Напоминание

"Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС"


Автор: Порубова Наталья Михайловна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 49 "Родничок"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО–Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС"
Дата публикации: 15.04.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Порубова Наталья Михайловна,

воспитатель МАДОУ

г. Нижневартовска ДС №46

«Кот в сапогах»

«Формирование этнокультурных компетенций детей старшего

дошкольного возраста посредством дополнительного образования в

условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)

Аннотация:

В статье рассматривается содержание и организация образовательного

процесса в детском саду по формированию этнокультурных компетенций детей

старшего

дошкольного

возраста

в

системедополнительного

образования

в

условиях реализации ФГОС.Повышение уровня качества реализации ФГОС

ДО, поиск оптимальных условий организации постижения основ национальной

культуры народов ханты и манси позволили автору сделать предположение, что

формирование

этнокультурной

компетентности

старших

дошкольников

эффективнее всего происходит в процессе дополнительной образовательной

деятельности.

Ключевые

слова:

этнокультурная

компетентность,

дети

старшего

дошкольного возраста, ФГОС, дополнительная образовательная деятельность,

краеведение, ханты и манси, «Югорчата», электронная библиотека, рабочая

тетрадь по краеведению, мини-музей, творческая гостиная.

«Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение

ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. При этом,

вначале

у

ребенка,

должна

быть

сформирована

готовность

признавать

этнокультурные

различия

как

что-то

позитивное,

которая

затем

должна

развиться

в

способность

к

межэтническому

пониманию

и

диалогу…»

специалист по межкультурной коммуникации Ману Беннет

Югорская земля является для наших детей малой родиной. Родители

многих наших воспитанников приехали с разных концов России и стран СНГ. А

их дети, хотя и живут здесь с самого рождения, больше знают о родных местах

родителей, чем о нашем округе. Наблюдая, убеждаешься, что большинство не

только

не

знают

культуру

местного

населения,

но

и

относятся

к

нему

с

пренебрежением. Данная ситуация может привести к тому, что культуру и быт

народов ханты и манси будут знать и хранить только лишь специалисты музеев.

На

этом

фоне

особую

значимость

приобретает

формирование

этнокультурной компетентности дошкольников.

Этнокультурная

компетентность

-

это

не

просто

представление

об

истории

и

культуре

других

наций

и

народностей,

это

признание

этнокультурного

разнообразия

нормой,

обусловленной

самой

природой

человеческого бытия.

Очень важно научить детей любить и ценить Югорскую землю, как любят

ее

представители

коренных

народностей.

Знания

о

городе,

в

котором

ты

родился, об округе, в котором живешь, о его коренных жителях, растительном и

животном мире эстетически и духовно обогащают ребенка, пробуждают любовь

ко всему живому, родной земле, своей малой родине.

Уважение

к

культуре

и

традициям

обско-угорского

народа,

связь

с

прошлым,

наличие

исторической

и

национальной

памяти,

непосредственно

зависит от воспитания.

Один из целевых ориентиров ФГОС ДО предполагает, что ребёнок на

этапе завершения дошкольного образования обладает начальными знаниями о

себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Вместе с тем, ФГОС ДО устанавливает основные принципы, к числу

которых относятся:

-приобщение

детей

к

социокультурным

нормам,

традициям

семьи,

общества и государства;

-учет этнокультурной ситуации развития детей.

Повышение уровня качества реализации ФГОС ДО, поиск оптимальных

условий организации постижения основ национальной культуры народов ханты

и

манси

позволили

мне

сделать

предположение,

что

формирование

этнокультурной компетентности дошкольников эффективнее всего происходит в

процессе дополнительной образовательной деятельности. Всё выше сказанное

нашло

своё

отражение

в

Программе

дополнительной

образовательной

деятельности

для

детей

старшего

дошкольного

возраста

краеведческой

направленности «Югорчата»

Целью

Программы

является

формирование

у

детей

старшего

дошкольного возраста знаний по краеведению города Нижневартовска, ХМАО-

Югры

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- дать понятие «Родина-Россия» через ознакомление с родным городом

Нижневартовском, округа;

- пробуждать интерес к историческим фактам, жизни города и округа;

- приобщать к культуре ханты и манси через устное народное творчество,

изобразительное искусство;

-

воспитывать

у

детей

любовь,

привязанность,

уважение

к

семье

и

жителям Нижневартовска и ХМАО-Югры.

Календарно-тематическое

планирование

Программы

дополнительной

образовательной услуги выстроено по следующим разделам:

1 раздел – «Ребёнок и окружающие его люди»: родители, семья, друзья,

близкие люди, коллектив детского сада. Цель раздела – воспитание чувства

привязанности, любви, уважения к семье, окружающим людям.

2 раздел – «Ребёнок и малая Родина»: родной дом, родной двор, родная

улица, родной город, родной округ.Цель раздела – формирование образа Родины

в доступной для детей форме.

