Напоминание

Из опыта работы. Педагогический совет "Метапредметные результаты обучения как новый формат оценки уровня достижений современных школьников"


Авторы: Хворова Ольга Владимировна, Киселева Светлана Анатольевна
Должность: заместители директора по учебной работе
Учебное заведение: МБОУ "СШ №17"
Населённый пункт: город Нижневартовск,ХМАО - Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Из опыта работы. Педагогический совет "Метапредметные результаты обучения как новый формат оценки уровня достижений современных школьников"
Раздел: среднее образование





Назад




Сценарий педагогического совета

Разработчики: Киселева С. А., Хворова О. В.,

заместители директора по учебной работе, МБОУ «СШ №17», город Нижневартовск

Тема педагогического совета: «Метапредметные результаты обучения как новый

формат оценки уровня достижений современных школьников»

Форма проведения педагогического совета: семинар-практикум «Галактика педагогики».

Необходимые

материалы:

музыкальное

сопровождение

для

проведения

педсовета

и

физкультминутки, памятки для педагогов, цветные карандаши, листы бумаги.

Распределение по группам

осуществляется по цвету карандаша. Карандаш вручается

каждому участнику педагогического совета при входе.

Цель

педсовета:

Обеспечить

реализацию

основного

требования

к

результатам

ФГОС

начального общего и основного общего образования.

План педагогического совета:

1. Вступительное слово заместителя директора по учебной работе.

2.Основной доклад по теме: «Метапредметные результаты обучения как новый формат

оценки уровня достижений современных школьников.

3.Результаты диагностики на выявление тенденций к стилям педагогического общения.

4. Станция «ЦЕЛИ».

5. Станция

«Лото»

6.Выступление

содокладчика

из

опыта

работы

по

отслеживанию

метапредметных

результатов в 4-ых классах.

7. Станция «Метеоритный дождь». Физкультминутка «Марсиане»

8. Работа в группах

«Решаем комплексные

проверочные работы» Технология «квест-

игра».

9..

Презентация

выставки

по

тематике

педсовета

(обзор

литературы

и

электронных

ресурсов).

10.

Рефлексия «Пирамида». Решение педагогического совета. Заключительное слово

«Притча».

1. Вступительное слово заместителя директора по учебной работе.

- Коллеги, посмотрите на слайд №1. Четыре вещи невозможно объяснить: любовь, время,

пространство,… Аргументируйте свой ответ. Ответьте на вопрос: «Зачем нужен ФГОС?»

- Сегодня мы отправляемся с вами в космическое путешествие. Вы все очень талантливые,

целеустремленные, бесстрашные. Вас точно можно взять в полет! (слайд №2)

2. Основной доклад по теме: «Метапредметные результаты обучения как новый формат

оценки уровня достижений современных школьников».

- Посмотрите на слайд№3. Перед Вами результаты Всероссийского проса, проводимого в

феврале 2019 года.

Респондентами опроса были граждане разных

профессий. Их

попросили

ответить

на

вопрос:

Какой

предмет

самый

главный

в

школе?».

Ведущий

знакомит участников с результатами диаграммы.

- Давайте вспомним, что ФГОСтандарт включает в себя (три Т): (Слайды 4-5)

Требования к структуре

основной образовательной программы начального общего

и основного общего образования (ООП НОО и ООО);

Требования к условиям реализации ООП;

Требования к результатам освоения ООП НОО и ООО

Требования к результатам освоения ООП ООО

- это описание совокупности компетентностей выпускника.

Требования задают критерии оценки

личностных,

метапредметных,

предметных

результатов

на

каждом

уровне

школьного

образования,

характеризуют

планируемые

результаты,

являются

составной

частью

примерных

учебных

программ

по

предметам,

программ

развития

универсальных

учебных

действий учащихся (УУД), программ воспитания и социализации учащихся

Итак,

как

Вы

уже

догадались,

сегодня

мы

будем

говорить

о

метапредметных

р е з у л ь т а т а х .

Т е м а

н а ш е г о

п е д а г о г и ч е с к о г о

с о в е т а

«Метапредметные результаты обучения как новый формат оценки уровня достижений

школьников». «Галактика педагогики».

Цель педсовета: Обеспечить реализацию основного требования к результатам ФГОС

начального общего и основного общего образования.

