Напоминание

Активизация учебной деятельности учащихся через создания проблемных ситуаций на уроках истории


Автор: Любовь Ивановна Буткач
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 19
Населённый пункт: г. Артем
Наименование материала: статья
Тема: Активизация учебной деятельности учащихся через создания проблемных ситуаций на уроках истории
Раздел: полное образование





Назад




Мышление начинается с проблемы или вопроса,

с удивления или недоумения, с противоречия.

С.Я. Рубинштейн

Активация учебной деятельности учащихся через создания проблемных ситуаций

на уроках истории.

Главная задача каждого учителя сегодня – не только обеспечить прочное и осознанное

усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение

их к творчеству. Творчество – это деятельность, результатом которой является создание

новых материальных и духовных ценностей. Существуют разные виды творчества –

техническое, художественное, научное…

Результатом научного творчества является появление новых знаний о мире, в котором

мы живем. Этот процесс длительный, а начинается он в возникновения проблемной

ситуации, т.е. со столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает

острое чувство удивления или затруднения, которое заставляет его

выполнить вполне

конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформировать вопрос. А

затем

разворачивается

второе

творческое

действо

поиск

решения,

позволяющий

школьнику

выдвигать

самые

разные

гипотезы

и

после

решения

их,

рождается

плод

творческого поиска - исследовательская работа, реферат, проект.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг

учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть

интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход к уже известному. При

подготовке

к

уроку

необходимо

продумать

несколько

возможностей,

способных

превратить обычный урок в проблемный, вызвать интерес к теме. Учитель должен уметь

так поднести учебный материал, чтобы у ученика возник вопрос «Как же так? Такого не

может быть? Все должно быть по-другому!».

В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:

-

проблемные

задания

с

недостающими,

противоречивыми

данными,

с

заведомо

допущенными ошибками;

- поиск истины (способа, приема, правила решения);

- различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- противоречия практической деятельности.

Выделяют приемы создания проблемной ситуации:

Тип

проблемной

ситуации.

Тип противоречий.

Приёмы создания проблемной

ситуации.

1.

С

удивлением

I.

Между двумя и

более положениями;

1.Предложить противоречащие факты,

теории или точки зрения.

2.Столкнуть разные мнения учеников

вопросом или практическим заданием.

II.

Между

житейскими

представлениями

учащихся и научным

фактом;

3.обножить житейские представление

учащихся вопросом или практическим

заданием на ошибку;

4.предъявить научный факт сообщением,

экспериментом или наглядностью;

2.

С

затруднением

ІІІ. Между

необходимостью и

невозможностью

выполнить задание

5.дать практическое задание

невыполнимое вообще;

6.дать практическое задание несходное с

предыдущим;

учителя

7.дать невыполнимое практическое

задание сходное с предыдущим;

3.

Сообщение темы урока с использованием приемов: «Яркое пятно»: В фрагменты

из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной

жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить

внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.; «Актуальность»:

Состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих

учащихся, лично для каждого;

4.

Побуждающий к проблеме диалог (диалог представляет собой сочетание приема

создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих

учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях, каждой из

них соответствует определенное побуждение к осознанию противоречия.

Поскольку учебная проблема существует в двух формах, побуждение к

формулированию проблемы представляет собой одну из двух реплик по выбору:

«Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?». По ходу диалога

учителю также необходимо обеспечивать без оценочное принятие неточных и

ошибочных ученических формулировок проблемы («Так, кто точнее

сформулирует?»);

5.

Подводящий к проблеме диалог (представляет собой систему вопросов и заданий,

обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания

могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными

для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам

сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать без

оценочное принятие ошибочных ответов учащихся);

6.

апелляция к жизненному опыту учащихся;

7.

демонстрация непонятных явлений.

Предлагаю вам ряд таких способов, приемов, заданий и упражнений, которые, на мой

взгляд,

подталкивают

ребят

к

творческой

деятельности

и

позволяют

сделать

урок

интересным,

запоминающимся,

побуждают

ребят

к

непосредственному

занятию

исследовательской деятельности.

