Автор: Самойленко Яков Михайлович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО г.о.Самара "ДМШ № 9 им. Г.В. Беляева".
Населённый пункт: Самара, Самарская обл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мультимедиа технологии в современном образовании
Раздел: дополнительное образование
Работа
по теме: «Мультимедиа технологии в современном
образовании, работа с учащимися с использованием
аранжировок и синтезатора»
Выполнил:
Самойленко Яков Михайлович, преподаватель
МБУ ДО г.о.Самара «ДМШ № 9 им. Г.В. Беляева».
Самара,2019г.
1
Паспорт проекта
Целевая аудитория
Данный проект рассчитан на детей в возрасте 7 до 15 лет
Жанр работы
Методическая работа
Сроки реализации
Программа рассчитана на 5-6 лет
«Применение инновационных технологий в классе духовых
инструментов. Работа с учащимися с использованием аранжировок и
синтезатора»
2
Актуальность данной работы
История
музыки
конца XX
и
начала XXI
столетий
неразрывно
связана с электронными музыкальными инструментами. Бурное развитие
новых информационных технологий в последние десятилетия и новые
социально
–
экономические
условия
в
нашей
стране
поставили
перед
ДМШ
и
ДШИ
широкий
круг
задач,
успешное
решение
которых
есть
вопрос
востребованности
учебных
заведений
подобного
типа
и
их
выпускников
в
современном
обществе.
Новые
музыкально
–
информационные технологии в учебном процессе ДМШ/ДШИ позволяют
по-новому
взглянуть
на
текстовую,
звуковую,
графическую
и
видеоинформацию
и
её
источники
–
т.е.
обогащают
методические
возможности
урока,
придают
ему
современный
уровень.
Они
дают
большие возможности для того, чтобы:
превратить
учебную
деятельность
в
деятельность
творческую
и
привлекательную как для ученика, так и для педагога;
развить воображение и творческие музыкальные способности детей;
реализовать раннюю творческую и профессиональную ориентацию
детей и подростков;
исследовать
возможности
применения
развивающего
обучения
с
применением музыкально – компьютерных технологий в детской
музыкальной педагогике и использовать их.
Цель
данной работы
-
научить учащихся работать на духовых
инструментах с использованием аранжировок и синтезатора.
Задачи:
-познакомить учащихся с основами режима автоаккомпанемента;
3
-научить
исполнять
музыкальные
произведения
в
различных
стилях
и
жанрах.
-познакомить
учащихся
с
богатыми
художественными
возможностями
электронного
инструментария
и
научить
использовать
их
в
самостоятельной творческой практике.
1. Информационно-компьютерные технологии.
Широкое
применение
компьютерной
и
электронной
техники
в
музыкальной области, появление новой эстетической реальности являются
отличительными
особенностями
современного
этапа
музыкально
–
исторического развития.
Информационно-компьютерные технологии в музыкальной школе –
это
аккомпанемент
на
синтезаторе,
создание
и
использование
аранжировок, музыкальные компьютерные программы, используемые для
контроля и самоконтроля обучающегося – запись урока, выступления с
последующим просмотром и анализом.
Новые
цифровые
музыкальные
инструменты:
синтезаторы,
сэмплеры,
рабочие
станции,
мультимедийные
компьютеры
и
др.
очень
удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации
познавательной
деятельности,
реализации
творческого
потенциала
ребёнка,
воспитания
интереса
к
музыкальной
культуре,
формирования
духовного мира.
Использование
готовых
аранжировок
помогает
ребёнку
в
исполнительской
практике
применять
богатую
палитру
оркестровых
красок, приучает музыкальный слух ребёнка к новым звучаниям. Работа
под «минусовку» также способствует развитию чувства ритма.
2. Синтезатор – музыкальный компьютер
Современное подрастающее поколение окружено музыкальной аурой
более
тонкого,
более
динамичного
многотембрового
и
микротонового
4
звучания. Современным детям уже недостаточно в школе звука фортепиано
или аккордеона для своих творческих замыслов. В повседневной жизни
они слышат другую палитру звуков. Это касается не только тембра, но и
высоты звука, характеристики которого отличаются большой гибкостью.
Совершенствуя
навыки
игры
на
саксофоне
под
аранжированный
аккомпанемент,
ученик
развивает
и
свои
творческие
способности.
