Напоминание

"Процесс овладения чтением и письмом"


Автор: Миннахметова Евгения Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Семицветик"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Процесс овладения чтением и письмом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Процесс овладения чтением и письмом

Чтение и письмо — виды речевой деятельности, основой для которых

является устная речь.

Письмо – система грамматических знаков. Усвоение букв – процесс

установления связей между артикулемой, фонемой графемой и кинемой.

Значит, предпосылками к усвоению письма являются:

1. правильное звукопроизношение;

2.фонематическое восприятие, зрительный образ, анализ и синтез;

3. движения, нужные для моторного образа фонемы.

А.Р.Лурия определил необходимые для этого процесса операции.

1. выделение первого звука в составе слова.

2.

уточнение

характера

фонемы,

где

большую

роль

играет

проговаривание;

3. выбор образа буквы (графемы);

4. актуализация моторного образа буквы;

5. написание графического образа буквы.

Чтение – сложный психический процесс, объединяющий техническую

и смысловую сторону, позволяющий извлекать информацию из письменного

текста.

Темп

чтения

зависит

от

множества

показателей:

графических

особенностей

текста,

конфигурации

буквы,

содержательной

сложности

и

насыщенности

текста,

прогностических

возможностей

человека

и

его

языкового опыта. Способ чтения от побуквенного к по слоговому и целыми

словами, указывает на возможность ребенка правильно оценивать значение

прочитанного слова.

Операции процесса чтения:

1. Зрительное восприятие и узнавание буквы (слога, слова);

2. Сопоставление графеме с фонемой;

3. Сопоставление фонемы с артикулемой, как результат прочитанного;

4. Языковой или смысловой прогноз;

5. Лингвистическая проверка гипотезы;

6. Установление смысловых связей между выделенными значениями;

7. Понимание или непонимание прочитанного.

Таким образом, механизмы чтения и письма рассматриваются как

процессы кодирования и декодирования устной речи. В устной речи значение

каждого

слова

закодировано

в

определенном

комплексе

звуков

речи.

В

письменной речи используется другой код (это могут быть иероглифы, как в

китайском языке, или буквы, как в русском языке), соотнесенный с устной

речью.

Переход

с

одного

кода

на

другой

называется

перекодированием.

Чтение – это перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот,

перекодирование устной речи.

Особое значение имеет формирование осознания чужой и своей речи,

когда

предметом

внимания

и

изучения

детей

становится

сама

речь,

ее

элементы. Формирование

речевой

рефлексии

(осознание

собственного

речевого

поведения,

речевых

действий),

произвольности речи

составляет

важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи. Это качество

является

составной

частью

общей

психологической

готовности

к

школе.

Произвольность

и

сознательность

построения

речевого

высказывания

являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому

развитие

произвольности

и

рефлексии

устной

речи

служит

основой

для

последующего овладения письменной речью.



В раздел образования