Авторы: Дворцова Людмила Петровна, Шеянова Олеся Владимировна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №328"
Населённый пункт: г.о.Самара
Наименование материала: проект
Тема: "Ознакомление детей с правилами дорожного движения"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 328» городского округа Самара
Проект
по правилам дорожного движения
Выполнили проект: воспитатели Шеянова О.В.
Дворцова Л.П.
инструктор по физической культуре Болгова Г.А.
2019год
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники
проекта: Дети подготовительной
группы, воспитатели, инструктор по
физической культуре , родители группы .
Основное направление проекта: предупреждение детского дорожно-транспортного
травматизма.
Мероприятия: беседы, викторины, НОД познавательного цикла с использованием
ИКТ, наблюдений за движением транспорта, чтение художественной литературы, конкурс
рисунков, отгадывание загадок, кроссвордов, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры –
соревнования, разминки, оформление уголка по правилам дорожного движения.
Актуальность
темы: Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей
дошкольного
возраста
навыков
безопасного
поведения
на
улицах.
Детский
дорожно-
транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного
общества. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами
дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно
входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это
особая категория пешеходов и пассажиров.
Вот
почему
с
самого
раннего
возраста
необходимо
знакомить
детей
безопасному
поведению на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения. В
этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения. У детей данного
возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая
свойственна взрослым. Представленные сами себе дети, особенно младшего возраста,
мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не
умеют
еще
в
должной
степени
управлять
своим
поведением.
Они
не
в
состоянии
правильно
определить
расстояние
до
приближающейся
машины,
и
ее
скорость
и
переоценивают собственные способности, и считают себя быстрыми и ловкими.
Поэтому изучение Правил дорожного движения является одной из главных задач на
сегодняшний
день,
а
способность
этому
будет
работа
над
проектом,
посвященная
изучению Правил дорожного движения. И может быть эффективной при условии если
работу по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма педагог проводит
целенаправленно с родителями и взрослыми, сопровождающими детей в дошкольное
учреждение.
Цель: формирование и развитие у детей навыков безопасного поведения на дорогах,
в транспорте и на улице.
Задачи:
Знакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое
изображение для правильной ориентации на улицах и на дорогах.
Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной
среды.
Расширять
словарный
запас
детей
по
дорожной
азбуке..Во спитывать
дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения,
культуру поведения пешеходов.
Повышать компетентность родителей по вопросам соблюдения ПДД.
Взаимодействие с ГИБДД
и другими организациями по организации работы по
предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
Привлечение
внимание
родителей
к
воспитанию
у
детей
навыков
безопасного
поведения на дорогах;
Привлечение
внимания
предприятия,
организаций
по
профилактике
детского
дорожно-транспортного травматизма;
Воспитывать в детях грамотного пешехода.
Претпологаемый результат: Воспитать грамотного пешехода;
Уметь ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, искать пути решения выходы из
них;
Снизить процент ДДТТ (детского дорожно-транспортного травматизма) с участием
детей.
Повышение активности родителей в обеспечении безопасности детей на дороге и в
транспорте.
Работа при подготовке к проекту:
Консультации для родителей;
Создание и разработка дидактических и подвижных игр по правилам дорожного
движения;
Подбор материала о Правилах дорожного движения;
Организованные собрания;
Материалы:
Элементы дорожных знаков, картинки с изображением ситуаций на дорогах, детские
машины-каталки, элементы костюма постового (фуражка, жезл), фартуки с изображением
автомобилей,
светофора,
рули,
конструктор
-
трансформер,
информационное
поле
по
дорожному движению.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1.
Подбор материала по Правилам дорожного движения (рисунков, фотографий о
дорожных ситуациях).
2.
Просмотр видео материала.
3.
Знакомство с литературными произведениями:
С. Михалков «Светофор», «Скверная история»,
М. Пляцковский «Светофор», А.Северный «Три чудесных цвета»,
Я Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой..», «Постовой», «Продуктовая
машина», Н. Носов «Автомобиль» и т.д.
4.
Изготовление дидактических игр по ПДД.
5.
Подбор материала для разработки модуля «Правила дорожного движения».
6.
Пополнение и обновление к сюжетно – ролевым играм «Дорожное движение»,
«Город – транспорт» по Правилам дорожного движения
7.
Изготовление альбома для рассматривания «Знакомимся с правилами дорожного
движения», «автотранспорт».
Основной этап работы:
Проведение мероприятий по модулю «Правила дорожного движения»
Обыгрывание дидактических
игр«Час пик», «Транспорт», «Светофор», «Назови
знак», «Слушай – запоминай».
Обыгрывание подвижных игр «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили»,
«Ловкий Пешеход», «Пешеходы и транспорт» и т.д.
Автомобиль «Лаборатория безопасности»
Решение игровых ситуаций.
Проведение тематических досугов и развлечений: Игра – путешествие «Светофорик
и дорога»
Кроссворды по правилам дорожного движения»
Проведение
бесед: "Безопасное поведение детей на дорогах"," Для чего нужны
дорожные знаки", "Обязанности пешехода", "Твой приятель светофор", "Правила
перехода улицы".
Проведение экскурсий к перекрестку «Правила маленького пешехода».
Оборудование детской игровой площадки по Правилам дорожного движения.
Игровые задания («Транспорт»)
Проверь себя (Карточки с вопросами и ответами).