С
помощью
синтезатора
мы
можем
воспроизводить
звучание
любых
музыкальных инструментов с их характерными особенностями.
Многотембровость,
режим
автоаккомпанемента,
секвенсер.
Благодаря
этим
возможностям
расширяются
рамки
музыкального
исполнительского
искусства,
появляются
новые
выразительные
возможности.
«Синтезатор
–
с
одной
стороны,
такой
же
клавишный
инструмент, как и фортепиано, но, с другой стороны - это «инструмент –
оркестр»
или
иначе
«большая
творческая
лаборатория,
музыкальный
компьютер», - так пишет И.Красильников в книге «Электромузыкальные
инструменты». Соприкоснувшись с работой на нём хоть раз, ни один
ученик
не
остаётся
равнодушным,
будет
стремиться
пофантазировать,
воплотить творческие замыслы, записать своё исполнение. Первая встреча
с синтезатором вызывает у юных музыкантов противоречивые чувства:
восторг, удивление, желание хотя бы дотронуться до клавиш и кнопочек,
поиграть (ведь звучит оркестр!) и некоторая боязнь огромного количества
переключателей. Но как только они овладевают элементарными навыками,
происходит их знакомство с синтезатором. Постепенно ученики «растут»,
улучшается их мастерство и не только:
буквально через год ученик даже при не очень развитом слухе может
запоминать строй конкретного инструмента;
слушание
разнообразных
тембров
с
помощью
фонограмм
или
клавишного синтезатора помогает развитию тембрового слуха;
использование
ритм
–
машины
и
автоаккомпанемента
помогает
развитию чувства ритма, исполнительской выдержки.
5
Хорошая аранжировка может развить ладовый слух учащихся;
р а з в и ва е т
с п о с о б н о с т и
к
и с п ол н е н и ю
м н о г о г о л о с и я ,
полифонического и гармонического слуха;
Ко
всему
перечисленному
добавляется
большое
количество
выученных
произведений,
активно
развиваются
память,
технические
навыки, выносливость, музыкальный кругозор, сценическое мастерство и
многие другие навыки. Увеличивается концертная востребованность как
сольной, так и ансамблевой игры. Но самое главное – это устойчивый
интерес и высокая мотивация к обучению. Дети меняются на глазах –
появляется
ответственность,
инициатива,
уверенность
в
своих
возможностях, проявляется фантазия.
3. Применение синтезатора в работе с духовиками.
На начальном этапе все педагоги обращаются к проработке партий.
Исходя
из
музыкального
образа,
идет
работа
над
точными
штрихами,
игровыми приёмами, туше, интонацией, организацией игрового аппарата.
Часто
педагог
играет
партию
аккомпанемента
на
синтезаторе,
с
применением различных тембров, а ученик
- свою. Затем, эту работу
можно
поручить MIDI
–
файлу.
«Развязав
себе
руки»
таким
образом,
педагог может уделять больше внимания осанке ученика, постановке рук
или каким – то другим исполнительским аспектам. И в домашней работе
написанная
фонограмма
может
с
успехом
заменить
концертмейстера.
Особая ценность MIDI-файла на этапе разбора нотного текста в том, что
можно менять темп воспроизведения и инструментовку в зависимости от
поставленных
задач.
Например,
тембр
клавесина
на
начальном
этапе
работы над менуэтом G- dur В. Моцарта поможет ученику чётче держать
темп, в то время как добавление тембра струнного ансамбля на более
поздних
этапах
поможет
ему
лучше
почувствовать
стиль
и
характер
произведения.
В
работе
над
танцевальными,
технич е ским и
произведениями
или
эпизодами
с
ровным
ритмом
можно
применять
6
ритмические паттерны с ударными инструментами, что очень стимулирует
и оживляет работу, делая её более интересной и в некоторой степени
трудной. И одновременно формирует хорошую базу для исполнения более
сложных ритмических задач.
4.
Использование
готовых
аранжировок
в
классе
духовых
инструментов
Использование
аранжировок
призвано
стимулировать
работу,
как
ученика,
так
и
преподавателя.
Преподаватель
может
использовать
не
только готовые чужие аранжировки, но и создавать свои. Работая над
собственными аранжировками, он стимулирует не только свой творческий
посыл,
но
подаёт
хороший
пример
собственного
творчества
своему
ученику.
