Автор: Осипова Марьям Маруфовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 33
Населённый пункт: город Балаково
Наименование материала: Статья
Тема: Нетрадиционные методы рисования
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Нетрадиционные методы рисования»
Цель:
Совершенствовать нетрадиционную технику рисования.
Задачи:
Вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик на нетрадиционные
методы в рисовании.
Познакомить с новыми видами нетрадиционной техники и особенностью их
средств выразительности.
Способствовать тому, чтобы дети использовали полученные знания в своей
творческой работе.
Краткое содержание:
Рассматривание живописных картин, показ иллюстраций с репродукциями
разных видов живописи.
Рассказы воспитателя о художниках, беседа по вопросам.
Дидактическое упражнение «Найди в группе вещи (предметы), которых
коснулась рука художника. Дидактическая игра «Художники», пальчиковая
гимнастика «Я-художник», чтение стихотворения «Что я узнал» А. Кушнер,
обсуждение ситуации «Если б не было художников…»
Методы, используемые в работе с детьми.
Монотипия.
Нетрадиционная техника оттиска, которая используется во всех группах
детского сада, но в младшей и средней группах её выполняет воспитатель, а в
старшей и подготовительной группах сами дети. Используется эта техника
для создания фона в предметном и сюжетном изображении, в рисовании и
аппликации.
Техника.
Согнуть альбомный лист пополам. На одной стороне сделать заливку (краски
должны быть насыщены водой). Прикрыть второй половинкой, разгладить,
дать высохнуть. Фон готов.
Пальцеграфия.
Используется во всех группах, начиная с младшей группы. Специфика в том,
что дети делают оттиски подушечками пальцев, фалангами, всей пятерней,
тыльной стороной кисти. В младшей группе дают 1-2 краски для рисования
пальчиком. Начиная со средней группы, даём столько красок, сколько нужно
для изображения предмета. В старшей и подготовительной группах дети
рисуют пятью пальцами. Каждому пальцу соответствует свой цвет.
Техника.
Сначала ставится в середине точка пальцем. От неё идет наращивание
изображения. Мелкие детали (глаза, нос) можно дорисовать кистью. Иногда
наоборот. Основное изображение делается кистью, а фактура (мех, пух,
листья,трава) выполняются с помощью пальцев.
Рисование по сырому.
Используется в старших группах для передачи настроения, хмурой ненастной
погоды, дождя, тумана. Бумага должна быть сырой, она должна быть
влажной. По сырому лучше рисовать тушью, но можно и гуашью.
Техника.
Два способа рисования.
1 способ. Бумагу опустить в таз с водой на 2-3 секунды, дать стечь,
подождать какое-то время. После этого на ней можно рисовать. Рисунок будет
расплываться, давая неясные очертания.
2 способ. Готовый рисунок опустить в воду и дать стечь, регулируя сток воды.
Оттиск со стекла.
Используется в старших группах. Края стекла должны быть обработаны и
оклеены скотчем.
Техника.
Нарисовать красками изображение на стекле. Можно одной, а можно
использовать несколько красок. Положить сверху лист бумаги, пока не
высохла краска, и прогладить в одном направлении. Осторожно убрать лист в
том направлении, в котором прогладили. Недостающие детали можно
дорисовать.
Кляксография.
Используется в старших группах.
Техника.
Согнуть лист пополам, на одну половинку поставить капли краски, накрыть
второй половинкой и разгладить. Раскрыть лист и дать просохнуть кляксе,
хорошо рассмотреть, чтобы увидеть, если необходимо дорисовать детали.
Рисование щетинкой.
Используется в старших группах. Щетинка создает эффект пушистости.
Техника.
Клеевую кисть даем дополнительно к беличьей, при рисовании фактуры
меха, пуха. Работая клеевой кистью, используем краску темнее или светлее
фона. Первые «точки» делаем на дополнительных листочках, чтобы снять
лишнюю краску.
Рисование свечой.
Рисование свечой, с последующей заливкой, используется в младшей группе
на развлечениях – «волшебные картинки», а в старших на основных
занятиях.
Техника.
«Волшебные картинки». На чистом листе свечой нанести рисунок. На глазах
у детей «залить» широкими мазками лист акварелью или гуашью. Там, где
свеча оставила след, краска будет скатываться.
Рисунок солью.
Используется в старших группах.
Оборудование: бумага, краски акварельные, гуашь, кисти. Если посыпать
рисунок солью она впитывается краской и при высыхании создает эффект
зернистости. Краска должна быть насыщенна водой, в воду надо добавит
клей ПВА.
Техника.
Последовательность работы.
1.
Нарисовать рисунок в середине листа. Далее нарисовать контур
рисунка. Затем нарисовать полоски волны, между полосками оставлять
просветы.
2.
Начинаем заливать краской первую волну с первого верхнего. Не
дожидаясь, пока высохнет, засыпаем густо солью. Далее рисуем вторую
волну и если во второй есть рисунок, тоже зарисовать. Волны рисуем
произвольной ширины. Цвет волн также может быть произвольным.
Они могут быть одного цвета, а могут разного, в зависимости от
изображаемого предмета.
3.
Дать рисунку просохнуть и стряхнуть лишнюю соль.
Результативность.
В результате проведенного мероприятия дети усовершенствовали навыки
монотипии, пальцеграфии, рисования по сырому, оттиска со стекла,
кляксографии, рисования щетинкой, рисования свечой, рисунка с солью.