Напоминание

"Путешествие в страну Этикета"


Автор: Каргина Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ комбинированного вида детский сад № 9
Населённый пункт: г. Сочи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Путешествие в страну Этикета"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Паспорт проекта

Наименование

проекта

«Путешествие в страну Этикета»

Основные раз-

работчики

проекта

Воспитатель - Каргина Е.В.

Цели и задачи

проекта

Цель

Развитие нравственно культурной личности

путём накопления практического опыта у детей.

Задачи

Познакомить детей с понятием «этикет», с исто-

рией этикета, его значением в жизни человека.

Формировать навыки, правила и нормы поведе-

ния дома и в общественных местах.

Развивать и совершенствовать навыки культурно-

го общения детей со сверстниками, взрослыми,

не знакомыми взрослыми людьми.

Дать представления о столовом этикете, правилах

и нормах культурного поведения за столом.

Формировать умение выглядеть достойно и чув-

ствовать себя уверенно в различных жизненных

ситуациях в соответствии с нормами поведения.

Развивать нравственные качества, уважительное

и тактичное отношение к личности другого чело-

века.

Совершенствовать речь, коммуникативные

1

Сроки и этапы

реализации

проекта

способности дошкольников.

Повысить уровень знаний родителей по вопросу

развития нравственной воспитанности дошколь-

ников

Сроки реализации проекта: 2017-2018г.

Этапы деятельности по проекту

1.

Организационно – познавательный этап

2.

Технологический этап

3.

Обобщающий этап

Перечень

основных ме-

роприятий

Комплектование центра « Этикета»

Разработка модели системы работы по ознакомле-

нию детей с правилами этикета.

Разработка критериально – диагностического ма-

териала.

Разработка плана реализации проекта по направ-

лениям деятельности субъектов образовательного

процесса.

Практическая деятельность по реализации проек-

та.

Подведение итогов работы: создание мультиме-

дийной презентации проекта.

Принятие решений по результатам мониторинга.

Целевые участ-

ники

Воспитатели группы

Дети старшего дошкольного возраста;

Родители.

2.Предметно – пространственная среда:

подбор иллюстраций и наглядного материала

дидактические игры

картотека «Загадки о вежливых словах»

альбом «Весёлый этикет. Стихи, пословицы, по-

2

говорки»

Альбом «Уроки тётушки Совы»

художественная литература

картотека игровых ситуаций

игры – инсценировки, игры – упражнения

картотека в картинках «Правила поведения в дет-

ском саду»

объекты детской субкультуры:

- коллаж «Страна Вежливости»

- выставка детских работ.

3.Информационно – образовательный продукт:

методические рекомендации для родителей;

методические рекомендации для педагогов;

система конспектов образовательной деятельно-

сти с детьми;

аналитический доклад «Итоги реализации проек-

та «Развитие навыков этикета как средство фор-

мирования нравственной культуры дошкольни-

ков»».

Актуальность разработки и реализации проекта

Дети – наша гордость. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что привлека-

тельность ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное в другом – как

подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры?

3

Формирование нравственной культуры дошкольников – важная задача образова-

ния, так как этот процесс пронизывает все этапы становления личности ребёнка. До-

школьник учится осуществлять моральный выбор посредством освоения норм и пра-

вил культурного поведения. Известно, что нравственные нормы регулируют взаимоот-

ношение, влияют на развитие таких качеств как сдержанность, сочувствие, сопережи-

вание, адекватная самооценка, дисциплинированность.

Дети испытывают трудности в общении и взаимодействии со сверстниками, свя-

занные с неумением или не желанием учитывать интересы и позицию партнёров,

найти взаимопонимание.

Поведение детей не устойчиво, ситуативное, часто определяется непосредствен-

ными побуждениями.

Слабо ориентируются в эмоциональном состоянии окружающих. Наблюдаются

проявление негативного, равнодушного поведения к другим (сверстникам, близким

взрослым).Слабо сформирована культура поведения за столом.

Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с

детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привыч-

кой. Дошкольный возраст является сенситивным, то есть наиболее благоприятный для

приобщения детей к этикету.

Цель:

Развитие нравственно культурной личности путём накопления практического

опыта у детей.

Задачи:

4

Познакомить детей с понятием «этикет», с историей этикета, его значением в

жизни человека.

Формировать навыки, правила и нормы поведения дома и в общественных ме-

стах.

Развивать и совершенствовать навыки культурного общения детей со сверстни-

ками, взрослыми, не знакомыми взрослыми людьми.

Дать представления о столовом этикете, правилах и нормах культурного поведе-

ния за столом.

Формировать умение выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различ-

ных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.

Развивать нравственные качества, уважительное и тактичное отношение к лич-

ности другого человека.

Совершенствовать речь, коммуникативные способности дошкольников.

Повысить уровень знаний родителей по вопросу развития нравственной воспи-

танности дошкольников

Принципы

Принцип личностно-ориентированного общения. Дети выступают в роли актив-

ных исследователей; формы общения педагога с детьми – партнёрство, соуча-

стие и взаимодействие.

Принцип последовательности: материал планируется и даётся детям последова-

тельно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.

Принцип наглядности – широкое представление иллюстраций, наглядного мате-

риала.

Принцип занимательности: изучаемый материал интересен и увлекателен, т.к.

это формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стре-

мимся к достижению результатов.

Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков.

Принцип опоры на зону ближайшего развития детей.

Принцип гуманизации.

5

Сроки реализации проекта: 2017 – 2018г.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста;

Педагоги;

Родители.

Концепция проекта

Переживание – как форма обучения, воспитания, познания и развития.

Предполагаемый результат

1.Субъекты образовательного процесса:

ребёнок: испытывает желание заниматься деятельностью, проявляет качества

заинтерисованного партнёра, эмоционального, умеющего критически оценивать

поступки, охотно проявлять свои навыки и умения в жизни;

6

родители: возрос интерес к совместной деятельности по вопросам развития

культуры общения и поведения. В семье больше уделяют внимания нравствен-

ному становлению личности детей. Активно принимают участие в совместных

мероприятиях (выставках, праздниках, досугах).

2.Предметно – пространственная среда:

подбор иллюстраций и наглядного материала

дидактические игры, игры - упражнения

альбом «Весёлый этикет. Стихи, пословицы, поговорки»

Альбом «Уроки тётушки Совы»

художественная литература

картотека игровых ситуаций

игры – упражнения

картотека в картинках «Правила поведения в детском саду»

игры – инсценировки

объекты детской субкультуры:

- коллаж «Страна Вежливости»

- выставка детских работ.

3. Информационно – образовательный продукт:

методические рекомендации для родителей;

система конспектов образовательной деятельности с детьми;

аналитический доклад «Итоги реализации проекта «Развитие навыков этикета

как средство формирования нравственной культуры дошкольников»»

7

Этапы деятельности по проекту

1.Организационно – познавательный этап

Всестороннее изучение психолого-педагогической литературы.

Изучение педагогического опыта по проблеме.

Определение основных целей, задач по реализации проекта.

Определение основных ресурсов для реализации проекта (материальных, про-

граммно – методических).

Оборудование центра нравственного развития «Страна этикета»

2.Технологический этап

Комплектование центра нравственного развития «Страна этикета»

Разработка модели системы работы по ознакомлению детей с правилами этикета.

Разработка критериально – диагностического материала.

8

Разработка плана реализации проекта по направлениям деятельности субъектов

образовательного процесса.

Практическая деятельность по реализации проекта.

3.Обобщающий этап

Подведение итогов работы: создание мультимедийной презентации проекта.

Принятие решений по результатам мониторинга, определение перспектив даль-

нейшего развития.