Задачи педсовета:

Совершенствовать вопросы преемственности ФГОС НОО и ООО;

Способствовать

развитию

системы

мониторинга

метапредметных

результатов

освоения ООП;

Приобрести

практический

опыт

выполнения

и

оценивания

комплексных

метапредметных работ

3. Результаты диагностики на выявление тенденций к стилям педагогического общения.

2,00%

34,60%

5,70%

57,70%

Результаты тестирования

Дикторская

"

Неконтактная

"

Дифференцированное внимание

"

Гипорефлексивная

"

Гиперрефлексивная

"

Негибкого реагирования

"

Авторитарная

"

Активного взаимодействия

"

4.Станция «ЦЕЛИ» Каждой группе из предложенных целей необходимо определить свои

цели на педагогический совет. Время выполнения 5 минут. Представитель из каждой

прикрепляет свои цели на доску. Далее «Ученый совет» в лице директора школы и

заместителя директора по воспитательной работе подводят итоги выполнения данного

задания и выделяют три основные цели, которые выбраны группами.

5. Станция

«ЛОТО»

Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий

(УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой. Невозможно измерить

новые результаты

старыми методами. Каждая команда получает задание. Необходимо

восстановить таблицы.

Этап «ЛОТО»:

Таблица отличий

традиционного и метапредметного подходов

Предмет

Метапредмет

Базовые сведения по одной науке

Сведения из разных наук

Узконаправленность

Смысловое

поле

объектов

познания

выходит

за

рамки

традиционных

учебных

дисциплин

и

располагается на метауровне

Знания разрознены

Формирование целостной картины мира

Недостаточно

философское

осмысление

мира

обучающимися

Философское осмысление мира обучающимися

Нет

осознания

личной

связи

с

окружающим

миром,

понимания

своего

значения,

места

и

роли в нем

Формирует ся

о сознание

личной

связи

с

окружающим миром, понимания своего значения,

места и роли в нем

Предметоцентризм

Интегративность

Предметность

Предметность + надпредметность

ГРУППА ____.

Этап «ЛОТО»:

Таблица отличий

традиционного и метапредметного подходов

Предмет

Метапредмет

Сведения из разных наук

Узконаправленность

Знания разрознены

Философское осмысление мира обучающимися

Нет осознания личной связи с окружающим

миром, понимания своего значения, места и

роли в нем

Интегративность

Предметность

Базовые сведения по одной науке

Смысловое

поле

объектов

познания

выходит

за

рамки

традиционных

учебных

дисциплин

и

располагается на метауровне

Формирование целостной картины мира

Недостаточно

философское

осмысление

мира

обучающимися

Формирует ся

о сознание

личной

связи

с

окружающим миром, понимания своего значения,

места и роли в нем

Предметоцентризм

Предметность + надпредметность

6.

Выступление

содокладчика

из

опыта

работы

по

отслеживанию

метапредметных

результатов в 4-ых классах.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

предписывает, что «предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной

образовательной программы начального общего образования должно быть достижение

предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной

программы начального общего образования, необходимых для продолжения

образования…»

В своем выступлении я поделюсь опытом работы по оценке

сформированностиметапредметных достижений обучающихся.

Развитие

универсальных

учебных

действий

невозможно

без

мониторинга.

Цель

мониторинга – отслеживание процесса формирования УУД у учащихся начальной школы

для

проектирования

и

своевременной

корректировки

учебного

процесса.

На

основе

данных мониторинга педагог сможет проводить целенаправленную работу по реализации

индивидуального подхода к обучению каждого ребёнка, коррекция темпа прохождения

учебной программы, методов и форм организации учебной деятельности учащихся на

уровне групп и класса в целом.

Мониторинг – перспективный инструмент педагогического анализа, отвечающий целям и

задачам деятельности современного педагога.

Мониторинг в образовании – это не просто измерение, - это система сбора, обработки,

хранения

и

распространения информации,

которая

ориентирована

на информационное

обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и

может обеспечить прогноз его развития.

Организуя мониторинг, нужно ответить на следующие вопросы:

Как и с помощью чего будут собираться данные и производиться измерение

изучаемого явления?

Как будет производиться обработка полученных данных?

Где и в каком виде будут храниться результаты мониторинга?

Кому необходима эта информация, и как её распространить?

Кто и как будет обеспечивать на основе полученных результатов управление

процессом развития?