Заключительный этап:
Участие в городском конкурсе "Засветись".
Викторина «Пешеход на улице»
Выставка детских рисунков
Памятки для родителей.
Таким образом, в результате реализации проекта мы получили следующие результаты:
- повышение эффективности обучения дошкольников по ПДД;
- у воспитанников сформированы навыки безопасного поведения на дорогах, они не только
знают правила дорожного движения, но и применяют эти знания в дорожных ситуациях,
что способствует актуализации в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере
дорожного движения.
- создание открытого образовательного пространства.
Вопросы к викторине: «Пешеход на улице»
1.
Какие сигналы светофора вы знаете? (красный, жёлтый, зеленый)
2.
Что обозначает каждый сигнал? (красный – стой, Жёлтый – приготовились, зеленый
– иди).
3.
По
какой
части
дороги
должен
ходить
пешеход?
(навстречу
движущемуся
транспорту).
4.
По какой части улице должен идти пешеход? (По тротуару)
5.
По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (По правой)
6.
Почему
нужно
придерживаться
правой
стороны?
(Чтобы
не
мешать
движению
пешеходов).
7.
Почему на улице нужно ходить только по тротуару? (За тротуарам начинается
движение транспорта. Пешеход вышедший на шоссе подвергается опасности)
8.
Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? (Автобус,
троллейбус
не
могут
сразу
остановится,
особенно
на
скользкой
дороге,
в
снег,
дождь.)
9.
Где нужно ждать троллейбус, автобус? (На остановке)
10.Как нужно себя вести пассажиру в транспорте? (Входить, и выходить только при
полной остановке, разговаривать тихо, обязательно держаться за поручни, уступать
место старшим.)
11.Как нужно обходить машины стоящие у тротуара? (только сзади, чтобы видеть
идущий за ним транспорт)
12.Какое транспортное средство можно отнести к общественному?
13.Где пешеход должен переходить улицу и как? (По переходу, спокойным шагом)
14.Что
такое
регулируемый
перекресток?
(Перекресток
где
движение
регулируется
милиционером – регулировщиком или светофором)
15.Как нужно переходить улицу если нет регулировщика? (убедится в безопасности,
посмотреть налево, дойдя до середины дороги – направо)
16.Когда можно переходить улицу на регулируемых перекрестках? (При зеленом свете
светофора или разрешающем сигнале регулировщика)
17.При включении зеленого сигнала светофора можно ли сразу начинать переход?
18.Какие сигналы милиционера – регулировщика вы знаете? Каково их значение для
пешехода?
19.Почему нельзя играть на проезжай части? (это опасно для жизни)
20.Где можно играть в различные игры? (На игровых площадках)
21.Почему нужны правила дорожного движения?
Чтобы их соблюдать
Чтобы сохранить жизнь,
Могут произойти несчастья,
Чтобы не произошла авария,
Чтобы сотрудник милиции не наказал штрафом.
Краткий словарик
Водитель
– лицо, управляющее каким-либо транспортным средством; а также человек,
обучающий вождению.
Дорога – обустроенная или приспособленная для движения транспортных средств полоса
земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога может включать в себя одну
или
несколько
проезжих
частей,
а
также
трамвайные
пути,
тротуары,
обочины
и
разделительные полосы.
Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе
перемещения
людей
и
грузов
с
помощью
транспортных
средств
или
без
таковых
в
пределах дорог.
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по
дороге транспортного средства и его участием, при котором погибли или были ранены
люди,
повреждены
транспортные
средства,
сооружения,
грузы
либо
причинен
иной
материальный ущерб.
Пассажир
– лицо, кроме водителя, которое находится в транспортном средстве, или
входит в транспортное средство (садится на него), или выходит из него (сходит с него)
Перекресток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне,
ограниченное
воображаемыми
линиями,
соединяющими
с о от в е т с т в е н н о
противоположные,
наиболее
удаленные
от
центра
перекрестка
начала
закруглений
проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее
дорожных
работ,
в
том
числе
лица,
самостоятельно
передвигающиеся
в
инвалидных
колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку,
детскую или инвалидную коляску.
Пешеходный переход – участок проезжей части, обозначенный знаками и (или) разметкой
и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина
пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками.
Остановка – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до
5 минут, а также на большее. А также специально оборудованные участки дороги.
Список используемой литературы:
1.
Н.Н.
Авдеева,
О.Л.
Князева,
Р.Б.
Стеркина.
«Основы
безопасности
детей
дошкольного возраста.»: Просвещение, 2007г.
2.
К.Ю.
Белая
«Я
и
мая
безопасность.»
Тематический
словарь
в
картинках:
Мир
человека. – М.: Школьная пресса, 2010г. -48
3.
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева «Безопасность на улицах
и дорогах» : методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного
возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997.
4.
Л.А. Вдовиченко «Ребенок на улице»., «Детство – пресс», 20087г.
5.
Т.Г.
Храмцова
«Воспитание
безопасного
поведения
в
быту
детей
дошкольного
возраста» . Учебное пособие. – М.: педагогическое общество России, 2005г.
6.
Л.Б.
Подубная
«Правила
дорожного
движения
подготовительная
группа»,
-
Волгоград, «Корифей», 2009.
7.
Ф.С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку», м., «Издательство Скрипторий 2003»,
2005г.