Напоминание

Мультимедиа технологии в современном образовании


Автор: Самойленко Яков Михайлович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО г.о.Самара "ДМШ № 9 им. Г.В. Беляева".
Населённый пункт: Самара, Самарская обл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мультимедиа технологии в современном образовании
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа

по теме: «Мультимедиа технологии в современном

образовании, работа с учащимися с использованием

аранжировок и синтезатора»

Выполнил:

Самойленко Яков Михайлович, преподаватель

МБУ ДО г.о.Самара «ДМШ № 9 им. Г.В. Беляева».

Самара,2019г.

1

Паспорт проекта

Целевая аудитория

Данный проект рассчитан на детей в возрасте 7 до 15 лет

Жанр работы

Методическая работа

Сроки реализации

Программа рассчитана на 5-6 лет

«Применение инновационных технологий в классе духовых

инструментов. Работа с учащимися с использованием аранжировок и

синтезатора»

2

Актуальность данной работы

История

музыки

конца XX

и

начала XXI

столетий

неразрывно

связана с электронными музыкальными инструментами. Бурное развитие

новых информационных технологий в последние десятилетия и новые

социально

экономические

условия

в

нашей

стране

поставили

перед

ДМШ

и

ДШИ

широкий

круг

задач,

успешное

решение

которых

есть

вопрос

востребованности

учебных

заведений

подобного

типа

и

их

выпускников

в

современном

обществе.

Новые

музыкально

информационные технологии в учебном процессе ДМШ/ДШИ позволяют

по-новому

взглянуть

на

текстовую,

звуковую,

графическую

и

видеоинформацию

и

её

источники

т.е.

обогащают

методические

возможности

урока,

придают

ему

современный

уровень.

Они

дают

большие возможности для того, чтобы:

превратить

учебную

деятельность

в

деятельность

творческую

и

привлекательную как для ученика, так и для педагога;

развить воображение и творческие музыкальные способности детей;

реализовать раннюю творческую и профессиональную ориентацию

детей и подростков;

исследовать

возможности

применения

развивающего

обучения

с

применением музыкально – компьютерных технологий в детской

музыкальной педагогике и использовать их.

Цель

данной работы

-

научить учащихся работать на духовых

инструментах с использованием аранжировок и синтезатора.

Задачи:

-познакомить учащихся с основами режима автоаккомпанемента;

3

-научить

исполнять

музыкальные

произведения

в

различных

стилях

и

жанрах.

-познакомить

учащихся

с

богатыми

художественными

возможностями

электронного

инструментария

и

научить

использовать

их

в

самостоятельной творческой практике.

1. Информационно-компьютерные технологии.

Широкое

применение

компьютерной

и

электронной

техники

в

музыкальной области, появление новой эстетической реальности являются

отличительными

особенностями

современного

этапа

музыкально

исторического развития.

Информационно-компьютерные технологии в музыкальной школе –

это

аккомпанемент

на

синтезаторе,

создание

и

использование

аранжировок, музыкальные компьютерные программы, используемые для

контроля и самоконтроля обучающегося – запись урока, выступления с

последующим просмотром и анализом.

Новые

цифровые

музыкальные

инструменты:

синтезаторы,

сэмплеры,

рабочие

станции,

мультимедийные

компьютеры

и

др.

очень

удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации

познавательной

деятельности,

реализации

творческого

потенциала

ребёнка,

воспитания

интереса

к

музыкальной

культуре,

формирования

духовного мира.

Использование

готовых

аранжировок

помогает

ребёнку

в

исполнительской

практике

применять

богатую

палитру

оркестровых

красок, приучает музыкальный слух ребёнка к новым звучаниям. Работа

под «минусовку» также способствует развитию чувства ритма.

2. Синтезатор – музыкальный компьютер

Современное подрастающее поколение окружено музыкальной аурой

более

тонкого,

более

динамичного

многотембрового

и

микротонового

4

звучания. Современным детям уже недостаточно в школе звука фортепиано

или аккордеона для своих творческих замыслов. В повседневной жизни

они слышат другую палитру звуков. Это касается не только тембра, но и

высоты звука, характеристики которого отличаются большой гибкостью.

Совершенствуя

навыки

игры

на

саксофоне

под

аранжированный

аккомпанемент,

ученик

развивает

и

свои

творческие

способности.