Календарно – тематическое планирование работы с детьми

старшей группы

Месяц

Тема

Задачи

Формы работы

Сентябрь

Что такое эти-

кет?

Познакомить детей с

понятием «этикет».

Формировать навы-

ки использования в

речи вежливых слов

и выражений. Учить

детей соблюдать

этикет и быть прият-

ным для окружаю-

щих. Упражнять в

формировании

своих взглядов, ин-

Беседа «Что такое

этикет?»

Чтение сказки С.Я.

Маршака «Ежели вы

вежливы».

Д/и «Цветок вежли-

вых слов».

Игра «Хорошо – пло-

хо».

Ситуация общения

«Для чего люди здоро-

9

тересов.

ваются?».

Рисование портрета

вежливого человека.

Чтение книг об этике-

те.

Рассматривание аль-

бома «Уроки тётушки

Свинки».

Октябрь

«Зачем быть

вежливым?

Мир волшеб-

ных слов».

Объяснить детям,

что вежливость по-

могает человеку на-

лаживать контакты

со сверстником,

взрослыми людьми.

Вежливым нужно

быть всегда. Вежли-

вость должна быть

искренней.

Учить решать неко-

торые этические за-

дачи. Развивать вни-

мательное, доброже-

лательное отноше-

ние к окружающим.

Этическая беседа

«Уроки вежливости».

Д/и «Пожалуйста».

Игра «Копилка вежли-

вых слов».

Упражнение «Вежли-

вая просьба».

Пословиц

и поговорки о вежли-

вости.

Игра-инсценировка

«Секрет вежливых

слов».

Чтение

рассказа

Т. Шорыгиной «Как

попугай Таню вежли-

вости учил?»

Ситуация

10

общения «Что было

бы, если бы исчезли

все волшебные слова»

Ноябрь

«Детский сад»

Формировать пред-

ставление о нормах

поведения в детском

саду. Развивать уме-

ние вежливо об-

ращаться к воспита-

телю, няне и другим

взрослым.

Продолжать учить

детей использовать в

речи добрые и «вол-

шебные» слова.

Совершенствовать

навыки взаимоотно-

шений со сверстни-

ками.

Беседа «Как вести

себя в детском саду»

Беседа «Как много

слов прекрасных…»

Игра- инсценировка

«Поищем и найдём

волшебные слова»

Чтение стихотворения

Т. Шорыгиной «Веж-

ливые слова»

Пословицы и поговор-

ки о вежливости.

Ситуация

общения «Если тебя

обидели»

Чтение

стихотворений .

Рисование «Мы игра-

ем»

Игра «Хорошо – пло-

хо»

Ситуация

общения «Правила на-

11

шей группы».

Сюжетно – ролевая

игра « Репортаж из

жизни Детского сада».

Фотовыставка «Наш

детский сад».

Декабрь

« Учимся дру-

жить»

Расширять представ-

ления детей о взаи-

моотношениях лю-

дей. Побуждать к ак-

тивному проявле-

нию эмоциональной

отзывчивости к дру-

зьям. Побуждать к

соблюдению правил

поведения между

друзьями. Развивать

речевой этикет.

Беседа «Дружить зна-

чит весело жить».

Решение проблемных

ситуаций «если болен

друг»

Тренинг «Комплимен-

ты»

Чтение стихотворений

о дружбе.

Слушание песен о

дружбе.

Игра «Вежливый

стул».

Составление

сказки

«Дружная семейка».

Игра « Делай как я».

Ситуация общения

12

«Самый лучший друг».

13

Январь

«Этикет в се-

мье»

Расширять представ-

ления детей о взаи-

моотношениях меж-

ду членами семьи, о

взаимоуважении, по-

нимании отношения

к старшим, к бра-

тьям, сестрам.

Бесед

«Моя семья и я».

Игра-инсценировка

«Наша дружная се-

мья».

Сюжетно - ролевая

игра «Семья».

