Автор: Чернов Борис Петрович
Должность: преподаватель технологии
Учебное заведение: ФГКОУ Казанское СВУ МО РФ
Населённый пункт: г Казань
Наименование материала: статья
Тема: Система заданий, ориентированных на формирование на уроках технологии личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Раздел: среднее образование
Система заданий, ориентированных на формирование на уроках
технологии личностных и коммуникативных универсальных
учебных действий.
Приоритетной
целью
основного
общего
образования
стало
развитие
у
обучающихся
способности
самостоятельно
ставить
учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и
оценивать
свои достижения.
Иначе
говоря,
формирование умения
учиться.
обучающийся
сам
должен
стать
«архитектором
и
строителем» образовательного процесса.
Достижение
данной
цели
становится
возможным
благодаря
формированию системы универсальных учебных действий. На пути к
её
реализации
возникает
проблема,
связанная,
прежде
всего
с
различным отношением обучающихся к учебе. Также отличие связано
с их коммуникабельностью, в способности отстаивать свое мнение, в
способности
оказывать
безвозмездную
помощь,
в
отношении
к
слабому
и
не
всегда
к
слабому
физически.
Как
обучающегося,
отстающего
в
учебе
замотивировать
на
стремление
к
получению
новых знаний? И как обучающегося, успевающего в учебе, научить не
боятся выбирать сложные направления?
Мы знаем, что соперничество является значительной частью
нашей жизни: в спорте
– это достижение лучших результатов на
соревнованиях, в
учительском
коллективе
–
это
получение
более
высоких
баллов
для
портфолио,
и
среди
наших
суворовцев
–
получение более высоких отметок. Соперничество может быть весьма
полезным, поскольку именно соревнуясь, мы можем сравнить себя с
другими и соответственно наш уровень с уровнем других. Кроме того,
именно соперничество (конкуренция) служит стимулом в достижении
нами лучших результатов. С другой стороны, соперничество может
нести в себе и деструктивную силу, которая лишает нас внутренней
2
уверенности
в себе,
приводит
к неудовлетворенности
в работе
и
учебе. Оно способно заставить человека сдаться, опустить руки.
Возникает
противоречие,
с
одной
стороны
соперничество
является,
безусловно,
большим
стимулом
в
достижении
обучающимися лучших результатов, а с другой оно же может стать
причиной проявления слабости и неуверенности в себе.
Одним
из
вариантов
решения
данного
противоречия
предлагается направить усилия обучающихся на решение заданий,
нацеленных на формирование у них личностных и коммуникативных
универсальных учебных действий.
Эту
задачу
предлагается
реализовать
через
игровые
технологии. Ведь игра наряду с трудом и ученьем - один из основных
видов
деятельности
человека,
удивительный
феномен
нашего
существования.
По
определению,
игра - это
вид
деятельности
в
условиях
ситуаций,
направленных
на
воссоздание
и
усвоение
общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением.
Моделирование жизненных ситуаций, с которыми приходится
сталкиваться практически ежедневно, становится основой успешной
организации
игры.
Чтобы
развить
у обучающихся
действительный
интерес к игре, необходимо при её разработке обязательно учитывать
необходимость
возникновения
духа
соперничества. Только
в
этом
случае обучающиеся будут с большим интересом в ней участвовать.
Для создания игры необходимо подобрать подходящую платформу в
программе
Microsoft
PowerPoint.
Для
создания
дополнительной
интриги, все составленные жизненные ситуации необходимо разбить
на разделы и уровни, разместив их на игровой доске и закодировав
цифрами. За все принятые варианты решений жизненных ситуаций,
3
обучающимся
начислять
баллы.
Удобная
навигация
поможет
осуществлять
легкий
переход
от
игровой
доски
к
выбранной
жизненной ситуации и к ознакомлению с оптимальным вариантом её
решения.
Наличие различных уровней позволяет почувствовать уверенней
себя детям, имеющим проблемы в учебе. Радость от правильного
решения
даже
самой
примитивной,
казалось
бы,
ситуации,
безусловно, повышает самооценку, а заработанные высокие балы
мотивируют на получение новых знаний.
Такая форма обучения позволяет решить ряд задач. В первую
очередь,
контроль
знаний
осуществляется
более
свободно,
психологически
раскрепощено.
И
самое
главное,
у
обучающихся
исчезает
болезненная
реакция
на
неудачные
ответы.
Её
место
занимает азарт, предвосхищающий успех. В результате применения
этого
игрового
метода
обучения
достигаются
следующие
цели:
стимулируется
познавательная
и
мыслительная
деятельность,
формируется ассоциативное запоминание, усиливается мотивация к
изучению предмета.
Все это говорит об эффективности обучения в процессе игры,
которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты,
как учения, так и труда. И конечно же, участие в игре предполагает
работу
в
команде,
что
само
по
себе
является
очень
хорошей
площадкой
для
формирования
у
обучающихся
личностных
и
коммуникативных универсальных учебных действий.