Автор: Тахтобина Евгения Викторовна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: КГБПОУ "Красноярский политехнический техникум"
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: О способах организации воспитательного процесса как основы для саморазвития студента
Раздел: среднее профессиональное
О способах организации воспитательного процесса как основы для
саморазвития студента
Тахтобина Евгения Викторовна, преподаватель математики,
КГБОУ «Красноярский политехнический техникум»,
Россия, г. Красноярск
Аннотация: современная педагогика считает главным в
процессе
становления
личности
человека
–
самовоспитание,
саморазвитие.
Предназначение
педагога
–
помогать,
поддерживать,
сопровождать
саморазвитие ученика.
Ключевые
слова:
самопознание,
мотивация,
потенциальные
способности, часы самопознания, личностно-ориентированные классные
часы студии.
С
юношеского
возраста
человек
развивает,
образовывает
и
совершенствует себя, прежде всего сам. Л.С. Выготский еще в 20-е годы
писал:
«…Строго
говоря,
с
научной
точки
зрения
нельзя
воспитывать
другого…
Ребёнок
в
конечном
счете
воспитывает
себя
сам…».
Самовоспитание – это накопление своего личного опыта, а опыт есть
самый
главный
воспитатель.
Поэтому
самовоспитание,
саморазвитие
приобретает решающее значение для самосовершенствования личности во
время обучения [1]. Именно в
учебных заведениях необходимо создать
условия, где каждому студенту будет дана возможность как можно раньше
выявить
свои
потенциальные
(индивидуально-психологические)
способности.
Многие из нас методом проб и ошибок определяют свою жизненную
траекторию неосознанно, интуитивно, а то и случайно. А. де С. Экзюпери
писал: «Слишком много на свете людей, которым так никто и не помог
пробудиться». Это высказывание необходимо принять как стратегическое
направление
современного
этапа
развития
педагогики
–
воспитание,
ориентированное на педагогическое стимулирование всех видов «самости»
(с амопознания,
с амоопределения,
с а м о с о в е р ш е н с т в о в а н и я ,
самореализации)
–
главное
условие
развития
студента,
его
успешной
социализации и индивидуализации в настоящем и будущем. Педагоги и
психологи должны пропагандировать идею самовоспитания, саморазвития
– ее полезность, важность и необходимость для каждого студента. Именно
о н и
м о г у т
и
д ол ж н ы
о ка з ат ь
е м у
н а и б ол ь ш у ю
и
с а м у ю
квалифицированную помощь в его работе над собой.
Процесс самовоспитания, саморазвития, самореализации начинается,
как известно, с самопознания. С этой точки зрения, одной из основных
задач психологической службы учебного заведения является диагностика
индивидуально-психологических
(потенциальных,
личностных
и
интеллектуальных)
способностей
студентов:
темперамент
(тест
Г.
Айзенка), типы отношений к окружающим (Т. Лири), «конструктивный
рисунок человека» (Эн Махони), типы личности (Д. Голланд), о талантах,
как их узнать? (А. Де Ханн, Г. Кафк) и др.
Результаты диагностики, представленные в индивидуальных картах,
позволяют
выявить
потенциальные
(врожденные)
возможности
и
склонности студентов к предметной и профессиональной деятельности,
уровень развития их интеллектуальных способностей, личностных качеств
и т.д. Совместно с психологами, классными руководителями и родителями
студенты
анализируют
индивидуальные
карты
своих
потенциальных
возможностей и уровней развития тех или иных способностей и качеств, в
соответствии, с чем наметить план собственного саморазвития. В связи с
этим у них появляется возможность в определении направления и выборе
средств для личностного роста. В рамках подобной практики студенты
становятся познающими и осознающими себя личностями, у них начинает
формироваться мотивация на самовоспитание и саморазвитие.
Формированию
способности
студентов
к
самовоспитанию,
саморазвитию
способствует
проведение
часов
самопознания
по
таким
темам как: «Мой идеал», «Как изменить свой характер», «Закаляй волю»,
«Как
стать
лидером»
и
др.
