Автор: Порубова Наталья Михайловна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 49 "Родничок"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО–Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Порубова Наталья Михайловна,
воспитатель МАДОУ
г. Нижневартовска ДС №46
«Кот в сапогах»
«Формирование этнокультурных компетенций детей старшего
дошкольного возраста посредством дополнительного образования в
условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
Аннотация:
В статье рассматривается содержание и организация образовательного
процесса в детском саду по формированию этнокультурных компетенций детей
старшего
дошкольного
возраста
в
системедополнительного
образования
в
условиях реализации ФГОС.Повышение уровня качества реализации ФГОС
ДО, поиск оптимальных условий организации постижения основ национальной
культуры народов ханты и манси позволили автору сделать предположение, что
формирование
этнокультурной
компетентности
старших
дошкольников
эффективнее всего происходит в процессе дополнительной образовательной
деятельности.
Ключевые
слова:
этнокультурная
компетентность,
дети
старшего
дошкольного возраста, ФГОС, дополнительная образовательная деятельность,
краеведение, ханты и манси, «Югорчата», электронная библиотека, рабочая
тетрадь по краеведению, мини-музей, творческая гостиная.
«Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение
ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. При этом,
вначале
у
ребенка,
должна
быть
сформирована
готовность
признавать
этнокультурные
различия
как
что-то
позитивное,
которая
затем
должна
развиться
в
способность
к
межэтническому
пониманию
и
диалогу…»
специалист по межкультурной коммуникации Ману Беннет
Югорская земля является для наших детей малой родиной. Родители
многих наших воспитанников приехали с разных концов России и стран СНГ. А
их дети, хотя и живут здесь с самого рождения, больше знают о родных местах
родителей, чем о нашем округе. Наблюдая, убеждаешься, что большинство не
только
не
знают
культуру
местного
населения,
но
и
относятся
к
нему
с
пренебрежением. Данная ситуация может привести к тому, что культуру и быт
народов ханты и манси будут знать и хранить только лишь специалисты музеев.
На
этом
фоне
особую
значимость
приобретает
формирование
этнокультурной компетентности дошкольников.
Этнокультурная
компетентность
-
это
не
просто
представление
об
истории
и
культуре
других
наций
и
народностей,
это
признание
этнокультурного
разнообразия
нормой,
обусловленной
самой
природой
человеческого бытия.
Очень важно научить детей любить и ценить Югорскую землю, как любят
ее
представители
коренных
народностей.
Знания
о
городе,
в
котором
ты
родился, об округе, в котором живешь, о его коренных жителях, растительном и
животном мире эстетически и духовно обогащают ребенка, пробуждают любовь
ко всему живому, родной земле, своей малой родине.
Уважение
к
культуре
и
традициям
обско-угорского
народа,
связь
с
прошлым,
наличие
исторической
и
национальной
памяти,
непосредственно
зависит от воспитания.
Один из целевых ориентиров ФГОС ДО предполагает, что ребёнок на
этапе завершения дошкольного образования обладает начальными знаниями о
себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Вместе с тем, ФГОС ДО устанавливает основные принципы, к числу
которых относятся:
-приобщение
детей
к
социокультурным
нормам,
традициям
семьи,
общества и государства;
-учет этнокультурной ситуации развития детей.
Повышение уровня качества реализации ФГОС ДО, поиск оптимальных
условий организации постижения основ национальной культуры народов ханты
и
манси
позволили
мне
сделать
предположение,
что
формирование
этнокультурной компетентности дошкольников эффективнее всего происходит в
процессе дополнительной образовательной деятельности. Всё выше сказанное
нашло
своё
отражение
в
Программе
дополнительной
образовательной
деятельности
для
детей
старшего
дошкольного
возраста
краеведческой
направленности «Югорчата»
Целью
Программы
является
формирование
у
детей
старшего
дошкольного возраста знаний по краеведению города Нижневартовска, ХМАО-
Югры
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- дать понятие «Родина-Россия» через ознакомление с родным городом
Нижневартовском, округа;
- пробуждать интерес к историческим фактам, жизни города и округа;
- приобщать к культуре ханты и манси через устное народное творчество,
изобразительное искусство;
-
воспитывать
у
детей
любовь,
привязанность,
уважение
к
семье
и
жителям Нижневартовска и ХМАО-Югры.
Календарно-тематическое
планирование
Программы
дополнительной
образовательной услуги выстроено по следующим разделам:
1 раздел – «Ребёнок и окружающие его люди»: родители, семья, друзья,
близкие люди, коллектив детского сада. Цель раздела – воспитание чувства
привязанности, любви, уважения к семье, окружающим людям.
2 раздел – «Ребёнок и малая Родина»: родной дом, родной двор, родная
улица, родной город, родной округ.Цель раздела – формирование образа Родины
в доступной для детей форме.
