й

о п ы т

взаимодействия

с

1юдьми

и

предметами

окружающего мира.

называть всех членов своей семьи, знать

их имена;

находить

на

фотографии

близкого

человека (выбор из пяти);

называть имя друга или подруги;

рассказывать о содержании деятельности

людей следующих профессий: врач, повар,

шофер, продавец;

иметь представления о повседневном

труде взрослых;

адекватно

вести

себя

в

процессе

выполнения режимных моментов;

выделять

отдельные

предметы

и

их

группы: посуда, мебель, овощи, фрукты;

называть функциональные назначения

предметов,

окружающих

реб е н к а

в

повседневной жизни;

называть изученные группы животных,

показывать основные части тела животного;

называть или определять по картинке

основные признаки заданного времени года:

зима, лето, осень;

определять

текущее

состояние

погоды:

холодная,

теплая,

ветреная,

солнечная,

называть свое имя, фамилию, возраст;

называть

город

(населенный

пункт),

в

котором они проживают;

называть страну;

узнавать и показывать на картинках людей

следующих профессий: врач, учитель, повар,

парикмахер, продавец, почтальон, шофер;

выделять

на

картинках

изображения

предметов мебели, транспорта, продуктов,

инструментов, школьных принадлежностей и

называть их;

различать деревья, траву, цветы, ягоды и

называть их;

называть отдельных представителей диких и

домашних животных, диких и домашних птиц,

их детенышей4

определять признаки четырех времен года;

различать время суток: день и ночь.

дождливая

Развитие

речи

и

формирование

коммуникативных

способностей

пользоваться невербальными формами

коммуникации.

использовать

руку

для

решения

коммуникативных задач.

пользоваться указательным жестом,

согласуя движения глаза и руки.

проявлять интерес к окружающему

(людям,

действиям

с

игрушками

и

п р е д м е т а м и )

и

р а с с ка з ы в ат ь

о б

окружающем.

слушать и проявлять интерес к речевым

высказываниям взрослых, рассказам, стихам,

потешкам, песенкам.

в о с п р о и з в о д и т ь

з н а к о м ы е

звукоподражания,

лепетные

слова

и

усеченные фразы.

выполнять

действия

по

простым

речевым инструкциям, отвечать на простые

вопросы о себе и ближайшем окружении.

высказывать свои потребности в активной

фразовой речи;

узнавать

и

описывать

д е й с т в и я

персонажей по картинкам;

строить фразу, состоящую из двух-трех

слов;

рассказывать разученные детские стихи,

поговорки, считалочки;

понимать значение предлогов и выполнять

инструкцию, включающую предлоги на, под, в;

отвечать на вопросы, касающиеся жизни в

группе, наблюдений в ' природе, и задавать

свои собственные;

отвечать на вопросы, характеризующие

действия главных персонажей сказок «Три

медведя», «Кто сказал «мяу»?»;

узнавать среди других книгу со знакомыми

сказками, стихами.

выражать

свои

мысли,

наблюдения

и

эмоциональные

переживания

в

речевых

высказываниях;

пользоваться

в

повседневном

общении

фразами из трех-четырех слов;

употреблять в речи названия детенышей

животных с использованием уменьшительно-

ласкательных суффиксов;

понимать и использовать в активной речи

предлоги в, на, под, за, перед;

и с п о л ь з о в а т ь

в

р е ч и

и м е н а

существительные и глаголы в единственном и

множественном числе;

строить фразы по картинке, состоящие из

трех-четырех слов;

понимать прочитанный текст, устанавливая

явные причинно-следственные отношения, и

отвечать на поставленные вопросы;

понимать

и

передавать

ха ра кт е р,

особенности и повадки знакомых персонажей

сказок, рассказов и мультфильмов;

рассказывать наизусть 2-3 стихотворения,

петь

песенку,

поддерживать

беседу

по

знакомой сказке;

проявлять элементы планирующей речи в

игровой деятельности.

выражать свои мысли, наблюдения и

эмоциональные

переживания

в

речевых

высказываниях;

пользоваться в повседневном общении

фразовой речью;

употреблять в речи названия предметов и

детенышей

животных

с

использованием

уменьшительно-ласкательных суффиксов;

понимать и использовать в активной речи

предлоги в, на, под, за, перед, около, у, из,

между;

и с п о л ь з о в а т ь

в

р е ч и

и м е н а

существительные и глаголы в единственном и

множественном числе;

использовать в речи глаголы настоящего и

прошедшего времени;

строить фразы и рассказы по картинке,

состоящие из трех-четырех предложений;

читать

наизусть

2-3

разученных

стихотворения;

отвечать

на

вопросы

по

содержанию

знакомой сказки, перечислять ее основных

персонажей;

знать

1-2

считалки,

уметь

завершить

потешку или поговорку;

планировать

в

речи

свои

ближайшие

действия.