При
таком
построении
воспитательного
процесса студенты познают свои способности, получают теоретические
знания по теме, знакомятся с мнениями участников по рассматриваемой
проблеме, высказывают свою точку зрения по тому или иному вопросу и
т.п. Кроме того, на часах самопознания студенты учатся планировать свой
день, воспитывать волю, формировать характер, выполняют задания по
самодиагностике, изучению и становлению личности, получению знаний о
себе.
Студент для развития
своих потенциальных способностей должен
накопить соответствующие знания, средства, а потом уже применять их к
саморазвитию. Роль педагога заключается в стимулировании и поддержке
всех внутренних сил его учеников, и обеспечении их педагогическими
знаниями по самовоспитанию и саморазвитию. При этом большую роль
играет
метод
руководства
самовоспитанием
студентов.
Его
ведущими
приемами являются: советы по выбору личного идеала, рекомендации о
формах
самоанализа,
самооценки,
характере
поступков,
советы
по
выработке навыков самовнушения, самоодобрения, самоосуждения.
Чтобы студенты могли развивать свои индивидуальные способности
необходимо
умелое
руководство
со
стороны
педагогов
и
создание
творческой образовательной, воспитательной среды. Такая среда может
быть создана при проведении личностно-ориентированных классных часов
в
форме
студий,
где
проектируется
пространство,
близкое
к
реальной
жизни, а педагог становится полноправным участником (фасилитатором).
Педагогические студии появились в нашей стране в 20-е годы. Идея
студийного обучения педагогов сохранилась в работах А.С. Макаренко и
Н.Е. Щурковой. Практика студийного обучения создала структуру занятий.
Она аналогична структуре классической драмы («драма» в переводе с
греческого
–
«совершающееся
действие»).
Студийное
действие
разворачивается как будто бы по заданному драмой алгоритму: сначала
«экспозиция»,
потом
«реализация»
(осуществление
действия),
затем
«кризис»,
а
после
«перипетии»
(выяснение)
итоговое
«разрешение».
Соглашаясь с мнением Щурковой Н.Е. [3] полагаю, что такая аналогия не
случайна,
она
основана
на
психологии
восприятия
и
психологии
отношений: воспринимая явление, мы формируем к нему отношение, и это
отношение определяет меру активности личности.
Три метода лежат в основе студийной работы.
1. Теоретическое изложение необходимой информации, представление
высказываний великих людей поданной проблеме.
2. Дискуссия, содействующая осмыслению предъявленного материала.
3.
Игровые
упражнения,
вооружающие
участников
набором
практических и фантастических решений данной проблемы.
Студия
соответствует
предложенной
автором
К.Е.
Рудестамом
[2],
групповой форме работы, а это одновременное, совместное обучение, где
нет формального деления на обучаемых и обучающихся. Другое условие,
которое
естественно
возникает
при
проведении
студии
–
участники
целенаправленно
сопоставляют
свои
достоинства
и
недостатки
в
сравнении
с
другими.
Появляется
естественный
мотив
изменить
свои
взгляды, начать работу над собой. Мною не случайно выбрана эта форма
воспитательной
работы.
Студия
наиболее
плотно
совмещает
теорию
и
практику и направлена на всестороннее овладение какой-то определенной,
вычлененной проблемой.
Личностно-ориентированные
классные
часы
студии
проводятся
по
разнообразной тематике, например: «Свое счастье человек творит сам»,
«Куда ведет мой каждый шаг, вверх или вниз?», «Что я хочу?» и др.
Правильно
организованная
внеурочная
деятельность
имеет
особую
психолого-педагогическую
ценность.
В
свободной
(до суговой)
деятельности по интересам выражены все необходимые для полноценного
формирования личности этапы: целеполагание (развитие свободы воли),
планирование
и
организация
(инициатива,
творчество),
реализация
намеченных
целей.
Студенты
учатся
анализировать,
сравнивать,
сопоставлять,
«примерять
на
себя»
те
или
иные
качества,
моменты
в
культуре
поведения;
решают,
принимать
ли
те
или
иные
жизненные
ценности.
