Напоминание

Становление креативной компетенции будущего учителя музыки в процессе профессионалльной подготовки в вузе


Автор: Тутолмин Александр Викторович
Должность: профессор кафедры дошкольного и начального образования
Учебное заведение: ФГБОУ ВПО "ГГПИ им. В.Г. Короленко"
Населённый пункт: город Глазов, Удмуртской Республики
Наименование материала: Статья
Тема: Становление креативной компетенции будущего учителя музыки в процессе профессионалльной подготовки в вузе
Раздел: высшее образование





Назад




СТАНОВЛЕНИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ А.В. Тутолмин В современном российском обществе происходят кардинальные преобразования в политической и социально-экономической сферах. Реагируя на существующие реалии, меняется и система отечественного образования, что обусловливает потребность в учителях, способных осуществлять инновационное обучение и творческое развитие учащихся компетентно, творчески, профессионально. С позиций гуманистической парадигмы главной ценностью образования признается способность субъекта к самореализации в профессиональной деятельности с опорой на творческий потенциал. Эффективность профессионального развития будущего учителя музыки заключается в профессиональной компетентности, становлению которой способствует непрерывное музыкально-педагогическое образование. Предварительное исследование проблемы позволило нам установить отсутствие в педагогике целостного знания: о сущности творческой компетентности; о закономерных связях и методологических основах профессиональной подготовки, способствующей становлению у студента-педагога творческой компетентности; об адекватном творчески развивающем образовательном пространстве и способах его создания в современной ситуации модернизации профессионального педагогического образования; о научно обоснованной логической последовательности развития творческой компетентности будущего учителя и соответствующем методико-технологическом обеспечении данного процесса. Рассмотрение различных оснований для творчества в труде учителя музыки и сущности профессиональной компетентности как интегральной характеристики личности учителя современной школы позволило определить творческую компетентность как интегративную профессионально-личностную характеристику учителя, обеспечивающую ему успешность деятельности в типовых и неординарных педагогических ситуациях. В структуру творческой компетентности входят общекультурная эрудиция и педагогическое мышление; специальные
профессиональные способности и умения; творческая готовность, образуемая комплексом творчески значимых личностных качеств. Тесная взаимосвязь структурных компонентов характеризует профессионально-творческую компетентность как системное качество. Учитель, решая бесчисленные учебно-воспитательные задачи, работает в постоянно меняющихся обстоятельствах. Ему приходится реализовывать в своей работе нестандартные подходы, опосредованные особенностями «объективно-субъективного созидания» в процессе педагогического взаимодействия с учащимися. Поэтому профессиональный рост будущего учителя музыки напрямую зависит от эрудиции в области креативной психологии и инновационной педагогики и способности мобилизовать и актуализовать знания в ситуации неопределённости для принятия творческих решений в условиях многогранного педагогического процесса [1]. В ходе теоретического исследования нами определены принципы, лежащие в основе моделируемого процесса становления и развития творческой компетентности учителя: принцип единства формирования и развития в процессе становления творческой компетентности будущего учителя; принцип единства системного, компетентностного, личностно-развивающего подходов; принцип непрерывности и преемственности; принцип взаимообусловленности обобщённой образовательной траектории и индивидуального образовательного маршрута будущего учителя; принцип формирования ориентировочно- поисковой позиции будущего по отношению к любым аспектам своего педагогического опыта. Вышеназванные принципы реализуются в процессе педагогического образования, построенного как система организации целенаправленного развития творческой компетентности будущего учителя музыки. Становление и развитие творческой компетентности будущего учителя полноценно осуществляется в рамках специально организованной образовательной системы, охватывающей: начальную (педагогические классы, младшие курсы педагогических училищ), среднюю (педагогические колледжи) и высшую ступени профессионального педагогического образования и условно определяемой нами как система непрерывного педагогически организованного профессионального образования. Оптимальность функционирования системы педагогического образования обеспечивается созданием творческой атмосферы на всех ступенях обучения.