3

раздел

«Ребёнок

и

культура

обских

угров»:

малые

фольклорные

формы, народная игрушка, северные народные игры, хантыйские и мансийские

народные

песни,

сказки,

обряды,

быт

обских

угров.

Цель

раздела

ознакомление

обучающихся

с

культурой

народов

ханты

и

манси

как

необходимыми компонентами воспитания любви к Родине.

4 раздел – «Ребёнок и родная природа»: экологическая культура, красота

родной природы, животный и растительный мир, среда обитания. Цель раздела

– изучение природы ХМАО-Югры, воспитание экологической культуры.

5

раздел

«Ребёнок

и

художественное

творчество»:

декоративно-

прикладное

искусство,

красота

родной

природы

в

изобразительной

деятельности

детей.

Цель

раздела

совершенствование

изобразительной

деятельности

обучающихся

через

эстетическое

восприятие

декоративно-

прикладного

искусства

народов

ханты

и

манси,

эмоциональный

отклик

на

красоту родной природы и окружающего мира.

Включение в образовательную деятельность ИКТ позволило мне решить

важные

задачи

по

этнокультурному

развитию

дошкольников.

С

их

помощьюмною

было

разработано

наглядно-дидактическое

сопровождение

к

занятиям, которые стали информационно емкими, зрелищными и интересными.

В начале каждого занятия я использую прием, позволяющий вызвать у

детей интерес и внутреннюю потребность включения в деятельность: разговор

«по

скайпу»

с

анимационным

героем

хантыйкой

Зоей

Вагатовой.

Путешествуя

с

этим

персонажем,

дети

узнают

об

историко-культурных,

географических,

природных

особенностях

нашего

региона;

национальных

традициях и праздниках («Медвежьи игрища», «Вороний праздник», «День

оленевода»,

«День

рыбака»),

культуре

и

быте

народов

ханты

и

манси.

С

помощью неё дети знакомятся с тем, как живёт хантыйская семья, о северных

промыслах, чем любят заниматься ханты и манси в свободное время. С экрана

интерактивной

доски

Зоя

Вагатова

рассказывает

детям

хантыйские

и

мансийские сказки и мифы, загадывает загадки, говорит о народных приметах и

обычаях,

танцует

и

поёт

народные

песни,

знакомит

с

музыкальными

инструментами.

Героиня,

примеряя

национальную

одежду,

показывает

незабываемые орнаменты народов Севера; играет в игры.

Рисунок 1 "Зоя Вагатова - анимационная героиня"

Сформирована

электронная

библиотека

на

этнокультурной

основе

«Югорчата»:

- обучающие тематические презентации,

- диагностические тест-карты,

-технологические

карты

по

иллюстрированию

литературных

произведений Югры,

-компьютерные дидактические и развивающие игры,

- электронно-образовательное пособие «В гостях у Югоринки»;

-сборник мультфильмов по сказкам народов Севера,

-анимационные сказки и легенды обских угров.

Дополнительно

к

Программе

разработана

«Рабочая

тетрадь

по

краеведению».

Широко

используемые

в

рабочей

тетради

занимательные

и

творческие

задания,

игры,

стимулируют

активность

детей,

создают

положительный

эмоциональный

настрой.

Решая

проблемные

задания

познавательно-практической направленности, дети получают новые знания о

разных

сторонах

окружающей

действительности.

Отобранный

материал

позволяет

формировать

мышление

дошкольников

на

основе

актуализации

личного

социального

опыта

ребенка.

Преодолевая

трудности

вместе

с

взрослыми, дети приобретают возможность самостоятельно искать ответ на

сложный вопрос, видеть в обыденном, привычном что-то новое, удивительное,

понять многое из того, что было загадочным и непонятным. Особенностью

рабочей тетради, является ее «открытое пространство» для «письменных» и

изобразительных

работ.

Задания

побуждают

ребенка

вступить

в

диалог

с

автором

и

художником

доступными

ему

средствами.

Ребенок

становится

соавтором

тетради

по

ее

«оформлению».

Интеграция

краеведческого

(этнокультурного) содержания с заданиями по речевому и познавательному

развитию

способствует

параллельному

решению

многих

других

аспектов

образовательной

работы

с

детьми,

в

том

числе

экологические

проблемы

сохранения исторического и культурного наследия народов ханты и манси.

Успешность

реализации

Программы

«Югорчата»

зависит

от

создания

развивающей этнокультурной среды, с помощью которой ребёнок как бы входит

в мир национального фольклора, языка, уклада жизни. Обогащение предметно-

пространственной среды, как составляющей образовательного пространства,

осуществляется за счет создания разнообразных мини-музеев этнокультурной

направленности, дающих возможность наладить диалог ребенка с культурным

наследием прошлого и настоящего Ханты-Мансийского округа.

Рисунок 2 Материалы рабочей тетради "Югорчата"

Мини-музеи

-

это

не

застывшие

экспозиции,

они

интерактивны.

