Напоминание

Анализ УМК по истории России издательства "Просвещение" под редакцией академика РАН А.В. Торкунова


Автор: Высоких Людмила Петровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №21"
Населённый пункт: город Ангарск
Наименование материала: Выступление на Педагогическом Совете
Тема: Анализ УМК по истории России издательства "Просвещение" под редакцией академика РАН А.В. Торкунова
Раздел: среднее образование





Назад




Анализ УМК по истории России издательства «Просвещение» под редакцией А.В.

Торкунова

Учителя истории и обществознания МБОУ «ООШ №21» город Ангарск

Высоких Людмилы Петровны

Выступление на Педагогическом Совете

В данном материале дан краткий анализ УМК по истории России издательства

«Просвещение» под редакцией А.В.Торкунова. В нём выделены преимущества учебника,

подробно разбирается почему именно этот учебник может быть использован для

обучения наших детей наиболее оптимально, насколько в нём реализованы основные

требования концепции нового УМК и историко-культурного стандарта и требования ФГОС

к организации учебной работы.

Переход к ФГОС нового поколения поставил перед нашим образовательным

учреждением задачу осуществления новых подходов к содержанию и результатам

образования учащихся, и, соответственно, к выбору учебника по истории, который бы

соответствовал всем требованиям, предъявляемым современными руководящими

документами. Необходимость замены учебника диктуется несколькими причинами:

развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний,

возросшим общественным интересом к событиям прошлого.

«История», как дисциплина, в настоящее время отходит от традиционного

формационного подхода к историческому развитию, рассматривая историческое развитие

скорее как переплетение цивилизационных процессов и причинно-следственных связей.

Это своевременно и актуально, т.к. поиск общечеловеческих ценностей сегодня нужно

искать именно у истоков мировых цивилизаций, изучая в системе историко-культурные

процессы.

При подборе учебника мы учитывали тот факт, что хороший современный учебник

обязательно должен быть информационно-избыточным. Чтобы учитель мог легко

отобрать главное, необходимое для запоминания совместно со школьниками в процессе

работы над текстом. Информационная избыточность учебника освобождает учителя от

роли передатчика информации, а учеников – от необходимости в течение всего урока

записывать лекции.

В результате мы остановились на УМК Н. Арсентьева, А. Данилова, И. Курукина, А.

Токарева «История России. 7 класс» издательства «Просвещение» 2016 г., под редакцией

А. Торкунова. Линия УМК по Отечественной истории включает в себя помимо данного

учебника:

рабочую

программу

курса

с

тематическим

планированием,

поурочные

рекомендации с планированием и готовыми технологическими картами урока, рабочую

тетрадь по истории России, рассказы по истории, атласы и контурные карты, справочник

по терминам и персоналиям, хрестоматию в двух частях в электронном виде, электронную

форму

учебника.

УМК

создан

в

соответствии

с

Федеральным

государственным

образовательным стандартом основного общего образования и требованиями историко-

культурного стандарта. Учебник предусматривает переход с концентрической системы

преподавания истории на линейную.

Так же в данном учебнике реализованы все основные требования как концепции

нового учебно-методического комплекса и историко-культурного стандарта, так и ФГОС.

Анализируя содержания учебника хотелось бы выделить следующие аспекты:

- содержание материала учебника адаптировано под возрастные и психологические

особенности учащихся, нет академизма в изложении материала;

- впервые за последние двадцать лет произошло радикальное обновление научного

содержания, предложенное авторами учебника с учетом последних достижений мировой

исторической науки;

- в содержании материала учебника показаны роль и место отечественной истории в

русле мировых событий;

- в

основу

линии

УМК

положен

культурно-антропологический

принцип.

Вопросам

культуры

и

повседневной

жизни

населения,

различных

его

слоев,

уделено

большое

внимание;

- здесь

соблюдено

требование

историко-культурного

стандарта –

количество

параграфов в учебнике должно быть на треть меньше, чем количество часов, которое

отводится

на

изучение

предмета.

В

данном

учебнике

26

параграфов

(на

изучение

предмета

же

отведено

35

учебных

часов).

