Напоминание

О способах организации воспитательного процесса как основы для саморазвития студента


Автор: Тахтобина Евгения Викторовна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: КГБПОУ "Красноярский политехнический техникум"
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: О способах организации воспитательного процесса как основы для саморазвития студента
Раздел: среднее профессиональное





Назад




О способах организации воспитательного процесса как основы для

саморазвития студента

Тахтобина Евгения Викторовна, преподаватель математики,

КГБОУ «Красноярский политехнический техникум»,

Россия, г. Красноярск

Аннотация: современная педагогика считает главным в

процессе

становления

личности

человека

самовоспитание,

саморазвитие.

Предназначение

педагога

помогать,

поддерживать,

сопровождать

саморазвитие ученика.

Ключевые

слова:

самопознание,

мотивация,

потенциальные

способности, часы самопознания, личностно-ориентированные классные

часы студии.

С

юношеского

возраста

человек

развивает,

образовывает

и

совершенствует себя, прежде всего сам. Л.С. Выготский еще в 20-е годы

писал:

«…Строго

говоря,

с

научной

точки

зрения

нельзя

воспитывать

другого…

Ребёнок

в

конечном

счете

воспитывает

себя

сам…».

Самовоспитание – это накопление своего личного опыта, а опыт есть

самый

главный

воспитатель.

Поэтому

самовоспитание,

саморазвитие

приобретает решающее значение для самосовершенствования личности во

время обучения [1]. Именно в

учебных заведениях необходимо создать

условия, где каждому студенту будет дана возможность как можно раньше

выявить

свои

потенциальные

(индивидуально-психологические)

способности.

Многие из нас методом проб и ошибок определяют свою жизненную

траекторию неосознанно, интуитивно, а то и случайно. А. де С. Экзюпери

писал: «Слишком много на свете людей, которым так никто и не помог

пробудиться». Это высказывание необходимо принять как стратегическое

направление

современного

этапа

развития

педагогики

воспитание,

ориентированное на педагогическое стимулирование всех видов «самости»

(с амопознания,

с амоопределения,

с а м о с о в е р ш е н с т в о в а н и я ,

самореализации)

главное

условие

развития

студента,

его

успешной

социализации и индивидуализации в настоящем и будущем. Педагоги и

психологи должны пропагандировать идею самовоспитания, саморазвития

– ее полезность, важность и необходимость для каждого студента. Именно

о н и

м о г у т

и

д ол ж н ы

о ка з ат ь

е м у

н а и б ол ь ш у ю

и

с а м у ю

квалифицированную помощь в его работе над собой.

Процесс самовоспитания, саморазвития, самореализации начинается,

как известно, с самопознания. С этой точки зрения, одной из основных

задач психологической службы учебного заведения является диагностика

индивидуально-психологических

(потенциальных,

личностных

и

интеллектуальных)

способностей

студентов:

темперамент

(тест

Г.

Айзенка), типы отношений к окружающим (Т. Лири), «конструктивный

рисунок человека» (Эн Махони), типы личности (Д. Голланд), о талантах,

как их узнать? (А. Де Ханн, Г. Кафк) и др.

Результаты диагностики, представленные в индивидуальных картах,

позволяют

выявить

потенциальные

(врожденные)

возможности

и

склонности студентов к предметной и профессиональной деятельности,

уровень развития их интеллектуальных способностей, личностных качеств

и т.д. Совместно с психологами, классными руководителями и родителями

студенты

анализируют

индивидуальные

карты

своих

потенциальных

возможностей и уровней развития тех или иных способностей и качеств, в

соответствии, с чем наметить план собственного саморазвития. В связи с

этим у них появляется возможность в определении направления и выборе

средств для личностного роста. В рамках подобной практики студенты

становятся познающими и осознающими себя личностями, у них начинает

формироваться мотивация на самовоспитание и саморазвитие.

Формированию

способности

студентов

к

самовоспитанию,

саморазвитию

способствует

проведение

часов

самопознания

по

таким

темам как: «Мой идеал», «Как изменить свой характер», «Закаляй волю»,

«Как

стать

лидером»

и

др.

