Напоминание

Система заданий, ориентированных на формирование на уроках технологии личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.


Автор: Чернов Борис Петрович
Должность: преподаватель технологии
Учебное заведение: ФГКОУ Казанское СВУ МО РФ
Населённый пункт: г Казань
Наименование материала: статья
Тема: Система заданий, ориентированных на формирование на уроках технологии личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Раздел: среднее образование





Назад




Система заданий, ориентированных на формирование на уроках

технологии личностных и коммуникативных универсальных

учебных действий.

Приоритетной

целью

основного

общего

образования

стало

развитие

у

обучающихся

способности

самостоятельно

ставить

учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и

оценивать

свои достижения.

Иначе

говоря,

формирование умения

учиться.

обучающийся

сам

должен

стать

«архитектором

и

строителем» образовательного процесса.

Достижение

данной

цели

становится

возможным

благодаря

формированию системы универсальных учебных действий. На пути к

её

реализации

возникает

проблема,

связанная,

прежде

всего

с

различным отношением обучающихся к учебе. Также отличие связано

с их коммуникабельностью, в способности отстаивать свое мнение, в

способности

оказывать

безвозмездную

помощь,

в

отношении

к

слабому

и

не

всегда

к

слабому

физически.

Как

обучающегося,

отстающего

в

учебе

замотивировать

на

стремление

к

получению

новых знаний? И как обучающегося, успевающего в учебе, научить не

боятся выбирать сложные направления?

Мы знаем, что соперничество является значительной частью

нашей жизни: в спорте

– это достижение лучших результатов на

соревнованиях, в

учительском

коллективе

это

получение

более

высоких

баллов

для

портфолио,

и

среди

наших

суворовцев

получение более высоких отметок. Соперничество может быть весьма

полезным, поскольку именно соревнуясь, мы можем сравнить себя с

другими и соответственно наш уровень с уровнем других. Кроме того,

именно соперничество (конкуренция) служит стимулом в достижении

нами лучших результатов. С другой стороны, соперничество может

нести в себе и деструктивную силу, которая лишает нас внутренней

2

уверенности

в себе,

приводит

к неудовлетворенности

в работе

и

учебе. Оно способно заставить человека сдаться, опустить руки.

Возникает

противоречие,

с

одной

стороны

соперничество

является,

безусловно,

большим

стимулом

в

достижении

обучающимися лучших результатов, а с другой оно же может стать

причиной проявления слабости и неуверенности в себе.

Одним

из

вариантов

решения

данного

противоречия

предлагается направить усилия обучающихся на решение заданий,

нацеленных на формирование у них личностных и коммуникативных

универсальных учебных действий.

Эту

задачу

предлагается

реализовать

через

игровые

технологии. Ведь игра наряду с трудом и ученьем - один из основных

видов

деятельности

человека,

удивительный

феномен

нашего

существования.

По

определению,

игра - это

вид

деятельности

в

условиях

ситуаций,

направленных

на

воссоздание

и

усвоение

общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется

самоуправление поведением.

Моделирование жизненных ситуаций, с которыми приходится

сталкиваться практически ежедневно, становится основой успешной

организации

игры.

Чтобы

развить

у обучающихся

действительный

интерес к игре, необходимо при её разработке обязательно учитывать

необходимость

возникновения

духа

соперничества. Только

в

этом

случае обучающиеся будут с большим интересом в ней участвовать.

Для создания игры необходимо подобрать подходящую платформу в

программе

Microsoft

PowerPoint.

Для

создания

дополнительной

интриги, все составленные жизненные ситуации необходимо разбить

на разделы и уровни, разместив их на игровой доске и закодировав

цифрами. За все принятые варианты решений жизненных ситуаций,

3

обучающимся

начислять

баллы.

Удобная

навигация

поможет

осуществлять

легкий

переход

от

игровой

доски

к

выбранной

жизненной ситуации и к ознакомлению с оптимальным вариантом её

решения.

Наличие различных уровней позволяет почувствовать уверенней

себя детям, имеющим проблемы в учебе. Радость от правильного

решения

даже

самой

примитивной,

казалось

бы,

ситуации,

безусловно, повышает самооценку, а заработанные высокие балы

мотивируют на получение новых знаний.

Такая форма обучения позволяет решить ряд задач. В первую

очередь,

контроль

знаний

осуществляется

более

свободно,

психологически

раскрепощено.

И

самое

главное,

у

обучающихся

исчезает

болезненная

реакция

на

неудачные

ответы.

Её

место

занимает азарт, предвосхищающий успех. В результате применения

этого

игрового

метода

обучения

достигаются

следующие

цели:

стимулируется

познавательная

и

мыслительная

деятельность,

формируется ассоциативное запоминание, усиливается мотивация к

изучению предмета.

Все это говорит об эффективности обучения в процессе игры,

которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты,

как учения, так и труда. И конечно же, участие в игре предполагает

работу

в

команде,

что

само

по

себе

является

очень

хорошей

площадкой

для

формирования

у

обучающихся

личностных

и

коммуникативных универсальных учебных действий.



В раздел образования