На
основании
сказанного
приходим
к
выводу,
что
личностно-
ориентированными можно считать в воспитании лишь те изменения, в
которых
доминирующим
выступает
«личностное
изменение»,
то
есть
изменения, которые непосредственно соотносятся с личностным развитием
(саморазвитием)
студентов.
Это
сплав
мыслей,
чувств,
поступков,
прожитых студентами и имеющих для них самодостаточную ценность.
Подходы, разработанные нами, позволяют добиться серьезных результатов.
По
выявлению
«Оценки
способностей
к
саморазвитию
и
самообразованию»
(тест
В.И.
Андреева)
студентов
установили,
что
показатели
лиц,
обладающие
высоким
уровнем
способности
к
саморазвитию и самообразованию, не изменился. Однако лица, имевшие
низкий уровень оценки саморазвития, исчезли. Выше среднего прирост
составил 17 %, средний прирост составил 28 %. Ниже среднего показатель
оценки способности к саморазвитию уменьшился на 10 %. (данные на
диаграмме 1).
Диаграмма 1
Уровни развития способности к саморазвитию, самообразованию
На
начало
эксперимента
у
60
%
студентов
был
низкий
уровень
развития
способности
к
самоуправлению
–
саморуководству
(тест-
опросник В.В. Столин, С.Р. Пантелеева), средний у 30 %, высокий у 10 %.
В конце эксперимента только 40 % студентов имели низкий уровень, 40 %
средний и 20 % высокий. Это говорит о том, что снизилось количество
студентов с низким уровнем способности к саморуководству и возросло
количество студентов со средним и высоким уровнем (см. диаграмму 2).
«Самоуправление
–
саморуководство
включает
отбор
и
анализ
поступающей
информации,
постановку
целей
и
принятие
решений,
определение планов и способов
действия,
исполнение
намеченного
путем
саморегуляции
духовных
и
физических сил»,
так необходимых для студентов.
Диаграмма 2
Уровни развития саморуководства студентов
0
10
20
30
40
50
60
на начало эксперимента
на конец эксперимента
%
низкий
средний
высокий
Общеизвестно,
что
способности
развиваются
только
в
социальной
среде,
зависят
от
условий
жизни
и
особенно
воспитания.
Поэтому
самовоспитание,
саморазвитие
личности
тесно
связано
с
развитием
коллектива.
Самооценка,
самоконтроль,
самоанализ
возможны
лишь
в
коллективе. Любой педагог знает, что студенческий коллектив состоит не
просто из индивидов, а из личностей, каждая из которых имеет свои
особые черты характера, интересы, достоинства и недостатки. Личности
свойственно самоутверждаться, стремиться быть не похожей на других,
быть
признанной
другими,
уважать
себя.
Стремление
студентов
к
самоутверждению,
с
одной
стороны,
к
идентификации
с
коллективом
группы, с другой – одно из противоречий, разрешение которого придает
студенческой группе динамизм, развивает ее.
Таким
образом,
мною
видится
решение
данной
проблемы
путем
введения
в
работу
классного
руководителя часов
самопознания
и
личностно-ориентированных
классных
часов
студий
как
обязательных,
позволяющих
показать
студенту
его
потенциальные
возможности,
врожденные
качества,
природу
его
одаренности,
направить
его
на
самовоспитание, саморазвитие.
Список литературы
1. Гликман, И.З. Самовоспитание школьника и помощь учителя [Текст]
/ И.З. Гликман // Инновации в образовании. – 2007. - № 9. – С. 4-25.
2. Rudestam, K.E. Experiential groups [Text] / K.E. Rudestam // In theory
and practice. – California : Brooks/Cole Publishing Company Monterey 1982.–
384 p.
3. Щуркова, Н.Е. Педагогическая студия [Текст] / Н.Е. Щуркова, О.П.
Залекер. –М. : Интел-Тех : О-во «Знание» России, 1993. – 64 с.