Автор: Каргина Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ комбинированного вида детский сад № 9
Населённый пункт: г. Сочи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Путешествие в страну Этикета"
Раздел: дошкольное образование
Паспорт проекта
Наименование
проекта
«Путешествие в страну Этикета»
Основные раз-
работчики
проекта
Воспитатель - Каргина Е.В.
Цели и задачи
проекта
Цель
Развитие нравственно культурной личности
путём накопления практического опыта у детей.
Задачи
Познакомить детей с понятием «этикет», с исто-
рией этикета, его значением в жизни человека.
Формировать навыки, правила и нормы поведе-
ния дома и в общественных местах.
Развивать и совершенствовать навыки культурно-
го общения детей со сверстниками, взрослыми,
не знакомыми взрослыми людьми.
Дать представления о столовом этикете, правилах
и нормах культурного поведения за столом.
Формировать умение выглядеть достойно и чув-
ствовать себя уверенно в различных жизненных
ситуациях в соответствии с нормами поведения.
Развивать нравственные качества, уважительное
и тактичное отношение к личности другого чело-
века.
Совершенствовать речь, коммуникативные
1
Сроки и этапы
реализации
проекта
способности дошкольников.
Повысить уровень знаний родителей по вопросу
развития нравственной воспитанности дошколь-
ников
Сроки реализации проекта: 2017-2018г.
Этапы деятельности по проекту
1.
Организационно – познавательный этап
2.
Технологический этап
3.
Обобщающий этап
Перечень
основных ме-
роприятий
Комплектование центра « Этикета»
Разработка модели системы работы по ознакомле-
нию детей с правилами этикета.
Разработка критериально – диагностического ма-
териала.
Разработка плана реализации проекта по направ-
лениям деятельности субъектов образовательного
процесса.
Практическая деятельность по реализации проек-
та.
Подведение итогов работы: создание мультиме-
дийной презентации проекта.
Принятие решений по результатам мониторинга.
Целевые участ-
ники
Воспитатели группы
Дети старшего дошкольного возраста;
Родители.
2.Предметно – пространственная среда:
подбор иллюстраций и наглядного материала
дидактические игры
картотека «Загадки о вежливых словах»
альбом «Весёлый этикет. Стихи, пословицы, по-
2
говорки»
Альбом «Уроки тётушки Совы»
художественная литература
картотека игровых ситуаций
игры – инсценировки, игры – упражнения
картотека в картинках «Правила поведения в дет-
ском саду»
объекты детской субкультуры:
- коллаж «Страна Вежливости»
- выставка детских работ.
3.Информационно – образовательный продукт:
методические рекомендации для родителей;
методические рекомендации для педагогов;
система конспектов образовательной деятельно-
сти с детьми;
аналитический доклад «Итоги реализации проек-
та «Развитие навыков этикета как средство фор-
мирования нравственной культуры дошкольни-
ков»».
Актуальность разработки и реализации проекта
Дети – наша гордость. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что привлека-
тельность ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное в другом – как
подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры?
3
Формирование нравственной культуры дошкольников – важная задача образова-
ния, так как этот процесс пронизывает все этапы становления личности ребёнка. До-
школьник учится осуществлять моральный выбор посредством освоения норм и пра-
вил культурного поведения. Известно, что нравственные нормы регулируют взаимоот-
ношение, влияют на развитие таких качеств как сдержанность, сочувствие, сопережи-
вание, адекватная самооценка, дисциплинированность.
Дети испытывают трудности в общении и взаимодействии со сверстниками, свя-
занные с неумением или не желанием учитывать интересы и позицию партнёров,
найти взаимопонимание.
Поведение детей не устойчиво, ситуативное, часто определяется непосредствен-
ными побуждениями.
Слабо ориентируются в эмоциональном состоянии окружающих. Наблюдаются
проявление негативного, равнодушного поведения к другим (сверстникам, близким
взрослым).Слабо сформирована культура поведения за столом.
Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с
детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привыч-
кой. Дошкольный возраст является сенситивным, то есть наиболее благоприятный для
приобщения детей к этикету.
Цель:
Развитие нравственно культурной личности путём накопления практического
опыта у детей.
Задачи:
4
Познакомить детей с понятием «этикет», с историей этикета, его значением в
жизни человека.
Формировать навыки, правила и нормы поведения дома и в общественных ме-
стах.
Развивать и совершенствовать навыки культурного общения детей со сверстни-
ками, взрослыми, не знакомыми взрослыми людьми.
Дать представления о столовом этикете, правилах и нормах культурного поведе-
ния за столом.
Формировать умение выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различ-
ных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.
Развивать нравственные качества, уважительное и тактичное отношение к лич-
ности другого человека.
Совершенствовать речь, коммуникативные способности дошкольников.
Повысить уровень знаний родителей по вопросу развития нравственной воспи-
танности дошкольников
Принципы
Принцип личностно-ориентированного общения. Дети выступают в роли актив-
ных исследователей; формы общения педагога с детьми – партнёрство, соуча-
стие и взаимодействие.
Принцип последовательности: материал планируется и даётся детям последова-
тельно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.
Принцип наглядности – широкое представление иллюстраций, наглядного мате-
риала.
Принцип занимательности: изучаемый материал интересен и увлекателен, т.к.
это формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стре-
мимся к достижению результатов.
Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков.
Принцип опоры на зону ближайшего развития детей.
Принцип гуманизации.
5
Сроки реализации проекта: 2017 – 2018г.
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста;
Педагоги;
Родители.
Концепция проекта
Переживание – как форма обучения, воспитания, познания и развития.
Предполагаемый результат
1.Субъекты образовательного процесса:
ребёнок: испытывает желание заниматься деятельностью, проявляет качества
заинтерисованного партнёра, эмоционального, умеющего критически оценивать
поступки, охотно проявлять свои навыки и умения в жизни;
6
родители: возрос интерес к совместной деятельности по вопросам развития
культуры общения и поведения. В семье больше уделяют внимания нравствен-
ному становлению личности детей. Активно принимают участие в совместных
мероприятиях (выставках, праздниках, досугах).
2.Предметно – пространственная среда:
•
подбор иллюстраций и наглядного материала
•
дидактические игры, игры - упражнения
•
альбом «Весёлый этикет. Стихи, пословицы, поговорки»
•
Альбом «Уроки тётушки Совы»
•
художественная литература
•
картотека игровых ситуаций
•
игры – упражнения
•
картотека в картинках «Правила поведения в детском саду»
•
игры – инсценировки
•
объекты детской субкультуры:
- коллаж «Страна Вежливости»
- выставка детских работ.
3. Информационно – образовательный продукт:
•
методические рекомендации для родителей;
•
система конспектов образовательной деятельности с детьми;
•
аналитический доклад «Итоги реализации проекта «Развитие навыков этикета
как средство формирования нравственной культуры дошкольников»»
7
Этапы деятельности по проекту
1.Организационно – познавательный этап
Всестороннее изучение психолого-педагогической литературы.
Изучение педагогического опыта по проблеме.
Определение основных целей, задач по реализации проекта.
Определение основных ресурсов для реализации проекта (материальных, про-
граммно – методических).
Оборудование центра нравственного развития «Страна этикета»
2.Технологический этап
Комплектование центра нравственного развития «Страна этикета»
Разработка модели системы работы по ознакомлению детей с правилами этикета.
Разработка критериально – диагностического материала.
8
Разработка плана реализации проекта по направлениям деятельности субъектов
образовательного процесса.
Практическая деятельность по реализации проекта.
3.Обобщающий этап
Подведение итогов работы: создание мультимедийной презентации проекта.
Принятие решений по результатам мониторинга, определение перспектив даль-
нейшего развития.