3
раздел
–
«Ребёнок
и
культура
обских
угров»:
малые
фольклорные
формы, народная игрушка, северные народные игры, хантыйские и мансийские
народные
песни,
сказки,
обряды,
быт
обских
угров.
Цель
раздела
–
ознакомление
обучающихся
с
культурой
народов
ханты
и
манси
как
необходимыми компонентами воспитания любви к Родине.
4 раздел – «Ребёнок и родная природа»: экологическая культура, красота
родной природы, животный и растительный мир, среда обитания. Цель раздела
– изучение природы ХМАО-Югры, воспитание экологической культуры.
5
раздел
–
«Ребёнок
и
художественное
творчество»:
декоративно-
прикладное
искусство,
красота
родной
природы
в
изобразительной
деятельности
детей.
Цель
раздела
–
совершенствование
изобразительной
деятельности
обучающихся
через
эстетическое
восприятие
декоративно-
прикладного
искусства
народов
ханты
и
манси,
эмоциональный
отклик
на
красоту родной природы и окружающего мира.
Включение в образовательную деятельность ИКТ позволило мне решить
важные
задачи
по
этнокультурному
развитию
дошкольников.
С
их
помощьюмною
было
разработано
наглядно-дидактическое
сопровождение
к
занятиям, которые стали информационно емкими, зрелищными и интересными.
В начале каждого занятия я использую прием, позволяющий вызвать у
детей интерес и внутреннюю потребность включения в деятельность: разговор
«по
скайпу»
с
анимационным
героем
–
хантыйкой
Зоей
Вагатовой.
Путешествуя
с
этим
персонажем,
дети
узнают
об
историко-культурных,
географических,
природных
особенностях
нашего
региона;
национальных
традициях и праздниках («Медвежьи игрища», «Вороний праздник», «День
оленевода»,
«День
рыбака»),
культуре
и
быте
народов
ханты
и
манси.
С
помощью неё дети знакомятся с тем, как живёт хантыйская семья, о северных
промыслах, чем любят заниматься ханты и манси в свободное время. С экрана
интерактивной
доски
Зоя
Вагатова
рассказывает
детям
хантыйские
и
мансийские сказки и мифы, загадывает загадки, говорит о народных приметах и
обычаях,
танцует
и
поёт
народные
песни,
знакомит
с
музыкальными
инструментами.
Героиня,
примеряя
национальную
одежду,
показывает
незабываемые орнаменты народов Севера; играет в игры.
Рисунок 1 "Зоя Вагатова - анимационная героиня"
Сформирована
электронная
библиотека
на
этнокультурной
основе
«Югорчата»:
- обучающие тематические презентации,
- диагностические тест-карты,
-технологические
карты
по
иллюстрированию
литературных
произведений Югры,
-компьютерные дидактические и развивающие игры,
- электронно-образовательное пособие «В гостях у Югоринки»;
-сборник мультфильмов по сказкам народов Севера,
-анимационные сказки и легенды обских угров.
Дополнительно
к
Программе
разработана
«Рабочая
тетрадь
по
краеведению».
Широко
используемые
в
рабочей
тетради
занимательные
и
творческие
задания,
игры,
стимулируют
активность
детей,
создают
положительный
эмоциональный
настрой.
Решая
проблемные
задания
познавательно-практической направленности, дети получают новые знания о
разных
сторонах
окружающей
действительности.
Отобранный
материал
позволяет
формировать
мышление
дошкольников
на
основе
актуализации
личного
социального
опыта
ребенка.
Преодолевая
трудности
вместе
с
взрослыми, дети приобретают возможность самостоятельно искать ответ на
сложный вопрос, видеть в обыденном, привычном что-то новое, удивительное,
понять многое из того, что было загадочным и непонятным. Особенностью
рабочей тетради, является ее «открытое пространство» для «письменных» и
изобразительных
работ.
Задания
побуждают
ребенка
вступить
в
диалог
с
автором
и
художником
доступными
ему
средствами.
Ребенок
становится
соавтором
тетради
по
ее
«оформлению».
Интеграция
краеведческого
(этнокультурного) содержания с заданиями по речевому и познавательному
развитию
способствует
параллельному
решению
многих
других
аспектов
образовательной
работы
с
детьми,
в
том
числе
экологические
проблемы
сохранения исторического и культурного наследия народов ханты и манси.
Успешность
реализации
Программы
«Югорчата»
зависит
от
создания
развивающей этнокультурной среды, с помощью которой ребёнок как бы входит
в мир национального фольклора, языка, уклада жизни. Обогащение предметно-
пространственной среды, как составляющей образовательного пространства,
осуществляется за счет создания разнообразных мини-музеев этнокультурной
направленности, дающих возможность наладить диалог ребенка с культурным
наследием прошлого и настоящего Ханты-Мансийского округа.
Рисунок 2 Материалы рабочей тетради "Югорчата"
Мини-музеи
-
это
не
застывшие
экспозиции,
они
интерактивны.