Развитие

ручной

м о т о р и к и

и

подготовка руки к

письму

выполнять

движения

кистями

и

пальцами рук по подражанию и образцу;

соотносить свои движения с речевым

сопровождением взрослых (выполнять по

просьбе взрослого 2-3 знакомые игры);

показывать

по

просьбе

взрослого

указательный и большой пальцы;

выделять отдельно каждый палец на

своей

руке

по

просьбе

взрослого

по

подражанию (поиграй на пианино»;

захватывать мелкие предметы щепотью

и опускать их в сосуд;

брать мелкие предметы указательным типом

хватания;

выполнять знакомые движения руками и

пальцами по подражанию, образцу, слову;

показывать по просьбе взрослого и называть

указательный и большой пальцы, остальные

показывать (мизинец, средний, безымянный);

проводить пальцем и карандашом плавную

непрерывную

линию

от

начала

до

конца

дорожек разной ширины;

проводить прямые непрерывные линии до

определенной точки слева направо, сверху

вниз.

застегивать и расстегивать пуговицы на

своей одежде;

показывать

по

просьбе

взрослого

и

называть все пальцы на обеих руках;

выполнять

игровые

упражнения

с

пальцами с речевым сопровождением;

проводить непрерывную плавную линию

пальцем

и

карандашом

между

двумя

ломаными линиями, повторяя изгиб;

проводить волнистые линии по контуру,

не отрывая карандаша от бумаги;

Застегивать и расстегивать пуговицы;

Владеть навыками шнуровки;

Штриховать простые предметы в разном

направлении;

Обводить предметы по контуру карандашом

плавным непрерывным движением;

Ориентироваться

на

листе

бумаги,

правильно располагать рисунок на листе;

Ориентироваться

в

тетради

в

клетку,

обводить

клетки,

считать

их,

проводить

горизонтальные и вертикальные линии;

Раскрашивать сюжетный рисунок разными

карандашами, не выходя за контур;

проводить плавную непрерывную линию,

не отрывая карандаша от бумаги.

обводить пальцем по контуру простые

нарисованные предметы, следить за тем, чтобы

линия была плавной;

штриховать простые предметы сверху

вниз.

Составлять предложения из двух и более

слов (длинные и короткие предложения) по

действиям детей с игрушками и сюжетным

картинкам;

Определять количество слов в предложении

и место слов в предложении;

Делить слова на слоги (части), определять

количество слогов в слове;

Определять первый звук (а, у, и, о, м, ш, р, к,

с) в слогах и словах;

Соотносить звуки (а, у, и, о, м, ш, р, к, с) с

буквой.

Обучение игре

проявлять эмоциональный интерес к

игрушкам и действиям с ними;

выполнять

предметно-игровые

действия, играя рядом со сверстниками, не

мешая другим;

не совершать неадекватных действий с

куклой и машиной;

в ы р а ж а т ь

п о л о ж и т е л ь н о е

эмоциональное отношение к кукле;

по просьбе взрослого производить с

игрушками

знакомые

игровые

действия

(кормить куклу, катать в коляске; нагружать в

машинку игрушки, перевозить их).

эмоционально включаться в ту или иную

игровую

ситуацию,

принимая

на

себя

определенную роль в знакомой игре;

играть небольшими группами, подчиняясь

сюжету игры;

по предложению педагога и воспитателя

выполнять знакомые роли;

воспроизводить

усвоенные

цепочки

действий по всем указанным в программе

темам;

вводить в игру постройки и обыгрывать,

разворачивая сюжет;

участвовать под руководством взрослого в

драматизации знакомых сказок.

Играть вместе, объединяясь небольшими

группами для решения игровой задачи;

Отражать

в

играх

взаимоотношения

между людьми;

И с п ол ь з о ват ь

в

и г р е

п р е д м е т -

заместитель;

Осуществлять перенос усвоенных способов

игровых действий из ситуации обучения в

свободную игровую деятельность;

Самостоятельно

выбирать

игру

для

совместной деятельности;

Участвовать в драматизации знакомых

сказок.