Дают возможность реализовать себя. Иначе говоря,

творческий акт ученика может завершиться реализацией продукта, т.е. написанием и

защитой реферата или исследовательской работой.

Варианты создания проблемных ситуаций на уроке:

Проблемные задания

Типы ситуаций

1.

В поселке родовой общины обычно

строились большие, вместительные дома,

площадью

150-200

кв.

метров.

Какие

выводы

вправе

сделать

а р хе ол о г и ,

обнаружив остатки такого жилища?

2.

В первобытное время было много

животных, которыми могли питаться люди.

Однако

они

часто

голодали.

Объясните,

почему такое могло случиться в древности.

3.

Некоторые считают, что неравенство

возникло у первобытных людей потому, что

они

вели

войны

за

лучшие

поля,

скот,

С и т у а ц и я

н е о ж и д а н н о с т и

создается при ознакомлении учащихся

с

фактами,

идеями

вызывающими

у д и в л е н и е ,

к а ж у щ и м и с я

парадоксальными,

поражающими

своей неожиданностью.

Ситуация

конфликта

создается,

когда новые факты и выводы вступают

в

противоречие

с

устоявшимися

в

науки теориями и представлениями.

С и т у а ц и я

н е с о о т в е т с т в и я

создается,

когда

жизненный

опыт

учащихся

противоречит

научным

данным,

предъявленным

в

условиях

металлы…

Другие

полагают,

что

от к р ы т и е

металлов

и

их

обработка

стали

главной

причиной выделения знатных и богатых.

Какую из этих точек зрения разделяете вы?

По каким внешним признакам историки

смогли

доказать,

что

первые

золотые

и

серебряные монеты князь Владимир начал

чеканить только после крещения Руси?

4.

В

1357

г.

московский

летописец

записал: «Умер на Руси царь Джанибек».

Кто на Руси согласился с такой записью, а

кто нет?.

5.

Известно,

что

отец

Владимира

Мономаха

знал

5

иностранных

языков.

Какие это могли быть языки?

6.

В

58-м

томе

Энциклопедического

словаря

Брокгауза

и

Ефрона

(1903г.)

рассказывается о взятии войсками Петра I

Н о т е б у р г а :

« О с о б ы й

о т р я д

б ы л

переправлен на берег, прервав сообщение

крепости

с

Ниеншанцем.

Флотилия

блокировала

ее

со

стороны

Ладожского

озера.

На

самолете

была

устроена

связь

между обоими берегами Невы…» Разве в

эпоху Петра I существовали самолеты?

задачи.

Ситуация

неопределенности

возникает в случаях, когда проблемное

задание

содержит

недостаточное

количество данных для его решения.

Расчет делается на сообразительность,

смекалку и интуицию учащихся.

С и т у а ц и я

п р е д п о л о ж е н и я

основана на возможности выдвинуть

собственную

версию

о

причинах,

характере, последствиях исторических

событий.

Ситуация

выбора

предлагает

ш к о л ь н и к а м

и з

н е с к о л ь к и х

представленных

вариантов

ответа

выбрать

и

обосновать

один,

на

их

взгляд, наиболее убедительный.

Применение алогизмов, противоречий, неподдающихся логичному объяснению.

Известно, что в древности люди добывали огонь трением. У некоторых племен –

высеканием искры путем удара камень о камень. Но по праздникам огонь и у них

добывали трением. Какой способ добывания огня был более древним?

1.

В

задаче

сказано,

что

некоторые

племена

добывали

огонь

высеканием

искры

круглый год и только по праздникам они добывали огонь трением.

2.

Значит, высекание было более удобным способом, а трение менее удобным,

иначе они не тратили бы на неудобный способ все время.

3.

А так как мы знаем, что более удобное появилось позже менее удобного, то

4.

Значит трение было более древним способом добывания огня, а высекание более

поздним.

Предоставление учащимся выбора из двух или более альтернатив, точек зрения.