С

помощью

синтезатора

мы

можем

воспроизводить

звучание

любых

музыкальных инструментов с их характерными особенностями.

Многотембровость,

режим

автоаккомпанемента,

секвенсер.

Благодаря

этим

возможностям

расширяются

рамки

музыкального

исполнительского

искусства,

появляются

новые

выразительные

возможности.

«Синтезатор

с

одной

стороны,

такой

же

клавишный

инструмент, как и фортепиано, но, с другой стороны - это «инструмент –

оркестр»

или

иначе

«большая

творческая

лаборатория,

музыкальный

компьютер», - так пишет И.Красильников в книге «Электромузыкальные

инструменты». Соприкоснувшись с работой на нём хоть раз, ни один

ученик

не

остаётся

равнодушным,

будет

стремиться

пофантазировать,

воплотить творческие замыслы, записать своё исполнение. Первая встреча

с синтезатором вызывает у юных музыкантов противоречивые чувства:

восторг, удивление, желание хотя бы дотронуться до клавиш и кнопочек,

поиграть (ведь звучит оркестр!) и некоторая боязнь огромного количества

переключателей. Но как только они овладевают элементарными навыками,

происходит их знакомство с синтезатором. Постепенно ученики «растут»,

улучшается их мастерство и не только:

буквально через год ученик даже при не очень развитом слухе может

запоминать строй конкретного инструмента;

слушание

разнообразных

тембров

с

помощью

фонограмм

или

клавишного синтезатора помогает развитию тембрового слуха;

использование

ритм

машины

и

автоаккомпанемента

помогает

развитию чувства ритма, исполнительской выдержки.

5

Хорошая аранжировка может развить ладовый слух учащихся;

р а з в и ва е т

с п о с о б н о с т и

к

и с п ол н е н и ю

м н о г о г о л о с и я ,

полифонического и гармонического слуха;

Ко

всему

перечисленному

добавляется

большое

количество

выученных

произведений,

активно

развиваются

память,

технические

навыки, выносливость, музыкальный кругозор, сценическое мастерство и

многие другие навыки. Увеличивается концертная востребованность как

сольной, так и ансамблевой игры. Но самое главное – это устойчивый

интерес и высокая мотивация к обучению. Дети меняются на глазах –

появляется

ответственность,

инициатива,

уверенность

в

своих

возможностях, проявляется фантазия.

3. Применение синтезатора в работе с духовиками.

На начальном этапе все педагоги обращаются к проработке партий.

Исходя

из

музыкального

образа,

идет

работа

над

точными

штрихами,

игровыми приёмами, туше, интонацией, организацией игрового аппарата.

Часто

педагог

играет

партию

аккомпанемента

на

синтезаторе,

с

применением различных тембров, а ученик

- свою. Затем, эту работу

можно

поручить MIDI

файлу.

«Развязав

себе

руки»

таким

образом,

педагог может уделять больше внимания осанке ученика, постановке рук

или каким – то другим исполнительским аспектам. И в домашней работе

написанная

фонограмма

может

с

успехом

заменить

концертмейстера.

Особая ценность MIDI-файла на этапе разбора нотного текста в том, что

можно менять темп воспроизведения и инструментовку в зависимости от

поставленных

задач.

Например,

тембр

клавесина

на

начальном

этапе

работы над менуэтом G- dur В. Моцарта поможет ученику чётче держать

темп, в то время как добавление тембра струнного ансамбля на более

поздних

этапах

поможет

ему

лучше

почувствовать

стиль

и

характер

произведения.

В

работе

над

танцевальными,

технич е ским и

произведениями

или

эпизодами

с

ровным

ритмом

можно

применять

6

ритмические паттерны с ударными инструментами, что очень стимулирует

и оживляет работу, делая её более интересной и в некоторой степени

трудной. И одновременно формирует хорошую базу для исполнения более

сложных ритмических задач.

4.

Использование

готовых

аранжировок

в

классе

духовых

инструментов

Использование

аранжировок

призвано

стимулировать

работу,

как

ученика,

так

и

преподавателя.

Преподаватель

может

использовать

не

только готовые чужие аранжировки, но и создавать свои. Работая над

собственными аранжировками, он стимулирует не только свой творческий

посыл,

но

подаёт

хороший

пример

собственного

творчества

своему

ученику.