При

таком

построении

воспитательного

процесса студенты познают свои способности, получают теоретические

знания по теме, знакомятся с мнениями участников по рассматриваемой

проблеме, высказывают свою точку зрения по тому или иному вопросу и

т.п. Кроме того, на часах самопознания студенты учатся планировать свой

день, воспитывать волю, формировать характер, выполняют задания по

самодиагностике, изучению и становлению личности, получению знаний о

себе.

Студент для развития

своих потенциальных способностей должен

накопить соответствующие знания, средства, а потом уже применять их к

саморазвитию. Роль педагога заключается в стимулировании и поддержке

всех внутренних сил его учеников, и обеспечении их педагогическими

знаниями по самовоспитанию и саморазвитию. При этом большую роль

играет

метод

руководства

самовоспитанием

студентов.

Его

ведущими

приемами являются: советы по выбору личного идеала, рекомендации о

формах

самоанализа,

самооценки,

характере

поступков,

советы

по

выработке навыков самовнушения, самоодобрения, самоосуждения.

Чтобы студенты могли развивать свои индивидуальные способности

необходимо

умелое

руководство

со

стороны

педагогов

и

создание

творческой образовательной, воспитательной среды. Такая среда может

быть создана при проведении личностно-ориентированных классных часов

в

форме

студий,

где

проектируется

пространство,

близкое

к

реальной

жизни, а педагог становится полноправным участником (фасилитатором).

Педагогические студии появились в нашей стране в 20-е годы. Идея

студийного обучения педагогов сохранилась в работах А.С. Макаренко и

Н.Е. Щурковой. Практика студийного обучения создала структуру занятий.

Она аналогична структуре классической драмы («драма» в переводе с

греческого

«совершающееся

действие»).

Студийное

действие

разворачивается как будто бы по заданному драмой алгоритму: сначала

«экспозиция»,

потом

«реализация»

(осуществление

действия),

затем

«кризис»,

а

после

«перипетии»

(выяснение)

итоговое

«разрешение».

Соглашаясь с мнением Щурковой Н.Е. [3] полагаю, что такая аналогия не

случайна,

она

основана

на

психологии

восприятия

и

психологии

отношений: воспринимая явление, мы формируем к нему отношение, и это

отношение определяет меру активности личности.

Три метода лежат в основе студийной работы.

1. Теоретическое изложение необходимой информации, представление

высказываний великих людей поданной проблеме.

2. Дискуссия, содействующая осмыслению предъявленного материала.

3.

Игровые

упражнения,

вооружающие

участников

набором

практических и фантастических решений данной проблемы.

Студия

соответствует

предложенной

автором

К.Е.

Рудестамом

[2],

групповой форме работы, а это одновременное, совместное обучение, где

нет формального деления на обучаемых и обучающихся. Другое условие,

которое

естественно

возникает

при

проведении

студии

участники

целенаправленно

сопоставляют

свои

достоинства

и

недостатки

в

сравнении

с

другими.

Появляется

естественный

мотив

изменить

свои

взгляды, начать работу над собой. Мною не случайно выбрана эта форма

воспитательной

работы.

Студия

наиболее

плотно

совмещает

теорию

и

практику и направлена на всестороннее овладение какой-то определенной,

вычлененной проблемой.

Личностно-ориентированные

классные

часы

студии

проводятся

по

разнообразной тематике, например: «Свое счастье человек творит сам»,

«Куда ведет мой каждый шаг, вверх или вниз?», «Что я хочу?» и др.

Правильно

организованная

внеурочная

деятельность

имеет

особую

психолого-педагогическую

ценность.

В

свободной

(до суговой)

деятельности по интересам выражены все необходимые для полноценного

формирования личности этапы: целеполагание (развитие свободы воли),

планирование

и

организация

(инициатива,

творчество),

реализация

намеченных

целей.

Студенты

учатся

анализировать,

сравнивать,

сопоставлять,

«примерять

на

себя»

те

или

иные

качества,

моменты

в

культуре

поведения;

решают,

принимать

ли

те

или

иные

жизненные

ценности.