Это

очень

важное

положение,

которое

позволяет учителю самому определять, какие темы изучить глубже, как спланировать

свою рабочую программу обучения с учетом творческих и иных возможностей учеников;

- учебник

соответствует

требованиям

историко-культурного

стандарта

и

в

плане

единого перечня исторических имен и персоналий, единства терминологии, событий и

исторических источников. Эти требования и их соблюдение – залог успешной подготовки к

ЕГЭ;

- для

удобства

пользования

учебник

оснащен

аппаратом

персонального

ориентирования, включающий оглавление и инструктивное введение «Как работать с

учебником». Перед каждым параграфом – вопрос, который помогает установить связь

новой

темы

с

имеющимися

у

школьников

знаниями,

позволяет

вспомнить

ранее

изученный

материал

из

курсов

истории,

обществознания,

литературы

и

географии,

мотивирует на изучение нового материала. В конце параграфа есть рубрика «Подведем

итоги», подтверждающая правильность ответа;

- основу методического аппарата учебника заложен системно-деятельностный подход

в

обучении,

направленный

на

формирование

у

школьников

универсальных

учебных

действий.

Этому

способствуют

разноуровневые

вопросы

и

задания,

отрывки

из

исторических сочинений, темы для проектов, исследований, творческих работ;

- вопросы и задания предлагаются по ходу изложения текста учебника, а также к

источникам и иллюстрациям;

- есть

вопросы

разной

степени

сложности

и

видов:

аналитические,

творческие,

проблемные, репродуктивно-преобразующие. Они разделены на два уровня: вопросы,

направленные на закрепление материала и задания, нацеливающие на размышления,

проведение

собственного

исследование,

на

дискуссии

по

важным

проблемам

отечественной истории. Выполнение таких заданий мотивирует учащихся к поиску новой

информации и невозможно без привлечения дополнительных источников информации;

- новые рубрики учебника помогают существенно повысить интерес к родной истории;

- в рубрике «Изучаем документ» представлены отрывки из исторических источников.

Работая с ними, ученик выступает в роли историка-исследователя;

- в рубрике «Историки спорят» есть некоторые спорные вопросы истории;

- большое значение уделяется работе с картой. Этому посвящена рубрика «Работаем с

картой»;

- рубрика «История в лицах: современники» содержит краткие сведения о видных

исторических деятелях разных стран мира, живущих в одно время, помогает установить

связь истории России с мировой историей;

- при создании методического аппарата авторами делался акцент на деятельностный

подход.

Например,

при

выполнении

заданий

рубрики

«Думаем,

сравниваем,

размышляем»

школьникам

нужно

будет

поразмышлять

о

какой-то

исторической

проблеме,

рассказать,

что-то

описать,

предложить

свою

точку

зрения,

а

не

просто

заучивать содержание параграфа;

- большинство

заданий

учебника

побуждает

учащихся

к

самостоятельному

рассуждению, стимулирует на получение исторических знаний из других источников, учит

анализировать исторические тексты, сопоставлять разные точки зрения, различать факты

и

их

интерпретации,

способствует

формированию

навыков

исследовательской

деятельности и развитию критического мышления учащихся;

- учебнику свойственны новый дизайн и хорошее полиграфическое качество;

- образ изучаемой эпохи помогают представить наглядные цветные и качественные

иллюстрации;

- в конце учебника имеется словарь основных исторических понятий и терминов, имен

исторических деятелей, темы информационно-творческих проектов, указаны основные

источники по истории XVI–XVII веков, список дополнительной литературы и интернет-

ресурсов.

В то же время предложенный учебник не лишен и некоторых недостатков. У него

нестандартный широкий формат и неплотная обложка. Состоит учебник из двух частей,

словарь же основных исторических понятий и терминов, имен исторических деятелей,

темы

информационно-творческих

проектов,

список

источников,

дополнительной

литературы и интернет-ресурсов находится только в конце второй части. Это вызывает

некоторые

неудобства

при

работе

с

учебником.

Недостаточно

продумана

система

контрольно-оценочной деятельности и систематизирована проектно-исследовательская

деятельность.

Подводя

итог

вышеуказанным

достоинствам

и

недостаткам,

нами

был

сделан

следующий вывод: именно этот учебник может быть использован для обучения наших

детей наиболее оптимально, т.к. в нем реализованы основные требования концепции

нового учебно-методического комплекса и историко-культурного стандарта. Так же учтены

и

требования

ФГОС

к

организации

учебной

работы

в

деятельностном

режиме,

достижению как предметных, так и метапредметных результатов.



В раздел образования