Прочитав текст, подберите к его содержанию только такие вопросы, которые придают

работе проблемный характер.

Пакт о ненападении 1939 г. на рубеже 1938-1939 гг. Берлин определил направление

дальнейшей экспансии. Планировалось захватить Польшу, а затем, накопив необходимые

силы и укрепив тылы, выступить против Англии и Франции. В отношении же СССР

нацисты

взяли

курс

на

«инсценировку

нового

рапалльского

этапа».

Такими

словами

охарактеризовал этот курс сам Гитлер, имея в виду свое намерение

Превратить СССР во временного «союзника» стремящейся к мировому господству

Германии

и

тем

самым

до

поры

до

времени

нейтрализовать

его,

не

допустить

вмешательство Москвы в боевые действия на англо-французской стороне. Германские

дипломаты получили указание при встрече со своими советскими коллегами неизменно

заводить разговоры о стремлении к расширению торговых связей и вообще об улучшении

отношений с СССР. В июле 1939 г. советскому послу в Берлине было без околичностей

заявлено: «Пусть в Москве подумают, что может предложить ей Англия. В лучшем случае

– участие в европейской войне и вражду с Германией, что едва ли является для России

желанной целью. А что можем предложить мы? Нейтралитет и неучастие в возможном

европейском конфликте и, ежели Москва того пожелает, германо-советское соглашение о

взаимных интересах».

Семена «нового Рапалло» упали в подготовленную почву. Несмотря на неудачу первой

попытки «навести мосты» между Москвой и Берлином (конфиденциальные разговоры на

эру тему были прерваны в середине 1937 г. по инициативе германского руководства)

И.В.Сталин

и

его

окружение

по-прежнему

не

исключали

возможности

сближения

с

Германией как альтернативы другого сближения – с западными демократиями. Между тем

последнее становилось все более проблематичным…

В середине августа 1939 г. И.В.Сталин сделал свой выбор. 23 августа, когда еще вяло

тянулись

военные

переговоры

с

Англией

и

Францией,

В.М.Молотов

и

министр

иностранных дел Германии А.Риббентроп подписали в Москве пакт о ненападении и

секретный дополнительный

Протокол к нему о разделе «сфер влияния» в Восточной Европе. Согласно последнему,

Берлин

признавал

«сферой

влияния»

Советского

Союза

республики

Прибалтики,

Финляндию, восточную часть Польши и Бесарабию. Через неделю после подписания

пакта Германия напала на Польшу. Англия и Франция, потерпев поражение в тайных и

явных попытках сговориться с Гитлером за счет СССР, объявили о военной поддержке

Варшавы. Началась вторая мировая война. СССР официально определил свое отношение к

воюющим государствам как нейтральное.

Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке. – М., 1997. – С.260-261.

Вопросы к тексту:

1.

Почему руководство фашистской Германии было заинтересовано в заключение

пакта о ненападении с СССР.

2.

Почему долгие десятилетия советское руководство отрицало факт существования

секретного дополнительного протокола?

3.

Какие этапы в советско-германских отношениях можно выделить в период с 1922

по 1939 год? Можно ли считать советско-германские документы августа-сентября 1939 г.

логическим

завершением

развития

отношений

между

двумя

тоталитарными

государствами в 30-е годы?

4.

Почему в 30-е годы СССР и правительствам стран западной демократии не удалось

создать в Европе единый антифашистский фронт? (Проверьте себя. В параграфе можно

найти четыре ответа на этот вопрос).

5.

«Ошибочно

суждение,

будто

у

СССР

не

было

иного

выбора,

как

пойти

на

соглашение с Великобританией и Францией, либо с Германией.

Был и третий путь- и он советскими руководителями обсуждался – не примыкать

ни

к

одной

из

группировок

держав.

Но

этот

путь

был,

как

видно,

отвергнут.

Он

противоречил «доктрине Сталина»…

Некрич А. 1941. 22 июня. – М., 1995. –С.32.