Для

работы

в

классе

духовых

инструментов,

с

учащимися,

обучающимися на блок флейте и на саксофоне, мною были созданы 3

альбома аранжировок. Они включают аранжировки известных джазовых и

эстрадных произведений, а также есть альбом аранжировок классических

произведений.

В

альбоме

можно

найти

аранжировки,

как

популярных

произведений, так и редко звучащих. Использовать их можно и в работе с

начинающими – есть аранжировки лёгких пьес, и со старшеклассниками.

Аранжировки удобны тем, что их можно использовать как в процессе

обучения, так и в концертной практике, а также в домашней практике –

подготовке

домашнего

задания

и

для

любительского

семейного

музицирования.

7

Результативность

применения

инновационных

технологий

в

классе духовых инструментов

П р и м е н е н и е

д а н н ы х

т ех н ол о г и й

отл и ч а е т с я

в ы с о ко й

результативностью и способствует:

активному развитию творческих способностей;

развитию креативного мышления,

знанию и элементарному владению современными музыкальными

технологиями;

личностному развитию, росту познавательной активности учащихся

в процессе обучения;

повышению интереса к обучению в целом;

развитию исполнительских навыков,

музыкального восприятия,

навыков

глубокого,

личностно

творческого

постижения

нравственно – эстетической сущности музыкального искусства;

овладению интонационно – образным языком искусства на основе

складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей

между различными видами искусства;

созданию

предпосылок

к

формированию

у

школьников

основ

теоретического

(постигающего)

мышления,

итогом

чего

должно

стать первоначальное представление о музыке как художественном

воспроизведении жизни в её диалектической сущности.

Глоссарий

Аранжировка – (от франц. arranger - букв. - приводить в порядок).

Существует сразу несколько трактовок слова "аранжировка".1)переложение

музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или

другим голосом, другим составом инструментов или голосов...2)

8

Облегченное изложение музыкального произведения для исполнения на

том же инструменте...3) В эстрадной музыке - гармонизация и

инструментовка новой или хорошо известной мелодии...4) В джазе- способ

закрепления общего замысла ансамблевой и оркестровой интерпретации и

главный

носитель стилевых качеств.

Инновационный процесс - многофункциональный процесс создания,

освоения, использования и распространения новшеств.

Педагогическая инновация - это педагогическое нововведение;

целенаправленное

прогрессивное

изменение,

вносящее

в

образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие

характеристики

отдельных

частей,

компонентов

и

самой

образовательной системы в целом.

Креативный – творческий.

Фонограмма - Фонограмма - (от греч. phone - звук и ...грамма) -

носитель записи сзаписанными на нем звуковыми колебаниями. Наиболее

распространены фотографические (на кинопленке), магнитные (на

магнитной ленте),механические (на пластмассовом диске), оптические (на

компакт-диске)фонограммы.

MIDI – файл – Стандарт MIDI (акроним от Musical Instruments Digital

Interface, в буквальном переводе — цифровой интерфейс музыкальных

инструментов) представляет собой «язык», на котором «общаются» MIDI-

совместимые устройства. Иными словами, этот стандарт описывает

определённые сообщения (двоичные команды), которыми могут

обмениваться различные MIDI-устройства.

Используемая литература:

1.

Живайкин П.Словарь – справочник по синтезаторам и музыкальным

компьютерным программам Москва 2009г.

9

2.

Красильников

И.,

Алемская

А.,.Клип

И

«Школа

игры

на

синтезаторе» Учебное издание для ДМШ «Владос» 2005г.

3.

Крюкова

И.

«Клавишная

электроника»

Москва

«Современная

музыка» 2009г.

4.

Кунгуров

А.

«Электронные

музыкальные

инструменты

в

ДМШ»

Интернет-сайт Анатолия Кунгурова

5.

Романовский А. «Компьютер и синтезатор в специальном классе

ДМШ/ДШИ» Образовательный журнал «Музыка и электроника» №3

2010г.

6.

Страшко А. «Самоучитель игры на синтезаторе» «Владос» 2007г.

7.

Чёрная М. «Электронные музыкальные инструменты» Программа

обучения для ДМШ и ДШИ «Композитор» Санкт-Петербург 2011г.

Альбомы аранжировок

Яков Самойленко «Любимые мелодии для саксофона альта» ч 1

Яков Самойленко «Любимые мелодии для саксофона альта» ч 2

Яков Самойленко «Легкие пьесы для блок флейты и саксофона»

10



В раздел образования