Календарно – тематическое планирование работы с детьми
старшей группы
Месяц
Тема
Задачи
Формы работы
Сентябрь
Что такое эти-
кет?
Познакомить детей с
понятием «этикет».
Формировать навы-
ки использования в
речи вежливых слов
и выражений. Учить
детей соблюдать
этикет и быть прият-
ным для окружаю-
щих. Упражнять в
формировании
своих взглядов, ин-
Беседа «Что такое
этикет?»
Чтение сказки С.Я.
Маршака «Ежели вы
вежливы».
Д/и «Цветок вежли-
вых слов».
Игра «Хорошо – пло-
хо».
Ситуация общения
«Для чего люди здоро-
9
тересов.
ваются?».
Рисование портрета
вежливого человека.
Чтение книг об этике-
те.
Рассматривание аль-
бома «Уроки тётушки
Свинки».
Октябрь
«Зачем быть
вежливым?
Мир волшеб-
ных слов».
Объяснить детям,
что вежливость по-
могает человеку на-
лаживать контакты
со сверстником,
взрослыми людьми.
Вежливым нужно
быть всегда. Вежли-
вость должна быть
искренней.
Учить решать неко-
торые этические за-
дачи. Развивать вни-
мательное, доброже-
лательное отноше-
ние к окружающим.
Этическая беседа
«Уроки вежливости».
Д/и «Пожалуйста».
Игра «Копилка вежли-
вых слов».
Упражнение «Вежли-
вая просьба».
Пословиц
и поговорки о вежли-
вости.
Игра-инсценировка
«Секрет вежливых
слов».
Чтение
рассказа
Т. Шорыгиной «Как
попугай Таню вежли-
вости учил?»
Ситуация
10
общения «Что было
бы, если бы исчезли
все волшебные слова»
Ноябрь
«Детский сад»
Формировать пред-
ставление о нормах
поведения в детском
саду. Развивать уме-
ние вежливо об-
ращаться к воспита-
телю, няне и другим
взрослым.
Продолжать учить
детей использовать в
речи добрые и «вол-
шебные» слова.
Совершенствовать
навыки взаимоотно-
шений со сверстни-
ками.
Беседа «Как вести
себя в детском саду»
Беседа «Как много
слов прекрасных…»
Игра- инсценировка
«Поищем и найдём
волшебные слова»
Чтение стихотворения
Т. Шорыгиной «Веж-
ливые слова»
Пословицы и поговор-
ки о вежливости.
Ситуация
общения «Если тебя
обидели»
Чтение
стихотворений .
Рисование «Мы игра-
ем»
Игра «Хорошо – пло-
хо»
Ситуация
общения «Правила на-
11
шей группы».
Сюжетно – ролевая
игра « Репортаж из
жизни Детского сада».
Фотовыставка «Наш
детский сад».
Декабрь
« Учимся дру-
жить»
Расширять представ-
ления детей о взаи-
моотношениях лю-
дей. Побуждать к ак-
тивному проявле-
нию эмоциональной
отзывчивости к дру-
зьям. Побуждать к
соблюдению правил
поведения между
друзьями. Развивать
речевой этикет.
Беседа «Дружить зна-
чит весело жить».
Решение проблемных
ситуаций «если болен
друг»
Тренинг «Комплимен-
ты»
Чтение стихотворений
о дружбе.
Слушание песен о
дружбе.
Игра «Вежливый
стул».
Составление
сказки
«Дружная семейка».
Игра « Делай как я».
Ситуация общения
12
«Самый лучший друг».
13
Январь
«Этикет в се-
мье»
Расширять представ-
ления детей о взаи-
моотношениях меж-
ду членами семьи, о
взаимоуважении, по-
нимании отношения
к старшим, к бра-
тьям, сестрам.
Бесед
«Моя семья и я».
Игра-инсценировка
«Наша дружная се-
мья».
Сюжетно - ролевая
игра «Семья».