Есть еще одно мнение: «Секретный протокол свидетельствовал о том, что СССР стал

соучастником очередной перекройке карты Восточной Европы. Непосредственным итогом

подписания

этих

документов

стало

окончательное

решение

Гитлера

начать

агрессию

против Польши».

Кредер А.А.Новейшая история XX ВЕК. – М., 1997. – С. 127.

Определите позицию авторов учебников по отечественной истории в этом вопросе и

назовите наиболее аргументированную, на ваш взгляд, точку зрения.

Сравните различными мнениями о результатах и последствиях Бородинского

сражения сражения:

а) Бородинская битва завершилась поражением русской армии, которая не смогла

воспрепятствовать дальнейшему продвижению Наполеона.

б) Русские войска нанесли ощутимый урон французам, поэтому Бородино было

успехом Кутузова.

в) Бородино стало генеральной репетицией, без которой не были бы возможны

позднейшие успехи русской армии.

Сравните

два

варианта

описания

пирамиды

Хеопса

с

использованием

статистических данных. Какой из них вам кажется удачнее?

1.

«Самая большая пирамида построена около 2600 лет до н.э. вблизи Мемфиса

для фараона Хеопса. Высота ее почти 150 м. чтобы обойти пирамиду, нужно пройти около

километра! На постройку ее пошло 2 300 000 каменных глыб, самые меньшие из которых

весят по 2,5 тонны».

2.

«Высота

пирамиды

Хеопса

около

147

метров.

До

1889

года,

когда

была

возведена

Эйфелева

башня,

она

была

самым

высоким

зданием

в

мире.

(Подумайте,

сколько,

примерно,

лет

/веков/

тысячелетий

пирамида

Хеопса

была

самым

высоким

сооружением в мире).

Длина каждой наклонной стороны – около 235 метров, площадь ею занимаемая – около

55 тысяч квадратных метров. В объеме пирамиды мог поместиться любой европейский

собор!

Сложена

пирамида

из

блоков

известняка

весом

в

2,5,

а

то

и

3

тонны.

Всего

на

сооружения пирамиды Хеопса потребовалось 2 300 000 таких блоков. (Подсчитайте, каков

приблизительно, вес этой пирамиды). Блоки так плотно пригнаны друг к другу, что между

ними не просунешь и иголку!».

Сравните мнения историков о последствиях «Холодной войны». Как вы считаете, кто

виноват?

Советские историки приписывают вину за развязывание “холодной войны” Западу,

Западные - СССР, третьи - обеим сторонам.

В ходе эвристической беседы подвести школьников к ответу.

1.

«Хан Батый после захвата русских городов и земель налагал дань на них. Новгород

же монголо - татары никогда не завоевывали, однако золотоордынскую дань нес и этот

город. Почему?

2.

«Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины-все актеры. У них есть выходы,

уходы.

И

каждый

не

одну

играет

роль…

Семь

действий

в

пьесе

той:

«Младенец,

школьник, юноша, любовник, солдат, судья, старик!» (У. Шекспир).

Вопрос: В театре все роли заказаны, а в реальной жизни?

Необходимо мотивировать учащихся на конкретный вывод: «Треть своей жизни человек

обучается жить в мире сложных общественных отношений»

1.

Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные ошибки.

Тексты с ошибками являются хорошим подспорьем в работе учителя для лучшего

усвоения фактического материала и повышения мотивации при изучении истории. Их

можно использовать при проведении познавательно-развлекательных игр, занятий

повторительно-обобщающего характера, для индивидуальной работы, в том числе в

компьютерном зале. Ошибки в датировке событий ребята быстро поправляют, а вот с

поиском ошибок в историческом тексте затрудняются и порой ищут грамматические

ошибки, но потом, поняв сущность задания, сами с удовольствием составляют такие

тексты с ошибками.

Найдите в текстах ошибки и исправьте их:

А) Тутмос III намеревался увековечить свое имя, построив величайшую пирамиду

Египта. Стараясь во всем отличаться от предыдущих царей, он приказал заложить

фундамент постройки на восточном берегу Нила, чтобы ветры, дующие из Сахары, не

смогли замедлить строительство. Однако верховный жрец Хеопс доложил царю, что

строительство пирамиды затягивается из-за нехватки рабов.