Играть в коллективе сверстников;

Передавать

эмоциональное

состояние

персонажей (горе, радость, удивление);

Отражать в игре события реальной жизни,

переносить

в

игру

увиденное

во

время

экскурсий и в процессе наблюдений;

Участвовать в знакомых сюжетно-ролевых

играх

(«Семья»,

«Магазин»,

«Больница»,

«Парикмахерская»,

«Почта»,

«Аптека»,

«Цирк», «Школа», «Театр»);

П е р е д а в ат ь

в

и г р е

с

п о м о щ ь ю

специфических движений характер персонажа,

повадки

животного,

особенности

его

поведения;

Использовать в игре знаки и символы,

ориентироваться по ним в процессе игры;

Самостоятельно

выбирать

игру

для

совместной деятельности;

Участвовать в коллективной драматизации

знакомых сказок или рассказов.

Социальное

развитие

Демонстрировать

эмоциональную,

мимическую

реакцию

на

ласково е

обращение знакомого взрослого;

Давать

позитивное

двигательное

подкрепление эмоциональной реакции;

Давать положительный эмоциональный

отклик

на

появление

близких

взрослых

(матери, отца, бабушки, дедушки);

Понимать

указательный

жест

руки

и

указ ательного

па льца

в з р о с л о г о ,

поворачивать

голову

в

ука за нном

направлении;

Демонстрировать готовность к совместным

действиям со взрослым: принимать помощь

эмоционально-положительно реагировать

на общение с близки ми родственниками,

знакомыми детьми и взрослыми;

здороваться при встрече и прощаться при

расставании, благодарить за услугу;

называть свое имя и фамилию;

называть имена некоторых сверстников по

группе и друзей по месту жительства;

называть

воспитателей

по

имени

и

отчеству;

идентифицировать себя по полу (девочка,

мальчик);

выражать

словом

свои

основные

потребности и желания;

проявлять

доброжелательность

и

внимание к близким взрослым и сверстникам;

выражать

свое

сочувствие

(пожалеть,

помочь);

называть свое

имя, фамилию, имена

близких взрослых и сверстников, участвующих

в повседневном общении;

называть

свой

возраст,

половую

принадлежность,

время

рождения,

место

жительства (город, поселок);

заниматься

любимыми

игрушками

и

занятиями;

обращаться к сверстнику с элементарными

предложениями, просьбами. Пожеланиями;

Здороваться при встрече со знакомыми

взрослыми и сверстниками, прощаться при

расставании;

Благодарить за услугу, подарок, угощение;

Адекватно

вести

себя

в

знакомой

и

незнакомой ситуациях;

Проявлять доброжелательное отношение к

знакомым и незнакомым людям;

Выражать

свои

чувства

радость,

удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие, в

соответствии

с

жизненной

ситуацией,

в

социально приемлемых границах;

Устанавливать элементарную связь между

выраженным эмоциональным состоянием и

взрослого, разрешать дотрагиваться до своих

рук, принимать поглаживание по голове,

выполнять со взрослым совместные действия

(мытье рук, пользование ложкой, рисование

мелом, карандашом, раскатывание теста и

т.д.);

Фиксировать взгляд на яркой звучащей

игрушке

и

во

время

действий

с

ней,

прослеживать

ее

перемещение

по

горизонтали в вертикали на расстоянии до 30

см;

Откликаться на свое имя;

Называть свое имя;

Уз н а в а т ь

с е б я

в

з е р к а л е ,

н а

индивидуальной фотографии;

Положительно реагировать на приход в

группу воспитателя и взаимодействовать с

ним;

Положительно реагировать на одного из

сверстников (друга, подругу), выделять его

среди других детей, находиться рядом, не

причиняя друг другу вреда и не создавая

дискомфорта;

Выполнять предметно-игровые действия с

игрушками и предметами из ближайшего

окружения;

Выполнять по речевой инструкции 3-4

элементарных действия с игрушками

выполнять

предметно-игровые

и

предметно-орудийные действия: держать ложку,

пить

из

чашки,

действовать

совком

или

лопаткой, возит машину, нагружать в машину

кубики, кормить куклу, переносить стул, ставить

его на определенное место, проводить линии

карандашом, мелом, краской, фломастером;

адекватно

вести

себя

в

привычных

ситуациях

приветливо

здороваться

и

прощаться,

вежливо обращаться по имени друг к другу;

участвовать в коллективной деятельности

со сверстниками (игровой, изобразительной,

музыкальной, театральной);

уважительно

относиться

к

труду

взрослых.