На

основании

сказанного

приходим

к

выводу,

что

личностно-

ориентированными можно считать в воспитании лишь те изменения, в

которых

доминирующим

выступает

«личностное

изменение»,

то

есть

изменения, которые непосредственно соотносятся с личностным развитием

(саморазвитием)

студентов.

Это

сплав

мыслей,

чувств,

поступков,

прожитых студентами и имеющих для них самодостаточную ценность.

Подходы, разработанные нами, позволяют добиться серьезных результатов.

По

выявлению

«Оценки

способностей

к

саморазвитию

и

самообразованию»

(тест

В.И.

Андреева)

студентов

установили,

что

показатели

лиц,

обладающие

высоким

уровнем

способности

к

саморазвитию и самообразованию, не изменился. Однако лица, имевшие

низкий уровень оценки саморазвития, исчезли. Выше среднего прирост

составил 17 %, средний прирост составил 28 %. Ниже среднего показатель

оценки способности к саморазвитию уменьшился на 10 %. (данные на

диаграмме 1).

Диаграмма 1

Уровни развития способности к саморазвитию, самообразованию

На

начало

эксперимента

у

60

%

студентов

был

низкий

уровень

развития

способности

к

самоуправлению

саморуководству

(тест-

опросник В.В. Столин, С.Р. Пантелеева), средний у 30 %, высокий у 10 %.

В конце эксперимента только 40 % студентов имели низкий уровень, 40 %

средний и 20 % высокий. Это говорит о том, что снизилось количество

студентов с низким уровнем способности к саморуководству и возросло

количество студентов со средним и высоким уровнем (см. диаграмму 2).

«Самоуправление

саморуководство

включает

отбор

и

анализ

поступающей

информации,

постановку

целей

и

принятие

решений,

определение планов и способов

действия,

исполнение

намеченного

путем

саморегуляции

духовных

и

физических сил»,

так необходимых для студентов.

Диаграмма 2

Уровни развития саморуководства студентов

0

10

20

30

40

50

60

на начало эксперимента

на конец эксперимента

%

низкий

средний

высокий

Общеизвестно,

что

способности

развиваются

только

в

социальной

среде,

зависят

от

условий

жизни

и

особенно

воспитания.

Поэтому

самовоспитание,

саморазвитие

личности

тесно

связано

с

развитием

коллектива.

Самооценка,

самоконтроль,

самоанализ

возможны

лишь

в

коллективе. Любой педагог знает, что студенческий коллектив состоит не

просто из индивидов, а из личностей, каждая из которых имеет свои

особые черты характера, интересы, достоинства и недостатки. Личности

свойственно самоутверждаться, стремиться быть не похожей на других,

быть

признанной

другими,

уважать

себя.

Стремление

студентов

к

самоутверждению,

с

одной

стороны,

к

идентификации

с

коллективом

группы, с другой – одно из противоречий, разрешение которого придает

студенческой группе динамизм, развивает ее.

Таким

образом,

мною

видится

решение

данной

проблемы

путем

введения

в

работу

классного

руководителя часов

самопознания

и

личностно-ориентированных

классных

часов

студий

как

обязательных,

позволяющих

показать

студенту

его

потенциальные

возможности,

врожденные

качества,

природу

его

одаренности,

направить

его

на

самовоспитание, саморазвитие.

Список литературы

1. Гликман, И.З. Самовоспитание школьника и помощь учителя [Текст]

/ И.З. Гликман // Инновации в образовании. – 2007. - № 9. – С. 4-25.

2. Rudestam, K.E. Experiential groups [Text] / K.E. Rudestam // In theory

and practice. – California : Brooks/Cole Publishing Company Monterey 1982.–

384 p.

3. Щуркова, Н.Е. Педагогическая студия [Текст] / Н.Е. Щуркова, О.П.

Залекер. –М. : Интел-Тех : О-во «Знание» России, 1993. – 64 с.



В раздел образования