Напоминание

"Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей комбинированных групп при организации работы по коррекции речи детей с ОВЗ"


Автор: Карякина Наталия Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №52
Населённый пункт: г.Канск
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей комбинированных групп при организации работы по коррекции речи детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Н.В.Карякина, учитель-логопед

О.К.Карпечина, воспитатель

Н.В.Тарасова, воспитатель

МБДОУ № 52 г.Канск

Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателей комбинированных

групп при организации работы по коррекции речи детей с ОВЗ

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому, и я научусь.

Конфуций.

Опыт

предыдущих

двух

лет

работы

с

детьми,

имеющими

тяжелые

речевые

нарушения, выявил проблемы, с которыми сталкиваются специалисты и воспитатели

нашего

детского

садапри

оказании

качественной

коррекционной

помощи

в

условиях

комбинированной

группы.

Так

организация

фронтальных

занятий

по

развитию

речи

воспитателем

и

логопедом,

невозможна

ввиду

отсутствия

помещений

и

трудностей

встраивания их в сетку занятий по реализации основной программы ДОУ. Кроме того,

число воспитанников группы не сокращено, что осложняет осуществление воспитателем

индивидуального подхода. Предметно-пространственная среда значительно меньше, чем в

группах компенсирующей направленности, ориентирована на коррекцию речи детей.

Учитывая вышеперечисленные трудности, в начале этого учебного года логопедом и

воспитателями двух комбинированных подготовительных к школе групп, было решено

усилить работу, но таким образом, чтобы она не несла большой дополнительной нагрузки

на воспитателя и учитывала организационные условия комбинированной группы. Для

этого нами были привлечены дополнительные ресурсы в организации различных видов

деятельности детей в течение всего дня пребывания ребенка в ДОУ: режимные моменты,

беседы в кругу, организация игровой деятельности, чтение художественной литературы,

занятия по основной программе ДОУ, помощь товарищей с нормой в речевом развитии.

Кроме

того,

для

насыщения

дня

ребенка

речевыми

упражнениями

нами

была

проведена работа по организации предметно – пространственной среды. В помещениях

группы

размещены

зрительные

«напоминалки»,

задача

которых

напоминать

детям

отрабатываемые в речи звуки и стимулировать их на правильное употребление фонем в

самостоятельной речи. На одежду ребенка после занятия, в качестве поощрения, логопед

наклеивает «значки» с буквами, которые помогают воспитателю осуществлять контроль

над произношением.

Буквы отрабатываемых звуков имеются так же в

личных «экранах», размещенных на кабинках детей. Они

представляют

собой

плотный

файл

формата

А4,

в

который вставляется белый лист.

На него, по мере отработки навыка произношения

звука, добавляются картинки предметов, содержащие его.

Когда

ребенок

утром

проходит

в

группу,

воспитатель

интересуется, заметил ли он новые картинки, просит их

назвать,

контролируя

правильное

произношение

отрабатываемых звуков. Если позволяет время, ребенок

составляет на магнитной доске звуковую схему слова.

При сборах на прогулку у детей можно уточнить, в каком

месте

на

листе

та

или

иная

картинка

(«сковородка

в

верхнем

правом

углу»);

составить

словосочетания

с

предлогами («радуга над ромашкой», «пирамидка между

ракетой

и

картиной»);

согласовать

цвет

и

название

предмета, опираясь на графический символ постановки учебной задачи – цветной круг

соединен

линией

с

картинкой

(например:

«красный

перец»,

«коричневый

сухарь»);

составить предложения со словами, когда две картинки соединены линиями. На этапе

дифференциации звуков на экран наклеиваются обе буквы и соответствующие картинки.

Воспитатель предлагает ребенку назвать те картинки, в названии которых есть заданный

звук.

Данные

задания

по

коррекции

звукопроизношения

логопед

продумывает

и

оформляет на листе после занятия, а воспитатель вставляет их в личные экраны в конце

дня.

Хорошим подспорьем в нашей работе по формированию

грамматического строя

речи

являются

«речевые

тренажеры».

Они

были

придуманы

нашим

логопедом

и

размещены на стенах групповых комнат на уровне глаз детей. Наша задача, чтобы в

течение дня ребенок поупражнялся на всех тренажерах. Задания дети выполняют в парах

с помощью товарищей с нормой в речевом развитии. В начале учебного года нами была

проведена работа по выбору товарища для каждого ребенка, оговорены и усвоены правила

оказания помощи («подсказывай, а не указывай», «радуйся успехам, а не неудачам», «будь

вежлив», «не перебивай» и т.д.). Подбор и использование того или иного тренажера

контролируется логопедом и руководствуется отработкой той или иной грамматической

категории на его занятиях.

Тренажер «Волшебные

круги» направлен

на

тренировку

в

согласовании

существительных

с

числительными.

Он

представляет

собой

два

круга

с

восьмью секторами и стрелками, на один из которых

наклеиваются с помощью двойного скотча картинки, а

на

втором

написаны

цифры

от

1

до

8.