Экспонаты музея используются на занятиях и праздниках. Дошкольники учатся
действовать старинными предметами, что способствует быстрому усвоению
информации, ведь всегда запоминается лучше то, что делали, чем то, о чём
только слушали. Главная цель таких музеев – познакомить детей с историей
предметов быта и домашнего обихода, с культурно-историческим прошлым
народов Севера - достигнута.
Функционирование
мини-музеев
предполагает
несколько
моделей.
Музей-
в ы с т а в к а
« М о я
Югра»:
экспозиция
музея
представляет
с о б о й
к о м п л е к с
предметов
малодоступных
для
интерактивного использования, размещенных в закрытых витринах и шкафах.
Рисунок 4 Музей-выставка "Моя Югра"
Музей-мастерская «Кукла Акань»: в экспозиционное пространство музея
включаются
рабочие
зоны
для
творческой
деятельности
по
изготовлению
народных кукол.
Рисунок 3 Музей бересты
Рисунок 5 Музей-мастерская "Кукла Акань"
Музей-игротека «Бабушкин сундучок»: в качестве игрового материала
используются куклы, изготовленные руками детей и родителей.
Рисунок 6 Музей-игротека "Бабушкин сундучок"
Создание виртуального музея «Я живу в Югре» решает задачу: освоение
окружающего мира с позиций голографии как системы способов, технологий,
направленных на объемное, многомерное изучение истории и культуры ХМАО-
Югры, позволяющей осваивать окружающий мир не с одной, а с нескольких
позиций одновременно.
В условиях поликультурного образования задача дошкольной организации
состоит в том, чтобы привлечь внимание родителей к проблеме сохранения
культурных наследий народов, на земле которых мы живём. Одним из важных
педагогических
условий
формирования
этнокультурной
компетентности
дошкольников является активное включение в деятельность родителей.
Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как:
- организация народных северных праздников с приглашением родителей
и представителей
Общественной организации коренных народов Севера «Тор-
Най»;
-
выставки
художественно-творческой
деятельности
на
основе
использования литературного и фольклорного материала югорских авторов и
сказителей: М. Анисимковой, Е. Айпина, А. М. Коньковой, Л. Кошиль, А.
Тарханова, Ю. Шесталова, Г. Слинкиной, Е. Володиной;
-
оформление
тематических
альбомов
по
народным
праздникам
«Медвежьи игрища» и «Вороний праздник»;
-
экскурсия
в
этнографический
музейный
комплекс
имени
Тимофея
Дмитриевича Шуваева;
- совместные инсценировки хантыйских и мансийских сказок;
- творческая гостиная «Кукла как часть социокультуры»:
Фотоотчёт по творческой гостиной «Кукла как часть социокультуры»:
Рисунок 7-8
Гость творческой гостиной –
представитель Общественной организации коренных народов Севера "Тор-Най" - Билязе Т.М.
Рисунок 9-10 Кукла как часть социокультуры
- краеведческие информационно-познавательные журналы «Югорчата»,
основе
концепции
которых
лежит
возможность
тесного
взаимодействия
педагогов
с
родителями
и
их
педагогического
просвещения
в
вопросах
формирования этнокультурных компетенций детей. На страницах журналов
рассказывается о том, кто такие ханты и манси, о представителях «Красной
Книги ХМАО-Югры», о достопримечательностях города Нижневартовска, об
югорской
литературе
и
декоративно-прикладном
искусстве;
представлены
мастер-классы по иллюстрированию литературных произведений Югры.
Очень важно научить детей любить и ценить Югорскую землю, как любят
ее
представители
коренных
народностей.
Знания
о
городе,
в
котором
ты
родился, об округе, в котором живешь, о его коренных жителях, растительном и
животном
мире
эстетически
и
духовно
обогатят
ребенка.
Реализация
этнокультурных
программ
способствует
формированию
элементов
национального
самосознания
старших
дошкольников,
где
основными
Рисунок 11,12, 13 Материалы краеведческих информационно-познавательных журналов "Югорчата"
показателями могут выступать: национальная идентификация, национальные
стереотипы, эталоны поведения, национальные (моральные) ценности.
Литература:
1.
Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. М.:
АРКТИ, 2012. 64 с.
2.
Безрукова
В.С.
Основы
духовной
культуры
(энциклопедический
словарь
педагога). Екатеринбург, 2010. 937с.
3.
Комратова Н.Г. Дошкольное детство и основы национальной культуры. Текст. /
Н.Г. Комратова // Дошкольное воспитание. 2008. № 9. 92-97с.
4.
Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ. Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2010.
192 с.
5.
Матова В.Н. Краеведение в детском саду. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
128с.
6.
ПоштареваТ.В. Формирование этнокультурной компетентности //Педагогика. –
М., 2005. – № 3. 15-22 с.
7.
Сапрыкина А.Р. Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае
на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов западной Сибири / Урал.гос.
пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003.34-42с.
8.
Слинкина Г. Сказки земли Югорской. Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2010.
228 с.