Игра

«Копилка вежливых

слов».

Ситуация

общения

«К нам гости при-

шли».

Упражнение

«Хорошо – плохо».

Пословицы

и поговорки о семье.

Рисование

« Моя семья».

14

Февраль

«Идём в го-

сти»

Дать представление

о правилах поведе-

ния в гостях. Позна-

комить с культурой

преподнесения по-

дарка. Уточнить зна-

ния о культуре пове-

дения за столом,

умение пользоваться

столовыми прибора-

ми.

Беседа «Правила по-

ведения в гостях».

Ситуация

общения «В гостях у

друга» (подруги).

Сюжетно-ролевая

игра «Гости».

Игровое

упражнение «Этикет

за столом».

Аппликация

«Подарок другу».

Игра-инсценировка

«День рождения».

Игра «Хорошо -пло-

хо».

Игра

«Поздравление».

Чтение

художественной литера-

туры

Игра

«Копилка вежливых

слов».

15

Март

«Вежливая

улица»

Формировать пред-

ставления о том, что

соблюдение правил

дорожного движе-

ния, это тоже прояв-

ление культуры и

вежливости. Про-

должать развивать у

детей навыки пове-

дения на улице.

Беседа «Знай и выпол-

няй правила дорожно-

го движения».

Развлечение

«Путешествие в стра-

ну дорожных знаков»

Игровая ситуация

«Едем в транспорте».

Игра

«Вежливые пешехо-

ды».

Чтение стихотворения

«Азбука пешехода»

Т.А.Шорыгиной

Сюжетно - ролевая

игра «Автобус».

Рисование «Вежливая

улица».

Апрель

«Разговор по

телефону»

Учить детей соблю-

дать речевой этикет,

разговаривая по

телефону. Формиро-

вать навыки упо-

требления вежливых

слов и выражений.

Упражнять в умении

коротко излагать

свои мысли. Объяс-

Беседа «Разговор по

телефону».

Игровая ситуация «За-

звонил телефон».

Игра «Кто больше на-

зовет профессий, для

которых нужен теле-

фон».

Сюжетно-ролевая

16

нить детям значение

звуковых сигналов.

игра «Семья», разго-

вор по телефону.

Чтение сказки «В ре-

монтной мастерской».

Т. А.Шорыгина

Рисование «Теле-

фон».

17

Май

Поведение в

обществен-

ных местах.

Уточнить и

систематизировать

знания детей о

правилах поведения.

Закрепить

представление о

культуре внешнего

вида, поведении в

коллективе.

Упражнять в

использовании

вежливых слов.

Формировать навы-

ки культурного и

этически грамотного

поведения

Беседа «Как вести

себя в общественных

местах».

Игра «Хорошо –

плохо».

Игровая ситуация

« В библиотеке».

Игровая ситуация

« На приёме у врача».

Сюжетно – ролевая

игра «Театр».

Игра

«Вежливые слова».

Упражнение

«Будь вежлив».

Развлечение «Город

вежливости».

18

Календарно – тематическое планирование

работы с родителями

Месяц

Задачи

Формы работы

Старшая группа

Подготовительная

группа

Сен-

тябрь

Создание положи-

тельного психоло-

гического настроя.

Выявление степени

компетентности и

заинтересованно-

сти в вопросах фор-

мирования нрав-

ственной культуры.

Анкетирование ро-

дителей.

«Почта доверия».

Информационный

буклет «Что такое

этикет?»

Консультация «Во-

просы о нравствен-

ном воспитании де-

тей».

Анкетирование роди-

телей.

«Почта доверия».

Консультация «Фор-

мирование культуры

поведения за солом».

Материал для роди-

тельского уголка

«Культура трапезы».

Октябрь

Вызвать интерес у

родителей к сотруд-

ничеству, на-

строить на совмест-

ную положитель-

ную работу по во-

просам нравствен-

ного воспитания

детей.