Система управления педагогическим образованием предполагает планирование, организацию, управление и регулирование процессом становления и развития творческой компетентности будущего учителя на каждой ступени его профессиональной подготовки и состоит из трёхступенчатой последовательности погружения студентов в изучение пропедевтического, систематического, научного курсов. Каждый курс профессиональной подготовки пронизывает творческий подход, согласно которому учебная деятельность направляется на решение профессионально-творческих задач посредством перевода учебной деятельности студента-педагога в учебно-исследовательскую, а затем в научно- исследовательскую деятельность на основе овладения обобщёнными способами учебно- творческой, педагогической деятельности и саморегуляции творческим состоянием личности. Систему педагогических условий образуют общие (системный подход, творчески развивающее образовательное пространство, оптимальное функционирование системы профессионализации, непрерывность педагогического образования), частные (компетентностный подход, единство теоретической, практической и творческой подготовленности) и специфические (личностно-развивающий подход, творческое саморазвитие и самосовершенствование) условия. Технологическую систему развития творческой компетентности будущего учителя образуют: формы (спецсеминары, практикумы, тренинги), методы (традиционные методы; методы инновационного образования для повышения уровня креативной грамотности; методы проблемного характера, способствующие повышению уровня мотивационной направленности на педагогическое творчество; творческие методы, направленные на стимулирование личностной вовлечённости в творческий педагогический процесс: практикум и тренинг), средства (учебные пособия, фолии, мультимедийные обучающие программы, дидактические материалы). Управляемая система состоит из ключевого интегративного компонента, представляющего предмет целенаправленной деятельности управляющей системы – творческой готовности (комплекса творчески значимых личностных каче ств), стимулирующей теоретическую (педагогические знания в области классической и креативной педагогики) и практическую (психолого-педагогические творческие умения) профессиональную подготовку.
Результатами реализации модели развития творческой компетентности будущего учителя музыки становятся творческие способность и готовность будущего учителя музыки к творчеству в педагогической деятельности. Система педагогической профессионализации обеспечивает единство профессионально-образовательной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов на различных ступенях педагогического образования, ориентируя личность будущего учителя на принятие и проведение в жизнь новых образовательных стратегий и технологий. Процессуальный уровень модели составляют общая образовательная траектория профессионализации всех студентов, дифференциация образовательных маршрутов конкретных студентов с определённой п р о ф е с с и о н а л ь н о - т и п о л о г и ч е с ко й предрасположенностью, стратегия педагогической поддержки будущего учителя в творческом становлении и саморазвитии. Авторскую методику развития творческой компетентности будущего учителя музыки составили: метод составления индивидуальных студенческих глоссариев, метод индивидуальной интерпретации опорных схем к занятиям музыкально-педагогической подготовки, метод информационно-методического обеспечения самостоятельной научно- исследовательской деятельности студентов-педагогов, самостоятельной работы студентов с материалами рабочей тетради на печатной основе, метод «устных журналов» (подготовки и проведения студенческих педагогических олимпиад, конкурсов педагогического мастерства), метод креативной драматургии (студенческой импровизированной театрализации педагогических миниатюр). В процессе работы специального семинара «Музыкально-творческая компетентность педагога начального образования» были реализованы: 1) лекции по креативной психологии и инновационной педагогике, стимулирующие творческое саморазвитие студентов; 2) практикум по развитию творческой готовности к педагогическому труду; 3) тренинг по развитию и обогащению профессионально-творческих умений и способностей. Специфика развития творческой компетентности будущего учителя музыки этнопедагогической транскрипцией экспериментальной методики. Анализ результатов применения системы нежёстких алгоритмов обучения студентов педагогическому мастерству и творчеству позволил выявить положительную динамику в развитии творческой компетентности будущих учителей.
