Автор: Новикова Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г. Можайск, Московская область
Наименование материала: урок русского языка
Тема: " I и II спряжение глаголов"
Раздел: начальное образование
Урок русского языка в 4 классе.
Тема урока: I и II спряжение глаголов.
Дата проведения 06.02.2019
Учитель: Новикова Н.А.
Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения по окончаниям.
Задачи:
Обучающие: развивать умение выделять признаки глагола как части речи; закрепить
знания о спряжении глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения; сформулировать
алгоритм и схему для определения спряжения глаголов; делить глаголы на группы по типу
спряжения.
Развивающие: развивать учебную самостоятельность школьников на основе постановки
учебной задачи и организации проблемной деятельности; учить применять полученные
знания в конкретной языковой ситуации, формировать умение употреблять глаголы в речи;
развивать связную речь учащихся при устных ответах, работе с предложением,
пословицами; логическое мышление, память; развивать внимание, наблюдательность,
умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал.
Воспитывающие: воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство
взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру
обучающихся.
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
- Какими качествами нужно обладать, чтобы узнать что-то новое, сделать свое маленькое
открытие? (внимательность, наблюдательность)
2.Минутка чистописания.
- Чтобы настроиться на аккуратную работу в тетрадях, проведем минутку чистописания.
На доске записаны слова: зима, лесной, бежит, дорога.
- Цепочка букв, которые мы будем писать, состоит из:
1) буквы, которая обозначает мягкий согласный звук в имени существительном;
2) суффикса имени прилагательного;
3) окончания глагола.
- Какие буквы войдут в цепочку?
Знит (Нзит Изнт Тнзи и т.д.)
- Продолжите дальше, чередуя буквы в цепочке (цепочки не повторять).
- Во второй строке запишите слова (по памяти), которые помогли нам разобраться с
буквами на минутке чистописания.
(Самопроверка)
- Какое слово является лишним? (дорога – словарное слово; бежит – не изменяется по
падежам)
3.Актуализация знаний.
Устный рассказ на тему «Что я знаю о глаголе» по составленному плану с включением примеров из
домашнего задания (подобранных предложений). После 1-2 выступлений даётся самооценка по
алгоритму свмооценивания.
- Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4. Постановка цели и задач урока.
– Что такое склонение?
– Какие части речи, известные вам, склоняются? Приведите примеры.
– Можно ли просклонять глагол? Попробуйте просклонять глагол прыгать. Почему не
получается? (Глаголы не изменяются по падежам.)
– Как же изменяются глаголы? (В прошедшем времени – по числам, в единственном числе
– по родам. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам.)
–
Прочитайте слово на доске (Словоизменение).
– Как вы понимаете значение слова словоизменение?
– А что такое словообразование?
– В чём отличие между этими понятиями? (При словоизменении значение слова не
меняется, а при словообразовании появляются новые слова – слова с другим значением.)
– Предположите, что же изменяется при словоизменении глаголов. (Какие-то признаки
глагола.)
–
Что
мы
сейчас
с
вами
делали?
(Формулировали
тему
урока.
Составляли
план.)
5.Первичное закрепление:
а ) в знакомой ситуации (типовые)
Работа с таблицей. Стр. 87
- Рассмотрите в таблице, какие личные окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения в форме
настоящего времени?
- Наблюдательны ли вы?
- Задайте друг другу вопросы по таблице.
Сделайте вывод о характере окончаний. (В личных окончаниях глаголов в одном и том же
лице и числе буквы согласных одинаковые, но изменяются буквы гласных.)
б) Проверка закономерности.
Упр. 248 выполняется на доске (изменение двух глаголов коллективно: говорить, нести) и
самостоятельно (сочинить, спасти).
– Прочитайте, что получилось. Это новые слова или формы одного и того же слова?
(Формы слова.)
– Как вы изменяли глаголы? (По лицам и числам.)
6.Физкультминутка.
- А теперь отдохнем. Какого спряжения слово «отдохнем»?
Мы спряжения к глаголу подбирали
И немножечко устали
Потихоньку дружно встали
И движенья показали.
-Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)
-Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)
-Как бежишь? - Вот так!
-Как летишь? - Вот так!
-Как плывёшь? - Вот так!
-Как сидишь? - Вот так!
- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? Назовите глаголы 1 спряжения.
Назовите глаголы второго спряжения. Как определяли спряжение глаголов?
б ). в изменённой ситуации (конструктивные)
Работа с определением спряжения.
– Прочитайте текст (слайде 1).
– Что нового вы узнали? Запишите ключевое слово урока: спряжение.
– Какая буква меняется в окончаниях?
– Назовите окончания 2-го лица ед. числа. Проверьте себя, прочитав предложение ( слайд
2).
– Какая буква пишется на конце? Знакома ли вам эта орфограмма?
Как она обозначается? Запишите эти слова, обозначьте орфограмму (слайд 3).
Рисуешь (2-е л., ед.ч.), молчишь (2-е л., ед.ч.) и т.д.
7). Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (работа в парах).
- А теперь задания для закрепления. ( стр.88 упр. 141)
Сейчас вы поработаете в парах. Вам необходимо распределить их в два столбика – 1 и 2
спряжение. Помогайте друг другу. Будьте внимательны.
- Что надо знать для того, чтобы правильно определить спряжение?(Выделить в глаголе
окончание, по окончанию определить спряжение)
9. Итоги урока и рефлексивный анализ учебной деятельности.
– Над какой темой работали?
- Достигли ли цели урока?
– На какие группы делятся глаголы?
– Каковы характерные признаки этих групп?
– Как определить спряжение глагола?
– Интересно было на уроке?
- В чем были затруднения?
-Над чем еще предстоит работать?
Д/з.: с. 88 сделать опорный конспект, выполнить упр. 142
.