Экспонаты музея используются на занятиях и праздниках. Дошкольники учатся

действовать старинными предметами, что способствует быстрому усвоению

информации, ведь всегда запоминается лучше то, что делали, чем то, о чём

только слушали. Главная цель таких музеев – познакомить детей с историей

предметов быта и домашнего обихода, с культурно-историческим прошлым

народов Севера - достигнута.

Функционирование

мини-музеев

предполагает

несколько

моделей.

Музей-

в ы с т а в к а

« М о я

Югра»:

экспозиция

музея

представляет

с о б о й

к о м п л е к с

предметов

малодоступных

для

интерактивного использования, размещенных в закрытых витринах и шкафах.

Рисунок 4 Музей-выставка "Моя Югра"

Музей-мастерская «Кукла Акань»: в экспозиционное пространство музея

включаются

рабочие

зоны

для

творческой

деятельности

по

изготовлению

народных кукол.

Рисунок 3 Музей бересты

Рисунок 5 Музей-мастерская "Кукла Акань"

Музей-игротека «Бабушкин сундучок»: в качестве игрового материала

используются куклы, изготовленные руками детей и родителей.

Рисунок 6 Музей-игротека "Бабушкин сундучок"

Создание виртуального музея «Я живу в Югре» решает задачу: освоение

окружающего мира с позиций голографии как системы способов, технологий,

направленных на объемное, многомерное изучение истории и культуры ХМАО-

Югры, позволяющей осваивать окружающий мир не с одной, а с нескольких

позиций одновременно.

В условиях поликультурного образования задача дошкольной организации

состоит в том, чтобы привлечь внимание родителей к проблеме сохранения

культурных наследий народов, на земле которых мы живём. Одним из важных

педагогических

условий

формирования

этнокультурной

компетентности

дошкольников является активное включение в деятельность родителей.

Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как:

- организация народных северных праздников с приглашением родителей

и представителей

Общественной организации коренных народов Севера «Тор-

Най»;

-

выставки

художественно-творческой

деятельности

на

основе

использования литературного и фольклорного материала югорских авторов и

сказителей: М. Анисимковой, Е. Айпина, А. М. Коньковой, Л. Кошиль, А.

Тарханова, Ю. Шесталова, Г. Слинкиной, Е. Володиной;

-

оформление

тематических

альбомов

по

народным

праздникам

«Медвежьи игрища» и «Вороний праздник»;

-

экскурсия

в

этнографический

музейный

комплекс

имени

Тимофея

Дмитриевича Шуваева;

- совместные инсценировки хантыйских и мансийских сказок;

- творческая гостиная «Кукла как часть социокультуры»:

Фотоотчёт по творческой гостиной «Кукла как часть социокультуры»:

Рисунок 7-8

Гость творческой гостиной –

представитель Общественной организации коренных народов Севера "Тор-Най" - Билязе Т.М.

Рисунок 9-10 Кукла как часть социокультуры

- краеведческие информационно-познавательные журналы «Югорчата»,

основе

концепции

которых

лежит

возможность

тесного

взаимодействия

педагогов

с

родителями

и

их

педагогического

просвещения

в

вопросах

формирования этнокультурных компетенций детей. На страницах журналов

рассказывается о том, кто такие ханты и манси, о представителях «Красной

Книги ХМАО-Югры», о достопримечательностях города Нижневартовска, об

югорской

литературе

и

декоративно-прикладном

искусстве;

представлены

мастер-классы по иллюстрированию литературных произведений Югры.

Очень важно научить детей любить и ценить Югорскую землю, как любят

ее

представители

коренных

народностей.

Знания

о

городе,

в

котором

ты

родился, об округе, в котором живешь, о его коренных жителях, растительном и

животном

мире

эстетически

и

духовно

обогатят

ребенка.

Реализация

этнокультурных

программ

способствует

формированию

элементов

национального

самосознания

старших

дошкольников,

где

основными

Рисунок 11,12, 13 Материалы краеведческих информационно-познавательных журналов "Югорчата"

показателями могут выступать: национальная идентификация, национальные

стереотипы, эталоны поведения, национальные (моральные) ценности.

Литература:

1.

Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. М.:

АРКТИ, 2012. 64 с.

2.

Безрукова

В.С.

Основы

духовной

культуры

(энциклопедический

словарь

педагога). Екатеринбург, 2010. 937с.

3.

Комратова Н.Г. Дошкольное детство и основы национальной культуры. Текст. /

Н.Г. Комратова // Дошкольное воспитание. 2008. № 9. 92-97с.

4.

Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ. Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2010.

192 с.

5.

Матова В.Н. Краеведение в детском саду. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

128с.

6.

ПоштареваТ.В. Формирование этнокультурной компетентности //Педагогика. –

М., 2005. – № 3. 15-22 с.

7.

Сапрыкина А.Р. Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае

на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов западной Сибири / Урал.гос.

пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003.34-42с.

8.

Слинкина Г. Сказки земли Югорской. Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2010.

228 с.



В раздел образования