У мониторинга могут быть следующие функции:

Диагностическая

Измерение предмета мониторинга

Отслеживание динамики развития предмета мониторинга

Оценочная

Оценка результатов развития и динамики с точки зрения уровня и

нормативных требований

Контрольная

Оценка эффективности деятельности специалистов по достижению результатов

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у

обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных

учебных действий . Оценка метапредметных результатов предполагает оценку

универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных,

познавательных), т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на

анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и

условиями её реализации и искать средства её осуществления;

- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение

на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в

обучении;

- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной

информации из различных информационных источников;

- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых

объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к

известным понятиям;

- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем,

принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов

образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части

учебного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени

начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных

результатов проводится в ходе различных процедур:

- решение задач творческого и поискового характера,

- учебное проектирование,

- итоговые проверочные работы,

- комплексные работы на межпредметной основе,

- мониторинг сформированности основных учебных умений.

Диагностические комплекты позволяют провести мониторинг метапредметных учебных

действий.

В

соответствии

с

ФГОС

метапредметные

УУД

подразделяются

на

познавательные, регулятивные и коммуникативные.

Работа по формированию и отслеживанию УУД должна вестись с самого начала 1 класса.

Для проведения данного мониторинга в нашей школе с введением ФГОС были взяты за

основу следующие диагностические работы:

Личностные результаты

Учебные действия

1кл

2кл

3кл

4кл

Самопознание и

самоопределение

Своя жизненная

позиция в отношении

мира, окружающих

людей, самого себя и

своего будущего (Я –

член семьи,

школьник,

Методика «Кто я?» (Куна)

Методика «Беседа о школе»

(Т.А.Нежнова,

Д.Б.Эльконина)

Рефлексивная самооценка

учебной деятельности»

*

*

*

*

*

*

одноклассник, друг,

гражданин)

Методика выявления

характера атрибуции успеха

и неуспеха»

*

*

*

*

Смыслообразование

Осмыленное учение,

значимость решения

учебной задачи, ее

связь с жизненными

целями и ситуациями

«Незавершенная сказка»

«Шкала выраженности

учебно-познавательного

интереса»

Опросник мотивации

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Нравственно-

этическое

оценивание

Осознание,

исследование и

принятие жизненных

ценностей и смыслов,

позволяющие

сориетироваться в

нравственных нормах,

правилах, оценках

(Почему я, мои друзья

так поступили?

Взаимопомощь,

честность,

правдивость,

ответственность с

моей стороны, со

стороны моих

сверстников)

Задания на оценку усвоения

взаимопомощи

Задания на учет мотивов

героев в решении

моральной дилеммы

(Ж.Пиаже)

Задания на учет мотивов

героев в решении

моральной децентрации

(Ж.Пиаже)

Моральная дилемма (норма

взаимопомощи в конфликте

с личными интересами)

Анкета «Оцени поступок»

(Туриель, Е.А.Курганова

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

7.. Станция «Метеоритный дождь». Физкультминутка «Марсиане»

8. Работа в группах

«Решаем комплексные

проверочные работы» Технология «квест-

игра».

9.

Презентация

выставки

по

тематике

педсовета

(обзор

литературы

и

электронных

ресурсов).

10. Заключительное слово. Рефлексия «Пирамида». Решение педагогического совета.

Рефлексия «Пирамида» (синквейн)

Напишите отзыв о проведенном педсовете и Вашей работе на нём в виде:

1 глагол,

2 существительных,

3 прилагательных,

1 предложение

Заключительное слово «Притча».

Прежде, чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в

сторону: «Есть пять вещей, которые ты должен знать»,- сказал он карандашу, - «прежде,

чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай и тогда ты станешь

лучшим карандашом, которым только можешь быть.

1.

Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты

позволишь кому-то держать тебя в своей руке.

2.

Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это

будет необходимо, чтобы стать лучшим карандашом.

3.

Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

4.

Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

5.

На какой – бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить

Свой cлед. Независимо от твоего состояния Ты должен продолжать писать».

Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с

Призванием в сердце…

Решение педагогического совета по теме

«Метапредметные результаты обучения как новый формат оценки уровня

достижений современных школьников»

1)

Проанализировать

информацию,

полученную

в

ходе

педсовета

о

наиболее

востребованных

в

условиях

реализации

ФГОС

современных

педагогических

приемах,

методах

отслеживания

метапредметных

результатов,

планировать

их

применение в своей деятельности.