причиной, вызвавшей его, отражая это в речи и

пантомимике;

Проявлять элементарную самооценку своих

поступков и действий;

Адекватно реагировать на доброжелательное

и недоброжелательное отношение к себе со

стороны окружающих;

Замечать настроения близкого взрослого

или сверстника;

Начинать и продолжать диалог со своими

сверстниками и близкими взрослыми;

Владеть

одним

двумя

приемами

разрешения возникших конфликтных ситуаций

(пригласить взрослого, уступить сверстнику);

Быть партнером в игре и в совместной

деятельности со сверстниками, обращаться к

ним

с

просьбами

и

предложениями

о

совместной

игре

или

пр а кт иче с ко й

деятельности;

Положительно

реагировать

на

просьбу

взрослого

убрать

игрушки,

покормить

животных в живом уголке, полить растения,

убрать мусор, сервировать стол, помыть посуду,

протереть пыль;

Уважать труд взрослых и положительно

относиться к его результатам.

Лепка

активно

реагировать

на

предложение

взрослого полепить;

соотносить лепные поделки с реальными

предметами;

лепить по просьбе взрослого знакомые

предметы,

раскатывая

пластилин

между

ладонями

круговыми

и

п р я м ы м и

движениями (колбаску, баранку, колобок);

положительно

относиться

к

результатам

своей работы.

лепить знакомые предметы круглой и

овальной

формы

по

просьбе

взрослого,

и с п о л ь з у я

п р и е м ы

в д а в л и в а н и я ,

сплющивания,

прищипывания

(овощи,

фрукты, пирамидка из шаров);

давать оценку результатам своей работы

по наводящим вопросам взрослого, сравнивая

ее с образцом, при этом пользоваться словами

верно, неверно, такой, не такой;

обыгрывать лепные поделки в свободной

деятельности.

Готовить рабочее место к выполнению

лепных поделок;

Пользоваться

доской

для

пластилина,

нарукавниками, фартуками;

Соотносить изображения и постройки с

реальными предметами;

Создавать по просьбе взрослого лепные

поделки, выполняемые детьми в течение года,

пользуясь

приемами

р а с кат ы ва н и я ,

вдавливания,

сплющивания,

защипывания,

оттягивания;

Лепить по предварительному замыслу;

Участвовать в выполнении коллективных

лепных поделок;

Рассказывать

о

последовательности

выполнения работы;

Давать оценку своим работам и работам

сверстников.

Обследовать

предмет

перед

лепкой

-ощупывать форму предмета;

Создавать

лепные

поделки

отдельных

предметов по образцу и играть с ними;

Передавать в лепных поделках основные

свойства и отношения предметов (форма –

круглый, овальный; цвет – белый, серый,

красный, желтый, зеленый, оранжевый, черный,

коричневый;

размер

большой,

средний,

м а л е н ь к и й ,

д л и н н ы й ,

к о р о т к и й ;

пространственные отношения – вверху, внизу,

слева, справа);

Лепить предметы по образцу, словесной

инструкции;

давать

элементарную

оценку

своей работе и работам сверстников;

Участвовать

в

создании

коллективных

лепных поделок

Аппликация

адекватно реагировать на предложение

выполнить

аппликацию,

состоящую

из

одного предмета, наклеивать заготовку;

соотносить аппликацию с реальными

объектами;

положительно относиться к результатам

наклеивать

предмет

по

образцу,

соотносить его с реальным объектом (фрукты

или овощи);

наклеивать аппликацию на контурный

силуэт изображенного предмета;

составлять

и

наклеивать

по

образцу

Готовить рабочее место к выполнению

аппликации;

Самостоятельно работать с материалами,

инструментами

и

приспособлениями

для

аппликации;

Выполнять

знакомые

аппликации

по

Ориентироваться

в

пространстве

листа

бумаги, работая по образцу: вверху, внизу,

посередине, слева, справа;

Правильно располагать рисунок на листе

бумаги,

ориентируясь

на

слове сную

инструкцию взрослого;

своей работы.

предмет из двух частей, называть его;

по наводящим вопросам давать оценку

результатам своей работы, сравнивая ее с

образцом, пользуясь словами верно, неверно,

такой, не такой.

образцу, по речевой инструкции;

Участвовать в выполнении коллективных

аппликаций;

Рассказывать

о

последовательности

выполнения работы;

Давать оценку своим работам и работам

сверстников.

Выполнять

аппликации

по

образцу

конструкции, по представлению и речевой

инструкции взрослого;

Рассказывать

о

последовательности

действий при выполнении работы;

Давать оценку своим работам и работам

сверстников,

сравнивая

их

с

образцом,

с

наблюдаемым предметом или явлением.

Рисование

адекватно реагировать на предложение

взрослого порисовать, изображать знакомые

предметы;

обследовать предмет перед рисованием,

обводить по контуру;

проводить

прямые,

прерывистые,

волнистые, закругленные линии различными

изобразительными средствами;

соотносить

рисунки

с

реальными

объектами, называть их;

положительно

относиться

к

результатам

своей работы.