Игра
«Копилка вежливых
слов».
Ситуация
общения
«К нам гости при-
шли».
Упражнение
«Хорошо – плохо».
Пословицы
и поговорки о семье.
Рисование
« Моя семья».
14
Февраль
«Идём в го-
сти»
Дать представление
о правилах поведе-
ния в гостях. Позна-
комить с культурой
преподнесения по-
дарка. Уточнить зна-
ния о культуре пове-
дения за столом,
умение пользоваться
столовыми прибора-
ми.
Беседа «Правила по-
ведения в гостях».
Ситуация
общения «В гостях у
друга» (подруги).
Сюжетно-ролевая
игра «Гости».
Игровое
упражнение «Этикет
за столом».
Аппликация
«Подарок другу».
Игра-инсценировка
«День рождения».
Игра «Хорошо -пло-
хо».
Игра
«Поздравление».
Чтение
художественной литера-
туры
Игра
«Копилка вежливых
слов».
15
Март
«Вежливая
улица»
Формировать пред-
ставления о том, что
соблюдение правил
дорожного движе-
ния, это тоже прояв-
ление культуры и
вежливости. Про-
должать развивать у
детей навыки пове-
дения на улице.
Беседа «Знай и выпол-
няй правила дорожно-
го движения».
Развлечение
«Путешествие в стра-
ну дорожных знаков»
Игровая ситуация
«Едем в транспорте».
Игра
«Вежливые пешехо-
ды».
Чтение стихотворения
«Азбука пешехода»
Т.А.Шорыгиной
Сюжетно - ролевая
игра «Автобус».
Рисование «Вежливая
улица».
Апрель
«Разговор по
телефону»
Учить детей соблю-
дать речевой этикет,
разговаривая по
телефону. Формиро-
вать навыки упо-
требления вежливых
слов и выражений.
Упражнять в умении
коротко излагать
свои мысли. Объяс-
Беседа «Разговор по
телефону».
Игровая ситуация «За-
звонил телефон».
Игра «Кто больше на-
зовет профессий, для
которых нужен теле-
фон».
Сюжетно-ролевая
16
нить детям значение
звуковых сигналов.
игра «Семья», разго-
вор по телефону.
Чтение сказки «В ре-
монтной мастерской».
Т. А.Шорыгина
Рисование «Теле-
фон».
17
Май
Поведение в
обществен-
ных местах.
Уточнить и
систематизировать
знания детей о
правилах поведения.
Закрепить
представление о
культуре внешнего
вида, поведении в
коллективе.
Упражнять в
использовании
вежливых слов.
Формировать навы-
ки культурного и
этически грамотного
поведения
Беседа «Как вести
себя в общественных
местах».
Игра «Хорошо –
плохо».
Игровая ситуация
« В библиотеке».
Игровая ситуация
« На приёме у врача».
Сюжетно – ролевая
игра «Театр».
Игра
«Вежливые слова».
Упражнение
«Будь вежлив».
Развлечение «Город
вежливости».
18
Календарно – тематическое планирование
работы с родителями
Месяц
Задачи
Формы работы
Старшая группа
Подготовительная
группа
Сен-
тябрь
Создание положи-
тельного психоло-
гического настроя.
Выявление степени
компетентности и
заинтересованно-
сти в вопросах фор-
мирования нрав-
ственной культуры.
Анкетирование ро-
дителей.
«Почта доверия».
Информационный
буклет «Что такое
этикет?»
Консультация «Во-
просы о нравствен-
ном воспитании де-
тей».
Анкетирование роди-
телей.
«Почта доверия».
Консультация «Фор-
мирование культуры
поведения за солом».
Материал для роди-
тельского уголка
«Культура трапезы».
Октябрь
Вызвать интерес у
родителей к сотруд-
ничеству, на-
строить на совмест-
ную положитель-
ную работу по во-
просам нравствен-
ного воспитания
детей.
