Автор: Миннахметова Евгения Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Семицветик"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Процесс овладения чтением и письмом"
Раздел: дошкольное образование
Процесс овладения чтением и письмом
Чтение и письмо — виды речевой деятельности, основой для которых
является устная речь.
Письмо – система грамматических знаков. Усвоение букв – процесс
установления связей между артикулемой, фонемой графемой и кинемой.
Значит, предпосылками к усвоению письма являются:
1. правильное звукопроизношение;
2.фонематическое восприятие, зрительный образ, анализ и синтез;
3. движения, нужные для моторного образа фонемы.
А.Р.Лурия определил необходимые для этого процесса операции.
1. выделение первого звука в составе слова.
2.
уточнение
характера
фонемы,
где
большую
роль
играет
проговаривание;
3. выбор образа буквы (графемы);
4. актуализация моторного образа буквы;
5. написание графического образа буквы.
Чтение – сложный психический процесс, объединяющий техническую
и смысловую сторону, позволяющий извлекать информацию из письменного
текста.
Темп
чтения
зависит
от
множества
показателей:
графических
особенностей
текста,
конфигурации
буквы,
содержательной
сложности
и
насыщенности
текста,
прогностических
возможностей
человека
и
его
языкового опыта. Способ чтения от побуквенного к по слоговому и целыми
словами, указывает на возможность ребенка правильно оценивать значение
прочитанного слова.
Операции процесса чтения:
1. Зрительное восприятие и узнавание буквы (слога, слова);
2. Сопоставление графеме с фонемой;
3. Сопоставление фонемы с артикулемой, как результат прочитанного;
4. Языковой или смысловой прогноз;
5. Лингвистическая проверка гипотезы;
6. Установление смысловых связей между выделенными значениями;
7. Понимание или непонимание прочитанного.
Таким образом, механизмы чтения и письма рассматриваются как
процессы кодирования и декодирования устной речи. В устной речи значение
каждого
слова
закодировано
в
определенном
комплексе
звуков
речи.
В
письменной речи используется другой код (это могут быть иероглифы, как в
китайском языке, или буквы, как в русском языке), соотнесенный с устной
речью.
Переход
с
одного
кода
на
другой
называется
перекодированием.
Чтение – это перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот,
перекодирование устной речи.
Особое значение имеет формирование осознания чужой и своей речи,
когда
предметом
внимания
и
изучения
детей
становится
сама
речь,
ее
элементы. Формирование
речевой
рефлексии
(осознание
собственного
речевого
поведения,
речевых
действий),
произвольности речи
составляет
важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи. Это качество
является
составной
частью
общей
психологической
готовности
к
школе.
Произвольность
и
сознательность
построения
речевого
высказывания
являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому
развитие
произвольности
и
рефлексии
устной
речи
служит
основой
для
последующего овладения письменной речью.