Ребенок

с

закрытыми глазами по очереди раскручивает оба круга,

и

по

со единившейся

цифре

(картинке)

и

стрелке,составляет

и

называет

слово сочетание

(например: «шесть коров»).Он направлен на тренировку

в согласовании существительных с числительными.

Тренажер «Большой

маленький»

тренирует

в

образовании

уменьшительно-

ласкательных существительных. Он представляет собой

лист формата А4 в плотном

файле, на котором нарисованы два предмета: большой и маленький. Сверху на файл

наклеиваются

картинки

различных

предметов,

которые

ребенок

должен

назвать

в

уменьшительно-ласкательной форме.

Тренажер «Много звезд» представляет лист формата А4 в

плотном файле, на котором изображено много звезд. На них

наклеиваются

картинки

различных

предметов.

Ребенок

называет

слова

после

слова

«много»,

склоняя

их

в

родительном падеже множественного числа.

Тренажер «Какой?

Какая?

Какое?

Какие?»представляет

лист формата А4 в плотном файле, на котором изображены:

ладонь, глаза и язык. Опираясь на их изображение ребенок

подбирает

прилагательныек

предметам,

опираясь

на

свои

воспоминания и восприятие (размер, цвет, текстура, вкус и

т.п.)

Тренажер

«Предлоги»

упражняет

в

образовании

предложений

по

д вум

к а р т и н к а м

с

использованием предлога с

о п о р о й

н а

е г о

символичное изображение.

К а р т и н к и

п о

м е р е

о т р а б о т к и

н а в ы к а

с о г л а с о в а н и я

с

д а н н ы м и

с л о в а м и

обновляются

воспитателями.

Преимущества

п р и м е н е н и я

д а н н ы х

тренажеров:

их мобильность;

возможность быстрой смены заданий;

доступность (на виду, могут использоваться в любое свободное время);

формирование самостоятельности и инициативы детей;

формирование дружеских и товарищеских отношений (взаимопомощь, поддержка).

Дети старшего дошкольного возраста очень любят настольные игры с правилами,

особенно с элементами случая и везения. Логопедом были предложены логопедические

игры И.Л.Лебедевой для закрепления сформированных речевых навыков и умений в

свободное время. Первое время воспитатель играет вместе с детьми, для усвоения ими

правил. Затем роль ведущего игрока берет на себя ребенок с нормой в развитии речи,

который

осуществляет

контроль

над

правильным

произношением,

склонением,

выполнением

заданий

на

звуковой

анализ

слов

и

т.п.

Игры

выдаются

логопедом

и

обновляются за счет обмена между группами.

Кроме свободной

деятельности, нами осуществляется индивидуальный подход к

детям ОВЗ и на занятиях в рамках реализации общеобразовательной программы ДОУ.

Так

на

занятиях

по

конструированию,

дети

отрабатывают

навык

правильного

использования

предлогов,

для

этого

воспитателями

задаются

детям

вопросы

на

определение пространственного расположения фигур. Кроме того, проводится работа по

обогащению

словаря

прилагательными

и

наречиями:

вверху,

внизу,

много,

длинный,

деревянный и т.п.

На занятиях по обучению грамоте дети ОНР часто в первом полугодии отстают от

одногруппников. С учетом этого им даются индивидуальные задания по рекомендации

логопеда на звуковой анализ и синтез слов, изучение букв, составление и чтение слогов и

слов.

На всех занятиях мы стараемся стимулировать речевую активность детей с ОВЗ, задаем

им вопросы с целью активизации речи, оказываем обучающую и стимулирующую помощь

в

правильной

формулировке

ответов,

следим

за

произношением

и

правильным

грамматическим оформлением слов в предложении.

В свою очередь, мы отмечаем, что дети стали внимательнее относится к своей речи,

исправляют свои ошибки, возросла их речевая и социальная активность. Они стали более

уверенными и раскрепощенными.

Используемые

нами

новые

приемы

в

работе

значительно

расширили

объем

оказываемой

детям

коррекционной

помощи,

качественно

обогатили

предметно-

пространственную

среду

группы.

Это,

в

свою

очередь,

положительно

сказалось

на

развитии речевых навыков детей.

Промежуточная

диагностика,

проведенная

в

январе,

показала

положительную

динамику

в

развитии

звукопроизносительных

навыков

(общие

средние

процентные

показатели по всем группам звуков составили: 46% в этом учебном году и 28,2% в

предыдущем учебном году) и формирования грамматических категорий (общие средние

процентные показатели по всем отрабатываемым грамматическим категориям составили:

55,6% в этом учебном году и 21,4% в предыдущем учебном году).

Считаем,

что

данные

показатели

динамики

были

бы

значительно

ниже

без

организованной нами совместной деятельности логопеда и воспитателя, по коррекции

речи детей, учитывающей организационные условия комбинированной группы.



В раздел образования