проявлять

интерес

к

изобразительной

деятельности, передавать в рисунках круглую и

овальную форму, разную величину предметов;

закрашивать

изображение

предмета

с

определенным контуром;

создавать

рисунки

со

знакомыми

сюжетами;

давать оценку своим работам и работам

сверстников.

Проявлять положительное отношение к

занятиям по рисованию;

Располагать рисунок на листе бумаги,

правильно ориентируясь в пространстве листа

бумаги

(вверху,

внизу,

по с ередине);

фиксировать пространственные представления

в речи;

Создавать

декоративные

рисунки

по

образцу с элементами народной росписи;

Анализировать образец, создавая рисунок

по образцу – конструкции;

Закрашивать изображения предмета с

определенным контуром;

Создавать

рисунки

со

знакомыми

сюжетами;

Давать оценку своим работам и работам

сверстников

Готовить рабочее место к выполнению

задания в соответствии с определенным видом

изобразительной деятельности; пользоваться

и з о б р а з и т е л ь н ы м и

с р е д с т в а м и

и

приспособлениями – карандашами, красками,

фломастерами,

мелом,

губкой

для

доски,

подставками для кисточки, тряпочкой для

кисточки;

Создавать по просьбе взрослого предметные

и

сюжетные

изображения

знакомого

содержания;

Выполнять рисунки по предварительному

замыслу;

Участвовать в выполнении коллективных

изображений;

Эмоционально реагировать на красивые

сочетания

цветов,

подбор

предметов

в

композициях, оригинальных изображениях;

Рассказывать

о

последовательности

выполнения работы;

Давать оценку своим работам и работам

сверстников.

Конструирование

положительно относиться к процессу и

результатам конструирования;

узнавать и называть знакомые постройки

и конструкции;

создавать

простейшие

постройки

из

строительного материала и палочек;

проявлять

интерес

к

выполнению

коллективных построек и совместной игре с

ними;

создавать поделки конструкции в разных

условиях – на полу и на столе;

понимать слова, используемые педагогом

при

создании

конструкций,

-

возьми,

поставь. принеси, кубик, кирпичик, палочка,

дорожка, лесенка, ворота, гараж, заборчик;

играть, используя знакомые постройки.

создавать знакомые для них постройки,

состоящие

из

трех-четырех

элементов,

из

различного

строительного

материала

по

образцу, играть с ними;

н а з ы в а т ь

о с н о в н ы е

д е т а л и ,

использованные при создании конструкций;

позитивно

реагировать

на

участие

в

коллективном конструировании

и

игре

с

использованием построек;

узнавать и называть знакомые постройки

и конструкции;

передавать простейшие пространственные

отношения между двумя или несколькими

объемными объектами;

отвечать на вопросы взрослого о процессе

и результатах создания постройки.

Различать конструкторы разного вида и

назначения;

Создавать

по

просьбе

взро слого

конструкции, выполняемые детьми в течение

года;

Создавать

постройки

по

образцу,

по

представлению, по памяти (4 -5 элементов);

Называть

знакомые

предметные

и

сюжетные постройки, использовать их в игре;

Строить

дома,

гаражи,

ле сенки,

отдельные предметы мебели

(диван, стол,

стул);

Составлять простейшие игрушки из полос

бумаги ( под руководством педагога);

Давать оценку результатам своей работы,

сравнивая

ее

с

образцом

(по

наводящим

вопросам взрослого), пользуясь словами верно,

неверно, такой, не такой;

Использовать созданные конструкции в

свободной игровой деятельности.

Готовить рабочее место к выполнению того

или

иного

задания

в

соответствии

с

определенными условиями деятельности – на

столе или на ковре;

Различать конструкторы разного вида и

назначения;

Создавать

по

просьбе

в зро слого

предметные

и

сюжетные

конструкции,

выполняемые детьми в течение года;

Создавать

постройки

по

образцу,

по

представлению,

по

памяти,

речевой

инструкции (из 6-7 элементов);

В ы п о л н я т ь

п о с т р о й к и

п о

предварительному замыслу;

Участвовать в выполнении коллективных

построек;

Рассказывать

о

последовательности

выполнения работы;

Давать оценку своим работам и работам

сверстников.

Литература:

1.

Примерная

адаптированная

основная

образовательная

программа

дошкольного

образования

детей

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7

декабря 2017 г. Протокол № 6/17

2.

Екжанова

Е.А.,

Стребелева

Е.А.

Коррекционно-развивающее

обучение

и

воспитание.

Программа

дошкольных

образовательных

учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –– М.: Просвещение, 2005.



В раздел образования