Информационный
буклет: «Роль этике-
та в воспитании де-
тей».
Заседание родитель-
ского клуба «Дове-
рие» на тему
«Нескучный этикет.
Прививаем ребёнку
хорошие манеры».
Материал для роди-
тельского уголка:
«Секреты сервировки
стола».
Досуг «Семейный
конкурс» на тему
«Семейные секреты
сервировки стола».
Фотовыставка «Пре-
зентация семейных
традиций».
19
Ноябрь
Установление
преемственности в
семье и ДОУ по во-
просам развития
культурного пове-
дения детей.
День открытых две-
рей «Наш любимый
детский сад».
Информационный
буклет «Что воспи-
тывает детский
сад?»
Журнал для роди-
телей «Этикет. Идём
в гости».
Досуг: КВН « Рус-
ские традиции».
Декабрь
Повышение педаго-
гической культуры
родителей по во-
просам формиро-
вания нравственной
культуры дошколь-
ников.
Заседание родитель-
ского клуба «Дове-
рие» на тему
«Научим детей дру-
жить».
Материал для роди-
тельского уголка
«Правила дружбы»
Фотовыставка «Не
мешайте мне тру-
диться».
Консультация «Вос-
питание трудом».
Выставка поделок
«Новогодние чудеса».
Январь
Повышение уровня
родительской
компетентности в
области семейного
воспитания.
Конкурс рисунков
«Герб нашей семьи».
Круглый стол «Роль
этикета в семье».
Совместное с детьми
занятие «Школа хоро-
ших манер или как
преподнести себя лю-
дям».
Консультация «Как
научить ребёнка быть
красивым».
Февраль
Осуществление ин-
дивидуального под-
хода к родителям,
учитывая особен-
ности каждой се-
мьи.
Журнал для роди-
телей «Этикет. Пра-
вила поведения в го-
стях».
Презентация се-
мейного альбома
«Праздничные блю-
Заседание родитель-
ского клуба «Дове-
рие» на тему «Воспи-
тываем в детях хоро-
шие привычки».
Совместный досуг
20
да нашей семьи».
Игровой тренинг
«Ждём гостей»
«Дело мастера боит-
ся».
Март
Повышение уровня
компетентности ро-
дителей культуры
поведения детей в
общественных ме-
стах. Знакомство с
нормами этикета.
Информационный
буклет
«Этикет на улице».
Совместное с детьми
занятие «Вежливая
улица».
Памятка «Правила
поведения в транс-
порте».
Родительское собра-
ние «Здравствуй,
школа».
Консультация «Эти
правила важны. Уро-
ки поведения в шко-
ле».
Родительская газета
«Воспоминания о
школе» ( со стихами,
фотографиями,
воспоминаниями).
Апрель
Пополнение педа-
гогических знаний
родителей в обла-
сти развития рече-
вого этикета.
Качественное по-
вышение уровня
взаимодействия се-
мья-ребёнок – ДОУ.
Информационный
буклет «Разговор по
телефону».
Практикум для роди-
телей и детей «По-
звони мне, позвони».
Круглый стол «Зна-
комим детей с прави-
лами и нормами
школьного общения»
Тест «Умеем ли мы
общаться»?
Игра для родителей
«Копилка вежливых
слов».
21
Май
Выявление уровня
педагогической
компетентности ро-
дителей и степени
удовлетворённости
итогами совместно-
го взаимодействия
семья – ребёнок-
ДОУ.
Материал для роди-
тельского уголка
«Правила поведения
в общественных ме-
стах».
Досуг «Город веж-
ливости».
Совместное занятие
«Рисуем портрет
вежливого челове-
ка».
Анкетирование ро-
дителей.
«Почта доверия».
Экспресс опрос «Что
такое этикет?».
Викторина «Знатоки
этикета».
Фотовыставка «Вот
мы какие».
Анкетирование роди-
телей.
«Почта доверия».
22