2)

Эффективно использовать имеющиеся в школе условия и ресурсы, собственный

методический потенциал для реализации задач нового содержания образования, а

именно:

достижения планируемых метапредметных результатов освоения образовательных

программ;

реализации программ воспитания и социализации обучающихся;

эффективного

использования

здоровьесберегающих

технологий

в

условиях

реализации ФГОС;

индивидуальной

оценки

образовательных

достижений

и

затруднений

каждого

обучаемого, диагностики сформированности универсальных учебных действий;

собственного профессионально-личностного развития и саморазвития.

3)

С целью соблюдения преемственности ФГОС НОО и ООО обеспечить:

разработку и использование единого инструментария для оценки метапредметных

и личностных результатов освоения ООП обучающихся 1-9 классов (ответственные

– заместители директора по учебной и воспитательной работе);

передачу

материалов

мониторинга

выявления

уровня

метапредметных

и

личностных результатов освоения ООП обучающимися 4-ых классов классным

руководителям 5-ых классов в срок до 31 мая 2019 года (ответственные – классные

руководители 4-ых классов.);

использовать

учителям

5-ых

классов

в

адаптационный

период

материалы

мониторинга

выявления

уровня

метапредметных

и

личностных

результатов,

полученного в начальных классах.

4)

Классным

руководителям

1–8

классов

оформить

результаты

мониторинга

метапредметных и личностных результатов освоения ООП за 2018-2019 учебный год

в срок до 31 мая 2019 года.

5)

Рассмотреть на заседаниях методических объединений в апреле 2019 года вопрос о

выборе

и

приобретении

пособий,

методик,

позволяющих

отслеживать

метапредметные и личностные результаты, в том числе электронные. Оформить свои

предложения в виде заявки до 15 мая 2019 года (ответственные – руководители

методических объединений).

Материалы к педагогическому совету:

Оценочный лист работы творческих групп

на педсовете 28 марта 2019 года

Номер

группы

ЛОТО

(1-7

баллов)

КВЕСТ(0-1 балл)

ВСЕГО

баллов

русский

литература

математика

естествознание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оценивали Ученые – Исследователи:

___________________ / ______________________/

___________________ / ______________________/

___________________ / ______________________/

Памятка для учителей

по формированию метапредметных результатов

Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к

тому, кто требует действия от других.

Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.

Задачи, которые мы ставим перед ребенком, должны быть не только понятны, но и

внутренне приятные ему, т.е. они должны быть значимы для него.

Чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока.

Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.

В центре внимания урока – дети.

Помогать

ребенку

учиться

легко,

обретая

уверенность

в

своих

силах

и

способностях.

Создавать атмосферу успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.

Структура метапредметного урока

как образовательной ситуации

Этап

Цель этапа

Мотивационно-ориентировочный блок

1.

Этап актуализации

обращение

к

индивидуальному

опыту

учащихся,

связанному с метапредметной темой урока

2.

Этап

проблематизации

определение

учениками

собственного

«незнания»

относительно

фундаментального

образовательного

объекта урока

3.

Этап

целеполагания

ф ормулиров ка

учащимися

цели

п р е д с т о я щ е й

деятельности по преодолению собственного «незнания»

Организационно - деятельностный блок

4.

Этап

моделирования

построение

идеального

видения

фундаментального

образовательного объекта, оформление его в виде модели,

отражающей

его

внутреннее

устройство,

систему

внешних связей

5.

Этап

конструирования

переход от системы теоретического мышления к системе

практического

мышления

и

создание

учащимися

собственных образовательных продуктов (на данном этапе

- коллективных)

6.

Этап презентации

соединение

идеальных

планов

каждого

в

общий

и

коллективный «объем» - совместную действительность

Рефлексивно – оценочный блок

7.

выявление

ценностного отношения учащихся к полученному знанию

и самому процессу познания

8.

оценка

степени

приращения

инструментальных

ресурсов

личности обучающихся

9.

оценка

качества созданных на уроке образовательных продуктов

Этап «ЦЕЛИ»

Задание группе: Ответьте на вопрос «Какова цель Вашего участия в работенашего

педсовета?». Обсудите в группе наиболее предпочтительные для ВАС и выберите из

предложенных не более трёх целей. Выделите их на доске стикером.

практически познакомиться с метапредметными результатами обучения;

научиться узнавать метапредметные результаты;

поработать в команде;

научиться разрабатывать задания, формирующие метапредметные УУД;

проверить тетради и повисеть в «Одноклассниках»;

ознакомиться с опытом работы коллег;

показать себя,

получить

рекомендательные

материалы

для

дальнейшей

работы

по

данной

тематике.

Желаем удачи!



В раздел образования