В соответствии с общенаучным системным подходом к исследованию проблем в области профессионального образования мы выявили комплекс условий эффективности становления и развития творческой компетентности будущего учителя. Наиболее общими организационно-педагогическими условиями становления и развития творческой компетентности будущего учителя музыки являются: обеспечение системного подхода к педагогическому образованию будущих учителей; научно обоснованная организация, управление и руководство процессом педагогической профессионализации в процессе педагогического образования; создание единого творчески развивающего образовательного пространства на всех ступенях педагогического образования, развивающей творческой атмосферы на каждом учебном занятии; реализация принципов непрерывности, преемственности и системной целостности в организации процесса педагогической профессионализации [2]. Частными, методико-технологическими условиями, влияющими на становление и развития творческой компетентности будущего учителя музыки выступают: обеспечение компетентностного подхода к педагогическому образованию будущих учителей; реализация принципов гибкости, мобильности и оптимальности методического сопровождения и технологического обеспечения процесса развития творческой компетентности будущего учителя; овладение будущим учителем культурой педагогического труда, технологиями инновационного обучения, воспитания и творческого развития школьников; вхождение в творческую лабораторию учителя посредством перерастания учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности студентов-педагогов в научно-исследовательскую деятельность; активизация научно-исследовательского сотрудничества студента и педагога- учёного. Специфическими, личностно-развивающими условиями эффективности становления творческой компетентности выступают: обеспечение личностно-развивающего подхода к педагогическому образованию будущих учителей; обогащение педагогической профессионализации будущего учителя знаниями в области креативной педагогики и психологии: о творческой педагогической деятельности, предметном, методическом, коммуникативном творчестве учителя; обеспечение интегрирования психолого- педагогических умений будущего учителя в профессионально-творческие умения; развитие структуры творческой готовности личности будущего учителя к педагогическому труду через
оптимизацию интеллектуального и духовного, социального и индивидуального, нормативного и творческого развития. Выявленные условия могут и должны реализовываться в единстве и определённой иерархии. Каждое из условий развития творческой компетентности будущего учителя вполне самостоятельно в силу своей специфики и назначения. Свой творчески развивающий потенциал они раскрывают наиболее полно лишь в совокупности. Мониторинг динамики развития творческой компетентности будущего учителя осуществлялся в рамках определённого учебного курса (педагогика, психология, частные методики), от курса к курсу (пропедевтического, систематического, исследовательского), с учётом эффективности инновационной образовательной технологии и совокупности педагогических условий. Оценке подлежали приращения в когнитивном (КЭ – креативная эрудиция), деятельностном (ТУ – творческая умелость), мотивационном (ТГ – творческая готовность) компонентах развития творческой компетентности. Процедура нахождения индексов развития компонентов и совокупного баллового показателя развития творческой компетентности заключалась в последовательном вычислении обобщённых значений развития компонентов искомого качества у каждого испытуемого, группы испытуемых на каждой ступени педагогического образования, всей экспериментальной выборки в целом [3]. Сравнительный анализ обобщённых средних баллов на завершающем этапе по отношению к предыдущим этапам показал положительную динамику развития творческой компетентности будущего учителя: Разработанная нами концепция становления и развития творческой компетентности будущего учителя базируется на системном понимании педагогической действительности. Доказано, что обеспечение развития творческой компетентности будущего учителя зависит от специально организованного творчески развивающего образовательного пространства региона (школа-училище-колледж-вуз), где учитываются реальные образовательные возможности, индивидуальные интересы и способности учащихся. Такое пространство характеризуется творческой атмосферой сотрудничества и сотворчества. В соответствии с профессионально-типологической принадлежностью каждый учащийся, студент получает возможность для самореализации, выбора индивидуального образовательного маршрута, дифференцированных заданий для творческого саморазвития.
Реализация разработанной нами концепции становления и развития творческой компетентности будущего учителя музыки в системе педагогического образования обеспечивает новое, научно обоснованное повышение качества педагогического образования.
Список литературы

:
1. Деркач, А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина // Социально-политические процессы, организация и управление (экономика). – М., 1991. 2 . Кузьмина, Н.В. Творческий потенциал специалиста: акмеологические проблемы развития / Н.В. Кузьмина // Гуманизация образования НИИ РАО. – Бийск, 2004. 3. Лукьянова, М.И. К проблеме изучения профессионально-личностных характеристик педагога / М.И. Лукьянова // Педагогический мониторинг как системная диагностика в управлении качеством образования. – Казань, 1997. 4. Тутолмин А.В. Формирование и развитие творческой компетенции будущего учителя: авторская монография. LAP Lambert Akadevmic Publiching. Saabrucken, Deutschland / Германия, 2014. 390 с.


В раздел образования