Царь повелел собирать войско для похода в далекую северную Нубию. Он рассчитывал

на большую добычу: серебро, слоновую кость, дерево и, конечно, “живой товар”. Армия

египтян наводила ужас на своих соседей. Покоренные народы называли столицу Египта –

город Каир – “городом крови”.

Обеспечив строительство достаточным количеством рабов, царь повелел завершить

строительство пирамиды к концу 1750 года до н.э.

Ошибки: Во времена Тутмоса III пирамиды не строились, величайшая пирамида была

выстроена по приказу Хеопса, правители Египта – фараоны, а не цари, все пирамиды

были построены на левом берегу Нила в соответствии с религиозными представлениями

египтян о том, что “царство мертвых” расположено на западе, Хеопс был фараоном, на

строительстве пирамид были задействованы в основном крестьяне, Нубия расположена

южнее Египта, Каир не был столицей древнего Египта, “Городом крови” называли

столицу ассирийского царства – Ниневию, Тутмос III правил позже.

Б) Благодаря плодородным почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив,

оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.

Ошибки: На каменистых почвах Аттики плохо росли зерновые культуры, поэтому

хлеба не хватало. И наоборот, оливки и виноград выращивались в больших количествах.

Оливковое масло и вино отправляли на продажу и в другие страны.

В) Великий князь московский Василий III умер в I533 году, регентшей при

трехлетнем сыне Иване стала его мать Софья Палеолог. Однако правила мать Ивана всего

год. После ее смерти наступил период боярского правления, который был назван Смутным

временем. Разгул и притеснения бояр вызывали всеобщее недовольство. Народ связывал

надежды на прекращение Смуты с коронацией Ивана IV Васильевича.

Молодой царь решительно взялся за наведение порядка и укрепление государственной

власти. С этой целью он созвал Земский собор, принявший новый Судебник. Статьи

законов были разделены на 100 глав, поэтому собор вошел в историю как “Стоглавый”. По

новому Судебнику ограничивались злоупотребления наместников, усилилась зависимость

крестьян от землевладельцев. Создавались новые центральные органы управления –

приказы. Была проведена военная реформа: отменялось местничество, создавалось

опричное и стрелецкое войско.

Благодаря этим реформам появилась возможность проведения более активной внешней

политики и захвата Поволжья и Прибалтики. В 50-е годы XVI века в состав России вошли

Казанское, Астраханское и Крымское ханства. Началась длительная война с Ливонским

орденом, завершившаяся в 1584 году присоединением к России части польской Ливонии.

Во время войны некоторые бояре, в том числе князь Андрей Курбский, бежали в Литву,

так как опасались необузданного царского гнева и подозрительности.

В 1565 году болезненно подозрительный Иван IV ввел опричнину, жертвами которой

стали не только бояре, но и близкие царю люди. В 1581 году в припадке гнева царь убил

своего сына и наследника престола царевича Ивана. В 1584 году скончался Иван Грозный,

династия Рюриковичей по мужской линии пресеклась.

Ошибки: Регентшей Ивана IV была его мать Елена Глинская, правила Елена Глинская

с 1533 по 1538 год, Смутное время – более поздний период истории, связанный с

династическим кризисом (пресечением династии Рюриковичей), Стоглавым был

церковный собор, а не Земский, Судебник, принятый в 1550 году, не содержал 100 глав, по

новому закону местничество ограничивалось, отмена местничества произойдет позже, в

1682 году, в ходе военной реформы создавалось стрелецкое, а не опричное войско, в состав

России в 50-е годы вошли Казанское и Астраханское ханства, Крым был присоединен в

период правления Екатерины Великой, Ливонская война закончилась поражением России в

1583 году, династия Рюриковичей пресеклась после смерти Федора Иоанновича в 1598

году.

