Напоминание

"Правописание НЕ с прилагательными"


Автор: Митькина Наталья Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "ООШ № 89"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка урока по русскому языку
Тема: "Правописание НЕ с прилагательными"
Раздел: среднее образование





Назад




Составила и провела учитель русского языка и литературы

МБОУ «ООШ № 89» г. Новокузнецка

Митькина Наталья Валентиновна

Урок по русскому языку в 6 «А» классе по теме

«Правописание НЕ с прилагательными»

Цели урока:

Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами

прилагательными

Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами

Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать мыслительные процессы,

память, внимание.

Развивать творческие способности учащихся.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с

качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с

существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.

Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного

выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать

словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками

информации.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе;

формировать правильное отношение к слову.

Планируемые результаты:

Предметные: Знать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с прилагательными.

Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять словосочетания; определять

разряд прилагательных; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать

условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме.

Личностные: Уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной

деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать

последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в

устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и

позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных

источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Оборудование: компьютер,

проектор,

мультимедийный

экран,

электронная

презентация

с

необходимыми изображениями, шаблон таблицы.

Структура урока

I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

II. Проверка выполнения домашнего задания.

III. Повторение пройденного материала.

IV. Определение темы и цели урока учащимися.

V. Изучение нового материала.

VI .Работа с текстом

VII. Закрепление.

VIII. Итог урока.

Ход урока.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать Вас сегодня на нашем уроке русского языка.

Поприветствуем гостей, которые присутствуют у нас.

Я надеюсь, что сегодняшний наш урок пройдёт благотворно, понравится и вам, и мне, и гостям.

Ваши радостные лица дают мне надежду, что сегодня всё пройдёт замечательно.

Проверка домашнего задания.

Повторение пройденного материала.

Повторение орфограммы «Правописание гласных в приставках пре- и при-».

Задание у доски (комментированное письмо): объяснить выбор написания гласной в приставках и

записать.

Пр…стегнуть, пр…вязать, пр…ложить, пр…бытие, пр…мять, пр…неприятный, пр…увеличить,

пр…ломить, пр…возносить, пр…морский, пр…тащить.

Определение темы и цели урока учащимися.

Работа с презентацией.

Задание: раскройте скобки, какое правило мы вспоминаем при этом?

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем.

Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

(Не) быть гордым и грубым.

(Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.

Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!

(1758 год)

Вопрос классу:

- Ребята, М.В.Ломоносов советовал беречь время учебы, так как оно “не вернется, его не

наверстаешь”. Согласны вы с его высказыванием?

-Как пишутся не с глаголами?

- С какой ещё частью речи мы уже изучили написание частицы НЕ? ( с существительными)

-Что общего в правилах «Не с существительными» и «Не с глаголами»?

(Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется.)

- В каких случаях существительные пишутся также слитно с НЕ? (если можно заменить

синонимом без НЕ или близким по значению синонимом)

Работа с презентацией.

Посмотрите внимательно на слова на слайде и объясните правописание слов.

(Не)настье;

(не)друг, а враг;

(не)друг;

(не)брежный;

(не)решительность;

(не)правда;

(не)годование;

(не)веселый

Учитель: В каких словах вы почувствовали затруднения при выполнении данной работы?

Учащиеся: В словах (не)брежный, (не)веселый.

Учитель: А данные слова являются какой частью речи?

Учащиеся: Прилагательными

Учитель: А почему вы испытали затруднения в данных словах?

Учащиеся: Данную тему не изучали

Учитель: Тема нашего урока

“Правописание НЕ с прилагательными”. Записываем в тетрадях.

Тема записывается и на доске.

Учитель: Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на

доске.

1) Повторить… .правила написания НЕ с другими частями речи.

2) Познакомиться с … .с правилом правописания НЕ с именами прилагательными.

3) Научиться … .отличать частицу НЕ от приставки.

Изучение нового материала

Ребята, посмотрите на таблицу. Нам нужно её заполнить с вашей помощью.

Как пишется НЕ с именем прилагательным?

(Пустые строки таблицы заполняют учащиеся в процессе работы)

Правописание не с прилагательными

Не весёлый, а грустный;

Не широкий, а узкий;

Недобрый (злой), нехороший (плохой)

Далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не: вовсе не глубокая река;

Сказка ничуть не страшная.

Слитно

Раздельно

Учащиеся: Слитно и раздельно.

Учитель: При каких условиях прилагательные с НЕ пишутся слитно?

Учащиеся: Слова без НЕ не употребляются.

Учитель: Почему слова во втором столбике написаны раздельно? слитно?

Учащиеся: Можно заменить синонимом.

Учитель: Посмотрите на колонку, в которой имена прилагательные написаны раздельно. Как вы

думаете, почему они пишутся раздельно?

Учащиеся выдвигают гипотезы.

Работа с учебником

Учитель: Это были наши с вами выводы, откройте учебник, прочитайте правило.

Учитель: Есть ли какая-то новая информация по данной теме?

Учащиеся: С краткими прилагательными НЕ пишется так же, как и с полными прилагательными.

Учитель: Дополните таблицу новой информацией (примеры).

Учитель: Вернемся к орфографической пятиминутке: к словам, которые у вас вызвали затруднения.

Закрепление изученного материала. Работа с учебником.

Упражнение № 356. Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не. В

каких прилагательных приставка не- придает слову противоположное значение? Подчеркните

непроизносимые согласные в корнях слов.

Упражнение №357.Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с

прилагательными. Какое из прилагательных имеет синоним трудный?

9. Итоги урока.

- Как пишется не с прилагательными?



В раздел образования