Автор: Герасимова Людмила Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№1 "Малыш"
Населённый пункт: г. Невинномысск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Как преодолеть рассеянность у ребенка?"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития
ребенка - детский сад № 1 «Малыш» города Невинномысска
Консультация для родителей «Как преодолеть
рассеянность у ребенка?»
Воспитатель :
Герасимова Людмила Павловна
.
г. Невинномысск
2019г.
Рассеянность – это психическое состояние, для которого характерно
отсутствие сосредоточенности, внимания.
Рассеянный ребенок не умеет выделять главное при наблюдении в
деятельности, следовать четкому порядку, быть организованным и
исполнительным.
Обычно рассеянность – результат неправильного воспитания. Если ребенок
приучен к порядку, усвоил навыки дисциплины и организованности, привык
заканчивать начатое дело, он не может быть рассеянным. И наоборот, если
родители позволяют нарушать режим, а беспорядок в уголке ребенка и его
забывчивость расценивают как мелочи, то незаметно в поведении
дошкольника появляются неорганизованность и рассеянность.
Что можно сделать, чтобы воспитать внимание, сосредоточенность у ребенка,
преодолеть его рассеянность?
Прежде всего, не следует упрекать дошкольника и наказывать его за
несобранность, забывчивость, неаккуратность. Необходимо терпеливо
тренировать его в правильном поведении, учить преодолевать свои
недостатки. Для этого должен строго соблюдаться четкий режим дня. Режим
не позволяет менять занятия по настроению, требует сосредоточивать
внимание и волю на начатом деле и доводить его до конца. Приучая ребенка к
выполнению режима, ему напоминают, что нужно сделать, контролируют его
действия. Постепенно соблюдение режима войдет в привычку, ребенок
научится ответственно относиться к различным обязанностям.
Родители порой сами виноваты в детской рассеянности. Например, делают
замечания ребенку за то, что он часто отвлекается от занятий. Но в это время
в соседней комнате они включают телевизор, и ребенок мысленно тоже с
ними, временами оставляет свое занятие и заглядывает к ним. Важно не
отвлекать детей от дела, уважать их работу. Конечно, не всегда можно
устранить то, что мешает. Иногда к помехам приходится приспосабливаться.
Необходимо воспитывать в детях то, что в науке называется
«помехоустойчивость», то есть приучить сохранять сосредоточенность в
любых обстоятельствах.
Проявить сосредоточенность, внимание ребенок может только в том, что его
захватило, увлекло. Он любит мастерить, ухаживать за комнатными
растениями и животными, следить за своим аквариумом и.т.д. Поощряя такие
занятия, родители внушают ребенку, что растения надо поливать, или рыбки,
если их не обеспечить кормом, могут погибнуть. Так у ребенка появляется
чувство ответственности. Постепенно ребенок усваивает, что не все дела
только приятны и увлекательны, что необходимо делать и то, что не очень
интересно, но полезно семье, и ему самому, что для достижения цели нужно
приложить усилия. Но нельзя перегружать детей длительными,
монотонными занятиями.
Внимательность, сосредоточенность ребенка лучше всего тренируется в игре.
Например, возьмите много мелких предметов (пуговицы, орехи, камешки),
рассыпьте их по столу. Пусть ребенок запомнит, какие вещи лежат на столе.
Закройте бумагой и предложите назвать все, что лежит под ней. Каждый раз
правильно названный предмет вынимайте. Игра будет интереснее, если в ней
примут участие папа, сестренка, братишка, сверстники.
Рекомендую еще одну игру. Поставьте рядом 5-6 игрушек. Ребенок закрывает
глаза, а в это время с игрушками происходят какие то изменения : исчезает
одна из игрушек, меняется их расположение, добавляется новая игрушка.
Открыв глаза, ребенок должен сказать, что изменилось. Постепенно
количество игрушек увеличивается до 10. Еще сложнее заметить, какие
изменения произошли с куклой : появился бант, исчезла туфелька,
изменилась прическа.
Предлагаемые игры не требуют много времени, но велико их значение в
преодолении у дошкольника рассеянности и воспитании внимательности.
Иногда рассеянность ребенка вызывается болезнью, временным ослаблением
всего организма. В этом случае необходимо укрепить здоровье ребенка,
наладить его питание и отдых. Рассеянность вызывается также
подавленностью, плохим настроением ребенка. Здесь уже зависит от
обстановки в семье, от взаимоотношений между родителями.
Если состояние рассеянности систематически повторяется, то оно становится
привычным, превращается в черту характера, проявляется вместе с другими
недостатками характера. Например, рассеянность в учении часто связана с
леностью, рассеянность в общении с людьми – с нетактичностью, эгоизмом,
рассеянность в быту – с неорганизованностью, неаккуратностью. Чтобы
этого не произошло, следует внимательно относиться к психическим
состояниям своих детей и правильно их оценивать. Если ребенок надолго
сосредоточился на своих мыслях и чувствах, его от этого отвлекают.
Воспитывая сосредоточенность, внимание, родители следят, на что они
направлены.
Воспитание у детей воли, чувства ответственности и долга развивает
сосредоточенность и предупреждает рассеянность.