Г) Недовольство монархическим строем, войной и общим положением нарастало, и в

конце концов оно вылилось в демонстрацию рабочих и крестьян. Сначала на улицы

Петрограда вышли женщины, затем забастовка охватила весь город.

Днем позже Николай получил телеграмму от председателя Думы Каменева:

«Положение серьезное. В столице анархия. Правительство парализовано. Растет общее

недовольство. Войска стреляют друг в друга. Необходимо немедленно поручить лицу,

пользующемуся доверием, составить новое правительство. Всякое промедление смерти

подобно».

Император приказал войскам утихомирить волнения. Но командующие сказали, что сил

для подавления революции нет. 4 марта 1917 года Николай II был вынужден подписать

Манифест об отречении от престола. В день отречения императора было создано

Временное правительство, которое полностью брало на себя власть до созыва

Учредительного собрания.

Временное правительство обещало решить многие вопросы (аграрный вопрос,

подготовка выборов в Учредительное собрания, прекращение войны и др.). Но не

торопилось в действиях: реформа, связанная с земельной проблемой, затягивалась;

введение 8-часового рабочего дня откладывалось до окончания войны.

В апреле напряжение народа накалилось. Причиной этому стал один из актов

Временного правительства. 18 апреля появилась нота Гучкова к союзным странам о том,

что Россия будет сражаться против Германии до победного конца. Бессмысленная война

отягощала русский народ, все хотели мира. Из-за всеобщего недовольства пришлось

выгнать из правительства двух его членов и создать 1-ое коалиционное правительство.

Ошибки: Николай получил телеграмму от председателя Думы Родзянко, Николай II

подписал манифест об отречении от престола 2 марта, Временное правительство не было

единственным органом власти на тот момент. В стране установилось двоевластие

(Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов),

Временное правительство не обещало прекращения войны,

18 апреля появилась нота Милюкову.

При создании проблемных ситуаций необходимо соблюдать следующие

правила:

-

при решении проблемной ситуации ученик открывает новые знания или действия,

обязательные для усвоения (ученикам надо предлагать такие задания, при выполнении

которых им следует открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. Задания

основываются

на

уже

имеющихся

у

учащихся

знаниях

и

содержат

только

один

неизвестный элемент. Неизвестное - это закономерность или общие условия действия,

которые вызывают познавательную потребность);

-

проблемная ситуация должна соответствовать интеллектуальным

возможностям ученика (решение задачи, не содержащей познавательного затруднения,

способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей,

которые ставит перед собой проблемное обучение, с другой стороны проблемная ситуация

имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных

последствий);

-

должна предшествовать объяснению материала обязательному для усвоения;

-

в

качестве

проблемной

ситуации

могут

служить:

учебные

задачи,

вопросы,

практические задания;

-

возникшую проблемную ситуацию должен формулировать сам учитель, указывая

ученику на невозможность объяснения тех или иных фактов.

Работа по внедрению проблемных ситуаций должна носить систематический характер.

Учащиеся довольно быстро втягиваются в такого рода общение, уроки для них проходят

интереснее, у них вырабатывается потребность анализировать, доказывать, спорить, что

способствует

развитию

творческой

активности,

повышается

самооценка,

интерес

к

предмету, развивается потребность в познании нового. Ситуация затруднения учащихся в

решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него

знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение

новых. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому,

что он не сдается перед проблемами, а стремится их разрешить.

Нельзя

заставлять

ребёнка

слепо

штудировать

предмет

в

погоне

за

общей

успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться

ошибок, воспитывать у учащихся смелость.

Но этот метод сложен тем, что требует дополнительного времени и труда учителя.

Используемая литература:

1.

Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории// Преподавание истории в

школе, №8, 1999

2.

Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.:

Знание, 1991

3.

Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.

- М.: Просвещение, 1977

4.

Лернер И.Я. Задания для самостоятельной работы по истории СССР. 8 кл.: Пособие

для учителя. – м ., 1988. – С.6.

5.

Лернер И. Я. «Древний мир. Познавательные задачи».

6.

Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. –

СПб. 2014.



В раздел образования