Информационный

буклет: «Роль этике-

та в воспитании де-

тей».

Заседание родитель-

ского клуба «Дове-

рие» на тему

«Нескучный этикет.

Прививаем ребёнку

хорошие манеры».

Материал для роди-

тельского уголка:

«Секреты сервировки

стола».

Досуг «Семейный

конкурс» на тему

«Семейные секреты

сервировки стола».

Фотовыставка «Пре-

зентация семейных

традиций».

19

Ноябрь

Установление

преемственности в

семье и ДОУ по во-

просам развития

культурного пове-

дения детей.

День открытых две-

рей «Наш любимый

детский сад».

Информационный

буклет «Что воспи-

тывает детский

сад?»

Журнал для роди-

телей «Этикет. Идём

в гости».

Досуг: КВН « Рус-

ские традиции».

Декабрь

Повышение педаго-

гической культуры

родителей по во-

просам формиро-

вания нравственной

культуры дошколь-

ников.

Заседание родитель-

ского клуба «Дове-

рие» на тему

«Научим детей дру-

жить».

Материал для роди-

тельского уголка

«Правила дружбы»

Фотовыставка «Не

мешайте мне тру-

диться».

Консультация «Вос-

питание трудом».

Выставка поделок

«Новогодние чудеса».

Январь

Повышение уровня

родительской

компетентности в

области семейного

воспитания.

Конкурс рисунков

«Герб нашей семьи».

Круглый стол «Роль

этикета в семье».

Совместное с детьми

занятие «Школа хоро-

ших манер или как

преподнести себя лю-

дям».

Консультация «Как

научить ребёнка быть

красивым».

Февраль

Осуществление ин-

дивидуального под-

хода к родителям,

учитывая особен-

ности каждой се-

мьи.

Журнал для роди-

телей «Этикет. Пра-

вила поведения в го-

стях».

Презентация се-

мейного альбома

«Праздничные блю-

Заседание родитель-

ского клуба «Дове-

рие» на тему «Воспи-

тываем в детях хоро-

шие привычки».

Совместный досуг

20

да нашей семьи».

Игровой тренинг

«Ждём гостей»

«Дело мастера боит-

ся».

Март

Повышение уровня

компетентности ро-

дителей культуры

поведения детей в

общественных ме-

стах. Знакомство с

нормами этикета.

Информационный

буклет

«Этикет на улице».

Совместное с детьми

занятие «Вежливая

улица».

Памятка «Правила

поведения в транс-

порте».

Родительское собра-

ние «Здравствуй,

школа».

Консультация «Эти

правила важны. Уро-

ки поведения в шко-

ле».

Родительская газета

«Воспоминания о

школе» ( со стихами,

фотографиями,

воспоминаниями).

Апрель

Пополнение педа-

гогических знаний

родителей в обла-

сти развития рече-

вого этикета.

Качественное по-

вышение уровня

взаимодействия се-

мья-ребёнок – ДОУ.

Информационный

буклет «Разговор по

телефону».

Практикум для роди-

телей и детей «По-

звони мне, позвони».

Круглый стол «Зна-

комим детей с прави-

лами и нормами

школьного общения»

Тест «Умеем ли мы

общаться»?

Игра для родителей

«Копилка вежливых

слов».

21

Май

Выявление уровня

педагогической

компетентности ро-

дителей и степени

удовлетворённости

итогами совместно-

го взаимодействия

семья – ребёнок-

ДОУ.

Материал для роди-

тельского уголка

«Правила поведения

в общественных ме-

стах».

Досуг «Город веж-

ливости».

Совместное занятие

«Рисуем портрет

вежливого челове-

ка».

Анкетирование ро-

дителей.

«Почта доверия».

Экспресс опрос «Что

такое этикет?».

Викторина «Знатоки

этикета».

Фотовыставка «Вот

мы какие».

Анкетирование роди-

телей.

«Почта доверия».

22



В раздел образования