Для
работы
в
классе
духовых
инструментов,
с
учащимися,
обучающимися на блок флейте и на саксофоне, мною были созданы 3
альбома аранжировок. Они включают аранжировки известных джазовых и
эстрадных произведений, а также есть альбом аранжировок классических
произведений.
В
альбоме
можно
найти
аранжировки,
как
популярных
произведений, так и редко звучащих. Использовать их можно и в работе с
начинающими – есть аранжировки лёгких пьес, и со старшеклассниками.
Аранжировки удобны тем, что их можно использовать как в процессе
обучения, так и в концертной практике, а также в домашней практике –
подготовке
домашнего
задания
и
для
любительского
семейного
музицирования.
7
Результативность
применения
инновационных
технологий
в
классе духовых инструментов
П р и м е н е н и е
д а н н ы х
т ех н ол о г и й
отл и ч а е т с я
в ы с о ко й
результативностью и способствует:
активному развитию творческих способностей;
развитию креативного мышления,
знанию и элементарному владению современными музыкальными
технологиями;
личностному развитию, росту познавательной активности учащихся
в процессе обучения;
повышению интереса к обучению в целом;
развитию исполнительских навыков,
музыкального восприятия,
навыков
глубокого,
личностно
–
творческого
постижения
нравственно – эстетической сущности музыкального искусства;
овладению интонационно – образным языком искусства на основе
складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей
между различными видами искусства;
созданию
предпосылок
к
формированию
у
школьников
основ
теоретического
(постигающего)
мышления,
итогом
чего
должно
стать первоначальное представление о музыке как художественном
воспроизведении жизни в её диалектической сущности.
Глоссарий
Аранжировка – (от франц. arranger - букв. - приводить в порядок).
Существует сразу несколько трактовок слова "аранжировка".1)переложение
музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или
другим голосом, другим составом инструментов или голосов...2)
8
Облегченное изложение музыкального произведения для исполнения на
том же инструменте...3) В эстрадной музыке - гармонизация и
инструментовка новой или хорошо известной мелодии...4) В джазе- способ
закрепления общего замысла ансамблевой и оркестровой интерпретации и
главный
носитель стилевых качеств.
Инновационный процесс - многофункциональный процесс создания,
освоения, использования и распространения новшеств.
Педагогическая инновация - это педагогическое нововведение;
целенаправленное
прогрессивное
изменение,
вносящее
в
образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие
характеристики
отдельных
частей,
компонентов
и
самой
образовательной системы в целом.
Креативный – творческий.
Фонограмма - Фонограмма - (от греч. phone - звук и ...грамма) -
носитель записи сзаписанными на нем звуковыми колебаниями. Наиболее
распространены фотографические (на кинопленке), магнитные (на
магнитной ленте),механические (на пластмассовом диске), оптические (на
компакт-диске)фонограммы.
MIDI – файл – Стандарт MIDI (акроним от Musical Instruments Digital
Interface, в буквальном переводе — цифровой интерфейс музыкальных
инструментов) представляет собой «язык», на котором «общаются» MIDI-
совместимые устройства. Иными словами, этот стандарт описывает
определённые сообщения (двоичные команды), которыми могут
обмениваться различные MIDI-устройства.
Используемая литература:
1.
Живайкин П.Словарь – справочник по синтезаторам и музыкальным
компьютерным программам Москва 2009г.
9
2.
Красильников
И.,
Алемская
А.,.Клип
И
«Школа
игры
на
синтезаторе» Учебное издание для ДМШ «Владос» 2005г.
3.
Крюкова
И.
«Клавишная
электроника»
Москва
«Современная
музыка» 2009г.
4.
Кунгуров
А.
«Электронные
музыкальные
инструменты
в
ДМШ»
Интернет-сайт Анатолия Кунгурова
5.
Романовский А. «Компьютер и синтезатор в специальном классе
ДМШ/ДШИ» Образовательный журнал «Музыка и электроника» №3
2010г.
6.
Страшко А. «Самоучитель игры на синтезаторе» «Владос» 2007г.
7.
Чёрная М. «Электронные музыкальные инструменты» Программа
обучения для ДМШ и ДШИ «Композитор» Санкт-Петербург 2011г.
Альбомы аранжировок
Яков Самойленко «Любимые мелодии для саксофона альта» ч 1
Яков Самойленко «Любимые мелодии для саксофона альта» ч 2
Яков Самойленко «Легкие пьесы для блок флейты и саксофона»
10